LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

письменному экзамену по литературе за курс средней (полной)
школы в 2002/03 учебном году».
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ
Приложение

Образцы комплектов тем сочинений
Комплект № 1
1. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских
волнах...» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы
М. Горького «На дне»?
3. Губернский город и его обитатели в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души».
4. Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Рек
вием»*.
Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
4. Тема родины в лирике А. А. Ахматовой.
5. Тема воспитания в одном из произведений русской литера
туры XVIII–XIX веков.
Комплект № 2
1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5 й главы романа А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»).
2. «В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской
поэмы нет ничего неожиданного». Обоснуйте или опровергните выс
казывание М. Волошина о финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
3. Самодуры и самодурство в драме А. Н. Островского «Гроза».

70
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

4. Город и деревня в лирике С. Есенина.
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии»
(В. Г. Белинский). По 1–2 произведениям русской литературы
XX века.*
Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии»
(В. Г. Белинский). По произведениям русской и родной литера
туры XX века.

О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/03 УЧЕБНОМ ГОДУ

Письмо Департамента общего образования Минобразования России
от 20 марта 2003 г. № 13–51–51/13
В соответствии с приказом Минобразования России от 21.01.03
№ 135 «О внесении изменений и дополнений в Положение о
государственной (итоговой) аттестации выпускников
IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российс
кой Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.03
№ 4170) в 2002/03 учебном году выпускники XI классов общеоб
разовательных учреждений Российской Федерации могут выбрать
одну из форм письменного экзамена по русскому языку и лите
ратуре: сочинение или изложение с творческим заданием.
Информация об особенностях проведения письменного эк
замена по русскому языку и литературе в форме сочинения
в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Фе
дерации Минобразованием России дана в письме от 28.10.02
№ 13–51–125/13 «О проведении письменного экзамена по ли
тературе в XI классах общеобразовательных учреждений Рос
сийской Федерации в 2002/03 учебном году».
Решение о проведении письменного экзамена по русскому
языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в
XI классах общеобразовательных учреждений Российской Феде
рации принято Министерством образования Российской Феде
рации на основании положительных результатов эксперимента,
который проводился с 2000 по 2002 год в целях совершенствова

71
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ния формы государственной (итоговой) аттестации по литерату
ре выпускников XI классов.
Экзаменационные материалы для проведения изложения с твор
ческим заданием будут направляться в марте–апреле по линии
спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российс
кой Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с
письмом «О порядке обеспечения общеобразовательных учрежде
ний экзаменационными материалами». Тиражирование текстов
изложений с творческим заданием осуществляют государственные
органы управления образованием субъектов Российской Федера
ции, соблюдая при этом секретность.
Для изложения предлагается эпизод из прозаического произве
дения, указанного в «Обязательном минимуме содержания сред
него (полного) общего образования», или фрагмент критической
статьи, связанный с произведением, включенным в указанный
минимум (в каждое общеобразовательное учреждение направля
ются два варианта текста для изложения). Выбор текста из предло
женных вариантов осуществляет учитель. Творческое задание к
текстам первого варианта (эпизод) по форме представляет собой
проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъяв
ленного фрагмента, но всего произведения. Творческое задание к
тексту фрагменту критической статьи позволит выпускнику выс
казать свою точку зрения по поднятым в нем проблемам, ответить
на вопрос, связанный с художественным произведением.
При выборе изложения с творческим заданием учащимся предо
ставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение.
Задачей подробного изложения является максимально полное
воспроизведение содержания исходного текста с сохранением
авторского стиля.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин
формации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения
содержания исходного текста. Излагая текст сжато, ученики про
являют важные коммуникативные способности, связанные с уме
нием перерабатывать информацию: исключать подробности и
обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные
микротемы. При написании сжатого изложения перед выпускни
ком не ставится задача сохранения авторского стиля, однако
выпускник должен использовать авторские ключевые слова и

72
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

словосочетания. Сжатое изложение может быть самостоятельной
частью экзаменационной работы или оно может органично вхо
дить в творческую часть работы. В первом случае оно отделяется
от творческой части отступом и может оцениваться отдельной
отметкой, во втором — изложение включается в общую канву
ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, посколь
ку текст рассматривается как целое.
При организации экзамена следует учесть, что выбор формы
экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) вы
пускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот
выбор осознанным со стороны учащегося, учитель должен позна
комить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экза
менационного сочинения, так и с экзаменационным материалом
для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема
изложения и зачитывается творческое задание). Для проведения
письменного экзамена по русскому языку и литературе потребу
ются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и
для тех, кто будет писать изложение с творческим заданием. По
решению общеобразовательного учреждения для проведения ука
занного экзамена могут быть созданы различные экзаменацион
ные комиссии. Подписывая работу, выпускник должен указать,
какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал, это опре
делит подходы к критериям оценки ученической работы.
Творческое задание должно быть прочитано и записано на
доске. При необходимости на доске записываются имена соб
ственные, упомянутые в тексте изложения.
Наличие плана письменной экзаменационной работы не яв
ляется обязательным требованием.
Предложенный для изложения текст читается дважды, однако
возможно по решению учителя и третье прочтение текста. Пер
вое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения,
позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом,
второе прочтение фрагмента должно быть медленным, позволя
ющим выпускнику зафиксировать главные смысловые опоры
текста, на завершающем этапе ознакомления с текстом он вновь
читается в обычном темпе. На изложение с творческим заданием
отводится 6 часов.

73
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

По мере необходимости учащиеся могут пользоваться на эк
замене различными лингвистическими словарями. При написа
нии изложения по фрагменту критической статьи учащимся пре
доставляется право обращаться к тексту художественного про
изведения.
Письменная экзаменационная работа в форме изложения с
творческим заданием проверяется в соответствии с действующи
ми «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку».
За изложение с творческим заданием выставляется две отмет
ки: по русскому языку и литературе. Отметка по русскому языку
выставляется за орфографическую и пунктуационную грамот
ность, а также за речевое оформление всей работы.
Отметка по литературе выставляется за содержание изложения
и творческой части работы, которое можно оценить одной или
двумя отметками, при этом приоритет сохраняется за отметкой,
поставленной за творческую часть экзаменационной работы.
При оценке изложения необходимо учитывать полноту изло
жения исходного текста (подробное изложение) или точность
воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое
изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие
фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исход
ного текста), последовательность изложения (отсутствие нео
правданных повторов мысли, нарушение логики), уровень ре
чевого оформления.
При оценке творческого задания проверяется знание учащи
мися содержания художественного произведения, владение тео
ретико литературными понятиями, умение дать аргументирован
ный ответ на проблемный вопрос, речевое оформление работы.
Творческое задание (если оно представляет собой отдельную часть
экзаменационной работы) должно составлять не менее 3–4 стра
ниц письменного текста.
Итоговые отметки по русскому языку и по литературе выс
тавляются с учетом отметок, полученных за изложение с твор
ческим заданием и годовых отметок по названным предметам.
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ


74
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Приложение 1

Список рекомендуемой литературы
1. Добромыслов В. А. Изложения и сочинения в школе. М.: Ле
нинград, 1960.
2. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение. 5–9 классы. М.: Про
свещение, 1995.
3. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения.
М.: Просвещение, 1984.
4. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения. 5–9 клас
сы. М.: Просвещение, 1998.
5. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для
учителя. / Под ред. Т. А. Ладыженской. – 2 е изд. М.: Просве
щение, 1991.
6. Методическое письмо МО РФ от 22.05.96 № 478/11 «Изложение
с элементами сочинения – аттестационная форма контроля».
Методика обучения изложению, а также его проведения под
робно описана в методической литературе (см. работы Т. А. Ла
дыженской, В. И. Капинос, М. Т. Баранова, Т. А. Новожиловой,
Т. М. Фалиной).
Приложение 2
Образцы текстов для проведения экзамена в форме
изложения с творческим заданием 1
№1
Когда пришла революция, Блок встретил ее с какой то рели
гиозною радостью, как праздник духовного преображения Рос
сии. Он стоял под ураганом клевет и обид — ясный, счастливый
и верующий. Сбылось долгожданное, то, о чем пророчествова
ли ему кровавые зори. Он радостно вышел один против всех,
так как чувствовал себя в полной гармонии с хаосом.
Не поразительно ли, что всю поэму «Двенадцать» он написал
в два дня? Он начал писать ее с середины, со слов: «Уж я ножич
ком /Полосну, полосну!» — потому что, как рассказывал он, эти
два ж в первой строчке показались ему весьма выразительными.
Потом перешел к началу и в один день написал почти все: восемь

75
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

песен, до того места, где сказано: «Упокой, Господи, душу рабы
твоея. /Скучно».
Почти всю поэму — в один день! Необыкновенная энергия
творчества! За полгода до смерти он показывал мне ее черновик,
и я с удивлением смотрел на опрятные, изящные, небольшие
листочки, где в такое короткое время, так легко и свободно, ка
рандашиком, почти без помарок, он начертал эту великую поэму.
Никакой натуги, никаких лишних затрат вдохновения! Творить
ему было так же легко, как дышать.
Написав «Двенадцать», он все три с половиною года старался
уяснить себе, что же у него написалось.
Многие помнят, как пытливо он вслушивался в то, что гово
рили о «Двенадцати» кругом, словно ждал, что найдется такой
человек, который, наконец, объяснит ему значение этой поэмы,
не совсем понятной ему самому. Словно он не был виноват в
своем творчестве, словно поэму написал не он, а кто то другой,
словно он только записал ее под ЧУЖУЮ диктовку.
Помню, как то в июне в 1919 году Гумилев, в присутствии Бло
ка, читал в Институте истории искусств лекцию о его поэзии и
между прочим сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место,
где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что
внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект.
Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании
лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему то прислу
шиваясь:
— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, что
бы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему
Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.
И я тогда же записал у себя: к сожалению, Христос.
Гумилев смотрел на него со своей обычной надменностью: сам
он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не
любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами соб
ственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным:
поэт до такой степени был не властен в своем даровании, что сам
удивлялся тому, что у него написалось, боролся с тем, что у него
написалось, сожалел о том, что у него написалось, но чувствовал,

76
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его
желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и
верования.
(По К. Чуковскому)
(444 слова)

Задание.
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент статьи К. Чу
ковского «Александр Блок как человек и поэт».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Каковы возможные трактовки финала поэмы А. Блока «Двенад
цать»?
При выполнении задания № 2 выпускник может пользоваться
текстом поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
№2
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии.
Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале
своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, при
звав старосту, спросил о том, что им известно про французов, ста
роста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что
они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов
объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не
забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры
бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щерба
тый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона
и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько
слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам,
которую должны блюсти сыны отечества.
<…>Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки
костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро
оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он
по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье
и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и
пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою
в разъезды и зачислил в казаки.


77
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никог
да не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон,
который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он
владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими
блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково
верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв то
пор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал лож
ки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключи
тельное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно
трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост
вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середи
ну французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указыва
ли, посмеиваясь, на Тихона.
— Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, — говори
ли про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил
в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от
которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была
предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, кото
рым охотно поддавался Тихон.
— Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему каза
ки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь,
что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил фран
цузов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после
своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто
больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не
побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут
всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.
(Л. Н. Толстой)
(438 слов)
Задание.
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент романа Л. Н. Тол
стого «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. V).
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Как в образе Тихона Щербатого воплотилась «грозная и величе
ственная сила народной войны»?

78
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 9 апреля 2002 г. № 1306,
зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2002 г. № 3420
В целях совершенствования правового регулирования экспе
римента по введению единого государственного экзамена с уче
том опыта его проведения в 2001 году и в соответствии с поста
новлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля
2002 г. № 222 «Об участии образовательных учреждений среднего
профессионального образования в эксперименте по введению
единого государственного экзамена»* п р и к а з ы в а ю :
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении единого
государственного экзамена.
2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России
от 27.02.01 № 645 «Об утверждении Положения о проведении
единого государственного экзамена», зарегистрированный Ми
нюстом России 27.03.01 № 2633.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить
на первого заместителя министра В. А. Болотова.
Министр В. М. ФИЛИППОВ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования России
от 09.04.02 № 1306
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1. Общие положения
1.1. Положение о проведении единого государственного экза
мена (далее – Положение) разработано в соответствии с поста
новлением Правительства Российской Федерации от 16.02.01
№ 119 «Об организации эксперимента по введению единого го
сударственного экзамена» (Собрание законодательства Российс
кой Федерации, 2001, № 9, ст. 859) и постановлением Правитель
ства Российской Федерации от 05.04.02 № 222 «Об участии обра
* «Вестник образования России», 2002, № 11 (приказ Минобразования России от
22.04.02 № 1514).

79
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

зовательных учреждений среднего профессионального образования
в эксперименте по введению единого государственного экзаме

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign