LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Раз в четверть проводится медико психолого педагогический конси
лиум с участием родителей, на котором рассматриваются показатели здо
ровья и учебы ребенка с целью корректировки учебной и лечебной на
грузки.
Ежегодно в ходе системного анализа выявляются проблемы организа
ции учебно лечебного режима на общешкольном уровне и производится
его коррекция.
Местные власти оказывают содействие развитию школы интерната и
распространению наших наработок: в семи образовательных учреждени
ях Красноярска открыты площадки по внедрению физической адаптив
ной культуры, а в 2004—2005 учебном году на базе нашей школы были
проведены курсы повышения квалификации учителей физической куль
туры по адаптивным методикам.
У нас много проблем. К примеру, мы не занимались внедрением тех
нологий В.Ф. Базарного, но они во многом оказались нам близки: еще до
учреждения школы интерната VI вида № 2 на базе обычной общеобразо
вательной школы интерната все классы были оборудованы специальной
ортопедической мебелью, позволяющей обеспечить смену динамических
37
поз на уроке (стоя, сидя, лежа — в соответствии с рекомендациями вра
ча ортопеда), регулировать, в зависимости от направленности дуги ско
лиоза, положение ученика относительно классной доски. В процесс лече
ния и профилактики были внедрены офтальмотренажеры, автором кото
рых является В.Ф. Базарный. Однако изготовление ортопедической ме
бели связано с определенными трудностями: необходимо вмешательство
профессиональных конструкторов. Кроме того, не хватает информации
по существующим наработкам В.Ф. Базарного, а также о том, где можно
купить экологические панно, прописи и т.п.
Мы востребованы. База данных городской медико педагогической
комиссии содержит более 10000 записей о детях с нарушениями опорно
двигательного аппарата. О желании родителей устроить детей в нашу
школу говорит очередь — 385 человек.



Новосибирская область


Coeeia I.E.
ae?aeoi? IIO
“Eioi?iaoeiiii-yeiiiie?aneee eeoae”

630107, г. Новосибирск,
ул. Связистов, 135, МОУ
“Информационно экономический лицей”



“Корифеи здоровья”
побеждают в “НЕБОЛИТЕ”
В сентябре 1986 года в Юго западном жилом массиве открылась новая
школа № 174. Несмотря на удаленность от культурных, образовательных,
научных центров города, школа достигла высоких показателей в органи
зации учебного процесса и постоянно подтверждает репутацию надежно
го образовательного учреждения.
В конце восьмидесятых годов совместно с педагогическим коллекти
вом, учеными, родителями мы пришли к идее экономической специали
зации школы. В 1992 году в администрации Новосибирской области бы
ло утверждено положение об экспериментальной площадке “Школа
“Прикладной экономики”.
Так начался эксперимент по проблеме “Формирование личностного
самоопределения учащихся в условиях школы “Прикладной экономики”.
38
В 1998 году школа успешно прошла аттестацию и получила новый ста
тус — школа № 174 с лицейскими классами.
Следующим шагом стало создание информационного образователь
ного пространства, в основу которого положены изучение основ инфор
матики, вычислительной техники, применение информационных техно
логий в образовательных процессах.
Подтверждением правильности выбранного курса развития школы
стало присвоение ей в 2000 году статуса информационно экономическо
го лицея.
Информационно экономическая специализация сегодня рассматри
вается нашим педагогическим коллективом как средство экономическо
го, правового, интеллектуального и творческого развития личности уче
ника. Она формирует осмысленный выбор будущей профессии у каждо
го школьника, помогает выпускникам адаптироваться к новому уровню
социально экономических отношений.
Лицей заключил договоры о сотрудничестве с пятью вузами: НГТУ,
НГПУ, НГАЭиУ, НГАВТ, СибГУТИ. За последние три года из 318 выпуск
ников 258 (70%) продолжают обучение в 23 вузах города и страны, при
чем 46% из них выбирают профильные направления: информатика, ин
формационные технологии и экономика.
Мы по праву гордимся, что в нашей школе есть медико оздоровитель
ный центр “Гармония”. Результатом постепенного расширения матери
альной базы, привлечения высококвалифицированных медицинских ра
ботников стало получение лицензии на оказание лечебной и профилак
тической помощи. Показателем качества работы медицинского центра
является оценка и признание результатов его работы на многочисленных
конкурсах.
В 2002/03 учебном году наш лицей стал победителем городского кон
курса “Реализация концепции модернизации российского образования”
в номинации “Здоровьесберегающие технологии в образовании”. В
2003/04 учебном году мы победили в областном конкурсе “Школа года” в
рамках Всероссийского конкурса “Школа — территория здоровья”. В
2005 году за эту победу мы получили в подарок медицинское и спортив
ное оборудование на 280 тысяч рублей. На ярмарке “УЧСИБ 2005” в но
минации “Безопасная школа” были награждены дипломами и стали лау
реатами I степени городского конкурса “Новое образование — новой
России” в номинации “Концепции и программы развития”.
В рамках Всероссийской конференции “Школа как центр укрепления
здоровья” в лицее проходил круглый стол “Значение здоровьесберегаю
щих технологий в управлении учебно воспитательным процессом” (в
рамках Международной программы “Европейская сеть школ укрепления
здоровья”). Присутствовали руководители международной программы
Гэй Грэй, Девид Ривет, представители администрации Новосибирской
39
области В.А. Толоконский, А.Г. Филичев, генеральный директор фонда
социальных проектов Н.В. Калашников и другие.
В 2003 году в рамках работы VII Международной научно практичес
кой конференции “Качество управления образовательным простран
ством в регионе” в лицее проходил практический маршрут “Здоровье
сберегающие технологии в системе качества управления образованием”,
а в октябре прошел семинар для медицинских работников образователь
ных учреждений Новосибирской области “Опыт работы информацион
но экономического лицея по построению здоровьесберегающего про
странства”.
На сегодняшний день в лицее имеются медицинский, массажный,
процедурный, стоматологический, физиотерапевтический кабинеты, со
ляная пещера, ингаляторий и фитобар.
Физкультурно оздоровительный комплекс включает два спортивных
зала, тренажерный малый и большой залы, спортивную площадку, бас
сейн, сауну и бальнеологический кабинет (гидромассажная, лечебная
ванны, душ Шарко, циркулярный душ).
Конечно, развитие материальной базы говорит о внимании школы к
сохранению системы формирования здоровья школьников, направлен
ной на обеспечение эффективного решения задач по охране физического
здоровья школьного коллектива, оказанию оперативной медицинской
помощи учащимся, учителям. Однако это не решает полностью задачу со
хранения и укрепления здоровья. Перед школой стоит жизненно важная
задача — необходимость обучения здоровью и его сохранению в рамках
учебно воспитательного процесса. Для её решения необходимо сформи
ровать новое мировоззрение у учителей и учащихся.
Важно понимание педагогическим коллективом того, что образование
обеспечивает “личный суверенитет” человека, умение владеть собой,
способность сделать свободный выбор, стать тем, кем хочется стать, —
творцом собственного жизненного сценария. Эта идеология трансфор
мировалась в парадигму личностно ориентированного образования, це
лью которого является развитие человека в человеке, возможность зало
жить в нем механизмы самореализации, адаптации, самоорганизации и
саморазвития, необходимые для становления личностного образа и без
опасного взаимодействия с людьми, природой и цивилизацией.
Сильной стороной учебно воспитательного процесса в лицее являет
ся организация внеурочной деятельности школьников. Они активные
участники и победители интеллектуальных турниров школы, района и
города: олимпиад, экономических игр, научно практических конферен
ций. Организация внеурочной деятельности школьников позволяет им
самоопределяться и реализовываться в выбранном направлении в зави
симости от интересов и способностей. Клубная деятельность в школе ор
ганически дополняет систему учебных курсов, направленных на реализа
цию задач социальной адаптации выпускников, становление их личност
40
ных качеств. Около 67% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет регулярно по
сещают различные студии, клубы и секции, работающие в лицее.
За последние три года можно констатировать, что здоровьесберегаю
щая программа лицея дала положительные результаты: увеличилась посе
щаемость центра “Гармония”, снизилась заболеваемость учащихся по ос
новным заболеваниям и количество часто болеющих детей, уменьшилось
количество дней, пропущенных учащимися по болезни, и общее количе
ство попущенных дней, повысилась мотивация к учёбе и интерес к здо
ровьесберегающим программам, улучшилась успеваемость по общеобра
зовательным предметам, изменился психологический климат в коллек
тиве.
Информационно экономический лицей постоянно участвует в инно
вационных программах, данная работа требует определённого обеспече
ния учебно воспитательного процесса. В лицее имеется достаточное ко
личество методической и научной литературы по проблеме сохранения и
укрепления здоровья, компьютерные программы, обучающие и образо
вательного характера для учителей и учащихся (энциклопедия здоровья,
программа по наркопрофилактике, по профилактике СПИДа, по коррек
ции зрения, профилактика стрессов и другие). В лицее имеется достаточ
ное техническое обеспечение (3 компьютерных класса и кабинет презен
таций).
Педагогический коллектив работает над воспитанием потребности в
здоровом образе жизни. Организован Клуб старшеклассников, темами
заседаний которого стали: “Будь здоров, дорогой!”, “Внимание: нарко
мания и СПИД!”, “Как изучить самого себя”. Проводятся открытые уро
ки, внеклассные занятия на тему “Здоровый образ жизни”, день здоро
вья, выставка творческих работ учащихся. Учащиеся старших классов
принимают активное участие в научно практических конференциях по
проблемам здоровья и в олимпиаде “НЕБОЛИТ”, в районном и город
ском туре, где заняли I место.
Семьям, нуждающимся в социальной поддержке, оказывается мате
риальная помощь в различных формах: бесплатное питание, полное бес
платное лечение и оздоровление, льготы при оказании дополнительных
образовательных услуг и др. Со всеми родителями регулярно проводятся
занятия и семинары по сохранению физического и психического здоро
вья ребёнка в семье.
Учащиеся лицея принимают активное участие в городской массовой
программе “Мы за здоровье”, в интеллектуальных играх, в смотрах худо
жественной самодеятельности, в олимпиадах по здоровью. Два года под
ряд команда лицея “Корифеи здоровья” занимает первое место на город
ской олимпиаде “НЕБОЛИТ”, учащиеся лицея регулярно занимают при
зовые места на научно практических конференциях по вопросам сохра
нения здоровья. Коллектив учащихся в 2003 году выиграл грант город
ского управления образования по проекту “Школа сад”.
41
Медицинские работники совместно с администрацией лицея работа
ют над созданием базы данных о состоянии здоровья учащихся в динами
ке обучения: разрабатывают индивидуальные и групповые рекомендации
для сохранения и поддержания здоровья учащихся и учителей.
Конечно, много еще нерешенных задач стоит перед нами, но мы уве
рены, что созданные условия помогут нашим детям адаптироваться к но
вой жизни.




Республика Бурятия



A?aaaaa A.N.
ae?aeoi? ioieoeiaeuiiai iauaia?aciaaoaeuiiai o??a?aaiey
“Iiaieeueineee aa?ioaoie?aneee eeoae”,
Caiaaeia A.I.
caianoeoaeu ae?aeoi?a
ii iao?ii-iaoiae?aneie ?aaioa

671332, Республика Бурятия,
Заиграевский район, Новоильинск,
ул. Цыренова, 31, МОУ
“Новоильинский агротехнический лицей”,
т.: (8 301) 36 45239, (8 301) 36 45294,
ф.: (8 301) 36 45239


Мы дружим с природой
Школа здорового развития – мечта многих поколений человечества.
Поиск решения проблемы лежит в области природосообразной педагоги
ки.
“Учитель должен заботиться о природных дарованиях и направлять
умы к тому, к чему способнее от природы”. Так сказал 2000 лет назад ве
ликий первопедагог Марк Фабий Квинтилиан. Открытый им закон при
родосообразности современная школа не может реализовать по следую
щим причинам:
— уравниловка в образовательных требованиях (Образовательный
стандарт). Дети с разными генетическими наклонностями вынуждены
изучать обязательный набор предметов по единым учебникам с непо
сильными для усвоения многими учащимися программами;
42
— отсутствие опоры на врождённые способности детей, что привело к
дефициту интеллектуальной и нравственной элиты общества;
— это увеличенный в несколько раз за последние десятилетия инфор
мационный поток знаний и связанный с ним хронический стресс от не
возможности его усвоить;
— отнимает здоровье противоестественный природе ребёнка “режим
систематического телесно — седалищного расслабления и чувство мо
торного закрепощения”, который неуклонно делает своё разрушительное
дело: производство “телесно и духовно незрелых молодых людей, пора
жённых недугами” (В.Ф. Базарный “Школьный стресс и демографичес
кая катастрофа России”, изд. “Сергиев посад”, 2004 г. с. 3)
Пока не заработают механизмы природосообраного подхода в образо
вании не только на технологическом уровне преподавания, а самое глав
ное, через механизм обновления системы Российского образования на
уровне общегосударственном, проблему с ухудшением здоровья детей
вряд ли возможно решить. Что же можно сделать в области здровьесбере
гающей педагоги уже сейчас, в условиях современной школы? Наш ли
цей ищет ответ на этот вопрос с 1985 года.
Причиной столь пристального внимания к теме здоровья школьников
в те годы стал неуклонный ежегодный рост заболеваемости детей, стрем
ление расширить границы образовательного пространства, основанное
на признании неодинаковости природных способностей детей и необхо
димости выявления, развития и реализации врождённых способностей,
создающих у детей ситуацию успеха и укрепляющих их жизненный ста
тус. За прошедшие годы образовательная программа школы была допол
нена профессиональным обучением старшеклассников (5 специальнос
тям), профильным обучением (естественно–научного и гуманитарного
профиля) при поддержке системы “школа вуз”, дополнительным обра
зованием через широкий спектр занятий по интересам во второй полови
не дня (в условиях работы учебно воспитательных центров: экологичес
кого, краеведческого, физико математического, художественного, поли
технического, эстетического, художественного, спортивно туристичес
кого направлений). Такая сложная структура работы школы организует
развивающую среду, способную удовлетворить индивидуальные запросы
и интересы школьников. Она направлена на обучение, воспитание, раз
витие, социализацию, самостроительство личности.
“Программе здоровья” в этой системе отводится консолидирующая
роль. Она направлена на сглаживание противоречий в системе образова
ния и охране здоровья школьников. Учитывая, что негативные влияния
школьного фактора риска сопровождают ребёнка в течение всех лет обу
чения, нарастая с возрастом, действуя длительно и непрерывно, а сам ре
бёнок изменить или исключить их не может, важно создать систему про
тиводействия разрушительным школьным тенденциям, действующую
комплексно и системно. Накоплен опыт сотрудничества с другими обра
43
зовательными учреждениями, межведомственными организациями в во
просах оздоровления и профилактики здоровья детей, развития их твор
ческого потенциала. Определилась система внешних связей с районным
центром детского творчества, Республиканским физкультурно оздорови
тельным центром, детской спортивной школой, районным комитетом по
делам молодёжи, районной и участковой больницей, поселковой адми
нистрацией.
Ключевые моменты “Программы здоровья”:
1. Организация детского питания. Охват питанием –100% учащихся.
Первоклассники получают трёхразовое питание, учащиеся 2—4 классов
— двухразовое питание, 5—11 классов – полный комплексный обед и
возможность воспользоваться услугами буфета. Удешевление питания
обеспечивается заготовкой овощей с пришкольного участка во время тру
довой практики учащихся (выращивается 15 тонн картофеля, 1,5 тонны
свеклы, 2 тонны моркови);
2. Более 20 лет в школе проводится ежедневный Олимпийский час.
Учащиеся получают возможность снять физическое и умственное напря
жение в середине учебного процесса. Все дети с учителями на 40 минут
выходят на школьный стадион и занимаются подвижными играми (1—4
классы после третьего урока, 5—11 классы после четвёртого урока). Для
эффективного проведения часа здоровья на школьном стадионе оборудо
ван спортивный комплекс, включающий: 2 футбольных поля, волейболь
ную и баскетбольную площадки, сектор для прыжков в длину, беговую
дорожку, рукоходы и брусья разной высоты, бревно, лабиринты, пере
кладины разновысотные, полоса препятствий. Здесь одновременно могут
заниматься до 200 учащихся;
3. Медицинское обслуживание в лицее обеспечивается совместными
усилиями детских специалистов поселковой и районной больниц и
школьного фельдшера. Проводится ежегодное медицинское обследова
ние всех детей и его анализ доводится до каждого классного руководите
ля и родителя для планирования коррекционной работы. На основе ре
зультатов диагностики планируется профилактическая, оздоровительная
работа в группах ЛФК;
4. Учебные программы элективных и экспериментальных курсов
(большая часть которых имеет технологическую направленность) по со
провождению профильной подготовки школьников прошли рецензиро
вание и одобрены учёным советом Бурятского института повышения
квалификации педагогических работников, специалистами высшей шко
лы БГУ и БГСХА (сельскохозяйственной академии). Практическая на
правленность программ позволяет получать школьникам полезный опыт
по растениеводству, животноводству, даёт экономические знания, укреп
ляет практику профессионального обучения. Каждый выпускник получа
ет специальность (юноши – водителя категорий “А”, “Б”, “С”, слесаря
по ремонту машин и тракториста, девушки – швеи и бухгалтера малого
44
предприятия). Базовый уровень преподавания дисциплин ведётся по ут
верждённым программам МО РФ;
5. Работа по повышению квалификации педагогов в области природо
сообразной педагогики осуществляется через помощь классным руково
дителям и учителям предметникам в представлении практических мате
риалов по изучению личности ребёнка, организации здоровьесберегаю
щих подходов при обучении и воспитании. В разработанные методичес
кой службой лицея сборники “Рабочая тетрадь классного руководителя”
и “Рабочая тетрадь учителя” вошли наиболее перспективные современ
ные методики работы с детьми, материал по повышению педагогической
компетенции в области психологии и педагогики;
6. Во второй половине дня ученики могут заняться любимым делом.
Возможности применения творчества разнообразны: клуб юных журна
листов, хореографический клуб, художественная мастерская, занятия во
кальным и хоровым пением (школьный хор имеет почётное звание “Об
разцовый хор”), практическая творческая деятельность: чеканка, художе
ственная резьба по дереву; изучение различных технологий рукоделия,
работа театральной студии, студии эстрадной песни, клуба литературно
го творчества, предметных кружков для одарённых детей. 40% учащихся
систематически занимаются спортом в спортивных секциях различных
направлений (подготовлено 5 мастеров спорта, 13 кандидатов в мастера
спорта).
Оценка комфортности учащихся в школе (довольны 91%).
Удовлетворённость деятельностью “Программы здоровья” (довольны
95%).
Психологический климат на уроках (довольны 97%).
Отношение родителей к школе — 86% удовлетворены созданием усло
вий для сохранения здоровья учащихся, 90% удовлетворены практичес
кой направленности обучения, возможностью получения конкретной
профессии.
Отношение педагогов к участию в “Программе здоровья”.
Рассматривая здоровье педагогов, как проявление уровня культуры
личности, администрация лицея ищет методы совершенствования здоро
вьеформирующих мотивов и форм деятельности. Это и доброжелатель
ная обстановка, стимулирование хорошей работы и хорошего здоровья
учителей, совместные кульурно массовые и спортивные праздники.
Субъективная оценка педагогами лицея своего здоровья: по данным ан
кетирования считают себя абсолютно здоровыми 21% педагогов, относи
тельно здоровыми — 45%, часто болеют — 19%, страдают хроническими
заболеваниями — 15%.
При этом 96% педагогов удовлетворяла организация питания; воз
можность ежедневной прогулки на свежем воздухе в середине рабочего
дня — 76%, рациональную организацию своего труда отметили лишь 31%
педагогов.
45
Опыт работы лицея по здоровьесберегающим технологиям неодно
кратно обсуждался на районном и республиканском уровнях. Периоди
чески на базе школы проводятся семинары, встречи, методические дни.
Есть и определённые проблемы: для более эффективной организации
“Программы здоровья” необходима финансовая поддержка для укрепле
ния материально технической базы (строительство бассейна, обновление
спортивных сооружений, приобретение спортивного инвентаря). Мест
ные власти, Управление образованием не оставляют школу без внимания,
оказывая моральную поддержку. Назрела необходимость в материальном
стимулировании педагогов, которые бескорыстно, только на энтузиазме,
в течение 20 лет ведут ежедневную борьбу за здоровье школьника.
Вместе с положительными результатами реализации программы надо
отметить её существенный недостаток – это значительное удлинение ра
бочего дня школьника и учителя. Изменить ситуацию поможет лишь из
менение общегосударственных подходов к организации обучения детей.
Существующий Базисный учебный план и Образовательный стандарт –
вот основные виновники массовых отклонений в здоровье школьников.
Их, на наш взгляд, нужно неотлагательно изменить.
1. Учесть, наконец, факт различия детей по врождённым способностям.
Почему мы, признавая разную генетическую природу растений, использу
ем разную технологию их выращивания и знаем, что в противном случае
соберём плохой урожай. Почему мы признаём уникальную способность
природы создавать в живых сообществах особей с различными направле
ниями своего предназначения? Природа побеспокоилась и о неодинако

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign