LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тельного процесса условия путём соответствующего благоустройства
школьных помещений и улучшения экологической обстановки в школе;
— использовать потенциальные возможности специализированных
служб города в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся и педа
гогов и оказании помощи в профилактической работе.
Системообразующим фактором выступала модульная система органи
зации деятельности, обеспечивающая интеграцию всех структурных по
дразделений гимназии.
Модуль “Образовательный” (учебный процесс) — реализация содер
жательно деятельностного подхода к организации здоровьесберегающей
системы образования гимназии.
Модуль “Воспитательный” — разработка системы внеурочной дея
тельности по формированию культуры здоровья учащихся на основе вза
имодействия педагогов, гимназистов и родителей.
Модуль “Диагностический” — разработка системы мониторинговой
деятельности по контролю за сохранением и развитием здоровья учащих
ся.
Модуль “Физическая культура” — формирование мотивированного
отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями, опти
мальной физической двигательной деятельности в учебном процессе.
Модуль “Психологическое сопровождение” — создание системы вза
имоотношений участников образовательного процесса, способствующей
формированию здорового образа жизни, создание зоны эффективного
общения.
Модуль “Здоровьесберегающая среда” — создание материально тех
нической базы, направленной на формирование здорового образа жизни
и рациональное использование её в образовательном процессе.
82
В процессе реализации программы гимназией было установлено вза
имодействие с областным профилактическим центром, областным цент
ром “Охраны материнства и детства”, районными детскими поликлини
ками, женской гинекологической консультацией, городским Физкуль
турным диспансером. Оказываемая помощь носила консультативный ха
рактер; специалисты служб гимназии проходили курсы повышения ква
лификации, при содействии областного профилактического центра вне
дрена диагностическая аппаратурная методика.
В образовательном процессе гимназии на уроках химии, биологии,
ОБЖ, истории, граждановедения, физической культуры применяются
интегрированные технологии с элементами формирования у школьников
гигиенической культуры, потребности в здоровом образе жизни. Анти
стрессовая пластическая гимнастика используется как элемент здоровь
есберегающей технологии на уроках физической культуры, позволяет по
следовательно решать задачи физического и нравственного здоровья. В
вариативный компонент учебного плана школы с 1 по 11 класс включены
психологические программы, обеспечивающие здоровьесберегающую
направленность образовательного процесса.
Многофакторное изучение состояния здоровья учащихся гимназии
включало в себя: обследование физического развития с использованием
различных параметров в относительных показателях к росту и весу, что
позволяло выяснить уровень функционального обеспечения организма,
определить функциональную незрелость отдельных систем организма.
Определение общего процента основных физических недугов и сомати
ческих заболеваний среди учащихся во входной диагностике свидетель
ствовало о нарушениях социально гигиенического характера, о качест
венной и количественной недостаточности питания. Анализ результатов
исследования работоспособности показал, что у половины школьников
она снижена. Эти данные указывали на необходимость усиления физиче
ской активности, для чего были созданы необходимые условия.
Специалистами психологической службы отслеживались адаптацион
ные процессы учащихся 1 х, 5 х, 10 х классов. Наблюдаемые патологиче
ские изменения: вегетососудистая дистония, ухудшение зрения, заболе
вания желудочно кишечного тракта тесно связаны с образом жизни. Для
улучшения здоровья учащихся городским управлением образования при
поддержке главы города Нижний Тагил был введён в учебный план тре
тий, дополнительный час физической культуры, в гимназии открыт тре
нажёрный зал, введены индивидуальные и групповые медицинские и
психологические консультации.
Действующий Базисный учебный план препятствует сохранению и
укреплению здоровья учащихся. Возможно, предлагаемые изменения в
рамках модернизации содержания российского образования позволят
внести существенные изменения в организацию учебного процесса.
Министерство общего и профессионального образования Свердлов
83
ской области в 2003 году обозначило тему годичного совещания педаго
гических работников “Образование и здоровье”, рассматривая здоровье
как основной ресурс и существенный показатель качества жизни челове
ка. Ожидаемый эффект совещания — актуализация профессиональной
ответственности педагогов и руководителей образовательных учрежде
ний за сохранение и развитие здоровья каждого обучающегося.
Центром “Учебная книга” Минобразования подготовлен дайджест
психолого педагогической литературы по теме “Образование и здоро
вье”.
В рамках городской педагогической выставки “Образование: вчера,
сегодня, завтра” был организован раздел выставки “Здоровьесберегаю
щее пространство”, который объединил различные типы и виды образо
вательных учреждений, реализующих здоровьесберегающие технологии
и программы.
В городе разработана и внедрена в практику муниципальная целевая
комплексная программа “Здоровый ребёнок”.
Результаты деятельности гимназии по созданию “Здоровьесберегаю
щей системы организации образовательного процесса” обобщаются на
психолого педагогических консилиумах, на родительских собраниях, пе
дагогических конференциях, классных часах, индивидуальных беседах с
классным руководителем, психологами, публикуются в печати. Предла
гаемые к обсуждению темы, проблемы встречают широкий отклик в сре
де педагогической и родительской общественности.




Гольфингер Н.Н.
директор МОУ
“Начальная общеобразовательная школа № 6”

624475, Свердловская обл.,
г. Североуральск, поселок Черемухово,
улица Калинина, 50, МОУ
“Начальная общеобразовательная школа № 6”,
т.: (210) 4 67 16

Школа не лечит.
Но здоровью вредить не должна
Вопрос здоровьесбережения детей в образовательном процессе кол
лектив нашей школы стал разрабатывать в 1999 году. В то время нами бы
ли разработаны и реализованы программы “Сохранение здоровья перво
84
классников шестилеток” (1999/2000 учебной год) и “Сохранения здоро
вья первоклассников семилеток” (2000/01 учебный год).
В 2001 году, проанализировав здоровье детей, поступающих в нашу
школу (первоклассников) и здоровья этих же детей, заканчивающих ее
(пятиклассников), нам пришлось констатировать наличие проблемы в
своей работе – противоречия между потребностями учащихся и их семей,
требованием государства в сохранении и укреплении здоровья обучаю
щихся (Закон РФ “Об образовании, ст.51) и отрицательной динамикой
состояния здоровья детей.
Создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным
изменением контингента детей в школе, что, в свою очередь, потребова
ло пересмотра традиционных (для нашей школы) путей организации
учебно воспитательного процесса. Мы поставили перед собой вопрос:
“Что делать школе, чтобы обучение не вредило здоровью детей?” и попы
тались найти на него ответ.
Так возникла программа “Оздоровительная модель нашей школы”.
Цель данной программы: создать здоровьесберегающее образователь
ное пространство, способствующее сохранению, укреплению и форми
рованию физического, психического и социального здоровья всех субъ
ектов образовательного процесса.
Задачи:
Формирование у педагогов потребности в изменении школьных сте
реотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответ
ствии с валеокультурой.
Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоро
вом образе жизни.
Создание охранительного педагогического режима обучения.
Организация оздоровительно профилактических мероприятий для
всех субъектов образовательного процесса.
Координация совместной работы школы и семьи по формированию
здоровья ребенка.
Создание в школе здоровьесберегающего образовательного простран
ства позволяет реализовать основные валеологические принципы (прин
ципы сохранения, укрепления и формирования здоровья) в практичес
кой деятельности по следующим направлениям:
— создание охранительного педагогического режима обучения;
— организация оздоровительно профилактических мероприятий;
— реализация государственного образовательного стандарта.
Каждое из перечисленных направлений программы включает в себя
также:
— психологическое сопровождение;
— работу с педагогами;
— взаимодействия с родителями.
“Первыми кирпичиками” в оздоровительной модели нашей школы мы
85
считаем классы коррекционно развивающего обучения (с 1987 года) и
школьный психолого педагогический консилиум (с 1996 года), созданные
для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
С 1999 года педагогический коллектив нашего образовательного уч
реждения начал реализовывать национально региональный компонент
Государственного образовательного стандарта начального общего обра
зования Свердловской области, который предполагает создание в обра
зовательном процессе психолого педагогических условий, основанных
на принципах гуманизации взаимодействия участников образовательно
го процесса: диалогизации, проблематизации, индивидуализации и пер
сонификации.
В первом разделе НРКа ГОСа общего образования сказано, что “на
ционально региональный компонент ГОСа общего образования способ
ствует обеспечению права личности на защиту социального, психическо
го и физического здоровья обучающихся”. Таким образом, наряду с
функциями стандарта образования, выделяемыми на федеральном уров
не, региональный компонент ГОСа Свердловской области выполняет
ряд дополнительных функций, одной из которых является валеологичес
кая. Нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный техно
логический режим образовательного процесса, приоритет культуры здо
ровья, заложенные в стандарте позволяют организовать процесс образо
вания в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Учебный план нашей школы разрабатывается на основе национально
регионального компонента ГОСа общего образования Свердловской об
ласти (в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом) и
представлен несколькими вариантами (всего 5), охватывает все нормати
вы: продолжительность обучения в начальной школе – 4 года; макси
мальная нагрузка при 5 дневной учебной неделе: в 1 х классах – 20 не
дельных часов, во 2—4 х классах – 22 недельных часа.
Приоритеты развития содержания образования на региональном
уровне выражают следующие содержательные линии образования:
— культурно историческая;
— социально правовая;
— информационно методическая;
— экологическая;
— культура здоровья.
Содержательную линию образования “Культура здоровья” коллектив
нашей школы реализует через Образовательную программу. В программу
включены следующие учебные дисциплины валеологической направлен
ности федерального компонента: интегрированный курс “Мы и окружа
ющий мир”, “Физическая культура”; учебные дисциплины националь
но регионального компонента — “Риторика”, “Введение в народоведе
ние”, учебный курс “Ресурсы здоровья” (направлен на профилактику ад
диктивного поведения детей, интегрируется в учебный предмет “Окружа
86
ющим мир”); учебные дисциплины школьного компонента “Введение в
школьную жизнь” (1 классы).
Вводится валеологическое содержание и в другие учебные дисципли
ны. Например, программа “Разговор о правильном питании”, разрабо
танная НИИ возрастной физиологии детей и подростков РАО совместно
с компанией “Нестле” для детей 6—8 летнего возраста. Она представляет
собой модуль, состоящий из 15 тем, которые интегрируются в обычные
уроки – чтение, русский язык, математику.
Валеологическое обучение детей мы стараемся направить на форми
рование у учащихся осознанной потребности в здоровье, личной ответ
ственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навы
ков ЗОЖ, профилактику вредных привычек.
Педагоги нашей школы сожалеют о том, что из Базисного учебного
плана убрали такую учебную дисциплину как “Основы безопасности
жизнедеятельности”. Мы считали, что выделение изучения основ без
опасности жизнедеятельности в самостоятельную образовательную об
ласть способствовало более эффективному воспитанию безопасного по
ведения и правильных действий детей в различных условиях.
Хотелось бы видеть в Базисном плане не 2 часа в неделю уроков фи
зической культуры, а большее количество; считаем, что такой предмет
как музыка соответствует многим требованиям здоровьесберегающей пе
дагогики, и его количество могло бы быть также увеличено.
Если говорить о воспитании у детей осознанной потребности в здоро
вье и здоровом образе жизни, то в учебный план нужно вводить уроки здо
ровья (валеологии), благо есть разработанные программы в этом направ
лении (программы Зайцева Г.К., Татарниковой Л.Г., Касаткина В.Н. и др.)
Мы поняли, что школа многое может сделать, чтобы сохранить и ук
репить здоровье детей. Одним из направлений работы по сохранению
здоровья стало создание уютной, комфортной обстановки в школе. Сте
ны классных комнат и рекреаций украшены комнатными растениями, на
окнах красивые шторы, панели спокойных светлых тонов. Определены
места для постоянно действующих выставок детских работ. Созданы ка
бинеты музыки, трудового обучения, иностранного языка, кабинеты для
занятий с психологом, кабинет для проведения массажа; эстетично
оформлены спортзал, столовая, библиотека.
Следующим шагом в решении данной проблемы стало изменение ор
ганизации УВП: изменили режим обучения. Согласно сложившейся в
школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность
распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит
физиологическому принципу чередования труда и отдыха как необходи
мого условия для предупреждения переутомления школьников и сохра
нения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Над
данной проблемой работали 5 лет, апробировали разные варианты учеб
ных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, до
87
казавших, что работоспособность школьников достигает максимума на
15 й день, после чего около 2 х недель она удерживается на высоком
уровне, а, начиная с 5 й недели резко снижается, разработали наиболее
оптимальный годовой календарный учебный график.
Учебный год разбит на 6 периодов обучения (“четвертей”). Первое по
лугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между первым и
вторым периодом обучения и между вторым и третьим – недельные ка
никулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже
продолжительностью для первых классов по 6 учебных недель, а для
2—4 х классов 4 й период составляет 7 недель, пятый и шестой период
обучения по 6 недель. Новогодние каникулы для 1 х классов – 2 недели,
для 2—4 х классов – 10 дней.
Такой календарный график не противоречит “Типовому положению
об общеобразовательном учреждении”, ФЗ “Об образовании”.
Здоровьесберегающее значение имеет 5 дневная учебная неделя, как
для детей, так и для педагогов. С 2001/02 учебного года школа перешла на
5 дневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объёму учебной нагрузки. Для этого разработали режим учебной недели с
учётом биоритмологического оптимума умственной и физиологической
работоспособности:
Продолжительность уроков во 2—4 х классах – 40 минут, в 1 х классах
– 35 минут. Для постепенного увеличения нагрузки в начале учебного го
да (сентябрь) продолжительность уроков – 35 минут.
Очень сложным этапом в жизни каждого ребёнка является период его
адаптации к школьному обучению, который протекает долго и сопровож
дается сложными изменениями в организме. Учитель высшей категории
Кокшарова Н.А. обобщила весь накопленный школой опыт по созданию
условий для благоприятного течения адаптации детей к школе и разрабо
тала программу “Модель организации процесса адаптации первоклас
сников и пятиклассников к школе”. Следует отметить, что наши перво
классники весь учебный год обучаются в первую смену в отдельном зда
нии, условия которого приближены к условиям детского сада.
За фразой “школьное питание” стоит здоровье наших детей. Поэтому
важным фактором в сохранении здоровья учеников мы считаем органи
зацию рационального питания не только в домашних условиях, но и в
школе. В Типовом положении об общеобразовательном учреждении,
принятом к руководству на основании приказа Министерства образова
ния РФ № 1780 от 2001 года, организация питания возлагается не только
на предприятия общественного питания, но и на общеобразовательные
учреждения. Такой подход означает, что у ОУ может быть выбор пути ор
ганизации питания. И наша школа открыла свою собственную столовую.
Что это дало? При формировании рациона питания детей и приготовле
ния пищи соблюдаются все принципы организации рационального, сба
лансированного, щадящего питания:
— соответствие пищевого рациона энергетическим потребностям ор
ганизма младшего школьника;
— обеспечение правильного соотношения питательных веществ: для
детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение
белков к жирам и углеводам как 1:1:4;
— максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём
использования достаточного ассортимента продуктов и различных спо
собов кулинарной обработки.
Мы ввели в рацион детского питания продукты богатые белком, вита
минами: мясо, печень, рыбу, творог, йогурт, овощи, фрукты, соки. При 5
дневной учебной неделе 3—4 раза в неделю дети получают разнообразные
мясные блюда: шницель, жаркое, бифштекс, печень, фрикадельки, гу
ляш. Также в меню включаются рыбные блюда: котлеты из минтая, филе
горбуши, припущенное с маслом. Обязательны в школьном меню молоч
ные блюда: йогурт, молоко, творожные запеканки; овощи: капуста, огур
цы, морковь, свёкла, зелёный горошек, кукуруза; разнообразные напит
ки: компот из сухофруктов, кураги, чернослива, чай с лимоном, кисели,
какао; присутствуют яйцо, масло, сыр. Так как крупы различаются по со
держанию растительного белка и минеральных веществ, мы готовим ка
шу из смеси круп: пшено + рис, пшено + рис + гречневая крупа и др. на
молоке с добавлением сливочного масла.
Приказом директора в нашем ОУ назначен учитель, ответственный за
организацию горячего питания и бракеражная комиссия, в состав кото
рой вошли мед. работник школы, диет сестра. Цели их деятельности:
— проведение разъяснительной работы среди коллективов учителей,
родителей, учащихся о необходимости питания детей в школе;
— контроль организации питания: за санитарно гигиеническим ре
жимом работы столовой и за сбалансированностью суточного рациона по
содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов.
Ответственный за организацию питания осуществляет мониторинг
питания детей в школьной столовой. В течение последних трёх лет горя
чим питанием охвачено 97—100% учеников.
Среди всех стрессовых факторов школьной жизни физиологи особо
выделяют ограничение двигательной активности ребёнка, поэтому следу
ющим этапом в нашей работе стало расширение ежедневного объёма
двигательной активности учащихся. Мы ввели гимнастику перед началом
учебных занятий. В комплекс физминуток на уроках включили различ
ные упражнения с целью профилактики нарушений зрения, простудных
заболеваний, заболеваний опорно двигательного аппарата и т.д.; спор
тивный час в группах продлённого дня; оздоровительные игры на пере
менах с музыкальным сопровождением; в дни наибольшей интенсивнос
ти – вторник и четверг, после третьего урока проводим динамические па
узы с пребыванием детей на свежем воздухе.
На протяжении уже многих лет в нашей школе проводятся внеклас
89
сные, спортивные мероприятия под общим названием “Школьная спар
такиада”, победителями которой являются классы, занявшие большее
количество призовых мест на соревнованиях в течение учебного года.
Традиционными стали и совместные соревнования детей с родителями –
с мамами к празднику 8 марта и с папами на 23 февраля; совместные со
ревнования со сборной командой учителей по пионерболу, баскетболу. В
стенах школы действуют кружки двигательно активного характера: “Дет
ские подвижные игры народов Урала”, “Спортигры”, “Лыжные гонки”.
В учебном процессе педагоги нашей школы применяют здоровьесбе
регающие технологии, методы и приемы – обычно это такие способы
обучения, которые позволяют дифференцированно подходить к личнос
ти каждого ребенка, достигать положительных результатов без переутом
ления учащихся и учителей: это безотметочное обучение с 1 го по 3 й
класс; организация учебных занятий в режиме “динамической смены
поз” по В.П. Щербининой; метод релаксации (способ снятия одновре
менно мышечного и психического напряжения) Е.Л. Пелленгер и Л.Б.Ус
пенской; построение валеологически обоснованного урока с учетом ба
зовых потребностей детей: потребности в саморазвитии, потребности в
игре, потребности в подражании, потребности в приобретении опыта (по
Г.К. Зайцеву) и другие. К здоровьесберегающим технологиям, выполни
мым в существующих условиях, мы относим групповые способы обуче
ния, метод проектов, метод погружения и т.д.
Среди педагогов продолжается поиск данных технологий, пополняет
ся созданный в школе “Банк здоровьесберегающих технологий, методов
и приемов”.
Уже 12 лет школа работает в режиме безотметочного обучения, что
способствует снижению уровня невротизации, позволяет избегать стрес
совых ситуаций.
Мы понимаем, что нет педагогических технологий, успешность кото
рых бы не зависела от личности учителя, его мастерства, характера учеб
но воспитательных воздействий на учащихся. Поэтому, как отмечалась
уже выше, коллектив образовательного учреждения работает над реали
зацией принципов гуманистической педагогики, одним из направлений
которой является здоровьесберегающая педагогика.
В школе организован постоянно действующий семинар по вопросам
общей и частной валеологии, на котором изучаются работы следующих
ученых, врачей, валеологов, педагогов: Брехмана И.И., Амосова Н.М.,
Безруких М.М., Куинджи Н.Н., Татарниковой Л.Г., Тараничевой Т.М.,
Кирпичева В.И. и других; рассматривается опыт работы по здоровьесбе
режению детей в различных образовательных учреждениях России.
При педагогической экспертизе используем различные виды анализов
уроков: анализ урока с физиолого гигиенических позиций, с точки зре
ния педагогического обучения, анализируем экономию урока, оцениваем
санитарно гигиенические условия урока и так далее.
90
Особое место в системе оздоровительно профилактической работы
занимает медико педагогическая диагностика, включающая:
— медицинские осмотры детей врачами специалистами (к сожале
нию, не всегда бывают окулист, отоларинголог, хирург, невролог, гинеко
лог);
— диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми с хрони
ческими заболеваниями, осуществляемое медицинскими работниками
школы и поликлиники поселка;
— мониторинг состояния здоровья, острой заболеваемости учащихся
(в том числе ежемесячное наблюдение за ростом и весом каждого ребен
ка), осуществляемый валеологом и классными руководителями;
— диагностику социометрического статуса каждого учащихся, осу
ществляемую с целью предупреждения стрессовых и конфликтных ситу
аций в классных коллективах (ответственный педагог психолог, клас
сный руководитель) и так далее.

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign