LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В совокупности все выше перечисленные факторы побудили родите
лей самостоятельно осуществить разработку проекта принципиально но
вого образовательного учреждения, сохраняющего лучшие черты тради
ционного российского образования, но свободного от его недостатков.
Изучение причин потери здоровья молодыми людьми в процессе получе
ния общего образования позволило сделать следующие выводы:
1. Главной причиной здоровьеразрушающего воздействия традиционно
го образования является неспособность системы управления гармонично
соединить в целое отдельные части образовательного процесса.
2. Неудовлетворительное качество научного обеспечения организации
образовательного процесса. Исследование показало, что научное обосно
вание конкретного содержания образования в Советском Союзе непо
средственно перед его распадом отсутствовало, как отсутствует оно и сей
час в современной России. Именно отсутствие научного обоснования со
держания образования, а также отсутствие правовых механизмов ответ
ственности за качество научного обоснования содержания обоснования, с
точки зрения авторов, вызывают устойчивый эффект потери здоровья мо
лодыми людьми в процессе обучения и устойчивую депопуляцию населе
ния России, что представляет серьезную угрозу целостности государства.
136
3. Контроль качества образования в процессе обучения в образова
тельном учреждении осуществляется только по критерию обученности
(оценки в классных журналах), что создает условия для “размена” здоро
вья учащихся на их обученность в целях повышения престижа образова
тельных учреждений при подготовке к аттестациям или олимпиадам.
4. Единственное средство регулирования нагрузки на учащихся на
практике, применяемое в образовательных учреждениях, — установлен
ный предел учебного времени является морально устаревшим, практиче
ски неэффективным и препятствующим реализации личностно ориен
тированного подхода к организации образовательного процесса. Для на
уки давно не секрет, что человек устает не оттого, что он много работает,
а оттого, что он вовремя не отдыхает, что лучший отдых — это перемена
деятельности, что, занимаясь любимым делом, человек не устает, а, на
оборот, получает заряд бодрости, что существуют не только нагружаю
щие, но и разгружающие виды деятельности. Действующая система огра
ничений, очевидно, рассчитана в предположении, что современные пе
дагогические вузы не в состоянии подготовить педагогов, владеющих
приемами работы, необходимыми для организации здоровьесберегающе
го режима образования в течение полного дня.
5. Морально устаревшая система подготовки педагогических кадров,
при которой педагог рассматривается как сотрудник, ответственный за
“прохождение программы” по своему предмету, не интересуясь действи
ями коллег, озадаченных аналогичными проблемами.
Учитывая перечисленные причины, родители разработали принципи
ально новую систему управления, отличающуюся следующими особен
ностями:
1. Управление образовательным учреждением осуществляется в стро
гом соответствии с требованиями государственной образовательной по
литики, определенными Законом РФ “Об образовании” (демократичес
кое, государственно общественное управление образовательным учреж
дением осуществляется на основе единоначалия и самоуправления, кото
рое обеспечивается органами родительского, ученического, педагогичес
кого самоуправления и общественного управления).
2. Научно методическое обеспечение организации образовательного
процесса разрабатывается родителями, педагогами и учащимися самос
тоятельно, комплектование педагогических кадров осуществляется при
участии родителей (в настоящий момент более 40% коллектива — роди
тели учащихся, все педагоги работают по авторским программам).
3. Методологической основой научно методического обеспечения ор
ганизации образовательного процесса являются авторские интеллекту
альные продукты, позволяющие обеспечить реализацию принципов гар
монии части и целого, личностно ориентированного подхода к организа
ции образовательного процесса, опережающего развития личности в си
туации ускорения изменений условий жизни и др.
137
4. Текущий и итоговый контроль качества образования осуществляет
ся как минимум по четырем критериям: динамика показателей здоровья,
воспитанности, интеллекта и обученности.
5. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет подго
товку кадров по авторским методикам и технологиям, учитывая, что, по
признанию органов власти и управления образованием, “современные
педагогические вузы готовят учителя вчерашнего дня для школы сегод
няшнего и завтрашнего дня” (программа “Столичное образование — 3”).
6. Контроль состояния здоровья, его коррекция и развитие осуществ
ляются во взаимодействии как с традиционной медициной в лице дет
ской поликлиники № 61, организующей консультативную помощь и ме
дицинское сопровождение, так и с помощью научных организаций, зани
мающихся разработкой методик контроля и увеличения резервов здоро
вья. Одной из таких организаций, тесно взаимодействующих с Центром
образования, является Ассоциация “Народный СпортПарк”.
7. Модель образовательного учреждения реализует гармоничное со
единение возможностей общего и дополнительного образования (спор
тивной школы, школы искусств, центра творчества) на протяжении всех
этапов жизни человека от пренатального (дородового) периода под еди
ным управлением (за качество образования в целом отвечает один кол
лектив и один директор).
8. Организация инновационного процесса осуществляется только на
основе авторского сопровождения по технологиям, разработанным зве
ном системного проектирования (в отличие от традиционной системы
образования, до сих пор ориентированной на использование отчужден
ного продукта).
9. Все участники образовательного процесса получают знания, умения
и навыки, необходимые для организации индивидуальных и коллектив
ных научных исследований с учетом возможностей, предоставляемых со
временными информационными технологиями, а также для производ
ства интеллектуального продукта и защиты интеллектуальной собствен
ности как основы экономики третьего тысячелетия.
Новая модель полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды.
Впервые в мировой практике все четыре критерия качества образования
— здоровье, воспитанность, обученность и интеллект — одновременно
устойчиво возрастают в течение 15 лет вопреки аналогичным показате
лям в системе образования в целом.
В газете “Управление школой” №4/2005 в разделе “Школа иннова
ций” отмечается: “За 13 лет эксперимента школа превратилась в социо
культурный центр, где в 150 секциях занимаются дети всего района, где
действует специальная школа по подготовке молодых мам к родам. Счи
тается, что именно ЦО “Кожухово” смог переломить ситуацию в одном
из самых криминальных районов Москвы. Так, в год открытия школы
здесь считались “нормой” и детская проституция, и ежегодно умираю
138
щие на пороге собственного дома от передозировки наркотиков подрост
ки. Грабежи, драки... Уже через два года эти явления прекратились”.
Если проанализировать изменения показателей здоровья по возраст
ным периодам, то можно отметить, что за 15 лет среди семей, прошедших
обучение в школе растущей семьи (подготовка к родам), все 100% родов
прошли без нежелательных отклонений. Для сравнения: по данным глав
ного педиатра России, только 5% родов происходит без нежелательных
отклонений; в Москве, по данным, приведенным в книге Ю.М. Лужкова
“Россия в XXI веке. Возобновление истории”, — не более 15%.
В дошкольном подразделении Центра образования даже в разгар эпи
демии гриппа заболеваемость не превышает 21%. Как отмечет кандидат
философских наук Е.С. Катаева, “среди учащихся Центра образования
случаи углубленного изучения нескольких направлений не являются ис
ключением. Например, ученик может иметь несколько спортивных раз
рядов (по шахматам, волейболу, борьбе и др.), овладеть навыками игры на
нескольких музыкальных инструментах (гитаре, флейте, фортепиано, до
мре и др.) и успешно специализироваться в области математики, эконо
мики или биологии”.
Секрет гармоничного развития — в применении новой педагогичес
кой технологии — “опорного уровня обучения”. Она позволяет исполь
зовать достижения, полученные в одной области для повышения резуль
тативности в другой. Технология “опорного уровня” — одна из многих
педагогических инноваций, впервые в мировой практике применяемая в
условиях общеобразовательного учреждения и позволяющая добиваться
элитарного качества образования в массовой школе.
Показателем гармоничности развития учащихся может служить дина
мика результативного участия в творческих конкурсах, предметных
олимпиадах и спортивных соревнованиях — от районного до междуна
родного уровня.
В 2004/05 учебном году показатель количества побед по отношению к
числу учащихся достиг 300%. Другими словами, в среднем каждый уча
щийся в течение года побеждает в трех состязаниях: спортивном соревно
вании, предметной олимпиаде и творческом конкурсе.
Как отмечает старший научный сотрудник Центра музыкально педа
гогического образования НИИ развития образования кандидат архитек
туры С.А. Полищук, “коллективом Центра образования разработан тех
нологический цикл управления развитием образовательной и воспита
тельной системы школы, гарантирующей позитивную самореализацию
учащихся в условиях современного общества” (журнал “Московская
школа” № 6 / 2005, “Большому кораблю — большое плавание”). “Среди
выпускников ЦО № 1804 “Кожухово” есть такие ребята, которые одно
временно учатся на филологическом отделении МГУ и экономическом
отделении МИФИ, которые закончили Государственный университет
высшей школы экономики с двумя дипломами, один из них — диплом
139
Лондонской школы экономики. Подобные случаи являются здесь прави
лом, а не исключением”.
Среди выпускников и учащихся Центра — чемпионка Европы по син
хронному плаванию, чемпион России по эстафетному бегу, чемпионка
Москвы по академической гребле, чемпион Москвы по настольному тен
нису, призеры международных соревнований по восточным единобор
ствам, шахматам, футболист международного класса.
По результатам спортивно оздоровительной работы Правительством
Москвы коллектив награжден грамотой за лучшие достижения по физи
ческой культуре и спорту.
Педагогический коллектив Центра образования награжден грамотами
Департамента образования города Москвы за исследовательскую работу
по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по
патриотическому воспитанию молодежи; семь педагогов являются лауре
атами конкурса “Грант Москвы”.
Центру образования присужден Грант как лучшему общеобразова
тельному учреждению по информатике и применению информационных
технологий.
Центр образования — четырежды лауреат российского конкурса
“Школа года”, дипломант Всероссийского конкурса воспитательных си
стем, лауреат конкурсов “Москва на пути к культуре мира”, “Растим па
триотов России”, финалист всероссийского конкурса “Лидер в образова
нии 2000”, победитель конкурса “Лидер в образовании 2001”, облада
тель дипломов “Школа мира” — 2002, 2003, 2004, 2005, имеет статус “Ас
социированная школа ЮНЕСКО”.
За подвижничество в совершенствовании системы образования и
большой вклад в развитие социокультурной сферы района коллектив
Центра отмечен благодарностью префекта Юго Восточного округа г.
Москвы и занесен на доску почета.
Результаты работы Центра представлялись более чем на 150 россий
ских и международных научно практических семинарах и конференци
ях, значительная часть которых проводилась на базе образовательного уч
реждения. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, в на
стоящее время аналогов в мире не существует и перспективность кожу
ховской системы не вызывает сомнений.
Сегодня на базе Центра образования работает девять эксперименталь
ных площадок (РАН, РАО, МГУКИ, Департамента образования города
Москвы). В 2005 году впервые в истории Москвы, Департаментом обра
зования города Москвы, открыта экспериментальная площадка в целях
разработки районной модели демократического, государственно обще
ственного управления, в состав которой вошли все школы района. ЦО
“Кожухово” выполняет роль головной организации сетевого проекта,
обеспечивая инновационный процесс в условиях московского муници
пального образования “Южнопортовое”.
140
Однако наиболее перспективным вариантом использования Центра,
создавшим новую педагогическую систему, является открытие на его ба
зе ступени высшего педагогического образования, поскольку за 15 лет
экспериментальной деятельности именно сейчас выпускаются учащиеся,
полностью прошедшие систему образования третьего тысячелетия от до
школьного периода. Именно из таких молодых людей можно подгото
вить педагогов нового качества, способных вывести образование России
из кризиса и гарантировать устойчивый подъем ее экономики.


Ooeeia A.A., Iena?aaa A.A.
Aaoneee naa ? 2365 “Eaa”

Москва, ул. Братеевская, 16, корп. 5,
Детский сад № 2365 “Лад”,
т.:340 75 22, 342 84 84



В ладу с русской культурой
Детский сад “Лад” № 2365 начал свою работу в августе 1998 года как
сад с русским этнокультурным компонентом образования. Идея создания
сада принадлежит его нынешним руководителям, педагогам высшей ква
лификации Уткиной В.В. и Писаревой А.Е., разработавшим концепцию
и программу “Детского сада русской культурной традиции”.
Название “Лад” было выбрано для сада не случайно. В “Толковом сло
варе живого великорусского языка” В.И. Даля слово “лад” трактуется как
“мир”, “согласие”, “любовь”, “дружба”, “отсутствие вражды и порядок”.
Авторская программа работы детского сада рассчитана именно на то, что
бы создать в детском дошкольном учреждении такой микроклимат, в ко
тором малыши бы росли в ладу с собой, с другими людьми и с природой.
Чтобы активность личности сочеталась у воспитанников с управляемос
тью и социальным “ладом”, а личное творческое начало вписывалось бы
в жизнь коллектива.
Дошкольный этап развития ребенка в фундаментальном плане не ме
нее важен, чем школьный. Именно на этом этапе формируются духовно
нравственная основа личности, характер, которые будут определять по
ведение человека в дальнейшей жизни.
Авторская программа “Детского сада русской культурной традиции”
предназначена для работы с детьми от 2 х до 7 ми лет. Ею может быть до
полнена любая комплексная программа дошкольного образования.
Программа состоит из 5 разделов, объединенных общей темой и име
ющих интегрированный характер.
141
Первый раздел программы “Родное слово и народоведение”, предпо
лагает работу по развитию речи. Занятия по разделу проводятся с изуче
нием народных потешек и поговорок, чтением детских произведений
русских писателей и поэтов, рассказов о святых Земли Русской. Матери
ал усваивается в процессе чтения книг, рассказов воспитателей, при про
слушивании аудиокассет и просмотре видеофильмов, а также путем бесед
педагога с детьми и в общении детей между собой.
Второй раздел связан с изобразительной деятельностью. Он предусма
тривает знакомство детей с художественным наследием своей Родины: от
лубочной живописи до полотен Васнецова, Левитана и Серова. Дети по
лучают представление о храмовой архитектуре и иконописи, учатся ува
жать и беречь русские святыни.
Третий раздел направлен на музыкальное развитие ребенка, включаю
щее в себя как народные песни, так и музыку Чайковского, Свиридова и
др. Основой музыкальных занятий является фольклор, сочетающий в се
бе и танец, и пение, и игру на музыкальных инструментах.
Четвертый раздел решает задачу физического здоровья детей. В занятия
по физической культуре в детском саду включены разнообразные народные
игры: соревновательные, командные, речевые игры, игры на внимание и т.д.
Пятый раздел программы связан с экологическим воспитанием.
Канвой всех занятий с детьми на протяжении года служит народный
православный календарь. Построение работы в группах по календарю да
ет возможность ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях.
Яркие календарные праздники воздействуют на эмоциональную сферу
детей и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря, повторение
из года в год одних и тех же событий и праздников, позволяет детям луч
ше усваивать материал, постепенно усложняя и углубляя его. В процесс
воспитания включаются родители, которые вместе с малышами знако
мятся с обрядами русского народа, с большим интересом открывают для
себя народные праздники. При этом они учатся не только веселиться, но
и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участ
никами. Эта идея находит применение в ежегодно проводимых педагога
ми “Рождественских святках” с их колядками; в “Сороках”, когда даже
трехлетние дети с воодушевлением лепят жаворонков из теста, в “Благо
вещении” с московской традицией выпускания птиц на волю, в прони
занных особой радостью “Пасхальных гуляниях”. Традиционно отмеча
ется в детском саду великий праздник нашей страны – День Победы.
Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение
недели. Для этого не требуется дополнительных занятий, так как предпо
лагаемый материал включается в различные виды деятельности, предус
мотренные базисной программой.
Обобщенно говоря, направлением детского сада “Лад” является раз
вивающая педагогика на основе русской культурной традиции. Причем,
для педагогов сада русская культура не является самоцелью, а прекрас
142
ным средством для воспитания нравственного, коммуникабельного и
энергичного человека. Огромный духовно нравственный потенциал этой
традиции используется для формирования у детей устойчивого интереса
к активной умственной и прикладной деятельности всех видов, чувства
коллективизма и совестливости в ситуациях нравственного выбора. В це
лом это обуславливает гармоничное развитие личности, и способствует
преодолению ребенком многих негативных тенденций, ставших, к сожа
лению, характерными для современного общества.
Проведенная работа позволила сделать и еще несколько выводов. Во пер
вых, виден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как пери
ода формирования творческой личности. И дело тут не в том, что именно в
этом возрасте можно неожиданно эффективно развивать потенциальные
возможности человека, а в том, что позднее эти возможности отчасти утрачи
ваются. Второй вывод довольно неожидан, но также почерпнут из практики.
Он состоит в том, что постепенное вхождение в русскую культуру нерусских
детей оказывается для них очень органичным, интересным и развивающим,
а в русских детях углубленное знакомство с родной культурой формирует ис
кренний благожелательный интерес к культурам другим народов.
Разработка программы с этнокультурным компонентом для детского
сада осуществляется в тесном сотрудничестве и творческом контакте с
высокими профессионалами и большими энтузиастами других направле
ний: культурологического (школа традиционной культуры “Веретенце”),
научно педагогического и методического (Центр международного обра
зования “Этносфера”, школа № 992 с этнокультурным компонентом об
разования) и др.
Опыт работы детского сада русской культурной традиции был поло
жительно оценен и рекомендован к систематическому распространению
на Московской городской конференции по нравственно патриотическо
му воспитанию, проходившей в декабре 2002 года, на международных
Рождественских чтениях 2003 года, дошкольная секция которых прово
дилась как раз на базе детского сада № 2365 “Лад”.
В ноябре 2003 года детский сад “Лад” принимал участие в научно
практической конференции “Игра и игрушка в жизни ребенка: проблемы
и перспективы”, проведенной Министерством образования Российской
Федерации. На конференции методист детского сада Писарева А.Е. в
своем выступлении поделилась опытом работы педагогов детского сада
по теме: “Народные игры, игрушки, праздники и их влияние на духовно
нравственное воспитание детей”.
Опыт детского сада был представлен на Всероссийской научно прак
тической конференции “Русская школа в ХХI веке”, проходившей в г.
Калининграде в марте 2004 года.
Символом признания программы “Детский сад русской культурной
традиции”, живого интереса, который проявляют к ней не только в Мос
кве, но и в других городах России и зарубежья, являются завоеванные са
143
дом награды. Среди них: диплом лауреата международной выставки фо
рума “Школа” (2002 г.) за разработку и реализацию программы детского
сада русской культурной традиции, диплом Международного конкурса
детского творчества, организованного Российским Фондом Мира (2000
г.), диплом 1 степени городского смотра конкурса “Москва на пути к
культуре мира” (2001 г.) и диплом Всероссийского конкурса “Растим па
триотов России” за программу духовно патриотического воспитания де
тей дошкольного возраста (2004 г.).
Особенно ценно для нас было увидеть публикацию нашего опыта в
альманахе “Духовное и физическое здоровье нации” в рамках одноимен
ной общероссийской социальной программы в соответствии с решениями
Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года.
В этом альманахе представлены люди, учреждения, организации, ре
гионы, которые помогают возрождению страны, вносят свой посильный
вклад в строительство нашего общего дома. И нам радостно, что наш
опыт работы был оценен на таком высоком уровне.



Белгородская область


Iao?ia A.I.
ioaaonoaaiiue ca yenia?eiaioaeuio? ?aaioo,
Ne?ioaiei I.I.
ae?aeoi? IIO “Ai?enianeay n?aaiyy
iauaia?aciaaoaeuiay oeiea ? 2”,
Iao?iaa A.A.

309340, Белгородская область,
Борисовский район,
п. Борисовка, ул. Советская, 67,
т.: (07 246) 5 12 36, 5 14 27



Педагогика сотрудничества:
все вместе — за здоровье друг друга
В последние годы на фоне меняющейся общественно политической и
экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в
формах, методах и содержании образования. Кризисные явления в обще
стве способствуют изменению мотивации получения знаний у детей раз
ного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физичес
144
кое и психическое развитие, вызывают отклонения в поведении. Поэто
му проблемы сохранения здоровья становятся сегодня особенно актуаль
ными.
Актуальность проблемы здорового образа жизни подтверждают четы
рехлетние исследования, проведенные в нашей школе в 1998—2001 годах.
Они показывают, что на протяжении этого периода количество перво
классников, имеющих физические недостатки и хронические заболева
ния, увеличивалось: в 1998—1999 гг. — 22%, в 2000 году — 23%, а в 2001 го
ду эта цифра выросла до 25%. Отмечена и тенденция к росту числа аллер
гических заболеваний, миопии, болезней опорно двигательного аппара
та, нервно психических расстройств, а также снижению общей физичес
кой подготовленности. За время обучения в начальной школе количест
во детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до
35% (чаще за счет миопии). Среди других патологий высок процент веге
то сосудистой дистонии, заболеваний желудочно кишечного тракта и
морфофункциональных отклонений, среди которых преобладают нару
шения осанки.
Создание здоровьесберегающего пространства в школе началось с ди
агностической работы и повышения компетентности педагогического
коллектива по вопросам содействия здоровью и обучения здоровому об
разу жизни. Диагностическая работа проводилась как с учащимися, так и
с учителями.

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign