LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 39
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ровья и помогает в диагностировании учащихся по группам здоровья.
Действует стоматологический кабинет, где проводится два раза в год ос
мотр и лечение всех детей школы.
Все ученики обеспечены горячим питанием, проводится С витамини
зация и йодирование питания, в период обострения вирусных инфекций
поводится чесночная ароматерапия, что даёт очень низкий уровень забо
леваемости и приводит к тому, что школа три года не закрывается на ка
рантин во время пика заболеваемости гриппом. Все эти мероприятия
проходят в тесном контакте с медиком школы, который ежедневно конт
ролирует и качество питания, и поведение витаминизации и ароматера
пии. Тесный контакт налажен с органами социальной защиты населения,
опекунским советом района, которые помогают в обеспечении бесплат
ными путёвками в санатории. Во время летних каникул дети оздоровля
ются в лагере труда и отдыха “Сосновый бор”, находящемся на берегу чу
десного водоёма и возглавляемом зам. директора по психологической ра
боте В.Н. Смывиной. Налажен тесный контакт с детским наркологом,
который ежемесячно проводит беседы и тесты с детьми из группы риска
и их родителями.
В школе используется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базар
ного (“Организация учебного процесса на принципах сенсорно мотор
ной свободы”), одобренная Минздравом РФ, РАМН, РАН. Кроме того,
применяются здоровьесберегающие технологии и приёмы, описанные в
следующих методических пособиях:
— “Педагогика здоровья” под редакцией В.Н. Касаткина, рекомендо
ванная лабораторией начального образования методического кабинета
Центрального окружного управления Московского комитета образова
343
ния, 2000. Имеется тематическое планирование данной программы, по
урочное планирование для 1 4 классов по темам: “Самопознание через
чувство и образ”, “Школа здорового питания”, “Ослепительная улыбка
на всю жизнь”, “Профилактика аддитивного поведения и случайных от
равлений лекарственными препаратами”, “Безопасность детей на доро
гах”. При составлении расписания в начальной школе учитывается
“Шкала трудностей предметов” Н.К. Смирнова.
— Корпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Посо
бие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
(Рецензенты: член корреспондент Российской академии образования,
директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, акаде
мик Российской академии образования Д.А. Фарбер; доктор педагогиче
ских наук, профессор, заведующая Центром начального образования Ин
ститута ОСО РАО Н.Ф. Виноградова).
— Серия книг “Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10
лет”, подготовленная и изданная в рамках Федеральной программы раз
вития образования Министерства образования РФ на 2003 год по проек
ту “Апробация здоровьесберегающих технологий обучения”, под патро
нажем Центра образования и здоровья Министерства образования РФ,
институтом возрастной физиологии РАО.
— Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1 4 кл. М.: ВА
КО, 2004.
— Обухова Л.А., Лямскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для перво
классников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2002. (По программе
валеологии “Расти здоровым”, разработанной Санкт Петербургской
школой валеологов под руководством Г.К. Зайцева).
— И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие
технологии в образовательном процессе. Научно практический сборник
инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшко
ла, 2001.
— М.М. Безруких, Т.А. Филиппова “Две недели в лагере здоровья”,
“Разговор о правильном питании”. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005, допущен
ные Министерством образования и науки РФ.
Подробно остановимся на здоровьесберегающей технологии В.Ф. Ба
зарного, поскольку ее элементы органично вошли в учебный процесс.
Прежде чем данная система была внедрена в жизнь, директору и админис
трации школы пришлось произвести отбор педагогов для работы по этой
методике. Выбор сразу пал на учителя начальных классов высшей квали
фикационной категории, зам. директора по учебно воспитательной работе
Лилию Леонидовну Скоморохову, так как у неё был большой опыт работы
по проблеме здоровьесбережения. Директор обратился к попечительскому
совету школы, родителям 1 класса с просьбой помочь в оборудовании
класса по данной системе. В классе было всего 36% относительно здоровых
детей, и родители решили поддержать начинания педколлектива.
344
Л.Л. Скомороховой была проведена большая методическая работа: из
учены теоретические основы данной технологии в журнале “Начальная
школа” за 1990, 1996 гг., обобщен опыт работы педагогов Ейского района
Краснодарского края и Ставропольского края, которые применяют на уро
ках эту систему. По чертежам, данным в журнале “Начальная школа”, из
готовлены конторки — их устанавливали на столы учащихся. Класс также
был оборудован офтальмотренажером, вместо экологического полотна на
первых порах использовались большие фотообои, расположенные на зад
ней стенке класса, были приобретены коврики для массажа ног. Л.Л. Ско
морохова в первый же год приняла участие в районном семинаре с уроком
естествознания “Тундра”, где были использованы данные технологии. Это
вызвало живой интерес у коллег из других образовательных учреждений.
В 2003/04 учебном году Л.Л. Скоморохова неоднократно выступала на
районных методических объединениях с информацией о проведении экспе
римента по внедрению данной технологии. В прошлом учебном году учите
лем были проведены 2 урока в 3 классе для слушателей курсов Армавирско
го филиала ККДППИО — учителей начальных классов с преподаванием те
оретических основ новой методики, затем состоялась встреча с коллегами из
СОШ № 16 г. Кропоткина, заинтересовавшимися данной технологией, а в
апреле 2005 года Л.Л. Скоморохова приняла участие в VIII региональной
конференции с обобщением презентацией опыта работы нашей школы.
Также в апреле 2005 года на базе нашей школы прошёл межрайонный
семинар “Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного”, куда были
приглашены преподаватели начальных классов, заместители директоров
школ по учебно воспитательной работе Успенского района, представите
ли РИМЦ Успенского и Гулькевичского районов. Был представлен как
теоретический материал, так и опыт практического применения здоровь
сберегающей технологии. В 2005/06 учебном году в школе был открыт
еще один класс, оборудованный конторками. Вся мебель соответствует
росту учащихся.
При внедрении данной технологии пришлось столкнуться с рядом
проблем: во первых, это нехватка теоретического материала, во вторых,
ограниченность финансовых средств, т.к. оборудование класса проводит
ся за счёт спонсорской помощи родителей, в третьих, практически не
возможно пообщаться с коллегами единомышленниками, поскольку в
близлежащих районах Краснодарского края о данной технологии не все
гда даже слышали. Но правильно говорят, что лучше один раз увидеть,
чем 100 раз услышать. Поэтому хотелось бы побывать у коллег, работаю
щих по данной технологии, на уроках и обменяться опытом.
В школе проводится мониторинг здоровья детей. Это позволяет уни
фицировать контроль за учебно воспитательным процессом и способ
ствует созданию единого информационного пространства в школе. Сни
зилась заболеваемость учащихся: 2001 — 39,3%, 2002 — 38,1%, 2003 —
36,4%, 2004 — 35,9%. Если в 2002 году к нам школу по итогам диспансе
345
ризации пришло 59,9% здоровых детей, то по итогам анализа листов здо
ровья в 2005 году в этих классах процент здоровых детей несколько даже
возрос: 63%, что и учителей, и родителей очень радует. Анализ заболева
ний учащихся 1 11 классов в 2002 году показал нам, что в школе обучает
ся 27% здоровых детей, с нарушением осанки — 31%, с нарушением зре
ния — 7,7%, с хроническим гастритом — 5,3%. Обследование детей шло
ежегодно. Результаты через 5 лет были таковы: здоровых детей 32%, с на
рушением осанки — 28%, с нарушением зрения — 7,9%, с хроническим
гастритом — 4,9%.
В школе ведётся мониторинг адаптации учащихся первых классов к
новым школьным условиям: в 2003 году — 24% показали высокую сте
пень адаптации, 2004 году — 34%, 2005 — 45%. На этот результат влияет
совместная работа школы, семьи и воспитателей детских садов.
Если посмотреть пропуски уроков по болезни за этот прошлый учеб
ный год по начальной школе, то можно увидеть, что пик заболеваемости
приходится на III четверть. Наименьшая заболеваемость в 1“В”, 2“Г”,
2“Б”, 3 “Б”, 3“В”, 3“Г”, 4“В”, 4“Е” классах. Наверняка этому способ
ствует проведение ароматерапии, витаминизации, закаливания, а также
использования здоровьесберегающих технологий.
В классе, который работает “по Базарному”, на протяжении трех лет
снижается процент пропусков уроков по причине болезни: 2002—2003
год — 1350 уроков, 2003—2004 — 1232, 2004—2005 — 1156. Ежемесячно
проводится оценка эмоционального состояния младших школьников как
реакции на учебную нагрузку или микросоциальное окружение. Данное
исследование показывает спокойное, уравновешенное состояние боль
шинства учащихся этого класса.
Действующий базисный учебный план в некоторых образовательных
областях способствует сохранению здоровья детей, а в иных наоборот.
Так, например, если говорить о начальной школе, то нас очень волнует,
что до сих пор не введены 3 часа физкультуры, что изучение области тех
нологии сокращено до 1 часа, причём модулем там введена информатика.
Страшит то, что не во всех школах есть оборудованные согласно санитар
но гигиеническим нормам компьютерные классы. В таком кабинете ре
бёнок будет только губить своё здоровье. Да и вообще, вместо того чтобы
работать над развитием мелкой моторики руки на уроках трудового обу
чения, дети вынуждены будут дополнительно сидеть, нарушая свой дви
гательный режим и ухудшая зрение. Также мы считаем, что введение ино
странного языка (2 часа в неделю) ведёт к очередной перегрузке учащих
ся начальной школы. Очень хорошо, что наконец то разрешили создание
профильных классов, хотя пока и в режиме эксперимента. Но при этом
предмет “история” изучается одинаковое количество часов во всех клас
сах, несмотря на выбранный профиль.
Управление образования Гулькевичского района, Армавирский филиал
Краснодарского краевого института дополнительного профессионального
346
педагогического образования, кафедра начального образования Красно
дарского краевого института дополнительного профессионального педаго
гического образования отметили нашу работу по здоровьесбережению.
Районный информационно методический центр управления образо
вания при администрации Гулькевичского района всегда вовремя инфор
мирует школу о проектах, связанных со здоровьесберегающими техноло
гиями и представляет всегда информационное поле для выхода в Интер
нет с целью популяризации здоровьесберегающих технологий. Уже неод
нократно в выпусках “Вестника образования Гулькевичского района” го
ворилось об опыте работы учителей нашей школы. Приятно, что и со сто
роны главы администрации Гулькевичского района Леонида Соломоно
вича Гутрица и начальника Управления образования Владимира Василь
евича Парфинцова мы видим заинтересованность в проведении данной
работы, а также конкретную помощь в проведении мероприятий по рас
пространению положительного опыта работы.
Родители и дети с пониманием относятся к проводимой в школе здо
ровьесберегающей работе. При непосредственной финансовой поддерж
ке родителей два кабинета оборудованы конторками. Родители принима
ют участие в озеленении классных комнат, школьного двора. Они — ак
тивные помощники в создании на территории школы дендрария, совре
менных спортплощадок. Не без помощи родителей проводится витами
низация школьного питания. Проводимые в школе Дни здоровья, турис
тические походы и поездки по стране и краю не обходятся без помощи и
участия родителей. И, наконец, горячее питание, которым обеспечены
все дети в школе, тоже стало возможным благодаря частичной финансо
вой поддержке родителей.



Iaai?iue ?.O.
ae?aeoi? oeieu n?aaiae oeieu ? 12

352042, Краснодарский край,
Павловский район, станица Павловская,
т.: (86191) 4 13 37



Лучше быть красивым и здоровым,
чем хилым и больным
О здоровье детей и подростков сегодня пишут много и по разному.
Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения
здоровья школьников, начинаются с перечисления “страшных” показа
телей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса. Осенью
347
2002 года в Краснодарском крае впервые проводилась детская диспансе
ризация. Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению лечебно
профилактической помощи детям с каждым годом отмечается рост забо
леваемости и в нашем Павловском районе. Так, перечень заболеваний
(количество случаев по району — на 1000 детей) включал инфекционные
болезни 48,9%, органов дыхания 50%, органов пищеварения 32,4%, пси
хические расстройства 22,2%, болезни нервной системы 16,1%, сердечно
сосудистые заболевания 5,8%. В соответствии с этими показателями со
временный школьник меньше ростом, он стал хуже видеть и ссутулился.
Педагогический коллектив также задумался над проблемой сохране
ния здоровья детей, их успешной социализацией. В 2001 году нами была
разработана школьная комплексная программа “Здоровье”. Физическая
активность, рациональное питание, саморегуляция, способность к твор
честву, психическая устойчивость, социальная адаптация — вот конечная
цель внедрения здоровьесберегающих технологий в нашей школе.
С 2003 года школа стала муниципальной экспериментальной площад
кой “Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный
процесс”. Что сделано за это время? Создан банк данных состояния здо
ровья детей с ежегодным анализом происходимых изменений; ежемесяч
но проводятся тематические часы общения по проблемам здоровья; еже
годно проводятся Уроки здоровья, Дни здоровья; разработан и реализует
ся курс для 1—4 х классов “Педагогика здоровья”; идет апробация в экс
перименте авторских разработок учителей для проведения внеклассных
мероприятий; организованы танцевальная студия, кружок хорового пе
ния, работают спортивные секции; открыт профильный оборонно спор
тивный класс; оборудован медицинский кабинет, тренажерный зал.
Для детей в школе есть аэрофитотерапия, фиточай, витаминотерапия,
офтальмотерапия, горячее двухразовое питание.
В течение двух лет осуществляется постоянная связь с детским, стома
тологическим и наркологическим кабинетами. Но в целом система здра
воохранения в нашем районе демонстрирует свою неспособность испра
вить ситуацию в пропаганде здорового образа жизни, первичная профи
лактика практически отсутствует. Медицина становится все более лечеб
ной, узкоспециализированной, она накопила много данных о болезнях и
менее всего о здоровье.
Поэтому проблема организации помощи ребенку в сохранении, ук
реплении и формировании здоровья решается только в рамках учебно
воспитательного процесса.
С 2003 года в школе действует валеологическая служба, в состав кото
рой вошли психологи, социальный педагог, логопед, учитель валеолог,
фельдшер, учителя физкультуры, классные руководители, родители, уча
щиеся, попечители.
Решение проблемы правильной организации и осуществления лично

348
стно ориентированного образования в школе реализуется по нескольким
направлениям:
— через особую организацию учебного процесса (цель — сохранение
высокой работоспособности, исключение перегрузок и переутомления,
поддержание высокого жизненного тонуса);
— внедрение режима моторной свободы и динамических поз, активи
зация мышечного тонуса и моторно координаторных систем организма,
повышение эффективности раскрепощения психомоторной функции ре
бенка (по В.Ф. Базарному);
— повышенное внимание — урокам физической культуры, изобрази
тельного искусства, экскурсиям по предметам на свежем воздухе; органи
зация подвижных перемен и динамических пауз.
Кроме того, большое значение имеют благоприятные социально пси
хологические условия. В их числе: профилактика умственного переутом
ления; снятие стрессовых состояний у младших школьников; психологи
ческое и логопедическое сопровождение коррекционно развивающего
обучения; изучение влияния психосоциального климата в семье на состо
яние здоровья ребенка, его успеваемость, работоспособность; оказание
консультативной помощи родителям.
В школе ежегодно проводится исследования по теме “Адаптация уча
щихся 1 х классов”. По их результатам составлены карты психологичес
кой и социальной готовности детей к обучению в школе, а также индиви
дуальные карты развития ребенка в динамике с рекомендациями для пе
дагогов и родителей.
Учебный процесс построен в соответствии с гигиеническими норма
ми: соблюдение светового и воздушного режимов, рациональное исполь
зование ТСО и наглядных пособий; использование динамических поз —
сидя, стоя, в движении (конторки). Для воспитания убеждения в необхо
димости сохранять и укреплять здоровье в процессе своей деятельности
учащиеся ведут “Валеологические дневники”, которые способствуют
развитию у школьников процессов самонаблюдений.
В результате проводимых мероприятий стабилизировалось состояние
здоровья учащихся. Плановый медицинский осмотр в апреле—мае 2005
года показал, что относительно здоровыми можно считать 317 учащихся
школы, что составляет 74% от общего количества (в сравнении с про
шлым 2003 м — 65%, 2004 м — 70%).
На базе нашей школы прошли тематические семинары для заместителей
директоров по учебной и воспитательной работе района, заседания район
ного экспертного совета управления образованием, на которых рассматри
вался ход эксперимента и его материально техническое обеспечение.
Не уходит из поля зрения администрации школы и классных руково
дителей работа с родителями, которые в свою очередь стали нашими со
юзниками и помощниками в достижении поставленной цели.

349
O?eiooaiu E.E.
ae?aeoi? oeieu-eioa?iaoa ? 2,
Caneo?aiiue o?eoaeu Eoaaie,
Nie?iiaa E.I.
Caneo?aiiue o?eoaeu Eoaaie


353320, г. Абинск Краснодарского края,
ул. Советов, 186, специальная (коррекционная)
школа интернат № 2,
т.: (86150) 5 13 57




Здоровый нищий
счастливее больного короля
Наша школа интернат для детей с проблемами в развитии является
одним из многих учебных заведений, применяющих в системе принципы
здоровьесберегающих технологий. Мы используем методические разра
ботки В.Ф. Базарного, Л. Уфимцевой и др. В школе действует медицин
ский кабинет, где в системе изучается и анализируется состояние здоро
вья всех детей.
Результаты наблюдений ошеломляющие: улучшались осанка у детей,
зрение. Дети реже болеют. Материалы с наблюдениями педагогический
коллектив обобщал на педагогических выставках, принимая участие в
конкурсе инновационных проектов на грант губернатора Краснодарско
го края. Считаем, что базисный учебный план коррекционных школ ма
ло направлен на сохранение здоровья детей, необходимо больше самос
тоятельности на уровне школьного компонента.
Школа широко пропагандировала в крае опыт своей работы по здоро
вьесберегающим технологиям: обучение в движении, использование
конторок (сейчас реже), хоровое пение, различные виды рукотворчества,
расширение зрительных горизонтов и т.д.
В управлении образования о нашей работе знают, широко пропаган
дируют наш опыт.
Одним из требований при организации учебного процесса во вспомо
гательной школе является строгое соблюдение охранительного педагоги
ческого режима, так как обучающийся здесь контингент — дети с органи
ческим поражением центральной нервной системы.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе
поставить вопрос: “Что важнее для нас — их физическое состояние или обу
чение?” Еще А. Шопенгауэр говорил: “Нищий счастливее больного короля”.
350
Приняв детей в первый класс, врач определяет группу здоровья. Дети с
отклонением в развитии имеют группу ПТ — V. Одним из путей профи
лактики роста числа заболеваний являются разработка и внедрение в
практику концепции коррекционно развивающего обучения, основыва
ющейся на индивидуальном подходе к ребенку с учетом его психического,
социального, психологического, физического и биологического уровней
развития, которые обусловливают типологический “профиль здоровья”.
Исходя из всего этого, в школе интернате создана система медико
психолого педагогической помощи ребенку. Создание системы коррек
ционного обучения позволяет объединить усилия медиков и педагогов не
только по профилактике снижения “запасов здоровья”, но и повышения
его в процессе обучения в школе. Этого можно достичь, работая в един
стве двух направлений — медицинского и психолого педагогического. В
русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий,
которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.
Медицинский аспект представлен организацией лечебно оздорови
тельной работы, которая проводится планомерно, систематически, охва
тывает всех воспитанников и включает:
а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребен
ка, динамические наблюдения за состоянием его здоровья и нервной си
стемы);
б) лечение (медикаментозное, физиотерапия — (амплипульс, УВЧ,
КУФ и фитотерапия);
в) оздоровительные мероприятия (массаж).
Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для
проведения коррекционно развивающей работы (физического, интел
лектуального, эмоционального и социального развития).
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного
ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов: ор
ганизация щадящего режима, реализация системы эффективного закали
вания, формирование правильной осанки и расширение зрительных го
ризонтов, организация двигательной активности (подвижные игры на
воздухе), специальные профилактические мероприятия (ЛФК, спортив
ные праздники, дни здоровья), обеспечение психологического комфорта.

Рассмотрим подробнее эти направления.
В чем заключается щадящий режим? Согласно базисному учебному
плану введены два урока физической культуры, один урок художествен
ной гимнастики, урок ритмики. Первая и вторая перемена между урока
ми — 10 минут, третья — 20 минут. После четвертого урока один час длит
ся динамическая пауза, на которой дети обедают, гуляют на свежем воз
духе.
В начальной школе особое место занимает дневной сон учащихся —
умственно отсталые школьники нуждаются в таком отдыхе. После сна де
351
ти опять гуляют. Здоровьеразвивающая система воспитания школьника
включает в себя обязательное проведение прогулок на свежем воздухе и
использование в них подвижных игр и спортчаса. Учащимся необходимо
проводить на воздухе не менее двух часов. Активный воздух способствует
укреплению центральной нервной системы, снятию нервного напряже
ния, возбужденности, возникающих в течение учебного процесса.
При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные
принципы закаливания. Закаливание ослабленных детей нужно вести с
еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых. Кон
трастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повыше
ния защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание.
Традиционные методы — воздушные ванны, полоскание горла, вод
ные ножные ванны. Закаливание проводится в помещении при темпера
туре 18—20о С. Ежедневно в любое время года наши дети выполняют ут

<< Пред. стр.

страница 39
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign