LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Данные медицинских осмотров, проведенных в нашей школе в 2001
2004 годах, показали, что лишь 46% детей можно считать практически
здоровыми, 11% имеют нарушения зрения, 11% детей часто страдают
простудными заболеваниями, 8% — заболеваниями ЖКТ, но самый вы
сокий процент детей страдает нарушениями осанки – 22%.
В соответствии с данными медосмотра учащиеся распределяются по
медицинским и физкультурным группам здоровья. За детьми с ослаблен
ным здоровьем ведется персональное наблюдение. Основу (64%) специ
альной медицинской группы обучения физкультуре составляют дети в
возрасте 10 14 лет, поэтому важно правильно организовать обучение,
способствующее не только приобретению прочных знаний, но и благо
приятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье школь
ника отнесено к приоритетным направлениям государственной полити
ки в области образования. Не случайно вопрос здоровья населения, в
особенности школьников, рассматривался в Госсовете. “Вопросам здоро
вого образа жизни должно уделяться самое серьезное внимание всех, кто
занимается воспитанием подрастающего поколения”, – отметил Прези
дент РФ В.В. Путин.
Для решения этих проблем на региональном уровне Глава админист
рации Белгородской области Савченко Е.С. принял постановление №
134 от 1 марта 2001 г. “О мерах по развитию физической культуры и спор
145
та в общеобразовательных учреждениях области”, на основании которо
го приказом № 1170 от 13 июля 2001 г. по Управлению образования и на
уки администрации Белгородской области наша школа была переведена
в режим работы, содействующий здоровью.
Была разработана Концепция и программа развития школы. У нас ве
дется научно исследовательская работа по проблеме сохранения здоро
вья участников образовательного процесса, которой руководит кандидат
педагогических наук Верзунова Л.В. Педагогический коллектив работает
над решением единой методической проблемы — “Формирование здоро
вого образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспи
танности, укрепления здоровья и развития творческих способностей уча
щихся”.
Сразу стал вопрос выбора стратегии. Традиционный подход был изна
чально неприемлем, так как приоритет отдавался бы медико гигиениче
ским технологиям, при которых основные задачи решают врачи. Пробле
ма здоровья подрастающего поколения в сфере образования беспокоит
не только медицинских работников, но и педагогов, и управленцев. Вы
бор школой точечной стратегии не привел бы к ощутимым результатам,
поэтому мы пошли по пути формирования здоровьесберегающего про
странства.
Научно исследовательская работа была распределена до 2007 года на
три этапа. Конструктивный этап (2002 г.) предусматривал анализ педаго
гической теории и практики по проблеме исследования; диагностику со
стояния здоровья учащихся, их физического развития, физической под
готовленности, функционального состояния организма, анализ ресурсов
школы; разработку комплексно целевой программы и концепции разви
тия школы.
Формирующий этап (2003—2006 гг.) предусматривал внедрение про
граммы формирующего эксперимента, создание педагогических условий
для реализации комплексно целевой программы и концепции развития
школы, экспериментальное обоснование педагогической системы, со
действующей здоровью учащихся, коррекцию программы эксперимента.
Заключительный (2007 г.) этап работы был рассчитан на анализ и об
работку данных научно экспериментальной работы; теоретическое обоб
щение итогов исследования; подготовку практических рекомендаций по
внедрению педагогической системы школы, содействующей здоровью
детей.
В рамках вариативной части базисного учебного плана и в связи с ре
комендациями Министерства образования о необходимости валеологи
ческого образования школьников БелГУ (кафедра физического воспита
ния), специалисты управления образования и науки Белгородской обла
сти и врачи областной детской больницы разработали учебную програм
му. На ее основе с 1998 по 2002 год в Борисовской средней общеобразова
тельной школе № 2 проводился эксперимент по физкультурно оздорови
146
тельному воспитанию учащихся. Медико психолого педагогическая ди
агностика состояния здоровья и формирование здорового образа жизни
школьников были основными задачами работы.
Обследования показали, что в результате внедрения в учебно педаго
гический процесс оздоровительных мероприятий и реализации програм
мы валеологического воспитания заметно улучшились показатели двига
тельных способностей, физического развития, снизилась заболеваемость
школьников. Так, например, общая заболеваемость в эксперименталь
ных классах снизилась на 9—13%, вдвое уменьшилось количество часто
болеющих детей. На основании данных социально гигиенического мо
ниторинга, программы по физкультурно оздоровительному направле
нию в образовательных учреждениях была принята областная программа
“Здоровый ребенок”.
В общем, можно подвести следующий итог нашей работе:
1. Школа работает по проекту “Школа, содействующая здоровью”.
2. Внедрена междисциплинарная программа “Здоровье” под редакци
ей В.Н. Касаткина (программа утверждена Министерством образования
и Министерством здравоохранения РФ).
3. Действует служба здоровья.
4. В школе организованы классы коррекции, введены должности за
местителя директора по физкультурно оздоровительной работе, логопе
да, педагога психолога, инструктора ЛФК.
5. В летнее время со школьниками ведется оздоровительная работа.
6. Создан детский оздоровительный центр “СпАрта”.
7. Проводится мониторинг уровня физического развития, физической
подготовленности и функционального состояния детей, данные фикси
руются в карте здоровья ребенка с целью коррекции программы сопро
вождения индивидуального здоровья.
8. Совместно с работниками районной больницы проводятся ежегод
ные медицинские осмотры.
Основные принципы обучения и воспитания просты и естественны:
доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку; объяс
нение учебного материала до полного понимания; дифференцированный
подход; насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требо
ваний современного урока. Основными идеями воспитательной системы
нашей школы здоровья являются “педагогика радости”, “ситуация успе
ха”; доброжелательность, стремление к взаимопониманию и поддержке,
максимально сближающие учеников, учителей, родителей; творческое
сотрудничество на различных уровнях; личностно ориентированный
подход.
Для решения организационных аспектов проблемы была создана сис
тема непрерывного образования, включающая как уроки по тематике здо
ровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов.
Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в
147
работе школы (профилактическая и коррекционно развивающая работа;
коллективно групповые способы обучения, уровневая дифференциация,
метод проектов, перспективно опережающая и блочно модульная техно
логия, релаксация), позволяют внимательно относиться к состоянию
каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
регулировать учебную нагрузку в соответствии с его индивидуальными
возможностями; организовывать режим учебных занятий с учетом дина
мики умственной работоспособности школьников в течение учебного
дня, недели, года; изменять рабочую позу во время урока для снижения
уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.
С целью оптимизации двигательной активности педагоги включают в
режим учебного дня различные формы занятий физическими упражне
ниями, организовывают подвижные перемены, используют малые фор
мы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные пау
зы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается
в соответствии с гигиенической нормой. В ходе научно исследователь
ской работы применяются нетрадиционные научно обоснованные физ
культурные упражнения, формы и средства укрепления здоровья школь
ников: средства специально оздоровительной направленности (оздоро
вительная ходьба, бег, лечебное плавание); кинезиологическая гимнасти
ка; факультативные занятия по программе физкультурно оздоровитель
ного воспитания (1—6 классы); “гимнастика маленьких волшебников”
(1—4 классы); оздоровительно развивающие средства (общеразвивающие
упражнения, упражнения для укрепления осанки, системы дыхательных
гимнастик, хатха йога, разновидности аэробики и ритмики, корригирую
щая гимнастика); оздоровительная тренировка по системе ИЗОТОН и др.
На основании анкетирования было проведено комплексное исследо
вание творческого потенциала педагогического коллектива и профессио
нальных качеств учителя. В основу этого исследования был положен
принцип компетентности, рекомендованный проектом модернизации
российского образования. Проведенный анализ уроков учителей пред
метников с целью проверки состояния оздоровительной работы показал,
что большинство (87%) учителей знакомы с приемами релаксации, гим
настикой для профилактики снижения остроты зрения, применяют раз
нообразные формы урока, позволяющие повышать двигательную актив
ность учащихся.
Для оперативной диагностики и внесения изменений в эксперимен
тальную работу проводятся дни ДРК (диагностики, регулирования и кор
рекции), один из которых был проведен с целью выявления уровня дози
рования домашних заданий. По его результатам установлено, что в сред
нем уровень дозирования домашних заданий является допустимым, уче
ники затрачивают на выполнение домашнего задания не больше поло
женной нормы времени.
Существующий Базисный учебный план, по мнению педагогического
148
коллектива школы, препятствует сохранению и укреплению здоровья
учащихся, т. к. сократилось количество учебных часов на изучение от
дельных предметов, а учебный материал остался в прежнем объеме.
Между учителями, родителями и учениками сложились дружеские,
партнерские отношения, основанные на совместной творческой работе,
понимании и взаимопомощи. Учителя, учащиеся и родители стараются
общаться на равных, учитывают цели и интересы друг друга. МОУ “Бори
совская средняя общеобразовательная школа №2” – школа, идущая по
пути здоровьесберегающей педагогики. Социальные педагоги формируют
базу данных о семьях учащихся, об их готовности сотрудничать со школой
в этом направлении. Анализ условий оздоровления в семье, который
предусматривает изучение внутрисемейных факторов, культурно образо
вательный уровень, образ жизни семьи, ее психоэмоциональный статус,
готовность к действенному сотрудничеству со школой, показал, что в при
емлемых в этом плане условиях проживают 59% детей от общего числа об
следованных. Нет необходимости доказывать, насколько регулярное и за
интересованное посещение школы родителями стимулирует самих учени
ков прилежно учиться и бережно относиться к своему здоровью.
Действенную помощь в реализации проекта “Школа, содействующая
здоровью” оказывает руководитель проекта доктор педагогических наук,
профессор БелГУ В.Н. Ирхин, координатор управления образования и
науки Белгородской области Н.М. Фатьянова. В 2005 году был создан ко
ординационный совет руководителей школ здоровья Белгородской обла
сти, в рамках которого проводятся регулярные ежемесячные семинары
для участников эксперимента. На уровне районной администрации педа
гогам, задействованным в научно исследовательской работе, осуществ
ляются доплаты, введены дополнительные ставки. Основные теоретиче
ские и практические результаты опыта обсуждались на районных, город
ских, областных и межвузовских конференциях, а также на Всероссий
ском форуме школ, содействующих здоровью (Иваново, 2000). Материа
лы опыта заслушивались на совместном заседании Коллегии Управления
образования и науки и Управления здравоохранения Белгородской обла
сти (2001), на курсах повышения квалификации учителей физической
культуры в Академии повышения квалификации и переподготовки ра
ботников образования (г. Москва, (2003). В 2004 году материалы опыта
были представлены на областной и Всероссийский конкурс “Школа тер
ритория здоровья”, где наша школа была признана победителем.
Считаем, что опыт МОУ “Борисовская средняя общеобразовательная
школа № 2” заслуживает внимания потому, что к решению единой проб
лемы привлечены все участники педагогического процесса. Сохраняя
принцип научности содержания, и повышая эффективность его реализа
ции, педагоги, медики, администрация практикуют аксиологический
подход, который заключается в том, что человек является высшей ценно
стью, а его здоровье — физическое, психическое и социальное — основ
149
ной категорией. Материалы, наработанные в школе, могут быть востре
бованы любой массовой школой Белгородской области, а также трансли
рованы в регионы России.



Владимирская область


Aiioei A.E.
ae?aeoi? aeiiacee ? 35 a. Aeaaeie?a,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O,
Aciaa A.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii OA?,
“Ioee?iee ia?iaiiai i?inaauaiey”

600027, г. Владимир,
ул. Комисарова, 39, Гимназия № 35



Модель разработана – будьте здоровы!
Здоровье школьников – проблема не только медиков, но и педагогов.
К сожалению, обучение в современной школе связано со значительными
интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, гиподинамикой.
Все это чревато проблемами со здоровьем. У школьников замедляется ча
стота пульса, ухудшается реакция и, как следствие, — снижается внима
ние, умственная работоспособность.
Особенно остро вопросы здоровьесбережения стоят перед инноваци
онными учебными заведениями, где программа обучения предъявляет
повышенные требования к организму ребенка. К их числу относится и
гимназия № 35 города Владимира. Кроме того, наша гимназия находится
в экологически неблагоприятном районе.
Школа, которой руководит Заслуженный учитель РФ Анохин Алек
сандр Иванович, была открыта в 1978 году, в течение ряда лет являлась
областной и городской экспериментальной площадкой и в 1996 году по
лучила статус гимназии.
В настоящее время у нас обучается 700 учащихся в классах естествен
но научного, гуманитарного (с 8 го класса) профиля. Гимназисты изуча
ют два иностранных языка по выбору: английский, немецкий, француз
ский или испанский.
Гимназия № 35 – это типовое трехэтажное здание с 64 учебными ауди
ториями, с современным компьютерным классом, двумя оборудованны
150
ми кабинетами изобразительного искусства, актовым, хореографическим
и двумя спортивными залами, столовой. У нас есть стадион с футболь
ным полем и беговыми дорожками, а также блок малых форм для гимна
стической подготовки.
С 1998 года в гимназии функционирует психолого физиологическая
лаборатория, созданная под руководством кандидата биологических на
ук, доцента Усоева В.М. Именно она и стала в 2000 году городской экспе
риментальной площадкой по теме “Организация и функционирование
Центра здоровья в общеобразовательном учреждении”. Руководителем
экспериментальной программы с 2001 года и по настоящее время являет
ся кандидат медицинских наук, доцент Морозова И.М.
Целью исследования стало проведение медицинских, психологичес
ких, педагогических и социальных мероприятий, направленных на улуч
шение здоровья учащихся и педагогов путем активной профилактики за
болеваний, комплексного восстановительного лечения, а также форми
рования определенной системы мировоззрения школьников, в которой
здоровье, как собственное, так и окружающих, представляет особую цен
ность.
Работа Центра здоровья изначально была направлена на создание ус
ловий, способствующих полноценной работе как учеников, так и педаго
гов: выздоровлению учащихся после острых респираторных заболеваний,
противорецидивному лечению хронических заболеваний органов дыха
ния, пищеварения, сохранению и укреплению психологического здоро
вья учащихся, профилактике различных форм школьной патологии.
Проводились и продолжаются до сих пор коррекционно оздоровитель
ные мероприятия для детей с нарушением опорно двигательного аппара
та, зрения, желудочно кишечного тракта. Эта работа проводится совме
стно с Микрореабилитационным центром медицинского оздоровления
учащихся, действующим от Детской областной клинической больницы г.
Владимира и ежегодно работающим на базе гимназии в течение 2—3 ме
сяцев. Ведется и просветительская работа по формированию психологии
здорового образа жизни среди педагогов, учащихся и родителей.
В гимназии была создана концептуальная модель Центра здоровья в
общеобразовательном учреждении, согласно с которой была апробирова
на и практическая модель. Суть модели заключается в формировании у
школьников мотивации на здоровье в условиях современного образова
ния, что невозможно без следующих компонентов:
— междисциплинарного характера взаимодействия различных специ
алистов (психологи, физиологи, педагоги, врачи);
— согласованных действий всех работающих в гимназии;
— определения здоровья как многогранного понятия, включающего в
себя физическую культуру, культуру питания, общения и т.д.
Кроме работы Центра здоровья в гимназии создана единая образова
тельно оздоровительная система преподавания всех предметов с 1 по 9
151
класс, апробируются методики оценки ее результативности, разрабаты
ваются критерии дифференцированного подхода к категориям учащихся,
имеющим разный уровень здоровья. Тема здорового образа жизни интег
рирована в образовательные программы гимназии по русскому языку и
литературе, истории и обществознанию, иностранному языку, геогра
фии, физики, химии и др.
Изучение вопросов здоровья, экологии, роли физкультуры и спорта в
жизни великих людей, проблемы нравственного выбора, духовного и ду
шевного здоровья человека происходит с учетом специфики предметов
на основе общегимназической цели оздоровления детей.
Педагогическим коллективом через учебную и внеучебную работу ус
пешно решаются следующие задачи:
— образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье че
ловека и здоровом образе жизни);
— развивающие (формирование мировоззренческих идей и убежде
ний о ценностном характере здоровья);
— воспитательные (развитие у учащихся стремления к организации
здорового быта, противостоящего неблагополучной социальной и при
родной среде);
— практические (привитие умений и навыков в области охраны свое
го здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление ду
ховно социального здоровья подростков).
Модель экспериментальной работы предусматривает следующие на
правления:
— предметные курсы базисного учебного плана (интеграция вопросов
здорового образа жизни в преподаваемые предметы, уроки здоровья для
учеников первых и вторых классов, релаксационные паузы на уроках, оф
тальмогимнастика);
— деятельность психолого физиологической лаборатории (работа
психолога, физиолога, педиатра, составление карт индивидуального и
психологического развития, профилактика вирусных заболеваний, кор
рекция минимальных мозговых функций, разработка комплексов упраж
нений для релаксационных пауз на уроках и т.д.);
— углубленное обследование учащихся врачом педиатром и другими
узкими специалистами;
— внеклассная работа (Дни и Недели здоровья, спортивные праздни
ки, родительский всеобуч и т.д.);
— просветительская деятельность (беседы врачей специалистов, ан
кетирование и индивидуальные консультации детей и родителей).
База данных результатов экспериментальной работы гимназии вклю
чает педагогический, медицинский и психологический блоки. К приме
ру, в медицинском блоке представлен материал изучения и анализа состо
яния здоровья младших учащихся; результат обследования гимназистов,
оценка их физического развития, структура заболеваемости, меропри
152
ятия по медицинской реабилитации (комплекс медикаментозных и не
медикаментозных средств, фитотерапия – витаминный, адаптогенный и
антисептический сборы, интерфернопрофилактика, комплексы метабо
лической коррекции), лечебно оздоровительные мероприятия. В психо
логическом блоке содержатся карты индивидуального развития детей,
программы психокоррекции, сопровождения и поддержки учащихся
1—11 х классов.
В ходе работы в рамках эксперимента нами были выделены следую
щие направления работы:
— психолого физиологическое;
— педагогическое;
— медицинское;
— организационно методическое.
Указанные направления включают в себя следующие виды деятельно
сти и конкретные мероприятия:
1. Диагностика состояния физического и психологического здоровья
учащихся (анализ структуры и уровня заболеваемости учащихся, психо
логическое тестирование, оценка резерва адаптации функциональных
систем и всего организма и др.).
2. Проведение врачами лечебно оздоровительных и психологами кор
рекционно развивающих мероприятий. С детьми, имеющими отклоне
ния в психоэмоциональном состоянии, работают психологи психолого
физиологической лаборатории (ПФЛ), оценивая уровень психоэмоцио
нального состояния и проводя его индивидуальную коррекцию. Эффек
тивность оценивается повторным тестированием гимназистов, прошед
ших программу коррекции. С сентября 2001 года в рамках эксперимента
“Организация и функционирование центра здоровья в общеобразова
тельном учреждении” проводится оздоровительная программа для детей
первой ступени обучения. Программа оздоровления направлена на сни
жение острой заболеваемости респираторными инфекциями, улучшение
адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Медицинская реа
билитация проводится ежемесячно, в течение всего учебного года. Лечеб
но оздоровительные мероприятия включают в себя комплекс как меди
каментозных, так и не медикаментозных средств, предназначенных для
профилактики острых респираторных заболеваний и гриппа, улучшения
процесса адаптации ребенка к обучению в школе, коррекцию витамин
ной недостаточности. Оценка эффективности проводимой программы
проводится ежегодно, в конце учебного года (май), и включает обработку
данных медицинской статистики, а также анкетирование родителей. Ан
кетирование проводится по классам, анонимно и включает в себя вопро
сы, касающиеся острой заболеваемости детей и субъективной оценки
проводимой оздоровительной программы.
3. Комплексная медико психологическая оценка готовности детей к
обучению в школе, которая позволяет выявить индивидуальные особен
153
ности и, соответственно, определить для каждого ребенка формы обуче
ния и прогноз адаптации к школе, своевременно провести коррекцион
ные мероприятия для детей с отклонениями в физическом и нервно пси
хическом развитии, соматически ослабленных детей.
4. Дифференцированный подход к формированию первых классов с
учетом уровня развития и состояния здоровья детей, поступающих в гим
назию, целенаправленное формирование медико психолого педагогиче
ской готовности к интенсивному обучению, контроль за течением адап
тации, обеспечение оптимальной адаптации и предупреждение ее срыва.
5. Уроки физического воспитания, ОБЖ, уроки развития, ритмики и
внеклассные мероприятия по физкультуре и спорту, которым отводится
ведущая роль в оздоровлении учащихся.
6. Физкультпаузы, физкультминутки, гимнастика для глаз на опреде
ленных этапах уроков с целью профилактики утомляемости, нарушения
осанки, зрения.
7. Дни здоровья, проводимые согласно календарю международных
праздников, Недели здорового образа жизни, занятия детей в спецгруп
пах, работа спортивных секций, кружков.

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign