LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8. Пропаганда здорового образа жизни, формирование знаний в обла
сти психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения
всеобуча для учащихся и их родителей. Система экспериментальной ра
боты в гимназии включает в себя активную работу с родителями так как
здоровье детей в немалой степени зависит от образа их жизни. Именно в
семье формируются многие хронические заболевания из за неправиль
ного питания, режима дня, низкой двигательной активности, вредных
привычек родителей. Поэтому в гимназии с участием педиатра, психоло
гов, физиологов, классных руководителей разработаны и внедрены роди
тельские всеобучи, регулярно проводятся родительские собрания. Нала
жена и обратная связь — проводятся различные виды анкетирования и
опросов. В гимназии практикуется индивидуальное медико психолого
педагогическое консультирование родителей и учащихся по волнующим
их проблемам здоровья, физического, психического, взаимоотношений в
семье, коллективе.
9. Создание фитобара, в котором ученики пьют настои трав. Исполь
зуются витаминный сбор, адаптогенный и антисептический сборы.
10. Разработка преподавателями гимназии тем по здоровому образу
жизни и их интеграция во все преподаваемые предметы.
11. Обучение в гимназии в одну смену по графику шестидневной учеб
ной недели с длительностью урока 40 минут. График работы — пять учеб
ных недель и одна каникулярная. Все это позволяет избежать переутомле
ния учеников даже в условиях интенсивного образовательного процесса.
За три года вошла в традицию офтальмогимнастика, употребление
очищенной воды для приготовления пищи в столовой и питья, особые
комплексы утренней гимнастики, профилактика острых респираторных
154
инфекций в начальных классах, работа массажиста, физиотерапевта, ин
структора ЛФК, ортоптистики по индивидуальному расписанию в тече
ние уроков, проведение Дней здоровья, Недели здоровья. Эти меропри
ятия в условиях интенсивного обучения казались ранее немыслимыми,
но они способствовали сохранению здоровья учащихся, о чем свидетель
ствуют результаты обследований.
При этом результативность обучения сохранилась на высоком уровне
(54—56% качество знаний за год), мы заняли II место в городе по итогам
предметных олимпиад в 2003/04 учебном году, наши гимназисты получи
ли десятки дипломов за I и II места в городских конкурсах по разным но
минациям.
За три года работы в качестве рекомендаций подготовлен следующий
материал:
1. “Малозатратная методика профилактики острых инфекций для де
тей младшего школьного возраста” (автор — кандидат медицинских наук
Морозова И.М.).
2. Тренинг по выявлению и коррекции ММД (автор — психолог
Хрулева Л.В.).
3. Тренинг по снятию тревожности у младших школьников (автор —
психолог Хрулева Л.В.).
4. Беседы для родителей (авторы — психологи Аверина Н.Н., Хрулева
Л.В., Плышевская Е.В.).
5. Календарь международных праздников по здоровью.
6. Программа Недели здоровья.
7. Методика проведения Дней здоровья (автор — Мосягина Е.Н., учи
тель первой квалификационной категории).
8. Система работы учителя географии по интеграции вопросов ЗОЖ в
преподаваемый предмет (автор — заслуженный учитель РФ Семыкина
В.Ф., учитель высшей квалификационной категории).
9. Интеграция вопросов ЗОЖ в уроки: химии, биологии, иностранно
го языка, истории, обществознания, физики, уроков театра, ИЗО, обслу
живающего труда, музыки, предметов начальной школы (авторы — кол
лектив учителей).
10. Задачник по математике (авторы — Панкратова Е.А., Герасимова
З.В., Зубарева Т.И., Тарасова Е.В.).
11. Организация и проведение занятий в “Школе юного эколога” (ав
тор — Злодива А.И., учитель первой квалификационной категории).
12. Исследовательские работы учащихся старших классов по вопросам
ЗОЖ.
13. Сборник “Школа и здоровье”, первая часть (Опыт работы МОУ
“Гимназия № 35”).
Об итогах работы по экспериментальной программе “Организация и
функционирование Центра здоровья в общеобразовательном учрежде
нии” в течение четырех лет сообщалось: в передаче КТВ “Жанр”, на об
155
ластном семинаре по теме экспериментальной программы в рамках обла
стной научно практической конференции “Образование и здоровье”
(2002), в выступлении на первом городском предметном марафоне
(2003), в передаче Владимирского областного телевидения, в публикации
“Российской газеты”, на городском семинаре практикуме для учителей
иностранного языка “Обучение иностранному языку с позиций здоровь
есбережения”, в выступлениях учителей на втором городском предмет
ном марафоне (2004), городском семинаре директоров “Образование и
здоровье” (2005).
В 2004/05 учебном году гимназия стала лауреатом Всероссийского
конкурса “Школа – территория здоровья”, получила грант на сумму 216
тыс. руб., что позволило открыть тренажерный зал для разновозрастной
категории.
Большая творческая работа всех членов педагогического коллектива,
фельдшера и врача дала возможность включить в режим жизни гимназии
оздоровительные мероприятия, взять под контроль течение хронических
заболеваний, более глубоко проводить диагностику некоторых из них.
Однако все это касается, в основном, учащихся 1 4 классов. Определен
ный этап пройден, но эксперимент продолжен с 2004 года по более ши
рокой и многоаспектной теме “Школа – территория здоровья” (для сред
него и старшего звена), так как методика развивающего обучения Занко
ва продолжается в гуманистической концепции многопрофильной гим
назии.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании
людей активно формируется качественно иное отношение к понятию
“здоровье”. Через познание и улучшение социально психологической
составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупредить возник
новение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. со
хранение здоровья выступает в качестве сохранения и развития психиче
ских и физических возможностей человека.
Объединение большей части детей и подростков в учебные коллекти
вы создает благоприятные условия для организации диспансерного на
блюдения на базе образовательных учреждений и проведения оздорови
тельных мероприятий без отрыва от обучения, реализации самых совре
менных и эффективных профилактических программ.
Коллективом гимназии, по сути, создана модель здоровьесберегаю
щей технологии в учебном заведении с повышенным уровнем обучения.




156
Воронежская область



Ei?uoaaa A.A.
ae?aeoi? IIO NIO ?4

397909, Воронежская область,
г. Лиски, ул. Советская, 104,
т.: (07391) 4 40 22



Сотрудничество медицины
и педагогики — залог успеха
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лиски Воронежской об
ласти в течение восьми лет в соответствии с Законом “Об образовании” и
на основании Концепции модернизации российского образования вы
полняет задачу сохранения и укрепления психического, физического и
нравственного здоровья подрастающего поколения. Основная цель рабо
ты — создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей снижение
уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образова
тельного процесса.
Школа была открыта в 1967 году в экологически чистом районе горо
да, вблизи соснового бора и озера Богатое, вдали от железной дороги и
автомобильной трассы. Это типовое трехэтажное здание. У нас есть спор
тивный зал, стрелковый тир, полоса препятствий, футбольное поле, бас
кетбольная площадка, спортивный городок. В школе открыты столовая,
буфет. Оборудованы медицинский, стоматологический и физиотерапев
тический кабинеты. В 2004/05 учебном году школа получила оборудова
ние для тренажерного зала за участие во Всероссийском конкурсе “Шко
ла — территория здоровья”. В микрорайоне школы расположены стади
он “Локомотив”, Центр детей и юношества, детская спортивная школа,
бассейн. Таким образом, имеются все необходимые условия для укрепле
ния здоровья учащихся.
Но тем не менее при анализе состояния здоровья школьников было
выявлено, что и для нашей школы характерна общая тенденция увеличе
ния (от 1 го к 11 му классу) числа детей с соматоформной дисфункцией,
заболеваниями ЖКТ, зрения, лорзаболеваниями и заболеваниями опор
но двигательного аппарата: на начало 2001 года здоровые дети составили
только 43% учащихся. В 1996 году для решения проблемы сохранения
здоровья детей были предприняты шаги по разработке системы конкрет
ных мер на основе программ “Охрана здоровья детей и подростков”,
157
“Образование и здоровье”, программ профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в общеобразовательной среде. Были заклю
чены договоры о межведомственном сотрудничестве с Центральной рай
онной больницей, учреждениями культуры, дополнительного образова
ния, приходом Русской православной церкви; было налажено сотрудни
чество с Воронежской государственной медицинской академией им.
Н.Н. Бурденко: интеллектуальным спонсором программ стала завкафед
рой мануальной терапии доктор медицинских наук, профессор А.М. Ак
сенова.
5 сентября 2001 года в нашей школе открыли Центр содействия здоро
вью школьников, в состав которого вошли школьный врач педиатр, сто
матолог, медсестра, педагог психолог, логопед и педагоги, ознакомивши
еся с опытом работы лучших российских школ содействия здоровью. В
Центре действует совет по здоровью, который координирует работу всех
специалистов в соответствии с этапами развития федерального, регио
нального и школьного компонентов программ. В совет также входят пе
дагоги, врачи, учащиеся старших классов, родители, представители уч
реждений дополнительного образования. Иначе говоря, школа перестро
ила свою работу таким образом, чтобы эффективно заботиться о здоровье
учащихся и учителей.
В соответствии с санитарно гигиеническими правилами была уста
новлена максимальная обязательная нагрузка обучающихся (в 1—9 х
классах — пятидневная учебная неделя, в старших профильных классах
— шестидневная учебная неделя). В первых классах применяется “сту
пенчатый” метод постепенного наращивания учебной нагрузки. Распи
сание строится в соответствии с санитарно гигиеническими правилами и
ежегодно согласуется с Центром санитарно эпидемиологического надзо
ра. Продолжительность урока в начальных классах составляет 35 минут, в
5—11 х классах — 40 минут; перемены между уроками занимают 10—15
минут. После 3 го урока предусмотрена 40 минутная динамическая пауза
для учащихся I ступени и 30 минутная подвижная перемена для учащих
ся II—III ступени.
До учебных занятий ежедневно проводится по классам утренняя гим
настика, состоящая из 5—6 общеразвивающих упражнений. Для снятия
локального утомления и общего воздействия на уроках проводятся физ
культминутки. Для младших школьников организуются подвижные игры
различной интенсивности. Обязательным условием завершения переры
ва является игра малой подвижности для снижения физической и эмоци
ональной напряженности перед началом уроков. При благоприятных по
годных условиях игры проводятся на свежем воздухе. Для учащихся сред
них и старших классов постоянно открыт спортивный зал, где под руко
водством учителей физкультуры школьники выполняют различные фи
зические упражнения или играют в спортивные игры. Подвижные пере
мены сопровождаются специально подобранной музыкой. Высокой дви
158
гательной активности детей в группах продленного дня мы добиваемся с
помощью подвижных спортивных игр на свежем воздухе в течение спор
тивного часа, коротких прогулок в сосновый лес. Таким образом, объем
физкультурно оздоровительной деятельности детей составляет шесть и
более часов в неделю. 100% учащихся охвачены спортивно оздоровитель
ной работой.
Медицинские работники школы следят за проветриванием, освещен
ностью и тепловым комфортом помещений. В классах имеются офталь
мотренажеры для профилактики миопии, изготовленные силами учите
лей и учащихся по методике В.Ф. Базарного.
Одним из важных факторов сохранения здоровья детей является сба
лансированное питание. Организация и рацион питания в школе согла
суются с Госсанэпиднадзором. 85% учащихся охвачены организованным
питанием в школьной столовой. 170 детей (27%) из малообеспеченных
семей получают питание бесплатно, остальные учащиеся питаются за ро
дительскую плату. При этом всем учащимся школы ежедневно бесплатно
подают к столу салаты из овощей, выращенных ученической производ
ственной бригадой во время пятой трудовой четверти. Для детей с болез
нями ЖКТ на основании рекомендаций врача организовано диетическое
питание.
С целью профилактики кариеса учащиеся начальных классов ежед
невно употребляют фторированное молоко, которое производит Лискин
ский гормолзавод, а для нормальной работы щитовидной железы — мо
локо, обогащенное йодированным белком. В пищу добавляется йодиро
ванная соль. Ежедневно в меню присутствуют овощи, мясо, молоко, тво
рог, сыр, яйца, рыба. Два раза в неделю используется фиточай.
Особая роль в решении задачи сохранения здоровья школьников че
рез взаимодействие медико психолого педагогических служб отводится
педагогическому блоку, потому что учитель может и должен способство
вать укреплению здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Чтобы пе
дагогическое воздействие на ребенка было профессионально грамотным,
педагоги школы систематически повышают свою квалификацию по
проблеме сохранения здоровья учащихся. На базе школы проводились
региональные и межрегиональные семинары с участием представителей
Воронежской государственной медицинской академии и областного уп
равления образования Воронежской области.
Вся методическая работа на протяжении 8 лет была направлена на
обучение учителей эффективным психолого педагогическим технологи
ям, позволяющим в процессе обучения не наносить ущерба здоровью де
тей. Так, в 9—11 х классах используются модульная организация учебно
го процесса, проектно–исследовательская технология, технологии ком
муникативного обучения. Помня о том, что авторитарный стиль общения
с учащимися, постоянное напряжение на уроках, чрезмерная требова
тельность без учета индивидуальных особенностей учащихся отражаются
159
на общем и психическом состоянии учеников, учителя школы строят вза
имоотношения с детьми на основе педагогики сотрудничества. Деловое
общение учителя и ученика, учащихся друг с другом способствует прак
тике проведения интегрированных и нетрадиционных уроков (семинары,
путешествия, театральные постановки, литературно музыкальные ком
позиции), в подготовке и проведении которых участвуют все ученики и
некоторые родители.
Результатом сложившейся системы работы является участие педра
ботников в конкурсе программ по организации на уроках и во внеуроч
ной деятельности профилактики ПАВ. Учителя биологии И.Н. Худобина
и В.Г. Щеблякова являются дипломантами областного этапа этого кон
курса. Учителя иностранного языка В.Г. Разуваева и русского языка Г.П.
Червякова принимали участие в областной научно практической конфе
ренции, где поделились опытом использования методов и методик обуче
ния, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся,
создающих условия для снятия перегрузки, нормального чередования
труда и отдыха на уроках. С 2000 года учителя школы являются победите
лями ежегодного городского конкурса “Учитель года”.
Не возлагая всей полноты ответственности за здоровье учащихся на
медицинскую службу, мы все же в работе по укреплению здоровья детей
отводим ей особое место. Цель, которую ставили перед собой в течение 8
лет, — приблизить медицину к образованию — в значительной степени
достигнута. Врачи Центральной районной больницы в школе занимают
ся профилактикой травматизма, инфекционных заболеваний, проведе
нием прививок. Проводят доврачебный (на основе скринингтестирова
ния) и педиатрический осмотр учащихся. С 2000 года в школе работает
физиотерапевтический кабинет (ФТК), где проводится лечение детей с
ОРВИ, лорзаболеваниями, а также оздоравливание часто болеющих де
тей; санация хронических очагов инфекции в носоглотке.
За 2004 год в ФТК пролечено 110 человек. Школьный врач педиатр
организует профилактику сезонных обострений хронических заболева
ний. За последние 3 года отмечается увеличение числа детей, входящих в
I группу здоровья, на 3% и уменьшение числа детей, входящих во II груп
пу здоровья, на 3,5%; , в III группу — на 0,5% .
Учащиеся с нарушениями опорно двигательного аппарата занимают
ся в школьных группах корригирующей гимнастики (49 учащихся —
25%), остальные посещают кабинет ЛФК в детской поликлинике. Уча
щиеся с пониженным зрением после уроков проходят лечение в медкаби
нете с использованием очков тренажеров. Учащиеся из III и IV групп
здоровья находятся на диспансерном наблюдении. Два раза в год школь
ным врачом проводится осмотр детей с хроническим гастритом, диски
незией желчевыводящих путей, хроническим пиелонефритом. Им дают
ся рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению. При необхо
димости они направляются на лечение в стационар.
160
В стоматологическом кабинете школы проводятся профосмотры де
тей и санация полости рта. За 2004 год осмотрено 420 человек. Стомато
логи с учащимися начальных классов проводят занятия для закрепления
навыков правильного ухода за зубами.
В течение учебного года школьный врач педиатр Н.В. Хрипченко обу
чает девушек десятиклассниц измерению артериального давления, пуль
са, проведению инъекций, правильному наложению повязок, оказанию
неотложной помощи при кровотечениях, травмах, отравлениях, обморо
ке, обморожениях и ожогах.
В школе практикуется проведение промежуточных срезов состояния
здоровья школьников через микроисследования двух типов:
1. Дни ДРК (диагностики, регулирования и коррекции здоровья
школьников в режиме школьного дня с участием специалистов школы,
ЦРБ и Центра Госсанэпиднадзора).
2. Изучение взаимосвязи СВД (соматоформной вегетативной ди
сфункции) и среднего балла успеваемости у учащихся 10—11 х классов.
Результатом дней ДРК является коррекция и активизация всех служб
Центра содействия здоровью школьников. Эти микроисследования по
зволили обеспечить взаимодействие и скорректировать работу медицин
ской, психологической служб и педагогического коллектива по организа
ции процесса обучения без дополнительных материальных затрат.
В рамках исследования взаимосвязи успеваемости и СВД был прове
ден анализ результатов мониторинга заболеваемости учащихся за 2003/04
год, который показал, что на фоне улучшения показателей по сколиозу
ухудшился на 2% показатель по вегетососудистой дистонии.
Этот результат можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зре
ния врачей, СВД встречается в пубертатном периоде более чем в 70% слу
чаев, степень его выраженности и дальнейшее развитие зависит от усло
вий и образа жизни ребенка. С точки зрения педагогов, повышенные по
казатели СВД следует рассматривать как следствие чрезмерной учебной
нагрузки и как фактор, ограничивающий повышение результатов в учебе.
Поэтому коллектив школы пришел к выводу: необходимо тесное сотруд
ничество медиков, психологов и педагогов. Следствием такого осознания
и стало использование здоровьесберегающих технологий и методик.
Сложившаяся в школе модель работы по сохранению и укреплению
здоровья учащихся стала базовой для школ города. Успешная реализация
профилактических программ и расширение их направленности стали
возможными в условиях межведомственного подхода и активной под
держки главы Лискинского района и города Лиски Шевцова В.В.




161
Ивановская область


Ai?aoiiaa N.?.
ae?aeoi? IIO “N?aaiyy iauaia?aciaaoaeuiay
oeiea ? 17 a. Eeiaoiu”

155809, Ивановская область,
г. Кинешма, ул. Наволокская, д. 18,
т.: 2 18 50



Беречь здоровье смолоду
На образование как на государственную структуру ложится, помимо
прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного
здоровья подрастающего поколения. Быстрое изменение социальных
стереотипов, трансформация материальных ценностей в совокупности с
понижением уровня жизни большинства семей ведут к росту психоэмо
циональных перегрузок детей, стрессовым ситуациям.
По данным здравотдела г. Кинешмы в 1998—2000 г. выросла заболева
емость населения: туберкулезом на 16,2%, венерическими заболевания
ми на 7,4%, хроническим алкоголизмом на 13%, психическими расстрой
ствами на 9%, онкологическими заболеваниями на 23%.
Наша школа расположена в фабричном микрорайоне на окраине го
рода, в котором слабо развита сеть спортивно оздоровительной работы.
Большинство семей имеют низкий прожиточный уровень, а слабый куль
турно образовательный уровень родителей не позволяет им создать усло
вия для укрепления здоровья и развития учащихся. Как следствие этого
— ухудшение состояния здоровья учащихся. Проблемы в действенном
оказании медико педагогическо психологической помощи вызвали не
обходимость применения здоровьесберегающих технологий в учебно
воспитательном процессе, так как именно в школьном возрасте заклады
ваются основы здорового образа жизни, формируются санитарно гигие
нические навыки, происходит становление физического и психического
развития личности.
Поэтому педагогический совет поддержал идею администрации о раз
работке и внедрении в практику школьных программ по укреплению и
стабилизации здоровья учащихся, начиная с 2000 года. Все они разрабо
таны в соответствии с темой, над которой работает школа: “Формирова
ние творческого потенциала личности учащегося в условиях развивающей
и здоровьесберегающей направленности обучения и воспитания”. Целью
программ является создание в школе на уроках и во внеклассной работе
162
здоровьесохраняющей атмосферы, побуждающей учащихся к ведению
здорового образа жизни, потребности сохранения и улучшения собствен
ного здоровья, стремления к самосовершенствованию, умению адаптиро
ваться в социуме. Первый этап прохождения программ – 2000—2003 гг.,
второй – 2003—2006 гг.
При реализации практической части программ мы получаем помощь
от системы здравоохранения, гороно: консультации для учащихся и педа
гогов, пропаганда медицинских знаний для учащихся, родителей, педаго
гов, работа городской медико педагогической школы, ежегодные меди
цинские осмотры учащихся и диспансеризация юношей 10—11 классов,
работа медико педагогической комиссии для детей с ЗПР.
В школе мы создали комфортные и безопасные условия обучения. У
нас работают: медсестра, врач, логопед, педагог психолог. Функциониру
ют спортивный и тренажерный зал, столовая, медицинский кабинет,
спальная комната, стоматологический кабинет, зона отдыха “Зимний
сад”, кабинет психологической разгрузки.
Действующий Базисный учебный план не препятствует укреплению
здоровья учащихся — большой выбор занятий по интересам во внеучеб
ное время способствует укреплению здоровья школьников.

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign