LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

духе, занятия, формирующие у детей понятия и правила здорового обра
за жизни, беседы о правильном питании.
В средней и старшей гимназии нам помогает учебно методический
комплект “Здоровье” — автор В.Н. Касаткин. Реализуется технология
проектной деятельности. Многие учителя освоили способ диалектичес
кого обучения (Гончарук А.И., Зорина В.Л.). Внедряются методы
“ТРИЗ”.
Полезным мы считаем и переход на новый режим работы гимназии.
Учебный год у нас делится на 6 учебных циклов по 5 — 6 недель каждый,
с недельными каникулами между ними. В таком режиме занятий дети
19
меньше устают и что особенно важно, у них отсутствует синдром третьей
четверти.
Работники ЦСУЗ совместно с горбольницей регулярно проводят мо
ниторинг состояния здоровья детей, выявляя влияния тех или иных фак
торов, в том числе и педагогических технологий. При этом нами замече
но, что по ряду хронических заболеваний за последние десять лет нет
улучшения показателей не потому, что не ведется здоровьесберегающая
работа. Просто за последние годы выросло качество медицинского обсле
дования, появились новые методы медицинской диагностики. Что же ка
сается ОРЗ, то за последние годы мы добились заметных положительных
изменений. Следующая таблица дает об этом представление:

2002 год 2003 год 2004 год
427 заболевших 385 заболевших 299 заболевших
на 1000 человек на 1000 человек на 1000 человек



В 2003 м и в 2004 годах в гимназии во время эпидемии гриппа не воз
никла необходимость объявлять карантин. В других школах города ка
рантин объявлялся.
Что же касается Базисного учебного плана, то помехой, на наш взгляд,
в вопросах сохранения здоровья детей в школе он не является. Он дает
достаточно простора учителю для работы по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся. Но это относится к тем педагогам, которые осоз
нали необходимость оздоровительной работы. Изменения же в структуре
Базисного учебного плана, если это произойдет, должны подтолкнуть
каждого учителя к такой работе, должны стать неотъемлемой частью ра
боты школы.
Соседние образовательные учреждения, как правило, занимают ней
тральную позицию по отношению к проводимой у нас работе. Изредка
они что то перенимают, обычно то, что не требует материальных затрат.
Власти такую работу не замечают, порой они очень далеки от этого.
Бывает, что у власти оказываются люди, живущие сегодняшним днем, не
способные мыслить по государственному. Для них не является чрезвы
чайной ситуация, когда в лучшем образовательном учреждении города
дети в столовой кушают стоя из за недостаточного количества табуретов.
На офтальмотренажеры и прочие аромотерапии они смотрят как на явле
ния из внеземных цивилизаций.
Дети, когда до них толково доводится та или иная информация по во
просам сохранения здоровья, относятся положительно ко всем проводи
мым мероприятиям. Родители же в этих делах становятся нашими первы
ми помощниками, порой даже опережая учителей. Однако это относится
к родителям начальной школы, частично ко II ступени. В старших клас
сах у родителей такой интерес утрачивается.
20
Iiaiaaaia A.I.
ae?aeoi? NIO ?2 , a. Aeaiiai?ne


663094, Красноярский край,
г. Дивногорск, ул. Саянская, д.12,
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2,
т.: (39144)2 64 73




Без понимающего учителя
передовые технологии мертвы
В начале 90 х годов в нашей школе количество учащихся, не усваива
ющих общеобразовательную учебную программу, дошло до 19 20 чело
век, снизилась учебная мотивация, увеличились пропуски по болезни.
Педколлектив был озабочен таким состоянием дел. Началась работа по
исследованию причин данного явления. В результате оказалось, что не
усваивают учебные программы дети с различными дефицитами здоровья:
психологического, физического, нравственного, интеллектуального. Вы
явленные затруднения, которые не позволяли ученикам успешно овладе
вать учебным материалом, развиваться личностно, выстраивать свои от
ношения со сверстниками, побудили педагогический коллектив к поиску
реально эффективных сохранных для здоровья детей подходов к органи
зации школьной жизни ребенка.
Учителя азартно взялись за изменения, что было реально возможно в
начале 90 х годов. Были откорректированы учебные программы, диффе
ренцирован учебный материал, особое внимание уделили педагогичес
ким технологиям и приемам в организации учебно познавательной дея
тельности учащихся. Для учащихся с проблемами в здоровье, а именно
для детей с ЗПР (задержкой психического развития), были открыты спе
циальные классы в общеобразовательной школе. В них обеспечивались
наиболее комфортные условия школьнику: 10 12 человек в классе, спе
циальный учебный план, специальные технологии, с 1992 года ввели 3 й
час физкультуры, уроки ритмики, бассейн, часы индивидуальной коррек
ции. Заместитель директора по учебно воспитательной работе получил
переподготовку в Москве при центре коррекции и развития, все учителя,
приступающие к работе с детьми данной категории, обязательно прохо
дили специальные курсы повышения квалификации. Несколько человек
обучились по пилотным программам Московского центра коррекции и
развития школьников. В общеобразовательном учреждении ввели две
ставки психолога, социального педагога. На волне этих преобразований в
городе был создан центр диагностики и консультирования.
21
Так родилась программа развития школы как психолого педагогичес
кой системы с классами коррекционно развивающего типа как одного из
условий сохранности здоровья ребенка в образовательном процессе.
Систематическая целенаправленная длительная работа с педагогичес
ким коллективом по осознанию идей гуманизации и общечеловеческих
ценностей, которые необходимы в основе образовательного процесса,
позволила изменить самосознание учителя, изменить его угол зрения на
ученика и его проблемы.
Одним из условий сохранного обучения являются педагогические тех
нологии и методические системы, но без “понимающего” учителя они не
служат так, как призваны служить. Социо игровая образовательная прак
тика Е.Е. Шулешко, здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного
напрямую обеспечивают здоровьесохранный режим обучения. Наряду с
другими технологиями эти две активно используются учителями нашей
школы.
Все вышеперечисленные условия в комплексе со многими другими
факторами психологического и социального плана позволили нашей
школе добиться позитивных результатов как в плане выравнивания пси
хического и физического здоровья учащихся, так и в плане успешного
личностного становления ребенка, а в результате и успешного освоения
программного материала детьми с дефицитами здоровья.
Работа, развернутая в классах коррекционно развивающего типа по
обеспечению сохранного для здоровья учащихся образовательного режи
ма, отразилась на всем укладе образовательного учреждения, на профес
сиональном мировоззрении учителя, который пытается уйти от гонки за
“отметкой”, пытается сменить акценты в оценке результатов деятельнос
ти ученика. Проблема сохранности здоровья в образовательном процессе
стала ведущей, которую решает педагогический коллектив в последние
десять лет. Здоровье ребенка — категория многоплановая, зависит от ты
сячи причин, и школьная жизнь, устроенная неверным образом, являет
ся одним из разрушающих факторов.
Учитывая, что задача школы — стабилизировать и сохранять здоровье
каждого ребенка, который сел за школьную парту, и сохранять это здоро
вье необходимо в школе не столько медицинскими средствами, сколько
образовательными условиями, в нашей школе разработана комплексно
целевая программа “Экология школьного детства”, которая реализуется с
2000 года и является основополагающим документом в организации все
го учебно воспитательного процесса. В рамках данной программы проб
лема сохранности здоровья решается комплексно: от создания комфорт
ных условий образовательного процесса до обновленных содержательно
оценочных подходов к оценке учебно познавательной деятельности уче
ника. Введены в урок обязательные динамические паузы, три урока физ
культуры, спокойный морально психологический климат на уроке, фа
культативы и спецкурсы здоровьесберегающей тематики, глубокая инте
22
грация социально психологической службы в учебно воспитательный
процесс. Специальная работа с семьей, особое внимание оснащению
оборудованием спортивных залов, обязательные прогулки на свежем воз
духе в I ступени школы, особый контроль за соблюдением СанПиНов.
Все вышеобозначенные основания позволили по отдельным показа
телям получить позитивные результаты, выраженные в некотором сни
жении тревожности учащихся, в стабилизации показателей по зрению и
осанке, а самое главное, меньше стало конфликтов между педагогами и
учащимися, между учащимися, между педагогами и родителями и т.п.,
значит, меньше стало стрессовых ситуаций. Анкетирование показывает
возрастающее положительное отношение к школе как учащихся, так и
родителей.
Даже к классам коррекционно развивающего типа, при правильной
организации их функционирования, сформировалось позитивное отно
шение, возрос спрос именно на данную форму организации обучения де
тей в общеобразовательной школе. К нам приходят учащиеся с террито
рий других школ, чтобы попытаться решить проблемы психолого педа
гогического плана на начальном этапе обучения.
Учитель стал другим: перестали разговаривать с детьми на повышен
ных тонах, пришли к сотрудничеству и взаимопониманию, уходят из
школьной жизни страх и нервозность, предвзятость и унижение. Прихо
дят на смену достоинство, самостоятельность и ответственность. А это
все способствует напрямую сбережению нравственного, психологическо
го, физического здоровья ученика и учителя.
Своевременную и квалифицированную помощь в диагностике, в ме
тодическом обеспечении, в организации коррекционной работы с детьми
с временной задержкой психического развития и с детьми, имеющими
другие проблемы со здоровьем, оказывают специалисты центра диагнос
тики и консультирования. Некоторое время данный центр находился
прямо в здании нашей школы, это делало наше сотрудничество эффек
тивнее. Органы муниципального здравоохранения к нашей работе “глу
хи”, хотя мы пытались привлечь их внимание к проблеме нездоровых де
тей посредством “круглого стола”, куда были приглашены врачи специ
алисты во главе с главным врачом. Школьный медработник — ставка го
родской больницы, т.е. административно директору образовательного уч
реждения не подчинен, поэтому его помощь в организации мониторинга
за состоянием здоровья очень ограничены.
Местные власти проявляют внимание к проблеме сохранности здоро
вья детей на декларативном уровне. Денег на поддержку программы нет.
Все, что делается в этом плане, делается за счет средств школы и на энту
зиазме педагогов и родителей.
Базисный учебный план явно не имеет в виду здоровье ребенка, его
состояние. Есть небольшая возможность решать проблему через нацио
нально региональный компонент. Что касается финансов муниципаль
23
ного уровня, а проблемами здоровья своих детей надо бы заниматься му
ниципалитету, здесь нет поддержки, т.к. никогда нет денег. Многое из то
го, что было возможно 5 лет назад, сейчас свернуто и продолжает свора
чиваться.
Потребность в здоровьесберегающих формах организации учебно
воспитательного процесса возрастает. Социально неблагоприятная до
школьная среда создает неблагоприятные условия для формирования
здорового во всех смыслах ребенка: безработица, низкие зарплаты, низ
кий социально культурный уровень семей в нашем маленьком провин
циальном городке, отсутствие возможности охватить всех детей до
школьным образованием и т.п. не способствуют решению проблем здо
ровья в раннем детстве. Дети приходят в школу все с большим набором
заболеваний, недостатков в здоровье, а школьная жизнь и требования к
учащимся, продиктованные учебными программами, стандартами, фор
мами государственного контроля в сфере образования (ЕГЭ), все жестче,
все бесчеловечнее, и с этими факторами учителю бороться не под силу.
Педагогические технологии В.Ф. Базарного в нашей школе занимают
определенное место с конца 80 х годов. Директором школы были закуп
лены несколько комплектов конторок, коврики; набор специального
оборудования для упражнений для глаз. Частично учителя сами изготав
ливали “метки”, “рукавицы” и т.п. В начале 90 х годов в школе был на
коплен достаточно объемный положительный опыт по применению дан
ной технологии в учебном процессе. К сожалению, до нас не дошла вся
методическая система этой технологии, которая направлена на реоргани
зацию классического построения учебно познавательного процесса. Но
учителя школы, особенно I ступени, владеют достаточно разнообразным
арсеналом педагогических средств, которые в определенной степени
компенсируют дефицит движения детей на уроке.
В свое время Красноярский краевой институт повышения квалифика
ции работников образования вел интенсивную работу в школах края по
внедрению данных технологий в образовательную практику. Завуч нашей
школы прошла переподготовку в этом институте, сама, являясь учителем
начальных классов, активно внедряла здоровьеразвивающую систему
обучения в свою работу. На базе нашей школы проходило несколько ме
тодических семинаров городского, краевого и российского масштаба.
Л.П. Уфимцева и В.А. Гуров посещали нашу школу, осуществляли опре
деленное методическое сопровождение данной технологии. Детям очень
нравится обучаться в режиме двигательной активности, и это явно идет
на пользу. Об этом говорят многолетние наблюдения за опытом данного
характера.
К сожалению, в условиях отсутствия финансирования с начала 90 х
годов данная практика в нашей школе не получила развития.
Конторки пришли в негодность, офтальмотренажеры испортились,
коврики не обновлялись. Но учителя, понимая всю важность проблемы
24
здоровья детей, используют все еще имеющиеся средства и способы для
обеспечения смены поз на уроке, для профилактики зрительных проб
лем, для снятия психической усталости учащихся.
Наш педагогический коллектив полностью согласен с выводами уче
ных о разрушительности современного школьного обучения относитель
но здоровья учащегося и здоровья учителя, об этом говорят и результаты
многочисленных медико педагогических экспертиз. Вот почему в наших
планах — активизация работы по внедрению в образовательную практи
ку педагогических здоровьесберегающих технологий. Мы бы хотели со
трудничать с лабораториями, научными и образовательными учреждени
ями, работающими по данной тематике.



O?oaa?aaa A.I.
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O,
ae?aeoi? niaoeaeuiie (ei??aeoeiiiie) iauaia?aciaaoaeuiie
oeieu-eioa?iaoa ? 4 a. E?aniiy?nea


660042, г. Красноярск,
ул. 60 лет Октября, 23,
т.: (3912) 61 74 91
E mail: assr4@krasmail.ru



Дело Католикова живет и побеждает
Девяностые годы прошлого столетия – время перемен и реформ, ко
торые, так или иначе, повлияли на систему образования в нашей стране.
Сложившаяся экономическая и социальная ситуация осложнила про
цесс адаптации детей сирот вообще и детей сирот с проблемами разви
тия в частности.
Для решения проблемы конкурентоспособности выпускников кор
рекционной школы педагогический коллектив должен был позаботиться
о сохранении здоровья воспитанников, повышении устойчивости к фи
зическим и нервным нагрузкам, поскольку их трудоустройство было воз
можным на рабочих местах, требующих выносливости, силы, эмоцио
нальной устойчивости.
В 1989 году началось сотрудничество школы с доктором медицинских
наук В.Ф. Базарным по внедрению здоровьесохраняющих технологий
обучения и воспитания. Администрацией школы были организованы
встречи педагогического коллектива с Владимиром Филипповичем, обу
чающие семинары. Под его руководством был оборудован учебный
25
класс, а педагоги овладевали приемами сохранения здоровья детей в
учебно воспитательном процессе.
Материально техническое оснащение школы с целью внедрения но
вых технологий (конторки, офтальмотренажеры, “экологические пан
но”) приходилось заказывать за счет спонсорских средств, по возможно
сти делать самостоятельно.
1989–1994 гг. стали временем осмысления и разработки организаци
онно методических основ деятельности школы социальной реабилита
ции. Именно на этом этапе были проведены основные структурные изме
нения и реорганизовано управление школой. Начат эксперимент по ис
пользованию методов и приемов здоровьеразвивающей педагогики в об
разовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Результатом явилось получение авторским коллективом в составе Труба
чевой А.П., директора школы, Дмитриева А.А., доктора педагогических
наук, Базарного В.Ф., доктора медицинских наук, патента на методику
социальной реабилитации и присвоение школе статуса “Авторская шко
ла социальной реабилитации” (май 1992 г.).
1995 2005 гг. – время дальнейшего развития организационно методи
ческих основ деятельности школы, переход на новый учебный план и пе
рестройка образовательного процесса на принципах природосообразной
педагогики, разработка авторских программ, направленных на сохране
ние здоровья (“Рабочий подворья”, “Иппотерапия”, “Помоги себе сам”,
“Игротерапия”, “Организация занятий по хоккею на полу”), участие в
программе Special Olympics (специальная олимпиада для детей с пробле
мами в развитии) по различным видам спорта (хоккей, футбол, теннис,
верховая езда, конькобежный спорт). В 2002 году школе был присвоен
статус федеральной экспериментальной площадки по проекту “Образова
тельная среда как ведущий фактор социализации воспитанников сирот”.
С целью обеспечения инновационных процессов, а так же монито
ринга эксперимента школа сотрудничает с Институтом коррекционной
педагогики Красноярского государственного педагогического универси
тета, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии
Красноярского краевого института повышения квалификации работни
ков образования (КК ИПК РО). Сотрудники кафедры – профессор, док
тор психологических наук Уфимцева Л.П., старший научный сотрудник,
кандидат медицинских наук Венсловене Н.И. – обеспечивают научно
методическую поддержку.
Одним из важнейших направлений деятельности школы на данном
этапе развития является обновление образовательных технологий на ос
нове принципов природосообразной педагогики, которая учитывает от
личительные свойства детской природы и содействует своеобразному ее
развитию.
В организацию учебного процесса в школе были внесены коррективы,
которые придали ему здоровьесохранный характер. Они касаются расши
26
рения общей двигательной и зрительно пространственной активности,
некоторых аспектов передачи и приема зрительной информации, обуче
ния чтению и письму.
В настоящее время используются:
? способ “динамизации” рабочей позы с помощью настольных конто
рок (В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева и др., 1989);
? прием мобилизация глазо двигательной активности с помощью раз
ного рода траекторий (овала, восьмерки, волны, спирали);
? специальное дидактическое пособие “Экологический букварь” (Ба
зарный В.Ф., Уфимцева Л.П., 1989) для пространственно поисковой пе
редачи зрительной информации;
? способ “бегущей строки” (C. Krischer, M. Buttner, R. Meissen, (1991)
для преодоления сенсомоторных (глазодвигательных) затруднений.
Важным звеном сохранения здоровья является системная физкультур
но оздоровительная и спортивно массовая работа, так как в абсолютном
большинстве случаев трудоустройство выпускников школы возможно по
тем специальностям, для которых требуется хорошее физическое здоровье.
Таким образом, физкультура и спорт призваны решать значительную
роль в подготовке школьников с нарушениями интеллекта к дальнейшей
самостоятельной жизни и труду.
Физкультурное образование реализуется в трех организационных
формах:
— обязательной (коррекционная физкультура, ритмика, лечебная
физкультура);
— бытовой (физзарядка, спортивные часы, подвижные игры на возду
хе и прочее);
— дополнительной (где наиболее распространенными являются вне
урочные занятия по рекомендациям А.А. Дмитриева и участие в дви
жении "SPECIAL OLIMPICS").

Дополнительная форма физической культуры реализуется на внеуроч
ных занятиях в секциях по видам спорта и предусматривает общую фи
зическую и спортивную подготовку воспитанников, участие их в движе
нии “SPECIAL OLIMPICS” и конкурсах “Стартуют все”.
Большое внимание в школе уделяется охранительному лечебно педа
гогическому режиму.
Здоровье воспитанников школы сохраняется и укрепляется посред
ством лечебно профилактических мероприятий. К числу традиционных
относятся: физиолечение; массаж; фитотерапия. В школе работает каби
нет физиотерапии, оборудованный аппаратами магнито инфракрасно
лазерной терапии “Милта”, электросна, ингалятором, вибромассажером,
кварцем.
К числу нетрадиционных лечебно профилактических мероприятий,
проводимых в школе, относится иппотерапия (лечебная верховая езда),
27
которая проводится по авторской программе. Занятия иппотерапией спо
собствуют развитию силы, ловкости, координации и точности движений;
пространственно временной дифференцировки; вестибулярной устойчи
вости; умственной работоспособности и физической выносливости.
Психическое здоровье учащихся младшего школьного возраста помо
гают укрепить занятия игротерапией, которые проводятся по авторской
программе с 1 по 3 класс. Они способствуют эмоциональной разгрузке
после учебного дня, снятию агрессивных проявлений, развитию психи
ческих функций.
Углублению и закреплению знаний и навыков по личной гигиене, оз
накомлению с основами санитарно профилактических мероприятий и
правилами оказания первой медицинской помощи способствует автор
ская программа “Помоги себе сам”.
Важным звеном оздоровительной работы является организация лет
него отдыха воспитанников на загородной базе “Багульник”, которая яв
ляется структурным подразделением школы (там же располагается учеб
ное подсобное хозяйство и реализуются авторские программы “Иппоте
раия” и “Рабочий подворья”). Воспитанники имеют возможность обще
ния с природой, животными. Труд детей на природе способствует закали
ванию организма, повышает его работоспособность, выносливость, со
действует развитию таких двигательных качеств как точность, ритмич
ность, согласованность.
С целью профилактики заболеваемости и мониторинга состояния
здоровья воспитанников в школе работает медицинская служба. Ежегод
ная диспансеризация, проводимая в последние 5 лет, показывает сниже
ние уровня заболеваемости на 15%.
Школа интернат работает по I варианту базисного учебного плана
специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида,

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign