LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 46
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Физминутки, уроки подвижных игр на свежем воздухе, пантомимы,
упражнения для зрительного анализатора, упражнения для развития мел
кой моторики рук, дыхательные упражнения со звуковой гимнастикой,
психогимнастика, релаксационные упражнения и упражнения для мими
ки лица, упражнения для улучшения координации движения находят
применение на уроках не только в начальной школе, но и в 5—11 классах.
Учащиеся школы занимают призовые места в различных соревнова
ниях по теннису, борьбе, баскетболу, футболу.
Разработанные школой программа “Здоровье” и план лечебно про
филактических мероприятий оказывают социально медико педагогиче
ское содействие здоровью учащихся и помогают улучшить его качество.
Опытно экспериментальная работа с использованием технологий
В.Ф. Базарного оказывает положительное влияние на психическое и фи
зическое здоровье детей.
Так, при полной успеваемости, качество знаний учащихся экспери
ментального класса возросло с 62% до 70%. Нарушения осанки отмеча
лись в 2001 году у 12% учащихся, в 2004 году — у 4%. Количество простуд
ных заболеваний снизилось с 40% до 4%, ЛОР заболеваний — с 15% до
406
0%. Состояние зрения улучшилось на 3%. Снизилось число учащихся с
заболеваниями опорно двигательного аппарата с 9% до 4%. За последние
четыре года увеличилось на 31% число учащихся, не пропустивших по бо
лезни ни одного дня. Количество учащихся, выполнивших норму тестов
— показателей физических качеств, выросло на 21%. Значительно воз
росла положительная мотивация к учению (с 30% до76%).
В 2004 году наша школа заняла второе место в краевом конкурсе
“Школа— территория здоровья”. Приказом Министерства образования
Ставропольского края от 26.02.04 года № 120 школе присужден Диплом
“За создание целостной системы формирования культуры здоровья обу
чающихся и воспитанников”.



Aaaaiei I.N.
ae?aeoi? Coiea?neie n?aaiae oeieu ? 5

Ставропольский край,
пос. Зункарь, ул. Школьная, 1,
т.: (86558) 5 46 11



Что за школа без хора?
Наша школа открыла свои двери в ноябре 1989 года. Здание возводи
ли хозспособом. Даже внешне видно, сколько заботы и любви вложили в
свое детище строители, учителя, родители и ученики.
В школе учится 225 учеников, работает 20 педагогов. Три учителя име
ют высшую квалификационную категорию, восемь — первую, еще трое
педагогов награждены знаком “Отличник народного просвещения”.
Школа рассчитана на 624 места. Работает в одну смену. Санитарно ги
гиенические условия соблюдаются. Имеется столовая, спортивный зал,
актовый зал, медицинский кабинет, стадион, музей “Боевой и трудовой
славы”, оформляются экологический зал. В учебный план внесены изме
нения. Так, в школе 1 ступени введены специальные курсы “Литература
Ставропольского края”, “Культура речи”, “Живая этика”, “Человек и
природа в народной культуре”, “Валеология”, на II ступени обучения —
“Литература Ставропольского края”, “Экология”, “Фольклор народов
Кавказа”; элективные курсы в 9 классе, в 10—11 классах “Экономика”.
Во второй половине дня работают клубы “Горизонт”, “Поиск”, “Ми
лосердие”, “Эдельвейс”, “Меридиан”, КИД “Радуга”; кружки “Здоровье
без лекарств”, “ЮИД”, “Архимед”, “Родничок”, “Умелые руки”, Совет
старшеклассников “Колумбы собственного Я”, совет дружины “Алые па
руса”, секции “Волейбол”, “Баскетбол”, “Футбол”, легкая атлетика.
407
В школе имеется пришкольный участок, на котором проводится
опытно производственная работа.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся нашей школы
достаточно сложна. Отрицательно сказывается специфика местных усло
вий: расположение Нефтекумского района в приграничной территории с
Чечней, сложные климатические условия, крайне неблагоприятная эко
логическая обстановка. На здоровье влияют школьные перегрузки, доро
гое питание, низкий материальный уровень семей, миграция населения.
Школа начала работать по данной проблеме с 1999 года. Провели ис
следование образовательных программ с 1 го по 11 й классы для выявле
ния вопросов, связанных со здоровьем. Особое внимание уделили про
филактике таких социально значимых заболеваний, как алкоголизм, ку
рение, туберкулёз, СПИД, гепатит.
В 2001 году школа начала в эксперимент, стали работать над темой:
“Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую орга
низацию педагогического процесса образовательного учреждения”.
Вся работа педагогического коллектива по здоровьесберегающим тех
нологиям строится в соответствии с концепцией, программой и планом
ОЭР. Особое внимание в процессе внедрения здоровьесберегающих тех
нологий отводилось администрацией школы организационным и управ
ленческим вопросам. Мы действуем по согласованному плану с отделом
образования, учреждением дополнительного образования ЦВР Нефте
кумска, СЭС, отделом здравоохранения, комитетом по физической куль
туре и спорту, ГИБДД ОВД Нефтекумского района.
Особое место в оздоровлении детей занимает работа по созданию фи
тодизайна помещений классов, школы, школьного двора. При этом под
бор растений осуществляется с учетом их способности выделять фитон
циды, поглощать экологически вредные выбросы.
Для экспериментальной работы созданы необходимые условия. В
штатное расписание введены дополнительные единицы: психолог, соци
альный педагог, медицинская сестра, повар. Экспериментальный класс
оснащен конторками, нестандартным оборудованием (массажные ков
рики, экологическое панно, сенсорные кресты, тренажер “восьмерка”,
разного рода траектории), оборудован медицинский кабинет.
В первом классе обучались 22 ученика — 11 мальчиков и 11 девочек
(смешанный класс). Класс занимался в первую смену в хорошо освещен
ном помещении. В течение учебного дня дети получали двухразовое горя
чее питание. В процессе обучения дети проходят обследование по состо
янию здоровья, а также проводятся мониторинги их психического состо
яния.
Обучение в экспериментальном классе ведется с использованием всех
доступных элементов и технологий, разработанных В.Ф. Базарным и уче
ными СКИПКРО. Занятия проводятся в режиме динамических поз. В те
чение 8 10 минут во время урока учащиеся работают стоя за специальны
408
ми конторками с наклонной поверхностью, затем садятся за стол с гори
зонтальной поверхностью.
В течение урока проводятся 2—3 физкультурные паузы, в которые
включаются упражнения для коррекции зрения. Сам процесс смены ра
бочей позы позволяет ученику отдохнуть, поменять положение своего те
ла в течение нескольких секунд.
Учебно дидактический материал подается учителем в пространстве,
что позволяет детям выводить своё тело из строгого положения “сидеть
смирно, положив руки на стол”. Учителю приходится продумывать каж
дый этап урока так, чтобы сохранить интерес учащихся к получаемому
материалу и одновременно сохранить тело ученика в постоянном движе
нии.
Занимаясь по технологии В.Ф. Базарного, учителя начальных классов
сделали вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повы
шенный интерес к изучаемым предметам, учитывается объём выполняе
мых работ в классе. Мозг маленького ребенка настроен на многоцветье,
поэтому мы используем экологические панно, которые меняются с при
ходом нового времени года — осень, зима, весна.
Учителя, продумывая урок, планируют, где можно использовать мате
риал экологического панно. Зрительно пространственная активность в
режиме школьного урока достигается за счет максимального удаления от
глаз ученика дидактического материала. Для этого используем деревян
ные планки, подвешенные к потолку в углах класса, на планках располо
жен дидактический материал разных размеров. Дети всматриваются
вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно двигательной активности и
проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в про
странстве ориентиров. Это специальный тренажер, расположенный на
потолке класса (“восьмёрка”), разного рода траектории, по которым де
ти “бегают” глазами.
В экспериментальном классе уровень оснащенности высокий, есть
всё, что рекомендовано В.Ф. Базарным, кроме “бегущих огоньков”.
Расстояние от доски до первой парты (не менее 3 х метров) соблюде
но.
Школа работает в одну смену. Количество больших перемен — две по
20 минут, количество динамических перемен — две по 10 минут.
Анализ расписания проводится по баллам, оно составлено с учетом
требований СанПиНа, контролируется Госсанэпиднадзором. Хоровое
пение введено в экспериментальном и контрольном классе. Создан хор
мальчиков.
Уроки физической культуры — основное звено в цепочке оздоровле
ния учащихся в школе. Они содействуют укреплению организма, а также
умственной и физической работоспособности, правильному физическо
му развитию и закаливанию учащихся, формированию правильной осан
409
ки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных раз
личными заболеваниями.
Уроки физкультуры были включены в расписание равномерно: поне
дельник, среда, пятница. На этих уроках происходит укрепление межна
циональной дружбы учащихся, ведется широкая пропаганда Олимпий
ского движения, повышается общая культура.
Уроки физкультуры часто проводятся на свежем воздухе, что положи
тельно сказывается на здоровье учащихся во время эпидемий гриппа (бо
лело всего около 2% учащихся школы).
Один раз в две недели в классе проводится Урок здоровья, на котором
изучаются темы: гигиена тела; гигиена питания; мышцы, кости и суста
вы; как уберечься от простудных заболеваний, бегая и играя во дворе; как
правильно вести себя, когда приходиться драться; как закаляться, прини
мать воздушные и солнечные ванны; игры на воде; осанка, избыточная и
недостаточная масса тела; спортивные игры; основы личной безопаснос
ти и профилактика травматизма.
На протяжении эксперимента часто проводились родительские встре
чи: “Я — идеальный родитель”, “Я — реальный родитель”, “Что я запре
щаю и что разрешаю себе и ребёнку”; и др. Дискуссии на темы: “Чувства
и эмоции родителей: как быть с ними?”, “Что я хочу пожелать вам…”
С 2002/03 учебного года во всех классах начальной школы, в 5 и 10
классах составили паспорта здоровья. Мониторинг психосоматического
развития и состояния адаптации проводили на 15 сентября, 15 декабря и
15 мая, с результатами знакомили родителей. Мы стремились к тому, что
бы родители изменили свое отношение к физической культуре, поняли,
наконец, что и от них требуются определенные усилия, чтобы их дети
росли здоровыми и счастливыми.
Учебный день в классах начинается с утренней зарядки на свежем воз
духе, что является одним из непосредственных оздоровительных аспек
тов. На переменах учащиеся 1—4 х классов имеют возможность походить
без обуви по дорожкам из гальки, каштана, коврикам с нашитыми пуго
вицами.
Школа накопила определенный опыт сотрудничества с родителями,
используя разные формы работы: встречи и беседы в школе, родитель
ские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместную
деятельность по совершенствованию школьной жизни.
Родители наших школьников, люди разных профессий, могут расска
зать много интересного из своей жизни на встречах и вечерах. Их выступ
ления ценны не только содержательной стороной, но и положительным
влиянием на собственных детей, перед которыми открывается богатство
личности родителей, появляется гордость за них.
Одной из задач, которые решают педагоги в работе с родителями, яв
ляется распространение педагогических и психологических знаний. Пси
хологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему
410
происходит в сознании и психике ребёнка, чем объясняется то или иное
поведение и развитие. Так, родители нередко испытывают большие труд
ности в общении с собственными детьми подростками.
Без родительской поддержки невозможно качественно сформировать
навыки здорового образа жизни у учащихся. Поэтому конструктивному
взаимодействию с родителями в нашей школе уделяется большое внима
ние.
Каковы же результаты нашей работы?
Качество знаний по физической культуре составляет по школе 89%. В
конце года все учащиеся 9 11 классов на более высоком уровне сдают
нормативы. Повысился уровень самооценки у учащихся дигестивного
типа телосложения, физическое здоровье и физическая подготовлен
ность стали более высокими в общей шкале ценностей старшеклассни
ков.
В каждом классе имеются Уголки здоровья. Оздоровительная про
грамма реализуется совместно с семьей. Родители знакомы с основным
содержанием, методами и приемами физкультурно оздоровительной ра
боты в школе, а учителя имеют лучший опыт семейного воспитания. Ро
дители ознакомлены с результатами диагностики состояния здоровья ре
бенка и его психомоторного развития. Родители обучены конкретным
приемам и методам оздоровления детского организма (фитотерапии,
ароматерапии).
Стали интереснее проходить совместные праздники.
Высокую оценку учащихся, родителей, бабушек получил кружок
“Здоровье без лекарств”.
Особое место в оздоровлении учеников заняла работа по созданию
фитодизайна кабинетов, рекреаций.
Наши ученики редко болеют гриппом, уже 3 года школа на карантин
не закрывается.
Интересно проходит работа в летнем оздоровительном лагере “Свет
лячок”, в 2005 году 50% учащихся укрепили свое здоровье.
Снизился процент курильщиков среди учащихся 8 11 классов, всего
курящих — 6 человек.
Нет правонарушений, но на внутришкольном учете стоит 20 учащихся.
Девиз наших ребят: “Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь
быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай!”
Создан клуб для взрослых “Здоровье” — направление “Как сохранить
молодость”.
Каждый учитель определил для себя динамику трудовой активности,
выработал свой комплекс утренней и вечерней гимнастики.
Активно формируют здоровый образ жизни учащихся учителя мате
матики, русского языка, изобразительного искусства, музыки, трудового
обучения, ОБЖ, биологии, химии. Они включают полезную информа
цию о сохранении здоровья человека в темы уроков.
411
В школе есть хор. Все дети любят петь. Учащиеся занимаются в клубе
межнационального общения “Радуга”, где учатся играть в разные игры
народов России, учат элементы танцев, песни, пословицы, поговорки на
родов Кавказа, учатся дружить и любить свою Родину.
В школе проводится работа по профилактике заболеваний. Так в 5 11
классах написаны диктанты на темы: “Скажи “нет” гепатиту “В”, “Про
филактика гриппа”, “Профилактика курения”, “Профилактика крым
ской геморрагической лихорадки”.
Для профилактики наркозависимости в настоящее время в основу ра
боты взята “Рецензия экспертного совета на формы и содержание анти
наркотических, антиалкогольных программ, реализуемых в Ставрополь
ском крае и рекомендации по профилактике наркомании, алкоголизма,
токсикомании в детской, подростковой и молодежной среде”.
В начальной школе четыре года экспериментальный класс проучился
по системе В.Ф. Базарного. Класс смешанный, не было раздельно парал
лельного обучения, т.к. в школе нет параллельных классов, контрольный
класс был из другой школы.
Коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы ученики были здо
ровы, добры и счастливы.




412
СОДЕРЖАНИЕ



РАЗДЕЛ I. Сибирский Федеральный Округ. Опыт школ
и дошкольных учреждений по образованию и здоровому развитию детей
Морозова Е.В. Союз нерушимый медиков и педагогов 3
Синявская Т.С. Обратный эффект Буратино 8
Ленинуглевская СОШ. Комфортное расписание – это важно 14
Горяинов А.И. Классные семейные клубы – полезный отдых,
интересное общение 16
Подобедов Г.П. Без понимающего учителя передовые технологии мертвы 21
Трубачева А.П. Дело Католикова живет и побеждает 25
Башев В.В. Здоровье не купишь. Но можно купить тренажер 29
Потапова Н.А. Технологии здоровья: наука, но не только… 33
Зулина Н. И. “Корифеи здоровья” побеждают в “НЕБОЛИТЕ” 38
Ардаева Г.С., Занегина А.Н. Мы дружим с природой 42
Жалсанов Б.Б. Турпоход – традиция лицеистов 47
Сультимова Ж.П. “Найдал” – путь к гармонии 50
Хакасская национальная гимназия интернат им. Н. Ф. Катанова.
Здоровье — вершина, которую ты покоряешь сам 52
Вшивкова Л.Н., Сатаева Ф.А. Дорогой энтузиастов 57
Вахтель А.Г., Швецова В.М., Лебедева Л.В. В “Эврике” поют хором 61
Гаврилова Н.Г. Путь здоровья – путь самосовершенствования 66
Метелькова Е.А. Шесть лет работы в санаторных классах:
дети и родители довольны 74
Сенникова И.А. Здоровьесбережение – магистральный путь
модернизации школы 78

РАЗДЕЛ II. Уральский Федеральный Округ. Образование и здоровое
развитие детей в школах и внешкольных учреждениях
Сулукиди Л.В. Здоровая школа – здоровый город 81
Гольфингер Н.Н. Школа не лечит. Но здоровью вредить не должна 84
Легостаева Н.И. Здоровье под контролем 92
Ключко О.М. Создаем атмосферу “здоровья” вместе 97
Ибрагимова А.З. Достижения есть, проблемы остаются… 100
Зуйкова Г.И. 52 часа в рабочей неделе. Не много ли? 104
Федотова Е.Т. “Нумсанг ех” значит “будьте здоровы” 110
Харисова А.М. Вместо таблеток – танцы 112
Петрученко Т.В., Финадеева Е.В. Когда учеба – в радость 115
Палецкий С.В., Прокопеня С.В. Семья и школа стали ближе друг к другу 119
Сухотерина Т.А. “Что делать?” подсказала газета 123
Романов М.М. Компетентный учитель – здоровый ученик 125

413
РАЗДЕЛ III. Центральный Федеральный Округ. Опыт школ
и дошкольных учреждений по образованию и здоровому развитию детей
Фирсова М.М., Новожилова Н.В. Нагрузка для гимназиста 128
Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Центр непрерывного образования
третьего тысячелетия 135
Уткина В.В., Писарева А.Е. В ладу с русской культурой 141
Петров А.П., Сиротенко М.П., Петрова А.А.
Педагогика сотрудничества: все вместе — за здоровье друг друга 144
Анохин А.И., Азова В.В. Модель разработана – будьте здоровы! 150
Корышева А.А. Сотрудничество медицины
и педагогики – залог успеха 157
Горбунова С.Ю. Беречь здоровье смолоду 162
Харитонова И.Г., Жетоканова А.Д., Таранова Л.В.,
Подшивалова Л.В. Здоровье – здесь и теперь 163
Дитрих Л.А. Эксперимент: сохранение и укрепление
здоровья детей методом хореокоррекции 171
Апарушкина Г.А. Нужна государственная политика 177
Макаренкова Т.А. Олимпийцы растут в школе 179
Устинова В.В. Будет здоровье – будет и успеваемость 184
Попова Е.В. “Не навреди” – девиз не только медиков 188
Земченков Н.М. Десять лет без карантина 193
Косенкова Н.И. После Чернобыля 199
Горохова В.С. Притча Ферьера 201
Волкова Н.В. “Не навреди” — главный принцип учителя 204
Агафонова Н.С. В воспитании личности каникул нет! 207
Зюкина Т.В. Воспитывать культуру здоровья надо с детства 212
Зинченко Н.А. Уроки, берегущие здоровье… 217
Протасова И.В. Дорогу осилит идущий 220
Билибенко Л.Г. На занятия в родительскую школу 229
Буркова Н. Я. Утром встал – приведи в порядок планету! 235
Батищев И.И. Школа укрепляет здоровье и учит самостоятельности 241
Сафонова И. В. “Экологические панно” для экологического
образования 245
Ренева О.Н. Лечение музыкой 249
Туромшева Л.А. Зрячее сердце музыканта 258
Бондаренко Л.К. Боткин предупреждал… 262
Ивушкина В.К. Знание – сила. Знание ЗОЖ – сила вдвойне 267
Студитская Т.Г. Начальная школа – фундамент здоровья 273
Клюшина А.В. Будущим первоклассникам равный старт 277
Деньгова Л.А. Красивый почерк — это серьезно 283
Егоров Ю.В. Эксперимент оказался удачным 285
Акинина Г.А. Школа здоровья — от рассвета до заката 288
Кабашко Г. В. “Ориентир” для родителей: сохраним здоровье вместе 291

414
Филиппова Т.Н. Учение с увлечением и желанием 294
Горохова С.В. Пусть “Чаша жизни” будет полной 297
Крючкова Н.Н. Детям нужны современные конторки 300
Егоркина Н.Н., Киселева Н.В. Здоровье — категория педагогическая 303
Кудрявцева И.Ю. В рядах олимпийцев – дети и учителя 306
Забродная Л.И. Хорошая школа – здоровая школа 308
Соловьёва Н.В., Смирнова А.В. Здоровье – высшая ценность.
Так считают 89% наших учеников 313
Дубровина В.И. Первым всегда тяжело 317
Савельева И.В. Нужны экспериментальные площадки 320

РАЗДЕЛ IV. Южный Федеральный Округ. Опыт школ
и дошкольных учреждений по образованию и здоровому развитию детей
Ткаченко Л.М. Оноприенко Т.Н. Сказали пиву: “Нет!” 325
Мальбахов Б.К. Как создать школу здоровья 329
Гавлиевская Ю.Ю. Фитобар – приятное с полезным 334
Филиппова Г.Г. России нужны патриоты 338
Дацукова Л.Д. Лучше один раз увидеть… 341
Нагорный Ю.Ф. Лучше быть красивым и здоровым,
чем хилым и больным 347
Трипутень Л.И., Смирнова Л.Н. Здоровый нищий счастливее
больного короля 350
Колесник Т.А. Жизнестойкому ребенку в школе комфортно 356
Коршунова Л.Н. Надо быть творцами своей судьбы 360
Айтеков Н.Б. Здоровье в порядке – спасибо ПМСС 364
Галаова Б.Н. “Интеллект”: на страже здоровья 367
Семенченко Л.В. Весь район – в эксперименте 369
Василевская В.П. Измените мир вокруг себя 373
Бугаева Л.Г. Хором… против болезней 377
Сиденко Л.В., Neoieeiaa I., Eaaiianeay A.
СанПиН – закон, но его нужно совершенствовать 383
Калабина Н.П. Эксперимент — зеркало работы 387
Денисенко А.И., Рогачёва В.А., Первышова А.И., Олешкевич Т.Г.
Эксперимент показал: дети стали лучше видеть 392
Костина Н.В. Здоровье как нравственный выбор 397
Титова Л.И. Когда дети растут быстрее 399
Селюкова Е.А., Багринцева Е.А. Ученик года – магистр
эколого валеологических наук 403
Тарасенко С. В. Здоровый ребенок учится охотней 406
Бабенко М.С. Что за школа без хора? 407


<< Пред. стр.

страница 46
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign