LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 38
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ae?aeoi? IIO NIO ? 2
a. ?a?eannea

369000,
Карачаево Черкесская Республика,
г. Черкесск, ул. Кавказская, 17,
т.: 26 31 26, 26 36 69



Фитобар — приятное с полезным
Научно техническая революция наряду с крупными открытиями при
несла и тревожные симптомы о состоянии здоровья подрастающего по
коления, особенно о так называемых школьных формах патологии. На
пример, среди учащихся начальных классов удельный вес нарушений
осанки достигает 64,2%, к окончанию школы половина выпускников
близоруки. Особую тревогу вызывает рост среди учащихся нервно психо
логических дисфункций.
Традиционное построение урока, способы передачи информации и
технологии учебно воспитательного процесса буквально “выставили” из
школы детерминанты биологического развития человека, движение, фи
зические нагрузки, ориентировочно поисковую активность и многое
другое.
Дети в процессе чтения пребывают в хроническом сенсорно мотор
ном, психоэмоциональном и нервно вегетативном напряжении. Отме
ченные виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма,
биологические процессы созревания и развития, в том числе способству
ют возникновению целого ряда школьных форм патологий: близору
кость, нарушение осанки, нервные расстройства. Определенная группа
факторов, отрицательно влияющая на здоровье детей, связана с тем, что
ДОУ и ОУ не имеют специализированных программ направленного фор
мирования физиологических и учебно познавательных основ, трудового
потенциала ребенка, и, в частности, зрительно информационного, зри
тельно ручного, микропроцессорного.
Исходя из этого, администрация нашей школы пошла по пути прове
дения эксперимента “Здоровый ребенок” (по программе “Познай себя”).
Эксперимент длился с сентября 1997 года по май 2004. Научное обес
печение эксперимента: Моисей Ханонович Штульберг, кандидат меди
334
цинских наук, научный сотрудник института Гигиены и охраны здоровья
детей и подростков. Научный руководитель эксперимента: Ольга Петров
на Хубиева, преподаватель биологии КЧГТА, кандидат биологических
наук. Научный консультант эксперимента Леля Витальевна Абидова,
врач педиатр высшей категории, заместитель главного врача по поли
клинике Черкесской детской больницы.
Программа эксперимента согласованна с ученым советом КЧРИП
КРО, утверждена Управлением образования г. Черкесска (Приказ № 83 от
03.09.1997 по горУО).
В декабре 2000 года в городе Иваново прошел форум “Школы, содей
ствующие здоровью”, на нем Карачаево Черкесию представляла дирек
тор СОШ № 2 Кокарева Н.А. с материалами эксперимента “Здоровый ре
бенок”, где работа школы была одобрена.
В марте 2001 года в городе Невинномысске Ставропольского края
проходил конкурс “Таланты 2000 года”, на котором от Карачаево Черке
сию наша школа представляла экспериментальную работу “Здоровый ре
бенок” и вошла в пятерку лучших школ южного федерального округа по
здоровьесберегающим технологиям.
За семь лет работы в экспериментальном режиме мы провели 10 семи
наров для школ республики. Имеется несколько статей в местных газе
тах, два раза отчитывалась творческая группа о ходе эксперимента на за
седании Ученого совета РИПКРО, где заслужила высоких отзывов, опыт
творческой группы обобщался на заседании совета горУО; творческая
группа выступала перед учителями, завучами, директорами республики
на курсах РИПКРО.
В 2003/04 учебном году в системе эксперимента “Здоровый ребенок”
работало 7 классов: 1г, 2а, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г. Во всех этих классах ведутся
предметы “Здоровье” (1 час в неделю) и “Экология”.
Основой эксперимента является сам процесс оздоровления: ЛФК,
массаж, плавание, фитобар.
В начальной школе эта система работает четко, без сбоя: тренер по
ЛФК строит свою работу следующим образом:
— сентябрь октябрь — занятия для укрепления органов дыхания (на
свежем воздухе);
— ноябрь декабрь — упражнения, направленные на оздоровление
сердечно сосудистой системы;
— январь март — комплекс упражнений, направленных на предуп
реждение нарушения осанки;
— апрель май — дыхательная гимнастика (на свежем воздухе).
Работу фитобара помогала осуществлять родительница — врач педи
атр, зав отделением Детской городской больницы Т.А. Филиппова.
В классах дети разделены на 4 группы. Первая — дети со сколеозом,
пупочной грыжей; вторая — с функциональным шумом сердца и другими
сердечными заболеваниями; третья — дети, часто болеющие ОРВИ и
335
ОРЗ, дети с гипертрофией небных миндалин; четвертая — дети с заболе
ваниями почек и жкт.
Весной и осенью детям завариваются витаминный, грудной сборы, за
тем успокоительный. Зимой во время вспышек гриппа и вирусных ин
фекций к витаминному чаю добавляются настойка эллеутерокока, “Ди
базол” (1/2 таблетки 1 раз в день — 10 дней), на шею детям одеваются чес
ночные “ожерелья”, ежедневно обрабатывается слизистая носа оксоли
новой мазью, проводится полоскание горла солевым раствором и отва
ром шалфея, календулы, ромашки (через день). Это работа дает свои ре
зультаты: во время эпидемии гриппа дети из классов “Здоровья” болеют
реже, чем дети из обычных классов.
В 1997—1998 учебном году все школы города были закрыты на каран
тин по гриппу, а класс “Здорового ребенка”, продолжал учиться. Он на
ходился при ДОУ № 21, и в классе болели 1—2 ребенка. Такие же резуль
таты мы прослеживали и в последующие годы эксперимента.
Большую пользу оказывают занятия плаванием в плавательном бас
сейне “Спартак” и закаливающе оздоровительные мероприятия.
Массаж проводится весной и осенью по индивидуальному графику,
массажист заранее просматривает медицинские карты учащихся. Благо
даря этому в 1999 году врачи выявили, что из 4 человек, стоящих на учете
с нарушением осанки, трое сняты с учета, и лишь в одном случае сколи
оз из четвертой степени доведен до нулевой.
Если в первый год эксперимента врачи не отмечали ухудшения в здо
ровье первоклассников — и это был положительный результат — то по
следующие годы позволили сделать выводы, что эксперимент себя оправ
дывает: по данным детской поликлиники № 1 в Черкесске на диспансер
ном учете стоит 5700 детей, 1/3 часть детского населения города. Но: кор
ректирующая гимнастика снижает ортопедическую патологию. Несмот
ря на то, что в большинстве своем мебель не соответствует ростовым по
казателям, мы через плавание, гимнастику, массаж помогаем выровнять
ся ребятам; почти на 100% мы оздоровили детей с логопедической пато
логией; в школе патология в здоровье детей в 2 раза ниже, чем, например,
в СОШ № 18. Так, например, неврологические заболевания у нас состав
ляют 20%, а в СОШ № 18 — 80%.
Детей из классов “Здорового ребенка” дважды в год осматривают вра
чи специалисты. Научный консультант эксперимента Л.В. Абидова, зав.
поликлиникой выделяла специалистов для углубленного медицинского
осмотра: окулист, лор врач, иммунолог, невропатолог, ортопед. По дан
ным осмотров можно отслеживать результаты эксперимента. Но, к сожа
лению, в 2004 году поликлиника отказалась от помощи школе.
Учителя Г.Н. Ледовская., С.И. Кошелева, Н.Д. Савченко, А.В. Соболе
ва на уроках применяют смену динамических поз, упражнения по зри
тельно двигательным траекториям по методу В.Ф. Базарного.
Периодически проводимое тестирование родителей учащихся из экс
336
периментальных классов дает возможность выявить их отношение к про
водимой работе в школе:
— массаж: нужен один раз в год — 60%,
— лечебная гимнастика: полезна моему ребенку — 70%,
— фитобар: полезен, необходим — 98%,
— логопедия: довольны и благодарны за занятия — 100%.
К сожалению, работа заканчивается в среднем и старшем звене шко
лы. Там ведутся лишь предметы “Здоровье” и “Экология”, а процесс оз
доровления обрывается. Это обусловлено тем, что нет возможности
включить в расписание здоровьесберегающие мероприятия. Расписание
и нагрузка учащихся этих классов ничем не отличается от других классов
школы. Ведь изначально в эти классы были отобраны дети, страдающие
хроническими формами заболеваний, и если в начальной школе им по
могли оздоровиться или выровняться, то в среднем звене целью экспери
мента становилась забота о сохранении здоровья этих ребят.
Экспериментальная программа “Здоровый ребенок” нужна и дает по
ложительные результаты. Но внедрять ее надо не только в начальной
школе, но и в среднем звене.
К сожалению, базисный учебный план средней школы препятствует
возможности внедрения экспериментальной работы по сохранению и ук
реплению здоровья учащихся. В этих классах необходимо уменьшить на
грузку учащихся, при составлении расписания продумывать распределе
ние уроков таким образом, чтобы учебный процесс не вредил здоровью
детей. Математика, русский язык не могут стоять последними уроками.
Пятница и суббота должны быть менее загруженными днями.




337
Краснодарский край



Oeeeiiiaa A.A.
ae?aeoi? aeiiacee “Ya?eea”,
eaiaeaao iaaaaiae?aneeo iaoe,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?innee

353410, Краснодарский край,
г. Анапа, микрорайон 3 “А”
ул. Ленина 169 “а”,
т.: 4 02 80

России нужны патриоты
Сегодня мы вынуждены констатировать черты дегуманизирующего
влияния школьной среды на воспитание личности ребенка ввиду резкого
расхождения пустых деклараций о гуманизме и реальных повседневных
отношений, практикуемых в действительной школьной жизни. Дети гру
бы и черствы по отношению друг к другу, ценность предметов преоблада
ет над ценностью человека, духовный мир их пуст и феномен человека их
не интересует.
Проводятся мероприятия, классные часы, всевозможные конкурсы,
но уровень воспитанности остается все тем же.
Многие педагоги не отдают себе отчета в том, что выросло целое по
коление “перестроечных” детей, которые ничего не принимают на веру,
не любят когда ими распоряжаются, мечтают быть свободными и незави
симыми.
Поиски эффективной, дающей результат технологии привели коллек
тив гимназии к необходимости создания среды проживания школьника,
способствующей формированию образа жизни достойного Человека. Со
держательно наполняя среду, мы создаем условия для развития потенци
альных возможностей личности.
Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, создавая ком
фортные условия, предотвращающие стрессовые ситуации у детей, мы
пришли к выводу, что важна четкая организация учебно воспитательного
процесса — хаос и неразбериха создают нервозность, страх и способству
ют формированию комплекса неудачника, неуверенности, развивают аг
рессию в подростковой среде.
Мы стараемся создать такую атмосферу в гимназии, чтобы ребенок
понял, что пришел в мир добра и справедливости, что его ждут, заинтере
сованы в нем, любят и понимают его, заботятся о нем. Важно не только
338
содержание бесед, но и вся обстановка в классе. Среда проживания ре
бенка должна соответствовать выработке жизненного опыта: это интерь
ер, взаимоотношения, ритуалы и традиционные формы поведения, это
договоренность об искренности и прямодушии, о деликатности и уваже
нии чувств другого. Тогда учебная деятельность, помимо познавательной
функции, выполняет праксиологическую, вовлекая детей в реальное,
этически осмысленное поведение. Начиная утро со встречи с воспитате
лем, дети получают заряд на весь день. Воспитатель даёт своеобразную
установку, положительный настрой, обращает внимание на главные мо
менты предстоящего дня. Преподаватель должен уметь вычленить проб
лемы, соотнеся их с каждой личностью и коллективом класса, уважитель
но относиться к каждому ребенку “здесь и сейчас”. Педагогическая тех
ника преподавателя (голос, мимика, жесты, пластика, поза, а далее дей
ствия, реакции, поведение, деятельность) выступает обязательным ком
понентом его преподавательской деятельности.
В воспитательной системе особая роль отводится школьным традици
ям. У нас есть традиционные мероприятия (неделя сада, интеллектуаль
ный марафон), школьные праздники (Первый звонок, Бал в честь Дня
рождения гимназии, День пожилого человека, традиционные “Сказки”
выпускников и др.), традиционные акции (экологический десант, акция
милосердия и др.), поведенческие традиции (традиция “поднятой руки”,
“одного голоса”, “осторожно, малыш”, “внимание, дама” и др.), мы чтим
народные традиции как источник духовного обогащения школьника,
формирования опыта любви к большой и малой Родине, гражданствен
ности, уважения к старшим.
Учебные курсы гуманитарного направления призваны выполнить в
качестве основной задачи интеллектуально оценочное инициирование
активности школьника, содействовать развитию его этической и граж
данской субъектности. Каждый школьник становится в той или иной ме
ре субьектом своего жизненного опыта. Этому способствует введение в
систему воспитания школьников следующих предметов: “Философия
жизни”, “Этика общения”, “Народные традиции”, “Культура поведе
ния”, “Обществознание”, “История”, “Кубановедение”, “ОБЖ”, “Куль
тура и словесность”. Эти курсы сменяют друг друга на протяжении 1—11
классов, и ученики на уроках, размышляя и упражняясь, получают бес
ценный нравственный опыт.
Преподавателями гимназии разработаны курсы, ориентированные на
формирование общечеловеческих ценностей: “Этические проповеди”
(для старшеклассников, по письмам Д.С. Лихачева), “Психология обще
ния” (курс этики для 9—11 классов), “О добром и прекрасном” (цикл
этических бесед), разработаны программы курсов “Я — человек”, народ
ное прикладное творчество, русское народное искусство.
Совместно с профессором Н.Е. Щурковой было выработано “Жиз
ненное кредо достойного Человека”. Этот сборник предназначен для
339
вручения выпускникам 11 х классов по окончании гимназии. “Жизнен
ное кредо достойного Человека” рекомендуется для самостоятельного
чтения, раздумья, осмысления и для опоры и поддержки в сложных ситу
ациях, жизненных проблематичных обстоятельствах.
Педагогическая поддержка и коррекция поведения школьников осу
ществляется в гимназии не только педагогами, но и медико психологиче
ской службой. Психологами в рамках проекта “Здоровье” разработан ме
дико психологический паспорт на каждого ребенка, в котором фиксиру
ется динамика как соматического здоровья, так и психологического раз
вития. Совместно с классными воспитателями проводится диагностика и
выявление детей с высокой тревожностью, агрессией, низкой самооцен
кой и низким уровнем притязаний. Известно, что при наличии нерешен
ных психологических проблем возникают психосоматические заболева
ния. Для предотвращения психосоматических заболеваний и решения
психологических проблем у гимназистов и педагогов, психологической
службой был разработан ряд тренингов для коррекции эмоциональной
сферы учащихся и личностного роста педагогического персонала, ведет
ся работа с родителями.
Забота об укреплении здоровья гимназистов – это наша приоритетная
задача. И “здоровый дух”, и высокий интеллектуальный уровень являют
ся результатами систематической работы по оздоровлению учащихся и
учителей. Открытый в 2003 году бассейн способствует укреплению здоро
вья учащихся и учителей. Осуществляется проект “Здоровье”, который
предусматривает: диагностику и отслеживание заболеваемости детей, раз
работаны комплексные мероприятия по сохранению и укреплению здо
ровья детей и учителей. Проводятся занятия по ЛФК и аэробике, массажу.
Спортивно массовая работа в школе способствует укреплению здоро
вья школьников, привлечению к массовым занятиям физкультурой и
спортом, развитию координации движений, силы, ловкости, выносливо
сти, совершенствованию физического мастерства, подготовке к город
ским и краевым спортивным соревнованиям, формированию сплочен
ных ученических коллективов и т.д. Юноши и девушки участвуют в спар
такиадах, соревнованиях, посещают спортивные секции. Начиная с 2000
года, массовость, интерес, желание и стремление к спорту учащихся за
метно растет.
Кроме спартакиад, соревнований для укрепления здоровья школьни
ков, развития силы, выносливости, ловкости и других компонентов в
гимназии стали традиционными такие мероприятия как туристические
слеты учащихся, военно спортивная игра “Зарница”, походы по местам
Боевой Славы Кубани. Такие мероприятия дают неисчерпаемый заряд
энергии и бодрости, развивают навыки и умения, сплачивают ученичес
кий коллектив, побуждают их к активной творческой деятельности, вы
зывают небывалый интерес к занятиям спортом и туризмом.
Героико патриотическое воспитание в гимназии осуществляется че
340
рез проект “Я — гражданин” и авторский проект “От родного порога к
мировым ценностям”. Проект предполагает исследовательские экспеди
ции, экскурсии по городу, родному краю, изучение культурного наследия
России и Кубани, изучение героического прошлого страны. Все это зака
ляет тело и дух, воспитывает патриотов России, способствует формирова
нию активной жизненной позиции и развивает двигательную активность
школьников.
Не менее важна этико психологическая атмосфера в школе и этико
административные отношения. Работая в командно административном
режиме, невозможно сформировать ценностное отношение к человеку.
Кардинальные изменения в школе по формированию здорового обра
за жизни и обогащению духовной сферы учащихся могут произойти лишь
при условии профессиональной готовности и профессиональной способ
ности школьных педагогов содействовать развитию среды, когда педагог
показывает пример этического отношения к другому, профессионально
оказывая педагогическую поддержку. С этой целью в гимназии работает
на протяжении 10 лет постоянно действующий семинар.
Все это снабжает воспитанника жизненным опытом, вселяет веру в
собственные силы, позволяет находить выход в трудной жизненной ситу
ации, учит уважению к личности, а главное, осознанию себя как Челове
ка, способного строить достойную жизнь, выбрать собственный вариант
жизни, принимать правильные решения, ориентироваться в мире про
фессий, ценить и уважать свое Отечество.



Aaooeiaa E.A.
ae?aeoi? IIO NIO ? 2

352190, Краснодарский край,
г. Гулькевичи, ул. Волгодонская, 7,
т.: (86160) 99 2 66, 5 44 03



Лучше один раз увидеть...
Слово “здоровье”, как и слова “любовь”, “красота”, “радость”, при
надлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но по
нимают по разному. Классическое определение, данное Всемирной Ор
ганизацией Здравоохранения в 1949 году, которое характеризует здоровье
как состояние полного психического, физического и социального благо
получия — скорее лозунг, чем “работающее” понятие. Бесспорно, что
здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходи
мо рассматривать в контексте образования. Образование — это гармо
341
ничный процесс. Здоровье в широком смысле данного слова выступает и
как одна из целей в процессе получения образования и как средство до
стижения “высокой гармонии”, и к тому же как индикатор выбора пра
вильности пути.
Наша школа — самая большая в районе (сегодня в ней обучаются 1007
человек в 50 классах). У нас всегда работали кружки, спортивные секции,
мы периодически занимали призовые места в спортивных мероприятиях
района, наши учащиеся становились призёрами на краевых и Всероссий
ских соревнованиях. Но всё это казалось таким малым по сравнению с
тем, что в школу уже в первый класс стали поступать дети с хронически
ми заболеваниями, а к выпускным классам их количество увеличивалось
в 3—5 раз. Такую неутешительную статистику мы получили, когда в
1999—2000 учебном году решили принять участие в краевом конкурсе ин
новационных проектов с программой опытно экспериментальной рабо
ты “Развитие творческих способностей учащихся через формирование
социокультурного и оздоровительного пространства”.
В школе с 1996 года по согласованию с отделом культуры и роно со
вместно с детской школой искусств были созданы культурологические
классы. Дети всем классом посещали два учебных заведения. Они демон
стрировали высокий уровень усвоения учебных программ, познаватель
ную активность, способность за короткое время усваивать материал. Но
обучение в двух школах одновременно вело к перегрузке, а следователь
но, к нервно психическим расстройствам и ухудшению здоровья, что и
подтвердил проведённый мониторинг психического и личностного раз
вития детей.
Полученные данные были неутешительными: уровень тревожности у
детей из этих классов был намного (в 1,5—2 раза) выше, чем в контроль
ном классе. Ученики значительно чаще (по сравнению с контрольным
классом) пропускали уроки по болезням: 64% против 53%. Эксперимент
не был одобрен краевым экспертным советом, но это дало возможность
нам серьёзно задуматься об ухудшении здоровья учащихся. Полученные
данные были подтверждены и результатами диспансеризации детей, бла
годаря чему мы стали иметь возможность осуществить личностно ориен
тированные подходы по отношению ко всем детям, с учетом их здоровья.
С 2000 по 2005 год школа стала работать над проблемой: “Формирова
ние здорового образа жизни в условиях новой развивающейся образова
тельной среды”.
Школа вовлечена в экспериментальную работу. Три года итоговая ат
тестация выпускников 11 классов проводится в форме ЕГЭ по математи
ке, русскому языку, биологии, физике, химии. Результаты сдачи ЕГЭ
очень высокие: по русскому языку: 2005 году — 98% успеваемость, 87%
качества; по математике: 2005 году — 87% успеваемость, 53% — качество.
Психологическая служба школы подготовила психолого педагогическую
поддержку сдающим ЕГЭ, поэтому и результаты были столь высокими. С
342
2004 года школа вступила в эксперимент по предпрофильному и про
фильному обучению в 9 11 классах. В 9 классах ведётся курс психолога
высшей категории В.Н. Смывиной по профильной ориентации учащих
ся, используются специальные тесты, помогающие детям сделать пра
вильный выбор. Учителя начальной школы для дошкольников, не посе
щающих детский сад, проводят занятия школы “АБВГДейка”, что спо
собствует быстрейшей адаптации ребят к школе, психологически готовит
их к школьной жизни.
Школа получает реальную консультативную помощь, а также частич
ное медицинское сопровождение от органов здравоохранения и органов
социальной защиты населения, опекунского совета. Ежегодно проводит
ся медосмотр детей узкими специалистами. В течение учебного года дети,
нуждающиеся в физиотерапевтических процедурах, проходят их на тер
ритории поликлиники, находящейся в трехстах метрах от школы, без от
рыва от учёбы. Два раза в год дети, имеющие проблемы с опорно двига
тельной системой, имеют возможность проходить массаж и ЛФК у спе
циалистов детской поликлиники. В школе работает опытный фельдшер,
который осуществляет вакцинацию детей, следит за их состоянием здо

<< Пред. стр.

страница 38
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign