LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сентября 2001 года. В школе создан благоприятный режим двигательной
активности детей: во второй половине дня работают секции детских
спортивных школ, группа ЛФК. В специальных коррекционных классах
введён дополнительный 3 урок физкультуры, во 2 классе — ритмика.
Каждый урок во всех классах начинается с комплекса упражнений для
синхронизации работы полушарий головного мозга.
Созданы условия и для здоровьесберегающего образовательного про
странства. Введение в строй новой школьной пристройки в 2000 году по
зволило заниматься в одну смену 27 классам. Контроль за здоровьесбере
гающим сопровождением возложен на медико психолого педагогичес
кую службу школы. Такая служба — единственная в образовательных уч
реждениях города Ржева. В её составе 2 психолога, логопед, врач педи
атр, фельдшер, инструктор лечебной физкультуры, социальный педагог.
Режим работы школы, расписание учебных занятий, питание, психо
логический климат, взаимоотношения учащихся и учителей в стенах
306
школы, просветительская работа — всё это вопросы, входящие в поле де
ятельности ППМС службы. Для улучшения образовательного процесса,
повышения качества образования методическая служба школы активи
зирует свою деятельность по внедрению в практику преподавания лично
стно ориентированных технологий (модульная, блочная, интегрирован
ная, нестандартные уроки), а также технологии развивающего обучения.
В классах коррекции уроки идут по 40 минут, все учащиеся занимают
ся в группе продленного дня. Ежегодно проводятся профилактические
осмотры учащихся врачом педиатром (последний осмотр — январь 2004
года). С учётом санитарно гигиенических норм составлено расписание, в
субботу во всех классах (кроме 10 и 11 го) по 5 уроков, даются дифферен
цированные домашние задания.
В школе работает логопедический пункт, кабинет психологической
разгрузки, где организована работа с учителями и учащимися.
В качестве приза от Министерства образования РФ школа получила
спортивное оборудование — тренажёры для учащихся начальной школы,
среднего и старшего звена, которыми укомплектован тренажерный зал. К
сожалению, из за аварийного состояния спортивного зала мы не можем
полностью использовать это оборудование.
Учащиеся школы, в том числе и коррекционных классов, ежегодно от
дыхают в санаториях и профилакториях, проходя там специальные курсы
лечения и профилактические осмотры. Школьный психолог прошла обу
чение в Санкт Петербурге и проводит специальные занятия по обучению
правильному дыханию на приобретенном компьютерном оборудовании.
В 2002 году в школе созданы единственные в городе специальные кор
рекционные классы V вида для детей с нарушениями речи, где работает
профессиональный логопед. Занятия проводятся по специальным про
граммам. При создании класса мы сотрудничаем со специализированны
ми школами Москвы.
Проводится мониторинг здоровья учащихся, который показал, что де
ти, занимающиеся по программе коррекции дыхания, в прошлом учеб
ном году не болели простудными заболеваниями.
В школе ежегодно, начиная с 1998, проводятся Летние олимпийские
игры, в которых принимают участие все учащиеся школы и учителя.
При организации профилактических осмотров учащихся школы нам
оказывает помощь центральная районная больница.
Родители поддерживают педагогический коллектив в его начинаниях
и считают проводимую работу необходимой и полезной.




307
Тульская область



Caa?iaiay E.E.
IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 3”

301361, Тульская область, г. Алексин,
ул. 50 лет ВЛКСМ, д.4,
т.: (08753) 6 74 17,
6 75 69, 6 75 70



Хорошая школа – здоровая школа
Наша школа была открыта в 1969 году, имеет интересные традиции,
гордится успехами своих учащихся и педагогов. Но сегодня мы можем за
явить о себе как о школе, имеющей индивидуальность. Это обусловлено
концепцией, содействующей здоровью и образованию в области здоровья.
Идея создания такого учебного заведения не была случайной. Анализ
заболеваемости учащихся нашей школы подтверждает тревожную ситуа
цию по стране. Процент детей, имеющих отклонения в здоровье в 1997
году составил 29,8%, в 1998 году — 36,8%, в 1999 году — 43,2%, а в 2000 го
ду — 55%.
Особенность школы определяется и составом учащихся, включаю
щим 70 детей сирот, воспитанников Алексинского детского дома, 11 де
тей инвалидов, 5 классов компенсирующего обучения. Эти дети требуют
особого подхода в организации обучения и воспитания.
Школа располагается в зоне памятника природы “Алексин – Бор” –
на территории соснового бора. Вблизи расположены природные водо
емы, родники, река Ока. Это позволяет использовать ландшафт для орга
низации оздоровительных мероприятий (закаливание, разработка турис
тических маршрутов и экологических троп, организация лагерей сана
торного типа в каникулярное время, проведение занятий физической
культурой на свежем воздухе).
Стратегия школы основана на личностной философии образования:
“Здоровье через образование, обучение как оздоровление”. Для нас здоро
вьесберегающие технологии — это технологии, направленные на сохране
ние и приращение жизненных сил ребенка. Системный подход к понима
нию здоровья обусловил значительные изменения в организации модели
школы нового типа, основной задачей которой стала разработка и апроба
ция валеологически обоснованной системы школьного образования.
Приказом Департамента образования Тульской области с сентября
308
2002 года на базе школы была создана областная экспериментальная пло
щадка по реализации проекта “Школа здоровья”. Научный руководитель
проекта — О.В. Заславская, профессор, доктор педагогических наук, зав.
кафедрой социально педагогических проблем образования, заслужен
ный учитель России.
На втором, опытно экспериментальном, этапе началось практическое
исследование проблемы. Он включал мониторинг состояния здоровья
школьников; внедрение программы “Здоровье школьника” под ред. В.Н.
Касаткина; использование валеологического компонента в различных
предметных областях (разработанного специалистами ИПК и ППРО под
руководством О.В. Заславской); разработку и внедрение интегрирован
ных курсов как один из путей реализации принципа природосообразнос
ти и организации образования детей без потерь для здоровья (Урок здоро
вья, обществознание — биология — химия, информатика — география,
музыка — история, история — МХК); создание оздоровительной модели,
состоящей из следующих компонентов: ЛФК, витаминотерапия, аэрофи
тотерапия.
Целью реализации третьего этапа проекта стало создание в школе си
стемы непрерывного валеологического образования. Данный компонент
был включен в тематическое планирование по всем предметным облас
тям.
Сегодня в школе существует система коррегирующих лечебных про
цедур по профилактике “школьных болезней”: аэрофитотерапия, аромо
терапия, ингаляции минеральной водой, диагностика и коррекция зре
ния на аппарате АВМО.
Для организации двигательной активности детей, имеющих отклоне
ния в здоровье (специальная медицинская группа), открыт и функциони
рует кабинет ЛФК, который укомплектован современными тренажера
ми, разнообразным спортивно оздоровительным инвентарем.
Особенностью нашей деятельности является то, что она основана на
совместных усилиях. Нашими партнерами и коллегами являются админи
страция и педагогический коллектив Алексинского детского дома “Наша
семья”, удостоенного премии Всероссийского конкурса детских домов и
школ интернатов им. Н.Н. Католикова. Накоплен определенный опыт
совместной деятельности по реализации проекта “Хорошая школа”, кото
рый в 2003 году был выдвинут Департаментом образования Тульской об
ласти на соискание национальной премии “Здоровое поколение XXI”, а в
2004 году представлен на Всероссийском образовательном форуме “Шко
ла – 2004”. Мы стали единомышленниками и в вопросе здоровьесбереже
ния учащихся. В марте 2005 года на областной педагогической мастерской
“Педагогика сотрудничества в процессе воспитания личности” была
представлена технология взаимодействия двух проектов “Хорошая шко
ла” и “Школа здоровья”, отмечен ценный опыт на областном уровне по
расширению образовательного пространства детей детского дома.
309
Мониторинг состояния здоровья учащихся является неотъемлемой
частью экспериментальной работы. Он был начат с создания банка дан
ных на основе диспансеризации учащихся с привлечением врачей спе
циалистов. Полученные сведения были занесены в “Паспорт здоровья”
каждого ученика. Сегодня эти данные позволяют нам анализировать ча
стоту заболеваемости как каждого школьника, так и класса в целом.
Сравнивая показатели заболеваемости за последние три года, мы наблю
даем снижение уровня простудных заболеваний в 10 11 классах, в сред
нем, на 2,6%, в 5 9 классах — на 2,2%, в 1 4 классах — на 4%. Улучшение
физического здоровья прямо сказывается на росте качества образования
(с 50% до 54%).
Проводимые нами сравнительные исследования состояния здоровья
учащихся нашей школы и других общеобразовательных школ города
Алексина и Тулы показали положительную динамику в школе здоровья, а
также выявили допустимый уровень невротизации наших учащихся. Это
показатель эффективности использования здоровьесберегающих педаго
гических технологий и организации целенаправленного медико психо
лого педагогического сопровождения образовательного процесса.
Важным здоровьесберегающим фактором образовательного про
странства является организация учебно воспитательного процесса. Не
надо объяснять, насколько важно для организации УВП в школе грамот
но и оперативно составленное расписание учебных занятий.
Мы стараемся организовать учебный день учащихся с учетом требова
ний психологии, физиологии, гигиены и дидактики. Что же для этого мы
предпринимаем? Это: введение 5 дневной учебной недели; снижение
многопредметности в течение дня и недели; уплотнение учебной инфор
мации и сокращение времени на ее изучение.
При этом появляется резерв времени и улучшается самочувствие ре
бенка, что достигается за счет спаривания отдельных дисциплин в сред
них и старших классах, что позволяет сократить количество изучаемых
предметов в течение одного учебного дня в 1,5 — 2 раза. Мы используем
семестровое изучения предметов, что позволяет не только снизить мно
гопредметность в течение недели на 10%, но и повысить частотность дис
циплин в 2 раза.
В связи с тем, что для физического самосовершенствования обяза
тельны, как минимум, трехразовые тренировки, количество часов, отво
димых для занятий физической культурой в 1 6 классах мы увеличили на
1 час в неделю за счет введения уроков хореографии. В 10 11 классах, учи
тывая психологические и физиологические особенности развития деву
шек, 1 час физической культуры заменен аэробикой.
В 2004/05 учебном году школа перешла на новую структуру учебного
года. В отличие от существующей традиционной она предполагает регу
лярное чередование учебного и каникулярного времени. 5 6 недель уче
бы сменяются недельным отдыхом. При этом продолжительность учеб
310
ного года, число каникулярных дней и продолжительность летних кани
кул не изменяются.
В конце учебного года было проведено исследование, целью которого
являлась оценка здоровьесберегающего потенциала новой структуры
учебного года.
Результаты опроса показали, что 83% респондентов учащихся и 91%
респондентов родителей поддерживают данную инновацию. При этом
70% учащихся считают, что такая структура учебного года обеспечивает
им меньшее утомление по сравнению с традиционной, 30% — видят пре
имущество в более быстром восстановлении работоспособности, по мне
нию 40% родителей, с переходом на новую структуру учебного года успе
ваемость их детей улучшилась.
Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года, в срав
нении с традиционной формой его организации, определяется: снижени
ем острой заболеваемости; сохранением более высоких адаптационных
возможностей учащихся в конце учебного года; более устойчивым пси
хо эмоциональным состоянием учащихся.
Чтобы процесс создания новой школы был успешным, необходимо
изменить не только содержание образования, структуру школы, принци
пы обучения в ней, главное — изменить профессиональную позицию са
мого учителя. Это должен быть педагог исследователь, обладающий кре
ативным мышлением, увлеченный проблемой сохранения и укрепления
здоровья. Приводим в пример некоторые темы работ по самообразова
нию педагогов нашей школы: дипломная работа “Валеологический под
ход к образованию: управленческий аспект” на факультете повышения
квалификации и подготовки менеджеров образования ИПК и ППРО ди
ректора школы Забродней Л.И.; выступление на курсах повышения ква
лификации ИПК и ППРО “Психологическое сопровождение учащихся в
Школе здоровья” — программа по преодолению тревожности педагога
психолога школы Капитоновой О.А.; статья и выступление “Валеологи
ческий подход в преподавании математики” учителя математики Салько
вой Н.П. были представлены на международной научно методической
конференции в г. Туле “Современные проблемы преподавания математи
ки и информатики”; в качестве темы дипломной работы Лысова М.Н.,
учитель начальных классов, выбрала одно из направлений работы на
чальной школы “Формирование навыков ЗОЖ у младших школьников”;
урок информатики с использованием валеологического компонента был
представлен на Всероссийском конкурсе “Нетрадиционный урок инфор
матики в начальной школе”, объявленном журналом “Информатика и
образование”. Среди трехсот представленных работ урок, разработанный
учителем информатики Бурцевой Е.Б., занял почетное второе место и
был опубликован на страницах журнала.
Воспитательная работа школы основана на деятельности детского
объединения “Союз младших школьников, подростков и старшеклас
311
сников”, системе ключевых дел во внеурочной деятельности, методичес
кой работе с классными руководителями, системе дополнительного об
разования. Такая воспитательная система создает особую ситуацию раз
вития каждого учащегося. Своеобразием воспитательной системы школы
является то обстоятельство, что годовой цикл ее работы концентрируется
в рамках ключевых направлений воспитательной деятельности.
Валеологизация воспитательной работы строится с учетом возрастных
и психофизических особенностей учащихся. В старших классах — это бе
седы, диспуты, творческие фестивали; в младшем и среднем звене — вик
торины, конкурсы, игровые, театрализованные, ситуативно творческие
состязательные формы работы (День здоровья, День птиц, экологические
тропы, Театр Здоровья, интеллектуальный марафон, спортивные конкур
сы, эстафеты и др.).
В 2003 году успешно прошла презентация адаптивной модели “Школа
здоровья” на областной конференции работников образования “Методи
ческие проблемы в образовании Тульской области”.
Активно участвуя в экспериментальной работе по реализации проекта
“Школа здоровья”, наша школа стала членом Ассоциации школ, содей
ствующих здоровью обучающихся и призером Всероссийского конкурса
“Школа — территория здоровья” (2004 г.).
В октябре 2004 года на базе школы состоялось выездное практическое
занятие в рамках проведения Всероссийского семинара проректоров
ИПК, ИУУ и ИРО по учебно методической работе по проблеме “Вза
имодействие муниципальных органов управления образованием и муни
ципальных методических служб в системе непрерывного образования”.
Здоровьесберегающая деятельность нашей школы получила высокую
оценку присутствующих. Участники семинара выразили желание ис
пользовать опыт работы нашей школы в своих образовательных учрежде
ниях.
Мы представили только некоторые подходы в широкой панораме де
ятельности школы по приращению и сохранению жизненных сил ребен
ка. В управленческом аспекте свою главную задачу видим в обеспечении
всех необходимых ресурсов: идейном — дальнейшее укрепление связи с
наукой, расширение контактов, совершенствование концепции; кадро
вом — продолжение опытно экспериментальной работы с активным
включением в нее педагогов школы; правовом — дальнейшее совершен
ствование нормативно правовой базы; материально техническом — ис
пользование природной среды, спортивно оздоровительного оборудова
ния, расширение материально технической базы.




312
Ярославская область



Nieiau?aa I.A.
ae?aeoi? E?aeineie iniiaiie
iauaia?aciaaoaeuiie oeieu
Nie?iiaa A.A.
o?eoaeu ia?aeuiuo eeannia

152470, Ярославская область, г.Любим,
ул. Набережная р.Обноры, д.14/62,
т.: (08543) 2 20 72



Здоровье – высшая ценность.
Так считают 89% наших учеников
В 2001 году мы проанализировали состояние здоровья наших учени
ков и были поражены результатами: за три года количество хронически
больных детей в школе возросло в три раза. Оказалось, что мы очень ма
ло занимаемся воспитанием у ребят потребности в здоровье, не формиру
ем глубокого научного понимания здорового образа жизни, его житей
ской ценности. Мы поняли, что школа должна работать над сохранением
и укреплением здоровья учеников.
В марте 2001 года педагогическим коллективом была создана и приня
та единогласно на педсовете программа “Школа здоровья и развития”. В
2002 году программа была утверждена на экспертном совете при управле
нии образования. Школе был присвоен статус районной эксперимен
тальной площадки.
Мы хотим, чтобы развитие детей ни в коей мере не отражалось нега
тивно на их здоровье. И стараемся в нашей небольшой семье формиро
вать потребности в здоровье и здоровом образе жизни у 425 ти учеников,
их родителей и 36 ти педагогов.
За четыре года работы общими усилиями педколлектива, родителей
школьников и наших социальных партнеров удалось сделать многое.
Ежегодно мы проводим косметический ремонт. В школе стало уютно,
красиво. В коридорах и холлах появилось много зелени. Вся школьная
мебель промаркирована, подобрана каждому ребенку по росту. Тепловой,
воздушный и световой режимы соответствует требованиям СанПиН.
По утрам ребята делают зарядку, а в течение учебного дня мы прово
дим физкультпаузы. В начальной школе введен дополнительный урок
физкультуры, который обязательно проводится на свежем воздухе. Спор

313
тивный зал открыт для учеников каждую перемену, школьные коридоры
оборудованы теннисными столами.
В обучении младших школьников используем здоровьесберегающую
технологию В.Ф. Базарного. Сейчас по этой технологии занимается по
ловина малышей начальной школы. Особенно нас заинтересовала воз
можность коррекции осанки и зрения. Администрация школы приняла
решение провести эксперимент в занковском классе, обеспечила органи
зационную и методическую поддержку. На педсоветах и в рабочем поряд
ке были изучены статьи Базарного В.Ф. “Главная опасность для цивили
зации” (“Народное образование”, 1998 г., № 9), “Организация учебного
процесса в режиме моторной свободы динамических поз”, (“Здоровье
наших детей”, 2002 г., № 1, статья С.В. Морозова). “В классе – и парты и
конторки” (“Народное образование”, 1998 г., № 9–10 и др.). В феврале
2004 года мы участвовали в областной научно практической конферен
ции “Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреп
лению здоровья детей”, организованной Департаментом образования
Ярославской области.
Для профилактики близорукости мы используем методику “зритель
ных горизонтов” В.Ф. Базарного. Воспринимаемое ребёнком простран
ство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при
этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к близорукости.
Чтобы этого не допустить, дидактический материал размещается на мак
симально возможном от детей удалении. В пространстве классной ком
наты (на стенах, потолке, люстрах) располагаются карточки. На них –
мелкие изображения предметов: буквы, цифры и т.д. Размер картинок от
1,5 до 3 см. По просьбе учителя дети отыскивают в классе нужное изобра
жение.
Для выполнения тренажей с помощью зрительно двигательных траек
торий на стенах выше уровня глаз размещены плакаты размером 0,6 х 2,0 м.
с изображением фигур: овал, “восьмёрка”, волна, спираль (толщина ли
ний 1 см). По просьбе учителя дети встают и изображают глазами, как
кружится листочек, плывет по волнам кораблик, вьются снежинки и т.д.
Глазки “пробегают” спираль или “восьмерку”, тренируются.
Для каждого ребёнка определена его индивидуальная зрительная ра
бочая дистанция.
Для коррекции осанки уроки проводим в режиме “динамических
поз”. На каждой парте стоит конторка, соответствующая росту ученика, с
углом наклона 14–18 градусов. Дети стоят в носках на ковриках из естес
твенной ткани. Используется звуковой сигнал – фрагменты из детских
песенок и световой – под потолком расположены “бегущие огоньки”. По
сигналам дети встают. Учитель считает: “1 – 2 – 3 – 4”. Дети фиксируют
взгляд на соответствующей картинке, цифре и т.д., совершая движения
головой, туловищем, глазами (на одно изображение отводится полсекун
ды). Продолжительность физкультминутки 1,5–2 мин. После этого дети
314
переходят из статической закрепощённой позы “сидя” в активную сво
бодную позу “стоя” и наоборот.
Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного оптимально сочета
ется с принципами обучения по системе Л.В. Занкова. А главное — ее ис
пользование дает потрясающие результаты. В 2002/03 учебном году 40%
учащихся класса занимались в основной физкультурной группе, а в 2003/ 04
учебном году состав основной группы увеличился на 10% за счет улучше
ния зрения.
Первое время нас понимали не все родители. Но после первого года
работы по данной технологии практически все родители стали её горячи
ми сторонниками, потому что увидели, что их дети стали здоровее и весе
лее. Мамы и папы даже помогли нам изготовить конторки и коврики,
строго следуя инструкции. К сожалению, нельзя говорить о полном соот
ветствии требованиям технологии самодельной мебели, поэтому нашей
мечтой остается приобретение специализированной “конторки доктора
Базарного”.
Прошел цикл педсоветов, посвященный проблеме соответствия учеб
ной нагрузки возрастным и психофизиологическим особенностям
школьников. Для профилактики утомления и перегруженности учащих
ся постоянно корректируется расписание и объём домашних заданий.
Расписание уроков составляется в соответствии с требованиями
СаНПиН. За счет факультативов, индивидуальных и групповых занятий
стараемся обеспечить ученикам минимально возможную нагрузку.
Понимая, что формировать ценности здоровья способен только педа
гог, имеющий активную позицию по отношению к собственному здоро
вью и компетентный в вопросах охраны здоровья школьников, мы орга
низовали для учителей цикл семинаров по здоровьесберегающей педаго
гике и направили их на курсы Института развития образования “Здоро

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign