LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

данные, физические показатели и психологический паспорт. В течение
года измерение медицинских и физических показателей проводится
трижды: в начале, середине и конце учебного года. Данная карта позво
ляет наглядно увидеть динамику физического развития учащихся.
Результаты медицинского обследования школьников в 2004/05 учеб
ном году таковы: число детей, страдающих нарушениями зрения, — 2,4%,
нарушениями осанки — 7,2%, заболеваниями щитовидной железы —
4,8%, детей с дефицитом массы нет, абсолютно здоровые дети составляют
38% . За последние десять лет школа ни разу не закрывалась на карантин
при эпидемии гриппа. Значительно уменьшилось количество простуд
ных заболеваний.
Учащиеся школы и их родители положительно относятся к работе
школы по управлению здоровья школьников, поскольку это позволяет
повысить мотивацию обучения.



Einaieiaa I.E.
ae?aeoi? Aoai?ianeie n?aaiae oeieu

249759, Калужская область,
Ульяновский район, п. Дудоровский,
т.: (08443) 242 49


После Чернобыля
На территории нашего населенного пункта мы длительное время от
мечали ухудшение состояния здоровья учащихся и взрослых. Причина —
чернобыльская катастрофа. Дети чувствовали слабость, головокружение,
сонливость. У них отмечалось снижение уровня гемоглобина в крови, бо
ли в костях, апатия, в ходе обследований устанавливались онкозаболева
ния, росли и доброкачественные опухоли.
И хотя в среднем по области цифра была малозаметная, но в рамках
отдельного населенного пункта тенденция прослеживалась весьма насто
раживающая. Люди уезжали из этих мест. Но кто то оставался жить и
дальше... Возникла идея улучшить медицинское обслуживание школы,
оказать поддержку в первую очередь нашим детям.
199
Программа “Дети Чернобыля” предполагала участие образователь
ного учреждения с коллективом не менее 400 человек (а нас было всего
150), и все же нас включили в проект “Школа здоровья”, приняв во вни
мание уровень радиационного загрязнения в районе — свыше 5 кюри/м2.
С 1998 года мы занялись разработкой программы оздоровительных
мероприятий в школе. А с 2000 года, получив образование, введя в штат
дополнительные единицы (психолог, медсестра, социальный педагог,
врач), начали поэтапное внедрение здоровьесберегающих технологий.
Мы получаем реальную помощь от системы здравоохранения в рамках
имеющегося финансирования (профилактические прививки, витамини
зация 1 раз в год, ежегодная диспансеризация школьников, привлечение
специалистов области, которых нет в районе, для обследования, консуль
тативная и просветительская деятельность).
В учебном процессе используются следующие педагогические техно
логии:
— технологии личностно ориентированного обучения, целью которо
го является создание условий для обеспечения учебной деятельности уча
щихся, учета и развития их индивидуальных, интеллектуальных, физиче
ских и нравственных особенностей;
— технология интегрального обучения (использует индивидуально
дифференцированный подход в обучении, результат — бездвоечное обу
чение);
— технология обучения (парное, групповое, коллективное – КСО),
позволяющая развивать уверенность в себе, умение отстаивать свою точ
ку зрения, создавать рабочую атмосферу на уроке, доброжелательное от
ношение друг к другу.
Немаловажное значение имеет включение оздоровительных методик
В.Ф. Базарного, использование физкультминуток, смена видов деятель
ности на уроке, выполнение санитарного режима.
Ведется изучение влияния организации учебного процесса на здоро
вье учащихся при организации учебной и воспитательной работы.
По нашему мнению, не базисный план в конечном счете влияет на здо
ровье учащихся, а содержание предметных программ, абсолютно не рас
считанное на среднестатистического ученика. Программы насыщены ма
териалом, объем часов не позволяет детям усваивать их в связи со своими
особенностями. Если мы хотим дифференцированный и индивидуальный
подход в обучении учащихся, согласно запросам родителей и общества в
целом, мы должны создать учебники с разноуровневым содержанием, где
ребенок сможет избрать тот уровень образования, который ему по силам.
А пока учебники перенасыщены терминами, научными определениями,
которые доступны и понятны только учителю специалисту да отдельным
сильным ученикам. Большинством детей учебник воспринимается как
материал для обязательного усвоения, а не как информационный источ
ник для отбора первоочередной и общеразвивающей информации.
200
Местные власти понимают необходимость работы по сохранению и
укреплению здоровья учащихся: оказывают финансовую поддержку, но
она незначительна, т.к. система жизнеобеспечения в районе поддержива
ется на 80% за счет областных дотаций.
Детям, имеющим отклонения в здоровье, уже при поступлении в шко
лу необходим щадящий режим. Базисный план это не предусматривает.
Ослабленным ученикам требуется увеличение часов на изучение темы, а
не уменьшение часов при прежнем содержании, что предусмотрено в но
вом базисном плане. Это лишь усугубит ситуацию. Хотя мы понимаем,
что наша задача – обучить ребенка, а не дать общее представление по
предметам “галопом”, которые в таком темпе не усваиваются детьми.
Здоровьесберегающая работа в школе воспринята положительно и ро
дителями, и детьми, т.к. часть запросов родителей удовлетворена. Ком
плексная круглогодичная витаминизация, профилактическая работа
приносят результаты, когда это в системе в течение учебного года, а не по
мере финансирования от случая к случаю.


Ai?ioiaa A.N.
ae?aeoi? Iie?ianeie iauaia?aciaaoaeuiie oeieu

249135, Калужская область,
Перемышльский район, д. Покровское,
т.: (08441) 337 39



Притча Ферьера
Современные дети зачастую рождаются ослабленными, а в школу
приходят с массой недугов и болячек. Система школьного воспитания
продолжает дело разрушения их здоровья. И наша школа не была исклю
чением. По данным медицинского осмотра, наши первоклассники стра
дали близорукостью, нарушением осанки, нервно психическими нару
шениями, заболеваниями органов дыхания и ЖКТ.
Очень много причин способствовало еще большему ухудшению здо
ровья детей. Нужно было положить конец психозомбированию детей,
формированию психозависимой личности. Здесь уместно привести прит
чу швейцарского педагога Ферьера о том, как создали школу по науще
нию дьявола. “И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок лю
бит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится
сознавать, что его работа имеет какой то смысл, поэтому все устроили
так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может
оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит
201
работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить
— ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наиз
усть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде.
...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в
других условиях. Они научились лгать и притворяться.
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачах
ли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они
лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали
сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол”.
Наш коллектив начал свою работу по здоровьесбережению детей с 2001
года. С 2003 года для подведения итогов результативности работы по здоро
вьесберегающей технологии был взят экспериментальный класс (1 й класс).
Построение учебного процесса с использованием здоровьесберегаю
щих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности.
При таких режимах работы на занятиях у детей увеличивается внимание,
работоспособность и мотивация к учению, происходит улучшение обуча
емости (учим не всех, а каждого). Задачей образовательных учреждений
является разработка модели здоровьеcберегающей среды, когда наиболее
значимыми компонентами в физическом воспитании являются:
— определение нагрузок на уроках физической культуры и их диф
ференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
— выполнение общепринятых санитарно гигиенических меропри
ятий (проветривание помещений, организация влажных уборок, соблю
дение теплового и светового режима);
— включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных
особенностей детей, введение в режим работы школы в обязательном по
рядке утренней гигиенической гимнастики до занятий, физкультми
нуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе
продленного дня;
— совершенствование системы физкультурно оздоровительных
мероприятий;
— систематическое проведение просветительских мероприятий по
здоровому образу жизни, личной гигиене;
—регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских
поликлиник;
— проведение мониторинга физической подготовки и уровня здоровья;
— разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.
Наша программа утверждена Министерством образования и Минис
терством здравоохранения. С августа 2004 года школе присвоен статус
“Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся”.
Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном
процессе включает в себя систему мер по профилактике нарушений осан
ки, использование интегрированного обучения с различными предмета
202
ми, в том числе и с физической культурой, соблюдение санитарно гиги
енических норм в школе, проведение групповых и индивидуальных кон
сультаций для родителей будущих первоклассников в период первичной
адаптации детей в школе, изменение предметной среды, структуры заня
тий и формы работы (коллективная, групповая, парная, индивидуальная,
интегрированная), сотрудничество на уроке учителя и учащихся, актив
ность и занятость учащегося (опора учителя на работоспособность учени
ка), активный отдых во время урока (физкультурные минутки), повыше
ние двигательной активности (комплексы оздоровительной гимнастики,
Дни “Здоровья”, подвижные игры на улице, упражнения для самостоя
тельных занятий, работа в спортивных секциях).
Искусство учителя состоит в том, чтобы создать условия для становле
ния личности. Очень сложная огромная работа, немыслима без его ува
жения к ученику.
По технологии В.Ф. Базарного второй год работает учитель начальных
классов В.А. Собаченкова. Руководством школы была проведена работа
по распространению информации об этой методике среди родителей,
учащихся и учителей. Была организована курсовая подготовка учителей
школы, подбор методической литературы. Директор школы руководит
лабораторией по здоровьесберегающей технологии при Межшкольном
методическом центре района.
Заместителем директора школы О.Н.Барышенской проводятся анали
тическая работа, оказывается методическая помощь учителям. В нашей
школе учителя В.А. Собаченкова и Е.Н. Зарецкая имеют опыт организа
ции урока по обучению в движении. Хоровое пение, овладение устной и
письменной речью, образным мышлением с помощью бескнижного обу
чения – неотъемлемая часть данной методики. Учитель физической
культуры С.Н. Паничева имеет опыт коррекции и профилактики откло
нений в физическом развитии детей.
Существующий базисный план работает на нашу школу. Мы изыска
ли возможность включить в режим работы: 3 й час урока физической
Состояние здоровья детей в школе
Состоят
Имеют от Имеют
на диспан
клонение
Учебные Всего Практически хронические
серном
в здоровье
годы учащихся здоровы заболевания
учете
(включая кариес)

2001—2002 92 человека 43 человека 45 человек 2 человека 3 человека
2002—2003 85 человек 37 человек 40 человек 4 человека 4 человека
2003—2004 83 человека 40 человек 38 человек 3 человека 2 человека
2004—2005 82 человека 46 человек 31 человек 3 человека 2 человека

2005—2006 73 человека 47 человек 21 человек 3 человека 2 человека

203
культуры, занятия ЛФК, уроки психологии (10 и 11 е классы), уроки эко
логии (9 и 10 е классы).
Местные власти приветствуют здоровьесберегающую работу, но, к со
жалению, не стремятся оказать помощь в наших начинаниях. Нам очень
нужна финансовая поддержка. Тех средств, которые изыскивает сама
школа, недостаточно для приобретения оборудования. Соседние образо
вательные учреждения работу в направлении здорового развития учащих
ся оценивают положительно. На базе нашей школы ежегодно проводятся
методические объединения учителей района, педагоги дают открытые
уроки по здоровьесберегающей технологии.
Ежегодно проводится мониторинг за состоянием развития учащихся
“Влияние учебного процесса на здоровье детей”. По итогам подготовки к
основам военной службы наши ученики получают оценки “отлично”.



Aieeiaa I.A.
ae?aeoi? IIO
“N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 2”

249470, г. Сухиничи Калужской области,
ул. Ленина, 41,
т.: (08451) 5 14 49



“Не навреди” — главный принцип учителя
Вот уже три года наша школа является областной экспериментальной
площадкой по внедрению здоровьесберегающих педагогических техно
логий.
К этому решению мы пришли не случайно: Проанализировав состоя
ние здоровья наших учащихся, мы в полной мере убедились в справедли
вости слов В.А. Сухомлинского: “Забота о здоровье — это важнейший
труд учителя”.
Именно от учителя, от того, как обустроена жизнь ученика в школе, и
будет зависеть его здоровье физическое и нравственное.
Результаты медицинского осмотра показали, что в 1 й класс к нам
пришли только 40% детей без отклонений в здоровье. Все остальные име
ли какую то патологию, особенно органов зрения, костно мышечной си
стемы, часто болели бронхолегочными заболеваниями.
Вот почему, приступая к работе по здоровьесбережению, мы взяли за
основу принцип медицинских работников “Не навреди!” и начали созда
вать здоровьесберегающее образовательное пространство школы, кото
204
рое сегодня состоит у нас из 10 полей (блоков): санитарно гигиенические
условия; питание; психологическая атмосфера; физическая активность
детей; мониторинг учебного процесса; здоровьесберегающие образова
тельные технологии; работа с общественностью, родителями, внеурочная
работа; уровень грамотности педагогов и детей; отлаженная диагностика
заболеваний; сенсорно развивающая среда.
Началом в нашей работе стало знакомство с концептуальными поло
жениями программы “Здоровьесберегающие технологии в обучении и
воспитании детей” доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, которому
мы искренне благодарны за проведенный на базе нашей школы семинар
вместе с президентом Федерации детских и юношеских хоров России,
композитором Г.А. Струве.
Весь первый год в эксперименте мы посвятили изучению теоретичес
ких основ здоровьесберегающих педагогических технологий. Создали ини
циативную группу из учителей начальной школы, учителей предметников
и медицинского работника школы, провели ряд родительских собраний с
целью привлечения родителей к улучшению санитарно технических усло
вий и созданию сенсорно развивающей среды в начальной школе.
В этом же году отделом образования была разработана и утверждена
районной Думой целевая программа “Сохранение здоровья детей и под
ростков в системе образования”. Её цель — создание системы в работе
образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, орга
нов исполнительной власти по сохранению здоровья детей, обеспечению
их физического, нравственного и духовного развития, привитию навы
ков здорового образа жизни.
Как следствие, в школе была разработана программа “Здоровье”, а
вслед за ней — план работы по ее выполнению.
На реализацию программы потребовались немалые материальные
вложения: было капитально отремонтировано здание начальной школы,
подключено газовое отопление. Выполнение президентской программы
“Дети России” позволило улучшить спортивную базу. Участвуя в област
ном эксперименте, мы получили четыре комплекта ростомерной школь
ной мебели. В классных комнатах появилась предметно развивающая
среда, которая позволяет учителю использовать в работе с учащимися
различные средства сенсорной дидактики: сенсорные подвески кресты,
пейзажное панно, офтальмологический тренажер, конторки, которые на
ходятся на каждой парте, массажный коврик, дорожку здоровья и т. д.
Многое из перечисленного выше сделано руками родителей.
Здесь мы почувствовали, что общее важное дело, касающееся здоро
вья детей, сплачивает родителей и учителей как ни что другое. Проблема
“затаскивания” родителей на родительские собрания ушла в прошлое.
Теперь уже ни одно школьное мероприятие не проходит без участия ро
дителей: недели здоровья, дни здоровья, туристические походы, экскур
сии, школьные праздники.
205
В школе стали обращать внимание на создание экологического про
странства. Со стен убрали все, что может смещать фокус внимания ребен
ка. В поле восприятия только то, что нужно на уроке. В классах теперь
выращивают цветы, которые обладают бактерицидным, бактериостати
ческим, фунгицидным действием. Зная фитоцидные свойства хвойных, в
классных комнатах ставят не только хвойные веточки, но и раскладыва
ют мелко нарубленную хвою.
В школе знакомы и с таким понятием, как видеоэкология. При
оформлении классов используется разнообразие форм и линий, очерта
ний и комбинаций.
Это способствует более высокой работоспособности, улучшает на
строение. Двери классных комнат оформлены витражами с изображени
ем храмов Калужской земли. Эта работа выполнена учащимися школы.
Составной частью здоровьесберегающего пространства школы явля
ется эмоционально поведенческое пространство. Здесь мы используем
тоже некоторые элементы программы профессора В.Ф. Базарного. С це
лью снижения так называемых мышечных “зажимов” наши дети в на
чальной школе пишут перьевой ручкой. Чтобы снизить напряжение, пре
одолеть утомляемость, в школе проводится доурочное хоровое пение. Это
еще и своеобразный тренажер для органов дыхания. Опорно двигатель
ному аппарату помогают: работа с сенсорным крестом, пейзажным пан
но, за конторкой, на коврике, на дорожке здоровья.
Одним из сложнейших этапов в нашей работе стало исследование со
стояния здоровья учащихся. На учащихся начальной школы мы завели
паспорта здоровья. Составляют их медработник, учитель физической
культуры, классный руководитель и родители. Изменения вносятся на
начало и конец года по результатам диспансеризации детей.
Сегодня, анализируя паспорт ученика четвертого класса, мы увидели
четкую картину состояния здоровья. И вместе с тем — результат работы
педагогических коллективов по здоровьесбережению.
Выбранный три года назад принцип работы школы “Не навреди!” оп
равдал себя.
Ни у одного ученика не ухудшилось зрение. В первый класс к нам при
шли дети, среди которых I группу здоровья не имел ни один учащийся, II
группу — 81%, III группу — 19%. Зато в четвертом классе с I группой здо
ровья — 32% учащихся, со II группой — 64%, с III группой — 4%.
В четвертом классе основную группу физкультуры посещают 92% уча
щихся (72% — в 1 классе), в специальную — 8% (19% — в 1 классе).
На сегодняшний день у нас нет учащихся, освобожденных от занятий
физической культурой.
Сегодня педагогический коллектив ставит перед собой задачу перене
сти здоровьесберегающие технологии в основную и среднюю школу.


206
Aaaoiiiaa I.N.
ae?aeoi? IIO “Oeuyiianeay n?aaiyy (iieiay)
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”

249750, Калужская область, Ульяновский район,
с. Ульяново, Первомайская, 43,
МОУ “Ульяновская средняя (полная)
общеобразовательная школа”,
т.: 8 084 43 219 50



В воспитании личности каникул нет!
Наша школа расположена в селе Ульяново Ульяновского района Ка
лужской области, на территории Ульяновского территориального сель
ского округа, население которого составляет 4250 человек.
Школу посещают дети не только из Ульянова, но и из близлежащих де
ревень, в школе реализуется федеральная программа “Школьный автобус”.
У нас обучается 401 учащийся, действует 22 класса комплекта. Школа
занимается в одну смену, располагается в типовом здании на 784 места,
построенном 1978 году.
Школа I ступени насчитывает 8 классов комплектов с общим количес
твом учащихся 133; начальная школа обучается по программе 1—4. Два
первых класса занимаются на базе бывшего детского сада, учебный план —
20 часов, длительность уроков по 30 минут, перемены — 15 минут, после
второго урока обязательно проводится прогулка на свежем воздухе. 2 е
классы работают в режиме пятидневной недели; для 2—4 х классов созда
ны две группы продленного дня, в которых работают освобожденные вос
питатели; с 2005/06 учебного года введена ставка социального педагога.
Школа II ступени насчитывает 10 классов комплектов, 185 учащихся.
Школа III ступени насчитывает 4 класса комплекта, 83 учащихся.
Длительность уроков во 2—11 классах — 40 минут, три большие пере
мены по 15 минут, маленькие по 10 минут; учащиеся всей школы получа
ют одноразовое горячее питание, 2—11 классы работают в режиме шес
тидневной недели.
В школе — 41 учитель, из них с высшим образованием — 36, среднее
специальное образование — 5; 3 из них учатся заочно в КГПУ. Имеют зва
ние “Заслуженный учитель РФ” — 2; “Отличник народного просвеще
ния” — 8, “Почетный работник общего образования РФ” — 2; один учи
тель награжден медалью за “Трудовую доблесть”. По результатам аттеста
ции присвоено звание: учитель II категории — 3, учитель I категории — 2;
учитель высшей категории — 6.
В школе есть спортзал, актовый зал (посадочных мест — 150), столо

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign