LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Здоровье как нравственный выбор
Нужно ли школе заниматься здоровьем детей? Дело ли это школьного
образования и воспитания? Сегодня эти вопросы для нас являются рито
рическими, то есть не требующими ответа.
Организуя в 2001/03 учебном году опытно экспериментальную работу
по проблеме “Оптимизация психо социального и физического здоровья
младших школьников средствами адаптивной образовательной среды”,
мы ставили цель – улучшить физическое и духовное здоровье всех участ
ников образовательного процесса.
Работа по здоровьесбережению была начата в 2001 году. Коллектив
школы использовал технологию совершенствования общеучебных уме
ний в начальной школе В.Н. Зайцева, технологию раннего и интенсивно
го обучения грамоте Н.А. Зайцева, технологию С.Н. Лысенковой (пер
спективно опережающее обучение с использованием опорных схем при
комментируемом управлении), технологию Е.Я. Ямбурга, Б.А. Бройде
“Школа адаптирующей педагогики”. На протяжении четырех лет апро
бируется междисциплинарная программа “Здоровье” под редакцией док
тора медицинских наук В.Н. Касаткина.
В школе проводится большой объем мониторинговых исследований. В
397
результате нами выявлены внутришкольные факторы, отрицательно вли
яющие на здоровье детей. В их числе — существующий Базисный учебный
план, куда введены новые учебные предметы (английский язык со 2 го
класса и информатика с 3 го класса), изменено количество часов на лите
ратурное чтение и математику (в сторону уменьшения), но не пересмотре
но содержание данных предметов. Объем учебного материала, на который
ранее отводилось 5 часов в неделю, учитель вынужден давать за 3—4 часа.
Это вызывает существенную перегрузку младших школьников.
Координационным советом школы были разработаны меры, направ
ленные на совершенствование образовательного процесса.
Педагогический коллектив отметил следующие результаты, позволя
ющие сделать выводы об эффективности работы школы по проблеме здо
ровьесбережения.
Увеличение объема двигательной активности школьников способ
ствовало снижению уровня заболеваний опорно двигательного аппарата
с 28% — 2001 г. до 9% — 2005 г.
Профилактическая работа по предупреждению утомления органов
зрения позволила снизить уровень заболеваемости с 7,7% — 2001 г. до
4,3% – 2005 г.
Создание комфортной психологической среды, снижение психологи
ческих нагрузок, возможно, оказало влияние на снижение нервно психи
ческих заболеваний с 15% – 2001 г. до 6,3% – 2005 г.
Организация питания учащихся оказала влияние на снижение коли
чества желудочно кишечных заболеваний с 3,3% в 2001 г. до 2% в 2005 г.
Работа по иммунизации, витаминизации и профилактике простудных
заболеваний снизила уровень заболеваний верхних дыхательных путей с
16 до 15%.
В целом, по школе произошло снижение заболеваемости школьников
с 74,6% до 40,2% за период с 2001 по 2005 год.
Стабильно высоким остается уровень качества знаний – 73%, возрос
уровень интеллектуального развития с 4,2 балла до 4,6 балла из 5, высоки
и не имеют тенденции к снижению такие результаты, как высокий уро
вень воспитанности – 90–95%; уровень школьной мотивации – 4,1–4,3
балла из 5; уровень сформированности классных коллективов – 89%.
Наша школа неоднократно представляла свой опыт работы на крае
вом фестивале экспериментальных площадок “Здоровьесберегающие
технологии в образовании” (2004 год), на заседаниях районного Коорди
национного совета (2001, 2002, 2004 гг.), на выставке августовской конфе
ренции в 2002–2003 гг., на районной научно практической конференции
“Здоровый образ жизни человека как его нравственный выбор”, где педа
гоги школы выступили с сообщениями в пяти секциях. В сборнике рай
онного методического кабинета “Здоровье как нравственный выбор”
опубликованы две статьи: “Здоровьесберегающие компоненты организа
ции учебно воспитательного процесса в начальной школе” (автор Е.В.
398
Костина, директор МОУ НОШ № 24); “Уроки здоровья – средство фор
мирования культуры здоровья” (автор З.И. Смолякова, заместитель ди
ректора МОУ НОШ № 24). Школа была представлена и на научно прак
тической конференции “Влияние адаптивной образовательной среды на
развитие личности младшего школьника” (секция “Охрана и укрепление
здоровья учащихся”).
От Министерства образования Ставропольского края школа получила
комплект ростовой мебели, конторки, комплект спортивного оборудова
ния. Приобретены за счет бюджета компьютер, методическая литература,
комплект развивающих настольных игр. Спонсорские средства и пожер
твования позволили приобрести телевизор, музыкальный центр, аэроио
низатор воздуха (люстра Чижевского), мебель для комнаты релаксации,
велосипеды, самокаты, мячи, игровое и спортивное оборудование, спор
тивную форму для школьной команды, медицинское оборудование, 13
комплектов массажных ковриков, мягкие игрушки, подписку на пери
одическую печать по проблеме организации здоровьесберегающего учеб
ного процесса.
Здоровьесберегающая работа в школе с одобрением встречена родите
лями. Один раз в четверть проводятся занятия в родительском лектории,
где обсуждается проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Кро
ме того, нами регулярно организуются мероприятия с совместным учас
тием школьников и их родителей. Такая работа способствует изменению
жизненных установок, формированию правильного и глубокого понима
ния здорового образа жизни не только у детей, но и у взрослых.


Oeoiaa E.E.
ae?aeoi? IIO “NIO ? 11”

Ставропольский край,
п. Рыздвяный, ул. Школьная, 2,
т.: (86545) 6 40 9



Когда дети растут быстрее
Число детей с нарушениями опорно двигательного аппарата в нашей
школе за период с 1996 по 2001 год увеличилось в 1,5 раза (со 120 учащих
ся до 179), количество школьников с нервными болезнями выросло 1,8
раза (с 90 учащихся до 160), с болезнями органов пищеварения в 2 раза (с
43 учащихся до 87). Понижение остроты зрения отмечено у 75 учащихся
(в 1996 году их было 60). Заметно возросло число детей, освобожденных
от уроков физкультуры.
Для решения этих проблем с 1 сентября 2001 года на базе нашей шко
399
лы открыта экспериментальная площадка. Тема эксперимента: “Здоровь
есберегающие технологии как фактор гармоничного и психофизического
развития детей в условиях общеобразовательной школы”.
Согласно теме и задачам опытно экспериментальной работы внесены
дополнения и изменения в Устав школы, созданы Совет школы, контро
лирующий соблюдение санитарных правил и норм, Совет по физической
культуре, объединяющий учителей и учащихся старших классов. Непо
средственное участие в работе принимают учителя начальных классов,
психолог, медицинская сестра, врач, социальный педагог, а с 2003/04
учебного года введена должность учителя логопеда.
В школе созданы материально технические условия для осуществле
ния опытно экспериментальной работы. Приобретены и изготовлены:
офтальмотренажеры, сенсомоторные тренажеры, экологические панно,
конторки, коврики для массажа стоп, ростомерная мебель, люстра Чи
жевского. Дети в экспериментальном классе обучаются в режиме регу
лярной смены динамических поз. Систематически проводится монито
ринг здоровья детей, который позволяет отслеживать и корректировать
процесс обучения.
Последнее исследование (май 2005 г.) показало положительную дина
мику всех обследуемых параметров.
Мы отмечаем улучшение состояния физиологической нормы осанки.
При проведении грудоплечевого теста в 2001 году в экспериментальном
классе у 16% детей была норма осанки, у 84% — начальное нарушение. В
контрольном классе у 32% детей норма осанки и 68% — начальное нару
шение. В 2005 году в экспериментальном классе 69% детей с нормой
осанки и 31% — детей с начальным нарушением. В контрольном классе
показатели стабильные.
Использование офтальмотренажеров, зрительно двигательных траек
торий способствовали снижению количества детей, имеющих нарушение
зрения. У одного учащегося улучшилось зрение (в 2001 году был постав
лен диагноз близорукость).
Введение третьего урока физической культуры, динамических пауз,
приобщение к спорту (секции, кружки) способствовали улучшению фи
зического развития, которое наглядно отражает антропометрический ин
декс. Так, по показателям ростовесового индекса мы видим, что дети экс
периментального класса в среднем на 6 см выше, чем дети в контрольном
классе.
За годы эксперимента снизилось количество пропусков по болезни
как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Уровень заболеваемости за прошедшие годы снизился — школа не за
крывалась на карантин. На высоком уровне организовано питание — де
ти получают полноценные горячие завтраки и обеды в группе продленно
го дня. За время эксперимента изменился и рацион питания. Технологом
ООО “Кавказгазторг” разрабатываются десятидневные меню сбаланси
400
рованного детского питания. В их рацион входят овощи, фрукты, рыба,
молоко, яйца, творог, пищевые добавки: йодированная соль, йод казеин
(для профилактики йоддефицитных состояний). Ведется подготовка по
ведению диетического питания (единичные случаи уже имеются).
Большое значение мы придаем факторам, влияющим на сохранение
физического здоровья: режим работы, расписание занятий, выполнение
санитарно гигиенических норм, озеленение классных комнат и школы.
Педагогом психологом второй год ведутся коррекционно развиваю
щие занятия в контрольном и экспериментальном классах. Занятия на
правлены на формирование познавательной и эмоционально волевой
сфер. Используются методические материалы “Психогимнастика в на
чальной школе” и “Игротерапия общения”. Занятия с детьми проводят
ся в течение года с цикличностью 2 раза в неделю.
Педагогический коллектив школы использует в учебном процессе
разнообразные формы физической культуры: проводится утренняя гим
настика, физминутки и физпаузы на уроках, в начальной школе — по
движные игры на переменах; дни здоровья и спорта, праздники, посвя
щенные здоровому образу жизни, которые проходят в рамках всей шко
лы с привлечением родителей. На базе школы работают спортивные сек
ции тайский бокс, бадминтон, легкая атлетика, волейбол (девушки, юно
ши), ОФП.
Успешному обучению детей здоровому образу жизни способствует ре
ализация данной программы через интеграцию с предметами ОБЖ (про
грамма “Формирование здорового жизненного стиля”, Н.А. Сирота) и
физкультуры (программа “Расти здоровым”, Г.К. Зайцев). Проводятся
факультативы и кружки: “Комнатное цветоводство”, “Мир экологии”,
“Здоровье человека и окружающая среда”, “Социализация личности”.
Регулярно на базе нашей школы проводятся семинары директоров
школ района по проблеме здоровьесберегающих технологий в учебном
процессе. Педагоги школы принимали участие в районном и краевом ро
дительском собрании по проблеме здоровьесбережения детей. Опыт
школы систематически представляется на страницах районной газеты
“Наше время”. По Изобильненскому телевещанию был показан фильм
“Здоровьесберегающие технологии” в МОУ “СОШ № 11”.
Для оказания методической помощи учителям в реализации здоровь
есберегающих технологий были проведены семинары: “Здоровье через
образование”, “Здоровье детей – категория педагогическая”, “Нестан
дартные дети”. Проблема обсуждалась на совещаниях при директоре:
“Валеологический подход к организации уроков в современной школе”,
“Школьная дезадаптация”, “Организация отдыха для оздоровления де
тей” и др., на заседании МО школы и района, районных конференциях,
родительских собраниях, педагогических советах.
Классные руководители системно проводят утреннюю зарядку, физ
минутки; ведут разъяснительную работу о вреде курения, наркомании,
401
алкоголя на факультативах и классных часах, проводят исследования ус
ловий и факторов, влияющих на здоровье детей в семье.
Социальный педагог и педагог психолог ведут профилактическую ра
боту по здоровьесбережению с детьми из группы риска. При проведении
внешкольных мероприятий нам помогают администрация п. Рыздвяно
го, поселковая библиотека, поликлиника, Дворец культуры и спорта,
психолог газопромыслового управления.
Школа работает в тесном контакте с Дворцом культуры и спорта Ста
вропольского газопромыслового управления, где занято в кружках 695
детей и 607 человек в спортивных секция (акробатика, карате, баскетбол,
волейбол, теннис, футбол, секция силового троеборья, атлетическая гим
настика, единоборство, шахматы.)
Учащиеся принимали участие в краевом турнире по баскетболу (юно
ши) — заняли III место (2004 г.) и I е место на первенстве Изобильнен
ского района (2005 г.).
Участвовали в районном турнире по футболу — II место (2004). Пер
венство по волейболу (девушки) — I место (2005).
Многие ребята являются кандидатами в мастера спорта.
Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здо
ровья школьников, является музыка. Четыре года в школе работает хоро
вой коллектив “Настроение”. Его цель — формирование духовно нрав
ственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Хоровое пение является средством реализации здоровьесберегающих
технологий. Оно воздействует на многие сферы жизнедеятельности через
три основных фактора: вибрационный, физический и психологический.
Хоровое пение оздоравливает человека, укрепляет его душу и тело.
Школьный хор два года занимает 1 е места в районном смотре, 4 е в
краевом (2004 г.).
Учащиеся нашей школы стали победителями районного конкурса
плакатов “Нет наркотикам”. Приняли участие в конкурсе буклетов “Нет
вредным привычкам”.
В школе работают медицинский и процедурный кабинеты. В меди
цинском кабинете имеются ростомер, весы, таблица Сивцева, термомет
ры, фонендоскоп, тонометр, люстра Чижевского, тубус кварц.
Помощь в экспериментальной работе оказывает поселковая поликли
ника, в школе работают две медсестры и врач педиатр (1/2 ставки). Меди
цинские работники ведут лечебно профилактические и противоэпидеми
ологические мероприятия. Ими организованы занятия с детьми по оказа
нию первой медицинской помощи, проводятся классные часы на темы:
“Вредные привычки”, “Нравственно половое воспитание подростков”,
“Крымская геморрагическая лихорадка”, “Болезнь грязных рук” и др.
Недостаток финансирования не позволил нам оборудовать стомато
логический кабинет и проводить ежегодную диспансеризацию с привле
402
чением высококвалифицированных специалистов (кардиолога, хирурга,
невропатолога, офтальмолога, аллерголога). Отсутствие квалифициро
ванного специалиста в области оздоровительной физкультуры не позво
лило организовать работу ЛФК.
В целом же следует отметить: администрации школы (при поддержке
родителей) удалось создать систему по сохранению здоровья детей и при
влечь к этой проблеме другие учебные заведения района. В эксперимен
тальных классах снизился уровень школьной тревожности, повысился
уровень учебной мотивации и самооценки, улучшилось состояние осанки.
Мы считаем, что продолжение работы по внедрению здоровьесберега
ющих технологий на новом, более высоком уровне позволит сохранить
здоровье детей как в среднем, так и в старшем звене.



Nae?eiaa A.A.
ae?aeoi? IIO eeoay ? 16
Aaa?eioaaa A.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii iao?ii-iaoiae?aneie ?aaioa

г. Ставрополь, ул. Мира, 458,
т. (8652) 56 78 07



Ученик года — магистр
эколого валеологических наук
Как учить, чтобы учебный процесс не наносил вреда здоровью его уча
стников — ученику, учителю, родителям — это вопрос, который все боль
ше интересовал наш педагогический коллектив. Для опытно экспери
ментальной работы мы выбрали проблему “Организация образователь
ного процесса, обеспечивающая сохранение здоровья школьников”.
Механизм здоровьесберегающих технологий определяется тем, что
педагогическим коллективом осознана их идеология, расширяется ак
тивность каждого участника учебно воспитательной работы. Как реали
зуются эти задачи?
Укомплектован кабинет: приобретен ростомер, силомер, получен ве
лотренажер, проводятся занятия в специальных группах ЛФК, проводят
ся интегрированные уроки на экологической тропе “Радуга здоровья”,
спортивные соревнования с привлечением родителей “Мама, папа, я –
спортивная семья”, дни здоровья, праздники утренней гимнастики для
первоклассников, а в апреле мае традиционно проходит праздник утрен
ней зарядки для всех учащихся лицея с 1 по 11 классы. Проводятся дина
403
мические паузы на третьем уроке, комплекс которых разрабатывается
учителями физической культуры каждую четверть.
В своей работе педагоги лицея опираются на концепцию В.Ф. Базар
ного, раскрывающую механизм действия здоровьесберегающего техно
логического подхода.
Опытно экспериментальная работа заставила решать целый комплекс
задач. Одна из основных – это моделирование готовности выпускника к
здоровому образу жизни на основе анализа существующих достижений,
проблем и прогноза перспективных требований. И, конечно, необходи
мость диагностирования уровня качества образования.
В учебный план лицея вводились спецкурсы здоровьесберегающего
направления: “Психология общения”, “Лекарственные растения”, “Эко
логия человека”, “Аутогенная тренировка”, “Основы медицинских зна
ний”, “Конфликтология”, “Психология общения” и др.
Учителями лицея разработана и апробирована программа курса “Уро
ки здоровья” в школе I, II ступени. Здоровье — понятие комплексное и
состояние здоровья лицеистов зависит от их собственного отношения к
здоровью. Уроки здоровья и спецкурсы формируют осознанную необхо
димость здорового образа жизни. Это хорошо отслеживается при анкети
ровании учащихся. При изучении мотивации учебной деятельности в 8—
9 х классах были заданы вопросы: “Нравится ли тебе учиться в лицее?
Что тебя привлекает на учебных, кружковых, факультативных занятиях?”
При изучении причин трудностей в обучении школьники отмечали
“неверие в свои силы”, “увлеченность другими делами”, “собственная
лень”, “потеря интереса к учению”, “плохие учебники”, “неумение орга
низовать свой день”.
Исследования по отношению к учебным предметам позволили выде
лить те предметы, которые наиболее интересны для учащихся, побужда
ют их развитие. Современная традиционная классно урочная система,
доминирующая в школе, сдерживает их развитие. Деятельность учителя,
построенная в расчете на среднего ученика, отрицательно сказывается на
успешности обучения слабых и сильных детей, ибо первым не хватает
времени на осмысление, формирование практических умений, вторым
недостает темпа продвижения, сложности заданий, творческой направ
ленности.
Результаты первых лет опытно экспериментальной работы привели
нас к созданию образовательной модели лицея, которая служит для педа
гогов ориентиром технологий обучения и воспитания, способствует со
хранению здоровья.
У нас целенаправленно проводится диагностика физического разви
тия и состояния здоровья учащихся. Проводятся родительские собрания,
на которых наши медики анализируют ситуацию. Все рекомендации, ко
торые дают специалисты во время обследования, доводятся до родителей.
В 2004/05 учебном году мы начали обследование аппаратом “Варикар”,
404
который помогает определить напряженность нервной системы и уро
вень тревожности.
В лицее работает медико психолого педагогическая служба, которая
проводит, как профилактическую, так и коррекционную работу с учащи
мися.
В лицее пропагандируется здоровый образ жизни, члены научного об
щества лицеистов пишут работы, выступают с ними на конференциях,
участвуют в экологических олимпиадах, олимпиаде здоровья. Также про
водятся занятия на тропе “Радуга здоровья” по обучению здоровому об
разу жизни, интегрированные уроки по различным предметам: “Озна
комление с окружающим миром”, “Чтение”, “Литературное слушание” и
т.д. Стало уже традицией в лицее проводить конкурс “Ученик года — ма
гистр эколого валеологических наук”, который проходит в несколько ту
ров. Задания самые разнообразные – составление кроссвордов, написа
ние сказок, рассказов и т.д.
Каких же результатов мы добились? Четыре года лицей работает во
время эпидемии гриппа без карантина. В прошлом учебном году мы даже
не приблизились к критической отметке (гриппом болели всего 5—7 че
ловек и 15—20 — ОРВИ). Мы разработали положение и провели конкурс
“Самый здоровый класс”, учащиеся которого не пропустили ни одного
дня по болезни, выполняли внутренний распорядок лицея и т.д. Большое
внимание уделяется в нашем лицее здоровью педагогического коллекти
ва. Ежегодно проводится диспансеризация, проводятся занятия в Степ
клубе с учителями и родителями.
Достаточно высокий уровень обучения позволил нашим выпускникам
выполнить свое желание – продолжить образование в средних и высших
учебных заведениях. По анализу, сделанному нашими медицинскими ра
ботниками, у наших лицеистов не появилось новых хронических заболе
ваний.
Не все, конечно, у нас получается, не все идет гладко. Ведь долгое вре
мя считалось, что учеба — это образование, а здоровье — медицина, и ни
когда вопрос здоровья и учебы не рассматривался вместе. К сожалению,
не всегда мы находим понимание. Хотелось бы, чтобы лучше была осна
щена материальная база лицея, чтобы у нас работали молодые специали
сты. Но пока низкий социальный статус педагогических работников не
позволяет решить кадровый вопрос.




405
Oa?anaiei N. A.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay
oeiea n oaeoaeaiiui eco?aieai
ioaaeuiuo i?aaiaoia ? 14”

г. Пятигорск,
ул. Розы Люксембург, 68 а,
т./ф.: 7 51 22, 7 51 21
E mail: mou sohl4(o)ymegalog.ru,
gorono@megalog.ru



Здоровый ребенок учится охотней
В течение четырех лет школа является краевой опытно эксперимен
тальной площадкой и работает над темой “Управление здоровьем школь
ников через здоровьесберегающую организацию педагогического про
цесса”. В эксперименте задействованы учащиеся начальной школы, в ра
боте используются отдельные элементы технологий В.Ф. Базарного:
— организация учебного процесса в режиме смены динамических поз;
— режим телесной вертикали (конторки, офтальмотренажеры);
— сенсорные тренажеры;
— экологические панно;
— художественно образные экологически “чистые прописи”;
— ростомерная одноместная мебель.

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign