LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




216
Костромская область



Cei?aiei I.A.
caaaao?uay iaoiae?aneei eaaeiaoii
cai?iauanaa?aaa?ueo oaoiieiaee
Eino?iineiai iaeanoiiai einoeoooa
iiauoaiey eaaeeoeeaoee ?aaioieeia ia?aciaaiey,
iao?iue ?oeiaiaeoaeu yenia?eiaioaeuiie ieiuaaee i
a aaca oeieu ? 37 a. Aoy

157000, Костромская обл., г. Буй,
ул. Октябрьской революции, д.130,
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №37”,
т.: 8 09435 4 84 22



Уроки, берегущие здоровье...
Педагогический коллектив школы № 37 г. Буя обратил внимание на
ухудшение состояния здоровья школьников за последние годы. Вот поче
му одной из наших приоритетных задач с 2003/04 учебного года является
сохранение здоровья учащихся.
На наш взгляд, ухудшение здоровья — проблема не только медицин
ская, но и педагогическая. Школьные факторы риска существуют, и это
опасность для учащихся. Считаем, что через оптимизацию учебно воспи
тательного процесса, реальную “разгрузку” содержания школьного обра
зования, использование эффективных здоровьесберегающих технологий,
увеличение количества часов и улучшение качества занятий физической
культурой, отслеживание состояния здоровья учащихся в процессе обу
чения и воспитания можно решить проблемы сохранения здоровья
школьников и развить у них потребность в здоровом образе жизни.
Педагогический коллектив работает в режиме эксперимента над темой
“Формирование основ здорового образа жизни среди учащихся. Внедре
ние здоровьесберегающих технологий в учебно воспитательный процесс”
уже третий год. Нами выработаны концептуальные подходы к развитию
нашей школы. Концепция строится на принципах природосообразности,
культуросообразности, дифференциации, гуманизации, креативности,
комплексности, системности и т.д. Внедрение в жизнь школы основ здоро
вого образа жизни позволило сконцентрировать усилия педагогов и роди
телей на стратегии и тактике создания модели здоровьесберегающей шко
лы, ориентированной на развитие личности ученика, на ее самоценность.
217
Идея работы над темой эксперимента возникла в последние годы в ре
зультате аналитической работы, которая выявила тенденцию ухудшения
здоровья учащихся. Это заставило по новому взглянуть на деятельность
учителя, условия обучения и воспитания.
Цель исследования — определить эффективность использования в пе
дагогической практике здоровьесберегающих технологий, техник, мето
дов, методик, форм, приемов, программно методического обеспечения,
средств обучения и воспитания. Для этого были созданы условия для обу
чения педагогических кадров, совершенствования их профессионализма,
компетентности в этом вопросе. Все педагоги прошли курсовую подго
товку по теме “Формирование основ здорового образа жизни у школьни
ков в учреждениях образования” на базе Костромского областного ин
ститута повышения квалификации работников образования. В школе
действует лаборатория “Здоровье и развитие”, под руководством которой
осуществляется деятельность педагогического коллектива и организуется
мониторинг по теме эксперимента.
Решение об открытии экспериментальной площадки было принято на
педагогическом совете. Были прописаны этапы подготовки и ход экспери
мента, проведена входная диагностика состояния здоровья учащихся, дан
глубокий анализ деятельности учреждения, выявлены проблемы в учебно
воспитательном процессе, продуманы прогнозируемые результаты и ком
пенсационные механизмы для решения задач в ходе эксперимента.
Мы уделяем особое внимание созданию комфортных условий в режиме
учебно воспитательного процесса. Пересмотрены требования к целям и за
дачам урока. Кроме обучающей, воспитывающей и развивающей задач на
каждом уроке уделяется внимание сохранению здоровья и здоровому обра
зу жизни. Для этого на уроке используются физкультурно оздоровитель
ные, лечебно оздоровительные, психолого педагогические, организацион
но педагогические, личностно ориентированные технологии. Сами учите
ля изготовили тренажеры для коррекции зрения, опорно двигательного ап
парата, приобрели массажные коврики. Для коррекции мелкой моторики
используется природный материал: грецкие орехи, сосновые шишки, дере
вянные палочки, желуди, семена подсолнечника, арбуза и т.п. Этот природ
ный материал учителя используют не только для коррекции мелкой мото
рики, но и как раздаточный на уроках математики, литературного чтения,
русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и др. На
уроках технологии, в кружках декоративно прикладного творчества учени
ки работают с природным материалом. Наши воспитанники неоднократно
становились призерами школьных, городских, областных конкурсов.
На всех уроках проводятся оздоровительные и динамические паузы,
которые мы называем минутами, берегущими здоровье. “Минуты, бере
гущие здоровье” снимают психическое напряжение, оптимизируют учеб
но воспитательный процесс, развивают память, мышление, кисти рук,
опорно двигательный аппарат, дыхание, предупреждают утомление и по
218
вышают работоспособность. Оздоровительные паузы органично вписы
ваются в учебно воспитательный процесс и имеют обучающее и воспита
тельное значение. Дети свободно передвигаются по классу, обучение про
ходит в игровой форме, с учетом психолого физиологических возрастных
особенностей. Такие уроки требуют большой подготовки, творческих
усилий со стороны учителя. Учителя систематически занимаются самоо
бразованием. Выбор тем для самообразования продиктован методичес
кой темой школы и темой эксперимента. Вместе с учащимися педагоги
подготовили в течение года компьютерные презентации по здоровому об
разу жизни (“Как беречь зеницу ока?”, “Гигиена чтения”, “Курить или не
курить?”, “Если бы зубы могли говорить” и др.).
В школе создана нормативно правовая и организационная докумен
тация для согласования деятельности в режиме эксперимента.
В настоящее время в школе накоплен опыт работы по проведению
уроков здоровья, внеклассных мероприятий, направленных на формиро
вание основ здорового образа жизни и сохранение здоровья. На уроках
физической культуры систематически проводятся занятия по коррекции
осанки, в каждом учебном кабинете имеется уголок здоровья с рекомен
дациями по проведению свободного времени, соблюдению правил режи
ма дня, техники безопасности, поведению в нестандартных ситуациях.
У нас проводятся конкурсы, смотры, фестивали, дни здоровья, похо
ды, спортивные соревнования, эстафеты и т.д., в которых участвуют дети
и взрослые. Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места в спар
такиадах школьников, спортивных соревнованиях, являются призерами
и победителями областных соревнований по легкой атлетике.
Два раза в год в школе проводится мониторинг здоровья. Мы следим
за социальным, физическим, соматическим, психическим здоровьем,
двигательной активностью ребят, напряженностью их рабочего дня. Ито
ги мониторинга показывают, что снизился процент семей группы риска
(на 2,5%), на 3,8% уменьшилось число школьников с заболеваниями ор
ганов зрения, на 0,8% уменьшилось число детей с заболеванием опорно
двигательного аппарата. Число учащихся, посещающих кружки и сек
ции, возросло на 10%. В то же время необходимо отметить, что педагогам
пока не удается добиться положительной динамики в сохранении всех
составляющих здоровья, так как не только школьные, но и социально
экономические факторы ухудшают здоровье учащихся.
На наш взгляд, не способствует сохранению здоровья и существую
щий базисный учебный план. Необходимо учитывать интересы учащих
ся, их интеллектуальное, психофизическое развитие, индивидуальные
образовательные маршруты.
В деле укрепления здоровья детей семье и школе необходима поддерж
ка государства, особенно в малых городах России, каким является город
Буй. Со своей стороны педагогический коллектив пропагандирует идею
создания школы, содействующей сохранению здоровья, через научно
219
практические семинары, творческие отчеты, открытые уроки, участие в
конкурсах, форумах, конференциях; опыт работы школы № 37 г. Буй, так
же как и отдельных педагогов, обобщен на муниципальном, региональ
ном и межрегиональном уровне. В мае 2005 года школа была награждена
ценным призом и дипломом I степени за участие в областном конкурсе
проектов “Профилактика употребления психоактивных веществ в учреж
дениях образования”. Преподаватель биологии нашей школы Судакова
Л.В. была награждена грамотой в номинации “Здоровьесберегающие тех
нологии в образовательном процессе” в конкурсе “Учитель года 2004”.
Опыт семейного воспитания был представлен школой на областной кон
ференции “Семья против наркотиков” (декабрь 2004 года). На областной
конференции в апреле 2005 года школа ретранслировала опыт работы по
пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних и дирек
тор школы Соловьева Л.В. была награждена грамотой Департамента обра
зования и науки Костромской области. В 2005 году 12 педагогов получили
благодарственные письма Костромского областного института повыше
ния квалификации работников образования за активное участие в работе
семинаров, конференций, “круглых столов” по теме эксперимента “Фор
мирование основ здорового образа жизни среди учащихся. Внедрение
здоровьесберегающих технологий в учебно воспитательный процесс”.
У нас много сторонников, нам оказывают помощь и нас поддержива
ют родители, общественность, СМИ, органы здравоохранения, предста
вители муниципальных органов власти.


I?ioaniaa E.A.
ae?aeoi? IIO aeiiacey ? 25

156014, г. Кострома, м н Давыдовский, д.32,
МОУ гимназия № 25,
т.: 8 0942 22 77 97, 22 86 46



Дорогу осилит идущий
Общеизвестно, что в настоящее время состояние здоровья детей
школьного возраста оставляет желать лучшего, и это подтверждают дан
ные последней Всероссийской диспансеризации. Поэтому сохранение
здоровья школьников должно быть одним из приоритетных направлений
в деятельности учреждений образования.
Внушает тревогу и состояние здоровья воспитанников образователь
ных учреждений Костромской области, и, в частности, гимназии № 25
220
города Костромы. Медицинское обследование показало, что за послед
ние годы увеличилось количество учащихся с выраженными отклонени
ями в состоянии здоровья, в частности, болеющих хроническим пиело
нифритом, астмой, сколиозом, миопией и др. Как следствие, все большее
число учеников переходят в подготовительные и специальные физичес
кие группы, освобождаются от занятий физической культурой.
Параллельно был проведен комплексный анализ деятельности обра
зовательного учреждения с позиций здоровьесбережения, который вы
явил следующее:
— ухудшение состояния здоровья учащихся гимназии тесно связано с
перегрузкой учебных программ и интенсификацией учебного процесса;
— компетентность педагогического коллектива гимназии в вопросах
укрепления и сохранения здоровья, здорового образа жизни недостаточна;
— педагогический коллектив одобряет внедрение здоровьесберегаю
щих технологий в образовательный процесс, но первоначально в экспе
риментальном режиме.
В сложившейся ситуации администрацией гимназии были предпри
няты следующие, согласованные с педагогическим коллективом, шаги:
— создать в 2003/04 учебном году нормативно правовую базу для вне
дрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
— открыть в 2004/05 учебном году областную экспериментальную
площадку по теме “Создание модели начальной школы, содействующей
здоровью, на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учеб
но воспитательный процесс”.
За прошедший год была проделана следующая работа:
— организован постоянно действующий семинар для педагогов гим
назии по теме “Здоровьесберегающее сопровождение учебно воспита
тельного процесса”;
— разработан первичный вариант программы “Здоровье”;
— проведен областной научно практический семинар по теме “Здоро
вьесберегающее сопровождение учебно воспитательного процесса в ре
жиме эксперимента”;
— начата разработка системы комплексного мониторинга здоровья
учащихся;
— начата апробация элементов технологии раскрепощенного разви
тия детей В.Ф. Базарного.
Прошедший учебный год (первый год эксперимента) вскрыл и неко
торые проблемы:
— во первых, хотя гимназия и получает от медиков консультативную по
мощь, постоянного сотрудничества с органами здравоохранения у нас нет;
— во вторых, хотя местные власти и воспринимают работу гимназии в
этом направлении положительно, реальной помощи также не оказывают;
— в третьих, пассивна и позиция родительского коллектива по отно
шению к проводимой в гимназии здоровьесберегающей работе.
221
В текущем, 2005/06 учебном году, планируется активизировать работу
по решению этих проблем. И в первую очередь – установить контакты с
другими образовательными учреждениями города Костромы и Костром
ской области, работающими в направлении здоровьесберегающей педа
гогики, а также с медицинскими учреждениями микрорайона.
Основой нашей программы “Здоровье” является создание на базе
гимназии класса (группы) здоровья. В своей работе класс (группа) здоро
вья руководствуется Законодательством РФ, а также другими норматив
но правовыми и организационными документами. Класс (группа) здоро
вья формируется на основании заявлений родителей из младших школь
ников (1 4 классы) по рекомендации специалистов органов здравоохра
нения. Классы создаются в режиме эксперимента по теме “Создание мо
дели начальной школы, содействующей здоровью младших школьников
на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно воспи
тательный процесс”.
Экспериментальный класс здоровья был открыт в сентябре 2004 года.
Программа “Здоровье” разработана для младших школьников в соответ
ствии с программой экспериментов (автор программы Зинченко Н.А.).
Может ли школа способствовать укреплению здоровья детей? Да, мо
жет, если мы сумеем сделать образовательную среду по крайней мере без
вредной для здоровья школьников или же – того лучше — реабилитаци
онно оздоровительной, будем пропагандировать здоровый образ жизни с
раннего возраста.
В современной школе должны проводиться необходимые профилак
тические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, напри
мер, ЛФК, массаж, закаливание, фитотерапия, санирование, ингаляция,
оздоровительные паузы для достижения оптимального режима работы
учащихся.
Необходима рациональная организация жизни образовательного уч
реждения в соответствии с санитарно гигиеническими нормами и созда
ние благоприятной комфортной среды, что позволит значительно умень
шить число болеющих детей.
Известно, что самое большое количество пропущенных уроков детьми
и подростками бывает по причине респираторных заболеваний – ОРЗ,
гриппа. В разных учреждениях образования около 30 % учащихся в 2003/04
году переболели гриппом.
Актуальность данного проекта заключается в том, что дети, поступаю
щие в класс (группу) здоровья, не только обучаются, но и получают меди
цинскую, социальную, психологическую и другую помощь. Адаптация
младших школьников в таких условиях будет по возможности не такой
болезненной.
Идея создания проекта возникла в результате проведения экспери
мента по внедрению в учебно воспитательный процесс здоровьесберега
ющих технологий, здоровьесберегающего сопровождения.
222
Для обеспечения комплексной реабилитации был создан межведом
ственный координационный совет по контролю за выполнением проек
та и для практической методической помощи.
Деятельность класса (группы) здоровья координирует, проектирует и
реализует структура, созданная в рамках учреждения образования с при
влечением специалистов в области охраны детства (лаборатория, кафедра).
Проект преследует следующие цели:
1. Валеологическая (здоровьесберегающая) — обеспечить условия для
сохранения здоровья первоклассника.
2. Научная — апробировать опытно экспериментальную программу.
3. Организационно методическая — разработать модель деятельности
класса здоровья, направления деятельности, методические рекоменда
ции, методы, формы работы с первоклассниками с соблюдением преем
ственности дошкольного и начального образования.
В соответствии с поставленными целями определены задачи работы:
1. Создать и обеспечить взаимодействующими организациями эффек
тивности образовательной среды, способствующей сохранению здоровья
первоклассников.
2. Воспитывать у детей ответственность за свое здоровье и здоровье
окружающих.
3. Формировать мировоззрение, миропонимание ценности своего
здоровья, здоровья окружающих, здорового образа жизни с учетом фи
зиологических, психологических особенностей, индивидуальных по
требностей, интересов, личной траектории развития данной возрастной
группы детей.
Выделены следующие направления работы:
1. Учебно воспитательное – обеспечение оптимальной среды для ор
ганизации жизни класса (группы) здоровья (организация учебной, физ
культурно оздоровительной, профессиональной деятельности обучаю
щихся (воспитанников) с внедрением в учебно воспитательный процесс
здоровьесберегающих образовательных технологий).
2. Диагностическое – создание и внедрение комплекса мер в области
охраны здоровья и выявления патологических изменений как в состоя
нии здоровья в рамках учебно воспитательного процесса, так и в органи
зации среды для обучения и воспитания в учреждении образования.
3. Профилактическое, коррекционное и лечебное – предупреждение и
своевременное выявление отклонений в развитии состояния здоровья
школьников, оказание оздоровительных услуг в режиме учебно воспита
тельного процесса.
4. Научно методическое и экспериментальное — внедрение результа
тов научных достижений в области сохранения и укрепления здоровья в
практику образования. Создание авторских учебно воспитательных про
грамм, методик, методов в области охраны здоровья.
5. Информационно просветительское – пропаганда здорового образа
223
жизни, наглядная агитация, консалтинговая деятельность, а также такие
формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная, коопера
тивная, тренинговая.
6. Координационное – связь со всеми учреждениями и организация
ми, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья подрастаю
щего поколения.
Разграничение сферы деятельности на отдельные направления в зна
чительной мере является условным, т.к. каждое их них связано с другими
по содержанию и реализации.
Коррекционно реабилитационная деятельность специалистов должна:
— выявить проблемы детей;
— дать рекомендации педагогам, родителям для восстановления здо
ровья первоклассников;
— безболезненно адаптировать детей к учебно воспитательному про
цессу;
— наметить индивидуальные маршруты развития соматического, фи
зического, психического, социального, духовно нравственного здоровья;
— снизить пропуски уроков по болезни;
— помочь детям овладеть знаниями по гигиене, санитарии, основам
безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жизни.
Для коррекции состояния здоровья сохранения индивидуального здо
ровья необходимо дать анализ целевой группы по заболеваемости и со
стояния соматического, физического, психического социального здоро
вья младших школьников.
Курсы групповых и индивидуальных занятий осуществляются по за
казу родителей. Все консультации проводятся в конфиденциальной фор
ме. В классе проходят занятия с логопедом, учителем физкультуры, соци
альным работником, психологом, специалистами медиками, организу
ются уроки здоровья, работают кружки.
Деятельность специалистов осуществляется через:
— предметные области учебного базисного плана;
— здоровьесберегающее сопровождение учебно воспитательного про
цесса;
— здоровьесберегающие образовательные технологии;
— организацию оздоровительной деятельности в рамках учебно вос
питательного процесса (закаливание, оздоровительные паузы по коррек
ции опорно двигательного аппарата, зрения, мелкой моторики, психиче
ских процессов речи; фитотерапия; энергизаторы; точечный массаж; аро
мотерапия; витаминизация питания; йодирование и др. виды оздоровле
ния в соответствии с рекомендациями и по назначению специалистов
здравоохранения, психолога, логопеда, валеолога, социального педагога);
— организацию питания;
— организацию физкультурно оздоровительной и досуговой деятель
ности;
224
— организацию коррекционной деятельности в области охраны здо
ровья;
— организацию мониторинга здоровья класса (группы);
— организацию просветительской работы с родителями обучающихся;
— организацию мониторинга по определению состояния здоровья
воспитанников.
Намечены следующие направления работы над развитием личности
ребенка:
1. Психологическое:
— развитие речи и мышления;
— развитие внимания, памяти;
— развитие эмоционально волевой сферы;
— формирование самооценки;
— организация общения.
2. Педагогическое:
— формирование разумных потребностей;
— организация игровой деятельности;
— формирование гуманных отношений в коллективе;
— совершенствование образовательной работы с детьми (адаптация к
школе);
— формирование познавательных отношений к знаниям через пред
метные области.
3. Лечебно оздоровительное:
— воспитание мотивационной потребности в сохранении здоровья, в
здоровом образе жизни;
— привитие основ личной гигиены;
— формирование поведенческих навыков правильного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
— освоение комплексов лечебной гимнастики, комплексов утренней
зарядки, тренингов и других технологий оздоровления.
Режим занятий класса здоровья предусматривает большую динамиче
скую паузу (прогулка, подвижные игры) после завтрака, между вторым и
третьим уроками (9.45—10.30), фитотерапию, корреционно развиваю
щие занятия после уроков.
Раз в неделю в рамках воспитательной работы проходит интегриро
ванный курс “Твое здоровье”.
На уроках учителя следуют рекомендациям гигиениста:
— оптимальная продолжительность непрерывного письма в 1 классе
3—5 минут, во 2—4 классах — 10 минут;

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign