LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Программа “Школа здоровья” строится на управлении школой на ос
нове мониторинга по каждому блоку деятельности. На протяжении деся
ти лет ведется наблюдение за состоянием здоровья учащихся, которое
включает в себя не только традиционный медосмотр, но и наблюдение за
психическим здоровьем, за поведением учащихся и т.д. Технология экс
пертизы функционирования программы “Школа здоровья” базируется
на системе таких мониторингов.
В основе мониторинга лежат следующие показатели:
— динамика распределения учащихся по медицинским группам с
1999/2000 г. (в процентном соотношении);
— сравнительные данные среднегодового уровня заболеваемости уча
щихся с 1999/2000 г. по 2004/05 г.;
— сравнительные данные заболеваемости гриппом, ОРВИ учащихся с
1998 го года по 2005 год;
— сравнительный анализ заболеваемости учащихся 1—9 х классов с
1998 го года по 2005год;
— аналитические данные по основным проблемам психологического
здоровья: адаптация, самооценка, эмоциональная устойчивость;
— сознательное отношение учащихся к здоровью (результаты социо
логических исследований).
Актуальными вопросами психологического мониторинга являются
показатели, которые непосредственно оказывают влияние на формиро
вание личности учащихся (данные критерии отслеживаются в ОУ с
2003/04 уч. года): профессиональная компетентность учителей, школьная
культура, психологический климат, условия труда и отдыха в школе.
На основе изучения проведенных исследований можно констатиро
вать, что за последние годы повысился уровень диагностики здоровья
учащихся, благодаря введению АСПОН — Д и повышению качества уг
лубленных медосмотров; отмечается снижение среднегодовой заболевае
мости гриппом у учащихся; важным показателем является стабильность в
соотношении распределения по группам здоровья на фоне прихода в
школу (первый класс) детей с ослабленным здоровьем.
На протяжении реализации программы “Школа здоровья” в школе ни
118
разу не объявлялся карантин, образовательный процесс осуществлялся
непрерывно благодаря проведению профилактических мер.
Успешное внедрение программы “Школа здоровья” стало осуществ
ляться благодаря накопленному педагогическому опыту, высокому педа
гогическому мастерству администрации школы и педагогического кол
лектива, наличию соответствующей материально технической базы, су
щественную поддержку в расширении которой оказывают родители, ко
митет по ФКиС, администрация города, спонсоры, среди которых кор
порация “Славнефть”, другие коммерческие структуры города. На сегод
ня образовательное учреждение МОСШ №13 располагает необходимым
инвентарем и оборудованием для осуществления качественной работы
медицинского и спортивного блоков.
В 2003/04 учебном году школа стала победителем городского, окружного
конкурсов “Лучшие школы России 2004” в номинации “Школа школ”, ла
уреатом Всероссийского конкурса “Лучшие школы России 2004”. Имя
школы занесено в Большую энциклопедию “Лучшие школы России”.
Опыт работы образовательного учреждения обобщен на Всероссий
ском фестивале конференции “Авторская школа “Эврика 2004”.
По результатам деятельности 2004 года школа №13 стала в восьмой раз
дипломантом Всероссийского конкурса “Школа года”, во второй раз бы
ла удостоена Всероссийского диплома “Знак качества образования 2004”.



Iaeaoeee N.A.
ae?aeoi? IIO “Iauaia?aciaaoaeuiay
n?aaiyy (iieiay) oeiea”
I?ieiiaiy N.A.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii II?

628172, Ханты Мансийский АО
г. Белоярский п. Верхнеказымский, 3 мкр. д. 16,
МОУ “Общеобразовательная средняя (полная) школа
п. Верхнеказымский”,
т./ф.: (34377) 47 9 23



Семья и школа стали ближе друг к другу
О неблагополучии здоровья детей в период школьного обучения уче
ные говорят давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
Продолжают возрастать учебные нагрузки и интенсификация обучения,
способствуя утомлению и переутомлению школьников. Уменьшается
119
двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям
осанки. Свободное время школьников все чаще отдается просмотру ви
деофильмов и компьютерным играм. В различных публикациях, посвя
щенных актуальным проблемам школы, все чаще можно встретить рабо
ты, посвященные проблеме здоровья школьников, так как взаимосвязь
здоровья и успешности обучения доказана давно.
Вся практическая работа, направленная на укрепление здоровья школь
ников только с помощью совершенствования функций здравоохранения,
не приносит ощутимых результатов — ситуация по прежнему остается тре
вожной. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно
учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.
Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возмож
ность решения задач сохранения здоровья детей, так как через нее проходят
все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия
составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.
Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содер
жанию ясное понятие “Здоровьесберегающие технологии” как раз и ин
тегрирует все направления работы школы по сохранению, формирова
нию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образова
тельные технологии можно определить, как науку, искусство и обязан
ность так обучать детей, чтобы полноценно подготовить их к счастливой
дальнейшей жизни в обществе.
В 2000 году решением местной Думы принята Программа “Здоровье
детей муниципального образования город Белоярский на 2000—2004 го
ды”. С 2002 года наше учебное заведение является муниципальной экспе
риментальной площадкой по реализации программы “Школа здоровья и
ЗОЖ”. Эксперимент проходил на базе начального звена школы. Выбор
темы был определен рядом причин. Среди них: неутешительные резуль
таты проведенной в 2002 году по приказу Министерства здравоохранения
всеобщей диспансеризации учащихся (2/3 школьников имели отклоне
ния в состоянии здоровья); результаты обследования школьного психо
лога (у 72% детей отмечено повышенное утомление в конце учебного дня,
плохой сон, частые респираторные заболевания).
В 2002/03 учебном году реализовывался подготовительно организаци
онный этап: разрабатывалась, согласовывалась и утверждалась необходи
мая документация; разрабатывался алгоритм управления педагогическим
коллективом, реализующим экспериментальную работу; подготавлива
лась материально техническая база экспериментальной деятельности;
осуществлялась профессиональная подготовка педкадров.
2003/04 учебный год — год практического этапа. В его рамках прово
дилась диагностика здоровья школьников и педагогов; апробировались
новые психолого педагогические условия, способствующие здоровьесбе
регающей образовательной деятельности; организовывалась медико
профилактическая работа, мониторинг здоровья.
120
Обобщающий этап (2004/05 учебный год) позволил проанализировать
полученные результаты.
В первый год эксперимента устанавливались связи с Белоярской цен
тральной районной больницей, участковой Верхнеказымской больни
цей, Белоярской Санэпидстанцией, Центром планирования семьи, спор
тивно оздоровительными, культурными и образовательными учрежде
ниями поселка Верхнеказымский и г. Белоярский. В школе были прове
дены установочные психолого педагогические семинары, совместные
совещания руководителей школы, участковой больницы, спортивно оз
доровительного комплекса. Для эффективной работы “Школы здоровья”
Управлением образования города была введена дополнительно к штатно
му расписанию ставка медицинской сестры.
В 2002 году в эксплуатацию сдается новое современное здание школы,
приобретается спортивное и медицинское оборудование.
Следующий учебный год стал годом активной деятельности в отработ
ке наиболее эффективных технологий и методик обучения. Школа уже
несколько лет работает по 5 дневной неделе, что наиболее благоприятно
для сохранения здоровья школьников. Продолжительность уроков — 40
минут, перемен — 20 минут, что позволяет детям сбросить накопившую
ся за урок усталость. Учителями широко применяются как традиционные
педагогические технологии (технология коллективного обучения В. Дья
ченко), так и педтехнологии на основе личностной ориентации (педаго
гика сотрудничества, личностно ориентированный подход, игровые тех
нологии, деятельностный и дифференцированный подходы). Важней
шим условием здоровьесберегающей деятельности стало обязательное
применение на уроках элементов технологии В.Ф. Базарного (использо
вание конторок, офтальмотренажеров, “экологического панно”). Внесе
ние в образовательный процесс данных новшеств было сопряжено с не
которыми трудностями: во первых, это дополнительные материальные
затраты, не предусмотренные бюджетом школы, во вторых, обучение пе
дагогов работе по данной технологии; в третьих, преодоление скептизма
и неверия родителей.
Для повышения профессиональной компетенции учителя в области
здоровьесбережения учащихся организовывались постоянно действую
щие семинары, педагогические и психологические практикумы, консуль
тации по различным вопросам с представителями системы здравоохране
ния. На таких мероприятиях большое внимание уделялось организации
здоровьесберегающего урока, рациональному распределению учебных на
грузок школьников в течение дня, построению урока в соответствии с ди
намикой внимания учащихся. Разработки данных мероприятий осущест
вляются администрацией и учителями, работающими в режиме экспери
мента. На данный момент в школе создана методическая копилка разра
боток уроков и дидактических материалов, описывающих использование
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
121
Для снятия статического напряжения школьников во время учебных
занятий проводятся физкультминуты на уроках, динамические паузы на
переменах, введен третий час физкультуры. Благодаря правильно органи
зованному режиму дня у детей создается ровное, бодрое настроение, по
вышается интерес к учебной и творческой деятельности, играм. В распи
сании школы предусмотрены утренняя зарядка, прогулка в середине дня
для первоклассников, часы отдыха для посещающих группу продленного
дня. Все ученики школы в течение учебного дня проходят курс витамини
зации для профилактики сезонных простудных заболеваний, укрепления
иммунитета, нервной системы.
Современные образовательные запросы учеников и их родителей вне
сли свои коррективы в образовательную программу школы. В нее вклю
чены кружки, секции, факультативы.
За последние 2 года школой приобретен интересный опыт организа
ции работы летнего оздоровительного лагеря по разработанной замести
телем директора по УВР авторской программе “Город Здоровейск”.
В практику школы вошли Дни здоровья, классные часы “Помоги себе
сам”, создание классной газеты “Неболейка”, лекции и беседы с пригла
шением медицинских специалистов, психолога и др. Активно использу
ются такие формы организации досуга учащихся, как конкурсы, викто
рины, проектная работа, физкультурно массовые мероприятия.
Так как эксперимент проводился только на базе начального звена, а
школьники, вовлеченные в эксперимент, продолжают обучение дальше,
с целью преемственности вопросы здорового образа жизни были интег
рированы в предметы естественно научного цикла: в курсы ОБЖ, биоло
гии, химии, окружающего мира, а также в курсы математики, истории,
географии. В системе мероприятий по обучению здоровому образу жизни
большая роль отводилась обмену опытом работы через систему обучаю
щих семинаров. За годы эксперимента было проведено 5 школьных и 2
районных семинара.
В результате проводимой работы позитивно изменилось отношение к
деятельности школы в области содействия здоровью не только учеников,
но и всех субъектов образовательного процесса: администрации школы,
учителей, родителей. Родителями, в частности, отмечено улучшение ра
боты школы в такой области, как взаимодействие семьи и школы.
В итоге заболеваемость в экспериментальных классах острыми респи
раторными и хроническими заболеваниями снизилась, значительно
уменьшилось количество обращений к врачу по поводу обострений хро
нических заболеваний. В результате профилактической деятельности ко
личество детей с 1 группой здоровья увеличилось на 8%, количество де
тей со II группой (имеющих функциональные отклонения) уменьшилось
на 7—8% по сравнению с годом начала эксперимента.
Тесное взаимодействие школы, участковой больницы, других органи
заций, работающих по проблеме здорового образа жизни, позволило
122
обеспечить высокую эффективность проведения профилактических ме
роприятий без отрыва от образовательного процесса. Школа, не превра
щаясь в филиал поликлиники, продолжает выполнять свои задачи.
Несмотря на все сказанное, вряд ли сегодня можно говорить о том, что
школа выработала определенную модель общеобразовательного учреж
дения и стала в полном смысле школой здоровья. Скорее всего, можно
сказать лишь о том, что в ходе муниципального эксперимента, который
продолжался три года, сложились определенные технологии и методики
работы, наметились подходы к созданию модели такой школы.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основа
ние для оптимизма — стремление к перестройке своей работы с учетом
приоритета сохранения здоровья.



Nooioa?eia O.A.
ae?aeoi? Ia?aa?aaeineie n?aaiae oeieu ? 2

628109, Ханты Мансийский АО,
Октябрьский район,
с. Перегребное, ул. Строителей, 68



“Что делать?” подсказала газета
Наша школа — малокомплектная (116 учащихся, 11 классов комплек
тов), расположена в приспособленном помещении. Условия Крайнего
Севера, особенно период полярной ночи, неблагоприятно влияют на
формирование здоровья детей. Анализируя данные медицинского осмот
ра учащихся за 1997/98 учебный год, мы обратили внимание, что из 177
обследованных детей с нарушением осанки — 47 человек, со сколиозом –
16, с миопией – 7 человек.
Так как мы располагаемся на территории сельского поселения, доста
точно удаленного от районного центра, то мы решились на поиск мало
затратных, доступных для нас (сельской школы из глубинки) форм и ме
тодов здоровьесохраняющего обучения.
Помогла статья Григория Дальского в “Российской газете” “Перво
классники за... конторкой” (29 мая 1998 года). Это был первый шаг к от
вету на вопрос “Что делать?”. А далее поездка в Москву учителя началь
ных классов Ларисы Станиславовны Шафроновой. Посещение школы
лаборатории № 760 позволило хотя бы визуально познакомиться с систе
мой доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Поиск и накопление ма
териалов, описывающих организацию учебного процесса на основе здо
123
ровьеразвивающих технологий, организация работы с родителями (роди
тельский лекторий по проблеме “Здоровье учащихся начальной школы”)
позволило найти единомышленников.
Так, в 1 м классе (учитель Л.С. Шафронова) появились конторки, из
готовленные в школьной мастерской; экологические панно, офтальмо
тренажеры, изготовленные с помощью родителей.
Изучение здоровьеразвивающей технологии “Организация учебного
процесса на принципах сенсорно моторной свободы”, применение её
элементов в классе Л.С. Шафроновой дало следующие результаты:

Для профилактики возникновения нарушений опорно двигательного
аппарата был создан благоприятный двигательный режим учащихся с уче
том возраста и состояния здоровья. Был введен динамический час между 4
и 5 уроками, пересмотрена продолжительность каникулярного времени
(осенние – не менее 7 календарных дней, зимние – не менее 10 календар
ных дней, весенние – не менее 13 календарных дней) . Это позволило снять
динамическую и психологическую нагрузку в течение учебного года.
Кол во
детей, Заболевания Заболевания Заболевания
имеющих желудочно костно централь Снижение
ту или кишечного мышечной ной зрения
иную тракта системы нервной
патологию системы
год 2004 2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005
чел. 0 2 5 0 2 0 1 0
9 класс
(11 чел) % 0 18,1 45,4 0 18,1 0 9 0
год 2004 2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005
5 класс
(9 чел.) чел. 4 0 4 0 0 0 2 0
% 44,4 0 44,4 0 0 0 22,2 0
год 2005 2005 2005 2005
1 класс
(12 чел. 1 1 0 0
чел.)
% 8,3 8,3 0 0

Расписание учебных занятий составляются в соответствии с санитар
но гигиеническими требованиями по организации учебного процесса на
основе “Новой шкалы трудности учебных предметов в современной шко
ле” (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного
Центра здоровья детей РАМН, Степанова М.И. и др.).
124
С 2001/02 учебного года введен третий час физической культуры с 1 по
11 класс. В группе продленного дня начальной школы используются за
нятия логоритмики. Традиционными стали Дни здоровья, соревнования
по различным видам спорта и внеклассная спортивная работа.
Анализ состояния здоровья учащихся показывает положительное воз
действие этих организационных мероприятий на динамику снижения за
болеваемости.
Для обеспечения грамотного медицинского сопровождения на протя
жении ряда лет создавались благоприятные условия для повышения про
фессионального мастерства школьного медработника. Обобщен опыт ра
боты учителя начальных классов Л.С. Шафроновой (образование выс
шее, стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория). На базе
школы для распространения ее наработок в 2000 году был проведен рай
онный семинар практикум учителей начальных классов и заведующих
дошкольных учреждений.
С учетом полученных результатов была разработана программа “Ис
пользование здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания на
период 2004—2010 гг.”. Рецензент — заместитель главного врача по орга
низационно методической работе муниципального медицинского уч
реждения “Няганская городская больница”, кандидат медицинских наук,
доцент В.Г. Прокофьев.


Ямало Ненецкий автономный округ


?iiaiia I.I.
ae?aeoi? IIO Nayoeineay oeiea-eioa?iao
n?aaiaai (iieiiai) iauaai ia?aciaaiey

629705, ЯНАО, Ямальский район,
п. Се Яха, МОУ Сеяхинская школа интернат
среднего (полного) общего образования,
т.: (34996) 2 55 73, ф.: (34996) 2 56 70



Компетентный учитель — здоровый ученик
В 2002/03 учебном году была выбрана методическая тема школы:
“Личностно ориентированная направленность развития школы посред
ством повышения профессиональной компетентности педагогов”.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и ос
тается педагогический совет. За истекший период времени в школе ин
тернате проведены тематические педсоветы, связанные с методической
125
темой школы и поставленной проблемой “Создание условий для обеспе
чения развития школьников с учетом индивидуальных способностей, об
разовательных потребностей и национальных особенностей, воспитание
нравственных и общечеловеческих ценностей, через развитие личности
учащихся с опорой на национальные традиции”.
Тематика некоторых педсоветов: “Анализ возможностей школы, пред
оставляемых учащимся для формирования психически здорового, соци
ально адаптированного, физически развитого человека”, “Меры психо
лого медико педагогической защиты, оздоровления и развития учащих
ся, и их реализация”, “Формирование ОУУН — важнейшее условие ак
тивной учебной деятельности и развития навыка самообразования
школьников”, “Совершенствование воспитательной работы и системы
дополнительного образования в школе на основе индивидуального под
хода”, “Современный урок с позиции личностно ориентированного под
хода”, “Самообразование учителя — одна из форм повышения професси
онального мастерства педагогов”.
Координацией методической работы в школе занимается методичес
кий совет, в состав которого входят директор, заместитель директора, ру
ководители школьных кафедр и МО. Целевыми установками методичес
кого совета школы являлись: рассмотрение предложений по наиболее
важным проблемам содержания и методики обучения, повышение эф
фективности и качества образовательного процесса, выработка рекомен
даций по совершенствованию методики преподавания учебных дисцип
лин, распространение передового педагогического опыта.
На протяжение последних трёх лет проводится целенаправленная си
стематическая работа с молодыми учителями по углублению знаний в об
ласти здоровьесберегающих технологий. Рассматривались вопросы орга
низации и проведения эффективного учебного занятия, активизации по
знавательной деятельности учащихся, подготовки выпускников к итого
вой аттестации и др. Проведены дискуссии на темы: “Факторы, влияю
щие на качество преподавания”, “Факторы, влияющие на уровень воспи
танности школьников”, “Трудная ситуация на уроке: способы решения”,
игра тренинг “Камертон” (каждый участник показывал свои варианты
организации различных этапов урока), микроисследования: “Потенци
альные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, прове
дении экспериментальной работы”, “Приоритеты творческого самораз
вития”. Психологической службой проведён ряд мероприятий в данном
направлении:
— МО учителей начальных классов “Преемственность ДОУ — началь
ной школы” (вопрос об адаптационном периоде первоклассников);
— педсовет “Результаты адаптационной деятельности в школе”;
— семинар учителей начальной школы и воспитателей “Изучение
личности учащихся и воспитанников”;
— индивидуальные и групповые консультации с педагогами школы по
126
организации и проведению адаптационных занятий, по работе с учащи
мися имеющими трудности в обучении и воспитании и многие другие.
На методическом уровне изучение и внедрение здоровьесберегающих
технологий педагогами осуществляется через проведение следующих ме
роприятий:
— МО классных руководителей “Система Щурковой в работе клас
сных руководителей”, “Технология проектирования воспитательного
процесса по В.М. Монахову”, “Технологическая диагностика”;
— индивидуально групповые консультации “Культура воспитания”;
— семинар “Развитие креативности учителя и учащихся в процессе ра

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign