LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вости врождённых способностей людей. Мы же стойко продолжаем вое
вать с Природой. Победы не будет. Уже сейчас лишь 5%—10% детей чудом
остаются здоровыми. А значит, необходимо отменить Единый образова
тельный стандарт, ведь 50—60% учеников его просто не способны осилить
в полном объёме (по итогам ЕГЭ: 70—100 баллов набрали в среднем 11% ,
от 0 до 30 баллов — от 8 до 16% по разным предметам, у остальных интер
вал баллов — от 30 до 70). ЕГЭ ещё раз объективно высветил закономер
ность распределения способностей детей. Стоит ли продолжать экспери
мент по введению ЕГЭ? Ведь и он усилил тревожность на экзамене и вы
звал дополнительную нагрузку детей при неизбежном “натаскивании” на
дополнительных занятиях. Хватит принимать желаемое за действительное.
И знания большинству детей не можем дать, и здоровье их отнимаем. Учи
тывая, что Образовательный стандарт обеспечивает единство образова
тельного пространства страны для поступления способных выпускников в
вузы, он необходим лишь для них. Для этих детей можно совместить госу
дарственную (итоговую) аттестацию и вступительные экзамены в вузы в
специально организованных единых пунктах по проведению ЕГЭ.
2. Учитывая неодинаковость детей по их природным способностям,
следует изменить Базисный учебный план таким образом: ввести ежед
невный час физической культуры для всех детей (только в этом случае,
46
как показал наш 20 летний опыт ежедневного проведения Часа здоровья,
мы сохраним естественную двигательную активность детей и значитель
но оздоровим их) – это 20% учебного плана. Ещё 20% надо отдать на
творческие предметы: ИЗО, пение, технологию, и др. Это очень важно в
развитии детей. 60% — на остальные предметы. Причём, начиная с 5
класса, ввести профильное обучения, согласно наклонностям детей, по
трём направлениям: гуманитарное, математическое, универсальное (по
сильное обучение). При таком подходе каждый ребёнок получит доступ
ное и максимально полезное образование, а общество пополнится разно
образно и хорошо наученными людьми. Успешные, нравственно и физи
чески здоровые выпускники – это залог процветания России.



?aenaiia A.A.
ae?aeoi? ?anioaeeeaineiai Ao?yoneiai
Iaoeiiaeuiiai Eeoay-eioa?iaoa ? 1,
a. Oeai-Oay

Республика Бурятия, г. Улан Удэ,
ул. Чертенкова, 30,
т.: (3012) 44 62 03; (3012) 44 62 05
E mail: rbnli1@burnet.ru



Турпоход – традиция лицеистов
Здоровье ребенка является одним из главных человеческих богатств. В
течение последних лет наш лицей интернат обращает пристальное вни
мание на состояние здоровья своих воспитанников, проводит обязатель
ный мониторинг в процессе обучения. В школе осуществляется проект
“Здоровая школа”.
Его актуальность связана с тем, что дети, постоянно проживающие в
лицее интернате, нуждаются в серьезном контроле за состоянием здоро
вья, в организации системы, способствующей формированию культуры
здоровья учащихся. Программа “Здоровая школа” является продолжени
ем реализации проекта “Береги и приумножай богатства родного народа
и своей страны”.
Задачи “Здоровой школы”:
1. Овладение знаниями, умениями и навыками сохранения и ук
репления здоровья.
2. Формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
3. Профилактика заболеваний детей через разнообразные виды дея
тельности, способствующей оздоровлению.
47
Созданная система оздоровления в лицее интернате работает как
многоуровневая система, в которой учитывается уровень состояния здо
ровья разных категорий учащихся; достижения современной педагоги
ческой науки в области здоровьесберегающих технологий; передовой пе
дагогический опыт данной области; результаты опытно эксперименталь
ной работы, проводимой учителями и лицеистами; связь с различными
учреждениями, вузами, БИПКРО, органами образования и др.
Глубокое и разностороннее изучение состояния здоровья детей ведет
ся со времени их поступления в 1 й класс. Ежегодно проводятся углуб
ленные медицинские осмотры, ведутся наблюдения за больными, состо
ящими на диспансерном учете, и детьми с ослабленным здоровьем; про
ходят профилактические обследования узкими специалистами со сдачей
анализов; ставятся возрастные плановые прививки против кори, полио
миелита, паротита, клещевого энцефалита, гриппа; осуществляется фи
зио , фитолечение; 4—5 разовое калорийное питание; по мере необходи
мости в рацион питания вводятся пищевые биодобавки, рекомендован
ные Минздравом России. В интернате практикуются и внеплановые до
рогостоящие профилактические прививки, например, от гепатита “В”.
Медперсонал осуществляет надзор за режимом и условиями занятий и
труда, контроль за режимом питания, санитарно профилактическую ра
боту среди учащихся и родителей, работников лицея. Придается большое
значение анализу заболеваемости с последующим обобщением и озна
комлением руководства, педагогического коллектива; выпускаются ме
дицинские бюллетени, проводятся беседы, встречи с узкими специалис
тами.
Большим подспорьем является наличие медпункта, оснащенного фи
зиокабинетом, стоматологическим кабинетом, бактерицидной лампой
(КУФ), лампой “Биоптрон”, некростимулятором “Дэнас”. В медицин
ском пункте всегда в достаточном количестве имеются наборы медика
ментов для неотложной помощи и противошоковой терапии, лекар
ственные сборы. В школе имеются водоочистители фирмы “Цептер”, ле
чебная люстра Чижевского.
Обязательным условием реализации здоровьесберегающих техноло
гий является внедрение мониторинговых технологий.
Мониторинг в лицее носит комплексный характер. Цикл деятельнос
ти включает ряд последовательных шагов: разработка параметров оцен
ки, планирование деятельности и обсуждение предполагаемых результа
тов, мониторинг, оценка полученных результатов, принятие администра
тивного решения.
Данные за последние годы показывают улучшение состояния здоро
вья по некоторым показателям. Например, если в 2001/02 учебном году
количество тубинфицированных было 120, то в 2002/03 году их стало 25,
а в текущем учебном году — 10. Снизилось количество заболеваний хро
ническим тонзиллитом, гайморитом, отитом. Значительно снизилась за
48
болеваемость ОРЗ и травматизмом. Развитие детей соответствует норме.
Достигнуто снижение инфекционной заболеваемости. Общий уровень
заболевания детей имеет тенденцию к последовательному снижению.
Как критерий оценки состояния здоровья детей нами выбран показатель
физического здоровья и физической подготовленности. Последние тес
товые данные показали средний уровень физического здоровья, что вы
ше среднестатистических показателей по России.
Тем не менее, по результатам углубленного медицинского осмотра
учащихся бригадой врачей республиканской детской клинической боль
ницы в составе хирурга, отоларинголога, окулиста и педиатра в прошлом
учебном году отмечен рост патологии органов зрения — миопии разных
степеней, спазм аккомодации – 27%, рост хирургической патологии —
нарушение осанки, плоскостопие, сколиозы — 9,2%, эндокринологичес
кая патология — 3,2%.
В лицее выбран Базисный учебный план 2004 года для начального зве
на с текущего учебного года. Соблюдены все требования СанПиНа. Ре
зультативность выбранного направления будет изучена в конце учебного
года. Вся школа работает по трехчасовой программе по предмету “физи
ческая культура”. Два часа ставятся в сетку уроков в первой половине
дня, а третьи часы отводятся во второй половине дня в обязательном по
рядке. Кроме того, для работы с детьми привлечены тренеры специалис
ты республиканского центра физической культуры. Таким образом, нуж
но отметить наше тесное сотрудничество с разными спортивными, меди
цинскими учреждениями, которые, безусловно, оказывают квалифици
рованную помощь в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Значительная часть программы “Здоровая школа” предусматривает
активное вовлечение родительской общественности. Родители активно
помогают нам. Традиционными являются туристические походы шко
лой, классами.
Теперь кратко о нашем опыте проведения Дней Здоровья. В план меро
приятий входили: оформление стендов в коридоре рисунками по тематике:
“Занимайтесь спортом”, “Папа, мама и я — спортивная семья”, “Скажем
“нет” наркотикам, сигаретам, пиву...”. Были проведены: уроки “Жизнь без
сигарет, алкоголя, наркотиков. В чем преимущества?”; “О роли физкульту
ры и спорта в жизни”; беседы по классам во внеурочное время: “О пра
вильном питании”, “Чистота — залог здоровья”; встречи с мастером спор
та, Отличником физической культуры РФ Михаилом Цыбиковичем Шан
тановым. Кроме того, организованы: подвижные игры на свежем воздухе с
13.00 до 16. 00 часов; спортивные мероприятия: баскетбол, футбол, “весе
лые старты”. Разработана программа спортивно туристического слета, по
священная Дню здоровья, включающая комбинированную эстафету с эта
пами: бег в мешке, бег с завязанной ногой, бег с большим мячом, перено
ска пострадавшего, бег между обручами, бег со скакалкой; соревнования
по туристической технике: установка палатки, бег по кочкам; преодоление
49
забора, маятниковую переправу; навесную переправу; переправу по парал
лельным веревкам; снятие палатки, перетягивание каната.
Продумана система дополнительного образования: в школьный ком
плекс входит школа искусств, которая оказывает благотворное воздей
ствие на укрепление здоровья лицеистов. Так, например, в течение двух
лет в первом и втором классах все без исключения учащиеся занимаются
по особой программе на общеэстетическом отделении, включающем хо
ровое пение, хореографию, театр, изобразительное искусство. Дети зани
маются с большим удовольствием.
На учебных занятиях учителя начальных и средних классов использу
ют зрительные диктанты, технологию смены видов занятий, физкультми
нутки, конторки со сменой в парах (используются самодельные контор
ки с механической регулировкой высоты, а не заводские).



Noeuoeiiaa ?.I.
ae?aeoi? ao?yoneie aeiiacee ? 29


670031, Республика Бурятия,
г. Улан — Удэ, ул. Бабушкина, 16,
т.: (3012) 45 52 75, 45 53 45,
ф.: (3012) 45 52 75
Е–mail: abc@burnet.ru



“Найдал” — путь к гармонии
Здоровье школьников необходимо рассматривать в контексте образо
вания. Если цель образования — гармонично развитая личность, то здо
ровье является средством достижения гармонии. Поэтому о качестве об
разования можно говорить тогда, когда в нем присутствует здоровьесбе
регающая и здоровьеукрепляющая составляющая.
Однако состояние здоровья наших школьников оставляет желать луч
шего: по данным анализа состояния здоровья учащихся бурятской гимна
зии №29, лишь 11% из них признаны здоровыми, 28% страдают хрониче
скими заболеваниями, свыше 50% имеют функциональные отклонения.
Одна из причин — недооценка педагогами важности здоровьесберега
ющих задач. Нередко прослеживается ориентация образования на интел
лектуальное развитие в ущерб физическому, увеличение образовательной
нагрузки приводит к серьезным нарушениям распорядка дня, потере мо
тивации к обучению.
Существующий учебный план также не способствует сохранению и
50
укреплению здоровья учащихся. Федеральный компонент базисного
учебного плана рассчитан на 90% учебной нагрузки, и только около 10%
выделяется на вариатив, который используется для элективных и про
фильных курсов. Если бы базисный учебный план подразумевал увеличе
ние вариативной части от 18 до 25%, то учебные заведения имели бы
больше возможностей для проведения различных занятий, в том числе и
здоровьесберегающих.
Как экспериментальное образовательное учреждение бурятская гим
назия № 29 функционирует с 1992 года, работа по внедрению здоровьес
берегающих технологий ведется с 1995 года. В воспитательной системе
гимназии разработана программа “От здоровья физического к здоровью
нравственному”, которая основана на валеологических принципах орга
низации учебно воспитательного процесса. Здоровье понимается не
только как медицинский факт, но и как социальная ценность. Согласно
данной программе в гимназии ежегодно проводятся:
— День здоровья (с выездом всех учащихся, педагогического коллек
тива и родителей на остров Богородский в сентябре месяце);
— праздник “Папа, мама и я — спортивная семья” (в средних классах
для пропаганды здорового образа жизни);
— военно спортивная игра “Зарница” на стадионе “Спартак” спорт
комплекса БГУ;
— экологический и трудовой десант (уборка территории гимназии,
микрорайона, берега р. Уда).
Одним из направлений образовательной программы гимназии являет
ся профильное. Оно предусматривает непрерывную систему образования
учащихся в учебном комплексе “детский сад — школа — колледж — вуз”,
что настраивает школьников на осознанный выбор перспектив своего
развития (профессионального, личностного и жизненного), готовность
видеть себя развивающимся во времени и находить личностно значимые
смыслы в конкретной деятельности.
Профессиональное обучение организовано и проводится с Минис
терством образования и Министерством здравоохранения Республики
Бурятия, Бурятским государственным университетом, Улан Удинским
базовым медицинским колледжем. Наш эксперимент в Республике Бу
рятия — единственный, он проводится по решению коллегии Минис
терства здравоохранения республики. Образовательная программа, ре
зультаты, учебные программы обобщены в издании “Новые подходы к
профильной подготовке учащихся” (Улан Удэ, Бэлиг. — 2001 г.) под ре
дакцией Сультимовой Ж.Б. Занятия в профильном медицинском классе
проводятся в Улан Удинском базовом медицинском колледже (сестрин
ское дело, основы генетики, акушерство и гинекология, основы фарма
кологии и др.).
Наши здоровьесберегающие педагогические технологии используют
ся в учебном процессе: например, программа “Здоровье” В.Н. Касаткина
51
и Л.А. Щеплягиной. А программа “Полезные привычки и навыки” в 2000
году получила гриф “Допущено Министерством образования РФ”.
В гимназии ведется поиск новых форм организации учебного процес
са. Интересен опыт образовательной ассоциации “Найдал”. Здесь реша
ют проблему создания адекватных условий развития детского организма,
учебный план основывается на интеграции и погружении в учебные мо
дули, индивидуальное проектирование. Для решения вопроса целесооб
разности этой школьной инновации был проведен опрос учащихся, педа
гогов и родителей. Результаты опроса показали, что 96% учащихся под
держивают инновацию, при этом 70% подростков считают, что такая
структура учебного процесса обеспечивает им меньшее утомление по
сравнению с традиционной.
По мнению 65% учащихся, их школьные успехи стали лучше, у 2% ус
певаемость ухудшилась, у 30% не изменилась.
87% учителей относятся к инновации положительно. Кроме того,
больше половины (57%) родителей отмечают улучшение успеваемости и
состояния здоровья своих детей.
Гимназия является федеральной экспериментальной площадкой, ав
торской экспериментальной школой, центром повышения квалифика
ции (ЦПК) педагогов, опыт ее востребован. На базе гимназии проходят
семинары, защита проектов слушателями ЦПК, конференции по кон
структивному обмену опытом по проблемам здоровья детей.




Республика Хакасия


?anioaeeeaineia ainoaa?noaaiiia
iauaia?aciaaoaeuiia o??a?aaiea
“Oaeanneay iaoeiiaeuiay aeiiacey-eioa?iao
ei. I.O. Eaoaiiaa”

655003, Республика Хакасия,
г. Абакан, ул. Крылова, 35



Здоровье — вершина,
которую ты покоряешь сам
Республиканская государственная “Хакасская национальная гимна
зия интернат им. Н.Ф. Катанова” расположена в столице Хакасии Абака
не. Это одно из ведущих образовательных учреждений республики. Мис
52
сия гимназии состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные ус
ловия развития для одаренных детей хакасской национальности с учетом
их способностей. Выпускник гимназии видится нам как духовно нрав
ственная, творческая, деятельная и развивающаяся личность, он уважа
ет права и свободу окружающих, бережно относится к историческому и
культурному наследию хакасского народа и народов России, подготовлен
к успешной социализации в обществе.
Гимназия сегодня представляет собой школу комплекс, занимающую
площадь 4,8 га, где находится 13 объектов: 3 учебных корпуса, библиоте
ка, 2 актовых зала, 2 спортивных зала, бассейн, тренажерный зал, пищеб
лок, медпункт, столовая на 260 посадочных мест, теплица, душевые, жи
лые комнаты, гаражи. В гимназии 42 учебных кабинета, музей истории
школы, мастерские, 3 компьютерных класса, работает школа искусств,
основанная на базе филиала городской детской музыкальной школы.
Одной из приоритетных целей гимназии интерната является форми
рование и развитие необходимых условий для сохранения и укрепления
здоровья воспитанников, обеспечение их социализации.
С каждым годом в гимназию поступает всё меньше здоровых детей,
растет число ослабленных и хронически больных подростков. Результаты
углубленного медосмотра вновь прибывших учеников в 2004—2005 х го
дах даже в самых благополучных по здоровью классах выявили 14,8%
больных с заболеваниями желудочно кишечного тракта, 11,1% с хрони
ческими заболеваниями опорно двигательного аппарата, диффузным
увеличением щитовидной железы, 7,4% детей с посттравматическим син
дромом и другими хроническими заболеваниями. Ежегодно из числа
вновь поступивших детей в среднем только половина имеет нормальное
физическое развитие, 15—20% имеют дефицит массы и роста или наобо
рот избыток массы. Основная группа здоровья поступающих детей – вто
рая. Результаты мониторинга состояния здоровья учащихся за последние
3 года показывают, что физическое развитие воспитанников — среднее
(75—84%), до 16% учащихся посещают подготовительную или специаль
ную физкультурную группу.
В такой ситуации как никогда актуальной для нашего учебного заве
дения является проблема сохранения и укрепления здоровья. Здоровый
образ жизни педагогов и учащихся – существенный компонент учебно
воспитательного процесса гимназии интерната.
В 1998 году педагогический совет “Здоровые дети – здоровая нация”
принял гимназическую программу “Школа развития и здоровья”. Опыт
реализации программы за 1998–2000 годы показал, что осуществление
практически всех задач и мероприятий, поставленных перед ответствен
ными исполнителями, позволило достичь заявленных целей:
— обоснование задач охраны, укрепления и развития здоровья воспи
танников гимназии интерната в качестве приоритета учебно воспита
тельного процесса;
53
— определение путей и механизмов решения указанных задач в совре
менных условиях и в условиях гимназии интерната;
— формирование общественного мнения по проблемам здоровья под
растающего поколения и обеспечение поддержки стратегических целей,
программы педагогами гимназии и родительской общественностью.
В соответствии с планом мероприятий по реализации программы был
проведен сбор и анализ статистических данных, характеризующих уро
вень состояния здоровья обучающихся. Начата работа по формированию
научно методического, нормативно правового и информационного
обеспечения деятельности педагогического коллектива по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников. Педагогами велась целенаправ
ленная работа по привитию ученикам устойчивых навыков здорового об
раза жизни. В классах проводилась ежедневная утренняя гимнастика,
спортивные мероприятия, прогулки и игры на свежем воздухе, упражне
ния для релаксации во время уроков и самоподготовки. В образователь
ном процессе реализовывалась технология разноуровневого, разнона
правленного обучения, которая способствовала снижению учебной пси
хологической и физической нагрузки учащихся. Повысилось качество
медицинского обслуживания, работы кафедры медико педагогических
основ здоровья.
В 2001 году была принята программа “Сохранение и укрепление здо
ровья воспитанников РГОУ “Хакасская национальная гимназия интер
нат им. Н.Ф. Катанова”. Сегодня забота о здоровье учащихся является
одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осу
ществляется на профессиональной основе. Можно говорить о реализа
ции в школе здоровьеразвивающих технологий. Результатом их внедре
ния является защита здоровья детей и педагогов от воздействия негатив
ных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процес
сом.
Среди здоровьеразвивающих технологий, применяемых в образова
тельном процессе гимназии, можно выделить: медико гигиенические,
физкультурно оздоровительные, экологические, технологии обеспече
ния безопасности жизнедеятельности.
В режиме работы гимназии предусмотрены и являются обязательны
ми для всех детей: утренняя зарядка на стадионе, динамические паузы во
время перемен, прогулки и игры на свежем воздухе после обеда и вечером
перед сном. На уроках и во время самоподготовки во всех классах прово
дятся физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для расслабле
ния мышц, элементы дыхательной гимнастики.
Большое внимание уделяется оптимизации учебной и психологичес
кой нагрузки детей. В гимназии наработан определенный положитель
ный опыт разноуровневого и разнонаправленного обучения.
Во всех классах введен третий час физкультуры, заметно возросло ка
чество преподавания данного предмета, занятия проводятся с учетом ре
54
комендации врачей и физкультурной группы. Ведутся спецкурсы “Тре
нинг жизненных навыков”, “Познай себя”.
В системе управления гимназии функционирует кафедра медико пе
дагогических основ здоровья, объединяющая медицинских работников,
преподавателей физкультуры и ОБЖ, педагога психолога и социального
педагога. Цель работы кафедры обеспечение мер психолого медико пе
дагогической защиты, оздоровления и развития учащихся. Создана сис
тема постоянного мониторинга текущих и прогнозируемых изменений,
отклонений в состоянии здоровья и развитии обучающихся и обеспече
ния корректирующих мероприятий. Ежегодно все воспитанники гимна
зии, особенно вновь прибывшие, проходят углубленный медицинский
осмотр и психологическое тестирование с целью раннего выявления от
клонений в физическом здоровье или психологических проблем. Совме
стно с кафедрой воспитания организовано индивидуальное психолого
педагогическое сопровождение каждого ребенка. Под руководством ку
ратора кафедры, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физ
культуры и спорта Хакасского государственного университета В.И. Шал
гиновой подготовлен проект “Профилактика и коррекция основных от
клонений в физическом развитии и здоровье воспитанников”. Замести

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign