LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Школьные медицинские сотрудники проводят санитарно просвети
тельскую работу с учениками и их родителями, медики регулярно высту
пают на классных часах и родительских собраниях.
Младшие школьники занимаются в кабинете лечебной физкультуры
(профилактика и лечение плоскостопия, исправление осанки). В кабине
те имеется необходимое оборудование для коррекции нарушений опор
но двигательного аппарата.
Результативность занятий лечебной физкультурой в 2004/05 учебном
году составила 100% по случаям нарушения осанки и 41% по случаям
плоскостопия.
В школе проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия
по укреплению здоровья, повышению работоспособности и уменьшению
числа заболеваний. Результат — два года школа работает без карантина.
Статистика показывает, что в последние годы дети стали быстрей вы
здоравливать. Так, если в 2000/01 учебном году средняя продолжитель
ность случая заболевания верхних дыхательных путей составляла 10 дней,
желудочно кишечного — 7, тонзилита (ангины) — 8 дней, а инфекцион
ного заболевания — 12,5, то в 2004/05 учебном году эти показатели соста
вили 6, 4,5, 4,6 и 7 дней соответственно.
Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требо
ваниями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика за
болеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и
выявление патогенных факторов учебно воспитательного процесса, и
скрытых причин школьной неуспеваемости и отклонений в поведении.
Поэтому медики совместно с педагогами и другими работниками школы
прилагают усилия в решении детских проблем, работают над вопросами
сохранения и коррекции здоровья школьников.
За большую работу по укреплению здоровья учащихся в 2003 г. реше
нием Межведомственного Координационного Совета при Правительстве
Калужской области по формированию государственной политики в сфе
ре воспитания здорового подрастающего поколения средней общеобра
зовательной школе № 4 города Людинова был присвоен статус “Школа,
содействующая укреплению здоровья учащихся”.
181
Очень важную роль в “Школе здоровья” играет школьная психологи
ческая служба. Выделяются два основных направления деятельности
психолога:
– развивающая работа со всеми школьниками, включающая тренин
ги и другие виды групповой работы, психологическое консультирование
и сопровождение отдельных семей, психологическую поддержку педаго
гического процесса;
– психологическая помощь детям группы риска.
Ежегодно в мае проводится психологическое обследование будущих
первоклассников. На контроль берутся дети с низким уровнем подготов
ки и с самых первых дней совместно с учителем начальных классов отсле
живается их адаптация к школе.
В связи с тем, что в школу ежегодно приходят дети с неполной адапта
цией, школьным психологом в 2000/01 учебном году была разработана
программа “Развитие и коррекция на этапе первичной адаптации перво
классников”. Она представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных по определенной логике и направленных на формирование
у младших школьников необходимого уровня адаптации к школе в сфе
рах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной
готовности. С детьми, которые испытывают психологические трудности,
проводятся коррекционно развивающие занятия. В результате совмест
ной кропотливой работы психолога, учителя и родителей первоклассни
ки уже в течение двух месяцев хорошо адаптируются к школе.
Наша адаптационная методика дает хорошие результаты. Так, за
2004/05 учебный год количество учеников с неполной адаптацией умень
шилось более чем в три раза, а совершенно неадаптированных (зона де
задаптации) – в четыре.
Большое внимание школьный психолог уделяет именно учащимся на
чальных классов, потому что младший школьный возраст – наиболее от
ветственный этап школьного детства. И чем меньше будет проблем в
младшем возрасте, тем меньше их будет и в будущем.
Постоянная работа проводится с учащимися классов ЗПР по програм
ме “Развитие и коррекция познавательной сферы личности детей с ЗПР”.
Цель этой программы – способствовать полноценному психическому и
умственному развитию детей.
Без внимания психолога не остаются и учащиеся подросткового и
старшего школьного возраста. Ежегодно в сентябре обследуются учащи
еся 8 х классов. Цель обследования – выявить детей с психологическими
проблемами. Учителям и родителям даются рекомендации, а с детьми
проводится тренинг “Преодоление неуверенности в себе”. Занятия по
могают подросткам в решении психологических проблем. В марте в на
шей школе обследуются учащиеся 9 х и 11 х классов на профориента
цию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
После каждого обследования проводится психолого медико педаго
182
гический консилиум. На заседании консилиума специалисты обменива
ются заключениями в форме свободного обсуждения. Итоги работы кон
силиума – разработка общей стратегии помощи детям и рекомендаций
родителям и педагогам.
Большая психологическая работа в “Школе здоровья” проводится с
родителями учеников. Ориентация психолога на работу не только с уча
щимися, но и в целом с их семьями позволяет рассчитывать на комплек
сное решение проблем психологической помощи. Просвещение родите
лей позволяет решить ряд важных проблем. Во первых, таким образом
можно уменьшить количество необоснованных родительских жалоб на
отклонения в поведении и обучении их детей. Во вторых, грамотно по
строенная просветительская работа обеспечивает и выраженный обучаю
щий эффект, позволяет родителям по другому посмотреть на стиль и со
держание своих отношений с ребенком, изменить его, увидев проблемы
и недочеты.
В школе проводится большая физкультурно оздоровительная и вос
питательная работа. Одной из доминирующих воспитательных программ
является программа “Здоровье и здоровый образ жизни”, цель которой —
воспитание отношения к своему здоровью как к важной личной и обще
ственной ценности, пропаганда здорового образа жизни. Ежемесячно
проводятся Дни здоровья, дважды в год – классные часы “За здоровый
образ жизни”. Хорошие результаты учащиеся школы показывают на рай
онных соревнованиях.
Традиционными стали школьные Олимпийские игры (летние и зим
ние), которые проводятся с соблюдением ритуалов настоящих Олимпий
ских игр. В программу олимпиад включаются не только спортивные сорев
нования, но и мероприятия, направленные на обучение учащихся основам
гражданской обороны, пожарной безопасности, действиям в чрезвычай
ных ситуациях. В играх принимают участие все ученики и учителя школы.
В ходе реализации воспитательной системы большое внимание уделя
ется развитию познавательного интереса, росту интеллектуального уров
ня учащихся, привитию интереса к знаниям.
Большое внимание уделяется развитию туристско краеведческой ра
боты. Наши ученики совершают туристические походы по Калужской
области, собирают интересные краеведческие материалы. Школа второй
год занимает I место в конкурсе краеведческих материалов на районном
туристическом слете. Школьный экспедиционный отряд “Поиск” занял
первое место в области на смотре конкурсе поисковых отрядов.
В школе работают двенадцать объединений дополнительного образо
вания. Содержание работы объединений дает возможность индивидуаль
но развивать творческие возможности каждого ребенка, повышать инте
рес к истории России, истории родного края и культуре своего народа,
развивать творческие и познавательные способности, корректировать от
клонения в физическом и психологическом состоянии.
183
В ходе реализации воспитательной системы усовершенствовалось уче
ническое самоуправление, возросла роль учащихся в жизни школы, были
разработаны и приняты “Положение о школьном самоуправлении”,
“Положение о Совете старшеклассников”.
Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника,
своевременная медико психологическая и педагогическая помощь помо
гают ученику найти свое поле деятельности, способствуют возможности
самореализовываться и развиваться, достигать конкретных успехов.
Родители девяти и одиннадцатиклассников положительно оценива
ют как отношение учителей к их ребенку, так и отношения между учащи
мися в школе. Так, если в 2000/01 учебном году лишь 21,1% родителей
были удовлетворены отношениями между учениками в школе, то в
2004/05 учебном году эта цифра возросла до 97%.
Администрация города тоже положительно оценивает результаты ра
боты “Школы здоровья”.
За высокие результаты по сохранению и укреплению здоровья уча
щихся в учебно воспитательном процессе два года (2003/04 учебный год,
2004/05 учебный год) школа становится победителем областного конкур
са “Лучшая школа Калужской области” в номинации “Школа здоровья”.


Onoeiiaa A.A.
n?aaiyy oeiea ? 4, a. Iaeiy?ineaaao

249059, Калужская область,
г. Малоярославец, ул. Московская, 42,
т.: (08431) 223 83



Будет здоровье — будет и успеваемость
Средняя школа № 4 г. Малоярославца Калужской области на протяже
нии ряда лет считается одной из наиболее благополучных школ области.
В 2004 году мы стали призерами областного конкурса “Лучшая школа Ка
лужской области” в номинации “Школа успеха”. Тем не менее админис
трацию школы еще в 2002 году беспокоили низкие показатели физичес
кого здоровья наших учащихся, выявленные в ходе углубленного медос
мотра. В связи с этим мы приступили к работе над программой “Школа
— семья — здоровье”. Цель программы — организовать учебный процесс
так, чтобы развитие детей было здоровым. Концепция школы строится
на трех принципах: здоровье — развитие — образование. Приоритет отда
ется здоровью.
В школе состоялся педсовет, посвященный проблемам индивидуаль
184
ного подхода к учащимся в условиях современной школы, на котором
была рассмотрена система работы доктора медицинских наук В.Ф. Базар
ного. Коллектив учителей решил применить новые подходы к образова
нию и воспитанию с позиции здоровьесбережения.
Администрация школы разработала план технических изменений: на
тот момент здание школы требовало капитального ремонта, была старая
мебель. Используя финансовые средства, выделенные на муниципаль
ном уровне, получая финансовую помощь из областного бюджета, при
влекая спонсорскую помощь, нам удалось за три года поменять светиль
ники в классах, произвести капитальный ремонт спортзала и санузлов,
отремонтировать буфет, компьютерный класс, медицинский кабинет,
тренажерный зал, обновить более половины имеющейся мебели. Все это
позволило создать гигиенические условия, обеспечивающие высокую ра
ботоспособность школьников и учителей.
Также, работая в русле педагогики здоровья, мы стараемся исключать
перегрузку учащихся информацией, требующей механического запоми
нания, проводить педагогическую профилактику развития таких типич
но школьных заболеваний, как нарушение осанки и близорукость, и
предупреждать возникновение у учащихся стрессов, гиподинамии, дру
гих дезадаптационных состояний, постепенно разрушающих здоровье.
Кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных
факторов образовательного процесса мы планомерно обучаем их веде
нию здорового образа жизни, воспитываем у них культуру здоровья на от
дельных уроках, специально посвященных этим вопросам.
Вот уже четыре года как в нашей школе в учебный план 1—4 х классов
включен предмет “Педагогика здоровья”. Разработчиком программы явля
ется доктор медицинских наук В.Н. Касаткин. На уроках здоровья учителя
используют активные методы обучения: игры, тренинги, анализ реальных
жизненных ситуаций и т.д. В рамках программы учителя Гаврилова Т. В. и
Аникеева Е. В. предоставляют детям объективную, соответствующую воз
расту информацию о табаке и алкоголе; учат детей делать правильный выбор
и принимать ответственные решения; помогают родителям предупредить
приобщение учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
На занятиях дети используют дополнительную литературу по пробле
ме здоровья, много и с желанием выступают, рисуют, разучивают оздоро
вительные упражнения, игры.
Третий год подряд в нашей школе проводится конкурс “Самый здоро
вый класс”. В прошлом учебном году победителем стал 5 й класс “Б”
(классный руководитель Ермолаева Н.М.). Пятиклассники участвовали в
городских президентских соревнованиях, набрали больше всех очков в
акции “Мы выбираем здоровье”, сделали прекрасную газету, посвящён
ную здоровому образу жизни, стали победителями в “Весёлых стартах”.
Наши ребята проводят различные акции, такие, например, как “Ма
ленькая живая природа в классе”, “Мы выбираем здоровье”, “Физкуль
185
тура — отлично”. В классах состоялись беседы, подготовленные самими
ребятами: “Быстрый бутерброд до добра не доведет” (5 й класс “Б”, учи
тель Федосова Е.Н.), “Витамины и здоровье” (9 й класс “Д”, учитель
Мартыненко В.Ф.), “Твой друг компьютер”, “О вреде курения” (10 й
класс “А”, учитель Миронова И.И.), “Физкультурные минутки на уро
ках” (9 й класс “А”, учитель Чинюк Е.И.), “Спорт в жизни человека”
(10 й класс “Б”, учитель Потянова В.Д.), “Загадки о здоровой пище”
(6 й класс “В”, учитель Закирьярова Р.З.), “Курение — вредная привыч
ка”, “Жевательная резинка” (5 й класс “Б”, учитель Ермолаева Н.М.).
Впервые в этом году была проведена общешкольная акция “Говоря
щие стены” по темам: “Пословицы о здоровом образе жизни”, “Выска
зывания знаменитых людей о здоровье”, “Частушки о здоровье”.
В школе стало традицией проводить выставки рисунков учащихся 1—
4 х классов. Детские работы были посвящены следующим темам: “Я здо
ровье сберегу — сам себе я помогу”, “Мой любимый вид спорта”.
Также для учеников начальной школы выпускается газета “Здравуш
ка” со сказками, сочиненными сами ребятами, и статьями о здоровье.
На каждого ученика, поступившего в школу, заводится паспорт здоро
вья, где указываются имеющиеся у него заболевания, объем двигательной
активности ребенка, объем и разнообразие его питания.
Согласно данным этих паспортов, в этом году в школу пришли 18%
детей с нарушением осанки, 23% — с лорзаболеваниями, 26% — с карие
сом и 10% детей, страдающих аллергией.
Важную роль в процессе сохранения и укрепления здоровья детей иг
рает семья. Ведь именно там закладываются основы физических и духов
ных способностей ребенка. Однако сегодня можно говорить об отсутствии
культуры здоровья в семьях. Родители всё больше склоняются к убежде
нию, что состояние здоровья целиком зависит от медицины. Такой подход
освобождает родителя от необходимости вести самому работу по оздорав
ливанию своего ребёнка и позволяет жить в режиме постоянного ограни
чения нагрузок. Что можно по этому поводу сказать? Бывшие школьники,
отягощённые букетами хронических заболеваний, становятся родителями
— и следующее поколение появляется на свет ещё более болезненным.
В 2003 году местный отдел образования предложил организовать экс
периментальную работу по теме “Использование здоровьесберегающих
технологий в учебно воспитательном процессе”. Для этого в школе была
создана творческая группа учителей, ориентированных на реализацию
программы укрепления здоровья детей в процессе образования.
За 2003/04 учебный год на школьных педсоветах обсуждался целый ряд
вопросов, касающихся проблемы сохранения здоровья детей: “Проблемы
адаптации обучающихся при переходе на вторую ступень общего образо
вания”, “Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения
как условие построения траектории развития каждого учащегося школы”,
“Дозировка домашнего задания — залог успешного выполнения здоровь
186
есберегающих технологий в учебном процессе”, “Личностно ориентиро
ванное обучение как одно из средств устранения перегрузки школьни
ков”, “Деятельность классного руководителя в современных условиях”.
Также многие вопросы, касающиеся этой темы, были вынесены на по
вестку дня школьного методобъединения. Среди них: “Применение оф
тальмотренажеров как средство расширения зрительного пространства”
(Зиндяева Т.Н.), “Использование физкультминуток на уроке иностран
ного языка” (Шебарова С.А.), “Здоровьесберегающие технологии на уро
ках гуманитарного цикла” (Демченко Л.А.), “Здоровьесберегающие тех
нологии на уроках русского языка” (Татарникова Н.И., Бордяшова А.Ф.,
Найдовская Л.А.).
Учитель Зиндяева Т.Н. принимала участие в районном методобъедине
нии, где выступала с докладом на тему “Применение здоровьесберегающих
технологий на уроках в начальной школе”. Делилась своим опытом работы
и Гаврилова Т.В., выступив на районной конференции по направлению
“Основы формирования здорового образа жизни”. В связи с наметившейся
положительной динамикой здоровья учащихся работа в направлении со
хранения здоровья учащихся оказалась востребована в других школах.
Изучая наш опыт работы школы, ИМЦ ОНО подготовил и провел 16
марта 2004 года на базе нашей школы семинар руководителей образова
тельных учреждений района на тему “Управление построением здоровь
есберегающего образовательного пространства школы” и районное роди
тельское собрание “Здоровье школьника: проблемы и пути поддержки”.
В ходе семинара 19 педагогов поделились своим опытом работы.
Оценка работы школы по этому направлению показала, что достигну
та основная цель: удалось остановить рост большинства заболеваний, а
по нескольким заболеваниям и достичь снижения показателей. К приме
ру, если в 2001 году было выявлено 152 случая заболеваний глаз, то в
2003 м — всего 98. Также за тот же период уменьшилось число заболева
ний сколиозом с 84 до 60.
Работа педагогического коллектива по здоровьесберегающим техно
логиям отмечена благодарственным письмом Департамента образования
и науки Калужской области, а школа в 2003 году получила статус “Шко
ла, содействующая здоровью”.
Главные помощники в работе по школьной программе “Школа — се
мья — здоровье” — это родители. С ними, равно как и с медицинскими
работниками, мы согласовываем содержание программы, планы меро
приятий. Врачи систематически проводят родительский лекторий по те
мам здоровьесбережения. Родители приветствуют работу педагогов по
данному направлению, но так как у них не сформировано ценностное от
ношение к своему здоровью, то большинство не желают проявлять актив
ность в сотрудничестве с нами.
Что же в первую очередь подрывает здоровье учеников в школе? Как
считают наши педагоги, препятствуют сохранению здоровья двухсмен
187
ные занятия в школе, перегрузки программ по ряду предметов (физика,
химия, математика), изучение учебного материала по концентрическим
программам. 70% учащихся в течение одиннадцати лет учат то, что им не
посильно.
Разговор об облегчении школьной программы идет давно, а нагрузка
на школьников все возрастает. По нашему мнению, 6 уроков в день при
5 дневной рабочей неделе — оптимальный вариант для учащихся 7—9 х
классов (т.е. 30 часов в учебном плане). А в 1—6 х и 10—11 х классах нуж
но оставить количество занятий согласно старому базисному учебному
плану.
В связи с повышением требований к выпускникам в ходе подготовки
к ЕГЭ появилась опасность перегрузки учащихся 11 х классов. Хотя нуж
но отметить и положительный факт: 60% учащихся из числа поступивших
в вуз — это те, кто поступил без экзаменов, по результатам ЕГЭ.
Если каждый учитель будет проводить свой урок с позиции здоровьес
бережения, то нам удастся сохранить высокий потенциал здоровья у уча
щихся.



Iiiiaa A.A.
ae?aeoi? IIO “Aao?eineay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”

249050, Калужская область,
Малоярославецкий р н, пос. Детчино,
ул. Горького, 7 а,
т.: 8 084 31 332 34



“Не навреди” – девиз не только медиков
Разговор о состоянии здоровья учеников нашей школы состоялся еще
в 1999 году на педагогическом совете. Тревожные цифры, прозвучавшие в
выступлениях специалистов — школьной медсестры, стоматолога, пси
холога — побудили педагогический коллектив считать работу по здоровь
есбережению учащихся одним из приоритетных направлений. Правило
врачей: “Не навреди” стало правилом работы наших учителей.
Был создан Совет школы по здоровью, в который вошли члены пед
коллектива, учащиеся школы, медицинские работники, родители. Ос
новные задачи Совета по здоровью — охрана жизни и здоровья учащихся
и педагогов, контроль за соблюдением техники безопасности в школе и
на пришкольной территории, контроль за выполнением норм СанПиН.
188
Созданная инициативная группа разработала программу “Здоровье
школьника – одно из условий качества образования” на 2000—2005 гг.
Определились следующие основные направления работы по улучше
нию здоровья школьников:
— использование в учебном процессе здоровьесберегающих про
грамм;
— работа, направленная на самопознание ребенка, раскрытия им соб
ственного “Я”, поскольку понять себя – уже значит помочь себе;
— создание в школе здоровьесберегающей среды;
— регулярная диагностика состояния здоровья детей.
Была проанализирована работа по следующим направлениям:
— состояние здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
— рациональная организация учебного процесса;
— организация физкультурно оздоровительной работы;
— воспитательная работа с учащимися, направленная на формирова
ние ценности здоровья и здорового образа жизни;
— работа, направленная на создание благоприятного психологическо
го климата;
— работа школьной медицинской службы;
— мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы.
По всем этим направлениям были разработаны следующие документы:
— план мероприятий, направленный на оснащение, обновление, ук
репление здоровьесберегающей инфраструктуры школы 2000—2005 гг.;
— план работы медицинской службы на 2000—2005 гг.;
— проект “Здоровье ученика = качество образования”;
— структурно функциональная модель воспитательной работы по
здоровьесбережению учащихся;
— план мониторинга здоровья учащихся — основные направления;
— программа “Помоги себе сам” (психопрофилактика эмоционально
го напряжения);
— программа “Методическая работа школы”, направленная на вне
дрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, внедрение
в базисный учебный план предметов валеологической направленности,
методическое обеспечение здоровьесберегающего направления.
Проект “Здоровье школьника = качество образования” направлен на
решение проблемы сохранения и укрепление субъектов образовательно
го процесса.
Основные задачи проекта состоят в следующем:
1. Определить возможности, условия и основные направления работы
по формированию здоровьесберегающей среды.
2. Формировать у учащихся стремление к укреплению своего здоро
вья, развитию своих физических способностей.
3. Обучать навыкам здорового образа жизни и умению поддерживать
хорошие отношения с окружающими.
189
4. Содействовать формированию у учащихся чувства ответственности
за собственное здоровье и здоровье окружающих.
5. Внедрять в учебно воспитательный процесс адаптивное физическое
воспитание как метод, способствующий восстановлению здоровья и адап
тации детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.
Новизна данного проекта заключается в индивидуальном подборе со
держания образования (в базисный план включены курсы “Полезные
привычки”, “Уроки здоровья”, “Валеология”, “Экология и твое здоро

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign