LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 43
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

направлений воспитания личности ребенка в рамках экспериментальной
работы по здоровьесбережению в начальной школе стала концепция эт
нокультурного воспитания. Была разработана программа к этнокультур
ным курсам “Музыкальный фольклор”, “Народоведение”.
Важнейшая особенность уроков в экспериментальных классах состо
ит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала,
постоянного поиска и выполнения заданий. Для этого учителя использу
ют подвижные “сенсорные кресты”, на которых размещаются карточки с
заданиями и возможными вариантами ответов. По воле учителя они мо
гут оказаться в любой точке класса.
На уроках письма дети работают со стендом “пальцевых узоров”. Бук
вы делаются из наждачной бумаги. В процессе овладения чтением ис
пользуется шаговый алгоритм. Применяется специально разработанный
“Экологический букварь” (картина панно).
Физкультминутки — обязательная часть урока. Учителя не ограничи
379
ваются только упражнениями на развитие мелких мышц кистей рук, ак
тивизацией позных мышц (наклоны). Проводится также стимуляция
биологически активных точек, дыхательные упражнения, самомассаж.
Физкультминутки помогают снять утомление, являются одной из актив
ных форм отдыха на уроке. Учитывая, что близорукость стала самой рас
пространенной патологией, мы проводим упражнения для глаз.
Использование методик Базарного В.Ф. по расширению простран
ственной активности зрительного анализатора во время учебных занятий
способствует повышению функциональных резервов зрения у детей и тем
самым предотвращает возникновение близорукости.
С давних времен известна народная медицина, основанная на чистой
фармакологии. Для детей, состоящих на диспансерном учете, с целью
снижения хронических и рецидивирующих заболеваний на уроках, а так
же во внеурочное время (группе продленного дня) используется фитоте
рапия.
Наш регион беден содержанием йода в воде. Поэтому для профилак
тики заболеваний щитовидной железы один раз в неделю используется
антиструмин. В настоящее время в пищеблоке получают йодированный
хлеб, а для приготовления пищи используют йодированную соль. В тре
тьи блюда для повышения иммунных сил организма и пополнения вита
мином С мы добавляем аскорбиновую кислоту.
В кабинетах по графику проводится аэронизация воздуха, а также ио
низация под люстрой Чижевского.
Весной и осенью проводится профилактика хронических заболева
ний, гриппа. Для профилактики гриппа используются схемы приема ле
карств, специфическая профилактика, то есть прививка, применяется
медикаментозное лечение, фитотерапия, точечный массаж.
Медсестра проводит тестовое обследование и анкетирование вновь
поступающих детей. В результате выявляются различные отклонения в их
здоровье. В дальнейшем с этими детьми проводятся определенные кор
рекционные мероприятия.
Кроме того, медсестра распределяет детей по группам здоровья и физ
культурным группам. С каждой подгруппой проводятся занятия с приме
нением специального спортивного инвентаря. Для группы с нарушением
осанки и сколиоза используются скакалки, гимнастические палки, мячи,
шведская стенка, “колючая стежка”. В группах с нарушением зрения и с
отдельными детьми — занятия на тренажере “Иллюзион”, упражнения
для глаз “метка на стекле” и т.д. Медсестра проводит беседы о профилак
тике инфекционных заболеваний, вреде курения, наркомании, о прави
лах личной гигиены, гигиены жилья, рабочего места.
Школа отработала собственную систему работы с детьми. В течение се
ми лет ни один ученик не стоял на учете в инспекции по делам несовер
шеннолетних, несмотря на то, что район, в котором расположена школа, в
социальном плане “трудный” и в нем много проблемных семей. Школа до
380
бивается этого благодаря преемственности и единству учебно воспита
тельного процесса. Большое внимание уделяется ученическому самоуп
равлению. Вся воспитательная работа основывается на индивидуальном
подходе к каждому ребенку, на развитии творческих начал в каждом из них.
Работают кружки и секции по интересам детей, изо студия, танцевальная
студия, спортивные секции: фехтование, каратэ, гимнастика, туризм.
В этих объединениях задействовано до 240 учащихся нашей школы.
Дети имеют возможность бесплатно посещать их в свободное время. Они
с нетерпением ждут занятий фехтованием, постигают и овладевают навы
ками владения рапирой, что развивает мышление, ловкость, быстроту ре
акции, координацию движений.
На занятиях гимнастикой девочки совершенствуют гибкость, пласти
ку, осваивают сложные элементы акробатики. Вместе с руководителем
секции дети придумывают и составляют под музыку акробатические ком
позиции.
В туристическом кружке ребята получают навыки подготовки и про
ведения походов. Учатся ориентироваться на местности, пользоваться то
пографической картой, преодолевать естественные препятствия в горно
лесной местности, выбирать место для привала, ставить палатку, разжи
гать костер и готовить пищу, оказывать первую медицинскую помощь
при травмах.
Занятия в спортивных объединениях влияют на физическое и общее
развитие ребенка. Наши дети принимают участие во всех городских ме
роприятиях и соревнованиях. И хотя школа начальная, в своей возраст
ной группе в турнирной таблице мы всегда выглядим хорошо. Например,
в ушедшем учебном году мы заняли I место в соревнованиях “Веселые
старты”, “Мама, папа, я — спортивная семья”, III место в эстафете по
плаванию и “Эстафете туристят”, V место в туристических соревновани
ях по спортивному ориентированию.
Особое внимание уделяется в нашей школе музыкальному театру, так
как театральная деятельность — основа общей культуры человека.
Любая работа в школе невозможна без тесного взаимодействия с ро
дителями. Просветительная работа с родителями по здоровьесберегаю
щим технологиям велась через родительские конференции по темам:
“Роль семьи в воспитании здорового школьника”, “Здоровый образ жиз
ни формируется в семье”, “Духовно нравственное, физическое здоровье
детей, их взаимосвязь”. Родительский лекторий содержал лекции по те
мам: “Физический труд и здоровье”, “Как сохранить хорошее зрение”,
“Питание человека, роль витаминов для роста и развития человека”,
“Дурные привычки”.
Традиционными стали семейные праздники “Моя родословная”,
“Час семейной песни”, “Русские посиделки”. Эти праздники способ
ствуют воспитанию русского самосознания, развитию духовности, созда
ют атмосферу интеллигентности и культуры.
381
Стали традиционными спортивно массовые мероприятия (“В гостях у
Спортландии”, “Вместе с мамой, вместе с папой”, “Вперед Мальчиши!”,
“Веселые страты”, “Рыцарские турниры”), Дни здоровья (“Мы тоже хо
тим олимпийцами стать”, “Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой ре
жим!”); праздники, посвященные 23 февраля с участием пап, с пригла
шением военных из 205 дивизии; праздники 8 марта, в котором принима
ют участие мамы.
В зимний период проводится День здоровья под названием “Зимние
забавы” с участием родителей.
В весенне осеннее время организовываются походы вдоль озера Буй
вола, русла реки Кумы, поездки на гору Бештау и в спортивно оздорови
тельный лагерь Архыз.
В результате тесного сотрудничества с семьей повышается ее социаль
ная значимость, сплачивается коллектив детей, формируются правиль
ные устои, происходит формирование ЗОЖ, идет профилактика дурных
привычек.
Важную роль в формировании здорового образа жизни мы отводим
работе с детьми сиротами, детьми с неадекватным поведением, детьми из
многодетных и малообеспеченных семей. Все эти дети заняты в течение
всего дня в спортивных секциях и кружках. Все они состоят на строгом
учете у социального педагога, с ними же ведет свою работу и педагог пси
холог.
Большинство ребят испытывают потребность в самых разнообразных
объединениях, клубах, кружках, в общественной жизни, хотят быть само
стоятельными. У школы реальных возможностей для исполнения этих
желаний явно недостаточно. Восполнить этот пробел во многом призва
но дополнительное образование, специфическая среда, необходимая для
социализации, самоопределения школьника. Известно, что примерно
70% ребят могут остаться без нужного дела, без интереса в жизни. Не ока
жутся ли они выброшенными из жизни в будущем? И это замечательно,
когда в кружки приходят “трудные” ребята. Для них эти занятия особен
но важны.
Школа работает в тесном контакте с эколого биологическим центром.
На базе школы работает мастерская “Избушка творчества”, которая яв
ляется огромным подспорьем. Здесь дети имеют большие возможности в
развитии своих творческих возможностей: не умеешь петь — мастери иг
рушку, танцуй, составляй орнамент или сочиняй сказку, изучай лекар
ственные растения или можешь собрать народные рецепты, которыми
пользовались в старину. А что касается игр, то это тоже востребовано не
только детьми, но и взрослыми. Мы проводим их на спортивных празд
никах в течение всего года, знакомим детей с подвижными и комнатны
ми играми, летними и зимними, для маленьких и взрослых.
Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий в учеб
но воспитательном процессе обеспечивает повышение уровня здоровья
382
учащихся, психомоторного развития, улучшает качество образования,
умственное развитие.
Результат работы — снижение уровня заболеваемости учащихся и пе
дагогов, повышение квалификации учителей и качества преподавания —
позволяют говорить о повышении эффективности учебной деятельности
и педагогического процесса в целом.
Заметно улучшение здоровья детей в экспериментальных группах: при
патологии желудочно кишечного тракта, органов чувств, опорно двига
тельного аппарата. Система профилактики, которая нацелена не на пато
логию, не на проблему и ее последствия, а на потенциал здоровья, позво
лила сформировать устойчивую мотивацию на ведение ЗОЖ у учащихся,
семьи, педагогов.



Neaaiei E.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii OA? eeoay ? 8,
I. Neoieeiaa, ineoieia, A. Eaaiianeay, iaanano?a

Ставропольский край, г. Буденновск, мкр. 8,
т.: (86559) 3 28 04

СанПиН – закон,
но его нужно совершенствовать
Тема, над которой работает коллектив лицея: “Личностно ориентиро
ванный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию детей в ус
ловиях общеобразовательного учреждения”.
Мы ставили перед собой цель разработать систему сохранения и фор
мирования физического и психосоциального здоровья учащихся путем
оптимизации учебно воспитательного процесса, рациональной органи
зации среды и режимов деятельности образовательного учреждения на
принципах ЗОЖ.
В основу эксперимента была заложена нормативно правовая база:
— приказ ООА №132 ОД от 04.09.2001 г. “Об организации опытно экс
периментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий
в образовательных учреждениях города Буденновска”;
— приказ № 42 по лицею №8 от 17.09.2001 г. “Об организации опыт
но экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих тех
нологий в лицее”;
— приказ ООА №135 ОД от 04.08.2001 г. “О совершенствовании про
цесса физического воспитания в образовательных учреждениях города
Буденновска”;
383
— приказ №37/1 по лицею от 17.08.2001 г. “О введении третьего часа
физкультуры”;
— приказ №52/1 по лицею от 17.11.2001 г. “Об оплате по эксперименту”;
— заявка на организацию экспериментальной педагогической пло
щадки от 15.05.2001 г.;
— программа опытно экспериментальной работы;
— план опытно экспериментальной работы МОУ “Лицей № 8”.
Но прежде чем говорить об организации оздоровительной работы, не
обходимо отметить, что главным условием ее реализации является пра
вильная организация учебной деятельности, т.е. построение учебного
процесса в соответствии с гигиеническими нормами СанПиНа. Сюда вхо
дит строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность
урока, учебного дня, перемен, каникул), правильная организация урока
(построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное
использование ТСО и наглядных средств и т.п.), обязательное выполнение
гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (све
товой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление).
В 2001 году администрацией лицея был проанализирован режим рабо
ты учебного заведения и максимально устранены все несоответствия нор
мам СанПиНа. Все 5 минутные перемены увеличены до 10 минут, введе
на 20 минутная перемена после третьего урока, исключены 7—8 е уроки
для учащихся II ступени обучения. А в 2003/04 учебном году стала воз
можной организация учебного процесса в одну смену для всех учащихся
лицея. Это позволило составить расписание уроков таким образом, что в
течение недели есть дни с максимальной нагрузкой (вторник, четверг) и
несколько облегченный день (среда). Начальное звено в 2004/05 учебном
году перешло на пятидневную учебную неделю.
В ходе проверки выполнения гигиенических требований, предъявляе
мых к учебным кабинетам, выяснилось, что с новыми “Гигиеническими
требованиями...” знакома лишь администрация школы, но до сведения
каждого учителя они не доведены. Поэтому были проведены отдельные
заседания методических объединений на эту тему с последующим конт
ролем соблюдения названных норм. Для этого были организованы рейды
по проверке качества и частоты влажных уборок, кратности и продолжи
тельности проветривания учебных кабинетов в течение учебного дня, ре
зультаты которых заслушивались на еженедельных планерках.
Недостатком “Гигиенических требований...”, на наш взгляд, является не
аргументированное изложение предписаний, что приводит к формальному
их выполнению. Поэтому мы совместили изложение правил с обсуждением
физических и физиологических особенностей развития учащихся. Напри
мер, обсуждая режим проветривания, указали на то, что потребность в кис
лороде у ребенка примерно в два раза выше, чем у взрослого, при комфорт
ной комнатной температуре количество ошибок учащихся к концу занятий
возрастает на 27—34 %, а в дискомфортных условиях — на 57—82% и т.д.
384
Ежегодно в нашем лицее проводится диспансеризация детей врачами
детской поликлиники. Сравнив результаты обследования состояния
здоровья учащихся за несколько лет, педагогический коллектив и меди
цинский персонал лицея отметили динамику роста заболеваемости орга
нов зрения и органов пищеварения. Высоки показатели заболеваемости
опорно двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки).
По физкультурным группам здоровья заметно увеличилось число учащих
ся специальной группы и детей, освобождённых от занятий физкультуры.
По рекомендации врачей медицинские работники лицея и педагоги
ческий коллектив проводит реабилитационную и профилактическую оз
доровительную работу: фитопрофилактику (целенаправленное разведе
ние хлорофитума, герани, кактусов и др.), фитотерапию (заваривание
фиточая во время перемен, организация витаминных подоконников в
классных комнатах), лечебную физкультуру, специальные физминутки,
логопедические занятия с детьми с нарушениями развития речи.
В лицее работает психологическая служба по нескольким направлени
ям. Особое внимание уделяется работе с учащимися классов, участвовав
ших в эксперименте по здоровьесбережению. В эксперименте участвова
ли два экспериментальных и один контрольный класс.
В ходе исследований, которые проводились на начало и конец каждо
го учебного года, использовались следующие методики: методика оценки
уровня тревожности с помощью теста Филипса, методика определения
адекватности самооценки (АСО), оценки школьной мотивации учащихся
младших классов, определения длительности индивидуальной минуты.
Для организации работы по здоровьесбережению детей была разработа
на структура работы педагогического коллектива. Её координатором стал
директор лицея М.А. Герман совместно с советом лицея и родительской об
щественностью. Заместители директора по УВР работают по выполнению
программы в тесном контакте с психологом лицея, медработниками, клас
сными руководителями, учителями физической культуры и родителями.
На заседаниях педагогических советов рассматривались вопросы по из
учению материалов, методических писем и других документов по пробле
мам охраны и укрепления здоровья учащихся, внедрению в учебный про
цесс элементов здоровьесберегающих технологий, заслушивались отчеты
школьного психолога и учителей, работающих по методике В.Ф. Базарного.
В 2001 году коллектив лицея включился в краевой эксперимент по апро
бации концепции методологических подходов и здоровьесберегающих ме
тодик профессора В.Ф. Базарного. В нем принимают участие учащиеся трех
классов (два экспериментальных и один контрольный), а также преподава
тели, работающие с ними, школьный психолог и медицинская сестра. Уча
стники эксперимента изготовили необходимое оборудование, проводили
обследования детей по параметрам комплексного мониторинга (ведение
индивидуальных карт учащихся), создали банк данных о здоровье детей.
Работа в кспериментальных классах строится следующим образом.
385
Во первых, учебные занятия проводятся в режиме смены динамичес
ких поз, для чего используется специальная ростомерная мебель — парты
и конторки с наклонной поверхностью. Часть урока ученик сидит за пар
той, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укреп
ляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка.
Во вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышеч
но телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания
и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, распо
ложенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами,
головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базиру
ются на зрительно поисковых стимулах, которые несут в себе мотиваци
онно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких
упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координа
ции и их синхронизация, развитие зрительно моторной реакции. Зани
мают все эти упражнения не более 3—4 минут урока и проводятся на ма
териале учебного предмета.
В третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития
творческого воображения и целостного (чувственно образного и интел
лектуального) восприятия познания мира на уроках по всем предметам
применяется “Экологический букварь” (картина панно), расположенный
на одной из стен класса, меняющийся с приходом нового времени года.
В четвертых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что
они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, по
стоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого
учителями используются подвижные “сенсорные кресты”: карточки с за
даниями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учи
теля оказаться в любой точке класса.
В пятых, обязательным, важнейшим учебно воспитательным момен
том в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на
народных песнях и классической музыке, что не только несет в себе худо
жественно эстетические начала, но и является фундаментальным биоге
нетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую
сущность. Поэтому на уроках музыки больше внимания стало уделяться
хоровому пению. А в неурочное время в лицее работают хоровые коллек
тивы для учащихся разных возрастных групп.
Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах
школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз для учащихся 2—
4 х классов, гимнастики до занятий и подвижной перемены. Однако жела
емого положительного результата они не принесли. С их помощью удалось
лишь немного увеличить объем двигательной активности школьников.
Неотъемлемой частью всей оздоровительной работы является пра
вильное питание. При анализе заболеваемости учащихся было замечено,
что возросло число детей с заболеваниями желудочно кишечного тракта.
Поэтому вопрос организации правильного питания в лицее стал перво
386
очередным. С 1 сентября 2003 года в штат лицея была введена ставка ди
етсестры, увеличено количество работников столовой. Это позволило ох
ватить горячим питанием 70% учащихся I и II ступени. Назначен ответ
ственный за организацию питания, который подводит итоги по охвату
учащихся горячим питанием на еженедельных планерках.
В кабинетах ребята устраивают “витаминный подоконник” — это вы
ращивание лука, укропа, петрушки и т.д.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного
сотрудничества коллектива лицея и семьи, в результате которого складыва
ются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных
условиях продолжать обучение и закреплять полученные в лицее знания, а
приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Классные руководители изготовили “Уголок для родителей”, где по
мещают материалы по организации оздоровительной работы в семье. Ро
дители постоянно информируются о тех знаниях и умениях, которые
младшие школьники получают как на уроках, так и во время внеклассных
мероприятий. Так, например, родители должны иметь представление о
дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев,
знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребенку освоить их.
Приглашаются на встречи с родителями и специалисты: врачи, психоло
ги, учителя физкультуры.



Eaeaaeia I.I.
ae?aeoi? n?aaiae oeieu ? 29

257821, Ставропольский край,
г. Георгиевск, ул. Быкова, 81,
т.: (87951) 6 76 97, 6 76 89

Эксперимент – зеркало работы
С 2001 года наша школа является краевой экспериментальной пло
щадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно воспи
тательный процесс, работает над темой: “Личностно ориентированные
подходы к оздоровлению, образованию, воспитанию и развитию детей в
условиях школы”.
Что же побудило коллектив взяться за решение этой проблемы? Дети
– наше будущее, и от того, каким будет их здоровье сегодня, зависит на
ша завтрашняя жизнь. Ежедневно, от 4 до 6 часов учащиеся 1 11 классов
проводят за столом. В большинстве случаев это период малой подвижно
сти, и, как следствие, появляются повышенная утомляемость, вялость,
неправильная осанка, нарушение сердечно сосудистой деятельности.
387
Нельзя забывать, что организм ребёнка в этот период только формирует
ся. “Школьный фактор”, влияющий на здоровье детей, самый значимый
по силе воздействия и продолжительности.
Чтобы сделать вывод об эффективности предлагаемых методик оздо
ровления, в школе создали контрольный и экспериментальный классы. В
эксперименте участвовали учащиеся начальной школы. В 2001 году в
школу набрали четыре первых класса. В 1 “Б” и 1 “В” здоровых детей (по
медицинским картам) было лишь по 24%, все остальные — с различными
патологиями.
В 1 “Б” классе (контрольном) проводилась комплексная работа по
здоровьесбережению. Она включала в себя использование элементов си
стем А.Ф. Пазухина (“Приоритет физической культуры как предмета и
сферы жизнедеятельности”), А.Л. Сиротюк (обучение с учетом психофи
зиологии детей), Г.П. и Е.В. Воронковых (“Единство умственного и фи
зического развития”). Кроме того, уроки проводились с учётом возраст
но половых особенностей внимания, динамики работоспособности де
тей; обучение строилось с учётом гигиенически рационального построе
ния урока (по Н.К. Смирнову); программа включала “30 уроков здоровья
для первоклассников” (34 часа), альтернативные упражнения и спецкурс
“Познай себя” (34 часа).
В 1 “В” классе (экспериментальном) учителем С.А. Роевой вводились
элементы методики В.Ф. Базарного (“смена динамических поз”, исполь
зование конторок, офтальмотренажёров, ковриков для массажа стопы,
сенсорных крестов). Здесь же была введена программа “Здоровье” В.Н.
Касаткина (34 часа).
Общим дополнением к этим технологиям в обоих классах стало повы
шение двигательной активности, обеспечение горячим питанием, обуче

<< Пред. стр.

страница 43
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign