LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

— гигиенические нормы продолжительности непрерывного чтения:
для учеников 1 2 классов — 10 минут, для учеников 3 класса — 15 минут.
Оконные стекла в классе моются не реже трех раз в год: перед началом
учебного года, в октябре, в апреле. Класс регулярно проветривается
(сквозное проветривание в течение 10—15 минут до начала занятий), тем
225
пература воздуха в помещении составляет 18 20 градусов, ученики носят
сменную обувь, рекомендуется борьба с шумом, мелок должен быть обер
нут бумагой (чехлом для мела).
Учитель следит за осанкой детей. Ученикам рекомендуются следую
щие правила для самоконтроля правильной осанки:
— расстояния от глаз до тетради (книги) – 24—35 см;
— между передним краем парты и грудной клеткой должна проходить
ладонь;
— Локти не должны находиться на весу.
Следует проверить и правильность положения ног при посадке.
Рекомендуется гимнастика до уроков. Она способствует вхождению
детей в работу. Длительность гимнастики – 5—7 минут.
Для младших школьников после 25 минут занятий рекомендуется пе
рерыв на 5—10 минут (коррекционные упражнения для снятия утомле
ния).
В первом классе в течение 35—40 минут должно быть проведено три
четыре оздоровительных паузы.
Во втором четвертом классах в течение 35—40 минут занятий должно
быть проведено две три оздоровительных паузы.
Домашнее задание следует начинать с письма. Перед письмом прово
дится коррекция мелкой моторики.
Учитель нашей гимназии Честнова Т.А., преподаватель высшей кате
гории, руководитель методического объединения начальных классов,
разработала свою систему оздоровления через учебно воспитательный
процесс. В ее основу положена методика В.Ф. Базарного, использовано
методическое пособие Зинченко Н.А. “Здоровьесберегающая педагоги
ка. Культура творения здоровья”.
Система оздоровления Т.А. Честновой строится на основе состояния
здоровья детей, поступивших в первый класс. Она предлагает такое здо
ровьесберегающее сопровождение учебного процесса:
1. Проведение утренней гимнастики, которая длится 8—10 минут. Ребята
стоят на массажных ковриках без обуви, в конце зарядки проходят по ело
вым шишкам, что способствует предупреждению плоскостопия, приливу
крови ко всем органам, а, значит, и активизации мыслительных процессов.
2. Физкультминутки. В ходе каждого урока рекомендуется проводить
три физкультминутки. Минуты, берегущие здоровье, обязательны на
каждом уроке. Их значение и польза очевидны. Кроме того, система Че
стновой предусматривает релаксацию, работу с офтальмотренажерами.
Кратковременные физические упражнения усиливают кровообраще
ние в организме и создают возможность для активного включения в учеб
ную деятельность.
Когда надо проводить оздоровительные паузы? Автор этой системы
считает, что через 15—17 минут от начала урока и за 10 минут до его кон
ца детям требуется обязательное переключение внимания, снятие устало
226
сти, напряжения. Проведение физкультминуток создает эмоциональный
настрой, включает учащихся в творческий процесс обучения, способ
ствует активизации двигательного режима, повышает физическую на
грузку на организм.
3. Динамические перемены. В идеале динамическая перемена длится
не менее 20 минут. В нашей гимназии самая большая перемена — 15 ми
нут. Во время перемены рекомендуется организовывать подвижные игры.
Кроме этого, у учеников нашей гимназии есть возможность позанимать
ся на шведской стенке, которая находится в рекреации начальных клас
сов, поиграть с мячом через сетку, поиграть в волейбол. Необходимые
спортивные снаряды тоже имеются в рекреации.
4. Подвижные игры на свежем воздухе. Для группы продленного дня
организуются подвижные игры в школьном дворе: мальчики с азартом
играют в футбол, девочки — в такие игры, как “день и ночь”, “море вол
нуется” и другие, прыгают через скакалки.
5. Час здоровья. Проводится один раз в неделю на основе разработок,
приведенных в книге Н.А. Зинченко “Здоровъесберегающая педагогика.
Культура творения здоровья” и в книге Л.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной
“Тридцать уроков здоровья для первоклассников”.
В воспитательный процесс рекомендуется вводить следующие здоро
вьесберегающее элементы:
1. Тематические классные часы, посвященные вопросам здорового об
раза жизни.
2. Один раз в месяц — тематические родительские собрания. Напри
мер, на одном из таких собраний наш логопед Л.П. Ермошкина расска
зывала о вредном влиянии компьютерных игр на психическое развитие
детей. Ее рассказ сопровождался демонстрацией фильма на эту тему.
Во время урока серьезную угрозу для здоровья детей представляет ги
подинамия. Дети находятся в неестественной физической позе. Через 15
минут пребывания в неподвижном положении ребенок испытывает такие
же перегрузки, как космонавт при старте космического корабля.
Калифорнийские ученые из университета в Сан Диего пришли к вы
воду, что процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или нето
ропливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усва
ивает информацию в четыре раза быстрее, чем сидящий. В.Ф. Базарный
утверждает, что телесная стойка — это стойка психическая, волевая, это
основа энергетики нашего организма. Поэтому во время урока надо ме
нять позы, часть урока стоять за конторками, часть сидеть. Обучение
школьников в положении стоя проводится с одновременным раздраже
нием рефлексогенных зон стопы на физкультурных ковриках.
Использование подвижного способа обучения позволяет предотвра
тить развитие искривлений позвоночника, возникновение плоскосто
пия, варикозного расширения вен, проводить профилактику близоруко
сти во время учебного процесса, повысить общую сопротивляемость ор
227
ганизма ребенка к инфекционным заболеваниям, обеспечить оптималь
ное функциональное состояние сердечно сосудистой системы организ
ма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной
нервной системе и значительно ускорить восприятие школьниками учеб
ного материала.
Кроме конторок, в классе рекомендуется иметь сенсорные кресты для
дидактического материала, цветовые прямоугольники для игр, способ
ствующих сохранению зрения и умению различать цвета.
С целью снятия нагрузки с глаз можно использовать офтальмотрена
жеры. Желательно их иметь и на потолке. Офтальмотренажеры способ
ствуют укреплению опорно двигательного аппарата, сердечно сосудис
той системы, снятию напряжения.
На уроке чтения хорошо использовать переносные наборные полотна,
чтобы дети читали текст в движении, неся его на вытянутой руке. Это
способствует сохранению зрения, наращиванию темпа чтения.
На уроках, особенно письма, большое внимание следует уделять раз
витию мелкой моторики рук. Еще Иммануил Кант говорил: “Рука явля
ется вышедшим наружу головным мозгом”. Что он хотел сказать этим?
То, что все глубинные психологические движения, осознанные или не
осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, движе
ниях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, от
метили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено,
что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сте
пени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие дви
жений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развива
ют речь, мышление ребенка, в то же время, способствуя развитию самой
кисти и пальцев рук, а это значит, что дети быстрее обучатся навыкам
письма, научатся каллиграфически правильно писать. Упражнения для
кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно про
водить с использованием разных предметов, таких как грецкие орехи, де
ревянные палочки, спички, очищенные от серы. Эти упражнения снижа
ют психическое напряжение, снимают утомляемость.
Особенно эффективен пальчиковый метод. Он используется при раз
ных диагнозах, например, фонетико фонематическом недоразвитии, за
икании и т. д. У детей улучшается работоспособность, память, тоньше
становится слух, быстрее идет становление речи. Гораздо веселее играть
пальчиками, используя образы театрализованных героев пальчикового
театра. Можно использовать заучивание стихотворений. Эффективен и
дифференцированный подход. Например, соревнование двух команд.
Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития де
тей. Можно давать задания на развитие логического мышления. На уро
ке математики ребятам рекомендуется решать логические задачи, кон
струируя геометрические фигуры из палочек. При этом одновременно
228
происходит точечный массаж. На уроках литературного чтения ребята с
удовольствием инсценируют сказки.
Здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источ
ник радости. В школе каждый ребенок проводит 10 лет своей жизни и
именно здесь он теряет свое здоровье. Лишь 5% ребят заканчивают шко
лу совершенно здоровыми. 80% выпускников школ имеют хронические
заболевания, 70% — нервно психические расстройства. Объективные
причины разрушения здоровья детей кроются, в первую очередь, в сфере
условий жизни и воспитания детей. С одной стороны, на их здоровье от
ражается возрастающее перенапряжение, постоянные стрессовые ситуа
ции, с другой, высокая интенсивность процесса обучения и воспитания,
например, введение новых дополнительных предметов в начальных клас
сах. Так возникает своеобразный порочный круг: ребенок из за плохого
самочувствия не справляется с образовательной программой, а, не справ
ляясь с ней, еще более ухудшает свое здоровье. Доктор медицинских на
ук, Владимир Филиппович Базарный, изучая причины ухудшения здоро
вья детей, пришел к выводу, что здоровье — категория педагогическая и
что именно начальная школа представляет в этом плане большую опас
ность для ребенка. Вот почему в этом учебном году мы создали класс, ра
ботающий по здоровьесберегающим технологиям.


Курская область


Aeeeaaiei E.A.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 31”

г. Курск, ул. Школьная, 4 а



На занятия в родительскую школу
Состояние здоровья детей в нашей школе в начале 90 х годов у адми
нистрации и учителей стало вызывать обоснованную тревогу. Дело в том,
что среди первоклассников только 35% имели первую группу здоровья, а
среди выпускников школ только 15% отвечали так называемым критери
ям здоровых детей. С переходом из класса в класс физическое, соматиче
ское, психическое здоровье учащихся школы ухудшалось, особенно в 5—
6 х классах, когда совпадали периоды полового созревания и повышен
ной учебной нагрузки. Поэтому, естественно, возник вопрос, как сохра
нить, укрепить здоровье подрастающего поколения.
229
В 1993 году мы стали реализовывать проект открытой школы здоровья
и развития — наше учебное заведение стало опытно экспериментальной
площадкой по разработке проблемы сохранения и укрепления здоровья
обучающихся в образовательном процессе. Научный замысел проекта за
ключался в определении, обосновании и апробации системы психолого
педагогических, нормативно правовых, программно методических, кад
ровых, медицинских, санитарно гигиенических и материально техниче
ских условий построения и реализации личностно ориентированной здо
ровьесберегающей и развивающей образовательной среды в общеобразо
вательном учреждении и исследования эффективности школьного эко
логического образования.
Результативность работы по формированию культуры здоровья обуча
ющихся во многом обусловлена качеством нормативно правового обес
печения, в частности, разработкой и реализацией следующих локальных
актов образовательного учреждения: Устава ОУ; Положения об экспери
ментальной открытой школе здоровья и развития; Положения об экспе
риментальной работе в ОУ; Положения об учебно методической работе в
экспериментальной школе здоровья и развития; Положения об учителе
экспериментаторе; должностной инструкции учителя экспериментато
ра; должностной инструкции педагога валеолога; должностной инструк
ции врача валеолога; должностной инструкции заместителя директора
по научно методической работе в экспериментальной школе здоровья и
развития и др.
В школе работают 120 педагогов.
Согласно штатному расписанию в школе предусмотрены и действуют
должностные лица, которые непосредственно несут ответственность за
создание личностно ориентированной здоровьесберегающей и развива
ющей образовательной среды. К их числу принадлежат: заместитель ди
ректора по научно методической работе, педагог психолог (его функции
наполнились валеологическим и психотерапевтическим содержанием),
детский врач невропатолог, учитель лечебной физкультуры, логопед, со
циальный педагог, педагог дополнительного образования (кандидат ме
дицинских наук, имеющий высшее педагогическое образование) с обя
занностями педагога валеолога. Для работы в школу привлекаются уче
ные Курского государственного университета (кафедры медицины и ло
гопедии, биологии, психологии, управления школой и педагогического
мастерства), Курского государственного медицинского университета
(НИИ экологической медицины РАМН, кафедры нормальной физиоло
гии, патофизиологии, психиатрии, нервных болезней, ортопедии) в рам
ках хоздоговорной тематики. Кроме того, в экспериментальной работе
участвует медицинский персонал Центра планирования семьи, област
ной и городской детской поликлиники № 2, врач диетолог гастроэнтеро
логического отделения городской больницы скорой помощи.
В школе успешно реализуется инновационная модель валеологичес
230
кой службы, которая интегрирует деятельность школьного медицинского
персонала (врача педиатра и медицинской сестры), детского врача нев
ропатолога (кандидата медицинских наук), педагога валеолога (кандида
та медицинских наук), школьных психологов, логопедов, социальных пе
дагогов, учителей биологии, химии, физической культуры и учителя ле
чебной физкультуры. Результативность работы названной службы во
многом обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетент
ности специалистов, их глубокой заинтересованностью в получении по
зитивных результатов здоровьесберегающей деятельности в ОУ, наличи
ем программы сохранения и укрепления здоровья детей в образователь
ном процессе, осуществлением систематического контроля за качеством
ее реализации. Одним из отличительных качеств валеологической служ
бы является ее научно исследовательская деятельность, результаты кото
рой нашли отражение в целом ряде работ, в диссертациях, учебных посо
биях.
Методическая работа в школе направлена на изучение концепции от
крытой школы здоровья и развития, создание учебно методического
обеспечения преподавания.
Важным результатом работы методической службы стала разработка
учебного пособия “Здоровье ученика в образовательном процессе: управ
ленческий аспект” (доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Подча
лимова); учебного пособия “Формирование ценностного отношения к
здоровью у девочек подростков” (кандидат педагогических наук, доцент
С.Н. Белова); учебного пособия “Педагогические условия формирования
социальной зрелости старшеклассников в условиях школы здоровья и
развития”; портрета выпускника школы здоровья и развития.
Разработан комплекса диагностических методик формирования соци
альной зрелости старших школьников (кандидат педагогических наук,
педагог психолог школы А.В. Поздняков); технологическая карта мони
торинга качества образования в школе здоровья и развития (кандидат пе
дагогических наук, зам. директора по научно методической работе Л.Г.
Жиляева); технологическая карта введения валеологического компонен
та (вопросов по формированию здорового образа жизни учащихся) в со
держание школьных курсов. Составлены программы по валеологии для
учащихся начальной школы (кандидат педагогических наук, учитель на
чальных классов Галанжина Е.С.); программы по валеологии для учащих
ся 5—11 классов (учитель биологии Шабанова Т.А.); методические реко
мендации “Валеологический самоанализ к урокам биологии” (учитель
биологии Юшкова Е.В.); методические рекомендации (“Гармонизирую
щая музыка как средство развития сознания и сохранения здоровья де
тей” — учитель начальных классов, кандидат педагогических наук Галан
жина Е.С.).
Программы “Учись мыслить” (кандидат педагогических наук, учитель
начальных классов Галанжина Е.С.); методические рекомендации “Всей
231
семьей — за здоровьем” (доктор педагогических наук Скобликова Т.В.);
паспорта здоровья ученика (кандидат медицинских наук Савченко А.А.);
проект новой жизнедеятельности школы здоровья и развития в ХХI веке
(директор школы Билибенко Л.Г.); программы факультативного курса
“Планирование семьи” (кандидат медицинских наук Савченко А.А.);
программы факультативного курса “Твое психическое здоровье” (канди
дат медицинских наук Савченко А.А.); методические рекомендации по
организации динамических пауз, физкультминуток, релаксационных па
уз (учитель Чайникова Е.И.) так же применялись в нашей школе.
Обеспечению качества образовательного процесса в школе служит ра
бота по специальной программе с девиантными и со слабоуспевающими
детьми по химии, физике, математике, русскому языку.
Начальное образование реализуется по модели четырехлетней началь
ной школы. Изучение валеологии в начальной школе является одним из
образовательных приоритетов, поэтому из школьного компонента введе
ны дополнительные часы во 2—4 классах. Курс ОБЖ интегрируется в 1—
4 х классах с “Окружающим миром”, в 5—9 х классах ОБЖ выделен от
дельным предметом, его функции связаны с развитием у школьников
представлений об основах устойчивого развития, ноосферном мышлении.
Учитывая практическую направленность трудового обучения, в
школьном расписании предусмотрены сдвоенные часы на уроки техно
логии. Уроки этого цикла имеют ярко выраженную валеологическую на
правленность и проводятся в соответствии с авторской образовательной
программой “Здоровая кулинария”. Совместно с учеными КГУ разрабо
тана модель учебно методического центра “Культура питания”.
В школе ведутся предметы “Экологии” (10—11),“Основы психоло
гии” (10—11), “Валеология”, “Искусство мышления”, “Человекозна
ние”, “К истокам” — (3 классы), “Защити себя сам”, “Ритмика”. Назван
ные учебные дисциплины содействуют становлению и развитию соци
альной, духовно нравственной компетентности школьников, сохране
нию, укреплению их здоровья.
В школе создано личностно ориентированное здоровьесберегающее и
развивающее образовательное пространство, прежде всего, за счет реали
зации инновационной структуры управления качеством образования,
построенной по принципу развития способностей педагогов и учащихся
к самоуправлению, самоорганизации и саморегуляции. С этой целью пе
ресмотрен механизм и содержание взаимодействия социально педагоги
ческой, психологической и медицинской служб с учителями, родителя
ми, ребенком. Диагностическая и прогностическая деятельность валео
логической службы направлена на предотвращение развития так называ
емых дидактогении (боязни учения) и информационного стресса (кото
рый вызывается конфликтом между системой управления образователь
ным пространством, с одной стороны, и системой саморегуляции самого
ребенка, с другой стороны). Направленность внутришкольного управле
232
ния на оптимизацию системы саморегуляции обучающегося путем тре
нировки стрессоустойчивости его систем регуляции позволила достичь
пролонгированного и устойчивого оздоровительного эффекта. Педагоги
ческое пространство в школе построено не только как природосообраз
ное (за счет учета природы развития детей), но и как экологообразное, то
есть “настроенное” не только на особенности субъектов образовательной
деятельности, но и на климатические условия в регионе, его экологичес
кую ситуацию (КМА, Курская атомная станция и др.), социокультурные
особенности, рынок труда и т.д.
Валеологической службой школы в тесном сотрудничестве с педагога
ми предпринята система мер, позволившая добиться значительного со
кращения случаев психического утомления, психического перенапряже
ния, слабой мотивации, эмоциональных стрессов, сильной тревожности.
По результатам ежегодных психологических исследований у 78—80%
учителей их взаимоотношения с учащимися на уроках характеризуются
как взаимодействие на основе увлеченности совместной творческой дея
тельностью.
Работа с детьми группы риска, с трудными подростками осуществля
ется по специально разработанной программе “Защити себя сам”, в кото
рой особое внимание уделяется организации антинаркотической и анти
алкогольной пропаганды.
Существует определенная система внутришкольного контроля, кото
рая обеспечивает отсутствие учебных перегрузок, выполнение санитар
но гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе, воспитание у учащихся культу
ры здоровья.
В течение последних трех лет отмечается значительный рост качества
образовательного процесса по целому ряду показателей (позитивная ди
намика в ценностных ориентациях детей; уровень их воспитанности; ка
чество знаний, умений и навыков; опыт творческой деятельности; уро
вень сформированности общеучебных умений; отношение к своему здо
ровью и здоровью окружающих людей, как к жизненно важной ценнос
ти; рефлексивная культура и др.). Отличительными качествами назван
ных технологий явилось разнообразие видов творческой познавательной
деятельности на уроке; использование музыкотерапии, релаксационных
приемов и упражнений; эмпатическое речевое воздействие учителя на
учащихся; проведение бинарных уроков; рефлексия в учебно познава
тельной деятельности, в общении с учащимися.
Особенностью организации личностно ориентированного здоровьес
берегающего и развивающего образовательного процесса в школе являет
ся структурирование образовательного процесса на основе личностно
ориентированной здоровьесберегающей и развивающей доминанты; ва
леологический анализ учебных планов и программ; строгое соблюдение
режима дня; обязательное пребывание детей на свежем воздухе в 12 и 16
233
часов; второй витаминизированный завтрак в 11 часов; дифференциро
ванное питание детей во время школьного обеда в 13 часов; систематиче
ское наблюдение валеологической службы (школьного врача, детского
врача невропатолога, педагога валеолога, социального педагога, педаго
гов психологов) за физическим и психическим состоянием здоровья уча
щихся во время учебных занятий.
Проводятся медицинские осмотры детей, включающие обследования
врачей специалистов: лор врача, окулиста, хирурга, невропатолога, эн
докринолога, кардиолога, ортопеда. На уроках используется система ре
лаксационных упражнений. В школе действует танцевальная студия
“Ритм”, театр моды “Каприз”, изостудия, фотокружок, около 30 спор
тивных секций. Это обеспечивает повышение двигательной, творческой
активности школьников, формирование у них эстетического вкуса, чув
ства прекрасного. Приобщение детей к творчеству рассматривается в
школе как механизм здоровьесберегающей деятельности.
Комитет образования Курска поддерживает начинания и работу на
шей школы в вопросах здоровьесбережения. В 2004 году школа принима
ла участие во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”,
получив в качестве призов тренажеры для спортивного зала.
Абсолютное большинство родителей (87%) различного социального
состава активно сотрудничает с педагогическим коллективом в решении
проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, активно включаясь в
различные виды творческой деятельности (театральную, изобразитель
ную, хореографическую), участвуя в физкультурно оздоровительных и
спортивных делах, организации отдыха и досуга. В образовательном уч
реждении действует “Родительская школа”, призванная осуществлять
подготовку родителей (в том числе и будущих родителей из числа стар
шеклассников, выпускников школы) к семейному воспитанию, к форми
рованию здорового образа жизни семьи.
Школа систематически информирует родителей о массе тела детей, об
их физической и умственной работоспособности, психическом напряже
нии, настроении, степени утомления, общем состоянии здоровья, о со
стоянии отдельных органов и систем, о мотивации образовательной дея
тельности, об учебных и личностных достижениях. В свою очередь шко
ла получает от родителей обратную информацию о степени удовлетво
ренности психолого педагогическими, санитарно гигиеническими и

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign