LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 33
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ся, перегрузка учащихся в школе и дома, отсутствие системного подхода
к здоровьесберегающему характеру обучения.
В учебном процессе мы применяли следующие здоровьесберегающие
педагогические технологии: элементы методики В.Ф. Базарного (исполь
зование конторок; офтальмотренажеров, обучение в движении; работа в
режиме дальнего зрения; проведение физкультминуток по методике сен
сорно координаторских тренажей); использование элементов методики
В.В. Емельянова по развитию певческого голоса у ребенка; использова
ние в учебном процессе способов профилактики зрительного утомления;
использование на уроках новых информационных технологий; составле
ние расписания уроков с учетом трудности изучаемого предмета; соответ
ствие домашних заданий нормам, выбор домашних заданий; разработка
разноуровневых заданий на уроке; смена видов деятельности учащихся
на уроке; сохранение преемственности в обучении учащихся; разнообра
288
зие видов опроса учащихся на уроке; использование учебной отметки как
стимулятора учения.
Обоснованием вышеуказанной деятельности в школе являются: нор
мативные документы Минобразования, поддержка здоровьесберегаю
щих проектов доктором медицинских наук, профессором Дмитриевой
Н.В., положительный опыт школ России, изучение опыта работы заслу
женного учителя РФ, доктора педагогических наук Е.А. Ямбурга, изуче
ние опыта работы доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, решение
научно методического, педагогического совета школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, в том числе психологи
ческого, является приоритетным направлением деятельности педкол
лектива школы. В связи с этим социально психологической службой
школы ежегодно проводится мониторинг адаптации учащихся на пере
ходных ступенях обучения (1, 5, 10 е классы), выявляющий их эмоцио
нальное и общее психофизиологическое состояние в ситуации учебной
деятельности и школьного общения.
В 1 х классах используются методика “Цветопись”, анкетирование
родителей и экспертные оценки учителей. В 5, 10 х – методика изучения
психологического климата в коллективе, позволяющая своевременно вы
явить дезадаптацию отдельных учащихся и ее причины.
Психопрофилактическая работа включает консультирование родите
лей и учителей по результатам диагностики; коррекционно развиваю
щую работу: тренинг общения.
Повторный срез проводится в марте и дает целостную картину про
цесса индивидуальной адаптации учащихся и сформированности клас
сных коллективов.
Кроме того, исследуется уровень личностной тревожности учащихся
5—6 х классов в следующих сферах: общей, школьной, самооценочной,
межличностной (методика А.М. Прихожан).
С целью профилактики тревожности, утомляемости и оптимизации
индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения в 9 х классах
проводится методика Б. Кадырова, определяющая ведущую сигнальную
систему учащегося по параметрам его активности, эмоциональности, са
морегуляции и воли.
Учет особенностей межполушарного взаимодействия, преобладания
вербально логического или конкретно образного типа мышления в пе
риод школьного обучения и выбора различных развивающих программ
позволяет оптимизировать процесс обучения, а значит, сохранить здоро
вье учащихся.
Базисный учебный план не препятствует сохранению здоровья уча
щихся, т.к. есть вариативная часть, включающая в себя такие предметы,
как футбол, театр, пластика, экология и др., позволяющие исключить
стрессовые ситуации у детей, а также в инвариантной части допускается
деление на группы при изучении профильных предметов, что не повыша
289
ет тревожности учащихся. Положительно и то, что есть выбор между пя
ти— и шестидневной неделями обучения.
Опыт работы школы изучается и распространяется на уровне города и
области через семинары, встречи, курсы. Управления образования обла
сти и города поддерживают работу школы по здоровьесберегающим тех
нологиям обучения учащихся.
Отношение детей и родителей к проводимой работе положительное:
дети с удовольствием посещают кабинет здоровья, участвуют в спортив
ных соревнованиях, им нравится использование конторок в обучении и
т.д. Родители признательны школе за работу по сохранению здоровья де
тей, при выборе школы в конкурентных условиях родители отдают пре
имущество школе, где работают по здоровьесбережению детей.
Какова же система работы школы по сохранению и укреплению здо
ровья учащихся? Это микроклимат школы, в основе которого поддержка
ученика, хорошее настроение, забота и внимание друг к другу; обучение
педагогов здоровьесберегающим технологиям; здоровьесберегающие пе
дагогические технологии на уроках; постоянное проявление внимания
администрации школы к обновлению материально технической, спор
тивно оздоровительной базы школы; организация медицинского осмот
ра и профилактических мероприятий для педагогов и учащихся школы;
организация питания для всех учащихся (горячие завтраки, обеды, буфет
ная продукция); проведение мониторинга здоровья учащихся; работа
психологической службы школы, социального педагога и службы дове
рия; работа педагога дефектолога в школе; организация встреч учащихся
с врачами специалистами; работа школьного логопеда. А также: ежене
дельные рейды по санитарному состоянию школы; три урока физкульту
ры в неделю в коррекционных классах; традиционное проведение вне
урочных спортивных мероприятий, турслетов; организация подвижных
перемен для учащихся; для всех работает кабинет здоровья: пневмомас
саж глаз с целью профилактики близорукости и заболеваний глаз; приме
няется и аэрофитотерапия — один из фитотерапевтических методов, об
ладающих антибактериальным, противовирусным, спазматическим эф
фектом благодаря использованию естественных природных концентра
тов; общий массаж — укрепление здоровья учащихся; работа педагогов
начальной школы по программе “Ослепительная улыбка на всю жизнь”
совместно с врачами стоматологами; учебный курс “Экология” в стар
ших классах; конкурсы стенгазет, санбюллетеней по профилактике куре
ния, наркомании и различных заболеваний.




290
Eaaaoei A. A.
caaaao?uay aaoneei naaii ? 3 a. Naniai

391430, Рязанская область, г. Сасово,
ул. Ново Елатомская, д. 9, ДОУ № 3,
т.: 8 09133 5 00 58




“Ориентир” для родителей:
сохраним здоровье вместе
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здо
ровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разви
тия ребенка, формируется личность человека.
Проанализировав состояние здоровья детей в нашем детском саду, мы
пришли к неутешительным выводам: ежегодно увеличивается количест
во ослабленных, часто болеющих малышей. Опросы родителей показали,
что у большинства семей нет привычки к здоровому образу жизни, созна
ния ответственности перед собой и обществом за сохранность и укрепле
ние здоровья, своего и детей. Сформирована установка на лечение болез
ни, а не её профилактику.
Нет преемственности и в соблюдении режима дня и рационального
питания в детском саду и семье. Дома большую часть времени дети про
водят у телевизора и компьютера, что приводит к снижению двигатель
ной активности, понижению иммунитета и, как следствие, нарушению
зрения, отклонению в области опорно двигательного аппарата, дыха
тельной и нервной систем.
Выявив проблему, мы пришли к выводу: чтобы сохранить и укрепить
здоровье детей дошкольников необходимо в комплексе решать педагоги
ческие, медицинские и социальные вопросы и, в первую очередь, сфор
мировать у всех участников воспитательно образовательного процесса
устойчивую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
В 2000 году педагогическим коллективом была разработана “Програм
ма развития дошкольного образовательного учреждения”, состоящая из
двух частей: блока развивающих задач и блока оздоровительных задач.
Главное направление работа оздоровительного блока – развивающая пе
дагогика оздоровления.
Для успешной реализации поставленных целей в 2001 году был разра
ботан образовательный проект “Здоровье”. Проект включает в себя три
блока: первый — традиционная работа по физическому воспитанию в
детском саду; второй блок — система “Если хочешь быть здоров”, вклю
291
чает в себя нетрадиционную систему мероприятий по оздоровлению и за
каливанию; третий блок — “Вместе с семьёй” (работа с родителями).
Система физического воспитания и физкультурно оздоровительной
работы в детском саду базируется на принципах программ Ю.Ф. Зманов
ского, Н.Е. Ефименко, инновационных оздоровительных и спортивных
технологий, используются элементы технологии В.Ф. Базарного, а также
индивидуальные разработки педагогов дошкольного образовательного
учреждения (“Сильные, быстрые, ловкие” с включением элементов аэро
бики, разработанная В.Н. Алехиной, лауреатом конкурса “Учитель года—
2003”; “Развитие пластичности и музыкально двигательных умений на
занятиях хореографией”, разработанная педагогом дополнительного об
разования О.П. Булочкиной, и др.).
В штатном расписании детского сада есть старшая медицинская сест
ра. Врач педиатр работает на договорной основе от детской поликлини
ки по графику, но не более 2 х часов в неделю. Профилактические осмо
тры врачами специалистами проводятся периодически.
Инструктор по физическому воспитанию и педагог дополнительного
образования (хореограф) включены в основной штат сотрудников до
школьного образовательного учреждения.
Ежедневно под контролем воспитателя, инструктора по физической
культуре и хореографа проводятся:
— физические упражнения по щадящей активизации ребенка после
сна с элементами закаливания;
— специальные упражнения, направленные на профилактику и кор
рекцию опорно двигательного аппарата;
— профилактические упражнения, выполняемые к концу образова
тельных занятий с целью преодоления нарастающего утомления;
— система мероприятий по обеспечению коррекции эмоциональной
сферы детей (музыкотерапия, психогимнастика, обучение детей саморе
гуляции, аутотренинги, релаксация, артикуляционная и дыхательная
гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев).
В режиме дня детского сада есть три физкультурных занятия (одно из
них на свежем воздухе); прогулки с комплексами подвижных игр; танце
вально ритмическая гимнастика; игровой стрейчинг, которые оказывают
эффективное воздействие на опорно двигательный аппарат, сердечно
сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Для профилактики заболеваний и оздоровления детей после болезни
в течение года периодически проводится: витаминотерапия, курсы фито
чая, точечный массаж, полоскание рта чесночным настоем, ношение на
груди долек чеснока и репчатого лука в футляре с отверстиями.
В ежедневном меню детей используются продукты, содержащие мик
роэлементы (йодированная соль), бифобактерии (Бифидок, Бифилайф,
йогурт), витамины и растительную клетчатку (очистительные салаты, ка
ши, омлеты с добавлением овощей, тушеные овощи).
292
Для рационального питания детей сотрудниками дошкольного образова
тельного учреждения с помощью родителей заготавливаются овощи, фрук
ты и ягоды, используемые в свежем виде, а также в виде варенья и компотов.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа
жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду, ко
торая основывается на педагогике сотрудничества.
Одной из составляющих образовательной деятельности в детском са
ду является работа по созданию предметно развивающей среды, органи
зация которой подчинена цели психологического благополучия ребенка
для успешного выполнения оздоровительных и воспитательных задач.
При проведении косметического ремонта мы постарались использо
вать отделочные материалы, создающие атмосферу уюта, максимально
приближенную к домашней. При выборе цвета стен учитывалось распо
ложение помещения, естественная освещенность.
Групповые помещения разделены на зоны, позволяющие детям пере
мещаться и взаимодействовать друг с другом в зависимости от их интере
сов, симпатий и потребностей.
Так как детский сад не имеет спален, были приобретены трехъярусные
кровати, что позволило расширить пространство для двигательной ак
тивности детей.
Проводится обследование состояния здоровья вновь принятых детей,
состояние здоровья выпускников; составляется паспорт здоровья.
В начале учебного года врачом и старшей медсестрой совместно с воспи
тателями, педагогом психологом и учителем логопедом проводится обследо
вание детей и данные заносятся в листок здоровья для дифференцированно
го подхода к физкультурно оздоровительной работе с каждым ребенком (до
зировка нагрузки на занятиях, индивидуальное меню при необходимости).
Проводится сравнительный анализ заболеваемости, ведется адаптаци
онный лист при поступлении ребенка в детский сад.
Кроме того, в течение двух лет (2004, 2005) в детском саду работает
адаптационная группа по приёму в дошкольное образовательное учреж
дение детей двухлетнего возраста.
Основные отличия от обычной группы: график приёма детей, согласо
ванный с родителями; гибкий режим пребывания ребёнка в группе; спе
циальный график работы воспитателей, разработанный на весь период
приёма новых детей; специально организованная предметная среда с на
личием “домашнего уголка”.
Результат: за два года лишь у двоих детей из 67 тяжело шло привыкание
к детскому саду (один ребенок – ослабленный, часто болеющий ОРВИ до
поступления в детский сад; другой – девочка, мама которой совместила
переход в детское учреждение с отнятием двухлетнего ребенка от груди).
В детском саду в течение трех лет работает клуб молодой семьи “Ори
ентиры”. Педагогический коллектив считает, что ни один, даже самый
лучший проект или программа, не сможет дать положительных результа
293
тов, если проблема не решается вместе с семьёй. Поэтому, организуя рабо
ту клуба, мы руководствуемся следующими принципами: единство, когда
семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы
педагогов детского сада, а те, в свою очередь, используют лучший опыт се
мейного воспитания; систематичность и последовательность; индивиду
альный подход; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родите
лей. Основные задачи клуба: просвещение родителей с целью повышения
общей и педагогической культуры (информативного и обучающего харак
тера), гуманизация семейных отношений, включение семьи в содержа
тельную деятельность в системе “родители – ребёнок – воспитатели”.
Проводимый ежегодно мониторинг состояния здоровья воспитанни
ков детского сада показал, что физкультурно оздоровительная работа даёт
положительные результаты. Сочетание методик оздоровления и воспита
ния позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям
детского сада. Уменьшилось число дней, пропущенных одним ребенком
по болезни (2002 год – 29 дней; 2003 – 23 дня; 2004 – 21 день); количест
во случаев заболевания (2002 –320, 2003 – 300, 2004 – 268); число часто бо
леющих детей (2002 – 9, 2003 – 11, 2004 – 10), средняя продолжительность
одного заболевания (2002 –9 дней, 2003 – 8,3 дня, 2004 – 8 дней).
Несмотря на позитивные результаты работы по сохранению и укреп
лению здоровья детей, остаются проблемы, которые не могут быть реше
ны на уровне детского сада. Это ограниченное количество помещений
(здание детского сада построено в 1937 году), переуплотненность (сад
укомплектован на 121%), недостаточное медицинское обслуживание
(врач педиатр работает один день в неделю, по 1—2 часа).


Oeeeiiiaa O.I.
ae?aeoi? Eaniianeie n?aaiae
iauaia?aciaaoaeuiie oeieu ? 1

391533, пос. Лесной Шиповского района
Рязанской области, ул. Школьная,
т.: (09136) 3 79 43



Учение с увлечением и желанием
Наша школа — адаптивное образовательное учреждение со смешан
ным контингентом учащихся, где учатся одаренные, обычные и нуждаю
щиеся в коррекционно развивающем обучении дети, а также ведется
обучение на дому.
На основе учета склонностей, способностей, реальных учебных воз
294
можностей осуществляется обучение, воспитание и развитие. В школе
работают следующие типы классов: общеобразовательные, спортивные, с
углубленным изучением английского языка, коррекционно развиваю
щего обучения, повышенного уровня, общеэстетические.
В классах повышенного уровня обучение осуществляется по специ
альным программам, утвержденным Минобразованием РФ. В них с 1 го
класса изучается английский язык, ученики углубленно изучают биоло
гию (10—11 х классы), экологию (9 й класс), физику и математику (10 й
класс).
Хорошо продуманная с точки зрения содержания образования, мето
дического оснащения, управленческих процедур работа в коррекционно
развивающих классах позволяет снять пресловутую проблему второгод
ничества, довести "проблемных" детей до выпуска из основной школы.
Таких классов у нас всего три, но в них работают самые мудрые, лояльные
педагоги с большим педагогическим опытом работы, а также психолог,
логопед, социолог. Они делают все для того, чтобы сформировать у этих
детей позитивное самовосприятие, снять у них комплекс неполноценно
сти. Дети, даже "выравниваясь", не желают уходить из коллектива. Как
правило, в этих классах теплые отношения, налажено сотрудничество
"учитель — ученик — родители".
Отлично поставлена работа педагогов цикла "Искусство" — они вовле
кают детей из классов КРО и общеобразовательных в коллективные твор
ческие дела. Ученики играют в спектаклях, участвуют в концертах.
В 2000/01 учебном году состоялся выпуск 9 го класса коррекции. Из
13 человек продолжили учебу в 10 м классе 3 ученика, в ПТУ — 9, устро
ился на работу — 1 человек. В 2004/05 учебном году состоялся очередной
выпуск. Из 12 человек продолжат учебу в 10 м классе 4, в ПТУ — 8.
В общеэстетических классах начальной школы музыку и хореографию
ведут преподаватели Лесновской школы искусств.
В спортивных классах (3 "Б", 5 "А", 7 "А") 5 часов физкультуры в рас
писании, 1 час внеклассной работы во второй половине дня.
Таким образом, организация разноуровнего и разнопрофильного обу
чения обеспечивает оптимальное образование для всех учащихся, раз
личных по своему уровню подготовки, развитию способностей, ориента
циям, интересам, склонностям и состоянию здоровья.
Приоритетное направление работы — сохранение и укрепление здо
ровья детей. Реализация школьной программы ведется в двух направле
ниях — коррегирующем и общеоздоровляющем.
Наличие медсестры, психолога, логопеда, социолога, совершенство
вание практики физкультурно оздоровительной работы (увеличение до
ли физической нагрузки за счет ритмики, проведения дней здоровья,
спортивных соревнований и состязаний, турслетов, секций по футболу,
ОФП, использование здоровьесберегающих технологий) способствуют
поддержанию здоровья и работоспособности детей.
295
По результатам медосмотра, проведенного в 1992/93 учебном году
констатировалось, что число здоровых детей среди учащихся нашей шко
лы в младших классах не превышает 10 12%, среди учащихся средней
ступени — 8% и среди старшеклассников — 5%.
Но здоровье — одна из высших ценностей для любого человека. Все
имеет смысл, пока мы здоровы. Нет здоровья — и все ЗУНы, добытые ка
торжным трудом школьников и учителей, обесцениваются, превращают
ся в ненужный груз. Убежденность в этом побудила нас к созданию про
граммы "Школа здоровья".
Дети на уроках быстро устают, не могут сосредоточиться, у многих не
сформировано произвольное внимание. В течение года школьники про
пускают много учебного времени: младшие классы — 10%, средние клас
сы — 12%, старшие классы — 9%. Дети не могут выполнить домашнее за
дание, которое задается в пределах нормы. Они мало гуляют, больше си
дят у телевизора.
В 1997 году программа была апробирована. Пройдены начальный и
экспериментальный этапы.
Учителя как могут стремятся смягчить непосильные нагрузки ребят:
изучают их особенности — интеллектуальные, эмоциональные, мотива
ционные и другие, темперамент, характер восприятия учебного материа
ла, тип памяти, функциональную асимметрию полушарий головного
мозга и т.д. На уроках они стремятся создать только благоприятный мо
рально психологический климат, исключают любые факторы, которые
могут негативно повлиять на психофизическое состояние ученика (авто
ритарное давление, грубость, едкую, обидную иронию, бестактность). В
школе ведутся занятия, помогающие школьникам защитить себя от
стрессов, усталости, — ребята овладевают способами психологической
самозащиты.
В образовательном процессе используются элементы педагогических
технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного (упражнения для
глаз и т.д.). Учителя получили подготовку и методические материалы для
проведения занятий.
В результате дети стали меньше болеть, уставать, повысилась успевае
мость, качество знаний. Ученики подтянуты, организованы, учатся с ра
достью, начатое дело доводят до конца. Учителя используют основы пси
хогимнастической релаксации, т.е. физическое развитие идет на основе
ярких положительных эмоций.
Здоровьеразвивающие технологии — это не только жизнь каждого без
болезней, но и гармоническое развитие личности, высокая умственная и
физическая работоспособность.
Педагоги школы творчески отнеслись к корректировке учебных про
грамм, к внедрению здоровьесберегающих технологий в каждый урок. В
начальной школе есть альбомы с разработанными физкультминутками,
дети активно усваивают самомассаж.
296
В существующем базисном учебном плане количество часов не соот
ветствует содержанию учебников по предметам: русский язык, математи
ка, физика, химия, биология. В результате уровень образованности уча
щихся не соответствует тем требованиям, которые предъявляет общество.
Региональный компонент в вариативной части увеличивает часы на физ
культуру, ОБЖ, курсы патриотического воспитания.



Ai?ioiaa N. A.
caaaao?uay aaoneei naaii ? 8

391430, Рязанская область,
г. Сасово, микрорайон “Южный”, д. 37,
т.: 8 09133 2 07 48



Пусть “Чаша жизни” будет полной
Коренные изменения, происходящие на данном этапе современнос
ти, приводят к переосмыслению роли самого человека в преобразовании
общества. Основы личности формируются в детстве. Человек станет ак
тивным и созидательным членом общества, только опираясь на фунда
мент, дарованный ему природой, который нужно непременно укреплять
и сохранять. Этот фундамент — здоровье.
В дошкольном образовании появилось множество программ нового
поколения. Образовательный блок в нашем детском саду представлен
комплексными программами “Радуга”, “Развитие”, парциальными про
граммами С. Николаевой “Юный эколог”, Р.Б. Стеркиной “ОБЖ”, О.С.

<< Пред. стр.

страница 33
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign