LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

шого мира, в котором предстоит жить, радоваться, преодолевать печаль,
бороться, добиваться своей цели и главное — верить в себя.
Урок окончен, но я знаю, что после ужина (я работаю во вторую смену)
класс опять наполнится хоть на 5 10 минут, и тут я уже “вынуждена” играть
по заказу — у каждого есть свои любимые произведения. И я рада этому.
Если успеть приоткрыть дверь в мир искусства и помочь соприкоснуться,
увидеть, почувствовать завораживающую его красоту и состояние души, то
ребенок будет сам стремиться в этот мир, сам искать, сам интересоваться.
А это и есть путь к самосовершенствованию, которое так необходимо
для формирования личности.
261
Московская область


Aiiaa?aiei E.E.
ae?aeoi? aeiiacee ? 2

143922, пос. Заря
Балашихинского района
Московской области, ул. Садовая, 10,
т.: (095) 525 82 00



Боткин предупреждал…
С 1994 года, то есть со дня основания нашей гимназии, приоритетной
задачей своей деятельности педколлектив считает создание благоприят
ных социально психологических условий для успешного обучения, раз
вития, сохранения физического и психоэмоционального здоровья обуча
ющихся.
У нас разработана и реализуется целевая программа “Здоровьесбере
гающие основы организации учебно воспитательного процесса в МОУ
“Гимназия № 2” на 2002—2006 гг.”. В основе программы лежит современ
ная трехкомпонентная модель здоровья, где его физические, нравствен
но психологические и социальные аспекты являются неразрывными,
гармонически едиными и дополняющими друг друга. Цель программы –
создание такой модели школы, которая бы объединила процессы обуче
ния, воспитания, развития и оздоровления детей в единый образователь
ный процесс и включила бы всех его участников (детей, учителей, роди
телей, психологов, медицинских работников, логопедов, дефектологов,
социальные службы, работников дополнительного образования) в одно
образовательное пространство.
К решению столь сложной задачи коллектив гимназии побудили ре
зультаты ежегодно проводимого мониторинга здоровья учеников, его
сравнительный многолетний анализ и выявленные негативные тенден
ции:
— неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в пер
вый класс (так, 50% детей шести лет, пришедших в гимназию в 2004 году,
имели документально подтвержденные функциональные и хронические
заболевания);
— общее снижение абсолютно здоровых учеников (около 10% от об
щего числа обучающихся);
— отсутствие функциональных и хронических заболеваний отмечает
ся только у 8—10% выпускников;
262
— более высокая заболеваемость в гимназических классах и классах с
углубленным изучением предметов, а также у учащихся критических
групп (5 е, 9 е, 11 е классы). У этих же категорий учеников отмечается и
более высокий уровень тревожности и более низкая стрессоустойчивость;
— лидерство тех болезней, которые еще в конце ХIХ века выдающие
ся отечественные физиологи Боткин и Эрисман определили как школь
ную патологию.
На первом месте отмечается снижение остроты зрения от 17% в 2001
году до 15% в 2005 году (и хотя в гимназии наблюдается медленное, но не
уклонное снижение этого показателя, он все еще недопустимо высок,
примерно у каждого 7 го ученика отмечаются проблемы со зрением); на
втором месте – заболевания опорно двигательного аппарата, соответ
ственно нарушение осанки 12,6% в 2001 году и 6,9% — в 2005 году, сколи
оз 5,1% в 2001 году, 4,6% — в 2005 году, плоскостопие 4,4% в 2001 году и
1% — в 2005 году. Здесь также наблюдается тенденция к снижению, но ес
ли учесть, что у каждого 9 го ученика гимназии есть заболевание систе
мы, определяющей в будущем здоровье всего организма, то все же эти ци
фры следует считать высокими.
Высокими являются показатели заболеваний центральной нервной
системы и вегетососудистой дистонией (примерно 5% от общего показа
теля заболеваемости в 2005 году).
Помимо мониторинговых исследований психологической службы
гимназии в 2002 и 2004 учебном году были проведены социологические
микроисследования, инициированные администрацией гимназии, “Ор
ганизация учебно воспитательного процесса и здоровье учащихся”, це
лью которых было изучение уровня удовлетворенности организацией
учебно воспитательного процесса, степени перегруженности учащихся.
Основное внимание уделялось следующим вопросам: режим работы гим
назии, степень удовлетворенности расписанием занятий, степень дози
рования материала с учетом профильности обучения, наличие перегру
зок по домашним заданиям, организация рабочего дня учащегося. В ис
следовании принимали участие ученики 5—11 х классов и их родители.
Результаты всего исследования достойны отдельной монографии, но
некоторые выводы следует привести:
— на вопрос, нравится ли тебе учиться в нашей гимназии, положи
тельный ответ дали 70% учащихся;
— 48% родителей отметили нехватку времени у детей для отдыха;
— 56% родителей указали на частичное соответствие расписания учеб
ных занятий уровню физического здоровья ребенка;
— усталость после дня занятий отметили 59% детей и 60% родителей,
а в конце недели – 67% детей и 71% родителей;
— было выявлено превышение временных затрат на выполнение до
машнего задания у 64% учащихся 5 х классов, 56% — 7 х классов, 28% —
8 х классов, 39% — 9 х классов, 57% — 10 х классов. Был зафиксирован
263
факт наличия значительных перегрузок у учащихся 8 х, 9 х и 10 х клас
сов;
— 27% детей и 34% родителей указали, что в качестве домашнего зада
ния имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ;
— 82% детей испытывали эмоциональные перегрузки.
Результаты микроисследований позволили также ранжировать гимна
зические факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии и
здоровье детей. К их числу мы отнесли: интенсификацию учебного про
цесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным воз
можностям гимназистов; стрессовые педагогические тактики; недоста
точную грамотность родителей и педагогов в вопросах сохранения и ук
репления здоровья; разрушение служб школьного врачебного контроля и
отсутствие интереса и реальной помощи со стороны органов здравоохра
нения, которые свели всю работу со школой к проведению профилакти
ческих прививок.
Результаты исследований определили основные направления реализа
ции программы по здоровьесбережению обучающихся. Ими стали диа
гностическая, коррекционно профилактическая, научно информацион
ная и методико просветительская работа, а также создание здоровьесбе
регающего образовательного пространства, организация питания, созда
ние условий для физической активности детей и, наконец, внедрение
здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих педагогических техноло
гий и программ, к которым прежде всего стоит отнести технологии лич
ностно ориентированного обучения, разноуровневый и дифференциро
ванный подход, интерактивные формы и методы преподавания, модуль
ное и коммуникативное обучение.
Вопросы, связанные с формированием здравотворческой культуры
обучающихся и мотивацией их к здоровому образу жизни, включены в
курс уроков здоровья “Познай себя”, интегрированный в факультатив
ный курс ОБЖ в начальной школе, программу “Все цвета, кроме черно
го”, приобщающую детей к здоровому образу жизни, формирующую
ценностные ориентиры, умение сопротивляться негативному влиянию.
(Программа разработана Институтом возрастной физиологии Россий
ской академии образования и утверждена Министерством образования
РФ). Вопросы формирования и охраны духовно нравственного здоровья
реализует программа начальной школы “Истоки”, а также учебный курс
“Медицина чрезвычайных ситуаций” и “Основы здорового образа жиз
ни”, в 9 м классе, уроки психологии в 10—11 х классах, уроки экологии,
программа для 1 х классов “Разговор о правильном питании”. Отдельно
следует отметить экспериментальный класс в начальной школе, работаю
щий с использованием элементов системы В.Ф. Базарного.
Вся начальная школа в своей работе использует уникальную методику
Деннисона, известную школьным психологам как гимнастика ума. Это
обязательный комплекс простых, нравящихся детям упражнений, кото
264
рые расширяют возможности мозга, балансировке обоих полушарий,
снижают напряжение с шейного и плечевого отделов позвоночника, сни
мают усталость и напряжение.
Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся была бы
трудноосуществима без поддержки управления образования администра
ции Балашихинского района, причем эта помощь действенная и кон
кретная. Для реализации программы гимназии были выделены дополни
тельные ставки заместителя директора по инновации, дополнительная
ставка медицинской сестры, 0,5 ставки инструктора ЛФК, дополнитель
ная ставка психолога. Управление образования осуществило обучение
специалистов гимназии в Институте возрастной физиологии и Центре
повышения квалификации и профессиональной переподготовки специ
алистов в области аддиктивного поведения у детей, молодежи Министер
ства образования и науки РФ. На бюджетные средства были закуплены
учебные комплекты по программам “Разговор о правильном питании” и
“Все цвета, кроме черного”. Депутатами Совета депутатов Балашихин
ского района были закуплены новые комплекты мебели в соответствии с
ростомерными требованиями и комплект конторок для класса, работаю
щего по системе Базарного В.Ф.
На базе гимназии 25 августа 2004 года был проведен районный “круг
лый стол” по теме “Отработка модели образовательного учреждения,
обеспечивающего сохранения здоровья детей”. На высокую степень вос
требованности указывает и постоянная трансляция опыта здоровьесбере
гающей деятельности гимназии как в районе, так и за его пределами. Так,
в феврале 2004 года директор гимназии Бондаренко Л.К. приняла участие
в работе Всероссийской научно практической конференции “Образова
тельное пространство гимназии” где ее доклад “Роль и место психолого
медико социального сопровождения в образовательном пространстве
гимназии” вошел в сборник избранных статей. Гимназия приняла учас
тие во Всероссийском форуме в Сокольниках “Образование ХХI века” в
разделе “Образование и здоровье”, где получила высокую оценку. Дея
тельность гимназии в направлении здоровьесбережения учащихся оцене
на благодарственным письмом Совета депутатов Балашихинского района
и Комитета по вопросам правоохранительной деятельности и безопасно
сти Московской областной Думы. Гимназия – дипломант Первой Наци
ональной премии “Здоровое поколение ХХI века”. Представители гим
назии вошли в рабочую группу по разработке единого мониторинга здо
ровья учащихся Балашихинского района и разработке районной целевой
программы “Образование и здоровье детей” на 2005–2007 гг.
Работая в традиционной триаде “ученик – учитель – родитель”, гим
назия не смогла бы реализовать свою здоровьесберегающую программу
без активного участия учащихся и их родителей.
Необходимо отметить реализуемый в гимназии проект “Радуга добрых
дел” (в рамках развития ОАШ), где одним из направлений и является твор
265
ческая, активная деятельность учеников по сохранению здоровья. Отме
тим успешный опыт гимназистов – студийцев театра “ТЮЗ на Садовой”,
которые выступили во многих школах района со спектаклем “Шаг в нику
да”, посвященным проблеме молодежной наркомании. Участники гимна
зической студии “Экологический бумеранг” осуществили ряд исследова
тельских проектов: “Влияние погодных условий на увеличение числа забо
леваний учащихся МОУ “Гимназия № 2”, “Оценка эколого гигиеническо
го состояния учебных кабинетов гимназии № 2”. Обе работы заняли пер
вое место на городской экологической конференции, а проект “Монито
ринг озера пос. Заря” вышел в финал заочного этапа Всероссийского кон
курса “Научный потенциал ХХ1 века”. Вот уж воистину пример того, как
ребята собственными руками, под руководством педагога творят свое здо
ровье. Ученики из школьного самоуправления и клуба “Социум ХХI век”
ежегодно проводят акции “Нет наркотикам”, “Помоги другу”, “Я выби
раю здоровье” и социологические мини опросы учащихся 8—10 х классов.
И наконец, выявленные факторы школьного риска диктуют тактику и
стратегию работы с родителями, ведь здоровье детей – цель, где, безус
ловно, сходятся интересы семьи и школы. Наряду с такими традицион
ными формами сотрудничества с родителями, как общегимназический
родительский комитет, классные родительские собрания, совместные с
родителями внеклассные мероприятия, в гимназии с 2002 года функцио
нирует лекторий для родителей по вопросам возрастной психологии, фи
зиологии, гигиены, медицины, культуры семьи. Занятия проводятся один
раз в четверть по параллелям.
Планирование лектория осуществляется с учетом интересов и запро
сов родителей учеников. Особый интерес вызвали занятия по темам:
“Поможем детям справиться со школьным стрессом”, “Особенности
внутрисемейных отношений и моделей воспитания и проблемы детского
наркотизма”, “Трансляции агрессивных моделей поведения СМИ”,
“Анатомо физиологические и психоэмоциональные особенности детей и
подростков различных возрастных групп”, “Особенности физиологии и
гигиены младших подростков”, “Я хороший!” — рекомендации для роди
телей учеников начальной школы по формированию адекватной самоо
ценки у детей и многие другие.
В индивидуальной коррекционной работе с родителями психологи
гимназии применяют уникальную методику “Терапия материнской лю
бовью”, предложенную профессором Б.З. Дропкиным.
Опыт организации лекториев для родителей транслировался в районе
и рекомендован к распространению. Лектории неизменно получают вы
сокую оценку родителей.
На каждом этапе деятельности работа проводится по схеме “монито
ринг – методика – мониторинг”, которая позволяет оперативно отсле
живать динамику и эффективность индивидуальной работы в триаде
“учитель – ученик – родитель”.
266
Работа по сохранению здоровья детей в школе не должна проводиться
в виде разовой кампании, хороший результат будет получен только при
условии ее систематичности и комплексности, согласованности действий
всех участников образовательного процесса под девизом: “Образование
– через здоровье, здоровье – через образование”.



Eaooeeia A.E.
IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 4
n oaeoaeaiiui eco?aieai ioaaeuiuo i?aaiaoia
ei. A.E. ?oeiaa”

143090, г. Краснознаменск
Московской области, ул.Шлыкова, 4


Знание — сила.
Знание ЗОЖ — сила вдвойне
В 2001 году в Подмосковье начался эксперимент по совершенствова
нию структуры и содержания общего образования. Одна из его задач со
стоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного
процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиче
ского и социального развития школьников, были бы направлены на уст
ранение перегрузки, на выявление условий, содействующих сохранению
здоровья детей.
Для нас этот эксперимент начался немного раньше, в 1997 году, с мо
мента принятия школой Целевой программы “Создание реабилитацион
но оздоровительной среды в образовательном учреждении” и начала ее
реализации.
По данным обследования учащихся школы № 4 (школы новострой
ки) г. Краснознаменска в 1997 году методом сегментарной электрографии
и анкетирования, процент здоровых детей в обследованной группе (539
человек) составил 2%. Стало понятно, что, если не создать условий, спо
собствующих сохранению здоровья детей, то мы не сможем решить проб
лему получения ими полноценного образования. Так возникла мысль о
создании инновационной модели школы здоровья и здорового образа
жизни, где главными задачами должны стать, во первых, создание адап
тивного учебно воспитательного развивающего процесса, во вторых, ко
ординация работы школы, поликлиники, социальных служб разных ве
домств в решений проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Следует отметить, что наша школа не является элитарной. Создание
267
школы здоровья стало возможным благодаря наличию заинтересованных
кадров и реальных наработок, желанию школы взаимодействовать с
внешними, прежде всего медицинскими, структурами, хорошему вза
имодействию с родительской общественностью.
В самом начале работы педколлектив обсудил основные принципы и
условия создания школы здоровья, которые были приняты на педсовете.
Свою деятельность администрация школы начала с организации просве
тительской работы среди педагогов по проблемам здоровья школьников.
Подготовили валеолога, психолога, дефектолога, социальных педаго
гов. Заместители директора и учителя начальных классов прошли курсы
по здоровьесбережению школьников. Мы установили связи с поликли
никами, психологическим центром, спортивно оздоровительными и на
учными учреждениями.
Большую помощь на протяжении всего этого времени нам оказывал
доктор медицинских наук, профессор А.А. Уманская, которая является
научным руководителем программы. Под ее руководством мы провели
установочные семинары, совместные совещания руководителей школы и
поликлиник по составлению программ взаимодействия и проведению
нужных мероприятий.
Управлением образования г. Краснознаменска для эффективного
функционирования школы, содействующей здоровью, были выделены
дополнительно к штатному расписанию 12 ставок, которые дали возмож
ность оплатить труд координаторов программ, привлечь для работы с де
тьми психологов, социальных педагогов, специалистов по скрининг ди
агностике зрения, инструкторов ЛФК, врачей специалистов.
Удалось решить проблему с медицинскими кадрами. Привлечь к со
трудничеству врачей специалистов: физиотерапевта, ортопеда, массажи
ста, врача инструктора ЛФК. Усиление медицинского компонента в ра
боте школы, развитие социально психологического направления, новые
подходы к организации питания учащихся, внедрение в учебный процесс
новых методик и технологий, стремление к максимально возможному со
блюдению санитарно гигиенических требований — все это вызвало не
обходимость укрепления материально технической базы. Сегодня мате
риальная база школы позволяет осуществлять учебно воспитательный
процесс с учетом требований закона РФ “Об образовании” и специфики
школы здоровья.
В школе имеются дополнительные помещения: три спортивных зала,
танцевальный зал, столовая, библиотека. В 1997/98 учебном году совместно
с городской поликлиникой был открыт реабилитационный центр, в кото
ром имеется восемь оснащенных современной техникой медицинских ка
бинетов: массажный, медицинский кабинеты, лечебно диагностический
центр, кабинет цветоимпульсной терапии, стоматологический кабинет, ле
чебной физкультуры, логопедический, кабинет биологически обратной
связи, тренажерный зал, кабинеты психологов и социальных педагогов.
268
Создавая “Школу здоровья”, наша администрация понимала, что
процессу обучения и воспитания детей не хватает технологичности. Так
появилась необходимость в овладении здоровьесберегающими техноло
гиями. Эта серьезная методическая работа осуществлялась через педаго
гические советы, методические объединения, “Школу молодого учите
ля”, через творческие объединения учителей. Мы обратились к опыту
В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, педагогов — новаторов наших
дней — Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузика, И.П. Волкова, И.П. Иванова,
Е.Н. Ильина, С.П. Лысенковой, Е.Н. Потаповой, В.Ф. Шаталова, а так
же к опыту школы Лотошинского района, Сергиево Посадской СОШ №
11, к работам М.И. Мухина, проректора ИПК и ПРНО МО, доктора пе
дагогических наук, профессора, так как были убеждены, что их опыт для
нас представляет огромную ценность.
На базе их опыта создавался свой, учитывающий особенности учебно
воспитательной работы нашей школы. Необходимо было решить важную
педагогическую проблему “учить всех и учить хорошо”, учитывая инди
видуальные особенности и состояние физического здоровья каждого.
Изучив опыт педагогов новаторов, учителя школы убедились в том,
что эти технологии направлены на облегчение изучения учебного мате
риала, на устранение перегрузок в учебе и, соответственно, на сохранение
здоровья школьников, что они способствуют развитию личности учаще
гося и снижают утомление. Наши педагоги в своей работе ориентируют
ся на личностные особенности учащегося, а не рассматривают ученика
через призму “очередной методики обучения”.
Федорова Н.М. — учитель начальных классов — в своей работе ис
пользует технологию С.Н. Лысенковой, суть которой определяется тремя
следующими компонентами: методом опережения, опорными схемами,
комментированным управлением.
Известно, что в основе традиционного урока лежат две составляющие:
повторение старого и объяснение нового. На каждом уроке Федорова
Н.М., следуя технологии С.Н. Лысенковой, оставляет 5—7 минут для зна
комства ребят с материалом трудноусваеваемой темы, которая будет из
учаться, например, через 10 уроков.
Очеретная В.С. — учитель начальных классов. Ей особенно удаются
нетрадиционные уроки в форме сказки, заочного путешествия, уроки
конкурсы. Эти уроки — настоящие праздники, где используется методи
ческий прием обращения к личному опыту ученика. Очеретная В.С. пе
реносит акцент с образовательных задач урока на воспитательные. Ее ар
тистизм помогает учащимся чувствовать себя на уроках свободно.
Шаланина М.Н. использует в своей педагогической практике группо
вые и игровые формы обучения. У нее дети учатся с большим интересом.
На уроке царит атмосфера доверия, уважения. Педагогическая техноло
гия Шаланиной включает использование новейших достижений педаго
гики и высокий профессионализм, умение создать на уроках комфорт
269
ную обстановку, раскрыть задатки и таланты ребят, их уверенность в сво
их силах и способностях.
Булекина Л.В. — учитель математики. Каждый урок она начинает с
диагностической работы с целью контроля за усвоением ребятами мате
риала предыдущего урока. В массовой школе она осуществляет индиви
дуальный подход к учащимся. На уроках Булекиной одновременно ведет
ся работа как с одаренными, так и со слабыми детьми.
Суконникова А.В. — ветеран педагогического труда, прекрасный учи
тель русского языка и литературы. В своей работе она использует здоро
вьесберегающие технологии, основанные на педагогической системе Су
хомлинского. Успеха в обучении она достигает, используя следующие ме
тодические приемы: самостоятельное открытие истины, выделение в из
учаемом материале “узелков” знаний, реализуя классическое правило
“Мышление начинается с вопроса, удивления”.
Головачева С.А. использует педтехнологию Е.Н. Ильина, который
считает, что “знания только тогда сила, когда в них прорастает человек”.
Ее уроки литературы выстраиваются на основе яркой конструктивной де
тали. Учительница всегда прибегает к трудным нравственным вопросам.
Она искусно пользуется следующими методическими приемами: удивле
ние, неожиданный вопрос, формулировка темы, юмор.
На уроках здоровья валеолог Левыкина Л.А. учит детей умению разря
дить обстановку, создать положительный эмоциональный настрой и си
туацию успеха, управлять своим здоровьем.
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании фи
зической культуры, русского языка, математики, информатики, иност
ранного языка, химии, истории, биологии позволяют избегать перегруз
ки учащихся, облегчить усвоение материала и сохранить устойчивый ин
терес к учению. Индивидуальный подход к уроку опирается на характе
ристику состояния здоровья учеников. В школе создан банк данных по
здоровью каждого ребенка (лист здоровья, паспорт здоровья ученика).
Исходя из состояния здоровья школьников происходит выбор форм
обучения. В школе 45 классов комплектов: один класс компенсирующе

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign