LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Калужская область


Oa?eoiiiaa E.A.
ae?aeoi? Ai?ianeie iiinoa?iie oeieu,
?aoieaiiaa A.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a,
Oa?aiiaa E.A.
eeanniue ainieoaoaeu,
Iiaoeaaeiaa E.A.
o?eoaeu

249010, Калужская область,
г. Боровск, ул. Ленина, 22,
т.: (08438) 4 37 01



Здоровье — здесь и теперь
Учреждение, в котором находится ребёнок, должно быть источником
здоровья. Поэтому суть концепции Боровской ноосферной школы в сле
дующем: не ребенок должен приспосабливаться к школе, а, напротив,
именно школа стремиться адаптироваться к любому ученику, принимая
163
во внимание его склонности и способности, состояние его психического
и физического здоровья.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье
не только как биологическую, но и социальную категорию, то есть здоро
вье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Таким образом, данное определение говорит об интегративном характере
понятия и указывает на недопустимость его истолкования как сугубо ме
дицинского.
Для образовательного учреждения это означает, что в практике необ
ходимо учитывать наряду с медицинскими компонентами здоровья (по
нимаемыми как соматический и психический) такие аспекты, как психо
логический, социальный, валеологический, экологический и другие.
Нам близок валеологический подход (в отличие от нозологического),
поэтому приоритетной задачей школы является развитие различных со
ставляющих здоровья ребёнка. При этом понятие здоровья рассматрива
ется как совокупность сообразностей природе, обществу и самому себе в
состоянии “здесь и теперь” и в будущем (при изменении условий сущес
твования).
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются
окружающая среда, генотип человека (совокупность наследуемых осо
бенностей индивидуума), внутренний мир человека (культура, Дух). Тог
да образование выступает как процесс формирования здоровья на основе
перечисленных факторов сообразности человека природе, обществу и са
мому себе. Здоровье становится критерием образования. Думаем, любой
согласится, что для нездорового ребёнка или взрослого, чувствующего
себя ущербным физически, психически или социально, знания, умения и
навыки оказываются просто неэффективными.
Понимание такой позиции приходит к учителю, родителю, ребенку не
сразу. Это длительный процесс. Необходима специальная работа. Педаго
гический коллектив нашей школы в данном направлении делает первые
шаги…
Школа влияет на формирование здорового образа жизни, составляю
щими которого в первую очередь являются: питание, физическая культу
ра, позитивное мышление.
Все три компонента находятся в фокусе внимания педагогического
коллектива. Школа работает как школа полного дня, где ребенок пребы
вает с 8.00 до 17.00. Поэтому очень важно организовать комфортное жиз
ненное пространство. Эту проблему мы решаем через институт классных
воспитателей, которые помимо традиционной организации внеурочной
работы осуществляют педагогическую поддержку каждого ребенка. Это
играет определяющую роль в сохранении и укреплении как физического,
так душевного и социального здоровья детей. В практике классных вос
питателей имеет место постоянный мониторинг самочувствия детей, их
настроения, удовлетворенности, тревожности и другое. Кроме этого,
164
учителя в процессе ежедневных педагогических наблюдений и рефлексии
имеют возможность выявлять те трудности, которые испытывают дети по
непосредственной вине взрослых. Ряд трудностей может быть сигналом
определенной составляющей здоровья. Классный воспитатель, имея спе
циальную подготовку, инициирует специальное наблюдение за состояни
ем ребенка, соотносит его с информацией родителей, учителей.
Специальная работа с выявленной проблемой ребёнка (родителей,
учителей) является той базой, на которой выстраивается адресное разви
вающее личностно ориентированное образование. Для учителя клас
сный воспитатель выступает в качестве источника информации и иници
атора адресной педагогической поддержки, которая, по сути, является
комплексной образовательной технологией здоровьесбережения. Для ро
дителей — как педагог консультант по вопросам возрастных и индивиду
альных особенностей школьников, иногда как инициатор организации
взаимодействия родителей с другими специалистами, например, с лого
педом, психологом, врачом. Для детей — как организатор здорового об
раза жизни и защитник интересов и прав каждого ребёнка.
В школе накоплен опыт проведения малых педсоветов и консилиу
мов, на которых проходит обсуждение реальных проблем конкретных де
тей. Проблемы учителей мы стараемся решать с помощью открытых
групповых дискуссий, консультаций и проектных семинаров.
Заметим, что забота о здоровье детей является приоритетной в работе
каждого педагога нашей школе. Однако институт классных воспитателей
гарантирует системность и комплексность подхода. Взять, к примеру, пи
тание. По инициативе классных воспитателей изменен ассортимент про
дуктов, получаемых детьми на деньги, которые выделяются районной и
областной администрацией. Вместо выдаваемой школьникам булочки
наши дети получают фрукты и гематоген. Проведена специальная про
свещенческая и разъяснительная работа с родителями и детьми по проб
леме “перекусов” на переменах. Ежегодно при помощи воспитателей и
администрации организуется вакцинация детей против гриппа, реально
снижающая риск заболевания и осложнений.
Добавим сюда ежедневное обязательное движение. Это не только уро
ки физической культуры, но и уроки танца или ритмики. Во внеурочное
время — секции акробатики и тенниса.
Такой подход позволяет уменьшить воздействие на детей и педагогов
стрессовых факторов, связанных с процессом обучения. Увы, одним из
недостатков традиционной системы обучения является направленность
школы на информированность учеников, а не на развитие личности, тем
более не на сохранение здоровья.
Ноосферное образование предполагает не просто передачу определен
ного знания от взрослого к ребенку, но их совместный личностный рост,
совместное личностное развитие, сохранение потенциального, интеллек
туального здоровья. Для достижения этой цели используются только био
165
адекватные (природосообразные) методы, сориентированные на подачу
свернутой информации, на расширение восприятия, когда задействова
ны все органы чувств. В процесс включается творческое ассоциативное
мышление, создаются естественные для человека условия для лучшего
усвоения материала.
Биоадекватный метод состоит в использовании двух режимов работы:
активности и учебной релаксации, и их чередование. Главная цель, кото
рая при этом преследуется, — создать учебный мыслеобраз, как микро
структуру конкретного знания, заложить его в долговременную память
человека. Создаются естественные для человека условия, при которых
активно работают оба полушария мозга. Их взаимодействие приводит к
тому, что тело, мозг, душа достигают гармонии. Ребенок ощущает ком
форт, страхи исчезают, исчезает агрессия и т.д.
Очень важно, что данный метод основан на принципе потенциальной,
интеллектуальной безопасности. Это безопасность от перегрузок, чуже
родной и не нужной ученику информации, от давления педагогов и авто
ритетов, ориентация на высший потенциал человека.
В процессе биоадекватного (природосообразного) преподавания аг
рессивные реакции учащегося трансформируются в позитивные эмоцио
нальные состояния. Биоадекватная технология позволяет во много раз
сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика,
так как она наилучшим образом соответствует природе человеческого
восприятия, базируется на природных каналах и процессах приема пере
дачи и освоения информации. Автором ее является Маслова Н.В., дей
ствительный член РАЕН, доктор психологических наук.
Отличительной особенностью учителя ноосферной школы является
расположенность к детям, ориентация на культуру педагогического тру
да.
Применяя данную технологию на уроках русского языка, литературы,
математики, изо, технологии, наши учителя видят, как меняется поведе
ние детей, исчезает неуверенность, чувство страха. Во время процесса
биоадекватного урока могут быть использованы музыка, движение, дра
матизация, различные природные запахи.
Организация учебного пространства тоже важна: эстетическое оформ
ление кабинетов, чистота, постоянное проветривание, свободное от ме
бели место в классе с напольным покрытием для движения, игр, театра
лизации. Обязательное место для выставок, творческих работ, для компо
зиции из глины, природного материала, зеленые уголки. Расположение
мебели при необходимости меняется.
Накоплены и используются самые разнообразные материалы и изо
бразительные средства: фломастеры, гуашь, кисти, картон, фольга,
ткань, пластилин, соленое тесто и другие природные материалы.
Наши учителя изо знают, что для снятия тревожности, связанной с ри
сованием, подходят техники журнального фотоколлажа, аппликаций и
166
создание композиций, с успехом используется техника “монотипия”. А,
например, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание на по
верхности пластилина используется для работы с детьми, пережившими
травмы с целью восстановления их психической чувствительности.
Пластилин, глина, специальное тесто подходят для работы с негатив
ными, эмоциональными состояниями, снижают агрессию ребенка по от
ношению к другим.
В работе с гиперактивными детьми используются материалы для тон
кой ручной работы. Замкнутым, зажатым детям предлагаются материалы,
требующие широких свободных движений: гуашь, большие кисти, вали
ки, куски обоев, мелки для рисования на асфальте.
Важно подчеркнуть, что при организации работы на уроках учитыва
ется потребность ребенка в автономности. Разрешается свободный выход
из класса, если это никому не мешает и не вредит учебному процессу (вы
ходим по одному и на очень короткое время).
Так специально организованное пространство позволяет создать не
обходимую атмосферу доброжелательности и безопасности, что, несо
мненно, влияет на сохранение физического и психического здоровья ре
бенка.
В рамках экспериментальной деятельности (школа — областная экс
периментальная площадка по экологическому образованию) также осу
ществляется работа по здоровьесбережению. Существуют неоспоримые
преимущества в работе тех педагогов, которые умеют сами использовать
функции природы и учат этому детей. О каких функциях следует вести
разговор?
1. Психофизиологическая функция природы — умение взаимодей
ствовать с животными и растениями. Это нормализует работу нервной
системы и психики, снимает стресс, понижает давление и т.д.
2. Психотерапевтическая функция — взаимодействие людей с живот
ными, например, гармонизирует их межличностные отношения. В семье,
где есть животное (особенно если ребенок находится в младшем школь
ном возрасте), снижается тревожность, конфликтность, изменяются
межличностные отношения. 80% детей в таких семьях неагрессивны и
испытывают потребность оказывать помощь другим людям.
3. Реабилитационная функция — контакты с растениями и животны
ми — дополнительный канал взаимодействия человека с окружающим
миром. Это способствует психологической и социальной адаптации (30%
детей из благополучных семей называют свое любимое животное един
ственным существом, которое можно любить).
4. Познавательно мотивационная функция — природа способствует
интеллектуальному и нравственному развитию личности. Чтобы вырас
тить растение или животное, нам приходится искать информацию — про
исходит иррадиация интереса, открывается смысл слов “радость позна
ния”. Это сказывается на повышении самооценки.
167
5. Функция удовлетворения потребности в компетенции, которая вы
ражается формулой “я могу”. Ребенок комфортно чувствует себя только в
ситуации, где он компетентен, а некомпетентных ситуаций он предпочи
тает избегать.
6. Функция самореализации — взаимодействие с природой удовлетво
ряет потребности человека в реализации внутреннего потенциала, по
требности быть значимым для других.
7. Функция общения — общения равноценных партнеров. Ведь мы с
вами и наши дети уверены, что наши питомцы нас понимают, могут по
мочь нам и помогают. Проведенный в Латвии эксперимент показал ин
декс психологической близости ребенка с природными объектами выше,
чем со всеми значимыми другими, даже выше отца и матери.
По мнению психологов, у природы — огромный психолого педагоги
ческий потенциал. Проблема в том, что без готовности человека “ви
деть”, без соответствующей внутренней активности, он так и останется
невостребованным потенциалом, никогда не станет осуществленной воз
можностью.
Очевидно, что экологическое образование является здоровьесберега
ющим по своей сути. Если педагог сумеет организовать процесс “раскры
тия” ребёнком описанных выше возможностей взаимодействия с миром
природы, то он тем самым сориентирует школьника на здоровьесбереже
ние и соответствующий образ жизни.
Третий год в начальной школе осваиваются элементы здоровьесбере
гающей технологии по методу доктора медицинских наук В.Ф. Базарно
го. Эти элементы включают:
— специальную ростомерную мебель и конторки для предотвращения
закрепощения двигательной активности ребенка во время учебного про
цесса;
— дидактические кресты во время урока;
— специальную “зрительную гимнастику” с помощью особых кон
центрических кругов на потолке;
— приоритет определенных видов ручного труда для развития детей
через раздражение рецепторов кончиков пальцев, связанных с опреде
ленными зонами коры головного мозга;
— хоровое фольклорное пение.
Использование методики было инициировано классным воспитате
лем Любовью Викторовной Тарановой. Она выступила не просто органи
затором, обеспечивающим приобретение родителями специального обо
рудования, но и консультантом учителей, которые постепенно стали осва
ивать новую технологию. Сегодня можно говорить о разработке некото
рыми учителями “поддерживающей дидактики”, основанной на данной
методике. К примеру, сменяющая виды деятельности трехминутная дина
мическая пауза на уроке сочетается с устным счётом. Урок фактически не
прерывается. Эта находка принадлежит Майе Викторовне Товстухе.
168
В.Ф. Базарный не только вскрыл причины ухудшения здоровья
школьников, но и создал совместно со своими учениками систему, позво
ляющую в процессе обучения детей сохранять и укреплять их здоровье.
Прежде всего это учебные занятия, проходящие в режиме смены динами
ческих поз. Для этого применяется специальная ростомерная мебель с
наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ребенок сто
ит за конторкой, а другую часть — за партой. Так достигается моторно ак
тивационная рабочая поза школьников. По мнению Базарного, именно
закрепощающее моторное и нейровегетативное повреждения приводят к
незрелости правополушарной образной сферы, а значит, и к возникнове
нию самых распространенных болезней цивилизации. Это болезни орга
нов зрения, сердечно сосудистой системы, опорно двигательного аппа
рата, психики. Максимально допустимая продолжительность времени
нахождения в одной позе — 20—25 минут. А ведь дети повсеместно сидят
40—45 минут!
При этом ребёнку рекомендуется стоять за конторкой на ковриках
массажерах. Плоская жесткая передняя поверхность конторки использу
ется в качестве спинки для впереди сидящего ученика.
Другая особенность такого урока состоит в том, что он проводится в
режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и
выполнения активизирующих внимание детей заданий. Для этого приме
няются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и воз
можными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться
в любой точке класса. Детям предлагается их найти и воспользоваться в
своей самостоятельной работе. При этом происходит переключение зре
ния детей с ближнего расстояния на дальнее, что важно в гигиене зрения.
Специальные зрительные траектории, расположенные на потолке,
позволяют смягчать негативное воздействие закрытых помещений и ог
раниченных пространств. Классный воспитатель во время самоподготов
ки, а учитель в процессе урока предлагают школьникам выполнить уп
ражнения на зрительную координацию, а также на развитие внимания.
Заметим, что у родителей такие упражнения вызвали явный интерес и
желание применить их у себя дома.
Во первых, глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разно
цветным линиям. Во вторых, упражнения сочетают в себе движения гла
зами, головой и туловищем в позе свободного стояния. А занимают эти
упражнения не более 1,5 — 2 минут.
К работе по данной системе воспитатель сразу привлек учителей, в
первую очередь словесности, русского языка и технологии. Одним из на
иболее активных сторонников стал учитель технологии, который сумел
соединить в своих уроках ноосферные технологии и технологию “обуче
ния в движении” именно на основе принципа природосообразности.
Урокам рукотворчества мы отводим огромную роль, поскольку они по
зволяют формировать психомоторную систему “рука глаз”.
169
Физиологи давно установили, что наши пальцы органически связаны
с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка
рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную
деятельность мозга и других органов, а значит, укрепляет здоровье. Выяв
лена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует воз
расту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Давно
известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие
ручные работы требуют постоянного внимания и вынуждают ребенка ду
мать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствова
нию мозга.
Обязательным и важнейшим элементом здоровьеразвивающей систе
мы является хоровое народное пение, которое несет в себе не только ху
дожественно эстетическое начало, но и является фундаментальным био
генетическим механизмом. Человек стал человеком не только благодаря
труду, но и благодаря речи и коллективному пению. Русский народ пел
всегда и величие его связано во многом с одухотворенной песней. Это за
лог коллективного, нравственного здоровья, которое формируется через
коллективную чувствительность, сонастроенность, сопереживание.
...При подведении итогов учебной четверти классные воспитатели вы
сказали тревогу о состоянии здоровья наших детей. Перегрузки при вы
полнении домашних заданий, психологический дискомфорт на некото
рых уроках усугублялись отчужденностью многих детей в семье. Органи
зованные два малых педсовета по обсуждению ситуации развития отдель
ных детей показали, что в педагогическом коллективе отсутствует единая
педагогическая позиция в отношении здоровья школьников. Выявилась
группа учителей предметников, которые не всегда считали информацию
о здоровье ребенка важной, а тем более необходимой. Более того, на
шлись те, кто не признавал своей причастности, своего “вклада” в небла
гополучие ребенка. Поэтому администрация приняла решение провести
специальный педсовет по этой проблеме.
Управленческое решение о проведении большого педсовета было вер
ным и своевременным. Подтверждением тому может служить выступле
ние в самом начале одного педагога, который пытался убедить коллег в
том, что не на всех уроках можно применять здоровьесберегающие техно
логии. Суть высказанной позиции такова: формирование здорового об
раза жизни, равно как и решение проблем здоровья, входит в обязаннос
ти учителя физкультуры, который “должен формировать физическую
культуру”. В обязанности учителя биологии входит вооружение школь
ников теоретической основой здорового образа жизни. У остальных учи
телей таких обязанностей нет, поскольку содержание их предметов на
прямую со здоровьем не связано. “Нужно выполнять программу, а не от
влекаться на разные упражнения...”
Как один из результатов следует назвать начавшийся процесс осмыс
ления учителями своих функциональных обязанностей: тех, которые в
170
должностных инструкциях, и тех, которые в повседневной практике.
Очень важным, на наш взгляд, стало сближение позиций классного вос
питателя и учителя в том, что нельзя смотреть на ребенка только как на
“ученика”. Необходим целостный взгляд на него как на “человека”.
Приведем некоторые фрагменты проектных решений, разработанных
в микрогруппах:
— создать клуб здоровья для педагогов (только у здорового педагога
может быть здоровый ребенок);
— оказать необходимую помощь педагогу (один из учителей признал
ся, что беспомощен в ситуации собственного раздражения и дети попада
ют в зависимость от его настроения);
— организовать постоянно действующий педагогический семинар по
обмену опытом работы по здоровьесбережению;
— освоить методики проведения уроков экскурсий.
Очевидно, что данной проблеме будет посвящен еще один педагогиче
ский совет. Однако первые шаги сделаны. Эффективность их ни у кого не
вызывает сомнений.
Вопрос о здоровье подрастающего поколения в сегодняшней ситуа
ции должен стать одной из главных составляющих национальной идеи.
Именно поэтому отделением Ноосферного образования РАЕН специаль
но была разработана новая система образования, получившая название
ноосферного, которая сможет и уже решает задачи, связанные не только
с безопасным для здоровья и полноценным процессом получения зна
ний, но также с воспитанием подрастающего поколения.



Aeo?eo E.A.
ae?aeoi? IIO “Oaeeianeay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 2”

249455, Калужская область,
Кировский район, пос. Шайковка,
т.: (08456) 2 92 81



Эксперимент: сохранение и укрепление
здоровья детей методом хореокоррекции
Состав участников областного эксперимента “Сохранение и укрепле
ние здоровья детей методом хореокоррекции”.
Руководитель эксперимента:
Ивашковский А.А. — балетмейстер — педагог, Заслуженный работник
культуры РФ, доцент кафедры валеологии и медицинской психологии
171
Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.
Циолковского.
Научный руководитель эксперимента:
Щербак Н.П. — доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой валеологии и медицинской психологии Калужского государ
ственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
Руководитель эксперимента:
Дитрих Л.А. — директор МОУ “Шайковская средняя общеобразова
тельная школа № 2”, Почетный работник общего образования РФ.
Заместитель руководителя эксперимента:
Дитрих Е.А. — заместитель директора по научно методической работе
МОУ “Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2”.

Актуальность темы. Выдвижение проблемы здоровья в число приори

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign