LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

болеющих школьников, по программе В.Н. Касаткина “Педагогика здо
ровья” учителя проводят уроки здоровья, ведётся предмет “Валеология”
по программе Г.К. Зайцева; работает школа психологического развития
по программе Н.П. Локаловой; применяются коррекционно развиваю
щие методики Е.А. Борисовой, используются речевые методики А.В. Яс
требовой и И.Н. Садовниковой; в рамках регионального компонента
Учебного плана проводятся дополнительные уроки физкультуры, уроки
ритмики, уроки подвижных игр, уроки полезных привычек, уроки кор
ригирующей гимнастики; разрабатываются интегрированные курсы
“ОБЖ валеология”, “ОБЖ экология”, “Биология здоровье” и др.
В учебные программы школьных предметов интегрируются темы фор
мирования, сохранения и укрепления здоровья школьников; проводятся
физминутки, динамические паузы, гимнастика “Зоркость”; с помощью
специальной аппаратуры проводится профилактика близорукости у
школьников; практикуется аэрофитотерапия; оборудован всеми необхо
димыми приборами школьный физиокабинет, где все нуждающиеся уча
щиеся, сотрудники школы и маленькие жители микрорайона проходят
физиопроцедуры; оборудована сенсорная комната, где проходят сеансы
психологической разгрузки и снятия усталости учащиеся, педагоги и ра
ботники школы; работают спортивные секции, созданы школьные спор
тивные команды учеников и учителей.
Педагогический коллектив нашей школы работает над созданием си
стемы непрерывного здоровьесберегающего сопровождения УВП, позво
ляющего реализовать основные валеологические принципы в практичес
кой деятельности по направлениям: диагностика состояния здоровья
школьников, оздоровительная работа, валеологическое обучение, кон
сультативная и профилактическая работа.




109
Oaaioiaa A.O.
cai. ae?aeoi?a ii II? IINOE

628172, Ханты Мансийский АО,
Белоярский район,
с. Казым, ул. Школьная, 7,
т. 313 08



“Нумсанг ех” значит “будьте здоровы”
“Здравствуйте!” – приветствуем мы друг друга при встрече. “Будьте
здоровы”, “На здоровье”, — слышим мы каждый день. А что такое здоро
вье? Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье
как состояние полного физического, психического и социального благо
получия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов.
У разных народов свои представления о здоровье. Быть здоровым в
хантыйской культуре значит быть “невредимым”, здоровье здесь связы
вается с соблюдением определенных норм, а болезни рассматриваются
как следствие их нарушения.
Если подходить к здоровью с точки зрения ВОЗ, получается, что здо
ровых людей у нас нет. Впрочем, их практически нет и с точки зрения
традиционной медицины. По данным Комитета Госдумы РФ по здравоо
хранению, в 1997 году более 90% детей, рожденных в России, имели па
тологические нарушения в организме.
Эксперты ВОЗ выделяют четыре группы факторов, влияющих на уро
вень здоровья: образ жизни – 59%, среда обитания – 20%, наследствен
ность — 20%, качество медико санитарной помощи – 10%. Учитывая, что
мы живем в относительно благополучном в экологическом отношении
регионе, можно предположить, что наше здоровье зависит от нас более
чем наполовину. Совершенно ясно, что, если человек сам не захочет быть
здоровым, не будет прикладывать усилий к укреплению собственного те
ла и духа, никакая, даже самая современная медицина ему не поможет.
Детское этнокультурное стойбище “Нумсанг ех” — своего рода рекре
ационная зона, способствующая сбережению и восстановлению здоро
вья. Сосновый бор, ягельник, пойменный лес с обилием различных кус
тарников, брусничник, болота, озера, река – все это и является главным
условием для работы с детьми.
В качестве основополагающего компонента мы выделяем психичес
кое здоровье, на стойбище для детей создается комфортная социальная
среда. Многие ребята приезжают на стойбище из неблагополучных се
мей. Здесь они избавлены от скандалов и унижений. Доброжелательные
педагоги подберут для каждого ребенка с учетом его способностей и воз
110
раста интересное дело, помогут найти ему свое место при проведении об
щих стойбищных мероприятий.
Учитывая, что положительные эмоции укрепляют здоровье детей, на
стойбище много поют, шутят, сочиняют шуточные песни, инсценируют
сказки. Сеансами смехотерапии можно назвать вечерние костры, где де
монстрируются сценки из “медвежьих игрищ”. Разыгрывая сюжеты, вы
смеивающие трусость, жадность, лень, смеясь вместе со всеми над поро
ками персонажей, ребята учатся без психического надлома изживать соб
ственные недостатки, получают большой эмоциональный заряд.
Важное значение для физического здоровья детей имеют режим и ра
цион питания. Дети на стойбище обеспечиваются пятиразовым питани
ем. Практически все лето в рационе имеются “северные витамины”: мо
рошка, голубика, черника, княженика, смородина, брусника. Листья
смородины, малины, брусники, лекарственные травы добавляются в чай
как лечебно профилактическое средство. Во второй половине августа в
рацион питания включается ценный растительный продукт, чрезвычайно
богатый витаминами, – кедровые орехи.
В традиционной культуре обских угров большое значение придава
лось качеству пищи – “строительному материалу” организма. Основным
продуктом питания в летний период у хантов является рыба. На стойби
ще существует традиция: каждое утро ребята проверяют сети или ездят
неводить на песок. Рыба в качестве дополнительного блюда есть на столе
постоянно в разных видах: уха, жареная рыба, рыбные котлеты.
Укреплению здоровья детей на стойбище способствуют и физические
упражнения: утренняя пробежка по бору, подвижные игры, танцы, спор
тивные состязания, преодоление “полосы препятствий”. В каждой смене
проводятся соревнования по стрельбе из лука, волейболу, футболу, раз
личные эстафеты. В жаркие летние дни дети с педагогами выезжают на
пляжи, где загорают, купаются, играют.
Праздники на стойбище отмечают весело и с пользой. Как правило,
праздник состоит из “теоретической” (дискуссии, обсуждения, беседы) и
“практической” (соревнования, игры, другие мероприятия) части. Так, в
Международный день Олимпийских игр мы устраиваем спортивные со
ревнования и проводим лекции, беседы по этой теме: о том, какое место
занимал спорт в культуре Древней Греции, какой смысл вкладывали гре
ки в слово “здоровье”. В день Святой Ольги мы говорим о мистической
связи имени, судьбы и здоровья и о том, что означает “быть здоровым”
для православного христианина. В День военно морского флота прово
дится игра “Морской бой”. В день памяти Святого Владимира мы гово
рим о святости, чистоте души и тела, о духах покровителях и ангелах хра
нителях, знакомя ребят с миром хантыйской и русской православной
культуры.
Мы предлагаем ребятам в течение двух недель не только укрепить свое
здоровье, но и разработать личную здравоохранительную программу. Мы
111
учим их самостоятельно осуществлять мониторинг и контролировать
свое здоровье, рассчитывая на то, что приобретенные на стойбище навы
ки не позабудутся с окончанием смены.



Oa?eniaa A.I.
ae?aeoi? IIO NO ? 3,
Iaea?iaa O.I.
cai. ae?aeoi?a ii II?

626162, Ханты Мансийский АО,
г. Белоярский, 3 й мкр., д. 6,
т./ф.: 2 16 90



Вместо таблеток — танцы
Известно, что школа является фактором риска здоровья учеников. По
данным заведующего центром сохранения и укрепления здоровья детей
ОЦДЮТ Н.В. Сократова, только 10% выпускников российских школ
можно считать здоровыми. Сложившаяся ситуация побудила наш педа
гогический коллектив взяться за решение здоровьесберегающих задач.
Мы решаем их через профилактику заболеваний учащихся.
Работа в этом направлении началась в 2000 году. На первом этапе не
обходимо было “перестроить” сознание педагогов, которые должны бы
ли взять за “руководство к действию” следующее правило: “Не дети для
школы и учителя, а учитель и школа — для детей”, пересмотреть свои по
зиции по отношению к ученику как к субъекту, а не объекту учебно вос
питательного процесса. Наши педагоги вели и ведут большую работу над
собой: над повышением и совершенствованием своего профессиональ
ного уровня, психологической грамотности. Так, учителя начальных
классов обучились основам коррекционной педагогики, прошли курсо
вую подготовку по теме “Здоровьесберегающие педагогические техноло
гии и их использование в учебно воспитательном процессе в начальной
школе”; воспитатели обучались на курсах по теме “Технология организа
ции воспитательного процесса в современной школе. Методика работы с
детьми по формированию образа жизни, достойного человека”.
Программа деятельности школы по оздоровлению и пропаганде здо
рового образа жизни включает в себя работу с детьми, родителями и об
щественностью. Педагогический коллектив, опираясь на определение
Всемирной организации здравоохранения, рассматривает здоровье уча
щихся в четырех аспектах: физическое, психическое, социальное и нрав
112
ственное. По нашему мнению, здоровье во многом зависит от жизненной
позиции человека и его способности регулировать свое состояние с уче
том особенностей собственного организма. Для этого нужно знание сво
его организма, способов совершенствования здоровья, а также практиче
ских навыков его сохранения и укрепления. Работа по сохранению и ук
реплению здоровья учеников в нашей школе строится на фундаменте
благоприятного психологического микроклимата, психосохранного ха
рактера обучения, социальной поддержки учащихся, системе нравствен
ного воспитания.
Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в учебном
процессе осуществляется через введение в учебный план интегрирован
ного с другими предметами курса “Основы ЗОЖ”. Реализация воспита
тельной программы по формированию навыков ЗОЖ осуществляется на
занятиях в группе продленного дня (ГПД) среди учеников первых вось
мых классов раз в неделю.
Учебная и воспитательная программы по формированию навыков
ЗОЖ построены таким образом, что на уроках учащиеся получают теоре
тические знания, а занятия в ГПД направлены на закрепление знаний на
практике. В школе введено дополнительное внеклассное физкультурное
занятие “Час здоровья”.
Не реже одного раза в год все ученики проходят медицинский осмотр.
Фельдшер ведет строгий контроль по соблюдению в школе санитарно
гигиенических норм, а также следит за качеством приготовления блюд в
школьной столовой.
Оптимальная организация свободного времени учащихся является не
отъемлемой частью формирования навыков ЗОЖ. В начальной и основ
ной школе одной из задач педагогов является раскрытие индивидуальных
способностей детей, определение мира их увлечений. 99% учащихся на
шей школы посещают учреждения дополнительного образования (ДЮЦ,
танцевальные студии, бассейн, ДЮСШ, Школу искусств и т.п.).
Анализ нашей программы по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ вы
явил, что в школе сложилась целостная система формирования культуры
здоровья учащихся. Последовательная работа коллектива по сохранению
здоровья школьников на протяжении четырех лет дает хорошие результа
ты. Даже если за время учебы не удается улучшить здоровье ребенка, оно
сохраняется на прежнем уровне, не ухудшается (в основном это касается
учащихся, имеющих хронические заболевания). Так, участвуя в целевой
комплексной программе “Профилактика стоматологических заболеваний
среди детей и подростов в муниципальном образовании г. Белоярский на
2002—2006 гг.”, мы добились снижения заболевания кариесом с 67 до 38%.
Дети, имеющие отклонения в здоровье, занимаются в специальных
медицинских группах и группах лечебно физкультурного комплекса
(ЛФК) школы, проверки свидетельствуют о высоком уровне проведения
этих занятий.
113
В целях профилактики школьных заболеваний, укрепления мышеч
ной системы, исправления нарушения осанки, искривления позвоноч
ника, плоскостопия все первоклассники вот уже четвертый год в течение
первого полугодия посещают ЛФК в отделении восстановительного ле
чения в Центральной районной больнице (ЦРБ). Это дает серьезный оз
доровительный эффект.
Учащиеся вторых четвертых классов, которым по итогам медицин
ского осмотра рекомендовано посещение ЛФК в ЦРБ, проходят его под
контролем родителей. Мы же, в свою очередь, разъясняем им необходи
мость этой процедуры.
Режим пребывания учащихся в школе организован с учетом их инди
видуальных особенностей. В соответствии с нормами СанПиНа состав
лено расписание уроков, режим ГПД, соблюдается чередование занятий
и отдыха, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, температурный ре
жим. С целью профилактики эпидемии гриппа проводится кварцевание
школьных помещений, своевременная влажная уборка и проветривание,
используются люстры Чижевского, в соответствии с графиком делаются
прививки учащимся и сотрудникам. Школьная мебель соответствует ро
сту учащихся.
Здоровье детей напрямую зависит от качества их питания, особенно в
школе полного дня. В нашей школе отработан режим питания учащихся:
школьники получают трехразовое горячее питание с промежутком в два
часа (согласно нормам). Меню разнообразное, витаминизированное,
сбалансированное, с обязательным присутствием в нем овощей и фрук
тов, соответствует энергозатратам детей. 100% младших школьников по
лучают горячее питание.
В учебный процесс внедрена и успешно реализуется здоровьесберега
ющая технология доктора педагогических наук Г.Ф. Кумариной (в классах
компенсирующего и коррекционного обучения). В начальной школе с
2001 го по 2005 год внедрялась технология доктора медицинских наук
В.Ф. Базарного. В настоящее время многие учителя используют элементы
этой технологии. Эффективно применяются элементы здоровьесберегаю
щих технологий Г.А. Якиманской, Ш.А. Амонашвили.
Через анкетирование, индивидуальные беседы и консультации осу
ществляется обратная связь с родителями. Большинство родителей под
держивает работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья.
Анализ работы школы за четыре года выявил положительные резуль
таты: процент заболеваемости школьников с 2000/01 по 2003/04 учебный
год снизился соответственно с 36,2 до 15%.
В школе работают кружки. Некоторые из них специально создавались
в лечебных целях. В первую очередь это танцевальная студия. У нас есть
классы, где до 50% учеников увлечены танцами. Н.В. Сократов, изучав
ший историю эстетотерапии, отмечал, что танцевальное искусство очень
эффективно в борьбе со многими недугами, а посещение хореографичес
114
ких студий гарантирует не только красивую осанку, но и профилактику
многих заболеваний.
Заслуженную популярность среди учащихся получила театральная сту
дия. Дети с увлечением участвуют в постановках, а благодарные зрители с
удовольствием приходят на представления. Мы опирались на исследования
ученых, которые доказали, что во время представления (как у его непосред
ственных участников, так и у зрителей) происходит психоэмоциональная
разрядка, “очищение” от накопившегося избытка эмоциональной энергии.
Известно, что лечебным эффектом обладает и изобразительное искус
ство. В школе создана студия, в которой дети учатся рисовать, корректиру
ют свое психоэмоциональное состояние посредством цвета.
Важным показателем результативности нашей работы по проблеме
здоровьесбережения наряду со стабильно качественными результатами
обучения является постоянно растущий рейтинг ценности здоровья сре
ди учащихся, учителей и родителей.


Iao?o?aiei O.A.
ae?aeoi? IINO ? 13
Oeiaiaaaaa A.A.
iaaaaia-ineoieia

. 628615, Ханты Мансийский АО,
г. Нижневартовск, у. Дзержинского, 17 в,
т./ф.: (3466) 43 91 19
School13@intramail.ru

Когда учеба – в радость
Школа №13 является типичной массовой школой Тюменской облас
ти. На сегодняшний день в ней обучаются 1308 детей, работают 87 учите
лей. С 1993 года по решению малого городского Совета народных депута
тов и в соответствии с уставом МОСШ №13 образовательное учреждение
реализует программу “Школа здоровья”, которая предусматривает созда
ние условий для индивидуального, гармоничного развития детей в усло
виях Севера.
Анализ различных факторов, влияющих на состояние здоровья
школьников, показал необходимость внедрения здоровьесберегающих
технологий непосредственно в образовательный процесс, поскольку обу
чение — самый значимый фактор по продолжительности и силе воздей
ствия на здоровье учащихся.
Организация учебного процесса в школе строится так, чтобы структу
ра учебного года была приближена к биоритмам человека. Эта структура
учитывает естественные периоды работоспособности человека по време
115
нам года, принимает во внимание общенародные праздники, позволяет
сделать учебно воспитательный процесс более ритмичным.
Учебный год составляет 6 учебных периодов, первые 3 образуют 1 й
триместр (1 полугодие), 4—6 периоды – 2 й триместр (2 е полугодие). Все
учебные периоды разделены каникулами, аттестация учащихся 10—1 х
классов проводится после 3 го и 6 го семестров, т.е. по полугодиям. Атте
стация всех остальных учащихся проводится после 2 го, 4 го, 6 го семес
тров. На время каникул запланированы дни здоровья, внеклассные меро
приятия, методическая учеба учителей. Модульное расписание уроков
школы по циклам, приближенное к биоритмам жизнедеятельности чело
века, позволяет учащимся и педагогам легче адаптироваться к учебно
воспитательному процессу.
В школе приняты меры для рационального распределения классов по
сменам с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с повышен
ной трудностью работы выпускных 9 х и 11 х классов, первых классов и
классов коррекционного обучения их учащиеся занимаются в первую
смену.
Наполняемость классов в начальной школе — 20 человек, в средней и
старшей школе — 25 человек. Также согласно реализации Концепции
развития школы, в связи с наличием среди поступающих в школу нервно
и соматически ослабленных детей, требующих особой педагогической
поддержки, созданы коррекционные классы, или классы здоровья чис
ленностью менее 20 человек. В них обучаются дети, развитие которых ос
ложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического
или социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных
или дефективных. Однако в силу указанных обстоятельств находятся в
пограничной ситуации между нормой и патологией, имеют при равных
интеллектуальных задатках худшие, чем у сверстников, адаптационные
возможности.
Коррекционные классы работают по обычным учебным программам,
но меньшая наполняемость их дает возможность вести всесторонний ка
чественный учет результатов учебной деятельности, оказывать реальную
помощь в усвоении стандартов по учебным предметам.
В оздоровительных целях и для облегчения адаптации учащихся в 1 х
классах применен “ступенчатый” метод наращивания учебной нагрузки.
В сентябре октябре — 3 урока по 35 минут, остальное время заполняется
целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми. Со 2 й чет
верти — 4 урока по 35 минут.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели учащиеся 1 х классов и классов кор
рекционного обучения (КО) имеют облегченный учебный день в середи
не недели (в среду).
С решением основной проблемы школы — сохранения и коррекции
здоровья детей — связана и организация индивидуального обучения на
116
дому. Такая форма обучения проводится на основании заключения меди
цинского учреждения по заявлению родителей ребенка. Для организации
обучения на дому составляется индивидуальный учебный план с учетом
особенностей и психофизических возможностей ребенка.
Школьное расписание уроков соответствует требованиям СанПиНов
и строится с учетом оптимальных условий для обеспечения высокоэф
фективного труда учащихся. Так, расписание должно учитывать дневную
и недельную динамику работоспособности учащихся разных возрастных
групп, сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми во вза
имосвязи с эффективностью их работоспособности в течение каждого от
дельного рабочего дня и рабочей недели в целом. В школе созданы опти
мальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и вне
школьной деятельности учащихся. Обеспечен высокий уровень эффек
тивности труда учителя, профилактики снижения его работоспособности
как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели. С
учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности
обучающихся построено расписание 2—4 х классов. При составлении
расписания уроков учтено, по возможности, чередование в течение дня и
недели основных предметов с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.
При организации образовательного процесса в ОУ учитываются мате
риально технические условия: всем учащимся и учителям предоставлены
равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах.
Результаты использования модульной структуры для организации
учебного процесса в школе показали:
— пять недельных каникул предупреждают появление усталости у уча
щихся и учителей;
— отсутствует неблагоприятная третья четверть;
— сохраняются более высокие адаптационные возможности учащихся
в конце учебного года;
— уменьшается напряжение сердечно сосудистой системы;
— снижается частота случаев повышенной и высокой степени невро
тизации учащихся;
— уменьшается нагрузка на учителей в учебные дни, т.к. методическая
учеба вынесены на каникулы, учитель во время каждых каникулах полу
чает 1 день на самообразование;
— число учебных недель в модульной структуре обучения не менее
числа учебных недель в традиционной форме.
Помимо организованного особым образом учебного процесса в шко
ле создано благоприятное экологическое пространство, которое форми
руется под воздействием всей совокупности факторов окружающей сре
ды. В образовательном учреждении воздушная среда регламентирована
СанПиНами, поддерживается комфортная температура, благодаря тому
что в школе установлены пластиковые окна и четко соблюдается режим
проветривания на переменах и уроках. Город Нижневартовск входит в де
117
сятку самых северных городов мира, и все гости, посещающие нашу шко
лу, несмотря на суровый климат, отмечают, что у нас тепло и комфортно.
Положительный психоэмоциональный фон создают зеленые уголки ком
натных растений в учебных кабинетах и рекреациях. Оздоровление воз
духа большим количеством зеленых растений — результат многолетнего
труда участников образовательного процесса: администрации, учителей,
учащихся, родителей. Установка пластиковых окон позволила значитель
но уменьшить действие звуковых раздражителей.
Уровни естественной и искусственной освещенности в учебных каби
нетах соответствуют гигиеническим требованиям, и также соответствуют
нормам равномерности освещения, 250—300 лк.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign