LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 34
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ушаковой “Развитие речи”. У воспитанников дошкольного образова
тельного происходит увеличение умственной нагрузки.
Создавшаяся ситуация затрагивает одну из абсолютных ценностей че
ловечества — здоровье. Выход из этого положения мы нашли в создании
модели воспитания своего детского сада, которую назвали “Чаша жизни”.
Эта модель — концепция развития воспитательно образовательной
системы детского сада, в которой определены её цели, задачи, основные
направления и перспективы развития в соответствии с требованиями
времени, общества и родителей. Основа программы — здоровьесберегаю
щая система воспитания и обучения детей в детском саду.
Модель “Чаша жизни” построена на единых принципах:
? непрерывность и преемственность педагогического процесса, в кото
ром предыдущий период развития содержит предпосылки для последую
щих новообразований (то есть программный материал располагается в еди
ной последовательности с учётом возрастающей детской компетенции);
297
развивающий характер обучения, основанный на детской активнос
?
ти в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
? рациональное сочетание разных видов детской деятельности (адек
ватные возрасту интеллектуальные, двигательные и эмоциональные на
грузки);
? обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к
здоровью детей;
? уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоцио
нальную и мотивационную сферы;
? развитие универсальных способностей (рефлексия, коммуникатив
ность, самооценка, умение решать проблемные и межличностные ситуа
ции).
Одна из долгосрочных задач детского сада — создание оптимальных
условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического
развития воспитанников.
Основными задачами являются:
— охрана жизни и укрепление здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального, личностного и физического разви
тия ребенка;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка;
— обеспечение полноценного психического развития;
— развитие индивидуальных способностей детей;
— осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ре
бенка.
Для реализации поставленных задач педагогическим коллективом в
2003 году был разработан образовательный проект “Здоровый ребенок”,
который объединил все педагогические разработки воспитателей, про
шедшие апробацию в течение ряда лет и давшие позитивные результаты
в улучшении здоровья воспитанников.
Цель образовательного проекта: воспитание здорового ребенка, фор
мирование активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья.
Целевые программы, входящие в проект, учитывают возраст детей,
имеющиеся условия и включают в себя конкретную программу действий
и практически охватывают все виды деятельности детского сада.
Проект “Здоровый ребенок” — это комплексная система воспитания
ребенка дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого,
инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного
достоинства. Он включает в себя четыре основных направления.
1. Обеспечение психологического благополучия (программа по адап
тации “Давайте знакомиться”, создание благоприятной развивающей и
эмоциональной среды в группах).
298
2. Охрана и укрепление здоровья (программа оздоровительных меро
приятий “Если хочешь, будь здоров”, программа по безопасному поведе
нию в социуме и природе, создание условий, гарантирующих охрану жиз
ни и укрепление здоровья: режим дня, рациональное питание, лечебно—
профилактическая работа).
3. Комплексная система физического воспитания (программа “Дви
жение — это жизнь”, планирование и организация физкультурных меро
приятий, организация двигательной деятельности, диагностика физичес
кого развития).
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни (программа по
гигиеническому воспитанию и культуре поведения “Всё сумею, всё смо
гу”, программа по человековедению “Познай себя”, программа совмест
ной работы детского сада с семьёй “Вместе дружно мы растём”).
Для успешной реализации проекта “Здоровый ребенок” разработаны:
— план оздоровительных мероприятий в режиме дня, который вклю
чает формы работы, средства и методические рекомендации;
— стратегический план оздоровления детей, включающий: организа
цию двигательного режима; профилактику заболеваемости; систему эф
фективных закаливающих мероприятий;
— план по охране психического здоровья;
— комплекс оздоровительно образовательных мероприятий, основу
которых составляет двигательная деятельность;
— традиционные формы физического воспитания (физкультурные за
нятия в зале и на спортивной площадке, утренняя гимнастика, физкуль
тминутки, спортивные и подвижные игры, физкультурные досуги и
праздники, Дни здоровья, индивидуальная работа с детьми);
— нетрадиционные формы организации физического воспитания
(ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, занятия хореографией,
дыхательные упражнения, психогимнастические упражнения, пальчико
вая гимнастика);
— работу дошкольного образовательного учреждения по взаимодей
ствию с семьёй, привлечению родителей к закреплению навыков здоро
вого образа жизни.
Проводимый ежегодно мониторинг состояния здоровья воспитанни
ков детского сада показал, что работа по образовательному проекту “Здо
ровый ребенок” даёт положительные результаты. Сочетание методик оз
доровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адапта
ции ребенка к условиям детского сада, отмечается снижение заболевае
мости среди прибывших детей.
Разработанная система закаливания (профилактика) позволяет улуч
шить функцию терморегуляции. Уменьшилось число дней, пропущен
ных одним ребенком по болезни (2002 г. — 19 дней; 2003 г. — 15 дней; 2004
г. — 8 дней); количество случаев заболевания (2002 — 569, 2003 — 349,
2004 — 309); число часто болеющих детей (2002 — 39, 2003 — 33, 2004 —
299
29), средняя продолжительность одного заболевания (2002 — 11 дней,
2003 — 10 дней, 2004 — 6,5 дней). Снизился уровень заболевания про
студными заболеваниями от общего числа (2002 — 72%, 2003 — 48%, 2004
— 37%), увеличился индекс здоровья (2002 — 21%, 2003 — 31%, 2004 —
38%).
Опыт работы детского сада по формированию здорового образа жиз
ни обобщен городским управлением образования и рекомендован к из
учению и внедрению в детские сады города. В 2004 году детский сад на
гражден дипломом за первое место в областном смотре по профилактике
детского травматизма.



E???eiaa I.I.
ae?aeoi? n?aaiae oeieu ? 33

390000, г. Рязань, ул. Островского, 86,
т.: (0912) 92 92 61

Детям нужны современные конторки
В последние годы наблюдается стойкая тенденция к ухудшению пока
зателей здоровья детей школьного возраста. Большое количество нега
тивных факторов влияет на этот процесс. Изучение этих факторов пока
зало:
— несбалансированность питания, излишнее употребление углеводи
стой пищи, как наиболее дешевой, способствует нарушению обмена ве
ществ, развитию ожирения, сахарного диабета, кариеса и т.д.;
— многочасовое сидение у экранов телевизоров, нерациональная ра
бота с компьютером приводит к нарушению зрения, опорно двигатель
ного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные не
вротические заболевания, сердечно сосудистые, расстройство органов
пищеварения и др.;
— учебная программа сложна, насыщена и перегружена. Это снижает
у детей резистентность организма и провоцирует рост хронических забо
леваний. Большие нагрузки повышают тревожность у учащихся на уро
ках, что неблагоприятно сказывается на психологическом состоянии
подростков;
— наша школа расположена в экологически небезопасной зоне
(РНГТЗ, завод “Химволокно”, завод “Центролит”);
— условия проживания многих детей не соответствуют санитарно ги
гиеническим нормам;
— во многих семьях микрорайона школы наблюдается недостаточ
ность этического и эстетического воспитания, что является причиной
300
бескультурья, приобщения молодежи к алкоголю, курению и полного
безразличия к жизни.
В связи с вышеуказанными проблемами в 2000 году была разработана
комплексная программа “Здоровье” и в том же году начата ее реализация.
За годы работы по программе в школе создана система структурных по
дразделений, призванных заниматься оздоровительной деятельностью.
Это социально психологическая служба, коррекционно развивающая
служба, служба питания, медицинская служба (медкабинет, стоматологи
ческий кабинет).
Школа активно взаимодействует со спортивными школами города,
дети регулярно посещают бассейн, на базе школы открыты спортивные
секции и кружки.
В классах КРО учебный процесс построен таким образом, чтобы не
перегружать детей, организованы занятия с психологом, логопедом, вве
ден предмет “Логоритмика”.
Немаловажную роль в этом играют диагностические исследования.
Среди них: выявление социально психологической готовности детей к
школе; течение адаптации школьников 1 х и 5 х классов; обследование
педагогически запущенных детей и социально неблагополучных семей.
Особую роль социально психологическая служба играет в классах КРО,
где психодиагностика является основой коррекционной и развивающей
работы с учащимися.
Ежедневно перед началом учебных занятий проводится зарядка, в на
чальной школе организованы динамические перемены, ежемесячно ор
ганизуются спортивные праздники для учащихся разных классов и их ро
дителей, один раз в год проводится большой общешкольный День здоро
вья.
Образование и просвещение в области здоровья включает формирова
ние представлений учащихся о поддержания здоровья, развитие здоровь
еохранной компетентности родителей, педагогов, детей. Данное направ
ление реализуется на разных уровнях: тематические классные часы, уро
ки биологии, физической культуры, окружающего мира, занятия по по
ловому воспитанию, беседы со специалистами, классные родительские
собрания.
Немаловажную роль в образовании, просвещении, ранней диагности
ке играет медицинская служба (беседы по профилактике туберкулеза,
гриппа, о предупреждении травматизма, здоровом образе жизни). Меди
цинской службой проводятся мероприятия по оздоровлению учащихся в
течение года. Среди них: медосмотры (два раза в год), профилактические
прививки, антропометрические обследования, выявление плоскостопия.
Подводя итог, можно выделить положительные стороны реализации
программы “Здоровье”. Это: системность работы, организация питания,
работа медслужбы, организация и проведение спортивных игр, соревно
ваний, утренней зарядки.
301
В вопросах здоровьесбережения учащихся школа сотрудничает с дет
ской поликлиникой № 5, на базе которой проводятся оздоровительные
профилактические мероприятия: витаминотерапия, исследование на
этеробиоз, профилактика гриппа (вакцинация), антропометрические об
следования.
Учитель начальной школы Волкова Т. ведет работу в рамках экспери
мента по методике В.Ф. Базарного “Педагогика здорового развития”.
Данная педагогическая технология издалась коллективом под руковод
ством администрации в рамках школьных научно практических конфе
ренций “Условия и факторы, определяющие процесс формирования лич
ности” , “Способы оптимизации учебной деятельности учащихся и учи
теля”. Волкова Т. проводит открытые уроки, выступает с результами ра
боты на заседаниях МО учителей начальных классов и на заседаниях на
учно методического совета.
В образовательный процесс внедрено обучение в движении, исполь
зование конторок, офтальмотренажеров, хоровое пение, рукотворчество.
К сожалению, при внедрении этих технологий пришлось столкнуться с
рядом трудностей. Все оборудование, включая конторки, изготавлива
лось силами родителей. В результате конторки имеют простейшую кон
струкцию, т.е. они без подъемного механизма. Дети за два года выросли,
и конторки стали для них низки. Специально изготовленные конторки
фабричного производства стоят очень дорого — школа не в состоянии их
закупить в нужном количестве.
Мониторинг состояния здоровья учащихся не проводится по причине
отсутствия постоянного медперсонала в школе. Эта проблема может ре
шиться в том случае, если за каждой школой будет закреплен постоянный
врач и медицинская сестра. Иначе работа в этом направлении так и будет
носить бессистемный характер.
В базисный учебный план, на наш взгляд, должны быть внесены до
полнительные часы для предметов, способствующих развитию двига
тельной активности, мелкой моторики (физическая культура, художест
венный труд, ритмика и т.д.). Резерв часов может появиться с внедрени
ем в учебный план интегрированных курсов по основным предметам.
Управление образования Рязани оценивает нашу работу положитель
но. Существует городская комплексная программа “Здоровье”, которая
осуществляется совместными усилиями всех школ города. Ежегодно про
водятся научно практические конференции по соответствующей темати
ке, где учителя делятся опытом в этом направлении.




302
Aai?eeia I. I.
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O, ae?aeoi? IIO
“N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 38”
Eenaeaaa I. A.
cai. ae?aeoi?a ii o?aaiie ?aaioa

390047, г. Рязань, пос. Соколовка,
ул. Связи, д.17 А


Здоровье — категория педагогическая
Перед современной школой остро стоит проблема сохранения здоро
вья детей, и хотя образовательная задача школы остается ведущей дея
тельностью, все большую значимость приобретает состояние здоровья
школьника.
Педагогический коллектив школы с 1991 года занимается изучением
проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Постепенно в
школе сложилась система работы. Обучение может быть успешным толь
ко тогда, когда оно основано на учении с интересом, без психологических
и умственных перегрузок, школьных стрессов.
С этой целью в 1993 году была разработана адаптивная модель школы
— система, позволяющая дифференцированно реализовать способности
и возможности каждого ребенка. При разработке модели мы исходили из
того, что здоровый образ жизни учащихся должен быть действенным, ра
ботающим. Мы считали, что, когда в классах разного направления будет
максимум 12—20—25 учащихся, а не 35—40, как было раньше, где будут
собраны дети с почти одинаковым уровнем обученности и обучаемости,
тогда мы сможем максимально развить способности и возможности
школьников с высоким и низким уровнем обучения, создать ситуацию
успеха каждому ребенку, обеспечивая комфортность, физическое и ду
ховное совершенство.
Но оказалось, что адаптивная модель не решает проблем здоровья, по
рой даже создает нежелательную перегрузку (особенно в классах повы
шенного уровня) и приводит к снижению мотивации. Увеличение коли
чества предметов, большой объем домашнего задания приводят к неже
ланию их выполнять, к различным заболеваниям и недомоганиям. Соци
альная обстановка и экологическая среда только усугубляли ситуацию.
Необходимо было создать систему работы по оздоровлению учащихся, по
осуществлению деятельностного подхода на уроках и во внеурочное вре
мя. На сегодняшний день эта система позволила стабилизировать и укре
пить состояние здоровья школьников.
Основные направления деятельности школы:
303
1. Диагностика физического, психического состояния здоровья.
2. Организация учебно воспитательного процесса.
3. Мониторинг и анализ успешности здоровьеукрепляющей работы.
Отличительной особенностью школы является многовариантность
построения учебного процесса. Каждый класс имеет учебный план, со
ставленный в соответствии с нормативными актами, обязательным ми
нимумом содержания и максимальной учебной нагрузкой. Работоспо
собность на протяжении учебного дня и недели определяют физиологи
ческие и гигиенические требования. Во всех классах (кроме 1 х) шестид
невная учебная неделя. Школа работает в две смены. При составлении
расписания учтены сложность предметов и их ранговая шкала трудности.
В понедельник и субботу проводятся уроки облегченного характера.
Определение режима работы школы, максимально допустимой на
грузки на ученика, использование часов вариативной части направлены
на введение курсов, способствующих развитию здоровой личности и со
вершенствованию индивидуальных способностей.
Профилактика оздоровления детей с нарушениями опорно двига
тельного аппарата и гиподинамии осуществляется на занятиях ЛФК, рит
мики и танца, хореографии, массажа и стопотерапии, гимнастики. Мел
кая моторика корректируется на занятиях художественной резьбы по де
реву, кружевоплетения, бисероплетения, оригами, конструирования, ху
дожественного труда. Дефекты речи корректируются на групповых и ин
дивидуальных занятиях и на уроках: речь и культура общения, МХК, раз
витие речи, театр.
С целью актуализации процесса профессионального и личностного
самоопределения, приобретения навыков конструктивного поведения,
которые помогут в успешной социализации и профессиональной адапта
ции, введены курсы психологии (10—11 кл.), психогимнастики (5—8 кл.),
психофизиологии (9 кл.), арттерапии (начальные классы), курса “Познай
себя” (5 кл.).
Одним из путей обучения здоровому образу жизни является экологи
зация учебных дисциплин. Экологический подход к преподаванию био
логии, химии, истории, географии, физики, литературы учит сохранять
здоровье, рационально использовать резервные ресурсы организма, жить
в гармонии с природой.
На протяжении 10 лет мы проводим семинары для учителей с привле
чением специалистов Рязанского государственного педагогического уни
верситета, Рязанского института развития образования, Рязанского госу
дарственного медицинского университета.
В учебном процессе учитель придерживается гигиенического режима:
чистота в классе, соблюдение светового режима, правильной посадки за
партой, чередование труда и отдыха. Успешно реализуется в начальной
школе программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь”.
Педагогика оздоровления подводит учителя к широкому использова
304
нию в практике нестандартных уроков: уроки игры, дискуссии, соревно
вания, консультации, аукционы, конкурсы, уроки творчества, уроки
фантазии, экскурсии.
Согласно В.Ф. Базарному, здоровье — категория воспитания и форми
рования внутренних резервов. Поэтому воспитание бережного, внима
тельного, сознательного отношения к своему здоровью реализуется через
внеклассную работу: классные часы, викторины, конкурсы по проблемам
здоровья, антиникотиновые и антинаркотические мероприятия, направ
ленные на формирование у детей мотивации сохранения и ответственно
сти за собственное здоровье.
Систематически школа поддерживает связь с лечебно оздоровитель
ными учреждениями и постоянно приглашает специалистов из поликли
ники № 12, стоматологической поликлиники № 4, областного нарколо
гического, кожно венерологического диспансеров, областного центра
медицинской профилактики центра профилактики борьбы со СПИДом.
Система физкультурно оздоровительных мероприятий включает ор
ганизацию прогулок на свежем воздухе, технологии проведения динами
ческих перемен, уроков на свежем воздухе. В школе регулярно проводят
ся дни здоровья, туристические походы и экскурсии, школьные спарта
киады, спортивные соревнования (волейбол, футбол, баскетбол, теннис),
веселые эстафеты, общешкольные спортивные праздники, ежегодные
конкурсы “Самый спортивный класс”, “Здоровое сердце”.
Движение является одним из основных средств сохранения и укрепле
ния здоровья, которые важны для развития всех систем организма: нерв
ной, сердечно сосудистой, дыхательной, скелетно мышечной. Естест
венную потребность в движениях, большую двигательную активность,
присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая
особый двигательный режим.
Двигательный режим является обязательной составной частью обще
го распорядка дня школы.
Вовлечение детей в кружковую деятельность, занятия в спортивных
секциях способствуют восстановлению физического и нравственного
развития. В кружках и секциях занимаются более 50% учащихся. В шко
ле работают следующие кружки: танцевальные, хоровое и сольное пение,
“Умелые руки”, литературное творчество, театральная и ИЗО студии; ус
пешно работают спортивные секции: туризм, “Промышленный альпи
низм”, баскетбол, футбол, волейбол.
Эффективно работает школьный психолого медико педагогический
консилиум, обеспечивающий оптимальные педагогические условия для
детей с трудностями в обучении в соответствии с индивидуальными осо
бенностями соматического и нервно психического состояния.



305
Тверская область



Eoa?yaoaaa E.?.
caianoeoaeu ae?aeoi?a
ii iao?ii-iaoiae?aneie ?aaioa
IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 1
ei. A.N. Iooeeia aaaioeaiie iiaaee”

Тверская область, г. Ржев,
ул. Марата, 25,
т.: (08232) 2 — 12 25



В рядах олимпийцев — дети и учителя
Коллектив нашей школы начал работать над проблемой использова
ния здоровьесберегающих технологий с 1994 года — мы вошли в режим
эксперимента по созданию школы адаптивной модели. Идея создания
школы, в которой были бы учтены возрастные особенности детей, состо
яние физического и психического здоровья, пришла к нам как один из
способов решения назревших проблем.
Наша школа — победитель всероссийского конкурса “Школа — тер
ритория здоровья”. Достичь этого результата нам помогли здоровьесбе
регающие технологии. Среди них программа “Построение и апробация
здоровьесберегающего образовательного процесса”, рассмотренная и ут
верждённая на заседании кафедры педагогики и психологии ТИУУ от 19

<< Пред. стр.

страница 34
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign