LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вье”), во ведении новых форм учебной деятельности (научное общество
“Поиск”, школа юного психолога “Сотвори себя сам”), в изменении тем
па работы, в создании валеологической образовательной среды (создает
ся банк данных состояния здоровья учащихся, карта здоровья класса).
Работа над проектом проходила в три этапа:
Первый этап – диагностический – был посвящен теоретическому ис
следованию проблемы. В этот период (2000—2002 гг.) выявлялись пробле
мы, намечались основные направления работы, накапливался творчес
кий материал.
На втором этапе (2002—2004 гг.) теоретические и практические иссле
дования продолжались, нарабатывался материал. В этот период укрепля
лась материальная и техническая база, организовывалось оздоровление
детей в каникулярный период, через внедрение новых курсов, техноло
гий проходила валеологизация учебно воспитательного процесса, повы
шалась валеологическая компетентность педколлектива.
На сегодняшний день работа над проектом “Здоровье ученика = каче
ство образования” находится в завершающей стадии, т. е. на этапе реали
зации наработанного материала, его совершенствования, корректирова
ния, обобщения и распространения.
План работы над проектом “Здоровье ученика = качество образова
ния” предусматривал организационно методически мероприятия
(праздник “Здоровая семья”, организацию лектория для родителей, про
ведение открытых уроков по теме “Мы против наркотиков”, психифизи
ческую диагностику детей начальной школы и информирование родите
лей о ее результатах); предметно образовательный цикл мероприятий
(реализицию инновационных программ с валеологической направленно
стью, организацию факультативов здоровья для учителей, контроля за
выполнением программ обучения, открытых уроков по инновационным
программам); нравственно эстетический цикл и цикл “Здоровье через
физическую культуру”.
В воспитательной работе, направленной на формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни, на протяжении последних лет педа
гогический коллектив руководствуется разработанной структурно функ
циональной моделью.
С целью реализации программы “Помоги себе сам” была создана
школа юного психолога. Создавая ее, мы ставили перед собой следующие
190
задачи: помочь ребятам научиться управлять своими эмоциями, контро
лировать свое психическое состояние, содействовать психологической
профилактике эмоционального напряжения.
В рамках этой программы для учеников были организованы деловые,
ролевые игры: “Давайте познакомимся”, “Психологический климат на
уроке”, “Творите на здоровье” (самореализация в творчестве как способ
укрепления психологического здоровья), практикум “Твой имидж”
(внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе).
Для более рациональной организации учебного процесса были внесе
ны изменения в учебный план школы. Эти изменения направлены, в пер
вую очередь, на ликвидацию “перегрузок” учащихся за счет сокращения
количества часов по некоторым предметам, интеграции ОБЖ и физкуль
туры, ведения модульной технологии, элективных курсов на выбор уча
щихся. В то же время вводятся предметы, способствующие сокращению
гиподинамии. На первой ступени обучения — ритмика (2 часа), предмет
“полезные привычки” (безотметочное обучение), уроки нравственности
и здоровья (ведутся на основе игровых технологий), окружающий мир
(познание через экскурсии).
Предметы, введенные на второй ступени обучения — валеология, эко
логия человека и родного края — позволяют дать школьникам базовые
знания и умения по организации здорового образа жизни. Спецкурсы
“Психология личности”, “Психология межличностных отношений” учат
ребят познавать и корректировать свое “Я”.
На третьей ступени, преподавание экологии и технологии через про
ектное и модульное обучение предоставляет ребятам возможность реали
зовать себя, разрабатывая проекты, связанные с вопросами здорового об
раза жизни, экологии человека, родного края.
Учебные курсы имеют необходимое кадровое, методическое и матери
ально техническое обеспечение, дают ребенку возможность приобрете
ния валеологических знаний и навыков.
В 2000 году в школе был создан Социально педагогический центр, в со
став которого вошли социальные педагоги, психолог, логопед, педагог ор
ганизатор. Школьная социально психологическая служба является на се
годня необходимым компонентом системы народного образования. Целе
сообразность ее создания диктуется потребностью школы сохранить и раз
вить достигнутый уровень образования, здоровья, социальной адаптивно
сти, морально нравственного и духовного развития каждого ученика. Со
циально психологическая работа в нашей школе ведется не только с уча
щимися, но и с их родителями, а также с педагогическим коллективом.
Наш Социально психологический центр работает по следующим на
правлениям:
1. Осуществление мониторинга за состоянием физического, психиче
ского и духовно нравственного развития личности учащихся, формиро
вание отношений в школьном коллективе.
191
2. Изучение школьной, семейной, досуговой, общественной среды
развития личности учащихся.
3. Оказание социально педагого психологической помощи учащимся.
4. Проведение учебно воспитательных мероприятий коррекционного,
развивающего, просветительского характера, использование индивиду
альных и групповых форм работы с учащимися.
5. Работа по социальной защите детей и их семей.
6. Психолого педагогическое, правовое, медицинское просвещение
учителей и родителей.
7. Поддержка учащихся через организацию педагогического партнер
ства.
Вопросы, решение которых зависит от действий администрации шко
лы и педагогического коллектива, не связанные с дополнительными ма
териальными затратами, решаются оперативно. Сложности возникают
при реализации программ, связанных с материальными вложениями, т.е.
с оснащением, обновлением, модернизацией материально технической
базы школы. Например, по причине недостаточного финансирования
учащиеся до сих пор лишены возможности заниматься на тренажерах.
Определенную помощь наша школа получает от системы здравоохра
нения, помогает районный отдел народного образования и муниципаль
ные власти. В школе в оборудованных кабинетах ведут прием врач педи
атр, стоматолог, медицинская сестра. Все они находятся на финансирова
нии бюджета здравоохранения, проводится ежегодный профосмотр детей.
В учебном процессе используются элементы здоровьесберегающих
технологий В.Ф. Базарного, В.Н. Касаткина. Почему элементы? Техноло
гия – это и приемы, и формы, и методы, и оснащение, и оборудование, и
программно методическое обеспечение, и курсы обучения, посещаемые
каждым учителем. У нас по причине, уже указанной выше, всего этого нет.
В нашей школе проводится мониторинг состояния здоровья учеников.
Наблюдаются положительные тенденции. Так, с 2001/02 по 2004/05 учеб
ный год процент детей, относящихся к группе “практически здоровы” воз
рос с 10,2 до 23, доля детей, имеющих различные отклонения в здоровье,
снизилась с 66 до 50%, детей с хроническими заболеваниями – с 20 до 15%,
процент школьников, состоящих на диспансерном учете, вырос с 18 до 26.
Результаты медицинских обследований свидетельствуют, что в 2004
году по сравнению с 2002 годом процент детей, отстающих в физическом
развитии, снизился с 8,4 до 7; страдающих дефектами речи – с 2,24 до 1,1;
с нарушениями эндокринной системы – с 9,52 до 3,7; с заболеваниями
органов дыхания – с 47 до 45; пищеварения – с 85, 2 до 14; процент слу
чаев травматизма снизился с 3,36 до 2,3 соответственно. В то же время
увеличился процент детей, страдающих нарушениями зрения – с 7,7 до 8;
заболеваниями нервной системы – с 8,68 до 14; возрос процент детей, ча
сто пропускающих занятия по болезни – с 5,3 до 5,5.
192
Педколлектив и администрация школы считает, что между базисным
учебным планом (количеством часов, выделяемых на тот или иной пред
мет) и содержанием, объемом материала, который учитель должен доне
сти до ученика, существует огромный разрыв. Это ведет к “перегрузке”
ученика, дискомфорту, чреватому проблемами со здоровьем. Поэтому со
держание учебных программ, т.е. учебный минимум для учащихся обще
образовательных школ, необходимо пересмотреть.
Нас поддерживают муниципальные власти. Администрация Малоя
рославецкого отдела народного образования проводит работу по распро
странению опыта, наработок школ района в направлении сохранения
здоровья учащихся.
Родители, безусловно, заинтересованы в том, чтобы их дети были здо
ровы, и относятся к нашей работе положительно. Однако нечасто уви
дишь родителя, который берет на себя ответственность сопровождать де
тей в бассейн (куда мы еженедельно их возим), организует транспорт, ве
дет в поход и т.д.


Cai?aieia I.I.
ae?aeoi? ioieoeiaeuiiai iauaia?aciaaoaeuiiai
o??a?aaiey “Aieuoa-?aeoiooianeay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”

249431, Калужская область,
Кировский район, д. Малая Песочная,
т.: (08456) 7 44 46



Десять лет без карантина
Здоровье нации начинается прежде всего со здоровья детей. И от нас,
школьных работников, зависит многое. Все чаще в последние годы в
школах внедряются “здоровьесберегающие технологии”. Этот термин
объединяет все нововведения, начиная с витаминизации школьного пи
тания до глобально разработанной теории улучшения здоровья и техно
логии ее внедрения. Конечно, профилактикой и лечением должны про
фессионально заниматься медики, но и учителя могут внести свой вклад
в укрепление и сохранение здоровья школьников, используя для этого
особые педагогические приемы. Любая школа имеет для этого достаточ
но возможностей.
Работать над проблемой сохранения и укрепления здоровья школьни
ков мы начали в середине 1990 х годов прошлого века. Почему? Перед
нами остро стала проблема ухудшения здоровья учащихся по нескольким
193
направлениям. Медицинские осмотры дали следующие результаты: забо
левания щитовидной железы — 36% учащихся, дефицит массы тела —
24%; нарушения зрения — 13%; нарушения осанки — 21%.
Полученной картине нашлись объективные объяснения. Наша школа
попала в зону заражения после аварии на ЧАЭС, и в нее пришли дети, ро
дившиеся после аварии, в период наибольшего загрязнения местности
радиоактивными веществами. Этим объяснялся всплеск заболеваний
щитовидной железы и эндокринной системы.
Середина 90 х также характеризовалась разрушенным производством
и повышением уровня безработицы. Особенно это сказалось на сельском
хозяйстве, жизненный уровень селян был катастрофически низок, отсю
да и дефицит массы почти у четверти учащихся. Кроме того, большое
число дидактогенных заболеваний было напрямую связанно с организа
цией учебного процесса в школе. Малая подвижность учащихся, мебель,
не соответствующая росту, перегрузки, психологический дискомфорт –
это и многое другое, не способствовало укреплению здоровья учащихся.
Осознав проблему, коллектив задумался над её решением.
Основная задача здоровьесберегающего обучения — сохранение высо
кой работоспособности, исключение утомления и переутомления школь
ников. Решение этой задачи возможно лишь при правильной организа
ции труда и отдыха учащихся. Для этого необходимо учитывать такие ос
новные моменты школьной жизни, как продолжительность уроков, про
должительность учебного дня и учебной недели, организация самого уро
ка, перемены и тому подобное. Проведя анализ учебного плана и распи
сания уроков, мы пришли к выводу, что можно уменьшить обязательную
нагрузку учащихся за счет введения индивидуальных и факультативных
занятий. В результате проделанной работы обязательная учебная нагруз
ка была сокращена: в начальной школе — на 3 часа, в основной школе —
на 10 часов, в старшей школе — на 6 часов. Расписание уроков составля
ется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шка
лы трудности учебных предметов, с одним подъемом в течение недели.
Любая деятельность продуктивна только в том случае, если периоды
труда сменяются периодами отдыха. Для этого в течение учебного дня и
предусмотрены перемены. Оптимальная их продолжительность и пра
вильная организация – два обязательных условия решения основной за
дачи здоровьесберегающего обучения. Единый спортивный режим на
шей школы предусматривает организацию подвижных и музыкальных
перемен в течение учебного дня. Кроме того, в середине недели (началь
ная школа — среда, старшая и средняя школа — четверг) предусматрива
ется динамическая пауза (1 час), что позволяет снизить риск переутомле
ния.
Большое влияние на функциональное состояние организма школьни
ков оказывает структура урока. Важно правильное построение урока, ко
гда оптимально чередуются различные виды деятельности, неодинаковые
194
по продолжительности, трудности и утомительности и учитывается дина
мика работоспособности школьников. Педагогами нашей школы актив
но используются технологии проведения уроков, которые можно смело
отнести к здоровьесберегающим.
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной ха
рактеристике любой образовательной технологии. Оно показывает, на
сколько при реализации данной технологии решается задача сохранения
здоровья, и определяет направленность действий, совокупность задач,
решаемых в процессе достижения цели. Его можно назвать гарантией то
го, что с учащихся не взимается “плата” за получаемое образование в
форме непреднамеренного нанесения вреда их здоровью. С позиции здо
ровьесбережения все образовательные технологии можно условно разде
лить на три группы:
I. Технологии, наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов (в
том числе и традиционная технология).
II. Технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья заявля
ются в качестве приоритета, обеспечиваются на технологическом уровне,
реализуются на практике и подтверждаются результатами диагностики.
III. Технологии, по описанию которых невозможно судить об их воз
действии на здоровье участников образовательного процесса.
Технология уровневой дифференциации, игровые и групповые техно
логии, педагогика сотрудничества – все это позволяет решить проблему
эргономичности урока, так как они являются эффективными, безопас
ными для здоровья учащихся и способствуют развитию личности. Для то
го чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику ра
боты каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях
школьных методических объединений рассматриваются методики, по
зволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Творческой
группой учителей разработаны программы наблюдений: сохранение и ук
репление здоровья учащихся на уроке; эффективность работы учителя по
обеспечению ЗУН в условиях здоровьесберегающей образовательной
среды; формирование навыков релаксации при проведении тренингов
здоровья и др.
Обязательными для каждого урока стали физкультминутки, служащие
наиболее эффективным средством активного отдыха во время проведе
ния учебных занятий. Нами разработан комплекс физкультминуток для
каждого урока в течение учебной недели с 1 по 11 класс. Данный ком
плекс позволяет снизить умственное, мышечное и зрительное утомление.
В него включены простые упражнения для больших групп мышц, активи
зирующие дыхание и кровообращение, на письменных уроках обязатель
ны упражнения для кистей рук. Поскольку основная тяжесть учебных на
грузок приходится на орган зрения, в физкультминутки включены уп
ражнения для укрепления глазных мышц и занятия на офтальмотренаже
ре. При составлении комплекса физкультминуток учитывались следую
195
щие моменты: ритм активности учащихся; возрастные особенности; рас
писание уроков; система динамических поз и упражнений, соответству
ющих этим позам; разнообразие упражнений (не повторяются в течение
учебной недели).
Условия выполнения упражнений: все упражнения выполняются в
позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно
поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают со
четание движений головой, глазами, туловищем; продолжительность уп
ражнений 1,5—2 минуты; упражнения выполняются в середине каждого
урока.
В возникновении утомления учащихся первичным является поддержа
ние телесно мышечной системы в однообразной статически напряжен
ной позе, во время урока — это положение сидя, со склоненным вперед
корпусом. Для предупреждения данных ситуаций одних физкультминуток
недостаточно. В учебный процесс была внедрена методика периодически
меняющихся динамических поз. Каждый учебный кабинет оборудован
конторками, где учащиеся могут находиться в позе свободного стояния.
Нарушение осанки — одно из наиболее часто встречающихся заболе
ваний опорно двигательного аппарата школьников. Неправильная осан
ка формируется в результате комплекса причин. Одной из таких причин,
выходящих на первый план, является необходимость поддержания дли
тельной статической позы, сидя за рабочим столом. Отсюда понятно, ка
кое значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели. В на
шей школе все учебные кабинеты оборудованы ростомерной мебелью.
Чтобы учащиеся могли легко определить, какая парта подходит для их
роста, классы оборудованы ростовыми линейками, закрепленными у
входа в классную комнату. На данной линейке деления обозначены цве
тами, соответствующими маркировке учебных столов. В школе также бы
ли реконструированы ученические столы. Теперь крышка стола может
принимать как наклонное положение от 30 до 200 для письма, чтения и
рисования, так и горизонтальное положение для других работ и занятий.
Подобный стол оборудован массажером для ног, которым учащиеся мо
гут воспользоваться в любой момент урока.
В школе имеется кабинет здоровья. В нём дети имеют возможность от
дохнуть на перемене или после уроков, выполняя вольные упражнения
(под контролем и руководством медицинской сестры). При этом исполь
зуются: гимнастические палочки, обручи, гимнастический мяч, могут ре
бята позаниматься на велотренажере, выполнить упражнении у балетно
го станка, походить босиком по массажным коврикам. Для младших
школьников имеется гимнастический комплекс, состоящий из веревоч
ной и обычной лестниц, трапеции, гимнастических колец и каната. Ос
нащен кабинет здоровья и специальными аппаратами:
— тубусный кварц БОП 4 (для лечения заболеваний верхних дыха
тельных путей);
196
— инфразвуковой офтальмомассажер АВМО (для профилактики на
рушения зрения);
— ультразвуковой ингалятор “Туман—1.1” (для профилактики и лече
ния простудных заболеваний и вирусных инфекций), для ингаляций ис
пользуются эфирные масла (эвкалиптовое, пихтовое, кедровое и др., а
при индивидуальной непереносимости — травяные сборы);
— аппарат БОС для снятия эмоционального напряжения “ АСИР”.
Учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры по состоянию здо
ровья, проводят время в кабинете здоровья, выполняя назначения врача,
занимаясь с психологом.
Чтобы сформировать устойчивую мотивацию на сохранение здоровья
в расписание школьных занятий были включены уроки нравственности и
здоровья. Они включают в себя этические занятия и динамическую раз
минку. Программа этих уроков разработана творческой группой классных
руководителей 1 11 классов. Урок нравственности и здоровья разбивается
на две составные части: первая двадцатиминутка — это этические беседы,
психологические тесты и тренинги, аналитические игры, проводимые
классным руководителем (при необходимости помощь оказывает школь
ный психолог). Вторая часть — динамическая разминка, включающая в
себя спортивные игры, веселые спортивные соревнования, игры народов
мира и др. Проводится эта часть под руководством учителя физкультуры
при активном участии классных руководителей. По методике организа
ции и технологии проведения уроки нравственности и здоровья отлича
ются от уроков по другим школьным предметам. Это продиктовано необ
ходимостью создания особого психологического климата в группе во вре
мя данных занятий, способствующего оптимистическому настрою, высо
кой работоспособности, доброжелательности и инициативности каждого
ученика. Главное правило на таких уроках: не существует мнения правиль
ного и неправильного — есть мнение индивидуальное.
Нельзя говорить о здоровьесберегающей среде, если участники учеб
но воспитательного процесса находятся в психологически некомфорт
ной обстановке. Поэтому психолого педагогическое сопровождение
УВП стало важной составляющей нашей работы, Работа по сохранению
психического здоровья школьников ведется в нескольких направлениях:
психологическая диагностика, психологическое консультирование, раз
вивающая и коррекционная работа
В рамках психологической диагностики осуществляется мониторинг
образовательного процесса. Измеряется уровень интеллектуального раз
вития учащихся выпускных классов (4 кл., 9 кл., 11 кл.), их адаптирован
ность к школе. Цель данных исследований — выявить особенности каж
дого учащегося для дальнейшего использования данных учителями пред
метниками; оказание поддержки обучающимся, имеющим разные спо
собности и мотивацию к обучению. Это позволяет снизить уровень об
щей тревожности школьников, что является одним из первостепенных
197
факторов сохранения психического здоровья. Определяется степень от
клонения в развитии учащихся, а также различного вида нарушений лич
ностного развития и разрабатываются программы психолого педагогиче
ской коррекции. Изучается готовность будущих первоклассников к шко
ле. Данные обследований позволяют учителю и психологу наиболее эф
фективно организовать учебно воспитательный процесс для успешного
обучения школьников и их адаптации к школе.
Психологические консультации проводятся как с учениками, так и с
членами педагогического коллектива. Индивидуальное консультирова
ние учеников позволяет предупреждать возникновение трудностей у уча
щихся, оказывать помощь в решении актуальных задач развития обуче
ния, социализации.
Самочувствие детей в школе во многом зависит от учителя. Просвети
тельская и консультативная работа с учителями позволяют повысить уро
вень их профессиональной компетентности по вопросам психолого педа
гогической поддержки обучающихся, помогает найти подход к ученикам
с учетом их личностных качеств и психологических особенностей. Разви
вающая и коррекционная работа с учащимися проводится на всех этапах
обучения, Программа адаптации первоклассников к школе была разрабо
тана с учетом условий малокомплектной сельской школы, большинство
учеников которой не посещали дошкольных учебных заведений. Про
грамма включает в себя упражнения, направленные на развитие познава
тельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения и др.
В начальной школе ведется курс “Развитие творческого мышления”,
что повышает общий уровень умственного развития учеников, помогает
им эффективно решать возникающие проблемы обучения.
На пороге перехода из младшего в среднее звено проводятся тренин
говые занятия по обеспечению адаптации учеников к новым условиям
обучения, формированию жизненных навыков, профилактике неврозов.
Оказывается помощь в построении эффективных отношений с родителя
ми и сверстниками. Осуществляются программы по профилактике деви
антного поведения и наркозависимости.
Для создания благоприятных условий развития личности, осознаю
щей единую психофизиологическую природу человека, практически вла
деющей важнейшими навыками саморегуляции, используется программа
игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”. Данная программа
включает в себя теоретические, практические занятия и психофизиоло
гический тренинг, который является основной частью программы. Имен
но эта часть программы “ИБИС” делает достигаемый ребёнком позитив
ный результат устойчивым на долгие годы. В процессе тренинга выраба
тываются глубоко закрепленные (на уровне памяти тела) навыки саморе
гуляции и самоконтроля. Методика построена на основе игры, поэтому
пользуется неизменным интересом среди детей, а достигаемые результа
ты ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребен
198
ка. Компьютерная основа тренинга дает возможность ребятам легко и
эмоционально освоить взаимодействие с компьютером, снять страх пе
ред ним. Весь процесс находится под постоянным контролем.
Разработана карта индивидуального физического развития ученика,
состоящая из трех частей: общие сведения об учащемся, медицинские

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign