LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ниях, схватывающих интеллектуальную, эмоциональную и волевую сфе
ру. Этот процесс идет параллельно с развитием слуха и музыкальной па
мяти. Здесь используются ритмические движения под музыкальные пля
ски, игры, игровые песни, ритмо слуховые упражнения для развития мо
торики.
Движения под музыку без речевой команды, построенные на музы
кальных сигналах, развивают у детей не только внимание, слух, чувство
ритма, но и ориентировку в пространстве, что крайне необходимо при
передвижении по улице, в помещении.
Упражнения:
Андрей — воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из под палочек.
252
— На одном звуке.
Ходит зайка по саду, по саду,
Щиплет травку лебеду, лебеду.
— На трех ступенях звукоряда.
Барашеньки — крутороженьки
По горам ходят, по долам бродят
(использую пение по интервалам).

Речитатив является одним из элементов музыкальной речи и деклама
ции, то есть это музыкальный разговор, имеющий яркую интонационную
выразительность.
Пение на речитативе способствует развитию артикуляционного аппа
рата. Это и средство для развития речи, правильного произношения, ус
тановления позиции гласных и согласных звуков.
Пример:
Ку ку, ку ку, ку ку, ку ку,
Ту ту, ту ту, ту ту, ту ту,
Ту ру ру, ту ру ру.
(интервалика, интонирование)
В этом упражнении взрывной Т, сонорный Р, твердый гласный У, ко
торый надо произносить твердо.
Песенные артикуляционные упражнения на различные согласные
звуки.
Скороговорка — взрывные Т, П.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Скороговорка — сонорный Р, Н; взрывной Т, взрывной звонкий Д.
Не руби дрова на траве двора.
Скороговорка — взрывные Т, П.
От топота копыт пыль по полю летит.
Работа над певческими ритмомелодическими скороговорками, при
баутками и пословицами, насыщенными наиболее трудными для произ
ношения согласными звуками, очень эффективна. Они способствуют
развитию речи, ее ритмичности, тренируют правильный посыл языка,
положение гортани. Вначале — медленный темп, затем — нараспев, и —
ускоряя до нужного темпа.
Для уверенного произношения слов в скороговорках используются
твердые и яркие ударения — акценты на начальных словах и в словах в се
редине фразы.
Песенные вокально артикуляционные упражнения на различные со
гласные и гласные звуки.
Пословица — согласный С, твердый А.
Авось да небось, хоть и вовсе брось.
253
Пословица — согласные Д, Р, Г.
Недаром говорится, что лгать не годится.
Согласные С, П, Д.
Скок, скок, поскок, молодой дроздок.
По водичку пошел, молодичку нашел.

При произнесении сонорного звука Р, кончик языка загнут немного
кверху, к твердому небу за верхними деснами, звук должен дрожать и т.д.
Обычно у детей встречаются голоса со следующими дефектами: гнуса
вость, бестембровый звук, голос с сипотой, голос декламаторного харак
тера, монотонно гулящий звук.
Гнусавость встречается довольно редко, она бывает двух видов: откры
тая и закрытая.
Открытая — когда выдох во время пения или чтения происходит при
всех звуках не только через рот, но и через нос. Открытая гнусавость мо
жет быть органической и функциональной. Полезны дыхательно вокаль
но артикуляционные упражнения с активным действием артикуляцион
ного аппарата для того, чтобы учащийся приобретал навык выдоха через
рот, а также делал, при вдохе несколько утрированный зевок (это уже раз
дел звукообразования). Такой зевок будет способствовать развитию
мышц, управляющих небной занавеской.
Закрытая гнусавость возникает в случаях болезненных явлений в но
соглотке (полипы и др.). Выдох происходит только через рот, носовой ре
зонатор не работает. Звук глухой и несколько гнусавый.
При закрытой гнусавости необходимо лечение, после которого по со
гласованию с логопедом следует проделать носовые дыхательные упраж
нения и переходить во время пения к нормальному выдоху через рот и
нос. Хоровое пение в этих случаях имеет очень большой эффект.
Далее встречается глухой, без металла звук. Звуковые волны не попа
дают в твердое небо, “в маску”, не резонируют. Такой недостаток объяс
няется неправильным положением корня и спинки языка или гортани,
или явлениями болезненного характера (увеличение миндалевидных же
лез и др.), мешающими верному звуковедению. При правильных певчес
ких навыках этот недостаток исправляется.
Монотонный звук является следствием отсутствия эмоциональной
живости и яркости восприятия. Речь в этих случаях так же монотонна,
как и пение. Голос с сипотой указывает на недостаточность смыкания го
лосовых связок. Совместная работа логопеда и учителя пения над певче
ским дыханием, певческим звуком и дикцией может привести к устране
нию этих дефектов.
Декламаторный звук исчезает после большой работы, особенно у де
тей с природным голосом и слухом, т.е. необходимо копирование по
ющих, переключение на певческий звук.
254
Еще два недостатка при пении: горловые звуки и пение с почти закры
тым ртом, сквозь зубы. Все это устраняется пением в хоре и вокально ар
тикуляционными упражнениями.
Научить правильно дышать и уметь задерживать дыхание при пении
значит добиться певучести звука, а для этого требуется индивидуальный
подход.
Детонация объясняется неустойчивым дыханием, отсутствием высо
кой позиции звучания (положение гортани, верхнее небо), голосовых
связок, болезнью дыхательный путей и резонаторных полостей.
Работать приходится и над такими недостатками, как крикливое пе
ние и крикливая речь. Это также большая коррекционная работа.
Главное в пение — умение правильно управлять вдохом и выдохом.
Здесь требуется очень осторожный подход, дозируемые упражнения по
развитию певческого глубокого дыхания в зависимости от возраста, уп
ражнения на задержку дыхания, ритмичность исполнения. Это должно
происходить при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха
не только во время пения, но и речи.
Следует фиксировать внимание на диафрагмальном дыхании при сме
хе или испуге.
Необходимы специальные упражнения на дыхание. Доказано, что
здоровье вообще и органы грудной клетки в особенности у детей, занима
ющихся пением, находятся в гораздо лучшем состоянии, чем у детей, не
занимающихся пением. Дыхательные упражнения нужны не только здо
ровым, но и в еще большей степени детям, страдающим заболеваниями
органов дыхания, легких. Хоровое пение является естественной гимнас
тикой, развивающей органы дыхания.
Часто у детей встречаются дефекты речи: картавость, заикание и т.д. С
помощью специальных приемов и вокально артикуляционных упражне
ний удается на уроках пения, на занятиях хора корректировать эти недо
статки и развивать речь в целом.
Заикание
Этому обычно подвержены нервнобольные дети, но существуют дру
гие причины: испуг, физические травмы, инфекционные заболевания и
др. Можно оказать большую помощь заикающимся в ликвидации этого
недостатка, приучая детей на спокойном, строго размеренном и глубоком
дыхании, в небыстром темпе, на умеренном, но уверенном звучании.
Упражнения:
Поговорка — согласные С, Н, К:
У осы не усы, а усики.
Скороговорка — согласные Ц, С, П, Г, гласные А, У.
Цыпа, цыпа, гуль, гуль, гуль!
Я посыплю, ты поклюй.
Скороговорка — согласные С, П, Т:
Сыворотка из под простокваши (поется 4 раза).
255
Скороговорка — согласные Р,Т.
Курочка, пестра, шустра.
Уточка с носка плоска.
Поговорка — согласные Ш, Щ, Н, Т.
Кипите щи, чтобы гости шли.
Здесь же параллельно и упражнения на развитие дыхания.
Упражнения в стакатто на мягком гласном Я:
Скороговорка согласные Р,С,Т.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Пословица — согласные И, Т, К.
Не тот глуп, кто на слова скуп,
А тот глуп, кто на деле туп
и многие другие.

Косноязычие
При косноязычии в речи наблюдаются следующие недостатки: отсут
ствие или замена одних звуков или слогов в слове другими, речь с захле
быванием, с перерывами или недоговариванием слов из за неумения
правильно использовать дыхание. Здесь работа заключается в проведе
нии вокально артикуляционных упражнений на различные согласные
звуки, на развитие дыхания.
Музыка и пение используются как средства, способствующие развитию
речи и устранению ее недостатков. Большое значение имеют речевые упраж
нения для исправления таких дефектов речи, как недостаточно ясное и от
четливое произношение, дефекты в произношении шипящих и свистящих
звуков, сонорных звуков р л, “смазывание” согласных звуков в конце слога.
Исправляются логично неверно построенные фразы, напряженное
выражение лица, недостаточно, а иногда и неправильно открытый рот,
вялость и малоподвижность губ, языка, нижней челюсти, неумение,
пользоваться дыханием в процессе пения или чтения.
Работа над словом и звуком одновременно, использование специаль
ных вокально артикуляционных упражнений, способствующих выработ
ке правильных, вокально хоровых и артикуляционных навыков дают са
мые отрадные результаты.
Вся эта работа над звукоритмом, дикцией, интонацией, дыханием ве
дется в хоровых коллективах. У нас есть старший хор “Юность” (поет на
4 голоса), младший хор “Искорка”, хор мальчиков “Лучик”, вокальные
ансамбли, группы.
Коррекция позвоночника, черепа, внутренних органов — это не толь
ко воздействие на мышцы, но и применение звуковых вибраций. Звуки,
которые пропеваются, помогают точнее диагностировать характер пато
логии (звонкий звук или прерывистый и слабый) — с помощью звуковых
256
вибраций быстрее происходит гармонизация энергетических центров и
связанных с ними внутренних органов.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучше
ния своего физического и нервно психического состояния. Надо петь
гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не ста
нет чистым и устойчивым. Пропевая звуки, мы стремимся помочь тем
или иным внутренним органам.
Это и мочеполовая система, которая древними врачевателями рассма
тривалась как средоточие жизненной силы человека, ей помогаем, про
певая длинный звук у у у.
После у — пропеваем звук о о о — он оживляет деятельность подже
лудочной железы.
Желчный пузырь — “хранитель” важного секрета — желчи, участвова
ующей в переваривании пищи — пропеваем на звук а, снимающий хоро
шо все спазмы. Первый этап настройки внутренних органов заканчиваем
возвращением к почкам: пропеваем звук у у у.
Повторяем все звуки у, о, а, но с добавлением звука х: ух, ох, ах. Про
износя этот звук на выдохе мы стимулируем выброс негативной энергии
и отработанных организмом веществ.
Второй этап начинаем стимуляцией работы левой стороны толстого
кишечника. Улучшение его кровообращения, и всех функций: всасыва
ния, переработки — звук с с с. Далее выше — к селезенке — массаж диа
фрагмы. Такой массаж — улучшение функций селезенки как органа кро
ветворения и поддержания иммунитета. Массаж — рука на левом подре
берье — на выдохе говорить — гху, гху, гху! Когда болит или “колет” мож
но произносить такие звуки, снимающие спазм.
Звуковая настройка печени: рука на левой доле печени и передвигая с
захватом всего органа — ш ш ш, после этого пропевая — с с с.
Далее тонкий кишечник. Массаж — рука на верхней части живота по
часовой стрелке — пропевая звук — и и и. Этот звук используется и для
стимулирования деятельности сердца. Согласно древневосточной меди
цине, сердце и тонкий кишечник энергетически взаимосвязаны, как и
толстый кишечник и легкие — помогаем им на звук — с с с.
Голова — глаза, уши, нос, горло — единое целое и гармонируются про
тяжным звуком — м м м.
Руки на височные кости — чувствуем вибрацию при пропевании это
го звука.
Голова и позвоночник также — единая система, позвоночник — про
певание звука — м м м.
Все, что нас окружает, подчиняется особым законом природной гар
монии и мы стремимся поддерживать ее вокруг и внутри себя.



257
Oo?iioaaa E.A.
i?aiiaaaaoaeu aunoae eaoaai?ee
iocueaeuiiai ioaaeaiey ii eeanno oi?oaieaii
Eeiaoeay NEI oeiea-eioa?iao III—IV aeaa


Зрячее сердце музыканта
Я — преподаватель по классу фортепиано в интернате III—IV вида. Учи
тель музыки. Имея достаточный опыт работы с детьми, с первого же урока,
знакомясь с моими учениками, понимаю, что придется приспосабливаться
и искать новые методы преподавания. Ведь многие из них обучаются по
Брайлю, а это значит, что я не смогу научить их графическому чтению нот,
исключается возможность “чтения с листа”. Они живут в интернате, а уроки
— 2 раза в неделю по 45 минут, и нет рядом заботливых родителей, которые
присутствуют на уроках и дома, за инструментом, помогают подготовиться к
следующему уроку. Но — не беда! Даже из тех детей, кто заканчивает музы
кальную школу, лишь 4% становятся профессиональными музыкантами, а
дети, окончившие музыкальные школы, намного ли отличаются от не за
кончивших ее, чаще ли они посещают концертные залы, имеют ли дома фо
нотеку классической музыки? Все мы знаем, что в большинстве случаев —
нет. Мамы восклицают: сколько сил положено, чтобы ребенок доучился, а
он — крышку закрыл, музыку забыл, к инструменту — не подходит. А сам ре
бенок с облегчением вздыхает, что, наконец, эти муки кончились.
Вот что пишет Г.Г. Нейгауз, великий педагог, воспитавший целую пле
яду знаменитых пианистов мирового масштаба. “Задача любого педагога
музыканта не только в том, чтобы научить его хорошо играть, но и раз
вить талантливость ученика, то есть сделать его более умным, более чут
ким, более честным, более справедливым, более стойким… И педагогика,
становящая себе такие цели, перестает быть педагогикой, но становится
воспитанием”.
Спасибо, Генрих Густавович! Мои ученики, возможно, никогда не
смогут сыграть этюды Шопена и сонаты Бетховена, но я смогу научить их
слушать, переживать и — главное — понимать классическую музыку.
Но это долгий путь, и начинается он с первых же уроков. Главное —
это дать понять маленькому музыканту, что за этими линеечками, крю
чечками, клавишами скрыт огромный, прекрасный мир самых разных
человеческих чувств. “Прежде чем начать учиться на каком бы то ни бы
ло музыкальном инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть
какой то музыкой: так сказать, хранить в своем уме, носить в своей душе
и слышать своим ухом” (Г.Г. Нейгауз).
Мои ученики любят, когда я им играю. Мы вместе с ними обсуждаем,
что это за музыка, каков ее характер, какие она вызывает эмоции. Увере
258
на, что наши “музыкальные викторины” уже принесли свою пользу. Лю
бимые произведения: “Танец с саблями” А. Хачатуряна, симфония “Соль
минор” Моцарта, симфония №5 Бетховена, “Элизе” Бетховена и т.д.
А так называемое “Турецкое рондо” из сонаты ля мажор Моцарта де
ти просто требуют в конце урока…
В отличие от обычной музыкальной школы, где все таки существуют
требования к программе, количеству этюдов, гамм, обязательной поли
фонии и крупной форме, я могу заниматься тем, что в данный момент
считаю нужным и интересным для меня и моих учеников. Буду учить их
слушать, фантазировать, сопереживать, говорить о музыке и — понимать.
Программная музыка — это та, у которой есть название, данное самим
композитором.
Передо мной на пюпитре “Детский альбом” П.И. Чайковского. Пока
зываю портрет, рассказываю об условиях дворянского быта. Биографию
рассказывать не надо, а вот то, что в десятилетнем возрасте он был от
правлен в Петербург в училище Правоведения, где очень тосковал о ма
тери, говорю. Свидания были ограничены, и его мать сняла жилье напро
тив, чтобы мальчик мог видеть хотя бы родной силуэт. Это ребята точно
запомнят. Когда нибудь я им сыграю тему из увертюры “Ромео и Джуль
етта” полную любви и печали, мы вспомним, что эта любовь и печаль за
родилась в сердце десятилетнего мальчика. Конечно же, называю оперы,
балеты, симфонии. “Детский альбом” Чайковского имеет посвящение:
моему племяннику Володе Давыдову. Что ж, придется и мне фантазиро
вать. Буду рассказывать об одном дне Володи, а дети будут мне помогать.
“Утренняя молитва”
Невольно вспоминаю, что в советские времена эта пьеса именовалась
“Утреннее размышление”, чтобы советский ребенок не вздумал помо
литься, открыв глазки. Сейчас проще. Ведь все мои интернатские дети ез
дят в Задонский храм, по праздникам посещают церковь.
Итак, создаем атмосферу дворянской усадьбы в ранее зимнее утро (это
моя хитрость — далее — пьеса “Зимнее утро”.)
Большой особняк с колоннами, перед ним пруд замерзший, ветки ивы
под снегом. Тишина. Фантазируем. В доме оказалось 8 спальных комнат,
во дворе — псарня, а самому Володе 6 лет и у него длинная белая ночная
сорочка. Интересно...
А о чем же молится наш Володя? Ответов столько, что нет смысла их
приводить. Зато я узнала, о чем мечтает каждый из моих “музыковедов”.
“Зимнее утро”
Тут все ясно. Вопросов не задаю. Играю и читаю Пушкина.
Под голубыми небесам
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет... и т.д.
259
“Игра в лошадки”
Сначала выяснили, что же это за лошадки, в которые любили поиграть
дети в XIX веке. Да всего лишь палочка с картонными лошадиными голо
вами. Прыгай, сколько хочешь. Тут и мы можем вместе попрыгать! Ост
рый ритм, легкое стаккато. Вопрос: а что вы чувствуете, когда слышите
такую музыку? Ответ: радость, легкость, веселье... А в первых двух пье
сах? (Покой, безмятежность, тишину, согласие и т.д.).
А вот пьесу “Мама” я пропускаю. Нежная, ласковая, спокойная музы
ка. Но... эту страницу мы лучше перевернем молча.
Зато дальше — полный восторг. У нашего Володи — куча деревянных
солдатиков, и как они четко, весело маршируют. Здесь можно дружно,
под музыку потопать, заодно и узнать, что такое марш, как жанр и четко
услышать долю.
А вот и грустная страница.

“Болезнь куклы”
Вопросы можно уже не задавать. Сами расскажут, как зовут, во что
одета, почему болеет (сломалась, потому что ей уже 4 года). После отча
янных вздохов на форте (тут же даю понятие кульминации) идут 2 строч
ки на диминуэндо и мы дружно погружаемся в печаль. А что же дальше?
Тишина. Слушаем ее вместе, и вдруг — пунктир похоронных аккордов в
до миноре. Это одна из самых трагических тональностей. Играю до кон
ца. Что это? Мои дети чуть не плачут. “Она умерла?” Да, эта пьеса назы
вается
“Похороны куклы”
Эмоции, конечно же нужны, но... “Ну что вы? Она просто сломалась,
ее положили в коробку и спрятали на чердак”.
Зато послушайте, что было дальше.

“Новая кукла”
Уверенный трехдольный ритм, широкая фраза, много радости, и, ко
нечно же, фантазии. “Это папа приехал на машине, и выносит большую
коробку”, — Денис. “Тогда машин не было”. “Он приехал на каб ри о
ле те”, — это Настя. (Вот это да!).
Ну что ж? Идем дальше.

“Мазурка”
А вот здесь уже моя очередь. Есть возможность рассказать о традици
ях в воспитании дворянских детей: иностранные языки, танцы и всех без
исключения обучают игре на фортепиано (!). У нашего Володи — урок
танцев. Вот момент, когда можно рассказать о мазурке как о жанре, о ее
польском происхождении, заодно и о полонезе с его весьма характерным
ритмом “болеро”.
И вдруг, неожиданно, под окном раздается гармошка. Что это?
260
“Мужик на гармонике играет”
Интересная пьеса. Бесконечный повтор трех аккордов. Громко, на
зойливо. Конечно же, мой каверзный вопрос. Чайковский — великий ме
лодист, а тут — сами слышите...
— Да мужик этот музыке не учился и знает всего ничего — только эти
три аккорда.
“Нянина сказка” и “Баба Яга” идут у нас в комплекте. Тут можно по
говорить о русских сказках и, что самое интересное, коснуться особенно
стей фольклора народов других стран. Норвегия — горные короли в пе
щерах, сказочные гномы, Германия — воинственный эпос с валькирия
ми, Китай — непременно император и т.д.
А что же мне делать дальше? У нас — зима, а тут
“Песня жаворонка”.
А так хочется прочитать им А. Толстого. “А давайте просто помечтаем
о весне, и представим маленькую птичку, которая не летает, а как бы за
висает в лазурном весеннем небе”.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив…
Здесь наш словарь эмоциональных состояний самый обширный.
Все таки дети — великие оптимисты.
Последняя пьеса.
“В церкви”
Завершен день. С его радостями и печалями, переживаниями и игра
ми. Наш маленький герой вспоминает чувства, которые он испытал в
церкви. Прошу всех закрыть глаза, и пока я играю это четырехголосие,
где первые же такты в ми миноре явно выдают текст “Господи, помилуй”
прошу настроиться на внутреннюю отрешенность от всех земных дел, за
быть обиды и огорчения, ощутить себя маленькой частицей этого боль

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign