LINEBURG


страница 1
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

IA?ACIAAIEA E CAI?IAIA
?ACAEOEA O?AUEON?
Iaoa?eaeu Ana?inneeneiai oi?oia
n ia?aoia?iaiui o?anoeai



Часть II




Москва
2005
УДК 373.17(06)
ББК 74.200




Образование и здоровое развитие учащихся.
023
Материалы Всероссийского Форума
с международным участием. Часть II. —
М.: ИД “Ключ С”, 2005, — 418 с.




ISBN 5—93136—019—0
ISBN 5—93136—018—2 (ч. II)




В данном сборнике (Часть II “Материалов…”) представлен опыт образовательных
учреждений по здоровому развитию учащихся Сибирского, Уральского, Центрального
и Южного федеральных округов РФ. Издание будет интересно всем, кто хочет видеть
наших детей здоровыми и счастливыми.




ББК 74.200




ISBN 5—93136—018—2 (ч. II) © Авторы сборника, 2005
ISBN 5—93136—019—0 © Оформление. ИД “Ключ С”, 2005

2
Раздел I
Neae?neee oaaa?aeuiue ie?oa.
Iiuo oeie e aioeieuiuo o??a?aaiee
ii ia?aciaaie? e cai?iaiio ?acaeoe? aaoae




Алтайский край

Ii?iciaa A.A.
ae?aeoi? n?aaiae oeieu ? 120
Eiaono?eaeuiiai ?aeiia ai?iaa Aa?iaoea

656065, г. Барнаул,
ул. Солнечная Поляна, 51,
т.: 52 46 53, 52 10 91



Союз нерушимый медиков и педагогов
С 1996 года наша школа работает в режиме эксперимента, одним из
направлений которого является внедрение здоровьесберегающих техно
логий. В 1998/99 учебном году в школе был проведен анализ состояния
дел по вопросам соблюдения санитарно гигиенических норм и состоя
ния здоровья учащихся. Были выявлены следующие проблемы:
1. Высокий уровень хронических заболеваний (75,6% тубинфициро
ванных, 27,2% учащихся имеют заболеваниями органов зрения, 35,4% —
нарушение осанки, 21,7% — заболевания нервной системы).
2. Тенденция к увеличению школьных заболеваний (по данным меди
цинского обследования 5 го класса “Б” выявлен рост числа детей с мио
пией).
3. Нарушение санитарно гигиенических норм: освещенность состави
ла 60—70%, отсутствует сквозное проветривание в учебных помещениях,
несоответствие школьной мебели санитарным требованиям.
4. Негативное психоэмоциональное состояние учащихся на уроках
(более 50% учащихся чувствуют на уроках страх, тревогу, беспокойство,
огорчение).
5. Результаты анкетирования учителей показали, что 24% педагогов
испытывали затруднения при критической ситуации.
3
6. При ранжировании желаемых качеств личности своих детей родите
ли физическое здоровье поставили на 1 е место из 15.
7. Отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по вопросам здоро
вья, отсутствие у учеников желания соблюдать принципы здорового об
раза жизни.
В 1998 году было создано методическое объединение учителей “Здо
ровье” и на основе выявленных проблем разработана комплексная целе
вая программа “Образование и здоровье”. Ведущие идеи программы —
привести учебно воспитательный процесс в соответствие с нормами
СанПиНа, организовать работу с педагогами, направленную на осозна
ние ими ответственности за здоровье детей.
В 2003 году коллектив начал реализацию программы “Формирование
здоровьесберегающей среды в школе”. Ее ведущая идея — здоровье через
образование, формирование умений эффективно использовать знания
по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Анализ работы в 2002/03 учебном году показал положительные тен
денции по выявленным ранее проблемам, но обнаружил пробел по обу
чающему компоненту образовательного процесса. Результатом решения
этой проблемы стало включение школы с 2003 года в проект по реализа
ции федеральной программы “Здоровье” под редакцией В.Н. Касаткина,
региональный проект “Школы здоровья” Алтайского края”, а также раз
работка и реализация модели школы, содействующей здоровью. Ведущие
принципы работы этой школы — снижение поведенческих рисков, свя
занных со здоровьем, использование в образовательном процессе здоро
вьесберегающих технологий обучения, мониторинг состояния здоровья
школьников.
Школе оказывают помощь:
— консультативную и в организации занятий и лекториев для учащих
ся, родителей и педагогов по вопросам здоровья — детская поликлиника
№ 13, кризисный центр для мужчин, кризисный центр для женщин, кра
евой наркологический диспансер, СПИД центр, клиника восстанови
тельной терапии, краевой тубдиспансер. На оказание консультативных
услуг с большей готовностью откликаются негосударственные организа
ции и учреждения;
— в проведении медицинских обследований и осмотров — детская по
ликлиника № 13, физкультурный диспансер.
На основании ежегодно заключаемых договоров осуществляется со
трудничество с детской поликлиникой № 13 по организации медицин
ского обслуживания школьников, но по многим вопросам мы не находим
понимания со стороны учреждений здравоохранения, в том числе и орга
нов управления: в частности, не удовлетворено ходатайство о выделении
ставки школьного врача.
С самого начала эксперимента коллектив работает со здоровьесбере
гающими и здоровьеразвивающими образовательными технологиями.
4
Все педагоги школы реализуют технологии, направленные на обеспече
ние здоровьесберегающей среды, и 75% — здоровьеразвивающие педаго
гические технологии. Под здоровьеразвивающими мы понимаем техно
логии, главным приоритетом которых является сохранение и укрепление
здоровья учащихся и педагогов (в комплексном его понимании — физи
ческое, нравственное, психологическое и т.д.).
К ним мы относим следующие:
1. Технологии развивающего обучения, когда образовательный про
цесс направлен на развитие ребенка, что и является конечной целью обу
чения. Наиболее существенным моментом с точки зрения здоровьесбере
жения здесь является характер оценки работы ребенка на уроке, который
способствует мотивации к учению. В школе в начальных классах исполь
зуется технология развивающего обучения по методу Л.В. Занкова, суще
ствует преемственность при переходе в среднее звено по ряду предметов,
но не по всем — по причине отсутствия соответствующих научных разра
боток.
2. Технологии ИФО (игровых форм обучения) — основным дидакти
ческим смыслом игры является закон постоянного действия, что опреде
ляет субъект субъектный характер взаимодействия “учитель — ученик”,
не менее важным дидактическим смыслом игры является опора на эмо
ционально чувственную сферу ребенка и его индивидуальные психоло
гические особенности. Поэтому в игре может проявить себя ребенок с
любым уровнем психологического, интеллектуального, физического раз
вития, оценка становится здесь второстепенной, в то время как сама игра
выходит на первый план. Все это обеспечивает положительный психоло
гический настрой учащихся, создает ситуацию ожидания интересного
урока, облегчает изучение сложного материала и позволяет индивидуали
зировать обучение. Игра способствует социализации личности, посколь
ку она есть не что иное, как проекция (модель) определенной жизненной
ситуации. Такие технологии используют 23% педагогов.
3. Технологии дифференцированного обучения, направленные в пер
вую очередь на приобретение знаний, на индивидуальное развитие каж
дого ребенка в зависимости от уровня его подготовки. Здесь педагогам
следует помнить следующие концептуальные правила: не наказывать не
знание, а предупреждать его возникновение, соблюдать право ученика на
выбор уровня обучения, обеспечивать значимость учебного успеха и мо
тивацию учащихся, использовать базовый уровень для обеспечения гиб
кости и адаптивности технологии с точки зрения здоровьесбережения.
Положительным моментом такой технологии является оценивание мето
дом сложения, что создает позитивное восприятие учащимся и учителем
своих успехов и неудач. Технологии дифференцированного обучения с
концептуальными поправками используют 28% педагогов школы;
4. Технологии проектирования и моделирования, в основе которых ле
жат принципы субъект субъектности взаимоотношений учителя и уча
5
щихся, социализации личности, а также совокупное овладение объемом
необходимых знаний и способов учебной деятельности. Такая технология
ценна тем, что использовать ее можно с разными целями: с целью выпол
нения учебных, творческих проектов, социального проектирования и т.д.
Такие технологии одновременно решают задачи и обучения, и воспита
ния, и развития, и сохранения и укрепления здоровья. В школе учебные
проекты реализуются с 1998 года, учебно воспитательные — с 1996 года,
социальное проектирование — с 2003 года, коллективно творческие про
екты — с 2000 года, учебно исследовательские — с 1996 года. Вся система
воспитательной работы и проведения общешкольных и классных меро
приятий с 2003 года построена на принципах и основах проектной дея
тельности. В целом эту технологию реализуют 56% педагогов школы.
Кроме перечисленных педагогических технологий шире стали ис
пользоваться технологии психологического сопровождения, которые
обеспечивают снижение риска влияния на здоровье психопатогенных
школьных факторов. В значительной степени психологическое сопро
вождение используется при организации и проведении уроков здоровья
(3—5 постоянно преподающих педагогов с 2003 года), интегрированных
уроков по предметам федеральной программы “Здоровье” (89% педаго
гов), а также в работе учителя по повышению двигательного режима на
уроке и борьбы со стрессами (74% педагогов используют такие техноло
гии постоянно, и 24% — преимущественно).
Кроме этого, педагоги школы используют модульную технологию,
проблемное обучение, технологию внутриклассной дифференциации,
индивидуализированное обучение, тренинговые формы занятий.
С 1998 года в школе проводится мониторинг по следующим направле
ниям: соблюдение СанПиНов при организации учебно воспитательного
процесса, организация надомного обучения, проведение дней контроля и
регулирования по вопросам здоровьесберегающей среды на уроке и со
стояния здоровья учащихся, анализ валеологической обоснованности
урока, анализ анкетирования, проведения опросов, диагностик по вопро
сам здоровья, формирование банка данных детей с хроническими заболе
ваниями, детей инвалидов.
В связи с участием школы в проекте по реализации федеральной про
граммы “Здоровье”, а также разработкой модели школы, содействующей
здоровью, с 2003 года мониторинг проводился по компонентам этой мо
дели: урокам здоровья, интегрированию компонента программы “Здоро
вье” в предметные учебные курсы, занятиям лечебной физкультурой,
спортивно оздоровительной работе, организации школьной медицин
ской службы, обеспечению здоровой среды в школе (санитарно гигиени
ческое обеспечение образовательного процесса; санитарно гигиеничес
кое состояние школьных помещений и т.д.).
Основные результаты работы на сентябрь 2005 года таковы:
1. Повысилось качество проведения уроков здоровья.
6
2. Повысился интерес учащихся к урокам здоровья (92% детей счита
ют, что уроки здоровья нужны, 64% — используют полученную информа
цию в жизни).
3. Разработаны карты анализа валеологической обоснованности уро
ка, качества организации урока здоровья.
4. Разработан и опубликован сборник методических материалов шко
лы “Внедрение федеральной междисциплинарной программы “Здоро
вье” в образовательный процесс” в рамках регионального проекта “Шко
лы здоровья” Алтайского края”.
5. Проведено 32 открытых интегрированных урока с компонентом
“Здоровье”.
6. На региональных методических неделях Алтайского краевого ин
ститута повышения квалификации работников образования (АКИП
КРО) были представлены материалы с опытом работы 22 педагогов по
интегрированию федеральной программы “Здоровье” в образовательный
процесс. Все работы внесены в банк данных Центра валеологии АКИП
КРО и стали основой для формирования брошюрованных пособий.
7. Охват спортивными секциями составил 24% учащихся и 12% педа
гогов.
8. Подготовлены электронные презентации по вопросам здоровья.
9. Наметились положительные тенденции: количество школьников,
получающих горячее питание, увеличилось на 5%, уровень заболеваемо
сти инфекционными заболеваниями снизился на 16%, пропуски уроков
физической культуры без уважительной причины — на 43% и т.д.).
10. Команда школы приняла участие во второй краевой олимпиаде
школьников “Здоровье будущего” (1 е место в теоретическом конкурсе,
победа в номинации “Самая актуальная тема социального проекта”).
11. По результатам анкетирования Московской лаборатории профи
лактических программ увеличилась доля школьников, осознающих пер
сональную ответственность за свое здоровье, — с 88, 8% до 94, 8%.
12. Опыт работы по компоненту “Здоровье” за 2003—2005 гг. был
представлен на семинарах и научно практических конференциях феде
рального, краевого, городского, районного уровня.
13. Результатами экспериментальной деятельности являются победы в
профессиональных конкурсах. Школа является лауреатом краевого кон
курса “Школа здоровья — здоровая школа” (2003—2004 гг.), Всероссий
ского конкурса “Школа — территория здоровья” (2003—2004 гг.); победи
телем городского конкурса “Признание” в номинации “Школа здоро
вья” (2004—2005 гг.).
Однако на пути реализации здоровьесберегающих технологий имеются
серьезные проблемы. Так, на наш взгляд, существующий базисный учеб
ный план не способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Классно урочная система в целом, оценивание работы школ в цифровых
показателях (процент качества знаний, процент успеваемости и т.п.); оце
7
ночная система знаний и умений школьников; перегруженность про
грамм; несоответствие программного учебного материала по предметам за
даниям ЕГЭ — все это по большому счету вступает в противоречие со здо
ровьесберегающим подходом в сохранении психического здоровья детей.
Кроме того, в нынешнем учебном плане трудно отвести место для
проведения уроков здоровья, уроков двигательной активности.
Мы встречаем понимание со стороны местных властей, которые про
являют заметный интерес к нашей работе. Оценкой деятельности школы
администрацией г. Барнаула является благодарственное письмо коллек
тиву “За творческую работу по экологическому образованию школьни
ков и внедрение программ здоровьесберегающего обучения в 2004 году”.
Комитет по образованию администрации г. Барнаула в 2004 году про
вел городской конкурс “Признание” по вопросам здоровьесбережения в
образовательных учреждениях города, где школы, в том числе и наша,
имели возможность представить свой опыт работы.
Интерес к работе школы проявляют школы как города Барнаула, так и
Алтайского края. Консультации, семинары, “круглые столы” по обмену и
распространению опыта на базе нашей школы — постоянная практика.
Финансовой помощи от местных властей мы никогда не получали.
Школа работает в инновационном режиме при стандартном бюджете.
Нас понимают сами школьники и их родители. По данным анкетиро
вания (май 2005 года), 97,3% родителей поддерживают и одобряют нашу
работу, 16% предлагают свою помощь (преимущественно консультатив
ную, в организации кружковой работы и т.п.), 92% учащихся считают, что
уроки здоровья нужны, 64% используют полученную информацию в жиз
ни, 99% учащихся поддерживают работу школы в этом направлении.



Кемеровская область

Neiyaneay O.N.
o?eoaeu eeoa?aoo?u aunoae eaaeeoeeaoeiiiie eaoaai?ee,
ii?aoiue ?aaioiee iauaai ia?aciaaiey ?O,
aeiiacey ? 11, a. Ai?a?i-Noa?aine


Обратный эффект Буратино
Что есть здоровье? Существует множество определений этого поня
тия. И, наверное, только суммирование их даст полное и объективное по
нимание той ценности, сохранение и приумножение которой можно счи
тать одной из самых глобальных проблем современности в плане воспи
8
тания нового поколения. О здоровьесбережении много говорят, много
пишут. Но в том, что говорят и что пишут, видится некая однобокость
подхода, поскольку авторы статей и пособий акцентируют внимание в
основном на сумме приемов, позволяющих чередовать на уроке виды
учебной деятельности или путем упражнений различного рода переклю
чать левое и правое полушария мозга.
Приходилось присутствовать на таких очень совершенных в техниче
ском плане уроках, разработанных авторами методик в качестве образцо
во показательных. Покидаешь их, как правило, с грустным осознанием
— нет, не собственного несовершенства в методическом плане, а того, что
искусственный цветок всегда прекрасней и совершенней живого, за ис
ключением маленького недостатка: он ненастоящий и таковым никогда
не станет. Почему так пессимистично? Потому что ребенок воспринима
ется в этих технологиях как некая деталька, правильно вращающаяся в
могучей здоровьесберегающей машине... Если предельно схематизиро
вать, то можно рассматривать эту проблему в двух аспектах: здоровье ду
ши и здоровье тела (причем не только воспитуемых, но и воспитателей).
Так вот, существующие методики и техники во главу угла ставят второе,
не учитывая тот факт, что одно от другого неотделимо.
Уникальность биоадекватного метода, разработанного доктором пси
хологических наук Н.В. Масловой, во первых, как раз в возможности со
вокупной, неразделимой работы и с телом, и с душой, работы, которую
выполняет ЧЕЛОВЕК САМ.
Во вторых, корректирует он свое соматическое и психосоматическое
состояние ОБУЧАЯСЬ, вразрез с расхожим мнением о том, что учеба
“уносит последнее здоровье”.
В третьих, в ходе такого обучения на уроках литературы происходит
процесс формирования мировоззрения через проживание и присвоение
величайших ценностей человечества. К такому выводу пришла автор ста
тьи, используя биоадекватный метод обучения на уроках литературы в те
чение пяти лет.
Бич современного человечества — это постоянное напряжение, влеку
щее за собой стрессы и, как следствие, болезни.
Умение расслабляться — важнейший фактор сохранения здоровья.
Можно сказать, что в мире существует целая индустрия, которая зиждет
ся именно на этой одной из самых необходимых потребностей человече
ского организма: шоу бизнес, дискотеки и клубы, алкогольная промыш
ленность и наркобизнес и т.д. Уже из этого далеко не полного списка вид
но, насколько небезопасны для здоровья, психики и жизни некоторые
способы расслабления и как далеки от обретения подлинных смыслов
жизни другие. Научить человека расслаблению без ущерба для его орга
низма и с пользой для его души — разве это не глобальная проблема со
временности в плане сохранения здоровья? И где этому учить, как не в
том месте, где формируется человек и где испытывает особенно сильные
9
нагрузки и стрессы? Куда он приходит, держась за мамину ручку, и отку
да уходит с аттестатом, свидетельствующим о его зрелости?
Учебная релаксация, на которой строится биоадекватный метод обу
чения, помогает ребенку (и педагогу) выработать у себя это умение. При
чем каждый из двух этапов релаксации преследует свою цель и помогает
на символьном, метафорическом уровне справиться с какой то важной
для человека задачей или сделать шаг в направлении разрешения его
проблем, причем он может об этом и не подозревать, но, проговаривая,
описывая увиденное и пережитое, испытывает нечто вроде радостного
потрясения. Обратимся к практике.
Первый этап — поиск места покоя, этап синхронизации систем и гар
монизации внутреннего состояния.
“У меня сегодня было такое необычное место покоя: я летала на обла
ке. Оно было такое мягкое, теплое, как вата. Мне на нем было очень хо
рошо. И это было такое потрясающее чувство свободы!” (Софико Р.).
“Там было очень много платьев. Но я сразу ухватила какое то зеленое
чародейское платье и сразу его нацепила.
Оно было мне большое, но мне на это было наплевать. Мне не хотелось
его снимать, так я в нем и разгуливала, и мне было очень хорошо”. На сле
дующем уроке, уже по другой теме: “Меня уже ждало мое зеленое чаро
дейское платье. Я его надела. Оно стало мне впору. К нему еще добавился
такой же плащ с капюшоном. Это было так здорово!” (Катерина З.).

Второй этап — собственно учебная часть релаксации.
Интересен такой пример: Очень неуверенный в себе, стеснительный
юноша Олег С.: “Информация проявлялась на палке.
— Как выглядела палка?
— Обыкновенная палка (удивленно). Зачем ее описывать?
— Чтобы мы тоже могли увидеть ее. Какого она была размера?
— Ну, примерно вот такая (показывает).
— А какой формы?
— Обыкновенной! Палка как палка! Ой, нет... Она с одной стороны
была обструганная, гладкая, отшлифованная, а с другой — корявая та
кая…
— Что значит корявая?
— Ну, она в сучках... и на ней кора... (удивленно) она с той стороны —
ветка!”

страница 1
(всего 47)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign