LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

боты в инновационном режиме”, “Изучение личности младшего школь
ника”, “Учебная мотивация как показатель качества знаний учащихся”;
— индивидуально групповые консультации “Психологическая под
держка ребёнка”, “Микроклимат класса”, “Исследование творческих
способностей школьников”.
В образовательном процессе мы используем следующие технологии:
теорию валеологического образования (Р.И. Айзман, Г.К. Зайцев, Э.М.
Казин, Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко), технологию личностно ориентиро
ванного процесса (С. Якиманская), технологию И.И. Брехмана, техноло
гию дифференциации и индивидуализации обучения (Г.К. Селевко, А.Г.
Селевко). Важным аспектом в реализации здоровьесберегающих техно
логий является самообразование педагогов по данному вопросу. Боль
шинство учителей и воспитателей повышают свой профессиональный
уровень именно в данном направлении.




127
Раздел III
Oaio?aeuiue oaaa?aeuiue ie?oa.
Iiuo oeie e aioeieuiuo o??a?aaiee
ii ia?aciaaie? e cai?iaiio ?acaeoe? aaoae




Москва


Oe?niaa I.I.
ae?aeoi? aeiiacee ? 1518 a. Iineau,
eaiaeaao iaaaaiae?aneeo iaoe,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O,
Iiai?eeiaa I.A.
cai. ae?aeoi?a aeiiacee ? 1518 a. Iineau


129085, Москва, пр. Мира, 87,
ГОУ Гимназия № 1518,
т.: (095) 287 14 11



Нагрузка для гимназиста

Вопросы перегрузки учащихся во всех видах общеобразовательных уч
реждений не сходят со страниц газет, научно педагогических журналов в
течение многих последних лет. Особенно острым этот вопрос стал с появ
лением новых видов школ, в том числе и гимназий. Важность и актуаль
ность этого вопроса не вызывает сомнений в среде ученых, родителей,
учителей и педагогической общественности.
Одной из задач гимназического образования является создание моде
ли образовательного процесса, предусматривающего постоянную в пери
од обучения интеллектуальную, физическую, психологическую и другие
нагрузки учащихся. Однако, по данным многочисленных исследований,
подтвержденным мнением учащихся, педагогов и родителей гимназия
выходит за рамки адаптационных (приспособительных) возможностей
организма ребенка, возникает перегрузка. Выход за адаптационные пре
128
делы приводит к утомлению, усталости, снижению работоспособности, а
время учащегося и учителя расходуется неэффективно.
Неблагополучие этой ситуации отмечалось в письме Министерства об
щего и среднего образования РФ от 22 февраля 1999 г. № 220/—12 “О недо
пустимости перегрузок обучающихся начальной школы”. Комитет здраво
охранения Москвы издал методические рекомендации № 25 от 26 мая 1998
г. “Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах
школ” (учреждение разработчик: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН).
В документе говорится, что обучение в школах нового вида характери
зуется значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением
объема и усложнением содержания учебных программ без учета в органи
зации учебного процесса психофизических особенностей детей разного
возраста.
У учащихся школ нового вида отмечаются серьезные и значительные
изменения в состоянии здоровья: до 50% гимназистов заканчивают учеб
ный день с признаками сильного и выраженного утомления, к концу
учебного года у учащихся в 2 раза увеличивается частота гипертонических
реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального дав
ления достигает 90%. У большинства гимназистов (55—83%) обнаружены
проявления повышенного невротизма. Функциональные резервы орга
низма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников,
у 24% учащихся 5 9 классов и у 20% старшеклассников.
В публикациях отмечается, что освоение учебной программы у уча
щихся школ нового вида происходит ценой ухудшения здоровья: у 61,3%
выпускников гимназии диагностирована хроническая патология. У уча
щихся школ нового вида по сравнению со школьниками массовых школ
в 1,5—2 раза больше детей с дефицитом массы тела, патологией органа
зрения, нарушениями опорно двигательного аппарата, отклонениями со
стороны нервно психического здоровья, заболеваниями пищеваритель
ной системы и др.
Особую тревогу вызывает состояние здоровья девушек подростков,
обучающихся в образовательных учреждениях нового вида. Исследова
ния Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что
большая суммарная учебно воспитательная нагрузка является ведущим
фактором риска для здоровья, в том числе репродуктивного, девочек де
вушек. К концу обучения 75% девушек имели те или иные хронические
заболевания (против 44% в 80 е годы).
Одной из наших задач было выделение тех переменных, которые вли
яют на перегрузку гимназистов и в рамках нашей гимназии по возможно
сти найти пути их уменьшения или устранения.
Факторы и параметры перегрyзки. Продолжительность недельной на
грузки (классной) определяется 38 часами согласно учебному плану для
гимназий. Однако, это не единственный показатель, определяющий на
129
грузку, к ним относятся объем домашних заданий, а также уровень стрес
са и гиподинамии, порождаемых образовательным процессом.
Разумеется, нас интересовало не само по себе время, проведенное
гимназистами на уроках и при выполнении домашних заданий, а то, к ка
ким последствиям это приводит.
Поэтому одним из важнейших направлений исследования мы опреде
лили экспериментальное и мониторинговое выявление того, как те или
иные виды учебной деятельности влияют на утомляемость гимназистов.
Мы исходим из того, что уровень “перегруженности” и последствия, ко
торые ею вызваны, для разных детей разные. Поэтому в вопросе о пере
грузке необходимо и важно было соблюсти принцип индивидуализации
образования и как основу его — принцип вариативности, что гарантиро
вало бы получение качественного образования, в том числе и достаточно
широкого, каким является гимназическое.
Это означало, что мы должны были так оптимизировать нагрузку гим
назиста, чтобы у него была возможность использовать “свободное” вре
мя и на факультативные занятия, и на самостоятельную творческую науч
но исследовательскую деятельность.
Эти занятия могут лишь незначительно повысить уровень перегрузки
или даже действовать обратным образом — разгружать. Это связано с
важнейшим фактором — внутренней мотивацией личности учащегося.
Обсуждаемая задача состояла в том, чтобы найти оптимальную на
грузку, при которой достигаются максимальные учебные результаты,
обеспечивается воспитательный компонент и другие формы развития
гимназиста вне учебного процесса и не возникает перегрузки.
Такая задача могла решаться только индивидуально. Её решение зави
сит и от состояния различных физиологических систем учащихся, и от
нагрузок внеаудиторных часов (психологических, гигиенических), и, ко
нечно, немалую роль играет фактор мотивации, о котором говорилось
выше.
Нас интересовали также адаптивные ресурсы организма, удерживаю
щие его в той зоне, где организм адекватно реагирует на воздействия
внешней среды, поддерживая собственную стабильность в короткие пе
риоды времени и сохраняя способность развития в перспективе. Большая
роль в мониторинговом исследовании здоровья гимназистов отводилась
медицинскому персоналу.
Решая проблему снижения перегрузок гимназистов, мы в самом нача
ле нашего исследования провели анкетирование старшеклассников на
шей гимназии. Им были предложены четыре вопроса.
1. Какие типы уроков вы считаете наиболее эффективными?
Оказалось, что эффективными были, прежде всего, уроки, на которых
учителями применяются активные методы обучения, в процессе которых
гимназисты сами “должны дойти до истины” (найти способ решения за
дачи, проанализировать текст, сделать вывод и т.д.). Гимназисты отвеча
130
ли, что эти знания “лучше усваиваются”, чем те, что они должны понять
из объяснения учителя. Очень интересными и эффективными были от
мечены уроки семинары, уроки конференции, уроки турниры, так как
на них можно поспорить, “отстаивать свою точку зрения”, доходить до
сути и т.д. Очень многие из респодентов указывали, что эффективными
являются уроки, которые “побуждают интерес к самостоятельному поис
ку знаний”. Одной из таких “побуждающих” форм гимназисты называли
составление комментариев к тексту и эссе – типы работ, которые расши
ряют рамки предмета, углубляют знания, а также учат лаконично выра
жать свою мысль.
Ряд гимназистов вспомнили брейн ринг по истории математики.
Практически все отметили, что очень эффективными они считают инте
грированные уроки. (Они называли их “междисциплинарными”). “Эф
фективны они потому, что одну и ту же проблему освещают с разных ас
пектов”. Справедливости ради отметим, что некоторым учащимся удобен
для восприятия традиционный тип урока, так как он наиболее предсказу
ем и, по их мнению, способствует лучшему запоминанию темы.
2. От чего вы больше устаете на занятиях?
Неожиданным для нас был тот факт, что в своих ответах учащиеся по
делили усталость на “плохую” и “хорошую”. К “хорошей” отнесли, на
пример, усталость во время семинаров, конференций (“так как я прини
маю участие в диалогах, дискуссиях, здесь требуется мое непосредствен
ное участие”); на физкультуре (“чувствую физическую усталость, иногда
даже мышечную боль, но зато потом легкость: летаю, как птица”); на уро
ках иностранного языка (“так как требуется сосредоточенность, активи
зация слуха, памяти, активность”).
К “плохой” усталости отнесли уроки, на которых приходится слушать
и успевать записывать (“надо все подробно записывать, а потом дома це
лый день разбираться, чтобы понять”). Утомляет учащихся пассивное
восприятие материала (“устаю на больших лекциях”, “устаю там, где пе
рестаю понимать, но стараюсь точно записывать формулировки”, “очень
утомляюсь от монолога лектора, особенно, если он не создает атмосферу
общения”). Одна гимназистка написала, что очень устает, если материал
ей не интересен. А вот типичные формулировки ответов: “устаю, если не
понимаю”, “очень устаю, если на уроке дается много информации по
объему”, “устаю на контрольных, от напряжения сил и ответственности”.
3. Типы уроков, на которых вам приятно и интересно работать?
Учащиеся выделили несколько типов уроков.
Во первых, психологически комфортные, когда учитель создает атмо
сферу поддержки и одобрения (“на истории чувствую себя свободной;
могу говорить, не стесняясь; на литературе никогда не бывает скучно”).
Во вторых, уроки, на которых можно проявить интеллект (“работать,
не замечая времени”, “интересные, но сложные уроки истории и литера
туры, так как на них так много возможностей для исследования”, “уроки
131
математики, так можно всегда найти рациональный способ решения за
дач”, “уроки экономики, так на них можно проявить свои знания и эру
дицию”).
4. Какие темы и по каким предметам за прошлые годы вам особенно
запомнились и почему?
Анализ ответов гимназистов выявил, что в памяти гимназистов сохра
нились темы, которые требовали длительной отработки навыков (“пра
вописание “н” и “нн” в наречиях и причастиях”, “решение текстовых за
дач, решение квадратных уравнений и неравенств”). Учащийся отметил,
что запомнил эту тему, так как “учил всю ночь”, “использовал каждую
свободную минуту, чтобы повторить” и т.д.
Запомнились и темы, которые сопровождались яркими иллюстриро
ванными материалами (18 из 25 человек помнят урок по МХК “Живо
пись России ХIХ века — яркие картины жизни художников передвижни
ков”, 16 из 25 учащихся отметили уроки биологии, на которых “исполь
зовалось учебное телевидение”).
Запомнились учащимся также уроки, которые пробуждали интерес
(“урок конференция “Вода в жизни человека”, потому что я по другому
стал относиться к проблемам экологии”, “урок литературы по произведе
нию В. Быкова “Обелиск”, так как там подняты нравственные проблемы
выбора для человека, находящегося в экстремальных ситуациях”) и др.
В памяти учащихся хорошо сохранились уроки, которые требовали их
личного участия, самостоятельного творчества и активности (“конфе
ренция по итогам практики в банках, так как я много трудился над своим
проектом, вложил в него душу”, “конференция по подведению итогов
научно исследовательской деятельности гимназистов, я очень волновал
ся, потому что это итог моей работы за год”, “запомнился урок литерату
ры по творчеству Тютчева, потому что он был проведен в форме литера
турной гостиной, а я был ведущим”).
Анализ ответов гимназистов говорит о том, что снятие перегрузок уча
щихся нельзя решить только уменьшением количества часов аудиторной
работы, или только изменением расписания, или только изменениями
форм учебной деятельности — это очень сложная, многофакторная проб
лема.
В нашей работе мы учитываем все факторы, влияющие на перегрузку
учащихся. Нами разработана система мер по ее ограничению. Результаты
эксперимента убедили нас в том, что здоровье учащихся не ухудшается.
Факторы, которые необходимо учитывать в целях предупреждения пе
регрузки учащихся:
I. Формирование новых приоритетов в целях образования.
Современный этап развития цивилизации выдвинул новые приорите
ты в целях образования. На первое место выдвинулись умения самостоя
тельно искать, передавать информацию, планировать и проектировать
свою деятельность, реализовывать свои планы.
132
Эти интеллектуальные умения являются важнейшими общеучебны
ми. Их более раннее и полное формирование в гимназии позволило по
высить эффективность учебного процесса в целом и открыло возможно
сти для разгрузки гимназистов. Например, творческая деятельность уча
щихся, начиная с первых лет обучения и заканчивая научно исследова
тельской деятельностью в старших классах. Этой же цели служит содер
жание многих предметов, особенно “Экономика”, преподавание которо
го ведется непрерывно с 1 по 11 класс.
II. Содержание образования по областям и предметам, новые техноло
гии обyчения.
Обновление научного знания, потребности реальной жизни привели к
постоянному росту конкретного содержания образования по отдельным
предметам, появлению новых предметов. Радикально противостоять без
удержному росту содержания образования в школе невозможно, если ко
ренным образом не изменить подход к отбору содержания и технологиям
его преподавания, тем самым снизить перегрузку учащихся.
Учитывая медицинские рекомендации по снижению перегрузки уча
щихся и анализ ответов гимназистов о причинах нагрузки, мы в нашем
эксперименте пошли по следующему пути. Кафедры гимназии провели
анализ предметного содержания образования, что привело нас к выявле
нию большого числа имплицидных тем, в которых изучаются одни и те
же понятия, явления, законы только в разных учебных предметах и под
разных углом зрения.
Например:
— различные ресурсы (экономика, география, химия, биология, фи
зика, история, ОБЖ);
— химическая промышленность (химия, география, экономика, исто
рия);
— скалярное произведение векторов (математика, физика);
— творческое наследие Шекспира (английский язык, литература, ис
тория, русский язык, МХК);
— нации и народность (история, обществознание, МХК, литература,
иностранные языки, география);
— и другие.
Важно заметить, что эти темы изучаются в разных классах, причем,
изучив одну из них, например, в 6 классе на одном предмете, возвращают
ся к ней на другом предмете в 9 классе. Программа этого предмета 9 клас
са не предусматривает повторения темы, изученной в 6 классе. Считается,
что учащиеся должны помнить этот материал в полном объеме. Таким об
разом, у учащихся происходит непонимание новой темы 9 класса, а от нее
усталость и перегрузка. Разбор новой темы переносится на самостоятель
ную работу дома и т.д. Если этот порочный круг не разомкнуть, то нако
пившаяся усталость и перегрузка приводит к снижению и потери мотива
ции к учению, а значит, сводит к нулю качество образования.
133
В процессе нашего исследования мы разработали систему “шитых”
задач (термин В.Г. Болтянского), целью которых является повторение те
мы, изученной в 6 классе на новом более высоком уровне. Это позволяет
эффективно изучать новый материал в 9 классе без особого напряжения
памяти, а главное, учащийся расходует свои интеллектуальные ресурсы
на изучение нового материала. Естественно, что эффективность такого
подхода очевидна.
Необходимо заметить, что время на повторение можно взять из ре
зервного, которое выделяется на каждый предмет (4—6 часов в каждом
классе по каждому предмету).
В ходе эксперимента по преодолению перегрузок учащихся нами бы
ли смоделированы разные блоки повторения, которые успешно реализу
ются в учебном процессе гимназии. Мы также разработали значительное
количество интегрированных уроков, конференций, семинаров, кото
рые, как показал эксперимент, очень интересны учащимся. Они побуж
дают мотивацию учащихся к учению, что также положительно сказывает
ся на снижение перегрузки.
Мы считаем, что интеграция содержания образования может способ
ствовать уменьшению перегрузок учащихся. Следовательно, правильно
выбранные технологии учебного процесса ведут к снижению утомляемо
сти учащихся и повышают эффективность учебного процесса в целом.
III. Классное время и домашние задания.
Московский региональный базисный учебный план ограничивает по
казатели обязательной аудиторной нагрузки учащимся, для гимназистов
10–11 классов до 38 часов в неделю. Кроме того, для гимназий обязатель
на 6 дневная учебная неделя.
Мы стараемся все профильные предметы, такие как деловой русский
язык, деловой английский язык, математика для экономистов и др., а
также профильные элективные курсы проводить после 40 минутного пе
рерыва для полноценного обеда и отдыха.
Домашние задания и их роль в перегрузке учащихся, как правило, не
привлекают внимание педагогов, однако их значение в этом вопросе труд
но преувеличить. Связано это, прежде всего, с объемом домашнего задания.
В нашей гимназии мы разработали рекомендации для учителей и уча
щихся по сокращению времени на выполнение домашних заданий. Од
ной из простейших рекомендаций для учителя является фиксация им в
классном журнале, а учащимся в дневнике времени достаточного, с точ
ки зрения педагога, для выполнения домашнего задания. Оказалось, что
учащимся по таким предметам, как физика, математика и литература тре
буется на 20 30 минут в среднем больше, чем определено учителем. На
основании полноценных результатов мы скорректировали объем домаш
них заданий по этим предметам.
Кроме того, мы определили и ограничили время на выполнение обя
зательных домашних задании следующим образом: например, классное
134
время 38 часов в неделю, для учащихся 10—11 классов домашняя работа
должна занимать в неделю 19 часов, таким образом, ежедневное время на
домашнюю работу определяется 3,5 часами.
Эти рекомендации, а главное их выполнение, содействуют воспита
нию общей культуры управления временем и определенно ведут к сниже
нию перегрузки учащихся.
Таким образом, эффективность гимназического образования необхо
димо рассматривать как сложную многофакторную задачу, в которой здо
ровьесберегающие технологии пронизывают все сферы деятельности
участников образовательного процесса. Грамотно выбранные технологии
позволяют, не снижая эффективности образовательного процесса, созда
вать условия для сохранения здоровья гимназистов.



Eo?aaoia A.A.
aaaouee iao?iue nio?oaiee
Einoeoooa oi?aaeaiey ia?aciaaieai ?AI,
Eo?aaoiaa E.A.
ae?aeoi? AIO OI ? 1804 “Ei?ooiai”,
eaiaeaao iaaaaiae?aneeo iaoe,
aeaaaiee Aeaaaiee oai??aneie iaaaaiaeee,
Caneo?aiiue o?eoaeu ?O


115432, Москва,
2 й Южнопортовый проезд, 11,
т.: 958 88 27



Центр непрерывного образования
третьего тысячелетия
Отличительной особенностью нашего Центра образования является
система управления развитием образовательного учреждения. В настоя
щий момент это единственная модель, которая спроектирована, создана
и устойчиво развивается по технологии творческого социального заказа,
разработанной академиком Академии творческой педагогики Л.А. Кур
батовой. Смысл этой технологии состоит в том, что все участники обра
зовательного процесса (учащиеся, их родители и педагоги) не только
предъявляют требования к очередному этапу совершенствования образо
вательного учреждения, но и выдвигают предложения по своему личному
участию в реализации социального заказа.
Таким образом, развитие Центра всегда осуществлялось в интересах
135
участников образовательного процесса и преимущественно за счет реа
лизации их внутренних ресурсов: интеллектуального, морального, орга
низационного и других. Метод творческого социального заказа, с одной
стороны, обеспечивает устойчивое позитивное отношение родителей,
учащихся и педагогов к деятельности образовательного учреждения, а с
другой — стимулирует гармоничное развитие творческого потенциала
каждого участника образовательного процесса.
Творческий социальный заказ позволяет добиться гармоничного вза
имодействия государственных и общественных органов управления за
счет объединения усилий на достижение целей, отвечающих как интере
сам государственного, так и социального заказа. В целях решения этой
задачи в Центре образования создано звено системного проектирования,
работающее на общественных началах и объединяющее родителей, обла
дающих достаточной квалификацией для решения сложных управленче
ских задач.
Необходимость разработки новой технологии управления развитием
образовательного учреждения была вызвана как решением Всесоюзного
съезда работников образования, впервые заявившего о необходимости
создания государственно общественного управления образованием в
1988 году, так и обеспокоенностью родителей негативными результатами
системы образования в целом. В частности, родителей будущих учащих
ся волновало то обстоятельство, что, по многолетним статистическим
данным, молодые люди за время обучения в школе теряют здоровье. Кро
ме того, социум микрорайона новостройки “Кожухово” до открытия
Центра отличался крайне неблагоприятной криминогенной средой.

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign