LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тель директора по учебно воспитательной работе Г.А. Тайдонова, пред
ставлявшая данный проект стала финалистом республиканского конкур
са “Лидер в образовании 2003”. Кафедра систематизировала опыт рабо
ты коллектива гимназии по сохранению и укреплению здоровья учащих
ся, готовится комплексная учебно оздоровительная программа Хакас
ской национальной гимназии интерната. Свой опыт работы кафедра
обобщила на республиканском семинаре для социальных педагогов и
психологов “Система обеспечения правовой, психолого педагогической
и медико социальной помощи детям”.
В тесном контакте с кафедрой медико педагогических основ здоровья
работает кафедра воспитания, включающая в себя классных руководите
лей, воспитателей, педагога организатора, педагогов дополнительного
образования, руководителей спортивных секций. Воспитателем гимна
зии Г.М. Коковой разработана программа “Здоровье и жизнь”, которая
рекомендована научно методическим советом гимназии для использова
ния во всех классах. Данная программа представляет собой обобщенный
опыт педагогов гимназии по формированию последовательной и непре
рывной системы обучения здоровью.
Хорошей традицией во всех классах стали экскурсии за город, одно
дневные и длительные походы по республике, выезды на озера и в горы.
Члены туристического кружка неоднократно побывали в горах Кузнецкого
Алатау и Саян, ежегодно отдыхают в туристическом лагере “Ергаки”, рас
положенном в Саянах. В соответствии с программой “Школа развития и
здоровья” проводятся разнообразные по формам и содержанию классные
часы, беседы, внеклассные воспитательные мероприятия, направленные
55
на пропаганду ЗОЖ. (“Здоровье — это та вершина, которую ты покоряешь
сам, здоровье не купишь, им можно только рассчитываться”, “Мое здоро
вье – пища настоящего и будущего”, “Я и компьютер”, “Сотовый телефон
и здоровье”, “Моя забота” и др.). В каждом классе проводятся различные
спортивно массовые мероприятия. Традиционными стали соревнования
по национальной борьбе кeрес, состязания по хакасским спортивным иг
рам (тобит, стрельба из лука, поднятие камня и др.). Целенаправленно ве
дется работа со специалистами Центра планирования семьи, наркологиче
ского диспансера, кожно венерологического диспансера, Центра меди
цинской профилактики, Центра по профилактике ВИЧ инфекций.
В гимназии создаются условия для творческой самореализации детей.
Работает республиканская детская школа искусств, которую с большим
удовольствием посещают наши воспитанники. В стенах этой школы они
обучаются хореографическому и художественному искусству, искусству
вышивания гобеленов и игре на различных духовых и струнных инстру
ментах, баяне и фортепиано, хакасских народных инструментах. Гордос
тью школы искусств является оркестр русских народных инструментов и
духовой оркестр. Ребята могут посетить занятия различных кружков и
клубов по интересам (“Металлическое кружево”, “Хакасское декоратив
но прикладное искусство”, “Резьба по дереву”, “Основы работы на
ЭВМ”, “Театральная студия”, фольклорная группа “Нанxылар”, вокаль
ная группа, клуб “Воскресные посиделки”, “Изонить”, “Волшебная ман
ка”). В бригадах по изготовлению национальных сувениров они не толь
ко учатся искусству своего народа, но и зарабатывают деньги.
Существующий Базисный учебный план школы составлен с учетом
профильного и предпрофильного обучения. Инвариантная часть полно
стью реализует федеральный и региональный компоненты. Вариативная
часть позволяет расширить гимназический компонент. Содержание учеб
ного плана соответствует основной цели национального гимназического
образования: “Создание условий для удовлетворения образовательных
потребностей учащихся”. Индивидуальные образовательные программы
воспитанников строятся на основе индивидуализации учебного процес
са, реализуется индивидуальная траектория образования.
Совместная деятельность ученика, педагога, классного руководителя,
воспитателя, родителей, медико психологической службы, использова
ние реально действующих здоровьесберегающих технологий, информа
ционного и диагностико аналитического сопровождения образователь
ного процесса способствует реальному выявлению и учету индивидуаль
ных склонностей, потребностей, интересов обучающихся, исключает
учебную перегрузку.
Эффективность использования технологии предпрофильного и про
фильного обучения в гимназии интернате проявляется в том, что не на
блюдается учебной перегрузки, реально удовлетворяются индивидуаль
ные образовательные потребности, интересы обучающихся.
56
Гимназия стала победителем Всероссийского смотра конкурса на луч
шую постановку физкультурно оздоровительной и спортивно массовой
работы среди детских домов и школ интернатов (2002 г.), победила в ре
гиональном конкурсе “Лучшая школа России — 2004” и стала дипломан
том Всероссийского конкурса, победила во Всероссийском конкурсе
“Школа – территория здоровья” (2004 г.).


Aoeaeiaa E.I., Naoaaaa O.A.
caianoeoaee ae?aeoi?a ii o?aaii-ainieoaoaeuiie ?aaioa
IIO NIO ?
1, a. Aaaeai

655017, Республика Хакасия,
г. Абакан, ул. Советская, 28,
т.: (39022) 2 45 76



Дорогой энтузиастов
Школа сегодня, пожалуй, единственный “островок”, в котором еще
ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забо
та о подрастающем поколении, где, пожалуй, больше всего осознают, что
“здоровье детей — это здоровье нации”.
Опыт мудрых учит:
— самый большой грех — страх;
— самый лучший день — сегодня;
— самая лучшая работа — та, которую ты любишь;
— самая большая утрата — потеря надежды;
— самая большая слабость — ненависть;
— самая нелепая черта характера — самомнение;
— самая большая потребность — в общении;
— самое большое богатство — здоровье, удивительное свойство чело
века, о котором Сократ сказал: “Здоровье не все, но все без здоровья —
ничто!”
Пять лет назад в нашей школе прошел педсовет “Здоровые дети —
здоровая нация”. Основание для его проведения было серьезным — ухуд
шение состояния здоровья детей в связи с различными обстоятельствами
социально экономического и экологического характера.
Нельзя сказать, что до этого школа не занималась проблемами здоро
вья школьников, привлечением их внимания к здоровому образу жизни:
Дни здоровья, экскурсии на природу, спортивные секции, классные бесе
ды, родительский лекторий — все это с давних пор традиции нашего
учебного заведения. Вместе с тем, медицинские обследования детей, ди
57
агностика состояния их здоровья создавали довольно таки удручающую
картину. Уже в первый класс поступают дети с серьезными отклонениями
в здоровье. Лидируют такие заболевания, как сердечно сосудистые, же
лудочно кишечные, нарушение осанки, зрения. К старшим классам чис
ло больных учеников возрастает.
Необходимо было проанализировать факторы, влияющие на здоровье
детей, разработать программу действий, консолидировать совместные уси
лия родителей, учащихся и педагогов по созданию здоровьесберегающей
среды. Это и было целью большого педагогического совета школы, на кото
ром присутствовали психолог, медицинский работник, учителя, ведущие
специалисты кафедры валеологии и физической культуры Хакасского госу
дарственного университета им. Н.Ф. Катанова, представитель духовенства.
Творческая группа педагогов провела анкетирование среди учащихся,
родителей, учителей и сделала анализ ресурсной базы.
Нельзя было не обратить внимание на диагностику образа жизни пед
коллектива. Мы считали, что коллектив школы ведет здоровый образ
жизни. Но выяснилось, что только несколько человек питаются в нор
мальном режиме; более 50% учителей обходятся ежедневно без завтрака
или обеда, что существенным образом влияет на самочувствие, а 40% во
обще не поддерживают никакого режима питания. Более 70% не делают
утром зарядку, лишь 3% дают телу физическую нагрузку по утрам. Если
учесть, что санаторно курортное или профилактическое лечение выпада
ет лишь единицам, то картина предстала довольно таки удручающей.
Интересно, что лишь 33% учителей отметили, что обладают чувством
юмора, остальные 67% ценят юмор, стремятся развивать его в себе, но
“часто не до юмора”.
Не менее печальным выглядел анализ родительской анкеты: утренняя за
рядка, закаливание ребенка, соблюдение режима — все это оказалось жела
емым, но не выполняемым по разным причинам. Можно было сделать вы
вод, что дети в таких случаях, переняв жизненный опыт взрослых, рискуют
унаследовать психологическую нестабильность и проблемы со здоровьем.
Результатом работы педагогического совета стала выработка стратеги
ческих и приоритетных направлений деятельности коллектива:
— организация школы на принципах здорового образа жизни;
— изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий;
— внедрение в учебный процесс курсов, ориентированных на обуче
ние здоровому образу жизни;
— организация педагогического лектория для родителей.
Было принято решение о разработке совместно с кафедрой Хакасско
го госуниверситета программы “Школа здоровья и развития”.
Кафедра валеологии и физической культуры (сейчас эта кафедра име
ет другое название) оказала большую теоретическую и практическую по
мощь, разработав программу курса “Культура здоровья” (для начальной
школы) и программу для работы с родителями.
58
Кандидат медицинских наук, преподаватель Хакасского госуниверси
тета Г.В. Чухров и учителя физической культуры школы предложили сис
тему мер по профилактике нарушений осанки у детей младшего школь
ного возраста. На каждом уроке физической культуры, независимо от те
мы, в начальных классах были введены блоки упражнений, развивающие
мышцы шеи и туловища, верхних и нижних конечностей, мышцы брюш
ного пресса и мышцы свода стопы.
Наиболее часто использующиеся упражнения: подтягивание на низ
кой перекладине из положения в упоре лежа для девочек, подтягивание
на высокой перекладине для мальчиков, сгибание и разгибание рук в
упоре, упражнение “уголок” в висе или в упоре сидя, приседание на од
ной ноге с опорой на другую или с поддержкой у гимнастической стенки.
Эти упражнения проводятся в подготовительной, основной или заклю
чительной части урока с учетом его тематики. И, конечно же, использу
ются игры, связанные с бегом, прыжками. С нашей точки зрения, это все
разнообразит уроки физической культуры, делает их более интересными,
с достаточной активностью, а следовательно, более результативными.
Благодаря заинтересованности администрации школы проблемой оз
доровления детей были введены ежедневные динамические перемены на
свежем воздухе для младших школьников, прохождение “тропы здоро
вья”, использовалась дыхательная гимнастика, в расписание были введе
ны уроки ритмики.
Все это увеличило двигательную активность детей, что способствовало
устранению утомления, увеличению мотивации к учебной деятельности.
Проведенные исследования в начальной школе на протяжении 4 лет
показали, что процент нарушения осанки с 1 по 4 классы не увеличился,
наоборот, есть улучшения.
Уровень физической подготовленности ежегодно возрастает, и к 4
классу 90 и более процентов учащихся имеют средний и выше среднего
уровни физической подготовленности.
Специалисты офтальмологи, по согласованию с администрацией,
провели ряд консультаций, тренингов по обучению учителей комплекс
ным упражнениям для профилактики близорукости детей.
Школа не случайно из всего спектра разнообразных педагогических
технологий избрала технологию личностно ориентированного обучения
как наиболее полно отвечающую принципам здоровьесбережения. В
центр образовательного процесса поставлен ребенок, его психическое и
физическое развитие.
На сегодняшний день главным направлением по формированию здо
ровьесберегающей среды в школе является организация всего образова
тельного пространства на основе принципов природосообразности и в
соответствии с санитарно гигиеническими нормами.
Для осуществления оздоровительной работы и физической подготов
ки школа имеет спортивный зал, 2 танцевальных зала, спортивную пло
59
щадку, “тропу здоровья”, тир, лыжное снаряжение, медицинский каби
нет, логопедический кабинет, комнату психологической разгрузки, ком
нату отдыха для учителей.
Школьная столовая обеспечивает всех учащихся и работников школы
полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы.
Кроме этого, педколлектив школы решает проблему личностно на
правленной воспитывающей среды на основе дополнительного образова
ния. В школе работают 45 кружков, творческих объединений и спортив
ных секций. Через клуб “Почемучка” и детскую организацию “Союз
обеспокоенных сердец” осуществляется самоуправление. Пятый год
школа работает над реализацией программы “Воспитай Человека”, це
лью которой является формирование самодостаточной личности.
В школе создан Общественный фонд развития школы “Ради сыновей
и дочерей Отечества” (РСИДО), осуществляющий финансовую поддерж
ку всех целевых программ, одна из которых — “Оздоровление детей и пе
дагогического коллектива”.
Школа уделяет серьезное внимание мониторингу состояния развития
учащихся. Этой работой занимается психолог, но, к сожалению, одного
специалиста на 1600 учеников явно недостаточно, и потому проследить
до конца результативность не всегда удается. Однако в школе, на наш
взгляд, устранена перегрузка. Анкетирование показало, что дети в целом
с желанием учатся. Школа конкурентоспособна, пользуется авторитетом
в городе, поэтому контингент обучающихся не уменьшается.
В работе педагоги успешно используют знания возрастных, психичес
ких, физиологических особенностей детей, учитывают их потенциальные
возможности и способности. В начальной школе успешно внедряются
педагогические технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Администрация школы, руководители школьного методического объ
единения организовали проведение цикла семинаров, практикумов по
изучению технологий, проводятся специальные тренинги. Кроме этого, в
масштабах города методическим кабинетом Городского управления обра
зования осуществляется обмен опытом по применению в учебном про
цессе здоровьесберегающих технологий.
Что конкретно используется учителями нашего образовательного уч
реждения? Это методика меняющихся динамических поз (без специаль
ной мебели), когда учитель периодически (через 10—12 минут) переводит
детей из положения сидя в положение свободного стояния. Делается это в
момент, когда они не заняты письмом.
Есть классы с установленными конторками, что дает возможность ра
ботать в положении стоя и сидя в течение урока. Детям нравится поза
свободного стояния. Кроме того, отмечается повышение их психической
активности, ученики меньше устают к концу дня, сохраняют в течение
всех уроков хорошую работоспособность.
Широко используется методика сенсорно координаторных тренажей,
60
упражнения с сигнальными метками. Офтальмологические тренинги
проводятся по схеме зрительно двигательных траекторий на основе реко
мендаций В.Ф. Базарного. Пересматриваются с точки зрения здоровьес
бережения частно методические приемы изучения отдельных предметов,
в частности чтения и письма.
Построение учебного процесса с использованием предложенных тех
нологий позволяет учителям увеличить плотность двигательной активно
сти, что способствует удовлетворению естественных потребностей ребен
ка, а это, в свою очередь, как показывает диагностика, повышает внима
ние, работоспособность, мотивацию к учению.
Полезность и необходимость системной работы в данном направле
нии очевидна. К сожалению, пока еще мало методической литературы,
дидактического материала, а недостаточная материальная обеспечен
ность школы не дает возможности оборудовать учебные кабинеты всем
необходимым. Но учителя нашей школы, осознавшие глобальную необ
ходимость здоровьесбережения детей в учебном процессе и свою ответ
ственность, постепенно, пусть порой на собственном энтузиазме, стара
ются выполнять эту благородную миссию.



Aaooaeu A.A.
ae?aeoi? IIO “Ya?eea” aey aaoae aioeieuiiai
e ieaaoaai oeieuiiai aic?anoa,
ioee?iee ia?iaiiai i?inaauaiey;
Oaaoiaa A.I.
cai. ae?aeoi?a,
Ii?aoiue ?aaioiee iauaai ia?aciaaiey;
Eaaaaaaa E.A.
noa?oee ainieoaoaeu

Республика Хакасия, г. Саяногорск,
Черемушки, МОУ “Эврика” для детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
т./ф.: 8(39042)3 21 84
E mail: evrika2006@bk.ru



В “Эврике” поют хором
“Эврика” работает как детский сад с 1984 года, а как школа — детский
сад с 1993 года. На протяжении всего времени одна из приоритетных задач
нашего коллектива — сохранение и укрепление здоровья детей, так как эта
проблема на сегодняшний день наиболее актуальна. Статистика показыва
61
ет, что наибольший рост заболеваемости наблюдается среди детей школь
ного возраста. Это происходит еще и в результате существующей системы
организации учебно воспитательного процесса в современной школе.
Проанализировав частоту заболеваний в нашем образовательном уч
реждении с 1985 года, мы поняли, что данную проблему можно решить,
если по иному организовать учебно воспитательный процесс.
В “Эврике” проведена огромная работа по созданию здоровьесберега
ющей среды. Здания и помещения оборудованы и оснащены в соответ
ствии с гигиеническими нормативами, каждый класс, группа, лестнич
ные марши, холлы, залы эстетично оформлены, имеют свое “лицо”. Для
этого использованы элементы народных промыслов, изделия декоратив
но прикладного искусства.
Переступая порог “Эврики”, дети попадают в приятную обстановку,
способствующую положительному эмоциональному настрою. У нас ра
ботают физкультурные залы, оснащенные необходимым стандартным и
нестандартным оборудованием, спортивные площадки, хоккейная ко
робка, стадион, беговая дорожка по пересеченной местности длиной в 3
км по периметру территории школы, кабинет БОС (биологической об
ратной связи), физиокабинеты, кабинет М. Монтессори. Хореографиче
ские залы оборудованы станками и зеркальными стеклами.
Кроме того, имеются две изостудии, оснащенные по самым современ
ным требованиям. В каждом корпусе есть картинная галерея. С целью вос
питания любви к животным, бережного отношения к окружающему миру,
внимательного и доброго общения друг с другом в результате большого
коллективного труда создан птичник “Рябушка”. Все это способствует
физическому, психическому и нравственному здоровью детей, повышает
эффективность образовательного процесса и самое главное, приводит к
установлению гармонической связи между обучением и здоровьем.
Большое внимание уделено составлению структуры дня школьника, в
которой учтены физиологические и психические процессы.
Утро в школе начинается уроком здоровьетворения, который состоит
из танцетерапии, самомассажа и изотерапии. Ведь прежде чем обучать
ребенка, его необходимо пробудить.
После двух уроков — завтрак и динамический час, на котором дети
обязательно идут на прогулку, где педагоги организовывают игры, наблю
дения за окружающей природой, индивидуальный отдых.
Затем вновь проводятся уроки, полноценный обед и организованная
прогулка, после которой дети выполняют домашнюю работу, занимаются
в студиях, кружках и секциях.
Хочется акцентировать внимание на том, что всегда учитывается фи
зиология ребенка. Поэтому после приема пищи никогда не проводятся
уроки и занятия.
В “Эврике” работает детское кафе “Улыбка”, в котором можно уютно
посидеть, пообщаться с друзьями.
62
Немаловажную роль в физическом развитии ребенка играет проду
манная организация физкультурно оздоровительных мероприятий: регу
лярное проведение общешкольных дней здоровья, соревнований, похо
дов, турслетов, велопробегов, посвященных памятным датам, и кроссов
совместно с родителями и педагогами. Созданы хорошие условия для
проведения спортивных секций. Зимой заливается каток и прокладыва
ется лыжня на территории школы. Каждый ребенок нашего образова
тельного учреждения, начиная с подготовительной к школе группы и по
4 класс, умеет кататься на коньках и лыжах.
Но несмотря на проводимую оздоровительную работу, дети болеют.
Поэтому в соответствии с выявленными заболеваниями определена сис
тема медицинских мероприятий: различные ингаляции с травами, пропо
лисом, аромомаслами, минеральными водами в соответствии с рекомен
дациями и индивидуальными назначениями школьного педиатра. Систе
матически при физиокабинете работает фитобар, готовятся кислородные
коктейли, проводятся физиотерапевтические процедуры и закаливающие
мероприятия (контрастное обливание, босохождение и т.д.). Все это и
обычное традиционное медицинское сопровождение способствуют со
кращению длительности болезни ребенка или ее предотвращению. Эта
работа имеет конкретную цель: восстановление утраченных резервов здо
ровья ребенка, что само по себе является устранением следствия болезни.
Что же касается причин, порождающих недуг, то, на наш взгляд, мно
гие истоки заболеваний кроются в школьной среде, в организации учеб
но воспитательного процесса, во взаимоотношениях взрослых и детей.
Поэтому особое внимание мы уделяем рациональной организации
всего педпроцесса. С этой целью был приобретен кабинет БОС (биологи
ческой обратной связи) “Здоровье”. Кабинет включает в себя компью
терный комплекс с программным обеспечением, комплект аппаратуры.
Аппаратура разработана фирмой “Биосвязь” под руководством физиоло
га А. Сметанкина, допущена к применению в практике и сертифицирова
на Министерством здравоохранения РФ.
Медико психолого педагогические показания работы данного каби
нета — это профилактика заболеваний дыхательной, сердечно сосудис
той и нервной систем, предупреждение и защита от последствий стресса
и психоэмоционального перенапряжения, оздоровление организма, фор
мирование навыков здорового образа жизни.
Уже сегодня мы можем с уверенностью сказать, что включение техно
логии БОС в учебный процесс школы детского сада “Эврика” по истече
нии короткого срока дало обнадеживающие результаты: снизилась забо
леваемость учащихся, улучшился психологический климат в детских кол
лективах, первоклассники хорошо прошли адаптацию к условиям школь
ной жизни.
При анализе результатов проведения уроков БОС здоровье родителя
ми и учителями были отмечены следующие показатели. 87% учителей от
63
метили, что дети стали более усидчивыми, уравновешенными и более до
брыми друг к другу; 81% отмечают улучшение поведения учащихся; 75%
— улучшение внимания и памяти; 68% — уменьшение утомляемости.
Сами учащиеся ходят на уроки здоровья с большим желанием, живо
интересуются своими результатами и отмечают, что меньше стали волно
ваться перед контрольными уроками.
Всем известно, что особенно в младшем возрасте большое значение
имеет разнообразие видов деятельности. Поэтому в течение многих лет
мы используем систему сюжетного обучения, разработанную педагогиче
ским коллективом нашей школы. Как единая целостная система сюжет
ное обучение является эффективным средством обучения детей на осно
ве более совершенных форм, методов, приемов.
Сюжетный день в “Эврике” — это день, объединенный одной общей те
мой. Занятия и уроки идут по обычному расписанию, но начало дня каким

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign