LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

другими условиями, влияющими на состояние здоровья детей.
В социальном заказе школе родители ставят на первый план задачи,
связанные не только с формированием ценностного отношения детей к
своему и общественному здоровью, но и с целостным становлением и
развитием личности ребенка, обеспечением подготовки для поступления
в вуз.
Авторитет школы среди родителей достаточно высок. Родители в це
лом положительно оценивают организацию и уровень здоровьесберегаю
234
щей подготовки школьников. Качеством решения вышеназванных задач
удовлетворено 87% родителей выпускников школы. 93% родителей пер
воклассников осуществили выбор школы № 31 г. Курска для обучения
своих детей по вышеназванным мотивам и на основе информации, полу
ченной от других родителей и учеников школы. Более 70% родителей от
мечают актуальность и качество подготовки детей к решению таких жиз
ненно важных проблем, как сохранение, укрепление и развитие своего и
общественного здоровья, непрерывное самообразование, выбор профес
сии, создание семьи, формирование общей культуры, коммуникативных
умений, обеспечение безопасной жизнедеятельности.



Липецкая область


Ao?eiaa I. ?.
ae?aeoi? IIO eeoae ? 66 n yeieiae?aneei oeeiiii,
Noaaeea A.A.
o?eoaeu aeieiaee, aaeaieiaee

398046, Липецк, ул. Меркулова, д. 11а,
МОУ лицей № 66 с экологическим уклоном,
т.: 8 0742 41 06 03, 41 06 01



Утром встал – приведи в порядок планету!
В 2001 году наша школа получила новый статус — МОУ лицей № 66 с
экологическим уклоном.
Изменения в учебно воспитательном процессе способствовали интен
сификации умственной деятельности учащихся, следовательно, увеличи
лась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы
(особенно зрительный и слуховой, опорно двигательный аппарат). В ли
цее стали вести активную работу по оздоровлению детей, по возрастным
группам проводилась оценка уровня здоровья учащихся. Для этого приме
нялся предложенный В.И. Беловым метод, в котором состояние важней
ших систем жизнеобеспечения организма сведены в четыре группы.
Первая группа показателей позволяет оценить состояние и резервы
адаптации сердечно сосудистой и дыхательных систем. Вторая – оценить
уровень основных двигательных качеств: общей и силовой выносливос
ти, быстроты, гибкости и скоростно силовых качеств. Третья группа по
казателей отражает образ жизни человека как один из определяющих
235
факторов здоровья, а в четвертой дается оценка состояния иммунной си
стемы и хронической заболеваемости.
Метод В.И. Белова позволяет выявить наиболее слабое звено в орга
низме или образе жизни с тем, чтобы в дальнейшем целенаправленным
воздействием именно на него добиться повышения эффективности функ
ционирования данной системы, а отсюда – и всего организма в целом.
В качестве примера можно привести результаты исследования 200 человек
старшей возрастной группы. Оценка уровня здоровья у испытуемых по четы
рем группам важнейших систем жизнеобеспечения организма показала низ
кое количество баллов по всем показателям во всех группах. Наиболее низкое
количество баллов набрали все испытуемые по 3 группе – образ жизни.
Из пяти показателей, включенных в 3 группу максимальное количес
тво баллов испытуемые набрали по показателям: соответствие калорий
ности питания энергозатратам – соответствие веса возрастным стандар
там; наличие только у некоторых испытуемых таких вредных привычек,
как курение – 6,2%. По трем остальным показателям образа жизни бал
лы низкие: употребление алкоголя (пива) характерно для 22% испытуе
мых; из общего количества испытуемых только несколько человек – 2,3%
в течение года занимаются регулярно физической тренировкой, осталь
ные испытуемые — 97,7% менее трех раз в неделю занимаются физичес
кой тренировкой, либо не занимаются совсем. Таким образом, для боль
шинства испытуемых характерна гиподинамия – недостаточная двига
тельная активность. Отсутствие физических нагрузок в первую очередь
отрицательно сказывается на деятельности сердечно сосудистой и дыха
тельной систем. Нарушается осанка, снижается устойчивость к инфекци
онным заболеваниям и нервно психическим стрессам. Низкое количест
во баллов по 1 группе (физические показатели сердечно сосудистой и
дыхательной систем) и по 2 группе – (физические качества) – можно
объяснить отсутствием в жизни практически всех учащихся оптимальной
для нормальной жизнедеятельности двигательной активности.
Низкое количество баллов по 4 группе (эффективность работы им
мунной системы и наличие хронических заболеваний) показывает нали
чие 1—2 простудных заболеваний в год у всех испытуемых; и отсутствие
хронических заболеваний только у 7% испытуемых определяется образом
жизни учащихся – низкой двигательной активностью и отсутствием за
каливания. Следовательно, именно образ жизни детей определяет опти
мальную способность работы систем органов, двигательные качества ор
ганизма и эффективность работы иммунной системы.
Используя медицинские карты детей, было прослежено изменение в
состоянии здоровья с 1 класса по 9 класс. При анализе медицинских карт
установлено появление в процессе обучения в школе заболеваний опор
но двигательного аппарата и органа зрения.
Из 92% здоровых учащихся, пришедших в 1 класс, в 9 классе здоровы
ми остались 63%: число здоровых детей уменьшилось на 34,61 %, число
236
детей, имеющих функциональные нарушения, увеличилось на 25 % (в три
раза), а 4 % детей приобрели достаточно серьезную патологию – сколиоз.
Также отмечается изменение в состоянии здоровья с 1 класса по 11
класс. Здоровыми при поступлении в 1 класс были 94 % учащихся, при
поступлении в первый класс нарушения в осанке имели 6 % детей. В 11
классе здоровых 57,14%, нарушения осанки имеют 17,14 %. В первом
классе сколиоз у детей не выявлен, к 11 классу 25,7 % детей приобрели
это серьезное заболевание. При поступлении в первый класс учащиеся 9
класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 9
классе – миопия выявлена у 61,5% учащихся. При поступлении в первый
класс ученики 11 класса не имели отклонений в функционировании ор
гана зрения. В 11 классе миопия выявлена у 80% учащихся.
Анализ данных медицинских карт ясно показал, что школьные годы
уменьшают число здоровых детей. Но нельзя сводить появление заболе
ваний только к процессу обучения в школе. В первую очередь именно об
раз жизни, отсутствие культуры здоровья у детей приводит к возникнове
нию тех или иных заболеваний. Существующая система образования —
только один из негативных факторов.
Основная задача, которая стояла перед коллективом лицея – воспита
ние культуры здоровья у детей через валеологическое и экологическое об
разование.
Валеологическое образование в лицее осуществляется по следующим
направлениям: теоретическое, профилактическое, спортивно оздорови
тельное. Профилактическую работу организуют и проводят экологические
организации лицея – “Маленький принц”, “Созидатели”, НОУ “Малая
научно инженерная академия”. Спортивно оздоровительные меропри
ятия включают в себя проведения спортивных праздников и игр, работу ту
ристического кружка, мероприятия городского экологического лагеря.
Теоретические сведения об основах здорового образа жизни дети по
лучают на уроках валеологии. Предмет ведется не во всех классах, поэто
му с основами здорового образа жизни ученики знакомятся и на уроках
экологии. Одной из задач экологического образования является форми
рование убеждения в необходимости индивидуальных усилий человека
для сохранения благоприятных условий среды и здоровья.
Валеология преподается со 2 класса. Программа построена таким обра
зом, чтобы за 3 года обучения дети изучили строение собственного орга
низма, его работу, правила личной гигиены, причины возникновения бо
лезней, соблюдение правил этики в окружении сверстников и взрослых,
факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека, виды за
каливания, распределение времени между работой и отдыхом.
Дети должны уметь: проводить физкультурные разминки, оказывать пер
вую помощь при травмах скелета и кровотечениях, защищать себя от опас
ных насекомых и определять ядовитые растения, соблюдать правила эти
ки, использовать простые методы очистки воды, проводить закаливание
237
водой, воздухом и солнцем, использовать для оздоровления лекарственные
растения и ароматические масла, проводить упражнения для улучшения
памяти и внимания, составлять режим дня, правильно отдыхать.
В начальной школе уроки построены в виде игры. Знакомиться со
своим организмом и основами здорового образа жизни ребятам помога
ют герои мультипликационных фильмов, в стихах и речевках проходят
упражнения для поддержания хорошей осанки, гимнастика для глаз, мас
саж ушных раковин, кистей рук.
Изучение многих вопросов проходит с использованием практических
работ, где каждый ребенок может что то сделать своими руками, это повы
шает усвоение информации. Такая форма проведения уроков в лицейских
классах создает прочную мотивацию укрепления и сохранения здоровья.
Например, можно бесконечно много говорить о вреде курения и алко
голя, но когда ребенок в ходе опыта видит, что содержит табачный дым и
как разрушительно действует спирт на органические вещества, это влия
ет сильнее самой длинной лекции.
Большое воспитательное значение имеет проведение крупных меро
приятий – акций.
Дети всегда участвуют в акциях с большим желанием и энтузиазмом.
Учащиеся формулируют цель акции, оформляют листовки, пишут обра
щения в средства массовой информации, составляют план мероприятия.
В проведении акций учащимся начальных классов помогают ученики
старших классов, здесь четко прослеживается связь между возрастными
группами детей.
На протяжении трех лет в мае наш лицей проводит акцию “Мы против
курения!”, чтобы еще раз обратить внимание людей на одну из самых
вредных и опасных для самого курильщика и окружающих его людей при
вычек. Уделяя внимание проблемам окружающей среды, влиянию эколо
гических факторов на жизнь и здоровье человека, мы забываем о таком яв
лении как пассивное курение, а его воздействие не менее опасно, чем са
мо курение. Мы живем в городе не с самым чистым воздухом, вдыхаем ог
ромное количество вредных веществ, которые отравляют организм чело
века, а курящие люди усиливают это влияние в несколько раз.
Цель акции — предупредить пассивных потенциальных курильщиков
о последствиях такого курения и призвать людей курящих к ответствен
ности за жизни окружающих людей. На остановках городского транспор
та ученики расклеивали листовки и знаки, запрещающие курение, разда
вали листовки людям, которые курили в общественных местах.
В среднем звене программа направлена на продолжение формирования
культуры здоровья ребенка. На протяжении последующих лет обучения уча
щиеся углубляют знания о строении и функционировании своего организ
ма, на более высоком уровне рассматриваются методы гигиены систем орга
нов, рассматриваются вопросы полового воспитания, вводятся альтернатив
ные методики оздоровления организма – цветотерапия, ароматерапия, му
238
зыкотерапия, гомеопатия, энергетика камней и т.д., поведение человека в
экстремальных ситуациях – болезни, травмы, криминальные ситуации.
В среднем звене изучение валеологии совпадает с изучением курса
экологии, поэтому формирование знаний о взаимоотношениях человека
с фауной и флорой – естественной средой обитания, знаний о том, что
человек не стоит над окружающей средой повелителем, а является ее ча
стью, которая без человека может существовать и без которой он сущест
вовать не может, является превалирующей. В изучении каждого курса
экологии обязательно присутствует валеологический компонент.
Проведение акций в среднем звене направлено на отношение челове
ка к окружающему его миру, в том числе городу, в котором мы живем.
В сентябре 2002/03 учебного года, наш лицей выступил с инициативой
провести акцию “Чистый город!”, которую поддержала областная адми
нистрация. Цель акции: твой город должен быть чистым, наведи порядок
там, где ты живешь. Силами всего лицея были приведены в порядок все
близлежащие микрорайоны. Эта акция стала традицией в лицее – приво
дить в порядок перед зимой территории близ лицея.
Акция “Посади дерево!”. Цель акции: наш город должен быть зеле
ным! Деревья спасают нас от шума, пыли, очищают воздух! Свободные
территории около лицея должны быть засажены деревьями! Эта акция
продолжается несколько лет.
Акция “7 апреля – Всемирный день здоровья”. Цель акции: провести
пропаганду здорового образа жизни среди учащихся лицея и горожан го
рода. В среднем звене с 2000 года работает отделение “Валеологическая
лаборатория” НОУ “Малой научно инженерной академии”, которая
включает в себя старшую возрастную группу — учащихся 9—11 классов, и
“Юниор” — учащихся с 5 по 8 класс. Одной из главных задач НОУ "Ма
лая научно инженерная академия" является выявление одарённой и та
лантливой молодёжи, воспитание молодых учёных. Работа в научном об
ществе учащихся развивает поисковую активность и творческие способ
ности, позволяет проводить собственные исследования, овладевать прак
тическими умениями по изучению состояния своего здоровья и его под
держанию; состояния окружающей среды. Ведь здоровье человека непо
средственно связано с состоянием окружающей среды, здесь снова про
слеживается связь двух наук – валеологии и экологии.
Одна из задач валеологического образования — научить детей учиться.
Работа в НОУ учит детей учиться, учащийся оказывается в ситуации про
ектирования собственной предметной деятельности в избранной им об
ласти, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей дея
тельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, име
ющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, кото
рые, при постоянном общении с педагогами, конкретизируются в даль
нейшем развитии проектов. Учебная активность приобретает более не
прерывный и мотивированный характер.
239
Выбор тем научных работ для учащихся различных возрастных групп
происходит, руководствуясь следующими принципами:
1) эколого валеологическая направленность;
2) новизна и доступность для выполнения;
3) актуальность и возможность практического применения результа
тов исследования.
В течение трех последних лет учащимися отделения были выполнены
работы, с которыми они выступали на региональных, российских и меж
дународных научно практических конференциях, где занимали призо
вые места.
С полученными результатами исследований ребята выступают перед
своими товарищами на классных часах, на заседаниях видеоклуба “Мое
здоровье”, на педагогических советах, на родительских собраниях.
Результаты многих исследований включены в работу лицея: проведе
ние физкультминутки во время уроков в средних и старших классах для
снижения утомления, составлены комплексы упражнений, которые мож
но использовать при проведении физкультурных разминок на уроках и
переменах. Проведено тестирование на изучение темперамента и предпо
читаемых профессий при формировании профильных лицейских клас
сов, в период сезонных эпидемий осуществляется окуривание помеще
ний ароматическими маслами.
Ребятам очень нравится, когда на переменах включают инструмен
тальную и классическую музыку, а использование цветовых методик
очень важно для установления состояния ребенка в тот или иной момент.
Во время проведения месячника “Здоровья” работал кабинет цветовой
психологической разгрузки, куда с удовольствием приходили дети со
ставлять орнаменты или рисунки в круге.
Следуя рекомендациям, разработанным в ходе проведения исследова
ния, ученики 9 медицинского лицейского класса в 14 младших лицейских
классах проводят валеологические перемены, к которым были подобра
ны упражнения на сохранение хорошей осанки, снятия утомления, гим
настики для глаз, массаж кистей рук и т. д.
“Валеологической лабораторией” организована и ежегодно проводит
ся спортивная игра “Здоровье и спорт”. Группа старшеклассников состав
ляла валеологическую оценку классных комнат лицея, выясняла значение
комнатных растений в помещении и их влияние на организм человека.
Под руководством профессора М.А. Бала проводили микробиологиче
ский анализ в классных комнатах, где много живых цветов и где их мало
или нет. Анализ показал: в помещениях, где нет или мало живых цветов,
на питательных средах в чашках Петри сформировалось большое количе
ство колоний. Следовательно, такие бактерии находятся в воздухе данных
помещений. В кабинетах, где много живых цветов, колоний либо не было,
либо сформировалось 1—2. Был проведен конкурс на самый зеленый ка
бинет в лицее. Ребята из группы исследователей выступали на валеологи
240
ческих семинарах, разъясняя роль и значение зеленых растений в жилых
помещениях, в рекомендациях к работе был приложен список цветов, ко
торые должны быть в каждой классной комнате. Постепенно во всех клас
сных комнатах появились зеленые растения, которые очищают и увлаж
няют воздух, зеленый цвет растений успокаивает и улучшает настроение.
За несколько лет валеологической работы нам удалось добиться сни
жения заболеваемости учащихся по группам заболеваний. Если по всем
видам основных заболеваний учащихся школ, относящихся к детской по
ликлинике №5, в 2004/05 учебном году заметен рост, то в нашем лицее
наблюдается снижение.
Несколько примеров по наиболее распространенным заболеваниям:
миопия выявлена у 10% учащихся нашего лицея (в школах, относящихся
к поликлинике №5 от 15 до 25%), сколиозы выявлены у 14% учащихся (в
других школах — до 22%). Нам есть еще над чем работать, но те результа
ты, которые мы получили, подтверждают правильность выбранных задач.
Продолжается работа по отслеживанию уровня здоровья учащихся ли
цея по методу В.И. Белова.
Работа по валеологическому образованию, которая организованна в
нашем лицее, может быть реализована в любом общеобразовательном уч
реждении. В наш лицей неоднократно обращались за помощью в органи
зации валеологической работы, и мы всегда рады помочь.



Aaoeuaa E.E.
ae?aeoi? NEI oeieu-eioa?iaoa III—IV aeaa,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O

398014, г. Липецк, ул. Механизаторов, 9,
Школа интернат для слабовидящих детей,
т.: 8 0742 40 38 76, 40 45 89



Школа укрепляет здоровье
и учит самостоятельности
В Липецкой СКО школе интернате III—IV вида (для слепых и слабо
видящих детей) сложилось модель системной комплексной работы по со
хранению и укреплению здоровья воспитанников. Наша школа — модель
комплексного образовательного учреждения, соединившего четыре фор
мы образования: общее, дополнительное, коррекционное и начальное
профессиональное. В школе ведется обучение по 7 основным програм
мам и 37 программам дополнительного образования.
241
В школе обучаются 335 учащихся (в т.ч. 12 человек обучаются на до
му): сироты и дети ЛРП – 40, дети инвалиды по зрению – 141, инвалиды
по общим заболеваниям – 50.
312 учащихся занимаются в кружках и секциях.
В школе работают 115 педагогов, из них: учителей – 64, воспитателей –
50, старшая вожатая – 1. Заслуженных учителей РФ – 5, Отличников народ
ного образования – 22, Почетных работников общего образования – 10.
Проанализирую приоритетные позиции работы по сохранению и ук
реплению здоровья воспитанников.
Важным для сохранения здоровья воспитанников является обеспече
ние необходимых санитарно гигиенических условий внутришкольной
среды, то есть состояние здоровьесберегающей инфраструктуры школы
интерната.
Школа интернат расположена в трехэтажном типовом здании, где со
зданы условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополни
тельных предметов по выбору обучающихся, коррекционных дисциплин,
для занятий в кружках, на музыкальном отделении (30 учебных кабине
тов, 5 кабинетов коррекционных дисциплин, 5 кабинетов для занятий на
музыкальном отделении, шахматный клуб, мастерские “Глиняная игруш
ка”, изостудии “Вдохновение”, актовый зал, спортивный зал, зал ритми
ки и ЛФК, тифлоцентр).
Все кабинеты оснащены тифлотехническим оборудованием для про
ведения занятий со слабовидящими и незрячими учащимися (приборы
“Графика”, “Ориентир”, компьютеры с Брайлевским дисплеем, набор
приборов и пособий, облегчающий обучение и восприятие учебного ма
териала: приборы для письма по Брайлю, таблицы по Брайлю; специаль
ное оптическое оборудование для использования остаточного зрения
слепых и слабовидящих детей: ортоскопическая накладная лупа, плано
сферическая строчная лупа).
Спортивный зал оснащен оборудованием и инвентарем для слабови
дящих и незрячих учащихся (гимнастические стенки, гимнастические
скамьи, маты, перекладина, брусья, беговая дорожка – 2, тренажер – 4,
озвученные мячи).
В учебных кабинетах применяется система общего освещения и мест
ного освещения (подсвета) классной доски, что способствует увеличению
освещенности (не менее 500 люкс).
Библиотека является справочно информационным центром, осна
щенным всеми видами ТСО для слабовидящих учащихся, которые обес
печивают условия для индивидуальных занятий слабовидящих обучаю
щихся. Книжный фонд библиотеки составляют: учебники плоскопечат
ные с крупным шрифтом (9594 экземпляра), учебники по Брайлю (12130
экземпляров), “ПК” Говорящие книги (1524 экземпляра), художествен
ная литература по Брайлю (4000 экземпляров)
В столовой, согласно гигиеническим требованиям к организации об
242
щественного питания, организовано пятиразовое горячее питание для
воспитанников школы интерната и двухразовое для приходящих детей.
В кабинетах каждый обучающийся обеспечен удобным рабочим мес
том за столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения.
В мастерских оборудование для трудового обучения размещено с уче
том создания благоприятных условий для зрительной работы, сохране
ния правильной рабочей позы и профилактики травматизма.
Станки отвечают требованиям санитарных норм и имеют соответству
ющие защитные приспособления.
Все учебные помещения проветриваются во время перемен, до начала
занятий и после их окончания.
Таким образом, в школе созданы достаточно комфортные условия
обучения и воспитания детей.
Оздоровительная инфраструктура школы интерната позволяет реали
зовывать лечебную и профилактическую работу с использованием специ
альных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и
контроля (массаж, электростимуляция, физиотерапия, фитотерапия,
озонотерапия). В школе имеются: медкабинет, зубоврачебный кабинет,
физиокабинет, процедурный кабинет, изолятор, массажный кабинет, зал
ЛФК, тренажерный комплекс, спортзал, спортплощадка.
Администрация школы интерната серьезно относится к решению
проблемы рациональной организации коррекционно образовательного
процесса, предполагающей создание комфортных условий для всех его
участников и, в первую очередь, создание педагогических условий, мак
симально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных,
нравственных, индивидуальных качеств личности каждого ребенка, но и
его физическое и психическое здоровье. Реализация этого блока создает
условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отды
ха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрез
мерное функциональное напряжение и утомление.
Режим дня учащихся школы – наиболее интегральный показатель эф
фективности коррекционно образовательного процесса с физиолого ги
гиенической точки зрения. Учебный план согласован с ТУ Роспотребнад

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign