LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тетных задач общественного и социального развития обуславливает акту
альность разработки новых здоровьесберегающих технологий, необходи
мость проведения соответствующих научных исследований и выработку
методических и организационных подходов к сохранению здоровья
школьников.
Объект исследования: система оздоровительной, учебной и воспита
тельной работы в школе.
Предмет исследования: хореокоррекция — здоровьесберегающая тех
нология в работе общеобразовательной школы.
Цель эксперимента: разработка и апробация здоровьесберегающей
технологии, основанной на хореокоррекции как базовой составляющей в
системе оздоровительной работы школы.
Задачи эксперимента:
1. Разработать способы и приемы включения методики хореокоррек
ции в урочную и внеурочную деятельность учащихся.
2. Экспериментально опробовать здоровьесберегающую технологию
на основе хореокоррекции.
3. Разработать методические рекомендации по организации урочной и
внеурочной учебно воспитательной работы, по организации управленче
ской деятельности, направленной на внедрение в педагогическую прак
тику новых здоровьесберегающих технологий.
Первый этап эксперимента — проектный (длительность 3 месяца: 1.09
— 1.12.2001).
Основные задачи:
1. Корректировка специального практического курса, направленного
на сохранение и укрепление здоровья школьников.
2. Поиск путей включения оздоровительной методики, основанной на
хореокоррекции, в урочную и внеурочную деятельность педагогов и уча
щихся.
Проведены следующие мероприятия:
172
1. Определены участники эксперимента: 1 й год — учащиеся 1—5 х
классов; затем, в последующие годы, количество участников расширяет
ся за счет новых первоклассников; учащиеся — участники эксперимента,
переходя в следующий класс, продолжают заниматься хореокоррекцией.
2. Внесены изменения в учебный план школы: в образовательную об
ласть “Физическая культура” введен дополнительный час “Хореокоррек
ция” в 1—5 х классах.
3. Проведены практические занятия по хореокоррекции научным ру
ководителем Ивашковским А.А. с педагогами, которым предстояло про
водить хореокоррекционные минутки на своих уроках.
4. Состоялось открытое заседание педагогического совета школы с
привлечением родителей, на котором их познакомили с целями и задача
ми эксперимента.
5. Оформлены листы хореокоррекционных занятий; созданы инфор
мационно диагностические папки на учащихся 1—5 х классов.
6. Проведено родительское собрание, на котором родители заполнили
“Карты развития ребенка”.
7. Произведены видеозаписи начальных занятий по хореокоррекции,
как классов в целом, так и отдельно каждого ребенка.
Таким образом, задачи первого этапа эксперимента были реализованы
полностью: были разработаны приемы включения методики хореокор
рекции в учебно воспитательный процесс.
Второй этап — аналитико диагностический (длительность 4 месяца:
01.12.01 — 01.05.02).
Задачи:
1. Обследование гигиенических условий обучения в школе, выбор пу
тей устранения отрицательных факторов обучения посредством введения
методики хореокоррекции в учебно воспитательных процесс.
2. Диагностика динамики психофизического развития детей и под
ростков, обучающихся в школе.
3. Анализ медицинских документов с целью выявления наиболее рас
пространенных среди учащихся школы заболеваний и нарушений опор
но двигательного аппарата.
4. Формирование контрольных и экспериментальных групп, составле
ние плана эксперимента, подготовка его участников.
Проведены следующие мероприятия:
1. Изучение отношения участников эксперимента к урокам хореокор
рекции и хореоминуткам (анкетирование).
2. Видеоисследование учащихся — участников эксперимента с целью
выявления детей с нарушениями опорно двигательного аппарата.
3. Обмен опытом внутри педагогического коллектива (проведение хо
реоминуток на педсоветах и педсовещаниях, обсуждение на заседаниях
методических объединений методики проведения хореоминуток).
4. Участие директора школы Дитрих Л.А. в областной научно практи
173
ческой конференции — отчете экспериментальных школ области, рабо
тающих по здоровьесберегающим технологиям.
5. Выступление на областной научно практической конференции
“Школа и здоровье” психолога школы Коростелевой Н.А.
6. Участие директора школы Дитрих Л.А. в VII Всероссийской научно
практической конференции “Образование в России: медико психологи
ческий аспект”.
7. Заседание педагогического совета школы по теме “Хореокорреция
— год первый. Результаты первого и второго этапов экспериментальной
работы”.
В ходе второго этапа экспериментальной работы было осуществлено
включение методики хореокоррекции в организацию урочной учебно
воспитательной работы, были сформированы контрольные и экспери
ментальные группы — задачи второго этапа реализованы.
Третий этап — внедренческий (длительность — 3 года: 1.04.2002 —
1.04.2005):
Задачи:
— создание научно исследовательской лаборатории совместно с ка
федрами социальной и организационной психологии, физического вос
питания, валеологии и медицинской психологии Калужского государ
ственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского;
— внесение изменений в организацию учебно воспитательной работы
школы в соответствии с рекомендациями, разработанными научно ис
следовательской лабораторией;
— освоение и реализация новой оздоровительной технологии в прак
тике педагогического воздействия в ходе проведения педагогического
эксперимента;
— наблюдение, отслеживание и обработка полученных результатов.
Проведена следующая работа:
1. Создана научно исследовательская лаборатория совместно с кафед
рами: социальной и организационной психологии, физического воспита
ния, валеологии и медицинской психологии КГПУ им. К.Э. Циолков
ского;
2. Внесены изменения в учебный план школы: в образовательную об
ласть “Физическая культура” введен дополнительный час “Хореокоррек
ция” в 1х — 6х классах.
3. На всех уроках с 1 го по 9 й класс учителя предметники проводили
хореоминутки.
4. Проводились практические занятия по хореокоррекции научным
руководителем Ивашковским А.А. и преподавателем хореокоррекции
Шариной И.Б. с педагогами — участниками эксперимента.
5. Производились видеозаписи занятий по хореокоррекции, как клас
сов в целом, так и отдельно каждого ребенка.
6. Состоялось выступление научного руководителя Ивашковского А.А.
174
на общешкольном родительском собрании (декабрь 2002 г.); на классных
родительских собраниях родители получали интересующую их информа
цию о ходе эксперимента.
7. Осуществлялся обмен опытом между педагогами — участниками
эксперимента на педагогических совещаниях, заседаниях методического
совета и методических объединений.
8. Заместителем директора по воспитательной работе, учителем хорео
коррекции Шариной И.Б. был проведен мастер класс для воспитателей
групп продленного дня района по проведению хореоминуток и хореокор
рекции.
9. Каждое полугодие учителя — участники эксперимента сдавали от
четы о проведении хореоминуток, таким образом была создана база дан
ных “Хореоминутки”.
10. Осуществлялось изучение отношения участников эксперимента к
урокам хореокоррекции и хореоминуткам.
11. На базе школы был проведен районный семинар директоров “Здо
ровьесберегающая система школы” (март 2004 года).
12. Школа приняла участие в областном конкурсе “Школы, способ
ствующие сохранению здоровья учащихся” (2003/04 учебный год).
13. 18 мая 2004 года в школе проводилось заседание межведомствен
ного Координационного Совета при Правительстве Калужской области
по формированию государственной политики в сфере воспитания здоро
вого подрастающего поколения. В работе Совета принимали участие: ми
нистр образования, культуры и спорта Калужской области, к.и.н. Игна
тов В.А.; глава МО “г. Киров и Кировский район” Афонин В.В.; замести
тель Главы МО “Г. Киров и Кировский район” по социальным вопросам
Борискин Л.Д.; научный руководитель эксперимента, заслуженный ра
ботник культуры РФ Ивашковский А.А.; представители КОИПКРО,
КГПУ им. К.Э. Циолковского и специалисты отдела образования Киров
ского района.
На третьем этапе экспериментальной работы был накоплен богатый
опыт по включению методики хореокоррекции в организацию урочной и
внеурочной учебно воспитательной работы. Все задачи третьего этапа
были реализованы.
Четвертый этап — обобщающий (длительность 6 месяцев: 1.04 —
1.10.2005 г).
Задачи:
1. Систематизация и описание результатов эксперимента в целом
(предоставление подробного письменного отчета и его презентация).
2. Разработка методических рекомендаций по организации урочной и
внеурочной деятельности, а также по организации управленческой дея
тельности в школе, направленной на поддержание и обеспечение эффек
тивного внедрения в педагогическую практику новых здоровьесберегаю
щих технологий.
175
Проведены следующие мероприятия:
1. В соответствии с планом экспериментальной работы на всех уроках
с 1 го по 9 й класс учителя — предметники в течение года проводили хо
реоминутки.
2. Были внесены изменения в учебный план школы: в образователь
ную область “Физическая культура” введен дополнительный час “Хорео
коррекция” во 2 А,Б, 3 А, 4 А, 7 А,Б классах; факультативно велась “Хо
реокоррекция” в 5 А,Б, 6 А,Б и 9 А,Б классах.
3. С целью обмена опытом на всех педагогических советах и совещаниях
педагоги проводили хореоминутки друг с другом; на каникулах Титова Т.М.
(учитель хореокоррекции) проводила специальные занятия с коллегами.
4. В соответствии с задачами четвертого этапа работы в рамках экспе
римента в первом полугодии учителями школы были разработаны крите
рии для разработки рекомендаций по организации урочной деятельнос
ти, направленной на внедрение в педагогическую практику здоровьесбе
регающих технологий — “Хореоминутки на уроках в 1—9 х классах” (со
ответствие хореоминутки теме урока; музыкальное сопровождение; опи
сание слов учителя и движений детей; описание влияния хореоминутки
на эмоциональный настрой учащихся).
Во втором полугодии прошедшего учебного года все учителя подготови
ли отчет о своей работе в рамках эксперимента. Дитрих Л.А. (директор шко
лы), Шарина И.Б. (заместитель директора по ВР, первый учитель хореокор
рекции), Паршикова А.В. (учитель математики), Носенко А.А. (учитель рус
ского языка и литературы), Чернова В.К. (учитель химии) подготовили от
зывы для книги научного руководителя эксперимента Ивашковского А.А.
5. Осуществлялось изучение отношения участников эксперимента к
урокам хореокоррекции и хореоминуткам (в третьей четверти было про
ведено анкетирование учащихся 2 — 7 х, 9 х классов).
6. В течение учебного года медсестра проводила мониторинг здоровья
учащихся, результаты которого показали, что состояние здоровья уча
щихся в тех классах, где ведется хореокоррекция, остается стабильным, в
то время как в здоровье учащихся, не занимающихся хореокоррекцией
видно незначительное, но ухудшение (проблемы с опорно двигательным
аппаратом, простудные заболевания).
Задачи 4 го этапа реализованы полностью не были, так как 6 месяцев
(такова длительность 4 го обобщающего этапа) — малый срок для обобще
ния проделанной работы и составления методических рекомендаций по
организации урочной и внеурочной деятельности, а также по организации
управленческой деятельности в школе, направленной на поддержание и
обеспечение эффективного внедрения в педагогическую практику новых
здоровьесберегающих технологий. Тем более, из этих шести месяцев три
месяца приходится на лето (время выпускных экзаменов и отпусков).
В целом, за 4 года экспериментальной работы было установлено бла
гоприятное влияние хореокоррекции на здоровье детей: этот предмет
176
способствует профилактике и коррекции нарушений осанки, свода сто
пы и других нарушений опорно двигательного аппарата; профилактике
психического перенапряжения. Хореоминутки способствуют восстанов
лению нормального соотношения продолжительности учебы и отдыха.
Гипотеза эксперимента оправдалась: создание общешкольной систе
мы сохранения и улучшения здоровья учащихся, основанной на методе
хореокоррекции, позволило реально улучшить физическое и психоэмо
циональное здоровье школьников.
С целью эффективного решения задач, стоящих перед участниками
эксперимента на последнем этапе работы, администрация и педагогиче
ский коллектив школы считают необходимым продление 4 го обобщаю
щего этапа на 3 года, до 1.10.2008 г.
Задачи эксперимента на период до 1.10.2008 г.:
1. Детальная разработка методических рекомендаций по организации
урочной и внеурочной учебно воспитательной работы, по организации
управленческой деятельности, направленной на внедрение в педагогиче
скую практику новых здоровьесберегающих технологий.
2. Обмен опытом экспериментальной работы на уровне школ района
и области.
3. Внедрение уроков “Хореокоррекции” в учебный план 3 й ступени
обучения с целью приведения работы, направленной на сохранение здо
ровья учащихся, к единой логически завершенной системе.



Aia?ooeeia A.A.
ae?aeoi? IIO,
“Eoaeiianeay n?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea”

249050, Калужская область,
Малоярославецкий район, п. Кудиново, ул. Пионерская,
т.: (08431) 337 18



Нужна государственная политика
Кудиновская школа — сельская, у нас учатся 380 детей. Три года назад
данные о состоянии здоровья учащихся первых классов заставили нас за
няться здоровьесберегающей работой.
С 21 ноября 2003 года на базе школы открыта областная эксперимен
тальная площадка. Работаем по теме “Управление процессом формиро
вания здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы”.
Работу над проблемой мы начали с создания нормативно правовых и
177
регламентирующих документов: положение о школьной команде здоро
вья, о ребячьем Совете здоровья, о Дне здоровья и т. д. В рамках экспери
мента в школе действуют “классы здоровья”. В их учебный план ввели 3
й урок физкультуры, час валеологии, час психологии и здоровья.
Мы постарались выработать “целостный подход” к созданию условий
для сохранения здоровья учащихся, где каждый аспект здоровья охвачен
комплексом различных форм деятельности как аудиторной, так и внеау
диторной. Есть школьная психолого социальная служба, школьная вос
питательная служба, организовано детское самоуправление.
У школы есть большой стадион, спортивные площадки, хорошая
спортивная лыжная база. Большое внимание уделяется питанию учащих
ся. У нас есть школьный участок, теплица. В прошлом году мы получили
трактор от губернатора области А.Д. Артамонова для обработки земли.
Участок большой, и всё выращенное — картофель, свёкла, морковь, ка
пуста, огурцы, петрушка, укроп — идёт в школьную столовую.
У нас согласно штатному расписанию работает школьная медсестра,
но очень хочется, чтобы был и стоматолог (по данным диспансеризации
учащихся на первом месте из заболеваний — кариес), но необходимо обо
рудование, тогда будет открыта ставка стоматолога.
В школьных коридорах, в вестибюлях созданы зелёные уголки. Еже
месячно подводятся итоги санитарного состояния кабинетов, учащиеся
поддерживают постоянный порядок на территории школы. В июне рабо
тает лагерь труда и отдыха, где учащиеся 7—10 классов благоустраивают
школьную территорию (она составляет 7 га).
В учебном процессе используются элементы следующих технологий:
“Поэтапное формирование умственных действий” П.Я. Гальперина;
“Технология уровневой дифференциации” В.В. Фирсова; “Технология
совершенствования общеучебных умений в начальной школе” В.Н. Зай
цева; педагогика сотрудничества, игровые технологии, “Коллективный
способ обучения” А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко; метод проектов; элементы
технологии В.Ф. Шаталова “Технология интенсификации обучения на
основе схемных и знаковых моделей учебного материала”.
Ежегодно в первой четверти в школе проводится большая работа по из
учению вопросов адаптации детей в 1, 5, 10 классах к обучению на 1, 2, 3
ступенях. В работе задействованы: валеолог, логопед, психолог, социаль
ные педагоги, воспитатели и учителя. Изучаются вопросы организации
учебного процесса, соблюдения СанПиНов, отслеживаются факторы, вли
яющие на уровень тревожности и др. Результаты мониторинга обсуждают
ся на педагогическом консилиуме и с родительской общественностью.
Одним из условий успешной адаптации первоклассников к школе яв
ляется переход на программу А.Ф. Малышевского, построенную на
принципах культурно исторической психологии, открытие дошкольной
группы для учащихся, не посещающих детский сад.
Валеологической службой школы в течение года проводятся монито
178
ринг здоровья учащихся. Контроль затрагивает следующие показатели:
уровень физического развития и физической подготовленности; уровень
заболеваемости школьников; анализ проведения уроков с позиции здо
ровьесбережения; физическая активность детей в период их пребывания
в школе; показатели здорового образа жизни. Результаты показали, что в
“классах здоровья” заболеваемость учащихся несколько ниже — малень
кие сдвиги в лучшую сторону уже имеются.
Но многие задачи в школе в одиночку не решить. Это касается профи
лактики наркомании и алкоголизма, борьбы против жестокости и наси
лия. Нужно также укреплять материально техническую базу школ и т.д.
Школа ищет разнообразные формы взаимодействия с семьями уча
щихся. Совместно с родителями мы разработали мини проекты “Какой
быть школе здоровья”. Родители — участники наших дней и недель здо
ровья: “Зимние забавы”, “Масленица”, туристических походов. Ежегод
но проводим дни открытых дверей, конференции отцов.
Если говорить о Базисном учебном плане, то, на наш взгляд, можно
ввести такие предметы, как “Психология”, “Час общения”, “Здоровый
образ жизни”; в начальной школе – урок ритмики, “Урок здоровья” (с
практической направленностью).
Предметы, которые входят в федеральный компонент, нужны все. Но
программу разгрузить необходимо. И ещё хотелось бы, чтобы осуществ
лялась политика, направленная на поддержание здоровья всех участни
ков образовательного процесса, осуществлялся поиск материальных
средств для реализации программы по сохранению здоровья народа.


Iaea?aieiaa O.A.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 4”

249401, Калужская область, г. Людиново,
ул. Щербакова, 1,
т.: 8 084 44 630 20



Олимпийцы растут в школе
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразо
вательная школа № 4” г. Людинова является областной эксперименталь
ной площадкой и работает по проекту “Школа здоровья”, разработанно
му авторским коллективом под руководством кандидата психологичес
ких наук И.В. Кузнецовой в рамках программы “Дети Чернобыля”.
Ученический коллектив школы смешанный: у нас есть одаренные и
обычные дети, а также такие, которые нуждаются в коррекционно разви
179
вающем обучении. Поэтому школа стремится, с одной стороны, макси
мально адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, с
другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные измене
ния среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы
является адаптация школьников к быстро меняющейся жизни.
Реализация задач по внедрению проекта “Школа здоровья” сводится
к осуществлению личностного подхода к школьникам, оказанию им пси
хологической, медицинской и педагогической помощи без отрыва от
учебного процесса, обеспечению профессионального роста учителя.
Наряду с математикой, письмом и чтением, на I ступени обучения ус
пешно преподается риторика, проводятся уроки здоровья, изобразительно
го искусства по методике Б. Неменского, английского языка и информати
ки. Это помогает, с одной стороны, заложить основы для успешного осу
ществления целей и задач единого образовательного процесса на следующих
ступенях, с другой же – способствовать становлению, развитию и воспита
нию в ребенке благородного человека через раскрытие его личных качеств.
Л.И. Алдошина ведет обучение русскому языку на коммуникативно
ориентированной основе по программе Л.Я. Желтовской; И.А. Пряхина
применяет культурно исторический подход к содержанию обучения, ис
пользуя систему А.Ф. Малышевского.
Учитель логопед Е.П. Буденкова направляет свою работу на предуп
реждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями
устной и письменной речи и на коррекцию уже имеющихся у детей нару
шений. Большое внимание уделяется ранней диагностике школьных
трудностей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы
своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не
допуская их перехода на последующие этапы обучения.
Заложенное в начальной школе закрепляется и поддерживается на II
ступени обучения в курсе биологии 9 класса при изучении модуля “За
здоровый образ жизни”, на III ступени — на уроках ОБЖ и психологии.
В школе проводится большая работа по сохранению и укреплению
здоровья учеников без отрыва от занятий, профилактике сезонных забо
леваний. Школьным врачом педиатром Т.В. Путилиной и медсестрой
М.А. Казаковой осуществляется квалифицированная диагностика физи
ческого состояния учащихся, проводятся мероприятия по профилактике
близорукости и спазма аккомодации, фитотерапии. Организованы заня
тия лечебной физкультурой. Осуществляется контроль за состоянием ос
вещенности, воздушным и тепловым режимами школьного помещения,
его чистотой, техникой безопасности.
Школьные медики ведут просветительскую работу с педагогами, уча
щимися и родителями.
Ежегодно в сентябре—октябре и феврале марте с целью оздоровления
и укрепления здоровья учащихся медицинские работники школы прово
дят четырехнедельные курсы витаминизации напитком “Энерготон”.
180
В периоды межсезонья (октябрь—ноябрь, март) для профилактики се
зонных обострений простудных заболеваний проводятся десятидневные
курсы (сеанс – 10 минут) аэрофитотерапии фитокомпозитом, содержа
щим натуральные компоненты.
Ежегодно для профилактики хронических заболеваний детям, состоя
щим на диспансерном учете и уже имеющим патологию, назначается фи
толечение сборами трав в течение одного месяца, в ноябре—декабре и ап
реле. Как результат, отмечается улучшение состояния и снижение числа
обострений.
Для профилактики близорукости среди школьников по рекомендации
окулистов медицинская сестра школы проводит пневмомассаж глаз.

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign