LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 40
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

реннюю гимнастику при открытых окнах. Одним из эффективных эле
ментов закаливания является точечный массаж — надавливание поду
шечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения обя
зательных точек и разветвлений нервов.
Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способ
ствует расслаблению мышц и снятию нервно эмоционального напряже
ния. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног,
некоторых точек на голове, лице и ушах.
Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу вос
питательно оздоровительного процесса, цель которого — снизить забо
леваемость детей, обучающихся в школе интернате.
Формирование правильной осанки и расширение зрительных гори
зонтов проводится с помощью методик В.Ф. Базарного.
Мы пришли к выводу, что наиболее эффективными упражнениями,
повышающими физическую и психическую активность детей на уроках,
в том числе предупреждающими их утомление, оказались те, которые бы
ли сориентированы на активизацию мышечно телесного, в том числе
зрительного, чувства координации (движения глазами, головой и тулови
щем в условиях прослеживания зрительных стимулов).
Все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое уп
ражнение базируется на зрительно поисковых стимулах, продолжитель
ность таких упражнений — 1,5—2 минуты.

Недоразвитие мозга и связанное с этим нарушение динамики нервных
процессов приводит к тому, что корковый анализ и синтез раздражите
лей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной
деятельности. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью
плохо фиксируется, а у детей с пораженной нервной системой легко рас
сеивается. Ощущение и восприятие формируется замедленно и с боль
352
шим количеством недостатков. Дети олигофрены замечают значительно
меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их развивающие
ся сверстники. Дети знакомы с терминами, обозначающими временные
интервалы: времена года, дни недели. Но они не могут самостоятельно
назвать последовательно все времена года и затрудняются с перечислени
ем месяцев. Поэтому нами выбрана эта тематика.
Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является место
над доской. Схема выполнена в виде шестиугольника, контуры которого
обозначены зеленым шнуром. Каждый угол и середина ребра обозначены
цифрами и табличкой с названием месяца: январь, февраль, март и т.д. В
середине шестиугольника находится цветовое пятно года.
Во время физминутки дети встают, сосредоточивают внимание на цве
товом пятне года. Затем по команде учителя следят глазами по схеме и
показывают рукой название месяца.
1. Сначала учитель называет числа “1”, “3”, “5”, “7”, “9” и т.д. Дети
вслед за учителем показывают рукой на цифру и называют месяц.
2. Учитель называет месяц (январь), дети отвечают (первый) и показы
вают рукой, март (третий), май (пятый) и т.д.
3. Учитель называет “2” — дети говорят название месяца (февраль);
“4” — апрель; “6” — июнь и т.д.
4. Не поворачивая головы, следя только глазами, учитель называет —
“7”, “3”, “9”, “5”, “11” — дети названия месяцев.
5. Учитель — февраль, дети — “2”; август — “8”; июль — “7”. Работу
можно проводить в разных направлениях, но так, чтобы была обратная
связь с учениками. Продолжительность упражнений 1,5—2 мин., числа и
названия месяцев находятся на расстоянии друг от друга, поэтому широ
кий размах, четкий ритм схемы как бы переводят зрительную моторику
из “зажатого”, реактивно напряженного высокочастотного ритма в успо
каивающую пластику низких частот.

В учебном процессе мы используем методику периодически меняю
щихся динамических поз. Этот режим (без использования специальной
мебели — конторок) осуществляется следующим образом: учитель пери
одически (ориентировочно через 10—12 мин.) переводит детей из поло
жения сидя в положение свободного стояния (безусловно, в тот момент,
когда они не заняты письмом).
Практический опыт убедил нас в главном: чем более продолжительное
время дети занимаются в режиме “динамических поз”, тем выше у них
потребность к пребыванию в позе свободного стояния.
Наши многолетние наблюдения за детьми, занимающимися в режиме
динамических поз, показывают положительные сдвиги в динамике ряда
психофизических показателей: возросла продуктивность зрительной ра
боты (установлено с помощью корректурных таблиц), заметно улучши
лись некоторые психомоторные функции (например, скорость и точ
353
ность движения руки при выполнении мотометрического теста), повыси
лась вестибулярная устойчивость тела, улучшились функциональные по
казатели центральной и вегетативной нервной системы. Итак, использо
вание методики сенсорно координаторных тренажей с помощью меняю
щихся зрительно сигнальных сюжетов, выполнения сенсорно моторно
го тренажа, схемы универсальных сигналов, методики периодически ме
няющихся динамических поз способствует преодолению нервно психи
ческого и физического утомления детей в традиционной школьной сре
де, а также повышает нервно психическую и физическую активность на
уроках.
Отличительной особенностью разработанных методов является то,
что они, в отличие от многих, непосредственно “встроены” в учебно по
знавательный процесс.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья де
тей используются различные формы двигательной активности. Так, в
теплый период года предпочтение отдается обучению детей игре в бад
минтон, настольный теннис, игры с мячом, городки, футбол. Обязатель
но воспитатель с детьми организует подвижные игры.
Также проводятся соревнования в спортивном городке на брусьях, ле
сенках, лабиринтах, бревне, перекладине.

В структуре коррекционного обучения все дети наблюдаются психо
неврологом, в учебное расписание введены занятия с логопедом, психо
логом и обязательные уроки лечебной физкультуры, которые созданы на
базе начальных классов.
Все дети разделены по характеру заболевания на две группы:
1. Нарушение осанки.
2. Энурез.
Нарушение осанки, как показывают обследования врача, имеют еже
годно 60—70% первоклассников. Если в течение первого года обучения в
школе не заниматься направленной профилактикой искривления позво
ночника, то функциональные нарушения осанки, т.е. нестойкие и свя
занные чаще всего со слабым мышечным корсетом, превращаются в
стойкие изменения. В основном задача формирования правильных изги
бов позвоночника решается на уроках физической культуры, но, к сожа
лению, для детей с ослабленным здоровьем существуют значительные ог
раничения в объеме и составе используемых физических упражнений.
Поэтому на занятиях групп ЛФК строго продуманная, поэтапная систе
ма упражнений на осанку. Дети со сколиозом могут быть включены в лю
бую из подгрупп в том случае, если у ребенка нет сопутствующих заболе
ваний.
Лечебная физкультура успешно применяется в комплексной терапии,
обеспечивая целостное воздействие на организм больного ребенка, спо
собствуя нормализации его нервно психической сферы.
354
Некоторые средства лечебной физкультуры позволяют оказывать не
посредственное влияние на деятельность мочевого пузыря. К ним отно
сятся физические упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних
конечностей, массаж.
Занятия лечебной физкультурой проводятся в спортивном зале, один
раз в неделю. Конечно, этого недостаточно, но, обеспечивая нормализа
цию быта ребенка, мы устраняем неблагоприятные моменты, строго со
блюдаем режим сна, бодрствования, питания в комплексе с медикамен
тозным лечением, физиотерапией, психотерапией. Мы наблюдаем дина
мику при заболевании энурезом.
При отслеживании динамики мы видим, что если в 1 м классе 70% де
тей болеют энурезом, то во 2 м классе — 60%, в 3 м — 40%, в 4 м — 30%.
Ребенок находится в интернате целую неделю, а некоторые учащиеся
уезжают домой только на каникулы. Поэтому возникла тема — создание
комфортных условий в школе. Цель работы по данному направлению —
выявление состояния и уровня комфортности ученика (и учителя) в кор
рекционной школе нового типа.
Источниками психологического комфорта младшего школьника в си
стеме “учитель — ученик” выступают отношения в процессе совместной
деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональ
ным состоянием, обоюдной доброжелательностью. Это выражается в эм
патическом принятии друг друга, активном слушании, доверии. Доверие,
доверительность отношений взрослых и детей, школьника со своими од
ноклассниками — обязательное фоновое условие психологического ком
форта.
На основании проведенных мероприятий, а также раннего выявления
заболеваний детей наблюдается положительная динамика. Меньше стало
пропусков по простудным заболеваниям, снизился уровень заболевания
энурезом, расширились поля зрительных горизонтов.
Таким образом, медико психолого педагогическая помощь детям с
отклонениями в развитии носит комплексный характер. Данная система
может быть расширена и другими эффективными мероприятиями. Глав
ным же является систематическое проведение оздоровительных работ с
учащимися.
Подводя итог сказанному, отметим следующее: использование здоро
вьеразвивающих технологий обучения во вспомогательной школе позво
ляет без каких либо материальных затрат значительно улучшить здоровье
детей, а значит, и поднять уровень обучаемости младшего школьника с
проблемами в развитии за счет снижения утомляемости, астеничности
центральной нервной системы.




355
Eieaniee O.A.
ae?aeoi? IIO NIO ? 2,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O

353733, Краснодарский край,
ст. Каневская,
ул. Вокзальная, 130,
т.: (86164) 7 13 59



Жизнестойкому ребенку в школе комфортно
Здоровьесбережение по праву стало одним из приоритетных направ
лений в деятельности нашей школы восемь лет назад (с 1997 года).
Важно было сформировать здоровьесберегающее пространство шко
лы, помочь каждому не наносить ущерба собственному здоровью, здоро
вью рядом живущего; помочь утвердиться в том, что учитель, не заботя
щийся о собственном здоровье, не сможет воспитать у своего ученика
подлинной культуры здоровья, помочь ему приобщиться к здоровому об
разу жизни.
Здоровье участников образовательного процесса напрямую зависит от
качества, продуктивности аппарата школьного управления. Поэтому по
требовалась перестройка внутришкольного управления на основе соблю
дения принципов: оптимальной звенности, управляемой соразмерности
прав и обязанностей.
Разрабатывая концепцию развития школы, определили композици
онное построение структуры школы, содействующей здоровью, включа
ющее в себя три аспекта: организационный уровень, методический, со
циально педагогический.
Средствами реализации концепции школы, содействующей здоро
вью, стали управленческие взаимодействия: обновление содержания об
разования, развитие школы адаптивного типа, научно методическое
обеспечение, функционирование программы “Сотвори себя сам”.
Наиболее значимыми факторами для сохранения здоровья в школе ста
ли: организация оптимального режима учебно воспитательного процесса,
комфортность образования, двигательный режим (час здоровья, динамиче
ские паузы, дни здоровья, конкурсы, соревнования, ритмика, танцы), раци
ональное питание (школьная столовая обеспечивает всех детей бесплатным
одноразовым питанием за счет бюджетных средств, двухразовым — с при
влечением родительских средств), социальная защищенность (фермерские
премии, временное трудоустройство, санаторное лечение, дополнительное
питание), медицинское обеспечение и оздоровительные мероприятия.
В школе разработаны и реализуются программы “Здоровье”, “Адапта
356
ция и самореализация учителей и учащихся”, “Юный гений”, “Живу я на
Кубани”, “Помоги себе сам”.
Разработаны и реализуются практические рекомендации по работе с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: психологичес
кое, медико социологическое сопровождение педагогического процесса;
требования к здоровьесберегающему уроку.
Накоплен опыт по снижению стрессовости, тревожности детей. Для
этого проводится неделя адаптации. Вместо красной ввели для проверки
зеленую пасту (красный цвет способствует повышению кровяного давле
ния). Мы внесли существенные изменения в оформление кабинетов, ре
креаций (с учетом архитектоники). Было укреплено кадровое обеспече
ние медико психолого социологической службы (5 медицинских работ
ников, 4 социальных педагога, 2 логопеда, уполномоченный по правам
участников образовательного взаимодействия, 3 педагога психолога, ин
структор по оздоровлению, лечебной гимнастике). Выросла и материаль
ная база по оздоровлению (тренажерный зал, 2 спортзала, детская игро
вая площадка, кабинет для дыхательной гимнастики, школьный стадион,
2 балетных зала, центр реабилитации. Мы сделали союзниками в реше
нии проблемы здоровьесбережения детей, родителей, врачей детской по
ликлиники, ДЮСШ, центра занятости населения. В школе осуществля
ем индивидуальный подход, дифференцированный подход с учетом осо
бенностей личностного характера: тревожность, интеллект, психомото
рика, физиологические особенности (11 классов коррекции, 43 человека
надомного обучения).
Реальную помощь школе оказывают учреждения здравоохранения че
рез консультации, медицинское сопровождение, практическую меди
цинскую помощь профилактического характера: медосмотры, санация,
вакцинация, просветительская работа; проведение мониторинга сани
тарно гигиенического режима, организацию питания. В штаты школы
введены медицинские кадры: врач педиатр, врач кардиолог, фельдшер,
медсестра, инструктор ЛФК.
В школе используется технология педагогической поддержки, ситуа
ция успеха, формирования положительной “Я концепции” (по Г.К. Се
левко). Многие учителя опираются на новизну, значимость, необычность
изучаемого на уроке с использованием позитивного подкрепления (по
хвала, акцентирование любых, даже мелких достижений, желание про
стить, понять, пожертвовать предоставлением свободы выбора и самос
тоятельности, вручение премий сельской администрации победителям
конкурса “Ученик года”).
Реализован инновационный проект по созданию психологической
безопасности, условий снижения стрессовости, получивший грантовую
поддержку (100 тыс. руб. и 50 тыс. руб.) губернатора, одержана победа в
краевом Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”.
Одним из направлений улучшения качества условий отработаны тех
357
нологии комфортности обучения за счет расширения коррекционного,
надомного обучения.
Намечены и реализуются пути сохранения здоровья в зоне оценива
ния деятельности учащихся (щадящий подход, бесконфликтность учеб
ной ситуации, опережающее обучение — для желающих, предупреждаю
щий контроль, дифференциация оценки, школа успешности, самооцен
ка, взаимооценка.).
Технология поведения в экстремальных ситуациях формируется через
уроки ОБЖ, психологии, внеурочную работу. Значительное внимание
уделяем технологии выживания в стрессовых ситуациях, формированию
правосознания, опыта реакции эмоциональных заслонов от возможных
негативных внешних воздействий: реакция на жестокость, равнодушие,
насилие, провокацию.
Формирование жизнеустойчивости поведения в экстремальных ситу
ациях происходит через игровые ситуации, последовательную систему
работы над ключевыми словами, понятиями: ответственность, безопас
ность, защита, составление таблиц, правил.
По данным различных исследований от 50 до 80% учеников страдают
эмоциональными проблемами (неуверенность в себе, тревожность, стра
хи, беспокойство, агрессия и т.д.).
Поэтому мы посчитали необходимым начать поиск новых подходов
использования психологического воздействия музыки на ребенка.
Известно, что музыка, как самый эмоциональный вид искусства, лег
ко входит в контакт с чувствами ребенка, с помощью специально подо
бранной музыки можно снимать эмоциональное напряжение детей.
Принцип “эмоционального фона обучения” становится сегодня в нашей
школе особенно актуальным (музыкальные гостиные, праздники песни,
дискотеки, праздники улицы, хоровое пение). Через уроки музыки, ши
рокую внеурочную деятельность формируется художественный вкус,
культурно историческая компетентность, духовно нравственный потен
циал личности.
Нашли свое место в школе технологии оздоровления, формирования
положительной “Я концепции” через работу лагеря дневного пребыва
ния, лагеря труда и отдыха, выездного лагеря на побережье Азовского и
Черного морей, работу клубов, работу школьного центра реабилитации,
школьного музея, тренажерного зала, через открытие на базе школы
творческих объединений, специализированных классов (художественно
эстетических, спортивных).
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образо
вательные технологии — регулярная экспресс диагностика состояния
здоровья учащихся и отслеживание основных параметров организма в
динамике (начало — конец года).
Мониторинг направлен на достижение главной задачи — повышение
эффективности работы школы по сохранению здоровья школьников.
358
Параметры диагностики (аспекты здоровья, условия для оздоровле
ния и поддержания здоровья).
Аспекты здоровья:
— физический (здоровье позволяет быть работоспособным, работать в
оптимальном режиме — 72%),
— эмоциональный (способны удивляться, восхищаться — 87%),
— интеллектуальный (дети проявляют любознательность, свои ум
ственные способности: 1 4 кл. — 91%, 5 9 кл. — 79%, 10 11 кл. — 93%),
— нравственный (развиты самокритичность, трудолюбие — 78%),
— социальный (отмечается общительность, милосердие) — 84%,
— созданы условия для оздоровления (86% охвачено различной вне
урочной деятельностью, 100% — горячим питанием, 2 раза в год прово
дится витаминизация, медицинские осмотры, клиническая диагностика
мальчиков, девочек),
— снизилось число болеющих простудными заболеваниями на 27%,
желудочно кишечного тракта на 4%,
— комфортность обучения отмечают 97% детей, 96% родителей, 92%
учителей;
— повысилась мотивация учебного труда (все дети ходят в школу,
97,2% ходят в школу с интересом);
— повысилась валеологическая грамотность всех участников образо
вательного взаимодействия, владение методами эмоциональных засло
нов, приемами:
защитно профилактическими (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно нейтрализующими (физкультминутки, оздоровитель
ная, пальчиковая, тренинг, дыхательная гимнастика;
стимулирующие (физиотерапия, фитотерапия, физические нагрузки).
Базисный учебный план частично препятствует сохранению и укреп
лению здоровья (значительная предметная перегрузка). В план необходи
мо включить больше предметов здоровьесбережения за счет интегриро
вания других предметов: физическая культура — до 6 часов в неделю, пси
хологические курсы, валеология.
Стоит серьезно задуматься о продолжительности урока. 45 минут ни в
коем разе не способствует сохранению здоровья! К сожалению, решение
данных вопросов локально практически невозможно.
Инновационный поиск по разработке здоровьесберегающих техноло
гий востребован в районе, крае (в школе за последние 3 года проведено 12
семинаров по здоровьесбережению, обобщен и представлен опыт в райо
не, крае, России).
Работа по сохранению здоровья находит поддержку в администрации
района, краевом департаменте образования и науки.



359
Республика Адыгея



Ei?ooiiaa E.I.
ae?aeoi? IIO “Ia?aeuiay iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 30”,
Ii?aoiue ?aaioiee iauaai ia?aciaaiey

385000, Республика Адыгея,
г. Майкоп,
ул. Ветеранов, 484, а




Надо быть творцами своей судьбы
В нашей школе обучаются дети с различными способностями и воз
можностями. Пять лет мы являемся экспериментальной площадкой по
направлению “Валеологическое и эколого этическое образование детей
младшего школьного возраста”, а последний год педколлектив работает в
режиме Школы здоровья.
Модель школы здоровья разработана исходя из конкретных педагоги
ческих и социокультурных условий, созданных в образовательном учреж
дении, микрорайоне, городе.
“Обучение дает детям общую картину мира на основе ценностей на
уки, литературы и искусства. Под общим развитием понимается развитие
ума, воли, чувств, нравственных качеств школьников при обязательном
сохранении здоровья”, поэтому жизненная позиция педагогов, от кото
рых зависит будущее детей, следующая: “Сегодняшний день — ради зав
трашнего дня”.
Под здоровьем детей учителя нашей школы понимают состояние пол
ного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие физических дефектов и болезней.
В школе уже сложилась традиция делать процесс обучения радост
ным. В основу работы коллектива положены принципы гуманистической
педагогики сотрудничества. Это помогает создать особый мир детства,
школу с новым положением в ней ребенка.
Забота о здоровье — важнейший труд. Мы считаем, что ребенок сам
должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здо
ровых детей.
Если мы не можем изменить себя, нам нечего и надеяться изменить
кого то, а тем более изменить мир, поэтому работу мы начали с учителей.
В коллективе активно изучались здоровьесберегающие технологии, вне
360
дрялись в учебно воспитательный процесс. Приоритетным в работе ста
ло эколого валеологическое образование и воспитание.
Медицина, психология, педагогика, физическая культура — 4 состав
ляющих, на которых строится работа по укреплению здоровья.
Занятия ЛФК, проводимые на базе школы специалистами поликли
ники № 1 помогают бороться с нарушениями опорно двигательного ап
парата: нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием. В школе дей
ствует фитобар “Калинка”. Фитосырье для работы фитобара поставляет
Белореченская фирма “Агроберес”. Профилактике близорукости, улуч
шению зрения способствуют проводимые педагогами школы трениро
вочные занятия для глаз.

<< Пред. стр.

страница 40
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign