LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 44
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние педагогов и родителей подходам к сохранению здоровья детей в шко
ле и дома, введение в учебный план уроков ритмики, хореографии, теат
рального искусства, шахматного всеобуча, экологии. В расписании по
явился 3 й урок физической культуры “Подвижные игры”, была измене
на структура учебного года (5 —6 недель учебных занятий и 1 неделя – те
матические каникулы “Здоровье” — “Здоровье и спорт”, “Игры народов
мира”, “Твоё свободное время и твоё здоровье”, “Молодёжь за здоровый
образ жизни”, “Мы выбираем здоровье”).
Теперь эти дети окончили начальную школу, и по результатам конт
рольной компьютерной диагностики специальной программой “Вари
кард”, проведённой специалистами лаборатории здоровья СКИПКРО,
детей с отклонением в здоровье в обоих классах стало лишь 11%.
Анализируя результаты компьютерной диагностики, можно сделать
вывод, что у обследуемых учащихся показатель активности регуляторных
систем (ПАРС) в среднем 4,88 (по 10 балльной системе) что соответству
ет норме – донозологическому состоянию, т.е. имеются функциональные
резервы, причём у контрольного класса диапазон функциональных со
388
стояний несколько выше – 31% (2 балла – 2 чел., 3 балла – 6 чел.) и сред
няя оценка – 4,576, а в экспериментальном классе средняя оценка –
5,185, диапазон отличной оценки — 11% (2 балла – нет, 3 балла – 3 чел.).
Таким образом, дети условно разделены на 3 группы:
— имеют отличное здоровье в 4 “В” (эксп.) – 11 %, в 4 “Б” (контр.) –
31%;
— практически здоровы в 4 “В” (эксп.) – 78%, в 4 “Б” (контр.) – 58%;
— имеют отклонения (больны) в 4 “В” (эксп.) – 11%, в 4 “Б” (контр.)
– 11%.
По результатам обследования экспериментального и контрольного 4
“В” и 4 “Б” классов было отмечено повышение уровня физической под
готовленности: на 43% в экспериментальном и на 9% – в контрольном.
Уровень физического развития повысился на 23% в экспериментальном,
и на 45% в контрольном классе. К концу второго класса не оказалось ни
одного второклассника с уровнем физического развития ниже среднего.
Коэффициент здоровья повысился у 50% учащихся, что свидетельствует
об удовлетворительном состоянии системы кровообращения.
Высокий уровень работоспособности отмечается у 20% детей, удовлет
ворительный — у 30 % экспериментального класса и 41% контрольного.
Учащиеся экспериментального и контрольного классов усвоили учеб
ную программу начальной школы успешно, занимались стабильно, ус
пешно выступали на школьных интеллектуальных марафонах. Результа
ты окончания начальной школы свидетельствуют, что учащиеся классов,
участвующих в эксперименте, усвоили учебную программу успешно, ка
чество знаний и успеваемость стабильны и составляют соответственно
67% и 100% (в экспериментальном) и 46% и 100% (в контрольном). По
начальной школе качество знаний составило 57%, по четвёртым классам
в среднем по школе – 61%.
Заметим, что контингент учащихся в течение 4 лет не менялся: ста
бильно 32 человека в экспериментальном и незначительные изменения в
4 “Б” – контрольном классе.
На протяжении четырех лет медицинская сестра (врач педиатр с 40
летним стажем врачебной практики) И.П. Аверьянова и врач физиотера
певт педиатр высшей категории С.В. Индиенко наблюдали за развитием
детей, проводили обследования, осуществляли мониторинг и коррекцию
их здоровья. Дети имели возможность принять физиопроцедуры в
школьном оздоровительном центре “Буратино” и физиокабинете дет
ской поликлиники. Занятия ЛФК и массаж проводились в детской поли
клинике, главный врач В.М. Старых уделяла пристальное внимание ходу
эксперимента, по возможности оказывалась медицинская, консультатив
ная помощь, направлялась бригада врачей специалистов для диспансер
ного осмотра детей.
Для укрепления здоровья учащихся и профилактики заболеваний в
школе создан оздоровительно реабилитационный центр, включающий в
389
себя спортивные залы (их в школе два), школьный стадион с различного
рода площадками, комнату фитоаэроионотерапии, фитобар, физиокаби
нет, медицинский и стоматологический кабинеты. Школьники получают
стоматологическую помощь, из лечебно реабилитационных процедур:
ингаляции, магнитотерапию, КУФ, коррекцию зрения. В школьном оз
доровительном центре ежегодно увеличивается количество процедур,
причём, если в начале предпочтения отдавались ингаляциям, то в про
шлом учебном году — КУФу и магнитотерапии, а в этом имели возмож
ность проводить электромассаж и фототерапию с помощью аппарата
“Дюна”.
Количество процедур удалось увеличить за счёт выделенного минис
терством образования края аппарата КУФ, приобретённых школой вто
рого аппарата “Алмаг”, “Маг”, “Дюна”.
Для детей с нарушением осанки планируется работа групп корректи
рующей гимнастики. В практику работы школы органично вошла гимна
стика до начала занятий, обязательными стали физкультурные минутки,
гимнастика для глаз на каждом уроке. Открыта группа продленного дня
для учащихся 4 х классов, медицинские профилактические мероприятия
в пришкольном оздоровительном центре (физио, фито и фототерапия),
индивидуальные занятия с логопедом городского центра “Лира” и психо
логом школы.
В кабинете экспериментального класса по методике В.Ф. Базарного
есть одноместные столы конторки, самодельные коврики для ног, на
стёклах чёрные точки для фокусирования зрения, на потолке – офталь
мотренажер (в 36 кабинетах школы — офтальмотренажеры на листах ват
мана, изготовленные учениками на уроках черчения), имеется сменное
экологическое панно, сенсорные кресты. Отсутствуют сенсомоторные
тренажеры, бегущие огоньки. Оборудования недостаточно. Хотелось бы
иметь в школе: разнообразные спортивные тренажеры, оборудование для
сенсорной комнаты, комнаты релаксации, мини спортивный зал для
корректирующей гимнастики; оборудование биологической обратной
связи; приборы для инфразвукового пневмомассажа и аппарат "ЛОТ—1
"для коррекции зрения; установки для создания микроклимата типа “Ма
римед”; установку для кислородного коктейля.
Школа включена в выполнение долгосрочной программы в виде про
ектов: “Мы вместе”, “Здоровая школа”, “Спорт против наркотиков”,
“Здоровый учитель – здоровый ученик”, “Медицинская служба в образо
вании”, “Одарённые дети”, “Каникулы”, “Нам жить в 21 м веке”, “Эко
логия детства”, “Я и мы”. Реализация этих проектов направлена на созда
ние условий, необходимых для полноценного обучения, воспитания и
развития детей и родителей.
В школе используются такие формы работы, как типографское изда
ние школьной газеты, выпуск бюллетеней, работа клуба 14 летних, по
стоянно действующего семинара по повышению квалификации педаго
390
гов и сотрудников, родительский всеобуч, интегрированные уроки ОБЖ,
экологии, спортивно массовая работа в школе и по месту жительства,
дни здоровья. Мы сотрудничаем с Общественным благотворительным
фондом “Выбор” (по профилактике табакокурения и наркомании), с го
родской детской поликлиникой (диспансеризация, массаж), с городским
центром по туризму, с Центром “Лира” (по оказанию психологической
помощи и проведению родительских собраний).
Школа является методическим центром по внедрению здоровьесбере
гающих технологий среди учебных заведений города. Наш опыт исполь
зуют в школах № 3, 4, 8 в Кировском районе и в Центре психологической
реабилитации микрорайона.
Школа принимает активное участие в подготовке краевых и городских
родительских собраний. Подготовлен фильм о деятельности школы по
укреплению и сохранению здоровья учащихся. Наш опыт представлен на
XI краевой научно практической конференции школьников; на город
ской научно практической конференции; на 3 м Всероссийском конкур
се учебно исследовательских экологических проектов “Человек на Зем
ле” имени академика Н.Н. Моисеева (диплом IV степени); на Всероссий
ском конкурсе на соискание Национальной премии “Здоровое поколе
ние XXI”, на краевом конкурсе “Школа – территория здоровья” (Дип
лом), на 4 конференции при Московской заочной физико математичес
кой школе. Школа победитель конкурса школьных дворов, комнаты
школьника и опытных участков.
В заключение хочется сказать, что в начале эксперимента мы даже не
представляли всей его важности, действовали как бы вслепую, ведомые
своим научным руководителем Т.Г. Олешкевич. Сегодня мы уже пытаем
ся создать модель своей школы, содействующей здоровью, исходя из на
ших потребностей, целей и возможностей. Уже сейчас очевидны пози
тивные изменения во внутреннем социально психологическом климате
— улучшились отношения и качество совместной деятельности с различ
ными группами школьного сообщества. Школа старается участвовать во
всех конкурсах, фестивалях и экспериментах. На нашей базе успешно ра
ботают 3 экспериментальные площадки: две региональные – по здоровь
есбережению и информационным технологиям, и одна муниципальная –
по эстетическому воспитанию.
В этом учебном году мы начинаем работу по теме: “Личностно ориен
тированный подход к укреплению здоровья и формированию здорового
образа жизни на основе использования информационных технологий”.
Надеемся, что участие в Форуме школ здорового развития даст новый
толчок к научно исследовательской и экспериментальной работе. В на
шей школе открыт межшкольный методический центр в рамках Феде
ральной программы ИСО (информатизация системы образования). Счи
таем, что необходимо исследовать роль и влияние информационных тех
нологий на здоровье человека и формирование здорового образа жизни.
391
Aaienaiei A.E.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 2”,
?iaa??aa A.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a oeieu ii o?aaii-ainieoaoaeuiie ?aaioa,
Ia?auoiaa A.E.
iaoiaeno oeieu,
Ieaoeaae? O.A.
iao?iue ?oeiaiaeoaeu

356055, Ставропольский край,
Красногвардейский район,
с. Ладовская Балка, пер. Больничный, д.3,
т.: (86541) 4 20 57

Эксперимент показал:
дети стали лучше видеть
С 2001 года школа стала краевой экспериментальной площадкой. Ра
бота по здоровьесбережению в школе определилась постановлением гу
бернатора Ставропольского края № 19 от 24.01.2001 года “О краевой це
левой программе “Здоровьесберегающие педагогические технологии в
образовании детей в 2001–2004 годах”, приказами, рекомендациями Ми
нистерства образования Ставропольского края, СКИПКРО, программой
ОЭР школы и подпрограммами “Здоровье – основа развития личности”,
“Профилактика зависимости от психоактивных веществ”, “Экологичес
кое воспитание школьников”, “Система воспитательной работы с ода
рёнными детьми”.
Существенным компонентом обеспечения реализации данной проб
лемы стало межведомственное взаимодействие и координация деятель
ности школы с Министерством образования Ставропольского края, от
делом образования Красногвардейской районной администрации, Став
ропольским краевым институтом повышения квалификации работников
образования (кафедрой педагогики и психологии здоровья). Школа вза
имодействует с различными учреждениями: администрацией района и
села, СЭС, учреждениями культуры (районный музей, сельский Дом
культуры, музыкальная и художественная школа), детскими садами,
спортивной школой, службой социальной защиты и службой занятости,
с районной и сельской поликлиниками.
В школе работают две квалифицированные медсестры, привлекается
врач стоматолог, педиатр. Имеется медицинский кабинет, оснащённый
стоматологическим креслом и бормашиной, комната “Здоровья” (комна
та психофизиологической разгрузки) с необходимым оборудованием для
осуществления мониторинга психосоматического развития и состояния
392
адаптационных систем учащихся. Медицинская комната оснащена рос
томером, медицинскими весами, тонометром, динамометром кистевым,
спирометром, медицинским шкафом, имеются люстра Чижевского, ту
бус. Медицинская сестра проводит с детьми сеансы аэроионотерапии
(люстра Чижевского). В течение 4 лет проводятся практические и теоре
тические занятия с детьми по точечному массажу, дыхательной гимнасти
ке; осуществляется обучение навыкам бесконфликтного общения, кор
рекции систем притязаний, ценностей образа жизни детей.
В целях совершенствования ранней диагностики и своевременного
оказания лечебно профилактической помощи детей и в соответствии с
приказом Министерства здравоохранения РФ проводится Всероссийская
диспансеризация. В мае 2005 года осуществлена диагностика ССЗ на ап
парате “Варикард”.
В школе проводится “Смотр кабинетов”, при проведении которого
обязательно проверяются: размещение мебели соответственно требова
ниям СанПиН, окраска стен, освещённость, размещение наглядных по
собий. Внутришкольный контроль помогает своевременно выявлять на
рушение санитарно гигиенических норм и устранять их.
Учебная деятельность школьников организована рационально, с учё
том требований СанПиН и направлена на снижение утомляемости. Для
предупреждения перегрузок учащихся составляется “График проведения
контрольных и лабораторных работ”.
Образовательное пространство гибко моделируется. В школе созданы
комнаты “Здоровья”, “беспарточные” классы.
В начальной школе обучение ведётся по программе Л.В. Занкова, “Шко
ла 2100”, “Гармония”. Апробированы междисциплинарные программы
“Здоровье”, “Разговор о правильном питании”, “Все цвета, кроме чёрно
го”. На уроках применяются технология С.Н. Лысенковой “Перспективно
опережающее обучение с использованием опорных схем при комментиро
ванном управлении”; “Технология совершенствования общеучебных уме
ний в начальной школе”, “Гуманно личностная технология” Ш.А. Амона
швили, элементы методики чтения А.М. Кушнира, орфографическое чте
ние П.И. Тоцкого, элементы методики динамического чтения Т.Н. Швайко.
В учебные планы введены ритмика и танец. Первые классы находятся
в детском саду, где созданы все условия по теме эксперимента: хорошо
оборудованы классы, спальни, игровые комнаты, спортзал, беседка для
отдыха. Организовано трёхразовое питание детей. Это создаёт возмож
ность для успешной адаптации учащихся к школе, так как происходит
плавный переход от игровой деятельности к учебной.
В экспериментальных классах большие возможности по сохранению и
укреплению здоровья имеют уроки, построенные по технологиям В.Ф.
Базарного. В школе также применяются элементы здоровьесберегающих
технологий В.Н. Касаткина, В. Травинки, В.М. Кабаевой, А.А. Сиротюк,
И.М. Воротилкиной.
393
Во всех начальных классах, кроме контрольных, обучение организова
но в режиме “динамических поз”. На уроках дети учатся, стоя за контор
кой или сидя за столом, работая на ковре. Это позволяет им снять напря
жение с позвоночника, тем самым сохранить правильную осанку, почув
ствовать себя более раскрепощёнными. Обучение учащихся в экспери
ментальных классах проходит в условиях расширения зрительно про
странственной активности (для этой цели используются зрительно дви
гательные тренажёры, которые представляют собой комплекс специаль
но подобранных движений глаз по зрительным траекториям офтальмо
тренажёров), используются экологические панно, сенсорные кресты, с
помощью которых учащиеся начальных классов снимает зрительно мо
торное напряжение. На уроках во время динамических пауз для активи
зации рефлекторных зон стопы, профилактики плоскостопия использу
ются массажные коврики и дорожки.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики рук детей по
средством систематических занятий конструированием, рукоделием, тех
ническим творчеством.
Учебные занятия чередуются с динамическими переменами на свежем
воздухе, где организуются подвижные игры. Уроки физической культуры
в 1—4 классах проводятся на улице в форме “Урок – игра”. В режим дня
учащихся введён спортивный час в группах продлённого дня.
Наблюдения показывают, что режим моторной свободы и динамичес
ких поз улучшает уровень психической активности детей, качество вни
мания, мотивационно волевую сферу и ряд других характеристик ум
ственной деятельности учащихся.
На старшей ступени обучения осуществляется профильная подготов
ка через профили: математический, гуманитарный, технологический. По
окончании школы учащиеся получат профессии “Водитель автотранс
портных средств категории “ВС” и “Тракторист III класса”.
В качестве здоровьесберегающих педагогических технологий учителя
ми применяются элементы адаптированного обучения П.П. Третьякова,
адаптивной системы обучения А.С. Границкой, системы В.В. Гузеева,
продуктивного обучения А.В. Хуторского, проблемного и развивающего
обучения В.М. Монахова. Широкое распространение в школе получил
метод проектов. Регулярно этот метод используют учителя иностранного
языка (немецкого), работающие по учебному комплекту И.А. Бим, в
структуре которого заложена проектная деятельность школьников. Ме
тод проектов применяют учителя технологии, экологии и др.
Большое влияние на детей оказывают занятия в развивающих школах,
участие в научно практических конференциях. Из 87 учеников старшей
школы 32 учащихся занимаются в краевой экологической школе КЭБЦ,
2 — в “Поиске”, 1 ученик по результатам заочной физической олимпиа
ды зачислен в московский лицей “Авангард”. Ученик 10 класса — участ
ник краевой открытой научной конференции школьников.
394
В учебный план школы введены спецкурсы и факультативы: “Ритми
ка и танец” (1–2 классы), “Экономика” (1– 4 классы), “Информатика” (5
классы), “Природоведение” (5 классы), “Наглядно практическая геоме
трия” (6 класс), “Мир физики” (6 класс), “О чём рассказывают названия
растений” (6 класс), Пропедевтический курс химии “Введение в химию”
(7 класс), “Жизнь растений и животных” (7 класс), “За страницами учеб
ника математики” (8 класс), “Химия вокруг нас” (8 класс), “Здоровье ок
ружающей среды” (8 класс), “Автодело” (10–11 классы).
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональ
ное распределение её во времени достигается благодаря применению
гибких вариантов форм построения системы учебного процесса, напри
мер, имитационно моделирующих игр.
Здоровьесберегающий процесс эффективен при тесном сотрудничес
тве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. При
мером такого сотрудничества является школьный психолого медико пе
дагогический консилиум (ПМПК). Его цель – выявление дезадаптиро
ванных детей к школьному обучению, установление причин этого про
цесса, коррекционная работа, консультативная помощь детям и их роди
телям, направление на консультацию к узким специалистам, на краевую
ЛМК. В составе консилиума: зам. директора школы по УВР, по ВР, лого
пед, социальный педагог, психолог, врач педиатр.
На ребёнка, прошедшего консультацию, заводится “Карта развития ре
бёнка”, где собраны данные его обследования педагогом, логопедом, пси
хологом и листы индивидуальной коррекционной работы с ним. В школе 4
года ведётся мониторинг “Успешности обучения”, который помогает ад
министрации вовремя скорректировать учебно воспитательный процесс.
Физкультурно оздоровительная работа – приоритетная форма сохра
нения и укрепления здоровья.
Для повышения двигательной активности в школе введён третий час
физической культуры. В 1–7 классах используются физкультминутки,
динамические паузы, динамические позы, на переменах – подвижные
игры, спортивный час в ГПД, занятия в спортивных секциях, ДЮСШ,
туризм, спортивные соревнования и др.
Школа работает в тесном контакте со спортивной школой, 5% детей
имеют 1 й взрослый разряд по художественной гимнастике, 4% — 1 й
юношеский разряд и 2% — кандидаты в мастера спорта. В школе работа
ют спортивные кружки и секции, в которых задействовано 73% детей.
В основу воспитательной работы положена система коллективных
творческих дел В.А. Караковского. В школе проходят Дни здоровья, зим
ние спартакиады, месячник экологической безопасности и т.д.
Хоровое и сольное пение является одной из методик оздоровления де
тей. Ученики школы принимают активное участие в смотрах художест
венной самодеятельности.
На протяжении четырех лет в школе проводится мониторинг состоя
395
ния развития учащихся. Это позволяет не только определить текущее со
стояние дел, но и прогнозировать тенденции и факты риска, разрабаты
вать и реализовывать нормативную базу по единой системе образования
и здоровья. Диагностику физического здоровья осуществляют медработ
ники и преподаватели физической культуры, диагностику психо гигие
нического здоровья осуществляет психолог школы, социального соци
альный педагог.
Режим моторной свободы и динамических поз положительно влияет
на уровень физического, психического и умственного развития детей. Ус
пешность обучения в экспериментальных классах имеет положительную
динамику по всем предметам (отмечено высокое качество знаний в срав
нении с контрольными). Ученики экспериментальных классов не болели
гриппом. Мониторинг психосоматического развития и состояния адап
тационных систем школьников показал положительную динамику разви
тия учащихся.
Отслеживая и сравнивая результаты состояния здоровья детей
2001–2002 гг. и 2004–2005 гг., можно отметить, что у учащихся экспери
ментального класса наблюдается улучшение состояния органов зрения.
Так, число детей, имеющих заболевания, сократилось с 21% до 8%, что
говорит о правильно выбранном направлении в укреплении мышц глаз
при работе с офтальмотренажёром, гимнастике для глаз и т.д. Анализируя
состояние опорно двигательного аппарата школьников эксперименталь
ных классов, в результате работы по применению ЗСТ (физкультминутки
на уроках, подвижные игры, смена динамических поз и т.д.) снят диагноз
“сколиоз” у 1 ученика, с которым он поступил в 1 й класс, а нарушение
осанки заметно снизилось с 23% до 8% учащихся.
Анализируя состояние здоровья детей в целом по школе за последние
4 года, можно заметить, что ведущими в структуре заболеваемости явля
ются простудные заболевания верхних дыхательных путей. Заболевае
мость органов пищеварения снизились на 0,3%, отсутствует заболевае
мость кишечными инфекциями. Динамика состояния здоровья детей,
находящихся на диспансерном учёте, показывает уменьшение количест
ва детей по заболеваниям желудочно кишечного тракта (0,3%), эндо
кринной системы (на 1,2%), нарушение осанки и опорно двигательного
аппарата (на 2,9%).
В 2003/04 учебном году, участвуя в краевом фестивале эксперимен
тальных площадок “Школа – территория здоровья”, школа была награж
дена дипломом и комплектом ростомерной мебели. В 2004/05 году на
граждена знаком “Серебряный Орден “Отличник качества Ставрополья”
Правительства Ставропольского края.
Школа является районным методическим центром по проблеме здо
ровьесбережения. У нас регулярно проводятся районные практические
семинары: “Применение здоровьесберегающих технологий в учебном
процессе начальной школы. Личностно ориентированный подход”,
396
“Научно методическое обеспечение процесса внедрения здоровьесбере
гающих технологий: опыт, проблемы, перспективы”, “Вопросы комплек
сного подхода к решению задач по формированию, укреплению и сохра
нению здоровья школьников”.
В школе действует родительский лекторий, целью которого является
вовлечение семьи в воспитательный процесс. Новой формой совместной
работы стало проведение “Месячника семьи”, направленного на форми
рование ценности здорового образа жизни, семейных традиций. В ре
зультате проведённых мероприятий выявлено, что родители нашли под
держку в изменении образа жизни своей семьи (39%), возможность улуч
шения здоровья своих детей и других членов семьи (28%), возможность
ближе узнать детей, лучше их понимать (33%).


Einoeia I.A.
ae?aeoi? IIO
“Ia?aeuiay iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 24”

356240, Ставропольский край, г. Михайловск,
ул. Октябрьская, д.318,
т.: (86553) 5 20 52



<< Пред. стр.

страница 44
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign