LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 41
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Психологом осуществляется дифференцированная коррекция психо
логических нарушений. Коррекционно развивающие занятия, адаптив
ные тренинги, релаксационно оздоровительные сеансы сказкотерапии,
имаготерапии по программе Азовцевой проводятся в школьном зимнем
саду, в котором около 300 видов экзотических растений. Занятие идут под
пение птиц, журчание ручейка, берущего свое начало с макета леднико
вых горных вершин и водопада, под шум падающей воды в бассейне с
фонтаном, в котором плещутся золотые рыбки.
Наиболее важный путь решения проблемы здоровья состоит в приоб
щении детей к занятиям физической культурой, хореографией, ритми
кой, карате до.
Одна из важнейших задач — это обучение школьников самостоятель
ным занятиям физической культурой и методам закаливания.
Особое внимание обращается на: соблюдение режима дня, выполне
ние утренней гимнастики дома и в школе, проведение физкультминуток
и физкультпауз, динамических пауз на свежем воздухе, выполнение до
машних заданий по физической культуре, на организацию активного от
дыха, посещение секций по карате до, кружков ритмики, хореографии,
занятий ЛФК, ОФП и др.
Сложившаяся система работы по реализации программы “Наше здо
ровье — в наших руках” была представлена на республиканский, а затем
на Всероссийский конкурс “Школа — территория здоровья”, где стала
победителем и награждена комплектом спортивно оздоровительного обо
рудования на сумму около 200000 рублей. В него входят 16 многофункци
ональных спортивных тренажеров 8 наименований американской фирмы
из штата Атланта. Преподаватели и дети успешно их освоили.
Использование тренажеров помогает нам в борьбе с гиподинамией и
улучшает физическую подготовку наших детей и учителей, способствует
реализации правила “Движение — это жизнь”. Кроме тренажеров мы по
лучили в подарок установку для очистки питьевой воды “Изумруд” и 3
безфильтровых системы очистки воздуха американского производства.
Воздухоочистительные системы воспроизводят природные условия в
закрытых помещениях. Прибор создает в помещении воздушную среду,
361
которая сама себе очищает, вырабатывает озон и большое количество от
рицательных и положительных ионов. В естественной среде такой воздух
образуется во время грозы, в результате разряда молнии и после дождя.
И совсем недавно поступил еще один подарок — аппарат “Форбис”,
предназначенный для исследования бинокулярных функций остроты
зрения на близком расстоянии с набором цветовых и текстовых тест объ
ектов. После определения остроты зрения проводится оптимальная кор
рекция близкого видения.
В школе успешно применяется лечебная педагогика, основанная на
принципах гуманизма, оптимизма, индивидуально личностного подхода.
На сегодняшний день освоено и применяется 14 методов лечебной пе
дагогики. Остановимся лишь на некоторых.
Метод драматической психоэлевации способствует сохранению и ук
реплению психического здоровья детей. Основополагающий принцип —
не лечение отдельного невротического симптома, а стремление гармони
зировать деформированную психику.
“Elevare” — по латыни — “поднимать”, “восходить”. Недостаток,
присущий данному ребенку, можно скорректировать, возвысить до уров
ня достоинства. Можно постепенно превратить:
— жадность — в бережливость,
— агрессивность — в активность,
— медлительность — в обстоятельность.
Метод не относится к разряду групповых, скорее его можно опреде
лить как индивидуально групповой. Любой ребенок идет по своей, ему
предписанной программе в условиях группы.
Задача в том, чтобы встретиться со сложным душевным миром ребен
ка и, не упрощая этот мир, сделать его гармоничным. Театр — не горькое
лекарство. Учителю этот метод по плечу.
Анималотерапия — лечение животными. Для использования этого мето
да в школе создан живой уголок. Ребята с удовольствием ухаживают за
питомцами, ведут наблюдения. Ни для кого не секрет, что общение с жи
вотными помогает выйти из депрессии и даже комы.
Родителям учащихся мы говорим о том, что домашние животные,
кошки и собаки обладают болеутоляющими свойствами, снимают отри
цательную энергетику, лечат радикулит.
Определенную пользу могут принести даже изображения животных.
Поэтому если нет возможности завести хвостатого друга, повесьте фото
графию или рисунок и лечитесь себе на здоровье.
Вокалотерапия — секрет долголетия. Она помогает дольше оставаться
здоровым и молодым. Полчаса пения, и вы почувствуете приток свежих
сил. Пение повышает настроение. Эти медицинские рекомендации руко
водителя научно исследовательского центра музыкальной терапии при
Российском центре восстановительной медицины и курортологии Мин
здрава России, доктора медицинских наук Сергея Шунгараджана мы взя
362
ли на вооружение. В школе дети поют не только на уроках музыки, но и
на занятиях кружка сольного, вокального и хорового пения. Звук, благо
даря своей волновой природе, благотворно влияет на организм. Воздей
ствием на клетки звуками определенной частоты и длительности можно
изменить их активность, а значит корректировать состояние кожи,
мышц, внутренних органов, нервной системы и даже влиять на раковые
клетки. Механизм вокалотерапии достаточно прост: пение требует от нас
дыхания диафрагмы, которое в отличие от грудного естественно и очень
полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально
функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом,
вызывает приток крови к внутренним органам. Все это благотворно вли
яет на организм человека, сохраняет и укрепляет его здоровье.
В этом учебном году мы открыли кабинет валеологии. На занятиях ва
леологии, которые проводятся в нем, дети узнают о том, что “человек яв
ляется скульптором своего тела, дизайнером своей души, архитектором
своей судьбы” (М.Л. Лазарев).
Комплексный подход к решению проблемы здоровья позволяет до
стигнуть определенных результатов. Проводимый мониторинг показал,
что индекс здоровья детей за 3 года увеличился на 21%. Улучшилась фи
зическая подготовка. Значительно уменьшилась общая и острая заболе
ваемость, сократилось количество детей с хроническими заболеваниями.
Комплексностью и системностью работы по сохранению и укрепле
нию здоровья удовлетворены родители. Дети идут в школу с большим же
ланием.
Поддержку и помощь оказывают администрация г. Майкопа, комитет
по образованию, министерство образования и науки, институт физичес
кой культуры и дзю до при АГУ, детская поликлиника № 1.
Иначе и нельзя: для всех нас самой важной задачей является воспита
ние и обучение здорового, физически крепкого, всесторонне развитого и
образованного человека, способного быть творцом собственной судьбы и
судьбы своей страны.




363
Республика Дагестан



Aeoaeia I.A.
ae?aeoi? eeoay ? 39
ei. Aaaaooaeia Anoaie?iaa

367030, Республика Дагестан,
г. Махачкала,
пр. имама Шамиля, 47,
т.: (8722) 62 49 40



Здоровье в порядке – спасибо ПМСС
Уже пятнадцать лет лицей №39 имени Багаутдина Астемирова работа
ет по проекту НИИ России “Осуществление профильного обучения”. Ра
ботает, по мнению жюри конкурса “Лучшая школа России”, успешно. В
прошлом году наш лицей стал победителем этого состязания в номина
ции “Школа профессиональной карьеры”. Секрет успеха прост – инди
видуальный подход к каждому ребенку и система здоровьесберегающих
программ.
В 2001 году Всероссийская диспансеризация показала, что состояние
физического и психологического здоровья детей просто катастрофичес
кое. Из общего количества детей, прошедших медицинский осмотр все
ми специалистами, только 39% попали в I группу здоровья, и то за счет
учеников начальных классов.
Это и побудило нас в 2002 году объединить специалистов смежных об
ластей, отвечающих непосредственно за психологическое и физическое
здоровье детей, а это психологи (четыре человека), медицинские работ
ники (врач и две медсестры), логопед, социальный педагог и преподава
тели физкультуры – в одну структуру, психолого медико социальную
службу педагогической деятельности (ПМСС). Главная задача этой служ
бы компенсировать сложности учебно воспитательного процесса и со
вместно с учителями сохранить здоровье детей.
Что дает ПМСС? Чаще всего школьные учителя стремятся только к
одному дать ученику определенный объем знаний. При этом не учиты
ваются ни психофизиологические особенности ребенка, ни его социаль
ное положение, ни творческий потенциал личности школьника. Сотруд
ники ПМСС пытаются перевести акцент с образовательного процесса, с
оценки знаний на личность ученика, развитие его креативности и инди
видуальности, сохранение его здоровья.
364
Как работает ПМСС? Расскажем об основных направлениях деятель
ности службы.
Все данные по классам отражаются в карте психолого медико соци
ального наблюдения, которая сохраняется до самого выпуска, пополня
ется каждый год. Карту обязательно читают классные руководители, учи
теля предметники, специалисты сложных специальностей, когда знако
мятся с ребятами. В этом документе собраны результаты психологичес
кой и медицинской диагностики, данные о социальном положении де
тей и их успеваемости, а также рекомендации специалистов. Все это по
зволяет работать с каждым учеником по личностно коррекционной про
грамме.
Следующее направление работы – сотрудничество с родителями. Мы
в обязательном порядке знакомим их с данными ежегодного медицин
ского и психологического мониторинга, выступаем на родительских со
браниях. К сожалению, многие папы и мамы, занятые добычей “хлеба
насущного”, забывают об огромной роли семьи в формировании эмоци
онального и физического благополучия ребенка. Они ничего не знают о
душевном состоянии своего ребенка, его интересах и желаниях, меди
цинских проблемах. База данных о психофизиологическом состоянии
учеников позволяет психологам и социальному педагогу, работая с роди
телями, не навредить ребенку некорректными замечаниями и предполо
жениями, а использовать собранные данные на благо его здоровья.
Конечно, специалисты службы знакомят с данными мониторинга и
педагогов лицея, обучают их новым методам преподавания, которые по
зволяют поддерживать и сохранять здоровье учеников. Например, упраж
нения мозговой гимнастики способствуют улучшению мыслительной де
ятельности, развитию логической формы вербального мышления, про
странственного представления. В итоге учебный материал усваивается
легко и эффективно. Администрация лицея комплектует классы с углуб
ленным изучением предметов и коррекционные, распределяет учебную
нагрузку, составляет расписание вместе с сотрудниками ПМСС.
И конечно, основная работа – это внедрение и апробирование раз
личных методик, проведение внеклассных мероприятий. Наши лицеисты
участвуют в групповых тематических занятиях: игротерапии, сказкотера
пии, ролевых играх, релаксационных упражнениях. Психологическая
служба ведет работу по четырем параллелям: младшее звено, среднее зве
но, старшее звено, профильное отделение. Это позволяет учитывать воз
растные особенности ребенка и более результативно использовать психо
логические методы работы.
Уже три года в лицее существует не только психолого медико соци
альная служба, но и кафедра художественно эстетического воспитания,
которая включает в себя следующие студии и кружки: кукольная студия,
студия прикладного искусства, хореографическая школа танца, драмати
ческий кружок “Умелые руки”, сводный хор, ансамбль танца “Ай нур”.
365
Педагоги дополнительного образования в игре учат ребят общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, помогают
обрести ощущение гармонии своего тела с окружающем миром, развива
ют свободу и выразительность телодвижений, показывают упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, дик
ции, логики, диалогической речи, знакомят детей с профессиональными
терминами театрального искусства. Кружки и студии ведут заслуженные
деятели искусств.
Ежегодно мы проводим общешкольное мероприятие. В 2005 году, что
бы заинтересовать детей преимуществами здорового образа жизни, мы
созвали форум “Здоровый образ жизни”. Форум прошел в четыре этапа:
отдельно для мальчиков и девочек по двум возрастным категориям –
среднее и старшее звено. В нашем лицейском мероприятии участвовали
специалисты: гинекологи, урологи, кардиологи из городского управле
ния здравоохранения и городских муниципальных поликлиник.
Махачкалинское управление образования одобряет нашу работу и да
же познакомило школы города с нашим опытом на методобъединениях
специалистов (психологов и социальных педагогов). Мы активно пропа
гандируем наш опыт на городском и республиканском уровне: выступаем
на конференциях, совещаниях, выездных заседаниях методкабинетов. И
пусть наш опыт не столь велик, пусть последний мониторинг здоровья в
мае этого года показал, что в 8 х классах детей, имеющих медицинские
патологии, 10 % от общего количества, а в 11 х – 35, есть результаты, ко
торые радуют администрацию лицея. За три года работы службы процент
детей, входящих в I группу здоровья, увеличился до 42!




366
Республика Северная Осетия — Алания


Aaeaiaa A.I.
ae?aeoi? i?iaeiiacee “Eioaeeaeo”

362047, Республика Северная Осетия—Алания,
г. Владикавказ, ул. Морских пехотинцев, 7а,
т./ф.: 8 867 2 58 87 84



“Интеллект”: на страже здоровья
Причины плохого здоровья школьников общеизвестны: критическое
состояние окружающей среды, нестабильность в обществе и экономике,
низкий уровень жизни семей.
В образовательном учреждении “Интеллект” был проведен анализ
физического и психического самочувствия детей дошкольного и младше
го школьного возраста (2,5—10 лет). В результате были сделаны следую
щие выводы:
— лишь 48—50% можно считать здоровыми, у остальных имеются раз
личные патологии;
— количество детей, стоящих на диспансерном учете с хроническими
заболеваниями, увеличивается. Преобладают заболевания костно мы
шечной системы, органов зрения, дыхания, болезни пищеварения, нерв
ные, сердечно сосудистые.
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья школь
ников, формирование культуры здорового образа жизни являются прио
ритетными направлениями в работе прогимназии “Интеллект” с 1985 года.
С 2000 года прогимназия работает по комплексной лечебно оздорови
тельной программе “Оздоровление детей”. Цель программы — достиже
ние результативности образования с учетом модели этнокультурной кон
цепции при сохранении психического и физического здоровья учащихся.
К настоящему времени пройдено два этапа: проектно подготовительный
и апробирующий. На 2005—2007 гг. запланирован третий этап программы
– практический.
Мы сотрудничаем с Министерством здравоохранения РСО—Алания,
педиатрическим отделением городской поликлиники № 7, Центром ги
гиены и эпидемиологии, консультативной поликлиникой при РДКБ (ре
спубликанская детская клиническая больница). Их помощь, а также со
вместная работа с противозобным и противотуберкулезным диспансера
ми, детской стоматологической поликлиникой – всё это дает хорошие
результаты в деле оздоровления детей.
367
Органы здравоохранения проводят ежегодную диспансеризацию вос
питанников прогимназии “Интеллект”, вакцинацию, противозобную
профилактику, оказывают стоматологические услуги. Сотрудники про
гимназии регулярно проходят профилактический осмотр.
Все образовательные технологии, используемые в нашем учрежде
нии, педагоги дополняют принципами, приемами, методами педагогиче
ской работы, способствующими решению задач здоровьесбережения.
Для оздоровления детского коллектива используются физкультурно оз
доровительные технологии ОБЖ. Для обеспечения высокого уровня об
разовательной деятельности без ущерба для здоровья педагоги прогимна
зии посчитали необходимым использовать программу “Начальная школа
– XXI век”, технологию Н.Зайцева и М. Монтессори.
Оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика,
физминутки на занятиях и уроках, дыхательная гимнастика, самомассаж,
гимнастика для глаз, закаливающие процедуры) положительно повлияли
на качество развития и обучения детей: заметно снизилась утомляемость
за счет повышения двигательной активности, активизировались психо
логические процессы (память, внимание, мышление), улучшилось усво
ение учебного материала.
По данным проведенных исследований, процент детей с высоким и
выше среднего уровнем физического развития в 2005 году возрос по срав
нению с 2004 соответственно с 13 и 16% до 15 и 20%, процент детей с
уровнем физического развития ниже среднего снизился с 0,80 до 0,20%.
Наблюдается и снижение процента заболеваемости – с 45,70% до 43,40%.
Наш базисный учебный план построен в соответствии с требования
ми СанПиНа. Прогимназия “Интеллект” — это школа полного дня. Во
второй половине дня учащимся предоставляются дополнительные обра
зовательные услуги. У нас работают:
— студия спортивной гимнастики;
— студия осетинского национального танца;
— студия современного бального танца;
— театральная студия;
— вокальная студия;
— студия изобразительного искусства.

Педагогический коллектив прогимназии “Интеллект” осуществляет
свою деятельность в направлении охраны и укрепления здоровья детей в
тесном контакте с Министерством образования и науки РСО—Алания,
СОГПИ, СОГУ, РИПКРО, СОШ № 42, детским садом № 91, ГОУ “Эру
дит”. Вошло в практику проведение совместных заседаний, научно прак
тических конференций, семинаров по усовершенствованию мер сохране
ния и укрепления здоровья детей. Прогимназия “Интеллект” является
пилотной площадкой для апробации программы “Школа XXI века”,
“Программы реализации концепции национального образования”.
368
Ставропольский край



Naiai?aiei E.A.
caaaao?uay ioaaeii ia?aciaaiey
aaieieno?aoee ai?iaa Aoa?iiianea


Весь район – в эксперименте
Здоровые, полноценно развитые дети – вот задача современного об
разования. Ситуация со здоровьем детей в городе, как и в крае, да и в
России в целом остается главной проблемой в наши дни. Эта проблема
не только города Будённовска.
Правительство Ставрополья, Министерство образования края одним
из приоритетных направлений работы считают проблему сохранения и
укрепления здоровья детей, о чём свидетельствует принятая в 2001 году
краевая целевая программа “Здоровьесберегающие технологии в образо
вании детей на 2001–2004 годы”. Она стала основанием для разработки
целевой программы по сохранению здоровья детей города. Принятию
данных программ предшествовали решения краевой и городской роди
тельских конференций.
С 2001 года учителя взялись за работу по апробации и внедрению экс
перимента по совершенствованию образовательного процесса в части со
хранения и укрепления здоровья детей. Главой города была утверждена
комплексная целевая программа. Отдел образования города с 2001 года
стал краевой экспериментальной площадкой с темой исследования: “Ор
ганизация управления здоровьесберегающими технологиями в общеоб
разовательных учреждениях города”.
На первом этапе экспериментальной работы был осуществлён ряд ор
ганизационно управленческих преобразований, что позволило скоорди
нировать межведомственное взаимодействие заинтересованных служб и
ведомств, органов местного самоуправления, общественности.
При главе города был создан межведомственный координационный
совет и утверждён план мероприятий по реализации его деятельности.
В состав межведомственного координационного совета вошли пред
ставители: органов здравоохранения, центра санитарно эпидемиологи
ческого надзора, служб социальной защиты населения, комитета по фи
зической культуре и спорту, военкомата, отдела внутренних дел.
Отдел образования взял на себя системообразующую функцию дея
тельности координационного совета.
В рамках межведомственного взаимодействия был создан и успешно
реализован план – программа взаимодействия со СМИ по проблемам
369
пропаганды здоровья, здорового образа жизни, инновационного опыта
здоровьесбережения. В газете “Будённовск сегодня” введены рубрики
“Здоровый образ жизни”, “Образование”, “Спортивные новости”. В
2002 году городская газета заняла первое место в краевом конкурсе СМИ
в номинации за лучшее освещение вопросов, связанных с пропагандой
здорового образа жизни и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Теоретическую и методическую разработку проблем внедрения экспе
римента, а также мониторинг результатов эксперимента обеспечил
СКИПКРО.
Для изучения закономерности влияния современной школы на здоро
вье детей, разработки системы сохранения и формирования здоровья уча
щихся, имеющих различные режимы учебной деятельности, были опреде
лены опорные образовательные учреждения: 2 детских сада (№ 22, 25), на
чальная школа № 10 и гимназия № 9. На базе ОУ города созданы центры
содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Реализация целевой программы сопровождалась изменениями в фи
нансировании ОУ, улучшением их материально технической базы и ма
териального обеспечения. Выделенные средства были направлены на со
здание здоровьесберегающей среды и условий в ОУ. Получена ростомер
ная мебель, инвентарь для спортзалов, оборудование для медицинских и
стоматологических кабинетов, изготовлены конторки и другие приспо
собления для организации урока по технологиям В.Ф. Базарного.
За период эксперимента финансирование составило – 549100 рублей.
Из них: средства краевого бюджета – 271750 руб.; средства местного бюд
жета – 263590 руб.; спонсорская помощь – 13760 руб.
Большая помощь была оказана МДОУ и ОУ города родительской обще
ственностью, так как часть оборудования была изготовлена самостоятель
но (“восьмёрки”, крестовины, индивидуальные коврики и массажные до
рожки, экологические панно). На сегодняшний момент все ОУ имеют ме
дицинские кабинеты, в штатное расписание введены 3 ставки врачей и 10
ставок медицинских сестёр, 12 ставок психологов и социальных педагогов.
Для обучения педагогов был проведен ряд семинаров с участием спе
циалистов МО СК, СКИПКРО, в проведении двух семинаров принял

<< Пред. стр.

страница 41
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign