LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

го обучения (11 учащихся по медицинским показаниям находятся на ин
дивидуальном обучении, 5 — на экстернате), восемь классов художест
венно эстетической направленности, пять гуманитарных, три физико
математических, двадцать восемь общеобразовательных.
В учебный план введен третий урок физкультуры (динамическая пау
за), в начальной школе — ритмика, урок здоровья, факультативные кур
сы, психология общения. Коррекционную работу в классе компенсирую
щего обучения ведут специалисты.
В школе проводится мониторинг за состоянием развития учащихся.
Выясняется влияние организации учебного процесса на их здоровье (по
методике, разработанной педагогами школы № 76 г. Ижевска, Удмуртия)
по следующим показателям:
270
1. Физиологическим: заболеваемость учащихся; факторы, влияющие
на физиологическое здоровье (в том числе показатели санитарно гигие
нического состояния классов и школы, организованное питание и др.).
2. Физическим: количество детей по группам физкультуры; количест
во учащихся с признаками повышения и снижения основных физичес
ких параметров (роста, веса, силовых показателей).
3. Психическим: количество детей с признаками школьной дезадапта
ции.
4. Показателям интеллекта: успеваемости и качества знаний; результа
там олимпиад, интеллектуальных конкурсов и смотров; анализ уровней
обученности.
Показатели отражаются в специально разработанных и утвержденных
формах отчетности (паспорт здоровья класса и школы), которые запол
няются в конце учебного года и позволяют сравнивать состояние здоро
вья учеников в этом году с предыдущими годами работы или с другими
учебными заведениями города, области, России.
За период работы школы в режиме валеологического мониторинга
были получены следующие результаты:
— снизилась заболеваемость простудными заболеваниями на 72%;
— увеличилось количество детей I группы здоровья до 36,7%;
— уменьшилось количество детей с ослабленным зрением на 52%;
— уменьшилось количество детей с нарушение осанки на 41,8%;
— уменьшилось количество диспансерных детей на 56,8%;
— качественно изменилось санитарное состояние школы;
— уменьшилось количество детей, занимающихся в подготовительной
и специальной группах физкультуры;
— улучшился психологический микроклимат в различных социаль
ных группах.
Опыт показывает, что валеологический мониторинг позволяет норма
лизовать и предотвратить развитие начальных форм патологических из
менений у учащихся, повысить сопротивляемость их организма к различ
ным заболеваниям, устранить ряд учебных факторов риска, поднять уро
вень работоспособности школьников и тем самым повысить продуктив
ность их обучения.
Наша работа в рамках программы “Школа здоровья” дала следующие
результаты:
1. Медицинские:
— снижение заболеваемости по обращениям к врачам;
— снижение обострений хронических заболеваний;
— увеличение контингента учащихся, занимающихся в основной
группе по физкультуре;
— снижение количества пропусков занятий по болезни.
2. Психолого педагогические:
— повышение успеваемости;
271
— снижение уровня тревожности среди учащихся;
— уменьшение числа конфликтных ситуаций;
— уменьшение числа правонарушений.
3. Социально экономические:
— увеличение числа учащихся, посещающих факультативы, кружки,
секции;
— повышение уровня социальной адаптации отдельных групп уча
щихся (инвалидов, школьников из неблагополучных семей);
— рост квалификации педагогов в вопросах медико социальной за
щиты учащихся;
— развитие материально технической базы школы в целях улучшения
состояния здоровья педагогов и учащихся.
Этих результатов школа добилась благодаря поддержке администра
ции города и лично ее главы Николаева Алексея Витальевича, управле
ния образования и здравоохранения, а также родительской общественно
сти. На основе опыта работы нашей школы по созданию здоровьесбере
гающей образовательной среды в городе была принята целевая програм
ма “Школа здоровья и образования”. На базе школы были проведены се
минары, научно практические конференции на уровне города, области,
где подробно нами освещались вопросы по созданию “Школы здоровья”.
Работа школы получила достойную оценку коллег города, области и Ми
нистерства образования Московской области. В 2004 году школа стала
победителем областного конкурса “Лучшие школы Подмосковья”, а так
же заняла I место во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здо
ровья”.
Успехов мы добились в том числе и благодаря тому, что имеем серьез
ную поддержку родителей. Школа привлекает родителей к проведению
совместных спортивных праздников, конкурсов, соревнований, Дней
здоровья.
В нашей школе частично используются педагогические технологии
доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Администрация школы приобрела ростомерные парты с наклонной
поверхностью, офтальмотренажер “Бегущие огоньки”, кварцевые лам
пы, люстры Чижевского.
Был проведен семинар, на котором педагоги школы познакомились с
педагогическими технологиями, позволяющими обучать детей сохранять
и укреплять их здоровье по системе В.Ф. Базарного.
В проведении уроков используются следующие технологии:
— занятия проводятся в режиме динамических поз, для чего использу
ются ростомерные парты с наклонной поверхностью;
— в начальной школе занятия проводятся в режиме движения нагляд
ного материала, для чего учителя используют карточки с заданиями и от
ветами, а также специальные “держалки”, которые позволяют переклю
чить внимание детей с ближнего на дальнее и сформировать у них само
272
управляющий шаговый логоритм при чтении, способствующий разви
тию речемоторной функции;
— на уроках для разминок и упражнений на мышечно телесную и зри
тельную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реак
ции используется офтальмотренажер “Бегущие огоньки”;
— для разминок и упражнений глаз используется “Танцующая вось
мерка” — специальные геометрические зрительные траектории, располо
женные на потолке. Для снятия общего напряжения и отдыха глаз учащи
еся несколько раз пробегают глазами по разноцветным линиям восьмер
ки;
— в школе работает хоровая студия, которая состоит из хора мальчи
ков, вокальных групп девочек и смешанного хора учащихся начальной
школы;
— особое внимание уделяется трудовому воспитанию: стены школы
оформлены работами учеников художественно эстетических классов, ак
тивное участие дети принимают в озеленении пришкольного участка.
Наши ученики умеют ценить чужой труд, так как каждый класс отвечает
за порядок на закрепленной за ним территории школы.
В начале и в конце учебного года проводится экспресс диагностика
учащихся, с результатами которой родители знакомятся на родительских
собраниях.
Мы считаем, что вся работа, которую мы проводим по системе В.Ф.
Базарного, помогает в сохранении и укреплении здоровья учащихся на
шей школы.


Nooaeoneay O.A.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 2

Московская область, Пушкинский район,
п. Софрино, ул. Школьная, 3,
т.: (09653) 1 32 44



Начальная школа — фундамент здоровья
Наша школа расположена в Софрине — промышленном поселке с
различными предприятиями. Это также крупный железнодорожный
узел. Социальный состав родительской общественности — в основном
рабочие.
В школе — 24 класса, в которых обучаются 450 учащихся. С 2000 года
педколлектив работает над реализацией программы “Педагогика здоро
вья”, рассчитанной на пять лет.
273
Анализ структуры заболеваемости учеников выявил ведущие формы
патологий: снижение остроты зрения, психоневрологические наруше
ния, нарушения опорно двигательного аппарата. Наличие в школе боль
шого количества детей с различными отклонениями в состоянии здоро
вья, неблагоприятная экология, социальный состав родителей — все это
побудило коллектив выдвинуть на первое место проблему охраны и ук
репления здоровья школьников.
Школа в ходе реализации программы проводит совместную деятель
ность с поликлиникой п. Софрино. Помощь медиков носит организаци
онный, лечебно профилактический, консультативный, просветитель
ский характер.
Для создания адаптивной модели школы педагоги внедряют в образо
вательный и воспитательный процесс педагогические здоровьесберегаю
щие технологии. Среди них:
— режим работы школы в одну смену, начальная школа расположена
в отдельном здании;
— нормализация учебной нагрузки по каждому предмету, оптималь
ное расписание с учетом трудности предметов;
— создание доброжелательных отношений ученика и учителя;
— использование положительной мотивации, способствующей само
реализации ученика (дифференцированный и индивидуальный подход);
— гибкость структуры урока в соответствии с особенностями класса;
— внедрение новых педагогических технологий — модульное обуче
ние, мастерские и др.;
— интеграция тем здоровья в предметы учебного цикла (среднее зве
но);
— введение в учебный план школы предметов: “Педагогика здоровья”
(1—4 кл., автор В.Н. Касаткин), “Школа младшей медицинской сестры”
(10 кл., школьный компонент);
— для снижения статического напряжения, тревожности учителя ис
пользуют релаксационную паузу, офтальмотренажеры, экологические
панно, конторки (начальная школа);
— комфортность предметной среды и уют в школе;
— исследование школьным психологом уровня тревожности и утом
ляемости;
— создание кабинета релаксации и аэроароматерапии.
В ходе реализации школьной программы “Педагогика здоровья” в на
чальной школе были частично использованы педагогические технологии
В.Ф. Базарного. Изучая структуру заболеваний детей — снижение остро
ты зрения, нарушения опорно двигательного аппарата, педколлектив
стал искать методики, которые помогли бы избежать данных патологий
или уменьшить их.
Технологии В.Ф. Базарного оказались реально связанными с учебным
процессом, школьной программой “Педагогика здоровья”, хорошо вос
274
производимыми. По инициативе директора в штатное расписание были
включены единицы — медицинской сестры, заместителя директора по
эксперименту (И.Л. Молотова), школьного психолога. Одновременно
модернизировали медицинский, стоматологический кабинеты, открыли
фитобар (принятие кислородного коктейля и фиточаев), массажный ка
бинет.
Режим динамических поз с использованием специальной мебели
(конторки), физические упражнения в режиме стоя в середине каждого
урока, автоматизированные сенсорные тренажи (“бегущие огоньки”),
зрительно координаторные тренажи с помощью схемы универсальных
символов (СУС) были введены в учебный процесс. В классах было уста
новлено специальное оборудование, педагоги были ознакомлены с мето
дикой и обеспечены методической и научной литературой, прошли кур
сы повышения квалификации. Итоги внедрения данной технологии в
учебный процесс начальной школы были заслушаны на педагогических
советах, родительских собраниях. В нашей школе есть технологически
воспроизводимый опыт организации урока по данным технологиям в те
чение нескольких лет (вся начальная школа).
В школе создана система внеурочной оздоровительной работы, кото
рая носит комплексный характер. Её центром является координацион
ный совет, который объединяет все направления работы с целью разви
тия и сохранения физических, психических и социальных качеств здоро
вья обучающихся.
В структуру системы внеурочной оздоровительной работы входит до
полнительное образование с несколькими направлениями:
— спортивное (секции баскетбола, волейбола, военно спортивный
клуб “Патриот”);
— художественно эстетическое (кружки — фольклорный, танцеваль
ный, хоровое пение, народные промыслы);
— система школьного самоуправления (социальный аспект — про
фильные деятельные комиссии — культурный досуг, спорт и здоровье);
— сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образо
вания (музыкальная школа, Пушкинский ЦДТ);
— психологическая служба (индивидуальные консультации для обуча
ющихся и родителей, клуб “Подросток”);
— сотрудничество с ассоциацией “Народный СпортПарк”, оздорови
тельным комплексом “Софрино.
В течение пяти лет в школе летом работает оздоровительный лагерь,
где обязательно присутствует адресное оздоровление (дети группы “Д”).
Базисный учебный план, на основе которого составляется годовой
учебный план школы, не учитывает индивидуальных особенностей обу
чающихся и имеет трафаретный характер — один два урока в неделю по
предметам. Особенно негативно это сказывается в среднем и старшем
звене. В школах с небольшим количеством классов в старшем звене про
275
фильное обучение организовать практически невозможно, поэтому необ
ходимо дать возможность ученику составлять индивидуальный план на
основе базисного плана.
Любая программа будет реализована только при наличии финансиро
вания и кадров. С этими трудностями столкнулась и наша школа. Только
проделав определенную работу и добившись результатов, мы получили
финансовую помощь от глав администрации Пушкинского района О.Г.
Копылова и поселка Софрино М. П. Поливановой, начальника управле
ния образования Толмачёва С.С.
Соседние учебные учреждения, софринская средняя школа № 1, пуш
кинская средняя школа № 9, положительно восприняли нашу работу и
частично использовали её опыт.
В школе были проведены: региональный семинар образовательных
учреждений Пушкинского района “Организация работы школы по физи
ческому оздоровлению и духовному воспитанию школьников”, районное
методическое объединение учителей начальных классов Пушкинского
района по теме “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе”.
Школа участвовала в межведомственной научно практической конфе
ренции “Человеческие ресурсы России — резерв здоровья и работоспо
собности”. Проводятся совместные заседания Управления здравоохране
ния, Управления образования и школ района.
Созданию программы “Педагогика здоровья” предшествовал этап из
учения потребностей в сохранении и укреплении здоровья и организации
профилактической работы в школе. Проводилось анкетирование детей и
родителей. Исследование показало, что обучающиеся и их родители
осознают важность здоровья и его укрепления, хотя не связывают это с
успехами в учебе. Они осознают собственную ответственность за сохра
нение здоровья и хотят больше узнать о том, как его сохранить. Также вы
явлены половозрастные различия во мнениях и заинтересованности де
тей в отдельных вопросах укрепления здоровья. Это доказывает необхо
димость разработки дифференцированных подходов в обучении детей
здоровому образу жизни.
Педагогический коллектив пришел к единому мнению, что обучение
здоровому образу жизни должно начинаться в начальной школе и под
держиваться в течение всего периода обучения в школе.




276
Ee?oeia A.A.
caaaao?uay IAIO Oaio? ?acaeoey
?aaaiea — aaoneee naa ? 19 “I?aeea”

141800, г. Дмитров Московской области,
ул. Маркова, 9 А,
т.: (09622) 3 47 24



Будущим первоклассникам — равный старт
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной
фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия
для формирования здорового и гармонично развитого ребенка. Все мы
понимаем, что дети, поступающие в детский сад, весьма разные по своим
физическим и интеллектуальным данным. Тем более это ярко проявляет
ся в нашем дошкольном учреждении, так как из 12 групп 4 являются спе
циализированными по зрению и одна для детей с различными нарушени
ями речевого развития. Мы считаем, что именно среда, в которой ребе
нок проводит большую часть своего времени, оказывает максимальное
воздействие на его физическое, психологическое, моральное, социально
нравственное и любое другое развитие. Работая с ребенком в детском са
ду, мы имеем перед собой основной ориентир — нужно подготовить его к
обучению в школе. Но, кроме того, мы хотим работать с любым ребенком
так, чтобы он не чувствовал себя хуже других, чтобы он смог пробовать
себя в разных видах творческой деятельности, чтобы он умел общаться со
сверстниками и взрослыми и чтобы родители увидели, какой способный,
умный и творческий у них ребенок.
Наша модель работы включает в себя насколько направлений. Одно
из основных — здоровье.
По итогам медицинского обследования и анализу заболеваемости мы
сделали выводы об общем ухудшении здоровья дошкольников. Был раз
работан план проект оздоровительной работы в ДОУ. Основными задача
ми для нас являются: организация рационального режима дня, полно
ценное питание, создание атмосферы психологического комфорта и т.д.
Как мы реализуем эти задачи? В ДОУ есть современный физкультур
ный зал, который постоянно пополняется спортивным инвентарем. По
добраны комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно
двигательного аппарата. На занятиях используется сухой бассейн для ре
лаксации и массажа, проводятся разнообразные закаливающие процеду
ры, витаминотерапия. Воспитатели ежедневно используют в работе с де
тьми различные формы физкультминуток, зрительную, пальчиковую и
дыхательную гимнастики. Помимо занятий регулярно проходят спортив
277
ные развлечения, соревнования. Мы принимаем активное участие во
всех районных спортивных мероприятиях, выходим из стен ДОУ на стар
товые площадки стадиона “Локомотив”, ФОКа, бассейна. В результате
достаточно отчетливо наметилась тенденция снижения заболеваемости,
повысилась посещаемость детского сада.
Работа с детьми в спецгруппах по зрению — особая. Чаще всего к
проблемам со зрением добавляются проблемы общего психического и
интеллектуального развития, а также проблемы общения. В нашем дет
ском саду организован кабинет охраны зрения — единственный в районе.
Дети с ослабленным зрением находятся под контролем врача офтальмо
лога, прошедшего обучение по современному методу БОС, получают
здесь все необходимые коррекционные процедуры. Учителя дефектологи
работают с детьми по технологии В.Ф. Базарного в подгруппах и индиви
дуально. На занятиях дети могут сидеть, стоять, лежать на ковре. С ребя
тами старшего и дошкольного возраста используется “Экологическая
стенка”. Для расслабления зрительных мышц и тренировки глазодвига
тельных мышц популярен тренажер “восьмерка”. В детском саду обору
дованы 3 дефектологических кабинета с большим количеством методиче
ских материалов и дидактических пособий. В результате кропотливой ра
боты всех специалистов 70—80% детей, поступающих в школу из спец
групп, имеют среднюю и высокую степень остроты зрения. В среднем на
момент поступления в школу только 10% детей имеют низкий уровень
развития основных познавательных процессов.
Коррекция развития речи — еще одно направление нашей работы. Ни
для кого не секрет, что при общем прогрессе науки речевое развитие детей
стремительно снижается. Поэтому занятия по развитию и коррекции ре
чи в дошкольном учреждении приобретают огромное значение. В нашем
саду организован хорошо оснащенный логопедический кабинет, в кото
ром работает учитель логопед высшей квалификационной категории.
Кроме того, в логопедической группе введены занятия логоритмикой,
которые проводит музыкальный руководитель. У 80% выпускников лого
педической группы звуковая сторона речи соответствует норме. Практи
чески все дети умеют читать, писать под диктовку слова и простые пред
ложения. Воспитатели группы постоянно контролируют произношение
детей, правильность построения предложений, организуют различные
викторины и конкурсы, стимулирующие речевую активность детей.
Интеллектуальное развитие дошкольников тоже в поле нашего вни
мания. Здесь большая роль принадлежит психологической службе ДОУ.
Диагностика уровня развития познавательных процессов, мотивацион
ной и произвольной стороны психического развития детей старших и
подготовительных групп позволяет выявить индивидуальные особеннос
ти и проблемы каждого ребенка, построить при необходимости индиви
дуальные коррекционные программы, помочь родителям и воспитателям
понять исключительность каждого малыша.
278
Три года работает в детском саду кружок “Адаптация к школе”, кото
рый ведет учитель начальных классов. В процессе ознакомления детей со
звуковой и содержательной стороной речи, с элементарными математи
ческими представлениями решаются и другие, не менее важные задачи, а
именно освоение новой социальной роли ученика.
По данным психолого педагогической диагностики первоклассни
ков, выпускники нашего детского сада, занимавшиеся в кружке “Адапта
ция к школе”, демонстрируют более высокий уровень готовности к
школьному обучению.
Важным направлением в работе является также так называемое соци
альное направление, под которым подразумевается адаптация детей из
проблемных семей, а также из неполных семей. Психологические, эмо
циональные проблемы этих ребятишек очевидны. Но ведь дети не отве
чают за своих родителей, они только часто несут на себе груз их ошибок,
поэтому мы считаем очень важным создание психологического комфор
та для детей из таких семей, а также оказание посильной помощи и роди
телям. В течение года мы организуем различные лектории для родителей,
в том числе и по программе профилактики употребления психоактивных
веществ “Рассвет”, приглашаем специалистов из центра “Остров надеж
ды”. Работая с детьми, мы стараемся уделять как можно больше внима
ния нравственному и духовному развитию малышей, в обсуждении про
читанных сказок и рассказов, просмотренных фильмов педагоги всегда
делают акцент на честных поступках, сравнении добра и зла, внимании и
заботе к другим людям. Два года детский сад сотрудничает с центром
“Русский дом”. Начата совместная работа со школой № 9 по реализации
программы знакомства с истоками русской народной культуры.
Развитие творческих возможностей дошкольников и работа с одарен
ными детьми — тоже предмет нашей заботы. Именно в дошкольном воз
расте закладывается “привычка” относиться творчески к окружающей
действительности, “привычка” видеть в том, что тебя окружает, не толь
ко и не столько средство личного материального обогащения, а материал
для самовыражения с пользой для других. И мы хотим, чтобы к творчес
тву были способны все наши воспитанники. А что касается работы с ода
ренными детьми, то здесь наша задача не уравнять их со всеми остальны

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign