LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лью создания банка данных после ежегодного углубленного медосмотра.
По итогам углубленного медицинского осмотра общее количество выяв
ленных заболеваний в 2004 году уменьшилось на 3,1% по сравнению с
2003 годом. При этом отмечено снижение заболеваний органов дыхания
– на 1,2%, органов зрения – на 5,2%, органов пищеварения – на 5,1%.
Преподавателями физической культуры разработаны для уроков и
внеурочных занятий специальные упражнения, способствующие улуч
шению кровеносной и нервной системы.
Функционируют 11 спортивных секций: национальные виды спорта,
игровые виды спорта, спортивный туризм и др.
В школе организовано дифференцированное питание, проводится
круглогодичная С витаминизация третьего блюда.
Результаты динамического роста работы в экспериментальном режи
ме пока незначительны, но прогноз ожидается положительный, так как:
1. Уменьшилось количество простудных заболеваний учащихся в
2003/04 учебном году на 8% по сравнению с 2002/03 учебным годом.
2. Число курильщиков, поставленных на внутришкольный контроль,
сократилось на начала 2004 г. на 5%.
3. Число учащихся, не употребляющих алкогольные напитки, увели
чилось на 2,5%.
4. Повысилась мотивация учащихся на здоровый образ жизни: у детей
повысился интерес к общественной жизни города и округа.
5. С начала эксперимента учащиеся школы стали победителями и
призёрами городских, окружных, региональных и Всероссийских сорев
нований.
Подготовлены массовые разряды:
3 й юношеский – 10 человек;
2 й юношеский – 12 человек;
1 й юношеский – 8 человек;
3 й взрослый – 5 человек;
2 й взрослый – 2 человека;
1 й взрослый – 1 человек.
6. Положительная динамика по зрению в классе, занимающемся по
методике В.Ф. Базарного: за 3 года 5 учащихся (40%) улучшили зрение (от
0.3/0.3 до 0.8/0.8 и от 0.5/0.5 до 1.0/1.0).
73
Томская область


Iaoaeueiaa A.A.
ae?aeoi? IO CAOI Naaa?ne “NIO ? 80”


636017, г. Северск
Томской области, ул. Северная, 8,
т.: (3823) 52 91 60, т/ф.: 99 60 40



Шесть лет работы в санаторных классах:
дети и родители довольны
Наша школа — городская и федеральная экспериментальная площад
ка. Мы работаем по теме “Стимулирование достижения успеха учащими
ся в культурно образовательном пространстве школы”.
Нами разработана здоровьесберегающая программа, цель которой —
развитие у детей навыков здорового образа жизни. Она включает в себя
следующие направления.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса. Наряду
с отбором содержания образования и применением здоровьесберегаю
щих технологий предполагается создание психологического комфорта
для учащихся и учителей; рациональный, с точки зрения ученика, режим
работы школы; организация образовательного процесса на основе твор
чества.
Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успеш
ность его деятельности. Основная деятельность детей в школе — учение.
Именно успешность в учении способствует благополучному самочув
ствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого воз
можности развиваться соответственно своим индивидуальным особен
ностям.
Творчество рассматривается нами как один из путей к здоровьесбере
гающему образовательному процессу. Когда учителю интересно учить, а
ученику — учиться, то это способствует сохранению их здоровья. Прин
цип индивидуализации обучения и построения образовательного про
цесса на основе творчества реализуется в нашей школе через применение
образовательных технологий, ориентированных на личность ребенка;
применение методов модульно интегрированного подхода (разработаны
и применяются модули “Познаю природу” и “История становления че
ловека”, объединяющие естествознание, историю, изобразительное ис
кусство и труд) в начальном звене и т.д. Мы считаем, что применение ин
74
теграции способствует организации здоровьесберегающего образователь
ного процесса, так как дает возможность учителям обучать творчески, а
детям — работать увлеченно и с экономией времени; кроме того, школь
ники имеют возможность работать в творческих мастерских.
Медико профилактическая работа предполагает создание для учащих
ся условий, отвечающих санитарно гигиеническим нормам, мониторинг
состояния здоровья школьников и профилактическую деятельность,
включающую в себя: витаминизацию с применением лекарственных
трав; профилактику воспалительных заболеваний горла; профилактику и
коррекцию лорзаболеваний и астмы.
Образовательная деятельность в области формирования здорового обра
за жизни. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют
различные факторы: пример родителей, друзей, школы, средства массо
вой информации. Поведение ребенка формируется на основе того, что он
слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно
корректируется и изменяется в результате сознательного обучения.
Обследуя детей, приходящих в 1 й класс нашей школы, мы видим, что
из года в год растет количество дошкольников с нарушениями здоровья.
Одним из широко распространенных заболеваний является бронхиаль
ная астма и заболевания верхних дыхательных путей. Психологи школы,
проводя тестирование таких учащихся, пришли к выводу, что дети испы
тывают психологический дискомфорт, чувствуют ущербность, так как во
время приступов и с целью профилактики они пользуются индивидуаль
ными ингаляторами, пропускают много занятий из за болезни и в связи
с этим отстают в учебе. Обучение на дому лишает детей возможности ре
ализовать собственные наклонности и способности в системе дополни
тельного образования и в выборе профессии. Возникла идея создания в
нашей школе санаторных классов, чтобы приблизить специализирован
ную пульмонологическую помощь к детям, страдающим астмой, к тому
же школа расположена рядом с уникальным медицинским комплексом
— водогрязелечебницей, где можно осуществлять лечение и оздоровле
ние. С этой инициативой мы выступили перед городским отделом обра
зования и методическим кабинетом гороно.
Подготовленный проект был поддержан главой администрации ЗАТО
Северск Николаем Ивановичем Кузьменко. Постановлением от
23.02.1999 года за № 355 в соответствии с Конституцией РФ и Законом
РФ “Об образовании” было принято решение об открытии первого клас
са для детей с заболеваниями органов дыхания в школе № 80 с 1 сентяб
ря 1999 года. Сама жизнь определила социальный заказ на создание таких
классов, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врача
ми обучаться и лечиться непрерывно в комфортной и привычной среде.
В связи с открытием санаторных классов администрацией города было
выделено дополнительное финансирование для введения в штатное рас
писание учителей и воспитателей с доплатой 15% к ставкам заработной
75
платы, врача пульмонолога и медицинской сестры. Оборудованы поме
щения, приспособленные для занятий, отдыха, лечебно профилактичес
кой работы, заключен договор с медсанчастью на оказание бесплатных
для детей медицинских услуг водогрязелечебницей.
В санаторные классы дети направляются врачом пульмонологом и
медико педагогической комиссией. Средняя наполняемость — 12 уча
щихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения.
Для них организовано полноценное двухразовое бесплатное питание и
полдник за счет родительских средств, т.к. это классы полного дня. Учи
теля и воспитатели используют технологию личностно ориентирован
ного обучения: опора на способности, склонности, интересы ученика,
его ценностные ориентации и субъективный опыт. Обеспечение условий
для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных, ду
шевных и духовных сил способствует сохранению их здоровья. Учитывая
тот факт, что отрицательное влияние на здоровье оказывает обучение в
режиме “готового знания”, широко используется принцип проблемного
обучения, диалоговая форма работы, проектно исследовательская дея
тельность, технологии интегративного и интерактивного обучения. В
некоторых классах обучение ведется по программе “Школа 2100” А.А.
Леонтьева.
Во время занятий детям разрешается свободное перемещение по клас
су, проводятся физминутки, направленные на восстановление и соблюде
ние ритма дыхания. До уроков и в группе продленного дня проводится
дыхательная гимнастика, а на переменах подвижные игры. В режиме дня
есть прогулки и динамические паузы с целью использования природных
факторов и стимулирование двигательной активности.
Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, ле
пить, вышивать, петь, танцевать. Они более чувствительны к миру при
роды. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно
эстетическому образованию. Это средство для развития интеллекта,
творческих способностей, интереса к окружающему, путь к созданию си
туаций успеха и признания. Учитывая этот факт, мы вводим в вариатив
ную часть учебного плана музыкальные часы по методике Карла Орфа,
хореографию, оригами. Дети посещают эти занятия по выбору. В группе
продленного дня, в рамках клубных занятий, воспитатели проводят часы
творчества “Сотвори своими руками”. Дети используют различные тех
ники: тестопластику, вышивку нитками и бисером, плетение, флористи
ку, бумажную пластику.
Благоприятный психологический микроклимат в коллективе, ком
фортность, эстетически оформленная микросреда, создание ситуации
успеха для каждого ребенка снимают психоэмоциональное напряжение и
дают положительные результаты в обучении, лечении и профилактике
обострения заболеваний. Особое значение мы придаем контролю утом
ляемости, ее профилактике путем рационального построения учебного
76
расписания, определения объема и содержания домашних заданий и ин
дивидуальной, дозированной учебной нагрузки.
Расписание составляется по методике В.Г. Пайкеса с учетом “Шкалы
трудности предметов”, соблюдением всех требований СанПиНа, рацио
нальности хронобиологической организации учебного процесса, меди
цинского и психологического сопровождения. Расписание обеспечивает
единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
Слабоуспевающим детям мы предоставляем возможность консультаций,
занятий с педагогом во внеурочное время.
Для детей санаторных классов школы ежегодно составляется план ле
чебно оздоровительных мероприятий. Все учащиеся находятся под на
блюдением врача терапевта, два раза в год осматриваются ЛОР врачом,
проводятся лабораторные обследования и медицинские осмотры. Врач
пульмонолог еженедельно осматривает каждого ребенка, проводит кор
рекцию лечения бронхиальной астмы, ежедневно проводится пикфлоу
метрия. На базе водогрязелечебницы осуществляется физиолечение (иг
лорефлексотерапия, гало инголяция, ЛФК, лечебная физкультура, инга
ляции с минеральной водой, массаж). При медицинском кабинете в шко
ле проводится фитотерапия, респираторная терапия (с использованием
аппарата Фролова), витаминотерапия, светолечение аппаратом “Дюна”.
Интеграция образовательной и оздоровительной деятельности в сана
торных классах способствует восстановлению здоровья ребенка и его
возрастной функциональной активности. Наблюдается положительная
динамика, снизилась заболеваемость острыми респираторными заболе
ваниями, дети с бронхиальной астмой достигли длительной ремиссии.
Число случаев обострений бронхиальной астмы в нашей школе в 2000
году составляло 53,3%, в 2004 году — 6,7%. Положительная динамика
очевидна.
Базисный учебный план для каждого санаторного класса мы изменя
ем, пользуясь вариативной частью. Изыскиваем возможности введения
специальных занятий, способствующих сохранению здоровья, а также
разнообразных элективных курсов по выбору, среди них — “Духовная
музыка”, “Человековедение”, “Физика и человек”, “Мой путь к карьере”
и т.п.
Проведенное анкетирование учащихся показало, что абсолютному
большинству детей нравится в школе, так как им уютно и комфортно, их
любят, хорошо к ним относятся и заботятся об их здоровье, помогая пре
одолеть болезнь. Все учащиеся считают, что в сохранении и укреплении
здоровья особую помощь оказывают разнообразные лечебные процеду
ры, 89% учащихся называют занятия по интересам как фактор, влияю
щий на улучшение здоровья. В своих анкетах 78% родителей отмечают
улучшение состояния здоровья у своих детей за время обучения; всех ро
дителей удовлетворяют формы работы педагогов и медперсонала школы,
направленные на сохранение здоровья. Они считают, что наличие сана
77
торных классов — социально значимое и необходимое направление рабо
ты в современных условиях.
Позади шестилетний опыт, дающий нам возможность сделать вывод,
что сохранить здоровье детей позволяет не только медикопрофилактиче
ская деятельность, но и здоровьесберегающая организация всего образо
вательного процесса.



Naiieeiaa E.A.
ae?aeoi? IIO NIO ? 84,
eaiaeaao iaaaaiae?aneeo iaoe

636070, г. Северск Томской области
пр..Коммунистический д.101, МОУ СОШ № 84,
т.: 8 (38242) 52 83 00



Здоровьесбережение — магистральный путь
модернизации школы
Состояние здоровья детей в большинстве регионов России расценива
ется специалистами как неблагоприятное. Особенно тревожным в этом
отношении считается период обучения в школе, когда число здоровых
детей уменьшается в четыре раза, а к одиннадцатому классу их количест
во не превышает 10%.
Сегодня общепризнанным фактором влияния на физическое и психи
ческое здоровье является система образования. Школа призвана давать
детям не только предметные знания и растить их психически и физичес
ки здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом об
разе жизни. По мнению многих авторов, образовательная среда во мно
гом определяет характер поведения человека.
На протяжении ряда лет наша школа решала проблему сохранения здо
ровья учеников в рамках социального проекта ЗАТО Северска по теме “Ком
плексный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка”.
Организация межпрофессионального взаимодействия участников об
разовательного процесса: педагог, психолог, медик являются определяю
щим условием успешности и слаженности действий всех школьных спе
циалистов. Технология сопровождения осуществляется через медико
психолого педагогические консилиумы. Формой представления резуль
татов консилиума является паспорт класса, включающий оценку психо
физического и социально педагогического аспектов здоровья, рекомен
дации для оказания необходимой помощи ребенку.
78
Особую роль в организации межпрофессионального сотрудничества
играет Центр содействия сохранению и укреплению здоровья, который
органично вписался в структуру школы и взял на себя основные функции
по реализации программы медико психолого педагогического сопро
вождения по следующим направлениям.
Комплексная диагностика состояния здоровья учащихся. Оценка пока
зателей функционального состояния организма, функциональных резер
вов организма и параметров физического развития; мониторинг физиче
ского здоровья учащихся.
Коррекционные мероприятия. Группы ЛФК, массаж, витаминотерапия,
коррекция зрения у слабовидящих (специальные коррекционные классы
4 вида). Организация рационального режима двигательной активности
на уроках, включение динамических пауз, гимнастики, оздоровительная
направленность уроков физического воспитания.
Психологическое сопровождение. Комплексная диагностика психичес
кого здоровья учащихся, психокоррекция, реализация образовательных и
воспитательных проектов.
Непрерывность системы здоровьесберегающего образования позво
ляет решать вопросы сохранения и укрепления здоровья на всех этапах
становления и взросления ребенка (детский сад — школа). Задачи преем
ственности наша школа решала совместно с детским дошкольным учреж
дением № 33. Школа и детский сад расположены рядом друг с другом,
были построены в одно время. Такое близкое соседство диктовало нам
теснейшее сотрудничество. Мы сделали акцент на развивающее обучение
(его методическим развитием является программа “Школа 2100”).
Образовательная деятельность не ограничивается деятельностью только
по данной программе. Разработкой системы здоровьесберегающего образо
вания и воспитания занимались школа и детский сад в рамках своих образо
вательных программ. На определенном этапе возникла потребность в обмене
имеющимся опытом и координации деятельности. Для работников дошколь
ного учреждения были проведены годичные курсы повышения квалифика
ции сотрудниками школы и нашими научными руководителями. В детском
саду разработаны, наполнены методически и регулярно проводятся “Уроки
здоровья”. Их продолжением стала программа валеологического образова
ния и воспитания для начальной школы. Таким образом, обеспечена преем
ственность образовательных курсов здоровьесберегающего направления. Для
полноценного сотрудничества в детском саду проводят консультации сотруд
ники школьного Центра содействия здоровью. Подготовлена и реализуется
единая система мониторинга физического и психологического состояния де
тей, формируется единый банк биометрических и физиометрических показа
телей, характеризующих региональные и общие закономерности роста и раз
вития детей в критические периоды онтогенеза.
Таким образом, была определена главная цель деятельности школы:
создание условий для сохранения здоровья и личностно ориентирован
79
ного развития ребенка на всех этапах обучения с учетом возрастных, пси
хологических и физиологических особенностей.
За прошедший период деятельности разработаны и реализуются про
граммы:
— “Здоровьесберегающего образования и воспитания в школе”;
— спортивно оздоровительной работы;
— психологических, лечебно профилактических и коррекционных
мероприятий;
— медико психологических семинаров для педагогов школы с целью
повышения их компетенции по вопросам здоровья;
— непрерывного здоровьесберегающего образования и воспитания
детский сад — школа;
— “Открытый мир” для детей с патологией зрения;
— здоровьесберегающие технологии в школе.
В школе реализуются здоровьесберегающие технологии, а именно:
организация учебного процесса с учетом основных психогигиенических
положений и рекомендаций. Учебные программы применяются с учетом
возрастных и функциональных возможностей ребенка, происходит чере
дование учебных нагрузок разных уровней интенсивности.
Воспитательная работа в школе осуществляется через проектную дея
тельность. Главное отличие проектирования от традиционно принятого
планирования учебно воспитательной работы заключается в том, чтобы,
во первых, самым детальным образом задать воспитательные цели на ди
агностической основе; во вторых, на основе определенных целей постро
ить соответствующие технологии — алгоритмизированный процесс, га
рантирующий достижения спроектированных воспитательный целей.
Опыт работы педколлектива, в том числе исследовательский и мето
дический, позволил открыть на базе школы курсы повышения квалифи
кации для педагогических работников учреждений образования и соци
альной сферы города по вопросам здоровьесберегающего образования.
Педколлектив рассматривает здоровьесберегающее образование как
основное направление модернизации школы. Система работы школы по
организации здоровьесберегающего образования является универсаль
ной и может действовать в любом образовательном учреждении.




80
Раздел II
O?aeuneee oaaa?aeuiue ie?oa.
Ia?aciaaiea e cai?iaia ?acaeoea aaoae
a oeieao e aiaoeieuiuo o??a?aaieyo




Свердловская область

Noeoeeae E.A.
ae?aeoi? IIO Aeiiacey ? 86
(annioee?iaaiiay oeiea ?IANEI),
a. Ie?iee Oaaee

622035, Свердловская обл.,
г. Нижний Тагил, ул. Коминтерна, 47,
т.: (3435) 23 02 59,
т./ф.: (3435) 23 22 21.
E mail: mail@gimnasia86.e tagil.ru
МОУ Гимназия № 86



Здоровая школа — здоровый город
Последнее десятилетие прошлого столетия, полное эмоциональных и
социальных потрясений, сопровождалось снижением уровня и качества
жизни населения, что сказалось на состоянии его здоровья и демографи
ческой ситуации в стране. Типичную для России картину в этом отноше
нии являло собой и состояние здоровья школьников города Нижний Та
гил.
По данным ФГУ “Центр госсанэпиднадзора”, в городе Нижний Тагил
только 21,6% детей были отнесены врачами в группу здоровых; 50% — в
группу риска; 28,4% — в группу больных. Было установлено, что среди
хронических заболеваний на первом месте стоят болезни костно мышеч
ной системы, второе место заняли болезни органов пищеварения, на тре
тьем месте — болезни нервной системы и органов чувств.
Сопоставление показателей заболеваемости учащихся гимназии и со
стояние образовательного процесса свидетельствовали о том, что имеет
81
ся ряд факторов внутришкольной жизни, которые неблагоприятно влия
ют на здоровье детей. Мы предположили, что одним из факторов явля
лись инновационные программы, реализуемые в гимназии. Система
школьного здравоохранения, базирующаяся на работе школьного врача,
тоже была малоэффективна. Поэтому одним из приоритетных направле
ний деятельности педагогического коллектива стала разработка “Здоро
вьесберегающей системы организации образовательного процесса в гим
назии”.
Работа по данному направлению началась в 1998 году с разработки
проекта “Здоровая школа — здоровый город”. Целью нашей деятельнос
ти являлось создание системы непрерывного здоровьесберегающего об
разования и воспитания. Для этого был обозначен ряд задач:
— разработать и внедрить в практику работы гимназии модель “Здоро
вьесберегающей системы организации образовательного процесса”;
— внедрить систему валеологического мониторинга психофизиологи
ческого здоровья учащихся;
— обеспечить благоприятные для здоровья всех участников образова

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign