LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

который предусматривает учебные часы на индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, на развитие психомоторики и сенсорных про
цессов, что позволяет дополнительно вести работу по здоровьесохраняю
щим технологиям.
Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, что по
зволило в 2005 году открыть на базе школы краевую стажерскую площад
ку совместно с КК ИПК РО. Кроме того, школа является лауреатом го
родского конкурса “Школа здоровья” (1999 г.), лауреатом Всероссийской
премии А.А. Католикова (1998 г.), лауреатом международного образова
тельного форума “Школа 2000, 2001, 2002”, имеет Знак качества образо
вания и другие награды. Педагогическим коллективом издан ряд сборни
ков статей из опыта работы, методические пособия, рабочие тетради для
учащихся.




28
Aaoaa A.A.
ae?aeoi? aeiiacee “Oieaa?n” (?1)
a. E?aniiy?nea,
eaiaeaao ineoieiae?aneeo iaoe


т./ф.: +7 (3912) 436 356
E mail: bvv@univers.krasu.ru,
Http//:www.univers.krasu.ru



Здоровье не купишь.
Но можно купить тренажер
Педагогический коллектив нашей гимназии давно озабочен пробле
мой ухудшения здоровья школьников. Систематическая работа по сохра
нению и укреплению здоровья детей ведется нами с 1992/93 учебного го
да. На этом пути мы прошли три этапа:
— сбор и анализ данных по состоянию здоровья детей гимназии и
пробные разработки и проекты (1992—1995);
— формирование и реализация целевой программы по сохранению и
развитию здоровья детей в гимназии (1996—2005);
— разработка систематической оценки состояния здоровья и самочув
ствия, а также принятия мер (функциональная работа, проекты, программы)
по сохранению и развитию здоровья детей (2001 — по настоящее время).
Система здравоохранения оказывает нашей работе конкретную по
мощь. Нам переданы ставки районной поликлиники по работе с детьми в
школе (которые позволили организовать медицинскую службу, и этот
опыт, на наш взгляд, очень удачен). Поликлиника регулярно (с момента
начала работы медицинской службы в 1989 г.) помогает с проведением
профилактических мероприятий, во фронтальном обследовании узкими
специалистами с выдачей оценок и рекомендаций для учителей и родите
лей. Специалисты поликлиники консультируют нас по вопросам охраны
здоровья детей.
Вот уже несколько лет гимназия тесно сотрудничает с кафедрой педи
атрии Красноярской медицинской академии и эндокринологическим от
делением краевой больницы. В рамках этого сотрудничества были прове
дены программы “Профилактика гипертонии учеников” и “Профилакти
ка заболеваний щитовидной железы”. В рамках этих программ были пред
усмотрены обследования, профилактические занятия и консультации де
тей и их родителей. Вторая программа имеет для нас особое значение, так
как заболевания щитовидной железы во многом являются причиной сни
жения интеллектуальных способностей и полового развития школьников.
В своей работе мы не используем каких либо специально описанных
29
технологий. Мы опираемся на данные медиков о состоянии здоровья на
ших детей (в особенности на данные о дидактогенных заболеваниях),
разрабатываем и реализуем меры по улучшению их самочувствия.
С 1993 года регулярно проводится мониторинг за состоянием здоровья
учеников под углом выяснения влияния организации учебного процесса
на их здоровье. Медицинский центр собирает и анализирует данные по
группам здоровья, а также по количеству дидактогенных заболеваний
(опорно двигательная система, зрение, ЖКТ, ОРВИ и грипп, хроничес
кая усталость (общая перегрузка), патология нервной системы) в динами
ке, по годам. Руководитель медицинского центра вместе с анализом дан
ных предлагает проект решения проблемы на Большом совете гимназии
(аналог управляющего совета школы с включением родителей и учени
ков). Часть мероприятий Большой совет финансирует, а часть рекоменду
ет дирекции гимназии.
В результате мониторинга и реализации ряда проектов и программ вы
явилось следующее:
— “теневые группы” учеников (в связи с улучшением методов мони
торинговой оценки выявилось больше проблемных мест и больше нездо
ровых детей);
— существенное снижение уровня заболеваемости по ЖКТ, ОРВИ и
гриппу, опорно двигательной системе, зрению, хронической усталости.
Родители и дети с большим энтузиазмом и пониманием относятся к
такой работе. На Большом совете родители готовы изыскивать дополни
тельные средства на поддержание и развитие здоровья детей в гимназии,
взрослые принимают активное участие в наших программах.
Одним из основных в решении данной проблемы является вопрос об
учебных нагрузках и о том, насколько способствует или препятствует су
ществующий Базисный учебный план (БУП) укреплению и сохранению
здоровья школьников.
Мы используем БУП 98 (1998) для подростковой ступени (5—9 клас
сы), а также экспериментальный БУП 3 (2001) для начальной (1—4 клас
сы) и старшей (10—11 классы) ступеней.
В целом на наш взгляд, проблема не в БУПе, он лишь задает общую
организационную и финансовую рамку. Вопрос в объеме и принципе
стандартов образования. Одной из причин ухудшения здоровья является
нынешний объем стандартов по предметам, который задан экстенсивно,
т.е. через простое увеличение материала для освоения (а фактически —
запоминания). Следствием этого является перегрузка на уроке и в зада
ниях на дом, снижение интереса детей к урокам (особенно это заметно
среди детей подросткового возраста).
Вторая существенная причина кроется в системе оплаты учительского
труда: чем больше часов, тем выше зарплата. Школа вынуждена сохра
нять свои кадры, опираясь именно на этот механизм. Таким образом,
учителя объективно заинтересованы в перегрузке детей часами.
30
Третья существенная причина в недостатке средств, выделяемых шко
лам для решения вопросов с мебелью, освещением, медицинским обслу
живанием, организацией горячего питания и т.п. под постоянную и про
граммную работу.
В целом, вопрос о влиянии учебных нагрузок на здоровье школьников
изучен пока слабо. Мы выслушивали мнения врачей, физиологов и пси
хологов о таком влиянии, но не получили однозначных рекомендаций о
возможных мерах по улучшению здоровья детей силами самой школы.
Нам кажется, что вопрос необходимо ставить именно так. Кроме этого,
мы не знаем исследований, отвечающих на вопрос о том, какой конкрет
ный отрицательный вклад вносит или может вносить школа в здоровье
детей, а какой — семья.
Врачи нашей медицинской службы настаивают на ограничительном
подходе и формальном контроле расписания (количество часов в день, в
неделю ограничено), однако при этом отмечают, что, если ребенку инте
ресно заниматься, границы ежедневной нагрузки можно варьировать.
Физиологи уделяют большое внимание динамичности и сменности
нагрузки (например, в начале занятий интеллектуально сложные предме
ты, потом интеллектуально простые). Кроме того, предлагают чередовать
в расписании умственный и физический труд. В частности, одним из ре
зультатов таких разработок является введение “прогулки” в начальной
школе в середине учебного дня для того, чтобы дать ученикам возмож
ность восстановить силы.
Психологи утверждают, что самочувствие детей существенно зависит
не столько от объема нагрузки, сколько от интереса детей к конкретным
занятиям и к конкретному учителю.
Конечно же, очевидными являются требования СЭС по освещению,
объему воздуха в помещении, колеровке и типу мебели и т.п. Однако в
них не содержатся нормы и рекомендации, зависящие от конкретных ус
ловий (например, что делать, если в классе 35 учеников?) Здесь не обой
тись без здравого смысла, предлагающего свои простые и эффективные
решения:

1. Хозяйственные и организационные:
— регулируемые по высоте индивидуальные стулья и парты;
— проветривание класса;
— наличие чистой питьевой воды для детей в открытом доступе;
— несколько досок в классе (фронтальная и боковые);
— доступные для детей тренажеры в коридоре (для занятий на пере
менах);
— хорошее освещение класса и доски;
— оборудование кабинетов лечебно профилактической физкультуры
для детей, находящихся в периоде реабилитации (после болезни) или
детей с ограничением физических нагрузок (по указанию врача).
31
Такие решения, очевидно, улучшают здоровье и самочувствие детей,
но, конечно, требуют значительных финансовых средств.
2. Педагогические и комплексные решения:
— учебные программы по сохранению и развитию здоровья. Обяза
тельно практического характера и обязательно ориентированные на
возраст детей.
— клубы и кружки для родителей по сохранению и развитию здоровья
детей. Важно обсуждать это не абстрактно, а применительно к тем ме
роприятиям, которые могут сделать родители именно для своих детей
как в семье, так и в школе. Например, нам (точнее, родителям) уда
лось добиться наличия в большинстве классов начальной школы чис
той питьевой воды, оборудовать физкультурно игровые площадки на
территории гимназии.
— оптимизация учебного материала по теме “Здоровье” в различных
программах различных уроков, кружков, курсов (ОБЖ, биология и т.п.).
— совместная разработка психологов, педагогов и медиков: курс
“Пол, секс, человек”, направленный на развитие компетентности уче
ников старшей школы в области построения семейных отношений.
— разработка и реализация программы профилактики наркозависи
мости, а также зависимого поведения в целом (с 2002 г. по настоящее
время), признанная не только в России, но и у зарубежных коллег (Ве
ликобритания).
Такие решения требуют творческих усилий коллектива, а также забо
ты о финансировании и реализации.
3. Управленческие и специальные (врачебно профилактические) ре
шения:
— сбор данных, их анализ и принятие мер по состоянию здоровья де
тей по группам дидактогенных заболеваний, т.е. таких, которые по
тенциально являются следствием отрицательного “вклада” школы.
Мы, в свою очередь, можем влиять на изменение вредных для здоро
вья условий обучения и воспитания детей. В частности, благодаря та
ким данным мы приняли и профинансировали долгосрочную про
грамму (с 1998 г. по сегодняшний день) по решению этой проблемы.
— сбор данных по группам риска наркозависимости (авторская мето
дика), анализ этих данных и принятие решений по условиям, классам,
персоналиям. В частности, благодаря этим данным гимназия может
осуществлять профилактические меры в отношении потенциально за
висимых детей, а не только констатировать факты сложившейся зави
симости.
— организация комплексных консилиумов (педагогов, врачей, психо
логов, администрации школы) по индивидуальным ситуациям детей,
имеющим трудности со здоровьем.
32
— организация связи с родителями. Медицинский центр гимназии
информирует и предупреждает родителей о возможных проблемах со
здоровьем у конкретного ребенка.
— организация профилактических мер, связанных с сезонными слож
ностями (например, эпидемии гриппа), с состоянием отдельных про
цессов и объектов (например, состоянием столовой, организацией го
рячего питания для детей).
— в гимназии был осуществлен методический проект “Здоровье как
условие и цель образовательной практики”. В результате этого проек
та были разработаны методики и написаны методические рекоменда
ции по работе с гиперактивными детьми, а также с детьми, имеющи
ми родовые травмы. Это проект был поддержан на уровне городской и
краевой администраций, с учителями школ Красноярского края про
водились семинары по этой программе.
Такие решения требуют дополнительного штата сотрудников (меди
цинская и психологическая службы школы), изменений в структуре уп
равления и способах принятия решений администрацией, а также заботы
о разработке, организации и финансировании программ.


Iioaiiaa I.A.
ae?aeoi? niaoeaeuiie (ei??aeoeiiiie)
iauaia?aciaaoaeuiie oeieu-eioa?iaoa VI aeaa ? 2
eiaie A.I. Neiyeiaa, a. E?aniiy?ne

660000, г. Красноярск,
ул. Пастеровская, 25,
т.: (3912) 43 39 60

Технологии здоровья: наука, но не только...
Наша школа интернат VI вида № 2 г. Красноярска по сути — образо
вательно лечебный комплекс для детей, больных сколиозом. Здоровьес
берегающие технологии реализуются в нашем учебно воспитательном
процессе с 1994 года, то есть с самого начала функционирования школы
интерната.
Сегодня до 80% детей имеют патологию опорно двигательного аппа
рата. Такому ребенку очень сложно получить необходимый комплекс ле
чебных процедур, если нет структуры, предоставляющей все услуги в од
ном месте. Ведь больные дети отличаются повышенной утомляемостью и
пониженной работоспособностью, им трудно совмещать процессы лече
ния и обучения. Особенно если лечение можно получать только после
уроков, тратя силы и время на переезды.
33
Понимание всех этих проблем и привело к созданию нашей школы
интерната.
Сразу встал вопрос об эффективных здоровьесберегающих технологи
ях. Во первых, педагоги почувствовали необходимость разгрузить своих
подопечных, снизить напряженность рабочего дня учеников школы ин
терната. Ведь больной ребенок вынужден переносить гораздо большие
физические нагрузки, чем школьник, обучающийся в обычной школе.
Большинство учителей отказалось от домашних заданий, что потребова
ло интенсификации учебного процесса на уроке. На начальном этапе в
основном применялась технология многоуровневой дифференциации (за
основу была взята концепция, разработанная В.М. Монаховым, В.А.Ор
ловым, В.В.Фирсовым).
Применение различных форм дифференциации дало ощутимые ре
зультаты и подвело к необходимости большей индивидуализации обуче
ния. Была создана индивидуально адаптивная школа, где проводились
занятия со слабоуспевающими школьниками, восполнялись пробелы в
знаниях по причине пропусков занятий, велась работа с одаренными де
тьми, занятия по довузовской подготовке, осуществлялось углубленное
изучение предметов.
Все эти технологии позволили разгрузить, сократить рабочий день
учеников с 8 часов 20 минут. до 5—6 часов.
Это было время проб и ошибок, начальный период нашей работы, ко
торый можно назвать эмпирическим этапом. Однако для нас он имел
большое значение, так как именно тогда был выявлен ряд проблем, реше
ние которых позднее позволило повысить качество учебно воспитатель
ного процесса.
Следующим был этап научно теоретического поиска. Анализирова
лась работа педагогического коллектива, оценивалась эффективность
внедряемых технологий, налаживалось сотрудничество с научными струк
турами города Красноярска, проводилась работа с коллективом школы
интерната с целью повышения уровня их теоретической подготовки, раз
рабатывались критерии эффективности применяемых технологий, опре
делялись мониторинговые процедуры, анализировались диагностические
методики и обосновывалось их использование в дальнейшей работе.
Результатом этого этапа стала разработка Концепции образования де
тей, больных сколиозом. Пришло время научного обоснования нашей
работы, направленной в том числе и на реализацию здоровьесберегаю
щих технологий.
Что мы понимаем под здоровьесберегающими технологиями? Сово
купность приемов, методов, методик, средств обучения и воспитания,
при которых выполняются следующие основные требования:
— исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, физи
ческой нагрузки, позволяющее добиться оптимальных результатов при
минимальных затратах времени и сил школьника;
34
— исключение факторов, негативно влияющих на психическое состо
яние ребенка (авторитарное давление, бестактность и т.п.);
— обеспечение благоприятного морально психологического климата
в классе, способствующего сохранению и укреплению психического и ду
ховно нравственного здоровья школьников;
— учет индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей и
способностей.
Наши разработки не догма, жестко регламентирующая каждое дей
ствие учителя, а гибкий алгоритм, позволяющий реализовать индивиду
альную педагогическую концепцию. Их отличает ориентация на лич
ность школьника как главную ценность и цель образования (аксиологи
ческий подход); стимулирование школьников к самостоятельному реше
нию собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном
социуме (синергетический подход); поддержка и развитие индивидуаль
ности ученика (личностный подход).
Сразу стало ясно, что внедрение здоровьесберегающих технологий от
дельными учителями само по себе не обеспечит высоких результатов. Не
обходима скоординированная работа школьников, педагогов и родите
лей. Деятельность каждого преподавателя, его опыт, творческие находки
должны стать доступны всем. Так школа перешла к этапу коллективного
творчества.
На этом этапе была организована работа кафедр, обогатились формы
методической работы. В школе интернате действуют мастер классы,
творческие мастерские, команды одного года, школа исследователей,
предметные методические объединения, медико психолого педагогиче
ский консилиум, научно методический совет. В учебно воспитательном
процессе реализуется технология обучения в сотрудничестве, технология
индивидуального обучения, коллективный способ обучения (КСО), тех
нология решения изобретательских задач (ТРИЗ), физвокализ, техноло
гии личностно ориентированного обучения, технология обучения в ма
лых группах, разноуровневое обучение, компьютерные технологии. В
воспитательной работе широко применяется технология проектирова
ния, способствующая активизации творческой деятельности школьни
ков. Усовершенствовалась система, содержание, структура управления
школой интернатом.
Активное участие учителей, воспитателей и медиков в управлении ре
ализацией здоровьесберегающих технологий привело к демократизации
сферы внутришкольного управления, создало предпосылки самоуправ
ления на уровне определения цели, содержания, методов, средств, орга
низационных форм обучения и воспитания школьников. Изменилось и
отношение педагогов к профессиональной деятельности: если в начале
опытно экспериментальной работы большинство учителей, воспитате
лей было ориентировано на “нормативы”, “стандарты”, спонтанные ин
новации, то исследования ценностных ориентаций педагогов по оконча
35
нии эксперимента свидетельствуют об их стремлении к творческой дея
тельности.
С 1996 года по инициативе ректора Красноярского государственного
торгово экономического института Александрова Юрия Леонидовича и
усилиями коллективов преподавателей КГТЭИ и специальной (коррек
ционной) общеобразовательной школы интерната VI вида № 2 была со
здана принципиально новая для специального образования России мо
дель образовательного учреждения: “Детский сад — школа интернат —
подготовительное отделение — вуз”. Создание подготовительного отде
ления КГТЭИ на базе специальной школы интерната позволило значи
тельно улучшить социальную адаптацию ее выпускников. Этому в значи
тельной мере способствует разумно составленная программа подготови
тельного отделения, включающая в себя наряду с общими гуманитарны
ми и математическими предметами специальные дисциплины (“Введе
ние в специальность”, “Основы рационального питания”, “Основы бух
галтерского учета” и т.д.), ориентирующие молодого человека на созна
тельный выбор будущей профессии.
Разрабатывая программу обучения выпускников на подготовительном
отделении, авторы модели учитывали особенности психофизического
развития каждого из них. Преемственность между специальной школой
интернатом и институтом осуществляется и в таком важном аспекте, как
щадящий охранительный режим: объем обязательных аудиторных заня
тий для студентов с нарушенным опорно двигательным аппаратом сни
жен, особое внимание уделяется физическому воспитанию, проблеме
коррекции здоровья.
Июнь 2002 года был отмечен важнейшим для всех нас событием: впер
вые в нашем регионе студентам, прошедшим всю цепь непрерывного об
разования “детский сад — школа — интернат — подготовительное отде
ление — вуз”, вручались дипломы. Две выпускницы получили дипломы с
отличием, а к 2005 году два студента (в прошлом выпускники школы ин
терната VI вида №2) стали аспирантами КГТЭИ.
Проект “Профессия и здоровье” — это не только научные изыскания
путей профориентационной работы с детьми, имеющими проблемы со
здоровьем, это еще и удачно сложившиеся судьбы молодых людей, полу
чивших высшее образование.
Итоги нашей работы, основные теоретические положения экспери
ментальной деятельности и ее результаты отражены в докторских и кан
дидатских диссертациях, научных публикациях, статьях, методических
разработках.
Наша школа получает реальную помощь от системы здравоохранения,
работает в тесном сотрудничестве с кафедрой ортопедии и военно поле
вой хирургии КГМА. В результате этого сотрудничества появились следу
ющие работы:
1. Гатиатулин Р.Р., Кротова Л.М., Шубкин В.Н. Диагностика и консер
36
вативное лечение сколиоза в школе интернате. — Красноярск: Меди
цинская академия, 1999.
2. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом, в условиях об
щеобразовательной школы. Методические рекомендации. — Красно
ярск: РИО КГПУ, 2002.
3. Программно методический комплекс системной коррекции по
следствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физиче
ской культуры “Движение и здоровья”. — Красноярск, Кларетианум,
2004.
4. Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. Материалы меж
региональной научно практической конференции травматологов орто
педов.
Была внедрена методика определения размеров зубных рядов в зави
симости от размеров нижних резцов (Н.В. Панкратовой, А.Б. Слабков
ской), а также методика сравнительного изучения длины зубного ряда по
дуге и сумме ширины колонок его зубов, предложенная N. Nance. Кроме
того, была разработана новая история болезни для больных с зубочелюст
ными аномалиями и деформациями, а также унифицирована история бо
лезни для детей, больных сколиозом. Врачами школы интерната совме
стно с учеными КГМА был разработан стандарт диагностики и лечения
заболеваний позвоночника (сколиоз).
Учебный процесс в школе интернате организован с учетом требова
ний Центра содействия здоровью: ортопедический режим (смена дина
мических поз), дневной сон, совмещение лечебных процедур и образова
тельного процесса, ежедневное врачебное наблюдение, обязательное вы
полнение физкультурных пауз во время уроков.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign