LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ми, а, наоборот, способствовать максимальному раскрытию их способно
стей. С этой целью в нашем саду работают кружки: театральная студия,
изостудия, хореография, ансамбль “Ладушки”.
В ДОУ собран материал по работе с одаренными детьми. Проводимая
диагностика одаренности помогла нам внимательнее приглядеться к
каждому воспитаннику, найти искорку таланта, будь то любовь к приро
де или особые спортивные данные и реализовать его в той или иной дея
тельности.
С 2001 года педагоги детского сада сотрудничают с американскими
коллегами. На базе детского сада проведено 4 семинара по обмену опы
279
том работы с одаренными детьми и с детьми с особыми нуждами. Третий
год в ДОУ реализуется программа “Сообщество”, основную идею кото
рой можно выразить китайской пословицей: “Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму”.
Дети, занимающиеся по этой программе, не “приобретают” свои зна
ния у взрослых, а сами “строят” их, организуя различные эксперименты,
анализируя результаты и делая выводы относительно определенных зако
номерностей и связей в окружающей действительности. Они учат друг
друга, одновременно обучая себя, они самостоятельно выбирают предпо
читаемую деятельность, они учатся отвечать за свой выбор и за свои по
ступки. Освоенная воспитателями технология работы по инновационной
вариативной программе “Сообщество” позволяет решать Государствен
ный стандарт дошкольного образования РФ. Эта программа для творчес
ких людей, основывающихся в своей работе на идее сотрудничества ре
бенка и взрослого, и мы предлагаем создать на базе нашего детского сада
учебный центр для дошкольных учреждений города и района по програм
ме “Сообщество”.
Таким образом, создавая условия для выравнивания стартовых воз
можностей детей при поступлении в школу в каждом из названных на
правлений, мы в сумме и имеем ту благоприятную во всех отношениях
среду, которая позволяет нам вырастить развитого, свободно мыслящего,
творчески относящегося к жизни будущего первоклассника. Результат
нашей работы по этой модели — доверие родителей и авторитет в районе,
который помогает нам решать финансовые вопросы. Мы учитываем все
новое, что предлагается наукой и практикой для воспитания и обучения
детей, знакомимся со спецификой работы в других странах и готовы по
делиться этим с вами.
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной
фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия
для формирования здоровья и гармоничного физического развития ре
бенка. О качестве дошкольного образования можно говорить только тог
да, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляю
щая составляющая. Требования к охране и укреплению здоровья до
школьников в рамках любой образовательной программы весьма акту
альны, так как, по последним данным, только 5 — 7% дошкольников здо
ровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями и свыше 65% име
ют функциональные отклонения (например, неврозы). Каждое дошколь
ное образовательное учреждение должно строить свою работу по оздо
ровлению детей в системе, привлекая для этого широкий спектр методов
и средств.
В нашем ДОУ физкультурно оздоровительное направление работы
было выбрано коллективом в связи с общим ухудшением здоровья детей
по итогам медицинского обследования и анализу заболеваемости. Преж
де всего мы составили схему коррекционно оздоровительной работы в
280
детском саду. В ней мы постарались учесть все аспекты укрепления здо
ровья наших воспитанников, а именно указали основные виды оздорови
тельных и профилактических мероприятий, которые возможно прово
дить в ДОУ, определили спектр видов деятельности, где эти мероприятия
могут быть реализованы, а также выделили аспект диагностики и коррек
ции психического и физического развития детей.
Далее мы разработали план проект оздоровительной работы в ДОУ.
Основными задачами укрепления здоровья детей для нас являются следу
ющие:
? организация рационального режима дня;
? создание условий для обеспечения оптимального двигательного ре
жима в соответствии с возрастными потребностями дошкольников;
? осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
? полноценное питание;
? обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
? создание атмосферы психологического комфорта;
? обеспечение безопасности детей.


Ежегодно работа коллектива начинается с педагогического совета “Не
традиционные формы оздоровления дошкольников”, на котором подво
дятся итоги работы за предыдущий год и намечаются новые направления,
определяются темы семинаров и консультаций, а также формы контроля
реализации различных направлений оздоровительной работы.
Ежегодно в ДОУ проводится диагностика физического развития де
тей, на основе результатов которой планируется и, при необходимости,
корректируется работа с детьми. Консультации медицинской сестры и
инструктора по физической культуре всегда несут в себе новую и полез
ную информацию для воспитателей. Психолог детского сада осуществля
ет диагностику, направленную на выявление уровня готовности детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основе результа
тов психологом строится индивидуальная работа с детьми, их родителями
и воспитателями, основной целью которой является безболезненный,
“здоровый”, переход ребенка из детского сада в школу. Большую часть в
работе психолога занимает работа по обеспечению эмоционального бла
гополучия ребенка в ДОУ, а также консультации для воспитателей, каса
ющиеся различных аспектов развития личности маленького ребенка.
Кроме того, в нашем ДОУ есть спецгруппы для детей с ослабленным зре
нием, что также является значимым фактором для усиления внимания
коллектива к проблеме сбережения и укрепления здоровья воспитанни
ков.
В детском саду проводятся разнообразные закаливающие процедуры
водой, воздухом и солнцем, витаминотерапия, разнообразные виды мас
сажа и самомассажа. Система оздоровления учитывает индивидуальные
особенности детей и обеспечивает в течение всего времени пребывания
281
ребенка четкую организацию теплового и воздушного режима в помеще
нии. Воспитатели следят за рациональностью одежды, соблюдением ре
жима прогулок. Для снятия как мышечного, так и умственного напряже
ния с детьми проводятся различные формы физкультминуток, зритель
ная, пальчиковая и дыхательная гимнастики, общеразвивающие упраж
нения с использованием имитационных, танцевальных движений под
музыку. В ДОУ есть современный физкультурный зал, который постоян
но пополняется спортивным инвентарем. Инструктором по физическому
воспитанию подобраны комплексы упражнений для профилактики нару
шений опорно двигательного аппарата. На занятиях используется сухой
бассейн для релаксации и массажа. А помимо занятий регулярно прохо
дят спортивные развлечения, соревнования: “Веселые старты”, “Зимние
забавы”, “Масленица”, “Зов джунглей”, “Праздник Нептуна”, “Русские
богатыри” (совместно с папами) и многое другое. Все перечисленные ме
роприятия, конечно же, позволили существенно снизить уровень заболе
ваемости детей, но, анализируя причины болезней, мы пришли к выводу,
что для более эффективного решения проблемы сохранения и укрепле
ния здоровья наших воспитанников необходимо тесное взаимодействие с
родителями. Традиционно в ДОУ проводятся “Дни здоровья” для родите
лей, на которых они знакомятся с проводимой в детском саду оздорови
тельной работой. Каждый квартал в группах проходят родительские со
брания, на которых кроме прочих проблем обсуждаются и такие: “Как
быстрее адаптировать ребенка в детском саду”, “Безопасность вашего ре
бенка дома и за его пределами”, “Влияние педагогических установок на
психическое развитие ребенка”, “Питание больного ребенка” и др. Для
родителей детей, посещающих спецгруппы, отдельные консультации
проводят специалисты дефектологи, так как ребенок с ослабленным зре
нием требует особого подхода, особой организации личностного про
странства. Наряду с комплексными образовательными программами в
детском саду реализуются и парциальные программы, одной из которых
является программа ранней профилактики химической зависимости сре
ди детей 5 — 6 лет “Рассвет”, основной целью, которой является пропа
ганда здорового образа жизни, первичная профилактика употребления
алкоголя, табака, токсических веществ в среде старшего дошкольного
возраста. У программы много положительных развивающих и формиру
ющих задач, и реализуется она в тесном взаимодействии с родителями де
тей.
Подводя итоги, можно отметить, что такая система работы по оздо
ровлению детей позволяет снизить заболеваемость, вести учет и осущест
влять контроль за реализацией всех направлений программы “Здоровье”,
формировать у детей представление о здоровом образе жизни, познако
мить их с различными видами оздоравливающих процедур, научить их
ответственно относиться к своему здоровью, наладить взаимодействие с
родителями и реализовать еще другие важные задачи.
282
Aaiuaiaa E.A.
ae?aeoi? IIO n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 1

141147, пос. Фряново,
Щёлковский р н, Московская обл.,
ул. Механизаторов д. 12, МОУ средняя
общеобразовательная школа №1,
т.: (09656) 3 50 52



Красивый почерк — это серьезно
Педагогический коллектив нашей школы постоянно ищет новые пути
развития личности детей. В 1992 году группа учителей энтузиастов по
ехала в детский сад г. Сергиева Посада, где ознакомилась с методикой
В.Ф. Базарного. Педагоги убедили родителей будущих первоклассников
использовать в учебном процессе конторки. Тогда нам удалось организо
вать только один класс. Проблема была с покупкой и изготовлением —
каждый родитель заплатил в те времена более 2000 рублей за конторку,
которой ученики пользуются до настоящего времени.
Поселок Фряново обслуживает небольшая больница, в которой нет
ряда специалистов: хирурга ортопеда, логопеда, психиатра. Учеников
школы наблюдает врач, который работает на 1/4 ставки. Обследование
детей специалистами проходит только перед поступлением в школу, все
систематические медицинские наблюдения ведет медсестра и психолого
педагогический консилиум школы. Отмечено, что дети, работающие в
режиме “стоя сидя”, отличаются от ребят в контрольных классах раскре
пощенностью, свободой; они более спокойные, уверенные и уравнове
шенные. Ребята не были подвержены резкому скачку по росту и весу, т.е.
шло пропорциональное развитие организма; практически ни у кого нет
ухудшения зрения.
Использование здоровьеукрепляющей системы В.Ф. Базарного по
зволяет обеспечить не только активную подвижность детей на уроке, но и
дидактического материала, используемого при обучении, что способству
ет профилактике школьных форм патологий, развитию здоровой, рас
крепощенной творческой личности. В своей работе по этой системе учи
тель планирует и учитывает не только умственные нагрузки — объем
письменных работ, число примеров, задач, но и физические компоненты
(работа мышц), которые остаются вне поля зрения в обычных классах.
Ряд исследований показывает, что человек, особенно ребенок, наиболее
эффективно думает (воспроизводит образы по памяти) только тогда, ко
гда двигается. Следовательно, психический процесс осуществляется не
283
только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом, всей мо
торной телесностью.
Многолетнее “сидение” ребенка в школе есть феномен своеобразного
“расщепления” чувственного от психического, поэтому нами избрана
методология динамических, т.е. меняющихся положений (стоя — сидя, а
иногда и лежа на ковре). Поскольку ученик изначально имеет свободу та
кого выбора, он ощущает комфортность.
Залог устойчивого повышения уровня функционального состояния
центральной и вегетативной нервных систем и зрительного анализатора
— наклонная поверхность столов. Ученики не сидят за школьным сто
лом, а в основном стоят за конторкой, рабочая поверхность которой на
клонена под углом 14—18° и регулируется по высоте, создавая удобное ра
бочее место каждому ребенку.
Еще одна из биологических предпосылок нормального развития, ко
торую мы используем, — метод пространства, т.е. построение занятий в
режиме подвижных объектов и расширенных зрительных горизонтов.
Зрительно пространственная активность в режиме школьного урока до
стигается за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного ди
дактического материала: это подвесные таблицы, настенные экологичес
кие буквари в виде динамических картин с подвижными объектами.
Расширению зрительно двигательной активности способствуют разно
образные физкультминутки для глаз с периодичностью через 10—15 минут
на каждом уроке с помощью расположенных в пространстве ориентиров и
бумажных офтальмотренажеров в виде разного рода траекторий (восьмерок
разного цвета, изображенных на потолке классных комнат, и волнистых,
спиралеобразных линий над доской), по которым дети “бегают” глазами.
Кроме того, на уроках используются упражнения и элементы гимнас
тики для тренировки мышц глаз, рекомендованные китайским врачом
Шэном, жившим в ХVI веке. Ребята с удовольствием делают гимнастику
в школе и дома.
В последнее время учителя являются свидетелями того, что у детей из
менился почерк. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одна из причин
этого феномена — раннее использование шариковых ручек в учебном про
цессе. В процессе письма перьевой ручкой ребенок в группе продленного
дня постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе
эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений
(отрывов). При письме же шариковой ручкой, т.е. при безотрывном пись
ме, усилию сопутствует режим пролонгированной мышечно тонической
напряженности, угнетающей и разрушающей ритмическую основу в орга
низации непроизвольной моторики. Не случайно поэтому, что в процессе
письма шариковой ручкой нарастают признаки утомления детей.
Наша школа, одна из немногих в Щёлковском районе, имеет плава
тельный бассейн. Он позволяет всем учащимся 2—7 классов на уроках
плавания закалять организм, укреплять и развивать мышцы, сердечно
284
сосудистую и дыхательную системы, положительно влияет на нервную
систему. При формировании групп мы учитываем рекомендации ученых:
еще в детском саду девочки должны быть в разных группах с мальчиками,
чтобы в девочках воспитывалась женственность, а в мальчиках сила и вы
носливость. Перед началом занятий ребята имеют возможность потрени
роваться на тренажере “беговая дорожка” или поупражнять отдельные
группы мышц “электрическим массажером”.
По утверждению великого педагога Василия Александровича Сухом
линского, “забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитар
но гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, пита
нию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества”. Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача
учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в
процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологичес
ким особенностям.



Aai?ia ?.A.
ae?aeoi? Oioueianeie oeieu-eioa?iaoa
aey aaoae n oy?aeuie ia?ooaieyie ?a?e,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O

141351, Московская область,
Сергиево Посадский район,
г. Хотьково, п/о Жучки, Хотьковская школа интернат
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
т.: (095) 993 00 65, (09654) 3 14 46, 3 03 77



Эксперимент оказался удачным
Контингент учащихся нашей школы — это дети, страдающие общим
недоразвитием речи и тяжелым фонетико фонематическим недоразви
тием. Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное речевое нарушение,
обусловленное органическим поражением центральной нервной системы
или периферического отдела речевого аппарата (речевые нарушения —
алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Фонетико фонематическое не
доразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произ
носительной системы у детей с различными формами речевой патологии
(прежде всего, с ринолалией и дизартрией). При тяжелых нарушениях ре
чи у детей часто наблюдается вторичная задержка психического разви
тия, своеобразие эмоционально волевой сферы, а также соматические
285
отклонения. Поэтому внедрение оздоровительных технологий в деятель
ность школы интерната было необходимо. Кроме этого, социальный со
став учащихся (дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
дети из неполных и неблагополучных семей) нацеливал на решение
проблем по сохранению здоровья детей.
Работа по внедрению оздоровительных технологий начата с 1992 года.
В 1992 году по согласованию с Департаментом по образованию Админи
страции Московской области на базе школы была открыта эксперимен
тальная логопедическая площадка. Тема эксперимента: “Использование
физиолого здравоохранительных технологий сенсомоторного раскрепо
щения детей в практике учебно познавательного процесса речевой шко
лы”. Сроки проведения эксперимента: 1992—1996 годы. Научный руко
водитель — В.Ф. Базарный.
В 1992 году группа учителей школы была направлена на общероссий
скую конференцию, проводимую Российским Фондом “Земля и дети” по
теме “Воспитание здорового ребенка” для знакомства с опытом работы
Базарного В.Ф., Иванова В.В., Яковлева Л.А. по этой проблеме. Было
разработано положение об учителе экспериментаторе, и педагоги вклю
чились в работу.
Программа эксперимента состояла из двух этапов: 1992/93 учебный
год — подготовительный, 1993—1996 учебные годы — проведение экспе
римента в 0—3 классах.
Учителя логопеды использовали методику Базарного В.Ф. примени
тельно к программам речевой школы с учетом психофизических особен
ностей детей с тяжелыми нарушениями речи. В начале и в конце учебно
го года учителя и медработник проводили обследование учащихся в экс
периментальных и контрольных классах по следующим параметрам. Об
следование физических данных: базовое чувство координации движений,
острота зрения, рабочая зрительная дистанция, острота слуха. Обследо
вание различных видов памяти: образная, вербальная, ассоциативная.
Скорость произнесения десяти слов усложняющейся структуры.
Анализ полученных результатов позволил сделать выводы, что показа
тели по всем параметрам улучшались. Кроме того, на 2,5% снизилась за
болеваемость учащихся в экспериментальных классах (с учетом хрониче
ских заболеваний).
В 1996 году эксперимент был завершен. Анализ ежегодных результатов
показал, что использование в работе оздоровительных технологий Базар
ного В.Ф. приносит хорошие результаты: оказывает положительное вли
яние на физическое здоровье детей, на развитие речевых и неречевых
функций. Поэтому работа с использованием элементов здоровьесберега
ющих технологий продолжается. В 2002 году школа приняла участие в об
ластных педагогических чтениях по данной проблеме.
С 2003 года в рамках интегрированного курса “Окружающий мир” в 0
4 х классах проводятся “Уроки здоровья”, в которые включена работа в 0
286
2 классах по учебно методическому комплекту “Разговор о правильном
питании”, разработанному специалистами Института возрастной физио
логии РАО. Комплект допущен к использованию Министерством образо
вания РФ.
С 2002 года в школе функционирует психологическая служба, которая
осуществляет работу по сохранению психического и эмоционального
здоровья:
— изучение и предупреждение причин и форм дезадаптации на раз
личных этапах обучения;
— групповая и индивидуальная диагностическая и коррекционная ра
бота;
— снятие эмоционального и психического напряжения (оборудован
кабинет психической разгрузки);
— психологическое просвещение педагогов и родителей.
Социальная служба школы осуществляет работу по профилактике
вредных привычек и охране детства.
Вопрос влияния организации учебно коррекционного процесса на
здоровье детей включен в ВШК. Периодически проводятся наблюдения
и проверки выполнения санитарно — гигиенических требований к уроку,
рекомендованных Минздравом:
— обстановка и гигиенические условия: температурный режим, осве
щенность и т.д.;
— разнообразие видов учебной деятельности;
— продолжительность и частота чередования различных видов учеб
ной деятельности;
— методы преподавания: словесные, наглядные, аудио и т.д. и их чере
дование;
— методы активизации познавательной деятельности;
— место и длительность применения ТСО;
— позы учащихся, осанка;
— физминутки, релаксация, зрительная гимнастика, их место, содер
жание и продолжительность;
— включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни;
— учебная мотивация;
— психологический климат на уроке;
— эмоциональное состояние учителя и учащихся;
— плотность урока;
— момент наступления утомления;
— темп и особенности окончания урока.
Результаты наблюдений в ходе уроков систематизируются, обобщают
ся, обсуждаются на административных совещаниях и педагогических сове
тах, даются рекомендации по использованию опыта отдельных учителей.
На базе школы проводятся РМО и семинары для районных образова
287
тельных учреждений по проблеме сохранения здоровья учащихся. УМЦО
при Департаменте образования Сергиево Посадского района обеспечил
нас в 2005 году методическими пособиями “Разговор о правильном пита
нии”, проведен установочный семинар по данной проблеме.
Некоторые родители с пониманием относятся к проводимой здоровь
есберегающей работе, но основной контингент наших учащихся — это
дети сироты, опекаемые, социальные сироты, дети из неполных и небла
гополучных семей. Такие семьи, как правило, помощи интернату не ока
зывают.




Рязанская область



Aeeieia A.A.
ae?aeoi? n?aaiae oeieu ? 63 a. ?ycaie

г. Рязань, ул. Тимакова, 9,
т.: (90912) 41 41 90



Школа здоровья — от рассвета до заката
Педагогический коллектив решил обратиться к проблеме здоровьес
бережения детей с открытия школы (1980). Нас побудил к этому рост за
болеваемости детей, увеличение детских стрессов, тревожность учащих

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign