LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 36
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вьесберегающие образовательные технологии”. В штат введен педагог
валеолог. Изменились подходы к организации урока. Теперь урок анали
зируется прежде всего с валеологических, а затем уже методических пози
ций. Большое внимание уделяется валеологической и психологической
компетентности учителя.
Внимательно изучая специальную литературу, мы и сами нередко пуб
ликуемся на страницах районной газеты “Наш край”, выступаем на еже
годной педагогической конференции, районных семинарах директоров
школ.
Мы не только пропагандируем здоровый образ жизни, но и поощряем
стремление к нему. Сотрудник школы, проработавший год без больнич
ного листа, получает дополнительно три дня к отпуску. По итогам 2004/05
учебного года этим правом воспользовался 61% наших работников.
Важнейшим аспектом работы школы стала лечебно профилактичес
кая деятельность. Мы заключили договор с Центральной районной боль
ницей о сотрудничестве по обеспечению здоровья и развития учащихся.
315
В школе работает медсестра и на 0,5 ставки врач. Медицинское сопро
вождение школьников осуществляется на каждом возрастном этапе.
Ежегодно проводится обследование функционального состояния и ре
зервов здоровья детей, диагностика физической подготовленности, пси
хофизиологического развития. На основании полученных данных
оформляются индивидуальные паспорта здоровья учащихся. Сейчас та
кие паспорта имеют все ученики 1—5 х классов. В них ведется динамиче
ское наблюдение за состоянием здоровья ребенка, даются рекомендации
родителям.
Для ослабленных детей созданы специальные группы по медицин
ским показателям. Специалист по лечебной физкультуре проводит заня
тия в кабинете ЛФК, созданном на базе школы и оснащенном необходи
мым оборудованием. В 2001 г. в школе обучалось 45 детей, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медгруппе “а”. Сейчас группа сокра
тилась до 22 человек. Практически все ребята к концу учебного года зна
чительно улучшают свои физические показатели.
Серьезное внимание уделяется обеспечению психического и психоло
гического здоровья школьников. Создана социально психологическая
служба. Стараемся снижать уровень тревожности, корректировать эмо
циональное состояние учащихся. Работает кабинет психоэмоциональной
разгрузки, в котором с удовольствием занимаются не только ученики, но
и педагоги. Мы стараемся сделать нашу школу психологически безопас
ной и комфортной.
Ежегодно мы проводим мониторинг состояния здоровья учащихся.
Рассчитывается “индекс здоровья” каждого класса, ведется динамичес
кое наблюдение за развитием каждого ребенка.
В целом по результатам мониторинга можно отметить следующие по
ложительные тенденции:
? рост показателей физического развития учащихся специальных ме
дицинских групп;
? уменьшение количества учащихся с нарушениями зрения и опорно
двигательной системы;
? повышение эффективности учебного процесса (качество успеваемо
сти выросло на 10—15%).

Администрация муниципального округа оценивает нашу работу поло
жительно, выделяет средства на приобретение спортивного инвентаря и
оборудования. В то же время значительную финансовую поддержку на
шей деятельности оказывают спонсоры.
С нами активно сотрудничают образовательные учреждения муници
пального округа. Мы делимся опытом с коллегами из нашего и соседних
муниципальных округов на семинарах, во время единых методических
дней, на собраниях районных методобъединений. Особый интерес вызы
вает работа по здоровьеразвивающей технологии Базарного, занятия в
316
кабинетах лечебной физкультуры и психоэмоциональной разгрузки, мо
ниторинг состояния здоровья учащихся в динамике.
Радует, что главными нашими помощниками и союзниками в борьбе
за сохранение и укрепление здоровья стали дети и их родители. Результа
ты опроса показали, что 89% учеников среднего звена на первое место по
важности среди жизненных ценностей ставят именно здоровье, а не ма
териальное благополучие. А 86% родителей оценили работу школы по со
хранению и укреплению здоровья учащихся как эффективную и резуль
тативную.



Aoa?iaeia A.E.
ae?aeoi? IIO “Iano?aoianeay iniiaiay
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”

150532, Ярославская область,
Ярославский район, д. Пестрецово,
т. (0852) 76 74 86



Первым всегда тяжело
Наша школа начала свою жизнь с 1 сентября 1999 года на базе детско
го сада. Объединили 2 группы дошколят и учащихся 1—9 классов. Уже
первые месяцы работы определили необходимость решения здоровьесбе
регающих задач, вытекающих из нижеследующих проблем.
1. Высокий уровень заболеваемости детей в первый год работы ˜ 27,4
дня в среднем на одного ученика пропущено по болезни; детей с хрони
ческими заболеваниями, в детском саду — с дефицитом массы тела.
2. Наличие вредных привычек у детей — многие курили, были такие и
среди учеников 1—4 классов, обнаружились нередкие факты употребле
ния алкогольных напитков.
3. Повышенная конфликтность детей, низкая эмоциональная устой
чивость.
4. Отрицательное влияние средств массовой информации, социаль
ных проблем общества, которые в значительной степени определяли
приоритеты и жизненные ценности растущего поколения.
5. Более 10% детей по заключению медико педагогической эксперти
зы имели задержку психического развития, умственную отсталость, что
требовало обучения по программам специальной коррекционной школы.
6. Недостаточное внимание со стороны семьи к проблемам обучения,
воспитания, здоровья ребёнка.
317
Работа фактически началась со второй четверти первого учебного года.
Были пройдены этапы: аналитико целеполагающий (анализировали теку
щие и итоговые результаты деятельности школы — успеваемость, пропуски
занятий и их причины, статистические данные результатов медосмотра, по
веденческие и социальные проблемы детей, аспекты взаимоотношений в
коллективе школы: ученики педагоги родители; определили перспектив
ные направления, которые позволили бы нам хоть немного улучшить ситу
ацию, в первую очередь со здоровьем детей). Программно методический
(проработали документы Минобразования РФ, Концепцию развития обра
зования, регламентирующие приказы и постановления Департамента обра
зования администрации Ярославской области, СанПиН). Работали над со
зданием программ, планов. Подбирали соответствующие методики, мето
дические рекомендации. В 2001/02 учебном году работали в рамках регио
нального эксперимента по теме “Сельская школа — центр комплексной
поддержки детей и развития социума”, руководитель эксперимента докто
рант кафедры социальной педагогики Ярославского ГПУ Л.Ф. Тихомирова.
Управленческо организационный этап включал оборудование кабинетов,
соответствие мебели росту учащихся, освещение, проветривание, цветовое
оформление школьных рекреаций; введение третьего часа физкультуры,
обязательной утренней зарядки. Осуществлялась направленность учебно
воспитательного процесса на формирование культуры здоровья, духовных и
нравственных качеств (ответственности, честности, трудолюбия, доброты,
взаимопомощи и т.д.). Происходило взаимодействие с социальными парт
нёрами, которые стали участниками образовательного процесса. Органи
зовано детское ученическое самоуправление в форме школьной республи
ки “Лучизар”. Организована работа ежегодного оздоровительного лагеря на
базе школы в летнее время.
Сегодня школа находится на этапе корректировки и углубления на
правлений деятельности на основе полученных результатов 2004/05 учеб
ного года. Сохраняя все вышеперечисленные направления, предполагаем
в 2005/06 году больше внимания уделить индивидуальным и групповым
формам работы на основе полученных в результате диагностики образо
вательных проблем и запросов детей и их родителей.
Цель этого учебного года — отработка образовательного процесса до
уровня здоровьесохраняющей системы, когда в процессе обучения уча
щиеся получают основные знания, у них формируются навыки, умения,
убеждения по культуре здоровья, культуре труда и экологии, быта, обще
ственной жизни.
Первоначальная реакция медиков на дополнительную работу школы
по оздоровлению детей была неоднозначной. Обозначилась позиция:
“Каждый должен заниматься своим делом”. Однако в последние годы мы
находимся на стадии взаимопонимания, помощи. В 2004/05 учебном го
ду по договору со школой сотрудниками кафедры госпитальной педиат
рии ЯГМА была разработана оздоровительная программа для детей с ча
318
стыми заболеваниями органов дыхания на основе современных методов
диагностики. Проведена оценка клинико иммунологической эффектив
ности восстановительного лечения детей в возрасте от 2 до 9 лет. Обсле
довано 20 детей с частыми повторными бронхитами, ринофаринготрахе
итами, хроническим аденоидитом. Базисное восстановительное лечение
детей включало диетотерапию, лечебно охранительный режим, лечеб
ную физкультуру, поливитамины, санацию носоглотки (протаргол, фура
цилин, раствор морской соли) в течение 3 месяцев.
По данным катамнеза, в течение 6 месяцев выявлена положительная
динамика: уменьшилось общее число и снизилась средняя длительность
респираторных заболеваний. В результате оздоровления значительно
улучшилось общее состояние детей, уменьшились симптомы хроничес
кой интоксикации. При проведении иммунологического обследования
детей выявлена положительная динамика в виде достоверного повыше
ния уровней иммуноглобулина G и M, секреторного иммуноглобулина А.
В основу образовательного процесса школы мы постарались заложить
здоровьесберегающие технологии. Используются элементы педагогичес
ких технологий В.Ф. Базарного, Ш. А. Амоношвили, С.Н. Лысенковой,
В.Н. Зайцева. На уроках вводятся физкультурные паузы, работа идет в ре
жиме динамических поз и охраны зрения. Введен третий урок физичес
кой культуры. В школе создается здоровьесберегающая среда (соответ
ствие цветовой гаммы школьных рекреаций требованиям санитарным
нормам и правилам, озеленение школы, оформление уголков здоровья,
подготовка классных помещений и др.).
Педтехнологии используются в адаптированном варианте, прибли
женном к возможностям школы на начальной ступени обучения. Так, на
пример, для внедрения в учебный процесс технологии В.Ф. Базарного ди
ректором школы была проведена следующая работа: предварительное зна
комство с теорией в библиотеке Института развития образования г. Ярос
лавля; поездка в Сергиев Посад в Научно внедренческую лабораторию фи
зиолого здравоохранительных проблем образования; информирование со
трудников отдела образования о результатах посещения лаборатории и ос
новных особенностях технологии, условиях сотрудничества; знакомство
педколлектива школы с технологиями, просмотр видеофильмов, выдача
методической литературы для изучения на школьной кафедре “Начальной
школы и дошкольного воспитания”; пропаганда педтехнологий на семи
нарах директоров и заместителей директоров образовательных учреждений
Ярославского муниципального округа; помощь учителям начальной шко
лы в оформлении офтальмологических тренажёров, парт с наклоном рабо
чей поверхности и др. (в период отсутствия в школе финансов). Заместите
лем директора проводилась соответствующая организационно методичес
кая работа: участие в проработке методических рекомендаций; помощь в
подготовке уроков; организация и участие в мониторинге и анализе ре
зультатов учебного процесса и сохранности здоровья детей; изучение опы
319
та работы учителей. В результате работы педагогов появился технологиче
ски воспроизводимый опыт организации урока по технологиям В.Ф. Ба
зарного. В частности, это наработки по обучению в движении, опыт рабо
ты с офтальмотренажёрами, организация раздельного обучения мальчиков
и девочек, а также обучение детей с помощью “экологического панно”.
При внедрении данных технологий пришлось столкнуться с рядом
трудностей. Среди них: новизна и существенные отличия системы от тра
диционных технологий, преобладающих на сегодняшний день в школах;
необходимость в методической и консультативной помощи при внедре
нии технологии; недостаточное финансирование (хотя бы для приобрете
ния школьной мебели); проблема переподготовки педагогов.
Мониторинг за состоянием развития учащихся проводится с 1 учебно
го года и является важной составляющей образовательного процесса. Са
мым простым и доступным показателем, характеризующим здоровье уча
щихся, является количество пропущенных учебных дней за год.
Местные власти понимают важность здоровьесохранительной рабо
ты, в случае возникновения острой необходимости оказывают школе
поддержку. На базе школы проводилось два больших районных семинара
для руководителей образовательных учреждений по указанной проблеме.
Многие школы работают над проблемой сохранения здоровья детей, воз
можно, используя наш опыт.
Отношение детей и родителей к здоровьесберегающей работе положи
тельное. Хотя следует отметить, что в первые годы работы наблюдалось не
которое раздражение по поводу необходимости прилагать дополнительные
усилия к процессу воспитания своего ребенка. Диагностический опрос ро
дительского мнения по поводу деятельности школы в области здоровьесбе
режения на 2005/06 учебный год показал 100 процентное одобрение.



Naaaeuaaa E.A.
ae?aeoi? IIO NIO ? 17

150019, г. Ярославль,
Красноперевальский пер., 4


Нужны экспериментальные площадки
Наша школа расположена в отдаленном локальном микрорайоне на
берегу Волги в поселке Норское (по сравнению с другими районами яв
ляется экологически чистым). В 2010 году Ярославлю исполняется 1000
лет, и в этот же год Норской школе будет 150 лет. Из её стен вышли пять
Героев Советского Союза, три участника Олимпийских игр.
320
В 1978 году школа из пяти деревянных зданий переехала в новое бла
гоустроенное трехэтажное здание. Богатые традиции позволили создать
историко краеведческий музей, который успешно прошел паспортиза
цию. Сейчас в школе 18 классов, в которых с соблюдением санитарно ги
гиенических норм по наполняемости классов учатся 370 учеников. Все
классы обучаются в 1 смену, уроки начинаются в 8.30. Групп продленно
го дня — 4, в них 100 детей.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что формирование здоровья
— не только и не столько задача медицинских работников, сколько пси
холого педагогическая проблема. В этой связи актуальной является зада
ча обеспечения школьного образования без потерь для здоровья учащих
ся, создания педагогически целесообразной, сохраняющей здоровье сре
ды в школе.
В 1998 году педколлектив начал работу по программе “Образование и
здоровье”, а в 2000 году был создан проект комплекса “Детский сад —
школа — центр здоровья”. Координатором проекта является Совет здо
ровья. Вся деятельность осуществляется через следующие службы: педа
гогическую, психологическую, медицинскую, логопедическую, социаль
ную. Цель проекта — создание единой образовательно оздоровительной
системы для обеспечения интегративного и межведомственного подхода,
формирования культуры досуга и отдыха, осуществления санитарно ги
гиенической работы.
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется врачом и
фельдшером непосредственно в школе. Проведенное анкетирование сре
ди детей, родителей и педагогов свидетельствует о хорошем качестве ме
дицинского обслуживания.
С 1990 года в школе введен учебный комплекс “Культура моего наро
да и народов мира”. Замкнутость сельского пространства, отсутствие
“культурной среды” в удаленном от “центра” поселке породило создание
этого учебного комплекса. Комплекс предлагает историко хронологиче
ский принцип организации учебного материала по гуманитарно эстети
ческим предметам. В качестве результатов ожидается формирование об
щего уровня духовной культуры учащихся и полноценного воспитания
нового духовно интеллигентного слоя общества. Кроме традиционных
методов преподавания предметов, особое внимание уделяется игре как
одному из видов здоровьесберегающей технологии. Дети увлеченно игра
ют на уроках, ждут этих игр, готовятся к ним. А соревновательный харак
тер проводимых занятий стал все более вовлекать в орбиту учебного ин
тереса менее подготовленных учеников. Эта форма способствует ум
ственной деятельности и является индикатором физической разрядки
учащихся.
Кроме уроков по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”,
введены уроки здоровья, проводимые Центром психолого педагогичес
кой и медико социальной помощи детям “Доверие” с 3 класса. Вариа
321
тивная часть программы осуществляется по направлениям: право, психо
логия, медицина. Главной целью образовательной программы является
повышение личной ответственности подростков и молодежи за свое здо
ровье и безопасность. Учебная программа составлена таким образом, что
бы представлять собой гибкую структуру, рассчитанную на профилакти
ческую работу, осуществляемую в рамках класса. Она носит познаватель
но развивающий характер и ориентирована на проблемы личностного
развития учащихся, учитывает их реальные потребности и уровень психо
эмоционального развития.
В школе внедряются элементы методики построения учебно воспита
тельного процесса доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Сначала
была изучена литература по данной технологии. Затем мы привлекли к
работе детский сад, расположенный рядом со школой, составили план
совместной деятельности.
Данная методика предусматривает замену сидяче слушающего сте
реотипа на моторно раскрепощенную вертикаль. Учебный процесс орга
низуется на основе режима динамических поз. Это снижает напряжен
ность, нервно психическую утомляемость детей. Работа стоя позволяет
снять напряжение в поясничном отделе, утомление в грудном отделе, по
зволяет вентилировать легкие, улучшает работу сердца, мозга. Более того,
это влияет на иммунологический характер крови, на снижение заболева
емости детей.
Методика способствует не только предупреждению утомляемости
школьников, но и развитию зрительной системы, зрительно моторной
реакции. По личной медицинской карте можно проследить динамику
развития ребенка за все время, которое он проучился в школе.
Начальные классы в нашей школе оборудованы системой фонариков
(цвета светофора), которые размещены в верхних углах класса, и каждые
15 минут они мигают — ребята должны повернуться к тому, который за
горелся. На потолке располагаются офтальмотренажеры. На уроке ребя
та работают, стоя за конторками и сидя за партой. Конторки изготавлива
ют старшеклассники на уроках технологии. В средних классах уроки но
сят зрительно игровой характер с применением ярких цветных сюжетов,
например, из жизни зверей, времен года... Применять данную техноло
гию приходится опираясь на брошюры и статьи. Если бы в каждом реги
оне были экспериментальные площадки, то многие вопросы решались
бы эффективнее.
В последние годы появилась необходимость создания программы фи
зического воспитания с оздоровительной направленностью. Реализация
данного проекта подтверждает возможность получения оздоровительно
го эффекта на уроках физической культуры.
Научная новизна базируется на возрождении русских традиций через
последовательную систему внедрения в урочную и внеурочную деятель
ность спортивных русских подвижных игр; взаимосвязь традиционных и
322
нетрадиционных форм обучения; привлечение общественности микро
района к спортивно оздоровительной работе.
Проводимые занятия по возрождению русских традиций вызывают у
учащихся не только положительные эмоции, но и погружают участников
в атмосферу истинно русской самобытной культуры, где каждый участ
ник сопоставляет реалии сегодняшнего дня с историей и культурой свое
го народа, воспитывается на примерах сказочных персонажей, былин и
легенд, которые идут к нам из глубины веков.
С древнейших времен здоровье является важнейшей ценностью и сви
детельствует о физическом и духовном состоянии, при этом доминируют
два ключевых понятия — здоровье человека и природное окружение.
В 2001 году в школе началась работа по программе “Экологическое
просвещение”. Её направления:
— Чистая вода;
— Экологически чистое питание;
— Отсутствие патогенности воздушной среды;
— Отсутствие воздействия антропогенных факторов;
— Отсутствие воздействия техногенных факторов.
Психологический климат в классе, школе отслеживается по методике
профессора кафедры Ярославского института педагогики и психологии
при Педагогическом университете им. К.Д. Ушинского Ю.П. Поваренко
ва.
Была также использована методика по исследованию психофизиоло
гического состояния учащихся. Это так называемая методика Диакомс,
предложенная японским ученым Накатани, в основе которой лежит раз
работанная автором теория Риодораку, постулирующая возможность
проводить оценку функционального состояния организма человека пу
тем измерения электропроводности в 24 точках на руках и ногах обследу
емого, относящихся к 12 классическим китайским меридианам. Методи
ка фиксирует физическое состояние субъекта, характеризует определен
ным образом состояние его эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Эти исследования проводил центр развития образования города. На ос
новании результатов вышеизложенных методик по школе наблюдается
следующее: четкая взаимосвязь между интересом к учебе и отношением с
учителями, оба этих показателя имеют более высокие оценки по сравне
нию со значимостью обучения.
Базисный учебный план, на наш взгляд, желательно изменить — вве
сти пятидневку. При этом нужно пересмотреть программы по некоторым
предметам с целью устранения перегрузок. Предельную финансовую на
грузку, утвержденную на шестидневную неделю, следует сохранить, а вы
свободившиеся часы использовать на индивидуальные, групповые и фа
культативные занятия (можно даже и в субботу). В выпускных 11 х клас
сах надо дать право ученикам самим выбирать форму экзамена: это может
быть форма ЕГЭ на базе другой школы, а можно этот же экзамен сдавать
323
в другой форме (устный ответ, собеседование, реферат и т.д.) на базе сво
ей школы.
Работа нашей школы по здоровому развитию учащихся неоднократно
освещалась в местной прессе, по телевидению. Опыт работы учителей
обобщался на заседаниях методических объединений, на курсах в инсти
туте развития образования, учителя участвовали с данной проблемой в
конкурсах “Учитель года”. В 2003 году были проведены семинары для ру
ководителей района и города по теме “ Здоровье ребенка — главный при
оритет системы непрерывного образования от детского сада до оконча
ния школы”.
В 2004 году школа стала победителем в областном конкурсе “Школа —
территория здоровья”. Тесная связь с родителями дает возможность сво
евременно информировать их о здоровье детей, физическом развитии,
консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок
и срывов, совместно анализировать открытые уроки с акцентом на при
чины неудовлетворительного поведения.




324
Раздел IV
??iue oaaa?aeuiue ie?oa.
Iiuo oeie e aioeieuiuo o??a?aaiee
ii ia?aciaaie? e cai?iaiio ?acaeoe? aaoae

<< Пред. стр.

страница 36
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign