LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

По результатам мониторинга выявляются часто болеющие дети. Педа
гоги, планируя образовательный процесс, стараются подходить к ним ин
дивидуально (например, снижают учебную нагрузку). Мы считаем, что
школа не должна лечить (она и не может). Главное, что она должна де
лать, это не вредить здоровью детей. Лозунг медиков “Не навреди!” мы
считаем и своим лозунгом.
Медицинское обслуживание детей в нашем образовательном учрежде
нии осуществляется медицинской сестрой и фельдшером. Медицинские
работники школы ведут санитарно просветительскую работу с учащими
ся, родителями и педагогами. Главный врач поликлиники поселка еже
годно проводит с учащимися беседы по предупреждению вредных при
вычек. По результатам медицинских осмотров и рекомендациям педиат
ров с учащимися работает воспитатель группы продленного дня, имею
щая медицинское образование. В программу ее работы “Как помочь де
тям с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности” входят
массаж, занятия, направленные на коррекцию нарушений опорно двига
тельного аппарата и органов зрения.
Педагоги нашей школы неоднократно делились данным опытом рабо
ты с коллегами г. Североуральска. В апреле 2005 года в школе проходил
городской семинар “Дидактическая система общего развития школьни
ков Л.В. Занкова в аспекте модернизации образования”, на котором ра
ботала секция “Основные подходы к созданию здоровьесберегающего
пространства в образовательном учреждении”, где был представлен опыт
работы педагогического коллектива по сохранению здоровья детей. Пе
дагогическое сообщество города разделяет наши подходы к созданию
здоровьесберегающего образовательного пространства, интересуется на
шими наработками в этом направлении.
Родители являются активными участниками совместной с детьми и
педагогами деятельности по формированию здорового образа жизни:
91
участвуют в походах, Днях здоровья, соревнованиях, проводят рейды с
целью контроля жизнедеятельности детей.
В 2004/05 учебном году наше образовательное учреждение принимало
участие во Всероссийском конкурсе “Школа – территория здоровья” и
стало региональным победителем, получив призы: спортивные тренаже
ры (16), воздухоочистители (3), водоочиститель и прибор для коррекции
зрения.
Мы считаем, что школа сможет решить проблему здоровьесбережения
детей при условии, если любая деятельность учащихся (учебная, спортив
ная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и так да
лее) будет соответствовать возрастно физиологическим нормативам и
осуществляться в допустимых санитарно гигиенических условиях, если
данная проблема будет решаться совместными усилиями работников уч
реждений образования, здравоохранения, родителей и самих детей.
Чтобы более обосновано и эффективно развивать свой опыт по данной
проблеме, для дальнейшего совершенствования оздоровительной работы,
педагогическому коллективу нашей школы хотелось бы иметь поддержку
в виде федеральной, региональной, муниципальной программ по сохра
нению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.



Тюменская область

Eaainoaaaa I.E.
i?aanaaaoaeu ai?ianeiai
eiieoaoa ia?aciaaiey

657140, Тюменская область,
г. Заводоуковск, ул. Парковая, 4,
т./ф.: (34542) 2 22 97



Здоровье под контролем
Образовательными учреждениями Заводоуковского городского окру
га проводится работа по формированию здорового образа жизни учащих
ся и педагогов. Комитет образования осуществляет контроль за реализа
цией районной “Программы здоровья”, в рамках которой в 2004/05 учеб
ном году был продолжен конкурс на лучшее преподавание ЗОЖ в школе,
проведен заочный конкурс “Школа – территория здоровья”, а также мо
ниторинг здоровья учащихся. Комитетом взяты на контроль вопросы ор
ганизации питания школьников, условий осуществления образователь
92
ного процесса, оказания полноценной логопедической и психологичес
кой помощи учащимся.
Одной из задач, стоящих сегодня перед школой, является уменьшение
аудиторной нагрузки и создание условий для сохранения и укрепления
здоровья детей за счет использования эффективных методов обучения,
повышения удельного веса уроков физической культуры.
Примером активной работы школьной службы здоровья и успешной
реализации “Программы здоровья” являются Боровинская СОШ (дирек
тор В.П. Коробова), Першинская СОШ (директор Л.Н. Алферова), Ста
розаимская СШ (директор Н.С. Тайшина), СШ № 1 (директор В.П.
Вайнбендер), Гилевская НШ (директор В.Ф. Клюка).
В ряде образовательных учреждений Заводоуковского городского ок
руга внедряются элементы методики “сенсорной свободы и психомотор
ного раскрепощения” В.Ф. Базарного в начальной школе. Результаты
внедрения данной методики свидетельствует об улучшении психологиче
ского климата в детском и педагогическом коллективах.
Учителя физической культуры О.П. Саклакова (Тумашовская СОШ),
Н.К. Казанцева (Старозаимская СОШ) обучают детей дыхательной гим
настике по методу Стрельниковой, технологии релаксации на уроке и во
внеурочное время.
Модульно рейтинговая система оценивания учащихся старших клас
сов применяется на уроках химии, биологии, математики учителями В.В.
Базелюк, Г.Н. Саяпиной, Л.М. Требенковой (СОШ №1).
Технологию проектного мышления применяют на уроках химии и тех
нологии учителя заводоуковской СОШ №1 Е.А. Золотавина и Н.А. Ше
лепова, учитель иностранного языка заводоуковской СОШ № 4 Л.И. Ге
ращенко и другие.
Применение данных технологий стимулирует индивидуальную актив
ность школьников и позволяет учитывать особенности их темперамента,
состояние здоровья. Модульно рейтинговая система оценивания знаний
учащихся оказывает положительное воздействие на психологическое
здоровье школьников.
С 2000 года осуществляется мониторинг за состоянием здоровья де
тей. Данные углубленного медицинского осмотра учащихся образова
тельных учреждений района в течение трех лет — с 2002 го по 2004 год —
свидетельствуют, что охвачены медицинским осмотром 95,4% учащихся
(5410 чел.). Анализ состояния здоровья учащихся показал, что количест
во детей, отнесенных к I группе, составляет в среднем 31,2% (1560 чел.).
Эти цифры на протяжении двух лет практически не изменились. Количе
ство детей, которых можно отнести ко II группе, — дети с функциональ
ными (временными) отклонениями в состоянии здоровья — составило
57,3%. Однако по сравнению с 2002 годом число детей во II группе сокра
тилось в 2004 г. на 2,7%. А вот число учащихся, отнесенных к III и IV груп
пам (больные дети с хроническими заболеваниями в стадии компенса
93
ции), увеличилось по сравнению с 2002 годом на 6% (2002 г. – 6,4%, 2004 г.
– 12,3%, 546 чел.).
Анализ результатов медицинских осмотров, проведенных с 2002 го по
2004 год, показал, что значительного роста отдельных заболеваний у уча
щихся не наблюдается. По сравнению с прошедшими годами число слу
чаев выявления у детей тех или иных недугов находится примерно на од
ном уровне, который соответствует среднестатистическим показателям
по области. Согласно тем же данным, среди обнаруженных заболеваний
на первом месте стоят заболевания опорно двигательного аппарата: на
рушение осанки, сколиоз (2004 г. – 18%; 2003 г. – 20,8%; 2002 г. – 22,2%);
на втором месте — нарушения зрения; на третьем месте – заболевания
эндокринной системы; на четвертом месте — заболевания нервной сис
темы и психические расстройства (ВСД, расстройства поведения).
В прошедшем учебном году в образовательных учреждениях округа
работали 19 педагогов психологов. Все психологи обучены на курсах по
вышения квалификации, организованных на базе района преподавателя
ми Тюменского государственного института развития регионального об
разования (ТГИРРО), по проблеме “Психолого педагогические техноло
гии коррекции эмоциональных нарушений”.
Основные задачи, которые решались педагогами психологами, это:
сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
старшеклассников и психологическое сопровождение процесса адапта
ции учащихся 1 х, 5 х, и 10 х классов. Для работы со старшеклассниками
проводилась диагностика профессиональных склонностей, способнос
тей и интересов; были организованы элективные курсы “В поисках свое
го призвания”, “Мой выбор”, в рамках которых был проведен конкурс
программ. Лучшей была признана программа элективного курса психо
лога Колесниковской СОШ Г.Н. Сухановой. Для учащихся 1 х, 5 х и 10
х классов проводилась психодиагностика адаптации учащихся, адаптаци
онные занятия по классам).
С целью выявления имеющихся у первоклассников отклонений и
пропедевтики школьной дезадаптации в начале учебного года во всех
школах округа проводится психолого педагогическое обследование уча
щихся 1 х классов, позволяющее учителю, психологу выявить с первых
дней пребывания детей в школе проблемные зоны здоровья и наметить
пути коррекционно развивающего воздействия.
В конце учебного года проводится повторное обследование, с помо
щью которого определяются индивидуальная динамика развития каждо
го ученика и общегрупповые тенденции, наметившиеся в результате про
веденного обучения и коррекционно развивающей работы.
Результаты обследования детей за 2004/05 учебный год показали, что к
концу учебного года произошел существенный рост показателей ум
ственного развития учащихся 1 х классов по сравнению с началом учеб
ного года. Группа детей с низкими познавательными возможностями
94
уменьшилась на 30 человек (в начале года было 60 человек). Можно пред
положить, что на положительную динамику умственного развития детей
повлияли коррекционно развивающая работа, проведенная педагогами
психологами, учителями, учет учителем специфических особенностей
познавательной деятельности и личностного развития детей, а также
консультативная работа с родителями.
Результаты диагностического обследования учащихся 5 х, 10 х клас
сов на предмет выявления уровня адаптации к новым социальным усло
виям показали, что для пятиклассников зонами наибольшего эмоцио
нального неблагополучия являются: страх перед ситуацией проверки зна
ний, страх самовыражения (у 39% пятиклассников выявлен высокий уро
вень тревожности, способный привести к неврозам). Среди десятиклас
сников выявлены учащиеся с неполной адаптацией (у учащихся одной
группы доминирует подавленное настроение, не проявляется интерес к
урокам, ослаблены процессы саморегуляции, имеются трудности в обще
нии).
Тем не менее по выявленным проблемам не всегда проводится долж
ная коррекционно развивающая работа. В ходе посещенных практичес
ких занятий, проводимых педагогами психологами во время аттестации,
наблюдалось недостаточно активное применение современных психоло
гических технологий, слабое методическое оснащение занятий. В новом
учебном году будет продолжена работа по совершенствованию психоло
го педагогического сопровождения профильного обучения, а также пси
хологическое сопровождение детей группы риска (с расстройством пове
дения, с особыми образовательными нуждами).
В феврале 2005 года был проведен социологический опрос среди уча
щихся 10—11 х классов школ округа, целью которого было выявить на
иболее привлекательные для подростков сферы жизненных интересов
(предпочтений). Всего в анкетировании приняли участие 615 учеников.
Результаты анкетирования показали, что наиболее важными жизненны
ми сферами для подростков являются семья (I место), здоровье (II место)
и друзья, общение (III место).
На вопрос анкеты “Что вам больше всего нравится делать в свободное
время?” старшеклассники отвечали следующим образом: встречаться с
друзьями (63%), слушать музыку (42%), заниматься спортом (31%), смо
треть телевизор (27%), читать (17%).
При анализе ответов на вопросы, касающиеся кино и телевидения,
выяснилось, что 53% старшеклассников интересуют музыкальные пере
дачи, 36% привлекают телесериалы, 27% — телеигры, 20% — научно по
пулярные передачи, 11% — политические. Из фильмов у подростков на
ибольшей популярностью пользуются комедии, их предпочитают смот
реть 75% опрошенных. 25% отдают свои симпатии боевикам, 27% пред
почитают фильмы, затрагивающие серьезные жизненные проблемы. К
поп музыке неравнодушны 55% старшеклассников, слушают рок 28%,
95
рэп – 21%. Что же касается ситуации с чтением, то как оказалось, 21%
учащихся читают в свободное время детективы, 31% — журналы, 30% –
газеты; 13% учащихся читают мало и 5% не читают вовсе.
Среди факторов, способствующих организации здорового образа жиз
ни, учащиеся называют: отказ от употребления наркотиков (48%), заня
тия спортом (46%), отказ от курения (40%), полноценное и правильное
питание (25%), необходимость полноценной духовной жизни (21%).
Отвечая на вопрос “Достаточно ли готовит вас школа к будущей само
стоятельной жизни?”, 45% учащихся высказали мнение, что “кое что из
того, чему учат в школе”, пригодится в дальнейшем, 22% считают, что
школа готовит к будущей самостоятельной жизни недостаточно, 14%
считают, что школа неспособна подготовить к жизни, этому должен
учиться каждый сам.
В трудную минуту поддержкой и опорой являются родители для 62%
старшеклассников, для 59% эту роль выполняют друзья, 12% готовы в
трудную минуту обратиться за помощью к учителю и 7% — к психологу.
82% детей характеризуют взаимоотношения в своей семье как теплые,
8% учащихся считают, что отношения в семье равнодушные, 2% учеников
оценивают их как агрессивные.
В школе чувствует себя в безопасности 71% учащихся и 21% этого не
ощущает.
Таким образом, результаты проведенного опроса показали, что веду
щими ценностями для подростков являются счастливая семейная жизнь,
верные друзья, здоровье. Подавляющее большинство учащихся (94%)
считает, что нужно придерживаться принципов здорового образа жизни.
Однако такие социальные ценности, как творчество, интересная работа,
активная, полезная, деятельная жизнь, незначимы для большинства под
ростков. Настораживает и тот факт, что в школе не чувствует себя в без
опасности 21% учащихся.
Образовательными учреждениями округа проводится определенная ра
бота по обучению и воспитанию больных детей и детей инвалидов по спе
циальной (коррекционной) программе. Для этого создана нормативно
правовая база, разработаны положения о воспитании и обучении таких де
тей. Следование принципам вариативности и интеграции образования по
зволило за пять лет сформировать в районе сеть классов дифференциро
ванного комплектования для детей с особыми образовательными способ
ностями (обучающихся по специальной (коррекционной) программе. В
2004/05 учебном году было организовано 7 таких классов для 78 учащихся
средних школ (№ 1, № 2, № 4 г. Заводоуковска, Лебедевской, Новозаим
ской, Бигилинской и др.). 30 детей инвалидов обучались по индивидуаль
ной программе на дому. 58 детей инвалидов обучались в общеобразова
тельных классах. Дети инвалиды получали начальное профессиональное
образование в агролицее № 29 (8 человек), обучались в агролицее № 29 и
выпускники школ (12 человек) по специальностям “швея”, “тракторист”.
96
Для защиты прав детей с ограниченными возможностями, с труднос
тями в обучении в округе создана психолого педагогическая служба, ку
да входят школьные психологи, социальные педагоги, логопеды, район
ная психолого медико педагогическая комиссия (ПМПК). За период ра
боты ПМПК в прошлом учебном году было проконсультировано 82 уча
щихся. Кроме того, 175 подростков было проконсультировано психоло
гами комитета образования.
В дальнейшем будет продолжена работа по совершенствованию про
цесса постоянного взаимодействия системы образования с представите
лями здравоохранения, управлением социальной защиты населения, все
ми заинтересованными ведомствами и общественными организациями в
целях сохранения и укрепления здоровья детей.



Ee??ei I.I.
ae?aeoi? IIO NIO ? 9
a. Oiaieunea

626150, Тюменская область,
г. Тобольск, 4 й мкр.,
т.: (34511) 5 27 85

Создаем атмосферу здоровья вместе
Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обрати
ли внимание на следующий факт: из года в год среди поступающих в пер
вый класс увеличивается число детей с зачатками ряда хронических забо
леваний и уменьшается число ребят с первой основной группой здоровья.
Первые шаги по сохранению и укреплению здоровья учащихся в на
шей школе были сделаны в 1996 году, когда, изучая влияние состояния
окружающей среды на здоровье человека, нами был составлен экологиче
ский паспорт микрорайона, в котором находится школа и живет боль
шинство наших учащихся. В ходе этой работы учителя биологии со свои
ми учениками провели экологическую экспертизу школы, в результате
которой каждому заведующему кабинетом были даны соответствующие
рекомендации. В первую очередь они касались окраски стен кабинета в
зависимости от возраста воспитанников.
С сентября 2002 года наша школа начала работать над проблемой
“Формирование здоровьесберегающей среды в условиях общеобразова
тельной школы”.
В школе идет реализация эксперимента, программа которого включа
ет в себя три этапа. В ходе подготовительного этапа (сроки реализации:
сентябрь 2002 г. — сентябрь 2003 г.) был проведен анализ состояния учеб
97
но воспитательного процесса, исходная диагностика. Педагогическому
коллективу представили на рассмотрение программу эксперимента. Бы
ли сформированы экспериментальные классы. Участники эксперимента
прошли определенную психологическую подготовку. Также до начала
эксперимента было скорректировано содержание некоторых предметных
дисциплин с учетом введения валеологической доминанты, внесены со
ответствующие изменения в тематические планы.
В данный момент эксперимент находится на формирующем этапе
(сроки реализации: 2003—2006 гг.) Этот этап предполагает внедрение в
образовательный процесс здоровьесберегающих форм, приемов, методов
и технологий обучения. В школе введены валеологизированные курсы
биологии, химии, географии и другие. Валеология преподается как пред
мет практической направлености. В экспериментальных классах вводят
ся технологии В.Ф. Базарного, программы для адаптации учащихся 1 х,
5 х, 10 х классов. Также проводится час здоровья в начальной школе.
Заключительным этапом эксперимента должен стать аналитический
(сроки реализации: 2006—2007 гг.), который должен подвести итоги экспе
риментальной работы. Планируется обобщить результаты диагностических
срезов и сделать выводы по эксперименту и гипотезе всего исследования.
Одно из направлений эксперимента — сотрудничество школы с уч
реждениями системы здравоохрания. Одним из эпизодов такого сотруд
ничества является работа группы “Здоровье” на базе начальной школы. В
эту группу собраны ребята, имеющие плоскостопие. С ними занятия про
водит учитель физкультуры, используя специальный комплекс упражне
ний, разработанный и разрешенный к применению врачом городского
лечебно физкультурного центра Пановой И.Е. С 2002 го по 2005 год в
группе занимались 29 учащихся. Из них у 12 нормализовалась стопа, у 6
наблюдается улучшение состояния свода стопы.
Сохранению и укреплению здоровья детей в школе способствует здо
ровьесберегающее обучение. Поскольку существует много методик, на
правленных на сохранение здоровья детей, в школе создан ряд экспери
ментальных классов, работающих по различным методам. В одном из них
учебно воспитательный процесс построен на принципах природосооб
разности по системе Н.Ф. Виноградовой. Другой класс работает по сис
теме сохранения здоровья учащихся при обучении на высоком уровне
сложности — Л.В. Занкова. Также создан класс индивидуальной психоло
гической поддержки (КИПП), где обучение строится с учётом особенно
стей интеллектуальной сферы, на основе обучения с учётом типа мышле
ния, типа восприятия, интеллекта, стрессоустойчивости. В школе осу
ществляется предпрофильное обучение — курс “Твоя профессиональная
карьера”, который направлен на самопознание, что способствует выбору
учащимися профессии в соответствии со своими психическими особен
ностями.
Из за недостаточного материально технического оснащения школы
98
внедрение технологии В.Ф. Базарного в чистом виде, затруднено. В свя
зи с этим в школе апробируются элементы технологии — эти уроки отли
чаются эмоциональностью, созданием ситуации успеха. Обязательными
на уроке являются физминутки, которые проводятся на ковриках для
массажа ног, что способствует профилактике плоскостопия. В ходе урока
осуществляется смена динамических поз: часть ребят сидит за конторка
ми, затем меняются местами со своими товарищами по парте. Регулярно
проводится гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажеров.
В школе ведется не только практическая, но и теоретическая работа,
направленная на подготовку кадров для эксперимента. Систематически с
2003 го по 2005 год в школе проводятся дни диагностики, регулирования
и коррекции (по методике П. И. Третьякова) по темам: “Здоровье участ
ников образовательного процесса”, “Мотивация учащихся”, “Управле
ние познавательной деятельностью школьников”. В декабре 2004 года
прошли школьные педагогические чтения по теме “Сохранение здоровья
участников образовательного процесса”. В течение 2005 года регулярно
проводятся лекции для педагогов и родителей о физиологических и пси
хических особенностях леворуких детей. Для учителей, занимающихся
экспериментом, организована лаборатория педагогической инноватики.
Большую роль в системе укрепления здоровья учащихся играет пита
ние. В школе оно организовано на базе столовой. Создана бракеражная
комиссия в составе заведующей производством, медицинского работни
ка, социального педагога. Данная комиссия осуществляет ежедневный
контроль за качеством питания, то есть следит, чтобы выход продукции
соответствовал меню, вкусовые качества соответствовали норме, соблю
далось разнообразие продуктов. Два раза в неделю проводится витамини
зация. К сожалению, к настоящему времени охват горячим питанием со
ставляет 63% от учащихся школы, в связи с этим педагогическому кол
лективу в новом учебном году необходимо направить свои усилия на ре
шение данного вопроса.
Процесс укрепления или сохранения здоровья в школе не может быть
эффективным, если он не касается здоровья педагогов. Поэтому все эле
менты профилактических и реабилитационных мероприятий в той или
иной мере распространяются и на педагогический коллектив. Здоровый
образ жизни педагогов является наглядным примером для учащихся в фор
мировании культуры здоровья, пропаганде здорового образа жизни. Стали
традиционными дни здоровья для учителей, которые проходят на базах от
дыха, для желающих организуются сеансы массажа, организована группа
здоровья для учителей. В каникулярное время педагогам оказывается ад
ресная консультативная помощь специалистами городской поликлиники.
С 2002 года в школе проводится мониторинг, который позволяет сде
лать сравнительный анализ заболеваемости учащихся по следующим на
рушениям: плоскостопие, миопия, нарушения осанки, сколиоз. За три
года мониторинг показал, что снижается число учащихся с нарушениями
99
осанки (2002 г. — 32%, 2005 г. — 23%), с плоскостопием (2002 г. — 4%, 2005 г.
— 3%). Однако, медицинский осмотр учащихся 10 –11 классов показал,
что увеличивается число учащихся с миопией (2002 г. — 17%, 2005 г. —
20%), в связи с этим педагогам рекомендовано в системе проводить уп
ражнения для восстановления зрения.
По инициативе муниципальной огранизации “Здоровье” организова
на работа фитобара, что способствует снижению простудных заболева
ний в осенне зимний период (в 2003/04 учебном году процент простуд
ных заболеваний составил от 45 до 58%, в 2004/05 учебном году — от 20 до
34%), что свидетельствует о позитивной динамике в этом направлении.
Безусловно, оздоравливание детей требует внесения ряда изменений в
базисный учебный план. Учитывая это, в 2005/06 учебном году по иници

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign