LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

зора по Липецкой области. Объем учебной нагрузки не превышает объ
ема допустимой нагрузки по нормам СанПиНа.
Прием детей в 1 класс и в другие классы осуществляется на основании
заключения областной ПМПК.
Обучение детей в 1 классе проводится с соблюдением следующих тре
бований:
— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
— проведение не более 4 уроков в день;
— организация в середине учебного дня динамической паузы продол
жительностью 1 час;
— использование “ступенчатого” режима обучения в 1 полугодии: в
243
сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый, со 2 четверти – 4 урока
по 35 минут каждый;
— организация дневного сна, прогулки на свежем воздухе;
— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний
обучающихся;
— дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обуча
ющихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
В оздоровительных целях в школе интернате созданы условия для
удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении,
которая реализована посредством ежедневной двигательной активности
обучающихся:
— утренняя зарядка;
— физкультминутки на уроках;
— подвижные игры на переменах;
— уроки физкультуры — 2, ритмики, ЛФК;
— занятия спортивных секций (5 секций) и участие в спортивных со
ревнованиях;
— занятия в танцевальных кружках (2 кружка);
— дни здоровья – каждый месяц.
Расписание уроков составлено отдельно для обязательных, факульта
тивных и коррекционных занятий. Между началом факультативных, кор
рекционных и последним уроком обязательных занятий перерыв продол
жительностью 45 минут.
В расписании уроков для обучающихся 1 ступени чередуются основ
ные предметы с уроками музыки, ИЗО, трудового обучения, физкульту
ры, для обучающихся 2 и 3 ступеней обучения – предметы естественно
математического и гуманитарного циклов.
Расписание уроков составляется с учетом хода дневной и недельной
кривой умственной работоспособности обучающихся.
Для реализации программы “Одаренные дети” организованы индиви
дуальные занятия по музыке, русскому языку, литературе, математике,
иностранному языку, истории, введены спецкурсы: “Стилистика речи”,
“Физика и компьютер”, факультативы по биологии (подготовка к по
ступлению в медицинский колледж), по информатике отдельно для сла
бовидящих и для незрячих учащихся.
Правильно организованная физкультурно оздоровительная работа в
школе интернате является основой рациональной организации двига
тельного режима школьников, способствует нормальному физическому
развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, по
зволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, являет
ся средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Организация физкультурно оздоровительной работы в СКО школе
интернате III—IV вида осуществляется с детьми всех групп здоровья (на
244
уроках физкультуры, в секциях и т.д.), в том числе с детьми, отнесенны
ми по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Внеклассная работа по физическому воспитанию является ценным до
полнением к учебным занятиям по физической культуре. Воспитанники
школы постоянно участвуют в соревнованиях различных видов спорта.
Медицинская профилактика, лечение и динамическое наблюдение за
состоянием здоровья воспитанников реализуется через школьную про
грамму “Здоровье”.
Большую роль в системе психологической помощи детям инвалидам,
играет арттерапия. В школе около 10 лет осуществляется эксперимент по
проблеме “Реабилитация и социальная адаптация детей с нарушениями
зрения средствами эстетического воспитания”. В рамках эксперимента
действуют 37 коллективов художественно эстетического и прикладного
творчества. Каждое направление за эти годы приобрело статус техноло
гии социокультурной реабилитации.
На каждого ребенка инвалида ведется карта социокультурной реаби
литации.
Результатом системной коррекционно образовательной и оздорови
тельной деятельности является успешная социализация выпускников
школы и их трудоустройство. За последние пять лет 38,2% выпускников
поступили в вузы; 42% выпускников в средне специальные учебные заве
дения, многие работают в ООО “Электроаппарат”.



Naoiiiaa E. A.
o?eoaeu Eeiaoeie NEI
oeieu-eioa?iaoa III—IV aeaa


“Экологические панно”
для экологического образования
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся в нашей школе с
2000 года под наблюдением медицинских работников ведется поэтапное
внедрение в учебный процесс технологии В.Ф. Базарного. В школе два
экспериментальных класса – 2 “а” и 6 “а”.
Учащиеся 6 “а” класса поступили в школу со сложными глазными за
болеваниями, но физически здоровыми, без сопутствующих заболеваний
(сколиоз, плоскостопие, заболевания сердечно сосудистой, нервной си
стемы и т.д.).
Все учащиеся 2 “а” класса пришли в первый класс не только со слож
ными диагнозами по зрению, но и с нарушением осанки.
245
Учителя, работающие в экспериментальных классах, проводят уроки в
режиме “динамических поз” с использованием конторок, высота кото
рых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального
уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. Разме
щается конторка на той половине стола, которая максимально удалена от
окна. Расстановка столов меняется не реже одного раза в месяц. Работа
ющие за конторками ученики стоят без обуви (в носочках) на массажных
ковриках. Оптимальный режим продолжительности стояния – сидения
10—15 минут. Педагоги следят за тем, чтобы за одним столом (одной кон
торкой) работали дети одинакового роста. В кабинетах эксперименталь
ных классов обязательно есть свободная парта, за которой ученик, устав
ший стоять, в любой момент мог бы свободно присесть. Если за партой
сидит один человек, то ему предоставляется свобода выбора (сидеть ему
или стоять). Постепенно, как показывает опыт, у детей возникает потреб
ность ко все более продолжительному стоянию.
Результаты мониторинга показывают, что использование режима “ди
намических поз” повышает общую сопротивляемость организма к ин
фекционным заболеваниям (учащиеся экспериментальных классов стали
реже болеть). С помощью данных методик осуществляется профилакти
ка близорукости во время учебного процесса (ни у кого из участников
эксперимента не ухудшилось зрение), обеспечивается оптимальное
функциональное состояние сердечно сосудистой системы организма,
стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной
нервной системе. Однако в нашей практике есть один случай нарушения
осанки, причиной которого является отказ родителей обучать дочь по си
стеме Брайля. Из за очень слабого зрения девочка на уроках занимает
вынужденное положение (очень низко наклоняет голову, горбится), что
приводит к прогрессированному развитию сколиоза, тогда как у трех де
тей, обучающихся по системе Брайля, наблюдается улучшение осанки.
Для борьбы с учебной усталостью учащихся, активизации мышечного
тонуса моторно коррекционных систем учителя на уроках проводят по
методике В.Ф. Базарного сенсорный тренаж по схеме универсальных
символов, которая изображена на потолке. Учащиеся с поднятой головой
“обходят” или “оббегают” схемы траектории. Систематические занятия
по этой схеме способствуют снижению психической утомляемости, из
быточной нервной возбудимости, агрессии.
Зрительно сигнальные сюжеты учителя не используют в организации
урока, так как этот сенсорный тренаж не подходит для слабовидящих уча
щихся.
В рамках экспериментальной работы планируется поставить в кабине
тах автоматизированную систему сенсорно координаторного тренажа.
Этот вариант предполагает монтаж в каждом углу потолка по одной си
гнальной лампе. Лампочки прикрываются плафонами, которые окрашива
ются в яркие цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Для наибольшего
246
эффекта (в плане сенсорной нагрузки) включают музыкально звуковой
ритм, подаваемый синхронно со световым. Дети внимательно следят за “бе
гущим огоньком” (лампочки зажигаются поочередно через 10—15 минут).
Второй год учителя нашей школы применяют на уроках сенсорно мо
торный тренаж. По команде учителя (1, 2, 3, 4… 1, 2, 3, 4) дети фиксиру
ют взгляд поочередно на соответствующей данной цифре картинке. Про
должительность фиксации одной цифры (изображения) – 0,5 секунды.
Постепенно это время сокращается. Педагог стремится к тому, чтобы уча
щиеся могли за одну секунду сделать полный оборот, при этом не просто
механически “пробежать” глазами по иллюстрациям, а успеть осознанно
увидеть все сюжеты. Порядок счета через 30 секунд меняется на противо
положный: 4, 3, 2, 1… Счет может задаваться и в случайной последова
тельности: 1, 2, 4, 3 и т.д.
Сенсорные тренажи учащиеся выполняют в позе свободного стояния.
Каждое упражнение базируется на зрительно поисковых стимулах. В
процессе такого поиска дети делают одновременные движения головой,
глазами, туловищем.
Практическая часть эксперимента показывает, что сенсорные тренажи
заменяют целый комплекс упражнений (многочисленные физминутки, уп
ражнения, предназначенные для профилактики сколиоза и для укрепления
глазных мышц), без которых никак не обойтись на уроках, так как с каждым
годом в школу приходят все более и более ослабленные и болезненные дети.
Активизацию учебно познавательных способностей педагоги прово
дят с помощью произвольных ритмов телесных усилий по методике В.Ф.
Базарного, которые подразделяются на самоуправляемый шаговый ритм,
кистевые и голеностопные ритмические усилия, энергичные ритмичес
кие повороты головы и трудовые ритмы.
Самоуправляемый шаговый ритм отрабатывается в трех режимах:
ближнего и дальнего зрения, с использованием напольных шагово мет
рических сеток.
Так, в режиме ближнего зрения, текст стихотворения фиксируется на
специальной “держалке”. Школьник берет в правую руку “держалку”,
отодвигает ее вперед на максимально возможное расстояние и начинает
медленно двигаться, подбирая под каждый шаг слог стихотворения.
Режим дальнего зрения представляет вторую, более высокую, степень
овладения “шаговым логоритмом”. Текст стихотворения, разделенный
на слоги с помощью плакатного пера переносится на лист ватмана, кото
рый фиксируется на доске. Школьник становится на максимально воз
можном расстоянии от текста и вначале медленно, а затем быстрее начи
нает к немку приближаться, произнося каждый слог строго под шаг.
Формирование “шагового логоритма” при чтении текста с использо
ванием напольных шагово метрических сеток напоминает, пожалуй, пе
ние в движении пионерских отрядов, речевки.
Как показывают экспериментальные исследования, в процессе фор
247
мирования “шагового логоритма” у детей повышаются зрительно фикса
ционные возможности, скорость восприятия, устойчивость последова
тельных образов, качество психомоторных функций, в том числе речемо
торных.
Следует отметить, что теоретической основой методики энергичных
ритмических поворотов головы учителя владеют, но в практике не приме
няют из за отсутствия специально оборудованной “дидактической до
рожки”, которая должна быть оборудована во дворе школы.
А вот “кистевые и голеностопные ритмические усилия” очень нравят
ся и ученикам, и преподавателям. Ученик обхватывает пальцами руки ма
ленький мячик и сжимая его, произносит логоритм (стихотворение), од
новременно вставая на носочки стопы.
Подобный прием есть в программе “Школа—2100” при выполнении
ритмических игр по математике.
Последний тип произвольных ритмов телесных усилий – это наложе
ние логорифма на рукотворческие трудовые ритмы. Учитель начальных
классов использует заученные стихи на уроках развития мелкой мотори
ки. Например, при лепке поделок из пластилина. Разминая пластилин,
дети ритмически читают стихи. Методика заключается в синхронизации
ритма мышечных усилий с “логоритмом”.
Долго без внимания учителей оставались художественно образные
“экологически чистые” прописи В.Ф. Базарного.
Но в 2004/05 учебном году был сделан первый шаг: в учебном процес
се 1 класса появился стенд “пальцевых” узоров (прописей), который
предназначен для развития свободы пластического жеста руки, чувства
прекрасного и зрительно тактильной координации (глазомера).
Стенд “пальцевых” прописей представляет собой лист ватмана, на ко
тором изображены волнообразные узоры или отдельные каллиграфичес
кие буквы. Для этого вида работы прекрасно подходит демонстрацион
ный материал к урокам обучения грамоте по программе “Школа—2100”.
Опыт показывает, что совершенствование навыка написания букв, со
единений, слов намного выше, если предварительно 1—2 минуты пора
ботать на стенде “ручных” прописей.
В.Ф. Базарный рекомендует выполнять энергичную штриховку, что
уже заложено в прописях О.В. Прониной по программе “Школа—2100”,
по которой обучаются учащиеся экспериментального 2 “а” класса.
По методике В.Ф. Базарного изготовлено и применяется в учебном
процессе подвижное “экологическое панно”, на котором изображен пей
заж (река, холмы, деревья). Это панно используется в обучении детей на
чальной школы для овладения образным и логическим мышлением, раз
витием речи.
Стенд выполнен в цветовой унификации, отвечающей требованиям
охраны и коррекции зрения: оранжевый – снимает усталость, благопри
ятен при миопии; розовый – успокаивает; желтый – улучшает мозговую
248
деятельность; зеленый – устраняет напряжение, снижает давление, бла
гоприятен при миопии; красный – заряжает энергией, благоприятен при
атрофии зрительного нерва; синий, фиолетовый – благоприятен при ка
таракте и глаукоме.
Панно очень мобильно: с помощью магнитных картинок, разработан
ных педагогом начальных классов, идет смена не только времен года, но
и явлений природы (снегопад, листопад и т.д.).
Администрация школы уделяет большое внимание эксперименталь
ной работе по методике В.Ф. Базарного. В настоящее время решается во
прос о приобретении “вертушек”, которые будут использоваться на уро
ках в начальной школе для развития внимания, памяти, мышления. Пла
нируется приобрести “конторки доктора Базарного”, отмеченные дипло
мом последнего Всероссийского Форума “Образование — 2005”.
Как показывает практика, данные методики – это методики экологи
ческого обучения и воспитания в современной школе, которая имеет об
щие основные направления с программой “Школа — 2100”: формирова
ние понимания ценности здоровья, сохранение и коррекция здоровья
обучающихся, создание адаптивной образовательной среды для детей,
имеющих ограниченные возможности здоровья.



?aiaaa I.I.
o?eoaeu iocuee aunoae eaoaai?ee
Eeiaoeay NEI oeiea-eioa?iao III—IV aeaa


Лечение музыкой
Давно замечено, что большинство музыкальных ритмов согласуется с
естественными ритмами организма — дыханием, сердечными сокраще
ниями и особенно биотоками мозга. Сначала музыкальные звуки улавли
ваются ухом. Его рецепторы передают их в мозг, который немедленно ре
агирует на это возбуждение. А так как все функции организма, так или
иначе, связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, влияют на
все физиологические процессы. Когда проводились исследования неко
торых композиций рок и поп музыки, то компьютер раскладывал звуки
на частоты, обертоны, шумы, а затем вычислял, как такая музыка влияет
на человека.
Выяснилось, что люди, предрасположенные к нервным расстрой
ствам, после 2 х, 3 х прослушиваний отдельных композиций впадали в
состояние, близкое к психическому срыву. У них начинали дрожать руки,
терялась острота не только слуха, но и зрения, в крови повышалось содер
жание адреналина, подскакивало давление, начинало болеть сердце. Для
249
гипертоников и сердечников подобная музыка может оказаться смертель
ной. Но у практически здоровых людей определенная музыка вызывает
потерю реакций и ухудшения работоспособности. Если слушать некото
рые произведения рок музыки несколько часов подряд, как это происхо
дит на концерте, в желудке начинается выделение избыточной соляной
кислоты, что может привести к обострению язвенной болезни, а 10 минут
“наслаждения” музыкой при громкости в 100 децибел снижает чувстви
тельность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.
Но музыка музыке рознь. В XII веке больному прописывали такое ле
карство: “Пусть возможно больше слушает приятные мелодии”.
Основа врачующих свойств музыки, по мнению академика Бехтерева,
звуковое интонирование. Низкие тона в музыке ассоциируются с чем то
тяжелым, густым, материальным. Высокие — вызывают чувство легкос
ти, ощущения пространства. Тонко и точно воздействуя этими тонами на
эмоциональную сферу человека, а через нее и на весь организм, музыка
может творить чудеса.
Музыка помогает справиться с негативными эмоциями, разрушаю
щими здоровье.
Звуки обладают большой целительной силой. Об этом известно с дав
них времен. Древние врачи лечили болезни души и тела музыкой и пени
ем, важно найти гармонию в своем организме, и это тоже можно сделать
с помощью звуков.
Каждый звук, как известно, имеет свою частоту. Наши внутренние ор
ганы и системы также функционируют в заданном природой диапазоне
частот. Болезни и стрессы меняют характеристики этих частот. Если же
задавать органу природную вибрацию, можно возвратить его в нормаль
ное состояние. Значит, для оздоровления различных органов человека
нужно использовать специальную звуковую гимнастику, особые сочета
ния звуков, активно воздействующих на нервные центры человека, а че
рез них — на процессы, идущие в организме. Звукотерапия — благопри
ятное воздействие фонетики русского языка на организм человека.
В СКО школе интернате III—IV вида я работаю с 1992 года. Здесь поч
ти все дети имеют то или иное заболевание: психическое, верхних дыха
тельных путей, а то и целый “букет”, и им необходимо оздоровление.
В области музыкального воспитания перед спецшколой для слепых и
слабовидящих детей стоят такие задачи, как воспитание у детей эстетиче
ских и нравственных чувств, музыкального вкуса, интереса к музыке,
творческого отношения к ней, формирование навыков пения, слушание
музыки, а самое главное — сохранение и поддержание здоровья воспи
танников.
Цель музыкального воспитания — привитие детям музыкальной куль
туры, потребности в музыке, развитие художественного вкуса.
Музыкально эстетическое воспитание слепых и слабовидящих детей
должно вестись с учетом их особенностей.
250
Воспитание звуковысотного слуха, слухового аналитико эстетическо
го восприятия, чувства ритма, формирование воссоздающего воображе
ния, представлений и понятий о музыке, музыкально образного мышле
ния, развитие музыкальной памяти, речи, координации движений имеет
очень важное коррекционное значение.
В отличие от других видов искусства музыка передает движение, дей
ствие, развивающееся во времени, вследствие чего процесс восприятия
музыкальных произведений проходит особенно интенсивно. “Текучесть”
музыки обуславливает выразительность темпов и динамических оттен
ков. Поэтому необходимо выработать у детей дифференцированное ин
тонационно образное восприятие средств выразительности, умение в
процессе слушания музыки выделить лад, смену тематического материа
ла и форму музыкальных произведений.
Музыкально эстетическое воспитание помогает достичь высоких сте
пеней компенсации и добиться успехов в усвоении знаний, в разносто
роннем развитии, в подготовке к жизни и труду.
Музыка и пение оказывают большое влияние на процессы высшей
нервной деятельности. Воздействие на слепых и слабовидящих детей
эмоциональностью и ритмом способствует росту их активности, повыше
нию работоспособности. Пение — физиологический процесс. Вокал те
рапевтически воздействует на патологию ЛОР заболеваний (убирается
гнусавость, улучшается слух). Лечение пением позволяет сохранить мин
далины, ведь они несут защитную функцию. Пение — психокоррекцион
ное воздействие музыки на ребенка.
На первом этапе обучения и воспитания, в начальных классах (далее это
необходимо развивать, закреплять, совершенствовать), важны такие компо
ненты, как выработка вокально певческой установки, мимики, формирова
ние гласных звуков, четкая, яркая артикуляция, т.е. произношение, устране
ние недостатков в осанке и поведении во время пения, игровых занятий.
Пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, ин
теллектуальное и музыкальное развитие, они способствуют устранению
дефектов ребенка, страдающего олигофренией. В процессе обследования
музыкальных возможностей и особенностей учеников вспомогательных
классов замечено следующее:
1. Дети со сниженным интеллектом часто имеют хорошие музыкаль
но певческие и речевые данные.
2. В процессе обучения дети хорошо развиваются и к окончанию шко
лы достигают значительных успехов в пении и музыке.
3. Особенности познавательной деятельности и эмоционально воле
вой сферы детей требуют индивидуального подхода к ним, значительной
детализации учебного материала на уроке, широкого применения на
глядности и частого повторения изучаемого словесного и музыкального
материала.
Основная масса учеников вспомогательных классов — это умственно
251
отсталые дети в степени дебильности, имеющие небольшую степень от
сталости и незначительные отклонения в физическом развитии.
Методика музыкально певческого и речевого развития включает: му
зыкальный слух; чувство ритма; голосовые данные, тембр, диапазон; му
зыкальную память, дикцию; речь, дыхание и моторику.
Причиной расстройства слуха у аномальных детей могут быть мозго
вые заболевания, которые отрицательно влияют на слуховые нервы, а
также инфекционные заболевания. Не все люди от рождения обладают
тонким музыкальным слухом. У одних он лучше, у других — значительно
хуже. Тем не менее, при регулярных и методически правильно, грамотно
построенных занятиях можно добиться больших успехов в развитии му
зыкального слуха даже во вспомогательных классах (эксперимент — ре
бята ставили и исполняли музыкальные сказки, детскую оперу, песни
прошлых лет — ретро и прекрасно справились с задачей). Известный му
зыкант, профессор Московской консерватории А.Б. Гольденвейзер гово
рил в свое время, что музыкальный слух довольно легко поддается разви
тию, если заниматься этим достаточно планомерно и целесообразно.
Воспитание музыкального слуха имеет огромное значение, ведь хоро
ший слух способствует лучшему музыкальному восприятию и влияет на
развитие речи. Это речевые ритмические упражнения, игровые песни со
словами и без слов.
— Раз, два, три, твердо повтори.
— Пять, шесть, семь, шаг на месте всем.
Это произношение согласных и гласных (твердых, мягких). Но основ
ным средством развития слуха является, конечно, пение технически лег
ких песен. Здесь же — и музыкальная лесенка, гамма — хоровое сольфе
джио, с названием нот, и далее — ритмомелодические упражнения. При
мер пения — а capella, вначале в примитивном, начальном виде, далее —
усложненном. Важно, чтобы дети стремились к точному восприятию зву
ков и интонации.
Работа по развитию чувства ритма строится на ритмических упражне

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign