LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 37
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





Волгоградская область



Oea?aiei E.I.
ae?aeoi? IIO “I?eo?ianeay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”,
Iiii?eaiei O.I.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii o?aaii-ainieoaoaeuiie ?aaioa

404048, Волгоградская область,
Николаевский район, с. Очкуровка,
пер. Зеленый, д. 15. МОУ “Очкуровская
средняя общеобразовательная школа”,
т.: 8(84494) 5 25 34
E mail: ochcurovka_sosh@mail.ru



Сказали пиву: “Нет!”
Очкуровская восьмилетняя школа организована в 1984 году, в 1988 м
реорганизована в среднюю школу. МОУ “Очкуровская средняя общеоб
разовательная школа” создана по решению учредителя — администрации
Николаевского района в 1998 году. За период существования школы забо
та о здоровье учащихся была главной.
Проблема здоровья волновала педколлектив с самого начала открытия
школы. Первые три года был организован ежедневный кросс для всех же
лающих учителей и учащихся. Мы увидели, что эпидемия гриппа, про
студные заболевания, обходили стороной и педагогов, и учащихся. Сле
дующие три года ежедневно проводилась зарядка и 30 минутный урок
325
подвижных игр на свежем воздухе. Результат был тот же: ни дети, ни
взрослые не болели.
Затем был перерыв в этой работе, результат не замедлил себя ждать:
отдельные классы в период эпидемии, а потом и всю школу закрывали на
карантин. Осложнения, отставания по программам заставили вернуться
к проблеме оздоровления детей.
Изучив технологии и опыт работы Кишеева В.А. (г. Калуга), Тверской
Н.В. (г. Москва), Макарчук А.В. и Каримова В.Ю. (Красноярский край),
Таракановой Л.А. (г. Талнаха), Кузнецова Л.В. и других, новые технологии
— школа адаптирующей технологии Е.А. Ямбурга, систему развивающе
го обучения Занкова, личностно ориентированное обучение Серикова и
других, педагогический коллектив начал целенаправленную работу по
здоровьесбережению. Мы понимали, что в рамках одной школы ее не ре
шить и все же попытались сделать все возможное.
Перешли на пятидневную неделю обучения. Убедились, что дети,
имея большую учебную нагрузку, получили возможность больше отды
хать, от этого не пострадали успеваемость и качество знаний. У ребят по
явилось время больше гулять, помогать родителям в осенне весенний пе
риод, заниматься самообразованием, спортом.
Учебный план постоянно корректировался, строился по пятидневной
неделе. Он нас не всегда устраивал: сокращались часы, а программы ос
тавались прежними. Это не зависело от школы, выпускники должны бы
ли получить полный объем знаний. Учителя стояли перед большими
проблемами: перегрузки учащихся влияли и будут влиять на здоровье де
тей. И тогда коллектив досконально продумал нестандартные формы
проведения уроков. Мы изучали новые образовательные технологии, по
вышали свое мастерство на семинарах, курсах, что помогло снизить на
грузки, сохраняя знания. Пятый год в школе проводится третий урок фи
зической культуры с 1 по 11 класс, ежедневные спортивные часы, спор
тивные секции. Школа не закрывается на карантин. Наши выпускники
подтверждают знания в высших учебных заведениях: ВГСХА, ВГПУ,
ВГМа, ВОЛГУ, Волгоградском кооперативном институте, Волжском гу
манитарном институте, Высшей следственной школе и других.
Но для нас главным является здоровье учащихся. Результаты диспан
серного учета показывают, что здоровье обучающихся находится на од
ном уровне — не становится хуже. На учете в инспекции по делам несо
вершеннолетних не стоит ни один ученик. Наркотики не употребляет ни
один ученик. Алкоголь не употребляет ни один ученик. В 2001 году про
бовали пиво — 5 учеников, в 2002 году — 3 ученика, в 2003 м — ни одно
го, в 2004 м — ни одного, в 2005 м — ни одного.
Курят: в 2001 м — 15 учеников, 2002 м — 12 учеников, 2003 м — 8 уче
ников, 2004 м — 6 учеников, 2005 м — 5 учеников.
Дети любят школу, с удовольствием приходят не только на уроки, но и
во второй половине дня. Наши родители удовлетворены системностью
326
работы по сохранению и укреплению здоровья. Для решения этой задачи
были созданы условия: организация питания, летний оздоровительный
отдых, занятия спортом, закаливание, просветительская работа. Занятия
в школе проводятся в 1 смену.
На наш взгляд, существующий Базисный учебный план требует дора
ботки, потому что не во всем соответствует заботе о здоровье учащихся. И
если его можно частично доработать, введя третий урок физкультуры, ин
тегрированные курсы, то школьные учебники насыщены порой не нуж
ным избыточным материалом. Учащиеся начальной школы очень пере
гружены и при переходе в основную школу теряются, качество знаний не
подтверждается. Программы, учебники составлены без учета мнений ря
довых учителей. Требования для поступления в вузы завышены. Такой
разрыв сказывается на перегрузке учеников. И десяток школ, занимаю
щихся вопросом здоровьесбережения, не решит проблему государства.
Дети — наше будущее, и только целенаправленная работа о здоровье уча
щихся может улучшить ситуацию.
Недостаточность питания в детском возрасте может обернуться в
дальнейшем невосполнимыми потерями здоровья. Разговор о питании
детей — дело серьезное.
Мы сами выращиваем овощи и закладываем на зимний период в ово
щехранилище (лук, морковь, свеклу, капусту, картофель), а также заготав
ливаем соленья (томаты, огурцы, капусту). Овощи — все экологически чи
стые продукты, так как мы не работаем с удобрениями и ядохимикатами.
В каждом классе на детей имеются листы здоровья, в которых указано,
какие продукты противопоказаны данному ребенку и чем их следует за
менить.
Все обучающиеся в школе проходят ежегодно медицинский осмотр
согласно графика в соответствии с действующими требованиями, предъ
являемыми федеральными органами исполнительной власти в области
здравоохранения и образования. Профилактическую работу проводят
фельдшер и медсестра Очкуровского ФАПа.
В ГПД проводится профилактическая работа в целях предупреждения
заболеваний, вредных привычек. С 2003 года мы начали эксперимент
“Немедикаметозные методы коррекции здоровья школьников”. Для всех
детей, посещаемых ГПД, мы используем эффективные и несложные ме
тоды, которые обеспечивают полный охват учащихся и при этом не нару
шается общеобразовательный процесс в школе:
— Аромотерапия — использование эфирных масел “Пихтовое” и “Эвкалип
товое” — 1 раз в неделю.
— Витаминотерапия — ежедневно “Витамин С”, “Ревит”, “Аскорбиновая
кислота с глюкозой”.
— Йодная профилактика — использование йодированной соли в столовой.
— Фиточай — “Ромашка” в столовой, кисели, компоты.
— Салаты — ежедневно.
— Яблоки, арбузы, помидоры — осенью.
327
— Редис, огурцы — весной.
— Ягоды, цитрусовые — летом.
Дети, стоящие на учете, отдыхают в санаториях: в 2001 году в Кабар
динке, санаторий “Океан”, — 12 учащихся, в 2002 году в санатории “ Ана
па” — 11 учащихся, в 2003 году в санатории “Дубовка” — 3 учащихся, в
2004—2005 годах в санаториях отдохнули 12 учащихся.
Мы убеждены, что задача учителя состоит в том, чтобы создать условия
для здорового климата на уроках, включить детей в процесс творчества.
На уроках создана активная среда, в которой обучение происходит не
за счет ресурсов здоровья. Уроки игры, уроки диалоги, проблемно за
дачный подход, проектная методика, групповая и парная работа, индиви
дуальный и дифференцированный подход, уроки театры, уроки концер
ты, конкурсы и многое другое способствуют хорошей психологической
атмосфере на уроках, желанию учащихся заниматься, приходить в школу
не только для общения с друзьями, а за знаниями. Учителя проводят эмо
циональные разрядки с помощью небольших ситуативных игр, веселых
историй, музыкальных пауз, физминуток, эмоционального термометра.
Индивидуальный подход на уроках, используют все учителя, особое
внимание они уделяют ребятам, занимающимися на “5” и учениками из
группы риска. Для таких учеников проводят консультации во второй по
ловине дня, предлагают разноуровневые задания и контрольные работы.
В спартакиаде школьников района школа занимает I место среди
сельских школ.
На уроках физической культуры учитель использует в практике свою
методику, особенно ему удается индивидуальный и дифференцирован
ный подход с учетом разноуровневой подготовки учащихся. Его урокам
характерна высокая моторная плотность, умелое сочетание оптимальных
видов работ на уроке. Он стимулирует активность учащихся, развивает
двигательные качества разных возрастных групп, создает условия для раз
вития физических способностей. В практике работы учителя отличает
умелое применение активных форм обучения (эстафеты, конкурсы, иг
ры, соревнования, комбинированные, контрольные уроки, уроки здоро
вья). Учитель занимается исследовательской работой, диагностикой
(обучение слабых детей, отслеживает изменения в их физическом разви
тии и состоянии здоровья).
Учителя организовывают активное участие учащихся в общешколь
ных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, проводят
беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Приглашают для бесед с
учащимися медиков. Проводят анкетирование, собеседование о здоровье
Конечной целью этого является — формирование личности, которая
стремится заботиться о своем здоровье, раскрытие оздоровительных воз
можностей каждого человека, умение вести здоровый образ жизни.
Комитет по образованию поддерживает все, что делается для здоровья
учащихся в школе. На базе школы проводился районный семинар.
328
Кабардино Балкарская Республика



Iaeuaaoia A.E.
ae?aeoi? IIO “Eeoae ? 2” a. Iaeu?eea,
aieoi? enoi?e?aneeo iaoe,
i?ioanni?, caneo?aiiue o?eoaeu ?O

360051, Кабардино Балкарская Республика,
г. Нальчик, ул. Шогенцукова, 7,
телефон (8662) 422588,
т./ф.: (8662) 421948
E mail: sokolovskysv@mail.ru



Как создать школу здоровья
Лицей № 2 г. Нальчика — одно из ведущих общеобразовательных
учебных заведений Кабардино Балкарской Республики — является неод
нократным победителем Всероссийского общественного конкурса
“Школа года” (в 1995—2003). В 2001 году признан “Школой века”. Лицей
— победитель Кабардино Балкарского конкурса “Лучшая школа КБР —
2005”; победитель Всероссийского конкурса “Лучшие школы России —
2005”, проводимого Министерством образования РФ. Опыт работы ли
цея обобщен Институтом управления образованием РАО и опубликован
в книге “Инновационные школы России: становление и развитие”.
В лицее ведётся большая научно методическая работа, которой руко
водит заместитель директора А.М. Шибзухова — кандидат педагогичес
ких наук, заслуженный работник народного образования Кабардино
Балкарской Республики.
Образовательная структура МОУ “Лицей № 2” представляет собой:
— дошкольную ступень образования;
— начальную ступень образования (1—3,4 классы);
— комплектование 5—6—7 х классов в зависимости от уровня подго
товки учащихся;
— предпрофильную подготовку учащихся 8—9 классов;
— профильное образование учащихся 10—11 х классов.
Воспитательная система представляет целостную педагогическую
концепцию “Мы — лицей”, во главе которой стоит тема “Личностно
ориентированное обучение и воспитание школьников”. Внеурочная дея
тельность организована через коллективные творческие дела, объединен
ные в тематические блоки: “Удивительный мир знаний”, “Легко ли быть
329
молодым”, “Как прекрасна Земля и на ней Человек”, “Я рожден в Кабар
дино Балкарии”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Сотвори свою плане
ту”, “Памяти павших будем достойны”. Осуществляется она на основе
индивидуального и валеологического подходов.
В лицее обучаются 1646 школьников, работает 13 предметных кафедр,
объединяющих 167 специалистов.
Одним из приоритетных направлений лицея является проблема вза
имосвязи обучения и здоровья.
Результаты медицинского и психологического обследования лицеис
тов заставили задуматься над этой проблемой. За период с 1991 г. по 1998
г. до 30% учащихся 6,6—7 летнего возраста по комплексу медицинских и
психолого педагогических критериев не были готовы к обучению в шко
ле, 28% учащихся имели хронические заболевания.
Все это побудило педагогический коллектив взяться за решение этой
сложнейшей проблемы, вести активный поиск здоровьесберегающих
технологий и внедрять их в практику. Была разработана организационная
структура школы здоровья, создана валеологическая служба, объединив
шая различных специалистов (заместителей директора по воспитатель
ной работе, педагогов психологов, педагога валеолога, логопеда дефек
толога, социальных педагогов, преподавателей физкультуры, классных
воспитателей, классных руководителей, медработников, родителей уча
щихся).
Одно из важных подразделений валеологической службы — медико
психолого педагогическая комиссия по организации приема детей в 1 й
класс, обеспечивающая оптимальную адаптацию каждого первоклассни
ка к обучению в школе.
Приоритетная задача педколлектива лицея — рациональная здоровь
есберегающая организация учебно воспитательного процесса. Осущест
вляет ее межпредметное научно методическое объединение учителей, ра
ботающее над проблемой “Здоровое детство — здоровое образование” и
призванное помочь учащимся найти свой индивидуальный путь к здоро
вью и здоровому образу жизни. В этих целях проводятся педагогические
советы по темам: “Ребенок в современном мире”, “Педагогическая вале
ограмотность”, “Развитие личности ребенка и качество образования в ус
ловиях дифференцированного обучения”. Постоянно действует научно
методический семинар “Проблемы создания школы здоровья в условиях
инновационного учебного заведения”.
Эффективной формой повышения валеологической грамотности пе
дагогов является традиционная Неделя здоровьесберегающей педагоги
ки, в рамках которой проводится семинар тренинг для учителей пред
метников, классных руководителей по темам: “Технология организации
урока в условиях здоровьесберегающей педагогики”, “Валеологический
самоанализ урока”, “Сохранение психического здоровья”, “Профилак
тика конфликтов в общении”.
330
Созданы условия для успешного обучения и сохранения здоровья уча
щихся: занятия проводятся в одну смену, расписание уроков составляет
ся с учетом физиолого гигиенических требований в соответствии с Ба
зисным учебным планом. Дополнительные и кружковые занятия с уча
щимися проводятся во второй половине дня с часовым перерывом на
обед, что позволяет им сохранять свою работоспособность.
Валеологическое сопровождение учебно воспитательного процесса
представляет собой систему формирования культуры здоровьесбереже
ния у учащихся и педагогов.
Разработаны:
— образовательно воспитательная программа по валеологии для на
чальной школы;
— тематика бесед по здоровому образу жизни (ЗОЖ) для учащихся 5—
11 х классов;
— программа по половому и нравственному воспитанию учащихся
10—11 х классов.
Организованы:
— лекторская группа из числа учащихся 9—11 х классов (20 человек)
для проведения 1 раз в месяц бесед по здоровому образу жизни в 1 х — 6 х
классах (“Умывание и купание”, “Почему мы болеем”, “Безопасность
при любой погоде” и др.);
— лекторская группа из числа родителей медиков, юристов, работни
ков правоохранительных органов (22 человека) для проведения занятий с
учащимися 7—11 х классов (“Ответственность несовершеннолетних за
правонарушения”, дискуссионный клуб “Вопрос — ответ”).
Проводятся:
— интегрированные уроки валеологии и этики (в 8 х классах), валео
логии и основ безопасности жизнедеятельности (в 10—11 х классах);
— валеологические обследования учащихся (“Могу ли я сам сохранить
свое здоровье” — в 7 х классах, “Валеологический портрет выпускника
лицея”);
— психолого валеологические обследования учащихся на уровень го
товности к обучению в 1 м классе, в 5 м классе;
— утренники (“Кто нас лечит?”), беседы, лекции, конкурсы.
Популярные формы работы:
— проблемные “круглые столы”, в которых принимают участие врачи
городской клинической больницы № 1, работники Республиканского
экологического центра, сотрудники Госнаркоконтроля, а также родители
учащихся (“Реклама: за и против”, “Отцы и дети: собственная модель се
мьи”, “Проблемы нравственного выбора”, “Наркоконтроль в Кабарди
но Балкарской Республике”);
— уроки здоровья для души как интегрированная форма психолого
валеологического образования и воспитания учащихся, способствующая
здоровому отношению к накопленному нравственному и духовному опы
331
ту (“Личность и проблемы толерантности”, “Любви прекрасные мгнове
нья”, “Я и мой ближний”, “Психологические особенности мальчиков и
девочек”, “Сон разума”);
— Малая медицинская академия (ММА), формирующая у лицеистов
навыки исследовательской работы в области профилактической медици
ны. Занятия ММА проводятся на базе городской клинической больницы
№ 1 г. Нальчика и в лицее. Результат — ежегодные научные конференции
лицеистов, медиков и родителей: “Кто в ответе за твое здоровье?”, “Здо
ровье школьника: как его сохранить?”, “Лицей № 2 — свободное от нар
котиков образовательное учреждение”;
— Научное общество учащихся, позволяющее активно заниматься ис
следованиями и экспериментом. Результат такой деятельности — успеш
ные выступления лицеистов на Республиканской открытой конферен
ции НОУ “Сигма” “Первые шаги в науку”. Среди победителей в 2002—
2003 учебном году по секции “Медицина” — Жабелова Зульфия “Срав
нительная характеристика хирургических методов коррекции близоруко
сти”; в 2003—2004 учебном году по секции “Медицина” — Джабер Далия
“Результаты хирургического лечения катаракт с имплантацией искус
ственного хрусталика”, Паритова Дина “Осложнения при сахарном диа
бете”; в 2004—2005 учебном году по секции “Медицина” — Карашаева
Марьяна “Дыхание у детей и подростков”;
— Дни здоровья: мероприятия, касающиеся вопросов гигиены, про
филактики наркотоксикомании, инфекционных заболеваний, рацио
нального питания, безопасного поведения, психогигиены, физического
совершенствования (“Богатырские игры”, “Экология души и здоровья”,
“Медики советуют, предостерегают”). В целях укрепления здоровья уча
щихся и педагогов в весенний, летний и осенний периоды организуются
массовые выезды в районы Приэльбрусья, Чегемских водопадов, Голубых
озер: свежий горный воздух и неповторимые красоты природы родного
края оказывают свой оздоровительный эффект.
В рамках тематического воспитательного блока “Легко ли быть моло
дым” осуществляется профилактическая работа и сотрудничество с го
родскими и республиканскими медицинскими центрами здоровья: спе
циалисты Республиканского центра планирования семьи и репродукции
(ювенолог, андролог), а также Республиканского кожно венерологичес
кого диспансера (дерматовенеролог) и Центра “Анти СПИД” (инфекци
онисты) проводят занятия с учащимися 10—11 х классов по вопросам по
лового и нравственного воспитания; специалисты Республиканского
наркологического диспансера и Отдела межведомственного взаимодей
ствия в сфере профилактики Госнаркоконтроля КБР проводят занятия с
учащимися в 9—11 х классах по вопросам профилактики наркотоксико
мании.
Повышению эффективности профилактической работы способствует
функционирование 5 медицинских кабинетов, в том числе физиопроце
332
дурного, стоматологического. В течение учебного года все учащиеся про
ходят обследование и лечение у стоматолога.
Большая роль в укреплении здоровья учащихся отводится урокам
физкультуры. В лицее — 5 спортивных залов, спортплощадка, тренажер
ный зал; работают секции волейбола, баскетбола, футбола, гимнастики,
малого тенниса. Для педагогов организованы занятия шейпингом. В
учебный план уроков физкультуры включён раздел “Плавание”. Оздо
ровление и закаливание учащихся 1—11 х классов осуществляется на ба
зе плавательного бассейна спорткомплекса “Олимпийский”.
На всех ступенях обучения активно используются методы и средства
снятия физического и психического напряжения педагогов и учащихся.
Обязательным элементом организации урока являются физкультминут
ки, проведение части уроков естественно научного и гуманитарного цик
лов на свежем воздухе: в парке, в зеленой зоне лицея.
Положительное влияние на самочувствие учащихся оказывает интег
рирование в учебно воспитательный процесс возможностей культуры и
искусства: на переменах в лицее звучит музыка, регулярно организуются
выставки творческих работ лицеистов, местных художников, проводятся
конкурсы, смотры среди учащихся, встречи с работниками культуры и
искусства. Это способствует созданию благоприятного эмоционально
психологического климата в лицее. Каждый ребенок имеет возможность
реализовать свои творческие способности через лицейскую газету “Мы и
Вы”, психолого валеологический вестник “Здравствуй!”, радиостудию
“Голос лицея”, танцевальную студию “Данс лицей”, вокальную студию
“До ре ми”, тем самым являясь активным проводником здорового обра
за жизни.
В лицее осуществляется система рационального питания учащихся:
— организовано горячее питание для учащихся с ослабленным здоро
вьем и остронуждающихся учащихся;
— организовано питание в группах продлённого дня (ГПД);
— организовано бесплатное питание учащихся 1—4 х классов.
В школьных барах создана особая атмосфера уюта и комфорта: звучит
музыка, повышающая настроение, разнообразный ассортимент способ
ствуют хорошему аппетиту детей. Во внеурочное время здесь отмечаются
дни рождения, устраиваются литературно художественные вечера.
Результатом последовательной, комплексной деятельности педагоги
ческого коллектива по решению здоровьесберегающих задач явилось со
здание благоприятного эмоционально психологического, экологическо
го, образовательно воспитательного пространства, а также наметилась
тенденция к снижению общей заболеваемости учащихся.




333
Карачаево Черкесская Республика



Aaaeeaaneay ?.?.

<< Пред. стр.

страница 37
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign