LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ативе губернатора области С. Собянина и Департамента образования и
науки утвержден новый учебный план, который позволил перейти на пя
тидневную рабочую неделю. Снижена учебная нагрузка на учащихся;
увеличилась продолжительность перемен до 25 минут, что повышает дви
гательную активность; введен час здоровья и динамические паузы в на
чальной школе. По субботам в школе проводятся воспитательные школь
ные и городские мероприятия, консультативные занятия по подготовке к
ЕГЭ. Результаты данного нововведения будут отслеживаться в течение
года.
Практически все школьные нововведения опираются на поддержку
родителей, которые являются нашими союзниками. Условия воспитания
здорового ребенка в семье систематически обсуждаются на родительских
собраниях. Часто родители выступают в роли инициаторов, участников и
помощников в проведении дней здоровья и других мероприятий.



Ea?aaeiiaa A.C.
ae?aeoi? n?aaiae oeieu ? 63

г.Тюмень, ул. Моторостроителей, 3,
т.: (3452) 35 63 86



Достижения есть, проблемы остаются...
Уже давно у всех на слуху ошеломляющая цифра, которую выдает ста
тистика: только 12 процентов здоровых ребят выходят из стен школы.
Вспоминается невеселая шутка: “Если бы людей судили за преступления
против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую ме
ру”. Вильгельм Гумбольт высказывал еще в прошлые века мысль, что со
100
временем многие болезни будут расцениваться как следствие бескульту
рья, отсталости и потому болеть будет считаться позорным. К сожале
нию, это время пока не пришло. Создать в школе условия, гарантирую
щие охрану и укрепление здоровья, в наше время не так уж и просто. Воз
никают все новые и новые объективные причины для ухудшения здоро
вья детей. Все наши “взрослые” трудности моментально отражаются на
учащихся, и прежде всего на их здоровье. И это понятно, так как состоя
ние здоровья — интегральная характеристика.
Деятельность по программе “Здоровье” ведется педагогическим кол
лективом с 1995 года. Сутью выполняемой работы является создание си
стемы педагогических средств и условий, направленных на развитие ду
ховности, сохранение и укрепление здоровья участников образователь
ного процесса. Смысл работы — в поиске и определении основных ори
ентиров организации учебно воспитательного процесса, содержания и
технологий образования, способов мониторинга, обеспечивающих со
здание системы педагогических средств и условий, направленных на со
хранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
К поиску педагогический коллектив школы побудили как общесоци
альные проблемы (утрата духовности, дегуманизация отношений, сниже
ние уровня здоровья), так и проблемы, обусловленные конкретной ситу
ацией, в которой оказалась школа (ухудшилось здоровье учащихся, от
сутствовали условия для развития культуры в микрорайоне школы).
Поэтому системообразующей в нашей школе стала идея создания ус
ловий для формирования духовно развитой, культурной личности на ба
зе общеобразовательной школы. При этом существенным и необходи
мым фактором реализации данной задачи являлось сохранение и укреп
ление здоровья школьников.
В течение этапов поиска отрабатывалась системность учебных пла
нов, формировались блоки мониторинговой системы, отрабатывались
способы развития содержания и технологий образования. Выявлены
скрытые, глубинные причины школьной неуспешности ребенка, всевоз
можные отклонения в когнитивной и поведенческой сферах, причины
нарушения здоровья школьников по вине школы. Функцией школы сре
ди прочих стала и функция оздоровления, охраны физического и, что не
менее актуально, психического здоровья учащихся, ориентация детей на
здоровый образ жизни. При этом мы не разделяем идею превращения
школы в лечебницу, не стремимся взять на себя несвойственные для шко
лы функции. Нас в первую очередь интересует не тот ребенок, который
уже заболел, а тот, кто заболеет завтра, в том числе и по вине школы. Рас
полагая информацией о физическом и психическом здоровье школьни
ков, педагогический коллектив осуществляет обучение и воспитание де
тей одновременно с лечением, понимая под лечением всю совокупность
деятельности, направленной на благополучие каждого ребенка. Таким
образом, педагогика приобретает лечебный характер.
101
В качестве основного инструмента управления и формирования куль
туры здоровья выступает программа “Здоровье”. Она включает в себя
подпрограммы “Трудный ребенок”, “Одаренный ребенок”, “Расти здо
ровым, малыш”, “Летний оздоровительный лагерь”, “Физическая куль
тура и спорт”.
В школе внедрена методика немедикаментозного оздоровления на
уроках и во внеурочной деятельности (расписание уроков, динамические
перемены, офтальмотренаж для снижения риска по заболеваемости бли
зорукостью на стадии функциональных изменений остроты зрения и
предотвращения прогрессирования близорукости, фитотерапия, лечеб
ная физкультура, бассейн и др.), методика В. Ф. Базарного, которая дока
зала свою эффективность. В кабинете установлены парты конторки. Уча
щиеся занимаются в режиме динамических поз. Эта методика приводит к
снижению числа детей с нарушением осанки. По предложению старшек
лассников, работает клуб “Здоровячок” для учащихся 5—6 х классов. Де
ти получали комплекс физкультурно медико профилактических проце
дур: сауна, бассейн, фитотерапия, массаж, лечебная физкультура и др.
В школе на протяжении нескольких лет действует стоматологический
кабинет. Работал физиокабинет (в настоящее время нет средств для со
держания). В программу по физической культуре включен раздел “Пла
вание”. В школе успешно работает спортивный клуб “Восток” (11 секций
ведутся бесплатно), гончарная мастерская (работа с экологически чисты
ми природными материалами, сбор этого материала в природе — все спо
собствует общему оздоровлению организма школьников). Учащиеся име
ют возможность посещать студию бального и спортивного танца, теат
ральные, вокальные студии, хор.
Школа работает в содружестве с поликлиникой микрорайона: состав
ляется совместный план лечебно профилактической работы.
В определенной степени наша деятельность результативна. Например,
еще в начале работы провели анализ состояния здоровья учащихся. Ко
эффициент здоровья в филиале школы № 1 (два года проработали по
программе “Здоровье”) оказался выше, чем в филиале № 2, который
только приступил к работе.
При вспышке гриппа учащиеся и учителя филиала № 1 пропустили за
нятий намного меньше, чем в филиале № 2. В основном заболели дети,
вновь поступившие в нашу школу. В тех параллелях, где проводилась ин
тенсивная профилактическая оздоровительная работа, наблюдалось не
значительное, но увеличение числа детей первой и второй групп здоро
вья.
Проблем, требующих решения, в школе остается множество.
1. Культ здорового образа жизни должен создаваться в первую очередь
в семье. К сожалению, не все родители сами ведут здоровый образ жизни.
Школа по прежнему остается в понимании родителей “камерой хране
ния” для их детей.
102
2. Не повысится эффективность деятельности педагога, так как “дея
тельность” вкупе с общеизвестной спецификой профессии учителя, воз
ложенной на него моральной ответственностью, довольно низким уров
нем материального стимулирования со стороны государства и т. п. ведет
к подверженности учителей эмоциональному выгоранию, к возникнове
нию психологических перегрузок. Учителя в силу высокой нагрузки (фи
зической и психической) оказываются не в состоянии уделять должное
внимание оценке своего труда и выбирают путь “наименьшего сопротив
ления”: экономия эмоций, упрощение профессиональных обязанностей,
раздражение и вспыльчивость. Необходимо организовать деятельность
по оптимизации психологических условий профессиональной деятель
ности педагогов. В нашей школе работа по данному направлению прово
дится. Также начато создание условий для всех участников образователь
ного процесса для конструктивного разрешения возникающих кон
фликтных и проблемных ситуаций в пространстве школы через внедре
ние технологии примирительного правосудия.
3. У школы много работы по изменению отношения учеников к соб
ственному здоровью, по изменению психологии учителей, классных ру
ководителей, родителей и реализации на практике организационно пе
дагогических мероприятий, которые должны обеспечить единство двух
гуманных направлений деятельности — обучение и оздоровление детей.
4. По результатам медицинских осмотров отмечается (особенно в на
чальных классах) увеличение числа детей с ухудшением зрения, заболева
ниями желудочно кишечного тракта, изменениями опорно двигательно
го аппарата, позвоночника, нарушениями со стороны центральной нерв
ной системы.
Считаем: для детей младшего возраста, наиболее восприимчивых к
обучающему воздействию, необходимо вводить в учебный план уроки
здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режи
ма дня, рационального питания, негативного отношения к вредным при
вычкам, гигиенические навыки. Вести эти уроки должны специалисты, а
не учителя школ.
5. Важно в каждой школе устранять пути, по которым может происхо
дить нарушение здоровья школьников, — например, высокие учебные
нагрузки, возникающие из за неумения школьника учиться; несоответ
ствие между внешними требованиями и возможностями ребенка и др.




103
Ханты Мансийский автономный округ

Coeeiaa A.E.
caianoeoaeu ae?aeoi?a ii OA? NO ? 2
a. Oaiou-Iaineenea

628011, г. Ханты Мансийск,
ул. Луговая, 15, МОУ СОШ № 2,
т./ф.: 8 346 71 3 84 93



52 часа в рабочей неделе.
Не много ли?
В нашей школе, обычной, общеобразовательной, двухсменной, пере
полненной, со всеми вытекающими отсюда проблемами, мы решили
взяться за решение этой сложнейшей задачи – комплексную реабилита
цию школьников. Мы, с помощью последних исследований в этой обла
сти, под научным руководством декана психолого педагогического фа
культета Тюменского государственного университета, к.п.н. Голикова
Николая Алексеевича, проанализировав параметры здоровья учащихся в
нашей школе, сравнив их с российскими и региональными, изучив опыт
передовых школ России и нашего округа, работающих по решению проб
лем здоровьесбережения школьников, разработали Программу развития
школы в этом направлении и приняли участие в конкурсах вариативных
программ по сохранению здоровья учащихся. Выиграли городской и ре
гиональный конкурс. А потом послали свои материалы на Всероссий
ский конкурс “Школа – территория здоровья”, и в 2004 году получили
Диплом победителя этого конкурса и комплект тренажёров для школы.
Данная работа ведётся нами с 2001 года. В 2005/06 учебном году мы
находимся на завершающем этапе внедрения программы. Конечно, мно
гое по ходу пришлось пересмотреть, но даже те небольшие успехи, кото
рые отмечены на Всероссийском конкурсе, стали возможными благодаря
нашему энтузиазму, огромному желанию помочь школьникам сохранить
своё здоровье. Востребованность данного направления есть, но реально
школа дополнительное финансирование буквально добывала, доказывая
всюду необходимость решения данной проблемы. Из за трудностей с
финансированием не проведена реконструкция здания школы, не про
финансирована работа городского валеологического центра на базе на
шей школы, органы системы здравоохранения оказывают помощь в виде
консультаций, медицинского сопровождения, но в рамках установлен
ных нормативов. Хотя следует признать, что в нашем округе забота о здо
ровье детей не на последнем месте. Окружные программы “Здоровье де
104
тей Югры”, “Дети Югры” предполагают развитие системы здоровьесбе
регающего пространства на территории округа.
Проблема здоровья и образования обсуждается сегодня на всех уров
нях. Однако результаты не утешительны. Так, по данным углублённых
медосмотров в г. Ханты Мансийске лишь 10% детей здоровы, 40% имеют
функциональные отклонения, а почти 50% страдают хроническими забо
леваниями. Сегодня уже 90% детей рождается с различными патология
ми. Замечу, что “здоровье” — это культурно историческое, а не узкомеди
цинское понятие. Медицина призвана лишь возвращать людям здоровье.
Общая же наша задача, чтобы здоровье выступало как средство достиже
ния “высокой гармонии” и как индикатор правильности выбранного пу
ти, в данном случае — пути модернизации образования в частности и все
го общества в целом.
В последние годы в педагогике появился термин “управление качест
вом образования через результат”. Пришло время озвучить один из глав
ных результатов образовательной деятельности — невиданный в истории
ХХ века кризис здоровья детей. Единственный бесспорный на сегодня ре
зультат образования — болезни детей. Более того, существующая сегодня
система образования ведёт против детского населения настоящую войну.
Сегодня в выпускных классах всего 10% (а в нашей школе 5%) относитель
но здоровых детей. Тревогу бьют медики, в панике родители, растеряны
военкомы, когда из 10 призывников не могут найти хотя бы 2 х годных к
несению службы в армии.
Современная система образования продолжает “укреплять” ряды “ис
кривлённых позвоночников”. Не считаясь с фактором врождённого раз
личия способностей детей, существующая система образования “выдав
ливала” неспособных учащихся непосильным учением в лучшем случае в
классы коррекции, компенсации, педагогической поддержки, а в худшем
— на улицу, развращала на протяжении многих лет очковтирательством,
приучала к безделию, толкала в омут правонарушительства и наркома
нии. Значительно выросло и продолжает увеличиваться число детей, на
ходящихся в состоянии соматической и психофизической дезадаптации
и нуждающихся в услугах реабилитационной педагогики.
В области педагогики успешность в обучении детей очень часто стала
достигаться за счёт здоровьенарушающих, а не здоровьесберегающих тех
нологий, пренебрежения к нормированию учебной деятельности школь
ников. Недаром в недавно принятом Законе “О санитарно эпидемиоло
гическом благополучии населения” сказано, что образовательная дея
тельность относится к потенциально опасной для здоровья. Статистика
последних лет даже фиксирует рост количества так называемых “дидак
тогенных” заболеваний, у которых прямая связь с пребыванием детей в
школе.
Деятельность многих образовательных учреждений основана на мод
ной сегодня парадигме — развитие личности школьника, в которой раз
105
витие планируется без углублённой работы над здоровьем детей. Эти об
разовательные учреждения имеют высокие показатели в учебной дея
тельности, в успешности обучения и воспитания, но такие показатели
получены дорогой ценой за счёт потери здоровья детей. Новосибирские
медики провели недавно исследование и выявили связь между типом
учебного заведения и заболеваниями иммунной системы, нарушениями
психоэмоционального состояния школьников. Оказалось, что в школах с
инновациями, детей, имеющих нарушения психического и физического
здоровья, в 4 раза больше, чем в обычных.
Любая программа развития, тем более, если речь идёт о здоровье де
тей, должна предопределять три уровня постановки задач: республикан
ский, региональный и муниципальный. В этой связи хочется верить, что
с принятием Концепции модернизации российского образования и при
знанием сохранение здоровья детей доминирующим результатом в ходе
реализации этой Концепции у нас появится перспектива получить реги
ональную и муниципальную профинансированные программы “Здоро
вье”, которые помогут школам решить проблемы научного, финансово
го, кадрового и материального обеспечения своих программ.
Если школа в одиночку будет ставить себе цели, разрабатывать про
граммы, внедрять их без должного научного, финансового и кадрового
внимания со стороны региональных и муниципальных органов — проб
лема здоровья в образовании надолго ещё останется проблемой.
Актуальность программ “Здоровье школьников” прежде всего в том,
чтобы они ориентировались на решение таких значимых проблем, устра
нение которых в сумме может дать максимально возможный эффект оз
доровления школьников. Однако, считаю главным во всех разрабатывае
мых программах “Здоровье” — соответствие между желаемым и возмож
ным, что определит её целостность, реалистичность и, как сказали бы ма
тематики, рациональность.
Рациональность программы “Здоровье” педагогический коллектив
нашей школы видит в первую очередь в том, чтобы помочь школьникам
преодолеть те перегрузки, которые они испытывают, пытаясь овладеть
тем содержанием образования, которое им сегодня предлагается. В “Ко
дексе о труде” зафиксировано: 36 часов рабочая неделя для женщин и 41
час для мужчин. Это для взрослого населения. А рабочая неделя школь
ника, по подсчётам учёных, составляет 52 часа! Ученик, чтобы усвоить су
ществующие учебные программы, должен работать по 9 часов ежедневно.
И в субботу, когда почти всё взрослое население страны отдыхает, он, а
вместе с ним и учитель, трудится по 5—6 уроков. И в воскресенье ему
предстоит подготовить домашнее задание по 5—6 предметам. А в конце
года он вынужден трудиться с удвоенной нагрузкой, потому что учитель
“гонит” перегруженную программу, которую он должен выполнить во что
бы то ни стало. Здоровый ребёнок не выдерживает таких нагрузок, а если
ученик относится к группе детей с ослабленным здоровьем? У таких уче
106
ников, как правило, развивается сначала апатия, затем нервный срыв и,
как результат, — букет различных болезней. По данным Центра коррек
ционной педагогики Российской Академии наук 57% (по другим данным
65%) школьников не усваивают существующих учебных программ. 57%!
А у нас в школах 99%, 98% общая успеваемость. Не успевает только 1 2%
учащихся?! Кого мы обманываем? Вот и бывший министр образования
РФ В. Филиппов, который стоял у истоков “изобретения” Концепции
модернизации образования, в своё время на страницах печати признался,
что наше образование плохое в его практической части и приводил при
мер, когда ученик, изучающий в школе сложнейшие разделы физики, не
может починить обыкновенный утюг. “Западные эксперты, — писал он,
— проводили опрос школьников многих стран мира по поводу практиче
ской ориентации знаний и наши ученики, ещё недавно занимавшие при
зовые места, оказались далеко в хвосте”.
Таким образом, объём знаний, явно преувеличенный в существующих
учебных программах, ещё не означает их качество. Далее министр декла
рировал, что в предстоящей модернизации предусматривается, цитирую:
“разгрузить детей на 20% в школе. Ввести здоровый образ жизни и прак
тическую ориентацию знаний”. И сейчас задача учёных, органов управ
ления образованием, методистов, педагогов — разработать механизм вне
дрения этих, пока декларативных положений.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей комплексная. Она
касается как общества в целом, так и отдельной семьи. Она не может быть
решена только системой образования или здравоохранения. Им нужна
поддержка органов власти республиканского, регионального и муници
пального уровней.
Руководствуясь этими принципами и понимая, что учить человека уп
равлять своими возможностями необходимо с первых его минут в семье,
в детском дошкольном учреждении и далее в школе, педагогический кол
лектив нашей школы всегда рассматривал свою деятельность в рамках
природосообразности в обучении школьников, а в 1997 году с открытием
нового здания школы мы пришли к выводу о необходимости разработки
и внедрения Комплексно целевой программы сохранения и укрепления
здоровья учащихся, поскольку здоровье учеников резко ухудшалось, рос
ло число детей с девиантным поведением, наблюдалась неспособность
многими учащимися усвоить даже минимум образовательных программ.
По итогам обследования фиксировался низкий образовательный уровень
родителей, сложный и неоднородный контингент учащихся, большое
число неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, очень низ
кий уровень жилищно бытовых условий многих семей.
Начиная с 2000 2001 годов мы занимались корректировкой разрабо
танной в 1998 году школьной программы “Здоровье”, устанавливали кон
такты с научными центрами, анализировали причины несоответствия
поставленных (как мы сейчас понимаем) завышенных целей полученным
107
результатам. Мы поняли, что без учета реальных возможностей школы
любая инновационная деятельность не принесет желаемых результатов.
Чтобы наша деятельность была продуктивной, необходимо соблюдение
принципов взаимодействия всех субъектов процесса преобразований в
школе. Мы старались построить работу так, чтобы:
— все хорошо понимали, каких результатов от них ожидают;
— все были заинтересованы в получении этих результатов;
— участники преобразований испытывали бы удовлетворение от по
лученных результатов.
Основываясь на этих позициях, мы сконцентрировали свою деятель
ность в направлении проектирования валеологической школы по следу
ющим направлениям:
Содержание образования — Что мы будем внедрять и развивать?
Технология образования — Как мы будем это делать?
Организация образования — Каков процесс реализации?
Потенциал участников — Кто и с кем будет претворять преобразова
ния, программу развития?
Материально техническая сторона — Учет реальных возможностей
обеспечения школы.
Стратегия внедрения программы “Здоровье” включает 4 этапа: подго
товительно прогностический, практическо аналитический, практичес
ко коррекционный, обобщающий и внедренческий.
Основные направления в реализации школьной программы формиро
вания и сохранения здоровья школьников — это:
— системность и целостность подхода к формированию и сохранению
здоровья детей;
— совокупность компонентов: содержательный, методический, пред
метная среда и управление с учетом возможностей школы, ее потенциала.
Нельзя вводить новый школьный предмет, новое содержание без ме
тодического обеспечения и без формирования предметной среды, без
должной организации процесса внедрения. Эта совокупность компонен
тов должна прослеживаться в любом нововведении, в том числе и про
граммы “Здоровье”. И успешность внедрения этой программы состоит в
умении анализировать свою деятельность. Это основной механизм вне
дрения программы “Здоровье”, который использует в своей работе наша
школа.
Руководствуясь этими положениями, в 2002 году инициативная груп
па педагогов школы под научным руководством кандидата педагогичес
ких наук Н.А. Голикова разработала пакет документов: Концепция разви
тия школы “Комплексная реабилитация учащихся в условиях образова
тельного учреждения”, Исследовательский проект и План его реализа
ции.
В практической деятельности по внедрению основных положений
Концепции развития школы в направлении создания валеологической
108
школы педагогический коллектив продолжает освоение и использование
в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:
— в школе действуют общешкольные семинары “Личностно ориен
тированное обучение школьников”, “Уровневая дифференциация в
обучении школьников”;
— открыты классы с развивающей технологией обучения, классы
адаптации, коррекции, педагогической поддержки, классы индивидуаль
ного и надомного обучения;
— разработаны и действуют школьные Положения, регламентирую
щие деятельность коллектива по реализации программы “Здоровье”.
Мы используем в практике школы и оздоровительные методики. Это:
адаптированная к ОУ оздоровительная методика В.Ф. Базарного, по ме
тодике С.А. Карпова проводятся уроки лечебной физкультуры для часто

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign