LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 42
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

участие В.Ф. Базарный.
Основу опытно экспериментальной работы в ОУ составляет учебно
воспитательный процесс, который претерпел определённые изменения в
связи с внедрением здоровьесберегающих технологий. Учебный план,
школьное расписание, объём учебной нагрузки (количество уроков, их
продолжительность), нагрузка от дополнительных занятий в школе бы
ли регламентированы в соответствии с нормами СанПиНа.
Учебные планы составлены в соответствии с обязательным базисным
компонентом образования, с учётом региональных и национальных об
разовательных, социокультурных потребностей. Отмечается рациональ
ная сбалансированность в учебных планах федерального, регионального
370
и школьного компонентов, между циклами предметов, между обязатель
ными предметами и предметами по выбору.
Среди проведённых преобразований, связанных с внедрением здоро
вьесберегающих технологий (ЗСТ), можно отметить следующее — введе
ние в учебный план ОУ (за счёт перераспределения часов вариативной
части БУП) новых предметов и факультативных занятий, третьего урока
физкультуры, интегрированных курсов (курс ОБЖ + труд, ОБЖ + окру
жающий мир – в гимназии № 9, курс “Валеология”, спецкурс “Ритмиче
ская мозаика” в СОШ № 6, курс “Азбука здоровья” в СОШ № 3, спец
курс “Формирование ЗОЖ через этнокультурное воспитание” в НОШ
№ 10, курс “Основы ЗОЖ” в СОШ № 5), изменение условий школьной
среды, режима работы школ (введение динамических пауз), переход об
разовательных учреждений города на работу в одну смену, организация
работы ОУ как “Школы полного дня” (гимназия № 9).
Общепризнанно, что важнейшим фактором здоровья и развития ре
бёнка является оптимальный уровень двигательной активности.
Был предпринят ряд мер, которые позволили оптимизировать двига
тельный режим в ОУ и тем самым способствовать улучшению здоровья
детей. Во всех ОУ города стали обязательными музыкальные перемены,
перемены на свежем воздухе, динамические паузы во время уроков, ут
ренняя зарядка, открыты и работают на территориях школ кружки рукот
ворчества, спортивные секции и т.д. В 10 ОУ города действуют 18 спор
тивных залов, работают 67 спортивных секций и кружков, которые посе
щают 2153 ребёнка. Кроме того, большое внимание уделяется лечебно
оздоровительной физкультуре – занятиям в группе корригирующей гим
настики, бассейне, группах закаливания и ЛФК. Всего в ОУ города дей
ствуют 16 групп ЛФК, которые посещают 449 детей.
Данные профилактических осмотров показали, что проведённые ме
роприятия дают положительные результаты в решении проблемы сохра
нения здоровья детей.
Расширена сеть учреждений дополнительного образования. С 2001 го
да открыты Центр детского юношеского туризма и экскурсий, спортив
ная детская юношеская школа олимпийского резерва по волейболу. Ад
министрация города поставила перед собой задачу привести в порядок
спортивные площадки школ и микрорайонов города, школьные дворы и
спортивные учреждения. В связи с введением в учебный план третьего
часа физкультуры, наиболее полно стали использоваться возможности
школьных стадионов, площадок, городских скверов и парков.
Большое внимание в городе уделяется развитию психологической
службы. Руководители ОУ, родители всё больше осознают необходимость
и важность работы педагога психолога.
В городе действует совет психологической службы, объединяющий
педагогов психологов для развития единого психологического простран
ства в городе. Координатором выступает действующий с 2000 года центр
371
психолого педагогической реабилитации и коррекции “Росток”
(ЦППРК). Второй год практикуется работа специалистов центра в при
школьных лагерях во время каникул.
Отслеживание эффективности внедрения опытно эксперименталь
ной работы, проводимой в ОУ, не могло осуществляться без мониторин
га здоровья детей в динамике обучения. Мониторинг физического здоро
вья осуществлялся с помощью медицинских работников, психофизичес
кое и социальное здоровье детей отслеживали специалисты ЦППРК “Ро
сток”. Ими был создан единый банк данных, они приняли участие в ме
тодическом обеспечении эксперимента.
Одним из принципов здорового образа жизни является организация
рационального питания, отвечающего физиологическим потребностям
детского организма. С 2003 года создан отдел питания, во все школы вве
дены дополнительные ставки поваров.
В связи с реорганизацией школьного питания охват школьников горя
чим питанием на 05.09.2005 года составил 81,5% (что на 1, 5% выше, чем
в 2004/05 учебном году), 1400 учащихся из малообеспеченных семей, опе
каемые, инвалиды детства, сироты, учащиеся классов КРО и детского до
ма питаются на 5 руб. (1 руб. 50 коп. из бюджета края и 3 руб. 50 коп. из
местного бюджета по решению Думы города).
Расходы на питание детей в 2005/06 учебном году в общеобразова
тельных учреждениях обеспечиваются за счёт средств муниципального
бюджета и за счёт родительской платы. Учащимся предлагается свобод
ный выбор завтраков и обедов по цене 10 – 15 рублей (согласно меню).
По заявлению родителей учащиеся получают диетическое питание, до
20% детей получают витаминизированные напитки.
Дефицит йода в питании приводит к нарушению синтеза тироидных
гормонов и развитию целого ряда состояний, объединённых общим тер
мином – йододефицитные заболевания. Для профилактики данных со
стояний в образовательных учреждениях города используется только йо
дированная соль, хлеб, молоко и напитки.
В ходе реализации городской программы по здоровьесбережению
ежегодно в ОУ проводится месячник здоровья. В 2005 году администра
цией города с 1 января был объявлен городской фестиваль марафон “За
здоровый образ жизни” среди обучающихся, результаты которого были
подведены 1 сентября.
Подтверждением соответствия современным требованиям и эффек
тивности работы учреждений города явился Всероссийский конкурс
“Школа – территория здоровья”. Победитель краевого этапа конкурса –
гимназия № 9 стала лауреатом Всероссийского конкурса.
В вопросе сохранения здоровья детей всегда есть проблемы и нере
шённые задачи:
— не допустить снижения уровня здоровья учащихся;
— усилить профилактическую работу в ОУ по всем направлениям;
372
— при переходе на профильное обучение обратить внимание на проб
лему сохранения и укрепления здоровья детей в условиях предпрофиль
ной подготовки и профильного обучения;
— продолжить работу по формированию духовно нравственного здо
ровья детей и подростков;
— уделять должное внимание организации рационального питания
учащихся;
— проводить систематическую работу по формированию культуры
здоровья, здорового образа жизни в семье и школе;
— продолжить работу по созданию банка данных инновационных тех
нологий по формированию здоровья, здорового образа жизни и безопас
ности жизнедеятельности людей.
Мы будем рады, если опытом работы наших образовательных учреж
дений заинтересуются коллеги. Надеемся на сотрудничество в решении
этой чрезвычайно важной проблемы.



Aaneeaaneay A.I.
caaaao?uay aaoneei naaii ? 25

Ставропольский край,
г. Буденновск, микр. 8,
т.: (86559) 3 27 58

Измените мир вокруг себя
XXI век – это век нового содержания образования в условиях вариа
тивности учебных программ и технологий. Но следует заметить, что даже
самая лучшая программа воспитания и обучения не может быть полно
ценно реализована без решения самой актуальной и самой значимой на
сегодняшний день проблемы – сохранения и целенаправленного форми
рования здоровья ребенка.
За последние годы в нашем крае произошло значительное качествен
ное ухудшение здоровья детей. Это обусловлено не только экологически
ми, социально экономическими, духовно нравственными проблемами
региона, но и существующими негативными факторами в системе обра
зования, в организации учебно воспитательного процесса.
К их числу мы отнесли:
— недостаточную профессиональную подготовленность педагогов в
вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
— неэффективное использование естественных методов оздоровле
ния для укрепления жизнеспособности ребенка;
373
— недостаточный учет индивидуальных возрастно половых особен
ностей и возможностей детей;
— перегруженность занятий и программ;
— стрессовые последствия авторитарной педагогики;
— неполноценное питание;
— низкую двигательную активность детей.
К перечисленным факторам стоит добавить и особо выделить еще
один: “Закрепощение чувственно моторных, вегетативных и психомо
торных ритмов в учебном процессе, повсеместное существование сенсор
но обедненной среды” (В.Ф.Базарный).
Проанализировав имеющиеся сведения, мы пришли к выводу, что
психические и физические потенциалы ребенка истощает жизненная
среда, которая по сути своей является второй природой для человека.
Именно так мы объяснили возникшую потребность в инновационном
изменении среды и обосновали выход нашего центра на эксперимент по
теме “Организация оздоравливающей, предметноразвивающей, природ
ной среды в ДОУ”.
Любой эксперимент начинается не только с выбора новшества, но и с
его оценки (что оно собой представляет, какой уровень научных разрабо
ток имеет, каковы его основные характеристики и каково качество полез
ного эффекта).
Наш эксперимент по здоровьесбережению детей предполагал апроба
цию основных положений концепции В.А. Петровского, новые, ориги
нальные предложения которой уже начинали использоваться в практике
работы дошкольных учреждений г. Москвы и доказывали свою потенци
альную полезность, реализуемость, надежность и перспективность. По
этому наш прогноз, как будет проходить инновационный процесс в на
ших условиях и какие будут в итоге получены результаты, был частично
предсказуем.
После того как было принято решение о внедрении новшества, про
цесс его освоения перешел в этап планирования, где были нами постав
лены следующие цели: разработать новые подходы к построению рацио
нальной, комфортной, природосообразной среды и обеспечить безопас
ность жизненного пространства и деятельности детей
Реализация планов нововведения потребовала в первую очередь изме
нения управленческих действий, т.к. от них существенно зависел успех
общего дела, а также создания материальной базы для решения постав
ленных экспериментом задач. Последнюю нам удалось создать благода
ря использованию экономических механизмов выживания и саморазви
тия (благотворительные взносы, дополнительные образовательные услу
ги). Свою роль в оснащении детского сада здоровьесберегающим обору
дованием сыграло и укрепление связей с социальными институтами го
рода: культурно художественными и оздоровительными учреждениями,
общественными организациями, местными органами власти. В рамках
374
эксперимента были приобретены тубусный кварц, люстры Чижевского,
фитоионизатор, витафон, тренажер БОС “Дыхание”, бактерицидный об
лучатель, ингалятор, а также необходимое физкультурное оборудование:
фитболы, мягкие модули, массажно рефлекторные дорожки, спортив
ные комплексы, сухой бассейн. Теперь жизненное пространство ребен
ка было не только сформировано традиционными помещениями, но и
существенно обновлено и расширено за счет спортивно тренажерного
зала, фитобара, экологического класса, изостудии, зимнего сада, комна
ты сказки, кабинета психолога, “прогулочной площадки” в здании.
В экспериментальной работе всегда важная роль отводится информа
ционно аналитической деятельности. Мониторинг состояния здоровья
детей, психолого педагогическая диагностика помогают нам на разных
этапах оценивать функциональные и адаптивные возможности воспи
танников, определять для них оптимальную учебную нагрузку и зоны
развития, организовывать коррекционную работу. В детском саду разра
ботана индивидуальная карта развития ребенка и дневники здоровья, ку
да периодически заносятся данные о состоянии здоровья воспитанника.
В ходе эксперимента педагоги и специалисты постоянно взаимодей
ствовали между собой, посещали занятия друг друга, обменивались опы
том, осуществляли взаимоконтроль. В саду была создана служба сопро
вождения, куда вошли психолог, учитель дефектолог, врач педиатр, мед
сестра. Служба занимается исследованием проблем и затруднений, воз
никающих у ребенка, помогает в их преодолении, отслеживает развитие
ребенка, оценивает эффективность используемых программ, методик и
проводимых мероприятий в рамках эксперимента.
Психолого медико педагогический консилиум проводит обследова
ния детей по экспресс методикам В.Ф. Базарного. Наряду с этим в соот
ветствии с планом проводятся комплексные, углубленные медосмотры
детей с участием врачей специалистов.
ДОУ тесно сотрудничает с городским Центром психолого педагоги
ческой реабилитации и коррекции “Росток”. Это сотрудничество позво
ляет глубже изучать детские коллективы, выявлять зоны психологичес
кой напряженности, создавать необходимые условия, подбирать наибо
лее эффективные методы воздействия.
В рамках эксперимента в нашем детском саду прошел апробацию ряд
специальных программ и методик. В первую очередь это авторская про
грамма заместителя заведующей по учебно воспитательной работе Бе
ресневой З. И. “Здоровый малыш”. В соответствии с этой программой в
нашем ДОУ проведена “валеологизация” всего учебного процесса: осу
ществлено упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (со
кращено количество фронтальных занятий, введены “Дни радости”, ка
никулы); в учебный план включены занятия ОБЖ, ритмикой, экологиче
ские. Также в своей работе мы использовали эффективные технологии и
методики оздоровления П. Деннисона “Учебная гимнастика”, В. Кудряв
375
цева “Сеансы самооздоровления”, Н. Ефименко “Театр физического
воспитания”, А. Потапчук “Двигательный игротренинг”, М. Лазарева
“Исцеляющие звуки”, Г. Левреновой “Фитоаромотерапия” и др.
В детском саду практикуется включение в традиционный режим дня
специальных оздоровительных моментов. В системе физвоспитания ис
пользуются разнообразные формы двигательной деятельности детей:
физкультурно оздоровительные занятия, ритмика, утренняя гимнастика,
дни здоровья, спортивные игры, дозированная ходьба, турпоходы и др.
Кроме того, мы стараемся выстроить график занятий с учетом биоритмо
логической активности детей. В структуре занятий заняли свое место
психотерапевтические и психопрофилактические игры. Также процесс
обучения и воспитания детей ведется у нас с учетом полоролевых разли
чий: практикуются раздельные занятия для мальчиков и девочек.
Для обеспечения индивидуального подхода к ребёнку, для оздоровления и
развития в ДОУ создана сеть дополнительных услуг: секция художественной
гимнастики “Грация”, студия изобразительного творчества “Капелька”, му
зыкальный театр “Сказка”, спортивная секция карате, группа по изучению
английского языка, группа ЛФК “Топтыш”, экоклуб “Юные флористята”.
На протяжении эксперимента постоянно ведется работа с кадровым
составом ДОУ при помощи экспертных оценкок результатов деятельнос
ти, проведения различного рода творческих конкурсов, показа прогрес
сивного опыта и результатов работы коллег, организации профессиональ
ного общения (дискуссий, бесед). В коллектив влились новые специали
сты: психолог, эколог, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по
физической культуре.
Экспериментальная работа потребовала от воспитателя широкого
кругозора, понимания философии образования, знания и владения со
временными педагогическими технологиями (особенно оздоровитель
ными), рефлексивных и прогностических умений. Все это нашло отраже
ние в системе внутрисадовской методической работы.
В ДОУ разработана система самообразования всех участников педаго
гического процесса, основанная на приоритетном отношении к ребенку.
В практику работы введены дневники самообразования.
За время эксперимента детский сад стал пространством, открытым для
родителей. Объединению усилий семьи и сада способствовало активное
приобщение родителей к педагогическому процессу, использование нетра
диционных форм в работе. Работа воспитателя с родителями строится на
основе выработанной модели, когда семья по отношению к детсаду высту
пает не только как потребитель и заказчик, но, что очень важно, как парт
нер и помощник во всех важных вопросах жизни детского учреждения.
В процессе экспериментальной работы, как это часто бывает в среде
практиков, в стенах нашего ДОУ родилось собственное новшество. Это —
опыт моделирования оздоравливающей, предметноразвивающей, при
родной среды.
Разработанные нами модели организации среды максимально учиты
376
вают возрастные и индивидуальные особенности детей. Они отличаются
по содержанию, размещению основного оборудования, оформлению.
Модели имеют свою форму схему: для группы раннего возраста – круг,
для младшей и средней групп – овал, для старшей и подготовительной
групп – многоугольник.
В построении среды нашла отражение принятая в Ставропольском
крае программа В.Ф. Базарного “Здоровое, раскрепощенное развитие
детей и подростков”. В соответствии с ней в оформлении учебного про
странства мы успешно используем нетрадиционную компоновку сто
лов, зрительно телесные тренажеры, сенсорные полотна.
Материал по организации оздоравливающей, предметноразвивающей
и природной среды в ДОУ представлен в сборнике Т.Г. Олешкевич “Ком
плексный подход ДОУ г. Буденновска к реализации здоровьесберегаю
щих технологий в воспитании и образовании детей” (2001 г.).
В результате эксперимента отмечена положительная динамика разви
тия детей по всем разделам программы; повысился уровень адаптивных
возможностей и психологического благополучия ребенка; снизилась за
болеваемость детей на 19 %.
В ходе эксперимента наработан широкий спектр материалов, которые
представлялись на семинарах и совещаниях для руководителей управле
ний и практических работников ДОУ на региональном, краевом и
всероссийском уровне.
Хотя эксперимент еще продолжается, нас уже волнует, что же там – за
поворотом? Ведь каждая реализованная идея должна иметь свое продол
жение. Поэтому в перспективе мы считаем, что необходимо акцентиро
вать свое внимание на создании качественно новой, акмеологического
уровня образовательной среды, позволяющей осуществлять разноуров
невое обучение и воспитание, обеспечивающей успех каждого ребенка и
каждого педагога.


Aoaaaaa E.A.
ae?aeoi? ia?aeuiie ia?aciaaoaeuiie oeieu ? 10

Ставропольский край, г. Буденновск, мкр 7/1,
т.: (86547) 3 39 02


Хором... против болезней
Решением № 8 Ставропольской городской Думы от 23.06.1999 г. была
утверждена комплексная программа “Образование и здоровье города
Ставрополя на 1999–2001 гг.”. В основу разработки программы были по
ложены рекомендации Ставропольской региональной научно практиче
ской конференции “Здоровый город — здоровые дети”, состоявшейся в
377
марте 1999 года. Решением городской Думы № 166 от 28 ноября 2001 го
да утверждается и целевая комплексная программа “Образование и здо
ровье города Ставрополя на 2002—2006 гг.”. Здоровьесберегающие техно
логии в образовании как системно комплексная деятельность интенсив
но развиваются на Ставрополье с 2001 года, с принятием постановления
губернатора А.Л. Черногорова № 19 от 24.01.2001 года “О краевой целе
вой программе “Здоровьесберегающие технологии в образовании детей
на 2001—2004 гг.”, в котором определяются цели, задачи и механизмы ре
ализации основных направлений программы улучшения здоровья
школьников в Ставропольском крае. Краевая целевая программа базиру
ется на идеях доктора медицинских наук В.Ф. Базарного и ученых
СКИПКРО.
Отделом образования города Буденновска был издан приказ № 132 от
04.09.2001 года “Об организации опытно экспериментальной работы по
внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреж
дения города”.
На основе приказа отдела образования администрации города Буден
новска был издан приказ по МОУ “Начальная образовательная школа
№ 10” от 5.09.2001 г. “Об организации опытно экспериментальной рабо
ты по внедрению здоровьесберегающих технологий”.
В школе была разработана программа и план опытно эксперимен
тальной работы по теме: “Организационно педагогические условия обес
печения эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в
учебно воспитательном процессе начальной школы” Работу координи
ровал Центр содействия охране и укреплению здоровья учащихся. Ос
новными направлениями деятельности центра являлись: оздоровитель
ная работа, валеологическое образование, комплексная диагностика и
консультативная деятельность. Процесс внедрения здоровьесберегаю
щих технологий проводился по всей школе, а в трех экспериментальных
классах велся еще и углубленный мониторинг здоровья.
Работа по здоровьесбережению в школе широко рекламировалась, в
первую очередь, среди родителей, через родительские собрания школы,
города. Неоднократно материалы нашей школы по здоровьесбережению
использовались и на краевом родительском собрании, были показаны по
краевому телевидению.
Школа участвовала в краевых семинарах. К этим семинарам оформ
лялся стенд по здоровьесбережению. Кроме того, в школе имеются стен
ды: “Здоровье, успех, отдых”, “Вместе — это здорово”. Медсестра систе
матически выпускает бюллетень, в котором информирует родителей об
эпидемиях и мерах профилактики.
Для реализации здоровьесберегающих технологий были приобретены
конторки, люстра Чижевского, спирометр, установка для определения
роста и веса детей, аппарат “Иллюзион” для коррекции зрения и прибор
для аэронизации воздуха.
378
Рабочий день в нашей школе начинается с 15 ти минутной зарядки
для всех. Для каждого времени года разработан отдельный комплекс уп
ражнений. Зарядка проводится во дворе, на свежем воздухе. На уроке не
должно быть монотонности. Учителя школы принимают во внимание
детскую психологию, естественные склонности учащихся. Подбираются
формы работы, нацеливающие на пробуждение интереса и творчества,
принуждение заменяется игрой.
Одним из наиболее эффективных методов активизации учащихся яв
ляется периодическая смена поз. С целью сохранения и укрепления осан
ки используются конторки. Для разминок и упражнений на мышечно те
лесную и зрительную координацию используются схемы зрительных тра
екторий. С помощью офтальмотренажеров у детей развивается зритель
но моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно цве
точная функция. Следующая особенность проведения учебных занятий в
режиме “зрительных горизонтов” — размер предъявляемого дидактичес
кого материала: самые мелкие детали по высоте не менее 1 см, крупные
— 2—3 см. Еще один вариант расширения зрительно пространственной
активности — использование разного рода траекторий.
Хороший метод активизации — хоровое пение, основанное на народ
ных песнях и классической музыке. Дети поют на всех уроках.
Народное хоровое пение несет в себе не только художественное нача
ло, но и помогает изучать историю Родины, традиции, обычаи своего на
рода. Коллективное пение — вполне “естественная”, сообразная приро
де технология развития у детей чувства гармонии, сонастроенности, со
причастности, сопереживания гармоничной целостности жизни. А это —
краеугольный камень коллективного нравственного сознания.
В основе благополучия и процветания личности лежит ее культура,
образованность. Каждый человек должен знать и бережно относиться к
традициям, культурному наследию, ценностям своего народа. Одним из

<< Пред. стр.

страница 42
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign