LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Хотелось бы назвать это “обратным эффектом Буратино”: на уровне
символа человек “оживает”, открывает сам себя и происходит это “по
путно”, в ходе урока, давая пищу для глубочайших размышлений самому
ребенку, педагогу и психологу, присутствующему на таком уроке.
Педагог психолог Е. В. Немолот, сопровождающая эксперимент по
биоадекватной методике в течение четырех лет, считает: “Помимо эсте
10
тических, педагогических, морально нравственных достоинств биоадек
ватной методики, нельзя не сказать о психологических особенностях это
го метода. Наиболее существенным и актуальным для возраста ранней
юности является создание настроя, программы взаимопонимания. Через
проговаривание личных глубоких эмоциональных переживаний проис
ходит конгруэнтно эмпатийное слушание, выплеск аффектов или симво
лическое разрешение проблем. Психологи установили, что психика не
различает, происходит событие реально или в воображении, поэтому в
биоадекватной методике происходит виртуальная тренировка отреагиро
вания”.
Например, урок “Веселое имя Пушкин”: “Хотелось что то сделать”,
— делится ощущениями после учебной релаксации Слава Ф.; Света Ч.:
“Хотелось сделать что то значимое для других” (альтруизм на уровне
программы).
Не всем нам умение расслабляться дается легко. Руслану А. оно явно
давалось с трудом: место покоя научился находить далеко не сразу, на
уроках он предпочитал отмалчиваться… Поэтому услышать от него: “Се
годня у меня было место покоя!” — было особенно радостно. В одиннад
цатом классе Руслан перевелся в другой класс (в связи с профилем буду
щего поступления в вуз).
Уроки REAL проводятся не в кабинете литературы, а в кабинете пси
хологии. На переменке в дверях появился Руслан: “У вас ноосферный
урок? Можно, я хоть на перемене посижу?
— Тянет?
— Да, только из за них и жалко, что перевелся.
— А есть что то особенно запомнившееся?
— Да. Это черная коробочка — всегда было интересно, что вы туда
опять положили, а больше всего запомнилось, как я бегал с маленькими
братьями Толстыми и мы вместе закопали ту зеленую палочку, на которой
записано, как сделать всех людей счастливыми. Я хорошо помню то мес
то, где мы ее закопали и какой она была на ощупь”. Это один из приме
ров того, как происходит формирование мировоззрения через присваива
ние, глубоко личное, индивидуальное проживание величайших смыслов
человеческой жизни. Причем работа эта совершается посредством задей
ствования всех каналов восприятия: “Происходит ощущение момента че
рез сенсорику: почувствовать, что такое холодный кипяток в связи с вжи
ванием в характер Печорина. Валя К.: “В комнате Печорина я ощутила
вкус мороженого”, Володя Л. ощутил вкус минеральной воды: “Вода со
лью отдавала”, Света Ч. ощутила пузырьки от минералки на языке”. (Из
записей Е.В. Немолот).
Большую помощь в этом оказывает образон (символ, несущий инфор
мацию). На уроке по роману М.Ю. Лермонтова это был образ нарзанно
го источника, найти который помогла фраза из дневника Печорина: “Я
окунулся в холодный кипяток нарзана”. “Холодный кипяток” ключ к по
11
ниманию образа героя, дающий возможность подключения всех каналов
восприятия: увидеть, услышать, ощутить, почувствовать… В воображаемом
путешествии можно делать что хочется, задействована кинестетика: можно
танцевать (Наташа Х.), беседовать с говорящим пеликаном и ловить с ним
рыбу (Оля П.), проходить через “землю, камень, воду” (Слава Ф.).
Можно совершать и наблюдать чудесные превращения: “Подобрал
камень, он улетел в небо, превратился в облако и расцвел, как цветок ло
тоса” (Слава Ф.), “Дунула на перышко, оно кружилось в воздухе, и вмес
те с ним все вокруг тоже кружилось в смене времен года: зима сменилась
весной, весна — летом. И это сделала я!” (Женя Д.). И это тоже очень
важный момент в формировании психики ребенка, “символы романти
ки” — то, что способствует ее правильному развитию: психологи говорят
о том, что у олигофренов отсутствует в развитии стадия романтизма. В ре
лаксации происходит аффективная разрядка, безопасное проигрывание
разных сценариев, получение нестандартного опыта, выбора в ситуации
неопределенности, что ведет к избавлению от инфантилизации, приня
тию “Я — взросления”, формированию интернального локус контроля.
Все это, бесспорно, важно для сохранения и приумножения душевного
здоровья личности.
В релаксации задействованы в равной степени оба полушария голо
вного мозга, кроме того, он работает в самом комфортном для усвоения
информации режиме, что способствует тому, что даже самая сложная для
восприятия информация легко усваивается: “На обычном уроке я столько
бы не усвоил” (Женя П.); “Большой объем информации воспринимается
очень легко, он как бы сам раскладывается по полочкам” (Мария П.).
Этап обмена впечатлениями, проговаривания информации, с одной
стороны, способствует ее усвоению, закреплению (перевод информации
с символьного этапа обработки на логический), с другой — развивает
умение эмпатийного слушания (о чем сообщалось выше).
Прорисовывание образона и нанесение на него словесной информа
ции включает в работу мелкую моторику пальцев, как известно, напря
мую связанную с нормальной продуктивностью работы мозга.
Способствует лучшему усвоению и образон, созданный художником.
Этого момента (и это тоже часть интриги урока) учащиеся ждут с особым
интересом и нетерпением: большая, в лист ватмана цветная картинка с
нанесенной на ней информацией вызывает, как правило, бурю эмоций.
В этот момент происходит перераспределение нагрузки с центрально
го (сукцессивного) на периферийное (симультанное) зрение, задейство
вана физиология глаза, те ее функции, которые отвечает за “отгрузку”
информации в зону долговременной памяти мозга. Способствуют этому
и запахи, вкусы: “Как почувствуем запах полыни, сразу вспоминаем
“горькую любовь к России” Салтыкова Щедрина” (выпускники 2002 го
да); “Я у вас была на сливе — Лермонтов — вот опять захотелось, очень
понравилось” (преподаватель музыки); “До сих пор помню, что золотая
12
роза средневековой литературы у меня пахла сгущенкой” (Слава Ф.); “У
лунного луча в релаксе по сентиментализму был вкус молочной кара
мельки” (Лика М.).
“Две самые естественные потребности человека — быть здоровым и
познавать — гармонично сочетаются и реализуются в ноосферном обра
зовании. Воспитание здоровья, а именно воспитание, а не лечение явля
ется здоровьесберегающим фактором, происходит здесь на уровнях фор
мы и содержания. Быть психологически здоровым — это значит иметь
адекватные психологические установки, убеждения и самооценку. На
уроках по биоадекватному методу происходит помимо интеллектуально
го и моральное взросление психики ребенка, “безопасное” принятие се
бя. Каждое “путешествие” в учебной релаксации, как эволюция в мини
атюре, является личностным развитием, построенным по принципу раз
умности и доступности. Происходит осознание ответственности за каче
ство своей мысли, а работа со сжатой информацией — это кратчайший
путь познания необходимого. Символическое осмысление учебной ин
формации влияет на качество рефлексии, вносит обновление, поднимает
на более высокий уровень привычную деятельность. Познание не только
через интеллектуальную, но и через психическую составляющую, являю
щуюся первоосновой всего сущего, тождественно законам природы, а
значит, и законам здоровья”, — к такому выводу пришла Е. В. Немолот,
психолог, сначала “по долгу службы” наблюдавшая за детьми в ходе экс
перимента по внедрению в педагогическую практику биоадекватного ме
тода и “заболевшая” идеями ноосферного образования. Впрочем, не она
одна: круг педагогов, видящих преимущества этого метода образования,
постоянно расширяется.
Благодаря неусыпному вниманию к этому вопросу директора гимна
зии Н.М. Михайловой и заместителя директора Н.Г. Шевелевой чувству
ется мощная поддержка и хорошее стимулирование внедрения биоадек
ватного метода в образовательную практику: для желающих освоить но
вый метод дважды (в 2000 и 2005 годах) организовывались авторские кур
сы создателя метода Н.В. Масловой; организована целая система взаимо
посещений педагогами здоровьесберегающих биоадекватных уроков; по
окончании курсов в апреле 2005 года был организован практикум, на ко
тором в течение месяца педагоги, овладевшие биоадекватным методом,
давали открытые уроки для своих коллег. Необходимо отметить, что об
щение с Натальей Владимировной Масловой уже само по себе явилось
для многих здоровьесберегающим фактором, ей удалось зажечь, пробу
дить желание к творчеству в душах педагогов. Искорки эти не угасли и
поныне: в гимназии сам собой (что особенно ценно) возник клуб едино
мышленников, клуб ноосферной педагогики. Эти встречи учат нас пони
мать себя и других, заставляют удивляться уникальности и неповторимо
сти каждого человека, искать моменты радости бытия в обыденном пото
ке жизни и учиться жить творчески — то есть всему тому, чему мы стара
13
емся научить потом наших воспитанников. Тому, что содержит “обрат
ный эффект Буратино” — главный секрет здоровья каждой личности.



Eaieioaeaaneay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea


Кемеровская область,
Ленинск Кузнецкий район,
пос. Восходящий, пер. Школьный, 5 а



Комфортное расписание — это важно
В 1998 году мы выяснили, что из 432 учащихся нашей школы 274 бы
ли подвержены различным заболеваниям. Была выявлена тенденция
снижения уровня здоровья школьников: “практически здоровых” в
1996—97 учебном году насчитывалось 51,8%, в 1997—98 — 36,6%. 250
школьников из 432 состояли на диспансерном учете.
Были выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним отно
сятся: нарушения зрения, отклонения в опорно двигательном аппарате,
заболевания органов пищеварения.
Проанализировав эти данные, инициативная группа педагогов нашей
школы совместно с районным центром медико психолого социального
сопровождения разработала программу “Здоровье”, цель которой —
“Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и учи
телей в воспитательно образовательном процессе”.
Консультирование, лабораторные исследования и углубленный ос
мотр детей проводят специалисты ЦРП.
Реализация программы “Здоровье” осуществляется по следующим на
правлениям: физическое развитие, профилактика и коррекция психоне
врологических нарушений, профилактика и коррекция нарушения зре
ния, профилактика и коррекция нарушения осанки, общеоздоровитель
ные мероприятия.
Для профилактики и коррекции психоневрологических нарушений
психологом нашей школы проводятся:
— индивидуальные и коррекционные занятия по развитию познава
тельных процессов;
— групповые занятия;
— консультирование.
Одним из важных показателей здоровья ребенка является гармонич
ное физическое развитие.
14
Для полноценного физического развития в школе проводится заряд
ка, соблюдается режим дня, проводятся внеклассные спортивные меро
приятия. Обеспечение оптимальной двигательной активности, что очень
важно для физического развития, достигается через физминутки на уро
ках, динамические перемены, спортивные мероприятия. Со 2 го по 7 й
класс введен 3 й час физкультуры.
Профилактика и коррекция нарушения осанки осуществляется через
соблюдение норм СанПиНа, массаж, ЛФК.
Еще одно из направлений работы школы — это профилактика и кор
рекция нарушения зрения через: соблюдение санитарно гигиенических
норм, работу с офтальмотренажерами, гимнастику для глаз во время за
нятий.
И последнее направление — оздоровительные мероприятия, которые
включают в себя полноценное питание, фиточай, витаминизация 1 х, 3
х блюд, Дни здоровья, летний отдых детей, где соблюдаются все нормы
полноценного питания.
В результате обследования учащихся были выявлены дети с различны
ми нарушениями осанки: сутуловатая осанка, кифотическая, лордотиче
ская и асимметрия тела. С данной группой детей проводятся во внеуроч
ное время занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массаж, способствую
щие коррекции различных нарушений осанки у учащихся младшего
школьного возраста.
Обучение учащихся основам здоровья и воспитание у них мотивации
на здоровый образ жизни, оптимальный двигательный режим в школе
позволил снизить количество хронически болеющих детей, повысить ра
ботоспособность учащихся. Для детей с нарушением зрения на уроках
проводится работа с офтальмотренажерами.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся со
ответствует нормам, сюда входят все часы дополнительных занятий (фа
культативных, групповых, индивидуальных), для последних составляется
отдельное расписание, они проводятся в дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Правильно составленное расписание предупрежда
ет появления переутомления.
Биоритмологический оптимум работоспособности у обучающихся
имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9—11 часов, по
этому в расписании начальных классов основные предметы проводятся
на 2—3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста — на 2, 3, 4
уроках.
Неодинаковая умственная способность учащихся и в разные дни учеб
ной недели. Поэтому учебная нагрузка в течение недели распределена та
ким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.
Изложение большой темы или раздела, контрольные и проверочные
работы проводятся на 2—3 уроках в середине учебной недели. При со
ставлении расписания уроков основные предметы чередуются с уроками
15
музыки, ИЗО, труда, физкультуры для младших школьников, а предметы
естественно математического и гуманитарного циклов — для учащихся
среднего и старшего школьного возраста.
При составлении расписания используется таблица И.Г. Сивкова, в
которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.




Красноярский край

Ai?yeiia A.E.
ae?aeoi? aeiiacee ? 10, a. Aeaiiai?ne

663093, Красноярский край,
г. Дивногорск, ул. Набережная, д. 9 ,
т.: 8(39144)2 42 53




Классные семейные клубы — полезный отдых,
интересное общение
Четырехэтажное здание с пристроенным бассейном и стоящей рядом
теплицей — это наш “школьный дом”. Он был построен в 1988 году. В
1996 году школа была переименована в гимназию, продолжая оставаться
самой большой в городе.
Мы расположены в центре, в наиболее благополучной части города. В
микрорайоне гимназии нет ни одного общежития, близко не проходит ни
одна оживленная автотрасса.
В 2001 году гимназия прошла аккредитацию, а в 2003 году лицензиро
вание. Сегодня у нас 782 ученика (за последний год количество детей со
кратилось на 20 человек).
В гимназии достаточное количество учебных кабинетов, поэтому за
нятия проходят в одну смену. Уроки начинаются в 8.00, заканчиваются в
13.35. Продолжительность уроков — 45 минут. Рабочая неделя — шестид
невная.
Во второй половине дня проходят занятия групп продленного дня,
спецкурсы и факультативы, кружки и секции, различные воспитательные
мероприятия. Для этого, помимо достаточного количества спортивных
объектов, мы используем актовый зал, библиотеку, школьный музей, две
мастерские, два компьютерных класса и т.п.
16
Более 30% наших учащихся посещают детскую художественную и му
зыкальную школы, различные кружки и спортивные секции в ЦДЮТ,
ДЭЦ и спортшколах.
В вечернее время часть наших учеников посещают организованную
при гимназии Международным институтом менеджмента ЛИНК англий
скую школу, а часть — правовой колледж, который является структурным
подразделением КГУ.
Однако, занимаясь воспитанием и обучением детей, мы никогда не за
бывали об их здоровье.
Материальная база школы изначально давала возможность педагоги
ческому коллективу заняться физкультурно оздоровительной работой.
Около школы располагается футбольное поле, есть волейбольная и бас
кетбольная площадки с жестким покрытием, а также гимнастический го
родок. В здании гимназии — большой и малый спортивные залы, бас
сейн, тир.
Педколлектив с первых дней существования школы занимался и зани
мается расширением и укреплением материальной базы, позволяющей
качественно проводить оздоровительную работу. В течение ряда лет мы
сотрудничали с В.Ф. Базарным. Это по его рекомендации в учебных ка
бинетах были установлены офтальмотренажеры для профилактики бли
зорукости у детей (1988 год).
В нескольких начальных классах дети стали заниматься за конторка
ми, что также помогало решить ряд проблем, например, избежать ис
кривления осанки (1989 год).
Вскоре в бассейне была построена сауна, а в тире — тренажерный зал.
После того как был создан массажный кабинет, кабинет психологической
разгрузки, кабинет для профилактики плоскостопия (“Пляж”) и фито
бар, нам были выделены штаты для организации Центра содействия ук
реплению здоровья (ЦСУЗ).
Сегодня в этом центре работают: руководитель, врач педиатр, два
психолога, три медсестры, массажист, инструктор по плаванию. В тесном
контакте с ними — четыре учителя физкультуры, педагоги дополнитель
ного образования.
Благоприятные внутришкольные факторы оказывают свое положи
тельное влияние на здоровье детей в сочетании с внешними воздействи
ями. Надо отметить, что экологическая обстановка в нашем городе до
вольно благоприятна. Вокруг — сплошная тайга, да и в самом населен
ном пункте много скверов, парков. У нас нет ни одной котельной, рабо
тающей на угле (электробойлерные). Мы дышим чистым воздухом, пьем
чистую воду, ежедневно любуемся окружающими нас красотами. По дан
ным Юнеско, г. Дивногорск является самым экологически чистым горо
дом России.
В первые годы работы в школе педколлектив вопросами оздоровления
учащихся занимался бессистемно. Не хватало кадров, опыта работы в
17
этом направлении, не складывались партнерские отношения с городской
больницей. После появления в гимназии оздоровительного Центра, эта
работа пошла более целенаправленно. Была составлена программа по оз
доровлению детей, служившая руководством к действию в течение трех
лет (1988—2001 гг.).
В 2001 году мы проанализировали всю проделанную работу, учли
ошибки и составили следующую многолетнюю программу. Последние
три года отличаются от предыдущих тем, что было налажено тесное вза
имодействие с городской больницей. Был заключен взаимовыгодный до
говор о сотрудничестве. Мы совместно провели эксперимент по внедре
нию в гимназии программы “Здоровая семья”.
Совместно с ДЦГБ нами был исследован вопрос влияния деятельнос
ти классных семейных клубов на здоровье детей. Для обследования было
взято несколько классов, где активно работают классные семейные клу
бы, а также параллельные классы без таких клубов.
В приведенной ниже таблице, где класс “А” имеет клуб, а также “Б” не
имеет, видна разница и положительная динамика по классу “А”.


3 “А” класс 5 “А” класс 3 “Б” класс 5 “Б” класс
Нозологии
2002 год 2004 год 2002 год 2004 год
Лор 34,6% 31% 31% 32%
ЖКТ 15,3% 13,7% 6,8% 6,8%
ССС 6,8% 6% 5,3% 5,4%
ЦНС 20,6% 19% 12,5% 12,8%
Опор. двиг. 11,5% 7,3% 10,3% 14,2%




Постепенно мы пришли к убеждению, что в вопросах воспитания и
сохранения здоровья в условиях современной школы трудно отыскать бо
лее удачную форму работы чем классные семейные клубы.
Занятия в клубах проходят один два раза в неделю, как правило, на ба
зе гимназии. Родители вместе с детьми занимаются в спортзале либо в ак
товом зале, где им выделяется время. Там они организуют различные иг
ры, конкурсы, соревнования. Затем следует посещение бассейна с сау
ной, а уже после всего — чаепитие.
За пределами гимназии классные клубы посещают театр или цирк, хо
дят в походы, зимой катаются на катке.
В работе с семейными клубами нам оказывают методическую помощь
краевой центр семьи, с которым мы тесно сотрудничаем.
В настоящее время у нас реально работает более десяти семейных клубов.
18
В 2004 году нами, совместно с городской больницей, а также при под
держке кафедры валеологии, ККИПК РО была разработана очередная
трехлетняя программа “Здоровье”, которая стала руководством к дей
ствию.
Занимаясь много лет вопросами здоровья школьников, мы пришли к
выводу, что решающим фактором сохранения здоровья ребенка является
морально психологическая обстановка в классе. У доброго, открытого
учителя при прочих равных условиях дети болеют реже.
Значительно реже болеют дети, увлеченные каким либо интересным
делом. Это может быть исследовательская работа по любому предмету,
увлечение музыкой, изобразительным искусством. Обратив внимание на
этот феномен, мы стали значительно больше привлекать детей к участию
в различных делах, требующих творческого подхода. В минувшем году в
олимпиадах, научных конференциях, фестивалях науки и искусств (уро
вень от школьного до Всероссийского) приняли участие более 50% уча
щихся гимназии. При этом, конечно же, очень важна мотивация. Детей,
отличившихся в подобных делах, мы всячески поддерживаем и поднима
ем. Появляется здоровая конкуренция, желание добиться высоких ре
зультатов, а затем и результаты.
В минувшем году мы завоевали первых мест на краевых предметных
олимпиадах больше других школ. Наши воспитанники заняли I место по
биологии на фестивале науки и искусств в Москве (Кулагина С.), II мес
то по химии на VIII Всероссийской научной конференции в г. Ярославле
(Галынская И. и Сушкина И.) и там же I место по культурологии (Прот
ченко О.).
Мы видим, что, уделяя больше внимания здоровью детей, мы получа
ем более высокие результаты в учебной деятельности.
При выборе учебно методических комплексов, а также педагогичес
ких технологий мы стараемся максимально ориентироваться на здоровь
есберегающие. Так, в начальной школе мы берем за основу классифика
цию В.И. Ковалько, данную в книге “Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе”.
Работа по оздоровлению детей продолжается на занятиях в группах
продленного дня. В ГПД практикуется активный отдых на открытом воз

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign