LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

207
вая (посадочных мест — 200). У нас есть асфальтированная спортплощад
ка, стадион, три производственные мастерские, пришкольный участок
0,5 га, школьный сад 3 га.
Исследования специалистов показали, что авария на Чернобыльской
АЭС и последующие социальные потрясения явились мощным психот
равмирующим фактором не только для взрослых, но для детей и подрост
ков, здоровье которых заметно ослаблено.
Результаты мониторинга по оценке здоровья (медицинское и психо
физическое обследование) учащихся дают следующие результаты: выяв
лено отставание в показателях, характеризующих сенсомоторные функ
ции; наблюдается достоверное снижение показателей по статической вы
носливости, координации движений; характерно наличие у детей асте
нии, апатии, вялости, высока утомляемость. Кроме того, часто присут
ствует интеллектуальная пассивность.
Исследования ученых показали, что у школьников, проживающих на
экологически загрязненных территориях, уровень физической подготов
ленности снижается в среднем на 10—27 процентов, а заболеваемость по
вышается в 1,5—2 раза по сравнению с “благополучными” местностями.
Ульяновский район подвергся загрязнению радионуклеидами йода и
стронция, в результате чего оказался единственным районом в Калуж
ской области, где не было детей с I группой здоровья. То есть в нашей
школе не оказалось здоровых детей.
Поэтому с 1994 года в учебно воспитательный процесс внедряется
концепция школы здоровья, предложенная научно методическим цент
ром “Диагностика. Адаптация. Развитие” им. Л.С. Выготского под руко
водством В.Н. Касаткина (г. Москва). Цели этой работы следующие:
1. Обеспечить укрепляющую здоровье среду работы и учебы в стенах
школы.
2. Пропагандировать индивидуальную, семейную и общинную ответ
ственность за состояние здоровья ребенка.
3. Поощрять здоровый образ жизни, а также представлять школьни
кам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности
выбора в отношении здоровья.
4. Давать всем учащимся возможность для реализации их физическо
го, психологического и социального потенциала, а также укрепления их
самоуважения.
5. Намечать ясные цели по укреплению здоровья и повышению без
опасности для всей школьной общины (школьников и взрослых).
6. Использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по
укреплению здоровья.
7. Составлять логически последовательные планы медико санитарно
го просвещения с использованием методов обучения, обеспечивающих
активное вовлечение учащихся в образовательный процесс.
8. Вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходи
208
мыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а
также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической сре
ды обитания.
9. Рассматривать широко школьное здравоохранение как образова
тельный ресурс, способный помочь учащимся стать эффективными по
требителями медико санитарной помощи.
Медицинский путь решения проблем здоровья в школе заключается в
диагностике и коррекции наиболее распространенных заболеваний. Диа
гностируются заболевания опорно двигательного аппарата: плоскостопие,
сколиоз. Корригирующая работа: в школе созданы две группы для занятий
лечебной физкультурой по коррекции плоскостопия и сколиоза. Диагнос
тируются заболевания желудочно кишечного тракта: гастриты, дуодениты,
дискензия желчновыводящих путей. Корригирующая работа: с 1994 года
по 2003 год проводилась сезонная профилактика обострений фототерапи
ей в условиях школы (из за отсутствия финансов в сейчас эта профилакти
ка не проводится). Профилактика близорукости осуществляется с помо
щью офтальмотренажеров, а заболеваний верхних дыхательных путей с по
мощью сезонной и круглогодичной физиотерапии в условиях школы.
Муниципальное учреждение здравоохранения “Ульяновская район
ная больница” оказывает консультативную помощь; за предоставляемые
“Гематоген”, витамины, сироп шиповника школа перечисляет деньги из
средств, предназначенных на оплату питания.
Медико физиологический путь решения проблем здоровья в школе
заключается в предупреждении возможности заболеваний с помощью
профилактических мероприятий. Так, медсестра школы с помощью ин
галятора “Туман” проводит ингаляцию аэрозолями лечебных трав. Два
раза в год, осенью и весной, проводится сезонная витаминотерапия через
витаминизацию третьих блюд в столовой. Установка стационарного во
доочистителя в школьной столовой улучшила потребительские свойства
питьевой воды.
Психологический путь обеспечения здоровья в школе заключается в
решении психологических проблем школьника, педагога, родителей и
оптимального психического развития ребенка в рамках педагогического
процесса.
Психолог школы проводит групповые консультации родителей в 1 х
классах “Что такое адаптация к школе”; индивидуальные консультации с
педагогами 1 х классов по результатам тестирования детей на этапе при
ема в школу, консультации с классными руководителями 1—4 х классов,
5—8 х классов, 9—11 х классов по вопросам организации внеклассной
работы с ученическими коллективами. Проводит занятия в 1 х, 2 х клас
сах “Курс развития творческого мышления”.
Педагогический путь обеспечения здоровья в школе заключается в со
здании оптимальных условий психологического, физиологического, ин
теллектуального развития ребенка в рамках учебного процесса. В учеб
209
ный план начальной школы введены уроки “Познай себя”, призванные
формировать понятия о вкусной и здоровой пище, о значимости выпол
нения режима дня, гигиенически правильного сна, о необходимости фи
зической нагрузки на организм и регулярного закаливания.
В учебный план 5—9 х классов включены уроки основ безопасности
жизнедеятельности, призванные формировать у учащихся правильное
представление о ценности собственного здоровья, здоровом образе жиз
ни, о ценности собственной жизни.
Особое значение имеют уроки физической культуры, которые учат оз
доровительной, корригирующей, дыхательной гимнастике, учителя фи
зической культуры внедряют технику массажа, учат гигиене тела, физи
ческой культуры, жилища, спортзала. Уроки проводят на свежем воздухе
при температуре воздуха до 15оС.
Во время уроков учителя начальной школы и учителя предметники
проводят физкультминутки, способствующие снятию усталости глаз, по
звоночника, опорно двигательного аппарата. Проводятся подвижные пе
ремены, прогулки и игры учащихся 1 2 х классов на свежем воздухе. В
школе соблюдаются нормы СанПиНа, регулярно проводятся Дни и Не
дели здоровья.
В школе создан благоприятный психологический микроклимат благо
даря усилиям и кропотливой работе педагогического коллектива. Созда
ние благоприятной сферы способствует формированию здорового образа
жизни учащихся школы. В школе нет наркомании, алкоголизма, ведется
борьба с курением.
Мы считаем, что существенными факторами здорового образа жизни
являются: здоровый микроклимат в школе среди учащихся, отсутствие
агрессии к школе, одноклассникам, учителям; осознанное отношение к
учебе; профессиональная ориентация учащихся; наличие повышенных
физических нагрузок; формирование нравственности на уроках и во вне
урочное время; высокий авторитет учителя.
Результаты нашей работы следующие:
— нет ухудшения состояния здоровья детей;
— происходит улучшение социально психологического климата в
школе, в классе. Примерно треть учащихся считают, что отношения в
классе дружные;
— изменилось содержание и формы организации учебной деятельно
сти, это отражается в удовлетворенности “Школой здоровья” и учащих
ся, и их родителей, и учителей.
Мы рассматриваем понятие здоровья как совокупность сообразностей
природе, обществу и самому себе в сиюминутном состоянии и в будущем.
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются
окружающая среда, генотип человека и его внутренний мир. Поэтому об
разование есть процесс формирования сообразности человека природе,
обществу и самому себе, то есть здоровья.
210
Значит, здоровье есть критерий образования. Знания, умения и навы
ки неэффективны для нездорового человека, чувствующего себя
ущербным физически, психически или социально.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что здоровье, сохранен
ное и улучшенное в начальной школе, способствует формированию у
каждого учащегося отношения к здоровью как к главной человеческой
ценности.
Большую роль в оздоровлении детей играет то, что дети оздоравлива
ются на протяжении всего учебного года и в летний период. Дети имеют
возможность побывать в санаториях “Тишково”, “Дорохово”, “Звезд
ный”, “Строитель”, в летнем оздоровительном лагере при школе.
Хочется подробнее остановиться на организации работы в летнем оз
доровительном лагере с дневным пребыванием детей при школе. Такой
лагерь у нас работает уже 4 года. В организации работы большую помощь
нам оказывают материалы книги “Детский оздоровительный лагерь. Со
держание и технология работы с детьми из регионов, пострадавших от
аварии на ЧАЭС”.
В содержание работы детского оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей при школе включается:
1. Технологии оптимизации организации жизнедеятельности и педа
гогического сопровождения временного детского коллектива.
2. Программы психологической реабилитации личности в условиях
детского оздоровительного лагеря.
3. Игротерапия в условиях детского оздоровительного лагеря.
4. Формирование лидерской позиции подростка в условиях детского
оздоровительного лагеря.
5. Технологии личностного развития ребенка: формирование актив
ной жизненной позиции.
6. Программы содействия экономической социализации детей, под
ростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
В лагере работает медсестра, психолог, организатор, учитель физкуль
туры. Дети получают витаминизированные напитки, посещают “фито
зал”, проводится специальный комплекс утренней гимнастики.
Активный отдых способствует улучшению памяти, повышению вни
мания. Дети на практике понимают, что основу здорового образа жизни
составляет движение.
Как известно, в воспитании и развитии личности нет каникул... Они
продолжаются и в летнем оздоровительном лагере, где сами условия об
легчают воспитательную работу: новизна обстановки в какой то степени
обостряет восприятие происходящего; расширяется круг общения; отрыв
от привычной среды делает подростка менее зависимым от сложившихся
жизненных стереотипов и отношений. Все это дает педагогам и психоло
гу, работающим в летнем оздоровительном лагере, возможность органи
зовать жизнь и разнообразную деятельность своих воспитанников таким
211
образом, чтобы они способствовали личностному развитию подростков,
формировали у них активную жизненную позицию.
Так как школа является пилотной школой здоровья в области, ежегод
но проводятся семинары для директоров школ Козельского, Жиздрин
ского, Кировского, Хвастовичского районов Калужской области.



C?eeia O.A.
ae?aeoi? ?ueyeneie n?aaiae iauaia?aciaaoaeuiie
oeieu ei. aaia?ae-iieeiaieea I.E. Iioaiiaa

249913, Калужская область, Юхновский район,
д. Рыляки, ул. Новые Черемушки, 15.
т.: (08436) 3 51 47, 3 51 31



Воспитывать культуру здоровья надо с детства
Главная задача нашей школы — это создание благоприятных условий
для освоения учебных программ, развития творческих способностей де
тей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки сельских вы
пускников для их конкурентоспособности при поступлении в различные
учебные заведения. Выполнить эту задачу возможно, если будут созданы
условия, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Мониторинг здоровья школьников, проводимый в течение последних
5 лет, показал, что прогрессируют такие болезни, как сколиоз, миопия,
сердечно сосудистые заболевания. Поэтому педколлектив поставил зада
чу: создать в школе такие условия, чтобы здоровье детей в течение учебы
не ухудшилось.
В 2003 году мы разработали программу “Школа здоровья”, которая
была утверждена на педагогическом совете. При ее разработке использо
вался опыт работы коллектива Больше Желтоуховской средней школы
Кировского района Калужской области, школ, содействующих здоровью
Юго Западного округа Москвы, технология В.Ф. Базарного, а также соб
ственный опыт и традиции школы.
С 2003/04 учебного года коллектив начал работать по данной програм
ме. Ее реализация рассчитана на три года с последующим повторением.
Специалистами Юхновской районной больницы один раз в год осу
ществляется углубленный осмотр детей, при этом определяется функци
ональное состояние ребёнка и его физическое развитие.
С фельдшером Мочаловского ФАПа заключен договор о совместной
деятельности, на основе которого проводятся профилактические привив
212
ки и прививки по эпидемическим показаниям (против гриппа, гепатита
В, туляремии), профилактические беседы по здоровому образу жизни.
В начальных классах внедряется здоровьесберегающая технология
В.Ф. Базарного. Для профилактики нарушений осанки учащимся подби
раются столы и стулья в соответствии с ростом, в физкультминутки на
уроках включаются упражнения для осанки.
Учебные занятия в классах проводятся в режиме смены динамических
поз, для чего используются парты и конторки. Часть урока ученик сидит
за партой, а другую часть стоит за конторкой, при этом ноги его находят
ся на коврике с нашитыми пуговицами (таким образом происходит мас
саж ступни).
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого
воображения и целостного "чувственно образного и интеллектуального"
восприятия и познания мира по всем предметам применяются картины
панно, расположенные на одной из стен класса. На картинах с помощью
специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводят
ся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного по
иска и применения активизирующих детей заданий. Для этого учителем
используются подвижные "сенсорные кресты", на которых крепятся кар
точки с заданиями и возможными вариантами ответов. Применяются
офтальмотренажеры, хоровое пение перед уроками. К сожалению, раз
дельное обучение мальчиков и девочек в условиях малокомплектной
школы не представляется возможным.
Содержательная часть программы “Школа здоровья” реализуется на
уроках биологии, географии, ОБЖ, физкультуры, чтения, окружающего
мира, классных часах.
Темы занятий разработаны по ступеням обучения и повторяются по
годам с целью более углубленного изучения данного вопроса. Предпола
гаются занятия теоретического и практического плана с целью мотива
ции здоровья и здорового образа жизни, овладения практическими навы
ками сохранения и умножения здоровья. Спортивно двигательный ре
жим школы позволяет поддерживать каждому школьнику двигательную
активность более двух часов ежедневно.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика до уроков — по трем воз
растным группам: 1—4 классы, 5—8 классы, 9—11 классы.
Введен третий час физкультуры: с 1 по 11 класс — еженедельно (за счет
факультативов и кружков).
Ежедневно проводятся динамические паузы на свежем воздухе (при
благоприятной погоде): 1 класс — 40 минут; 2—11 классы — 20 мин.
Организованы профилактические работы по оздоровлению учащихся:
— фитотерапия (чай из трав — листьев черной смородины, малины,
мелиссы);
— витаминотерапия (приём поливитаминов в целях профилактики се
213
зонных обострений вирусных заболеваний ежедневно по 2 недели два ра
за в год: октябрь ноябрь, февраль март; витаминизация питания),
— ароматерапия (в классах имеются наборы, включающие чеснок и лук).
В школе организовано двухразовое горячее питание: завтрак и обед.
Энергетическая ценность рационов соответствует энергозатратам детей,
рацион сбалансирован по заменяемым и незаменяемым пищевым ингре
диентам.
Санитарно гигиеническая безопасность питания обеспечивается, все
санитарные требования к состоянию пищеблока, поставляемым продук
там питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче
блюд соблюдаются.
За счет бюджетных средств горячие завтраки получают 100% учащих
ся, за счет родительской платы двухразовое горячее питание получают
83% учащихся. В рацион введены йодсодержащие продукты: йодирован
ная соль, батон “Здоровье”. В меню — молочные, мясные, рыбные,
овощные блюда, овощи, выращенные на школьном участке и заготовлен
ные впрок.
Организуются и проводятся встречи и беседы учащихся и родителей с
врачами Юхновской ЦРБ — наркологом, гинекологом, психологом и со
специалистами Юхновского реабилитационного центра.
Родители систематически информируются о состоянии здоровья де
тей, о рекомендациях врачей. Проводится и педагогический всеобуч ро
дителей по темам: “Работа семьи и школы по предупреждению асоциаль
ных явлений — наркомании, токсикомании, алкоголизма, безнадзорнос
ти детей и подростков”, “Диагностика здоровья учащихся и методы оздо
ровления детей в условиях школы и семьи”, “Подростки и наркотики в
современном мире”. Проходят совместные оздоровительные меропри
ятия: “Мама, папа, я — спортивная семья”, “Семья — все вместе, душа на
месте”, “Ай да папы!” (совместно с СДК).
Для сохранения работоспособности школьников на должном уровне в
структуре урока учитель отводит место для физкультминуток (не менее 3
минут на каждом уроке), основное назначение которых заключается в че
редовании умственной работы с выполнением физических упражнений,
активизирующих дыхание, кровоснабжение, работу мышц. Для предуп
реждения утомляемости и организации лучшего усвоения материала про
водится систематическая методическая работа с учителями предметни
ками с целью изучения и применения различных форм уроков с обяза
тельной сменой деятельности учащихся. В начальных классах для прове
дения физкультминуток применяются “дорожки здоровья”, спортивные
приспособления и снаряды, которыми оборудован каждый из четырех
кабинетов начальных классов: шведская стенка, гимнастическая скамей
ка, обручи, скакалки, мячи, гантели, массажерные коврики.
В школе работают спортивные секции: ОФП, волейбол, настольный
теннис, баскетбол, в том числе от ДЮК ФП.
214
Спортзал находится в хорошем состоянии, косметический ремонт
проводится в последние три года ежегодно, так как его используют ежед
невно с 8 ч. утра и до 20 ч. вечера.
Проведены педагогические семинары на педсоветах: “Организация
обучения и психолого педагогическое сопровождение слабоуспевающих
учащихся, имеющих ослабленное здоровье”, “Возможности формирова
ния позитивного отношения к здоровому образу жизни в преподавании
общеобразовательных предметов”, “Система приёмов, позволяющих
снять утомление или предупредить его в ходе учебной деятельности обу
чающихся”, “Ознакомление с системой педагогических технологий,
формирующих позитивное отношение к здоровому образу жизни”, “Здо
ровьесберегающие технологии”, “Учим и учимся толерантности”.
На методических объединениях учителей рассмотрены темы:
— “Педагогическая здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного”.
— “Требования к проведению урока, к работе со слабоуспевающими
учащимися. Требования к домашнему заданию”.
— “Особенности формирования у обучающихся здорового образа
жизни средствами физической культуры”.
Систематически с учащимися проводятся тематические классные ча
сы: “Наше здоровье”, “Роль дыхательной гимнастики для здоровья”,
“Вредные привычки”, “Предупреждение травматизма”, “Разговор о пра
вильном питании”, “Режим дня и здоровье”, “Кожа — зеркало здоро
вья”, “Хорошая осанка — залог здоровья”, “Компьютерные игры и здо
ровье”, “О здоровом образе жизни”, “Здоровье — богатство во все време
на”, “Мы и наши привычки: правила рационального питания”, “Как не
заболеть, когда другие болеют”, “Преимущества жизни без сигарет, алко
голя и наркотиков”, “Алкоголь, курение — враги здоровья”, “Курильщик
сам себе могильщик”, “Мифы и правда о наркотиках”, “Алкоголь и спо
собности человека”, “Курить или не курить”, “О влиянии алкоголизма на
детский организм”, “Наркомания — знак беды”, “СПИД — чума ХХ ве
ка”, “Человек и наркотики”, “Горькие плоды “сладкой жизни””.
Ежемесячно по возрастным группам проводятся Дни здоровья, два ра
за в год — Неделя здоровья. В рамках Дней здоровья и Недели здоровья
проводятся: весёлые старты (1—4 классы); спартакиады “Сильные, сме
лые, ловкие” (5—11 классы); подвижные игры на свежем воздухе (1—3
классы); олимпийские игры на свежем воздухе (5—11 классы); спортив
ные эстафеты на свежем воздухе; богатырские потешки и зимние забавы
на улице. Проходят и уроки здоровья: “Разговор о правильном питании”,
“Режим дня и здоровье”, “Кожа — зеркало здоровья”, “Хорошая осанка
— залог здоровья”, “Компьютерные игры и здоровье”, “О здоровом обра
зе жизни”, “Здоровье — богатство во все времена”, “Мы и наши привыч
ки: правила рационального питания”, “Как не заболеть, когда другие бо
леют”, “Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков”.
Внутришкольные соревнования проходят по настольному теннису,
215
лёгкой атлетике, пионерболу (5—7 классы), волейболу (8—11 классы), ба
скетболу, летнему полиатлону, шашкам и шахматам, стритболу, по лы
жам, стрельбе. Школа участвует в районных соревнованиях по назван
ным видам. Наши спортсмены являются призерами районных соревно
ваний по легкой атлетике, волейболу, соревнований “Калужская верста”,
участвуют в районном туристическом слете и районной спартакиаде
школьников.
Кроме этого, школьников ждут осенние и весенние легкоатлетичес
кие кроссы, лыжные кроссы, спортивные праздники: к 80 летию пионер
ской организации, ко Дню защиты детей, к 60 летию освобождения Ка
лужской области от немецко фашистских захватчиков, к 60 летию Побе
ды, праздники “Весёлый дилижанс” и “Весёлый марафон”.
Дети выпускают тематические стенгазеты: “Средства массовой ин
формации о здоровье”, “Помоги себе сам”, “Как защититься от гриппа”,
“Здоровье в саду и на грядке”. Школьники участвуют в военно спортив
ных играх “Зарница”, “Орлёнок”, “Зарничка”, отправляются в турист
ские походы по Юхновскому району.
На каждого учащегося имеется карта индивидуального физического
развития. Ведется мониторинг состояния физического развития детей по
следующим критериям: рост, вес, ОГК (см), бег 30 м, бег 1000 м, подтяги
вание/подъем туловища, прыжок в длину. Ведется мониторинг состояния
здоровья детей: по группам здоровья, по составу заболеваемости.
Существующий Базисный учебный план, на наш взгляд, приемлем, но
в инвариантную часть следует внести третий час физической культуры с
1 го по 11 й класс. Учебные программы по предметам (химия, биология,
история, литература, математика, физика) для общеобразовательной
школы перегружены. Учебники написаны сложным для понимания язы
ком, содержат большой объем материала.
Местные власти приветствуют и поддерживают работу школы в направ
лении здорового развития учащихся, оказывают материальную помощь.
Марьинская сельская администрация выделила деньги для ремонта школь
ной спортивной площадки. Администрация МО “Юхновский район” и Гу
бернатор Калужской области А.Д. Артамонов выделяли деньги на реализа
цию программы по приобретению спортивного инвентаря для школ.
Родители приветствуют начинания педагогического коллектива. Уча
щиеся младших классов с удовольствием включаются в работу по оздо
ровлению, старшеклассники же не испытывают особого желания зани
маться оздоровлением. Воспитывать культуру здоровья следует с до
школьного возраста.

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign