LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

то загадочным моментом указывает на тему. Это является завязкой сюжета.
И начинается жизнь от одного захватывающего события (занятия) к
другому. Эти события насыщены математикой и развитием речи, хорео
графией и музыкой, информатикой и театральной деятельностью. Все
происходящее трудно назвать обучением. Идет интересная захватываю
щая жизнь. Дело для головы соединяется с делом для ног, дело для глаз —
с делом для ушей, рук и языка. Но при этом разнообразии идет выполне
ние поставленной педагогом цели, без видения которой сюжетный день
может остаться лишь только сюжетом с игровым действием без обучаю
щей функции.
Главная цель сюжетных дней — воспитание ребенка, всесторонне и
творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким
уровнем развития познавательных способностей, психически и нрав
ственно здорового.
В современной школе развитие умственных и интеллектуальных за
датков стало приоритетным, но одни знания мало кому приносят пользу.
Необходима переориентация всей системы образования на Человека, на
формирование его физического, психического и нравственного здоровья.
Достигнуть этого можно через культуру, через различные виды искусства.
Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова развивает и
тренирует все мышцы голосового аппарата. Используя его метод, мы раз
виваем вокально певческий голос у детей. При этом включаются природ
ные методы защиты голосового аппарата от перегрузок. Важнейшим фак
тором применения этого метода является здоровье ребенка: происходит
самомассаж всех внутренних органов, профилактика ОРЗ, нормализует
ся правильное дыхание, активизируется деятельность головного мозга.
Работу с голосовым аппаратом мы рассматриваем и в экологическом
аспекте. Воздух — среда обитания многих болезнетворных микроорга
низмов, которые оседают на голосовых связках, впитывающих, как губка.
Те, у кого голосовые связки работают только в голосовом режиме, всегда
64
этот рассадник носят с собой, отравляя свой организм. Каждому челове
ку необходима вокальная нагрузка, чтобы связки стали чистыми. Для
этого мы используем метод хорового пения композитора, дирижера и пе
дагога Г.А. Струве.
В любой профессии творчество является основой движения вперед.
Поэтому в нашей школе — детском саду именно музыка, рисование, тан
цы, художественный труд, театр как самая доступная форма художествен
ного самовыражения помогают формировать необходимую для человека
способность стать Творцом.
Но человек творит тогда, когда он здоров. Вся система оздоровитель
ной работы дает неоспоримо хороший результат. Но одно очень важное
звено — это современный урок (занятие), выпадало из поля зрения здо
ровьесбережения.
И поэтому особое внимание мы обратили на технологии “Телесного
сенсорного и психомоторного раскрепощения детей в учебно воспита
тельном процессе” доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, позволя
ющие обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. На про
тяжении пяти лет мы используем элементы данной технологии (хотя ав
тор рекомендует применение технологии целиком). Вот эти элементы:
1. Урок проводится в режиме смены динамических поз, для чего ис
пользуются конторки, которые изготовлены по чертежам доктора В.Ф.
Базарного.
2. Уроки проводятся в режиме движения наглядного материала, посто
янного зрительного поиска. Для этого используются сенсорные кресты и
экологические панно.
3. На потолке каждого класса, кабинета и дошкольной группы распо
ложены схемы зрительных траекторий.
4. Немаловажную роль играет применение гимнастик для глаз, рук,
использование музыки для релаксации и выполнения упражнений для
снятия статического напряжения.
5. Сделаны первые попытки по раздельному воспитанию и обучению
мальчиков и девочек.
6. Частично проведена замена люминесцентного освещения на элек
троламповое.
7. Обязательным предметом в учебном плане является хоровое пение,
что предусмотрено системой В.Ф. Базарного.
Но даже использование элементов дает хороший результат.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесбере
жения является проведение мониторинга физического и психического
здоровья детей. Он позволяет нам оценить правильность выбранного пу
ти, использования здоровьесберегающих программ, технологий и мето
дов. Сравнительный анализ результатов заболеваемости учеников нашей
“Эврики” и соседней школы показывает эффективность проводимой ра
боты. Проследив частоту заболеваний в динамике с 1985 года, делаем сле
65
дующие выводы: заболеваемость неуклонно снижается, хотя поступле
ния детей в образовательное учреждение с I группой здоровья с 1990 года
практически нет.
К сожалению, сегодня проблема здоровьесбережения решается толь
ко на уровне отдельного образовательного учреждения или учителя. Су
ществующий Базисный учебный план не способствует сохранению и ук
реплению здоровья детей и должен быть изменен. В него необходимо
включить урок здоровьетворения, урок хореографии, уроки хорового пе
ния и театра.
Для того чтобы вырастить здорового творческого человека, необходи
ма государственная программа, в которой будут предусмотрены научно
методическое обеспечение; материально техническая база; достойная
зарплата педагога.




Таймырский (Долгано Ненецкий)
автономный округ


Aaa?eeiaa I.A.
ae?aeoi? n?aaiae iauaia?aciaaoaeuiie oeieu ? 3

647000 Таймырский
(Долгано Ненецкий) автономный округ,
г. Дудинка, ул. Ленина, 38,
т.: 2 21 04.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 3”
E mail: lanshina@rambler.ru


Путь здоровья – путь самосовершенствования
Наша школа с 2001 года работает над темой “Использование здоровь
есберегающих педагогических технологий в целях создания условий для
сохранения и укрепления здоровья детей и их успешного развития”. На
копленный педагогическим коллективом опыт по теме обусловил начало
экспериментальной работы по здоровьебережению.
В мае 2003 года были сделаны первые шаги по налаживанию внешних
связей с Институтом повышения квалификации и развития регионально
го образования г. Ханты Мансийска, осуществлён консультационный
визит зам. директора по воспитательной работе Ланшиной В.Н. в г. Хан
ты Мансийск и г. Сургут, определены научные руководители для прове
66
дения эксперимента в условиях малого северного города: Ефремов А.В. –
ректор Института повышения квалификации и развития регионального
образования г. Ханты Мансийска, Васильков В.А. – доцент кафедры гу
манитарного образования, кандидат педагогических наук, заслуженный
учитель Российской Федерации.
Был заключён договор “О сотрудничестве между отделом образования
администрации г. Дудинки и Институтом повышения квалификации и
развития регионального образования г. Ханты Мансийска”. Была подго
товлена нормативно правовая база с локальными актами, предложен
проект изменений в устав школ, проведён педсовет, где принято решение
о необходимости создания проекта школы, содействующей здоровью.
В соответствии с проектом улучшена материально техническая база
школы (отремонтированы и оснащены медицинский кабинет и трена
жёрный зал, приобретено необходимое количество лыж для проведения
уроков физкультуры на свежем воздухе).
В школе был создан психолого логопедический пункт для проведения
специальных коррекционных занятий. Для кабинета биологической об
ратной связи (БОС) были приобретены новые компьютеры.
При комплектовании школы педагогическими кадрами учитывается
приоритетное направление здоровьесберегающих педагогических техно
логий.
— Два педагога прошли обучение на курсах по здоровьесберегающим
технологиям: Елизарьева Е.С. на базе Таймырского окружного научно
методического центра, Куриганова Т.А. на базе Российского института
повышения квалификации работников образования.
— Весь коллектив школы обучался на курсах повышения квалифика
ции по теме: “Валеологизация учебно воспитательного процесса – прио
ритетное направление развития личности” (руководитель Васильков В.А.
при поддержке Института повышения квалификации и развития регио
нального образования Ханты Мансийского автономного округа).
— Учитель биологии Грахова Т.И. прошла обучение по программе
“Массовое оздоровление населения методом биологической обратной
связи через систему образования” в г. Санкт Петербурге и получила сер
тификат специалиста для работы в кабинете “БОС Здоровье”.
— Преподаватель физической культуры Супрунов Ю.Н. обучался на
курсах повышения квалификации по лечебной физкультуре на базе ака
демии физической культуры им. Лесгафта г. Санкт Петербурга и получил
сертификат специалиста по лечебной физкультуре.
С октября 2003 года на базе школы стала работать экспериментальная
площадка муниципального уровня “Формирование здоровья детей в ус
ловиях массовой общеобразовательной школы малого северного города”.
Выбор данной темы объясняется снижением показателей состояния здо
ровья школьников.
Целью работы по эксперименту мы считаем:
67
— внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в
учебно воспитательный процесс;
— пропаганду здорового образа жизни;
— формирование ценности здоровья.
Улучшение состояния здоровья учащихся – один из основных резуль
татов работы школы. Работа педагогического коллектива по здоровьесбе
режению включает следующие компоненты:
1. Создание здоровой окружающей среды.
С этой целью была организована физкультурно оздоровительная ра
бота в различных направлениях, что обеспечивает повышение мотивации
на здоровый образ жизни. Анализ уровня воспитанности по отношению
к своему здоровью говорит о положительной динамике в этом направле
нии. На начало учебного года на оптимальном уровне находились 10
классов, а в мае их количество увеличилось до 11, при этом классные кол
лективы 9 “Г” и 9 “Б”, находящиеся под контролем, улучшили свои ре
зультаты в допустимом уровне на 0,5%.
Экспериментальные классы 2 “А”, 5 “А”, 6 “А” на конец 2003/04 учеб
ного года все вышли на оптимальный уровень, при этом положительная
динамика наблюдается во 2 “А”, 6 “А” и стабильность в 5 “А”.
2. Систематическое распространение знаний о здоровье среди учени
ков и родителей.
Воспитанию чувства ответственности за собственное здоровье, здоро
вье семьи, сообщества, демонстрации реальных и привлекательных
средств для выбора здорового стиля жизни способствовало создание на
базе начальной школы клуба “Здоровая семья”, работа Совета здоровья,
проведение месячника “Мы – за здоровый образ жизни” в апреле, на
протяжении которого проводились различного рода мероприятия с учас
тием учащихся школы, учителей, родителей, шефов и общественности.
По итогам месячника классы победители в номинации “Класс здорового
образа жизни”, 2 класс “А” (классный руководитель Васильева О.М.), 7
класс “А” (классный руководитель Елизарьева Е.С.), 8 класс “Б” (клас
сный руководитель Чабанова Н.В.), 10 класс “А” (классный руководитель
Грахова Т.И.) получили дипломы, которые были размещены в уголках
здоровья. Материалы для таких уголков предложены Советом здоровья,
возглавляет который Грахова Т.И., и дополнены материалами самих учи
телей и их воспитанников. Анализ итогов месячника позволяет говорить
о применении в работе достаточного количества нетрадиционных форм
использования здоровьесберегающих педагогических технологий в вос
питательной работе с учащимися.
Организация альтернативной деятельности с учащимися включает раз
личные конкурсы, фестивали, ярмарку, КВН, турниры, итоги которых
проводятся с привлечением общественности на общешкольных линейках.
В два раз увеличилось количество детей, имеющих спортивные разря
ды и КМС в различных видах спорта. На базе школы проводился город
68
ской спортивный праздник, открытые окружные соревнования по гире
вому спорту, окружные соревнования “А, ну ка, парни!”, городские дис
котеки, спортивные школьные праздники и т.д. Таким образом, школа
становится городским спортивно культурно досуговым центром молодё
жи по формированию ЗОЖ. Качественное медицинское обслуживание
(включая поддержку умственного и эмоционального развития и коррек
ции) способствует здоровье сбережению учащихся.
Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам монито
ринга по следующим показателям:
— количество практически здоровых детей (22%);
— количество учащихся с различными отклонениями в состоянии
здоровья (78%);
— количество учащихся, имеющих наиболее распространённые забо
левания;
— количество учащихся, имеющих трудности в обучении (87 чел.).
Анализ данных показывает, что в школе по результатам углублённого ме
досмотра более 70% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья. Эта
цифра стабильно держится в течение двух лет. Исходя из “Паспорта здоро
вья учащихся” установлено, что наибольшее число заболеваний опорно
двигательного аппарата приходится на подростковый возраст (8 е–11 е
классы). Безусловно, причина такого положения кроется, прежде всего, в
особенностях физиологического развития школьников этого возрастного
периода.
Динамика нарушения зрения наглядно демонстрирует низкий про
цент в классах (1 е, 5 е, 8 е, 11 е), учащиеся которых в начальной школе
обучались по методике Базарного.
Учащиеся “группы риска” остаются проблемой в течение последних
двух лет, когда наблюдается рост учащихся, состоящих на учёте в отделе
по профилактике правонарушений. Однако необходимо отметить, что в
течение 2003/04 учебного года количество учащихся, состоящих на учёте
в милиции, сократилось на 58% и составляет в настоящее время 14 уча
щихся (на начало было 24 ученика).
На первом подготовительно прогностическом этапе психолого кор
рекционный блок был озадачен улучшением материально технического
и методического обеспечения кабинета психолога и логопеда.
В 2003/04 учебном году была установлена компьютерная техника, что
облегчило проведение мониторинга речевого и интеллектуального здоро
вья. Закуплена методическая литература, компьютерные программы по
коррекции.
В плане профилактики под особый контроль были взяты будущие
первоклассники.
Мониторинговые данные говорят о сохраняющейся тенденции боль
шого количества учащихся (каждый третий ученик), нуждающихся в спе
циальной помощи по коррекции устной и письменной речи. На учёте ло
69
гопедического пункта стояло в этом учебном году 87 детей. В целях улуч
шения сложившейся обстановки приняли решение:
— удлинить срок действия “Школы будущего первоклассника” с сен
тября по май месяц с привлечением неорганизованных детей;
— введение в учебно воспитательный процесс уроков логопедической
ритмики для учащихся логопатов и имеющих трудности в обучении.
Работа психолога строилась в следующих направлениях: методичес
кая, диагностическая, коррекционно развивающая и профилактическая
с реализацией поставленных задач.
Проведение семинара “Профилактика зависимости” для учителей
способствовало улучшению качества работы по профилактике вредных
привычек.
В течение учебного года был разработан и проведён цикл занятий для
учащихся 9—11 классов по профилактике злоупотребления психотропных
веществ и предупреждению инфекций, передающихся половым путем.
В феврале 2003 и январе 2004 годов проведена анкета “Твоё здоровье и
вредные привычки” среди учащихся 8—11 классов. В вопросах, относя
щихся к “вредным привычкам” (“Употребляешь ли ты алкогольные на
питки (наркотики, табак)?”) наблюдаются незначительные положитель
ные изменения. В вопросах, связанных со здоровьем (“Чувствуешь ли се
бя уставшим в школе?”) отмечается рост положительных ответов почти
на 2%. Поэтому необходимо определить причины утомляемости школь
ников в процессе обучения и по возможности их исключить.
Для учащихся 5 х классов составлен спецкурс учебных занятий по
формированию социальных навыков и здорового образа жизни. Предло
женный спецкурс состоит из 3 блоков: “Первый раз в 5 й класс”, “Разви
тие проектного мышления”, “Здоровый образ жизни”. Выявлены крите
рии эффективности данного курса:
— усвоение детьми основных понятий курса “проблема”, “проблема,
похожая на…”, “здоровье”;
— процесс адаптации учащихся 5 го класса завершился ко второй
учебной четверти (кроме одного ребёнка);
— освоение детьми технологий коллективного обсуждения и приня
тия общего решения.
В сентябре 2003 и марте 2004 годов проведено психологическое обсле
дование пятиклассников по определению динамики развития школьной
тревожности. Страх ситуации проверки знаний отмечается в обоих клас
сах, но в 5 классе “А” к концу учебного года этот фактор снизился более
чем на 20%, а в 5 классе “Б” — на 10%. Страх самовыражения в 5 “Б”
классе не изменился (32% от всего числа опрошенных), а в 5 “А” — сни
жение с 25% до 6% от общего числа учащихся.
В марте 2004 года проведена анкета среди учащихся 5 х классов “Моё
отношение к учёбе”, в которой школьники отмечали (93%) самые люби
мые и нелюбимые учебные предметы. Среди любимых предметов дети
70
назвали: математику, музыку, курс здоровья, труд, уроки изобразительно
го искусства. Нелюбимые предметы история, русский язык и литерату
ра, где дети испытывают перегрузки. Выявлен интересный момент: боль
шинство учащихся отмечают среди любимых предметов физическую
культуру, но с пометкой “физкультура нравится в бассейне и на улице”.
На основании проделанной работы педсоветом школы было принято
решение принять участие во Всероссийском конкурсе “Школа – терри
тория здоровья”. Нами были подготовлены документы и отчётные мате
риалы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
среди учащихся школы. Решением Управления образования ТАО средняя
школа № 3 была признана победителем окружного конкурса “Школа –
территория здоровья”. В декабре 2004 г. школа получила комплект трена
жёрного оборудования по итогам Всероссийского конкурса, на котором
стала дипломантом.
За два года совершенствовалось планирование учебно воспитательно
го процесса с позиции здоровьесбережения:
1. Увеличилась двигательная активность учащихся с 1 по 11 классы за
счёт введения дополнительного часа физкультуры.
2. В начальных классах введено проведение подвижных перемен.
3. Введены кружки, спецкурсы:
“Валеология”
“Человек и окружающая среда”
“Помоги себе сам”
“Психология общения” — 8 “А”, “Б”, 9 е классы
“Основы безопасности жизнедеятельности” — 1 11 классы
ТРИЗ – 1 “А”, 1 “Б”
ИЗО и художественный труд – 7 е классы
Декоративно прикладное искусство – 7 е классы
Психология – 10, 11 е классы.
Созданы классы высокой успеваемости – 3 “А”, 5 “А”, 6 “А”, 9 “А”, 10
“А”.
В целях обеспечения развития детей используются новые учебные тех
нологии. Школа осваивает новую функцию педагогической помощи и
поддержки ребёнка в учебно воспитательном процессе посредством фор
мирования саморазвития, самоопределения по методике Г. Селевко.
В течение последних трёх лет коллектив средней школы № 3 работает
над проблемой развивающей функции обучения и воспитания на основе
здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих самосовершенство
вание личности.
Введён 3 й час уроков физкультуры, работают спортивные кружки,
секции. Оборудован тренажёрный зал, имеются два спортивных зала, ис
пользуется близость к школе спортивного комплекса города Дудинки,
выполняется программа по лыжной подготовке.
С 2000 года учитель начальных классов Казанцева С.А. использует в
71
работе с учащимися здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Ба
зарного, направленные на профилактику заболеваний опорно двигатель
ного аппарата и снижения зрения.
Данная педагогическая технология основана на принципах чувствен
ной свободы, двигательно поисковой активности. Занятия проводятся в
режиме смены динамических поз учащихся (для этого используется спе
циальная мебель и конторки с наклонной поверхностью). Часть урока
ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой, тем самым со
храняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка –
основа энергетики человеческого организма. В течение урока дети не ис
пытывают переутомления, нервно психических перегрузок. Обеспечива
ется психомоторное и нейровегетативное раскрепощение ребёнка.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно телесную
и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты
реакции используются схемы зрительных траекторий, проводится зри
тельная гимнастика.
Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материа
ла. В результате работы по методике Базарного В.Ф. учителю Казанцевой
С.А. удалось достичь положительных результатов в укреплении здоровья
детей.
На начало 2000/01 учебного года проведено углублённое медицинское
обследование первоклассников. Выявлено 5 человек, склонных к близо
рукости. Через год у 2 учащихся улучшилось зрение: Бабич А. (с 0.3\0.3 на
0.8\0.8), Казаков Р. (с 0.7\0.5 на 0.8\0.8). Ещё через год улучшилось зрение
у Казакова О. (с 0.8\0.8 на 1.0\1.0), у Попковой снят диагноз “склонность
к близорукости”, у Ступина А. улучшилось зрение (с 0.7\0.7 на 1.0\1.0).
Следует отметить, что на 2 м и 3 м году обучения при обследовании
учащихся впервые выявленных с понижением зрения нет. У одного уча
щегося снят диагноз “плоскостопие”.
В анкете “Лучше стоять, чем сидеть” 83,3% учащихся ответили утвер
дительно на вопрос “Нравится ли тебе учиться за партами кафедрами?”,
16,6% выбрали ответ “Не всегда”. 100% опрошенных чувствуют себя в по
ложении стоя свободно и комфортно.
На II этапе реализации ЭП по здоровьесбережению в школе открыли
кабинет здоровья “БОС – дыхание”, в котором только за I полугодие
2004/05 учебного года прошли обучение на тренажёрах более 70 детей. Ре
зультаты: 50 учащихся обработаны, проанализированы, показывают по
ложительную динамику в укреплении здоровья. Данные материала обоб
щены ученицей 11 класса “А” Велигуровой Л. при поддержке научного
руководителя, учителя здоровья Граховой Т.И. и будут представлены в ви
де реферата на городской научно практической конференции.
Открытие стоматологического кабинета в школе позволяет снизить
уровень заболеваемости кариесом, обеспечит улучшение стоматологиче
ской помощи школьникам.
72
Установление люстр Чижевского в школьной библиотеке и в меди
цинском кабинете способствует повышению эффективности оздоровле
ния детей.
Стопроцентное обследование учащихся с использованием автомати
зированного комплекса для диспансерных обследований детей и под
ростков (АКДО) позволило выявить скрытые патологии. Эта работа на
правлена на улучшение медицинского обследования учащихся и повы
шение эффективности работы с родителями.
Врачом школы на каждого ученика оформлен паспорт здоровья с це

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign