LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3.1. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имею
щего свидетельство о государственной аккредитации, прошедшим
государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ го
сударственного образца о соответствующем уровне общего обра
зования: выпускникам IX класса — аттестат об основном общем
образовании, выпускникам XI(XII) классов — аттестат о среднем
(полном) общем образовании.
Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего
свидетельства о государственной аккредитации, после прохождения
ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ об
уровне общего образования в соответствии с лицензией. Форма доку
мента определяется самим общеобразовательным учреждением.
3.2. Выпускники, получившие образование в общеобразова
тельных учреждениях, не имеющих свидетельства о государствен
ной аккредитации, в форме семейного образования и самообра
зования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в обще
образовательных учреждениях, имеющих свидетельство о госу
дарственной аккредитации.
3.3. Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и
вынужденные переселенцы, обучавшиеся в аккредитованном
общеобразовательном учреждении и прошедшие в нем государ
ственную (итоговую) аттестацию, получают аттестат о соответ
ствующем уровне общего образования.

60
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

3.4. Аттестаты о соответствующем уровне общего образования
выпускникам общеобразовательных учреждений, имеющих сви
детельство о государственной аккредитации, выдаются теми об
щеобразовательными учреждениями, в которых они обучались и
проходили государственную (итоговую) аттестацию.
Выпускникам общеобразовательных учреждений, не имеющих
свидетельства о государственной аккредитации, проходившим
государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательных
учреждениях, имеющих свидетельство о государственной аккре
дитации, аттестаты о соответствующем уровне общего образова
ния выдаются теми общеобразовательными учреждениями, в
которых они проходили государственную (итоговую) аттестацию.
Выпускникам, обучавшимся в образовательных учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы и находящихся
при лечебных учреждениях, аттестаты выдаются теми общеобра
зовательными учреждениями, из которых они выбыли на лече
ние, на основании отметок промежуточной и государственной
(итоговой) аттестаций, полученных в образовательных учрежде
ниях при лечебных учреждениях.
3.5. В аттестат об основном общем образовании выставляются
итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускни
ком в классах второй ступени общего образования.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании выставля
ются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпус
кникам в классах третьей ступени общего образования, а также
отметка по русскому языку.
3.6. Выпускникам, изучавшим факультативные курсы, в атте
статах делается соответствующая запись.
3.7. В аттестате отметки по предметам проставляются цифра
ми и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетвори
тельно).
3.8. Несовершеннолетние обучающиеся IX классов, не допу
щенные к государственной (итоговой) аттестации, а также выпус
кники, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, по
усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение или получают справку об обучении в общеоб
разовательном учреждении установленного образца.

61
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Обучающимся XI(XII) классов, не допущенным к государствен
ной (итоговой) аттестации, а также выпускникам, не прошедшим
государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка об
обучении в общеобразовательном учреждении установленного
образца.
В справке указываются экзаменационные и итоговые отметки
(в том числе и неудовлетворительные) по всем предметам, изучав
шимся в классах соответствующей ступени общего образования.
3.9. Лицам, получившим справку об обучении в общеобразо
вательном учреждении, предоставляется право не ранее чем че
рез год пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме
экстерната. При этом ранее проходившие государственную (ито
говую) аттестацию сдают экзамены по тем предметам, по кото
рым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.
Лица, не проходившие государственную (итоговую) аттеста
цию, сдают не менее четырех экзаменов (IX класс), из которых
обязательными являются письменные экзамены по русскому язы
ку (изложение с элементами сочинения) и алгебре, и не менее
пяти экзаменов (XI или XII класс), из которых обязательными
являются письменные экзамены по русскому языку и литературе
и алгебре и началам анализа, а также по предметам, по которым
в справке выставлены неудовлетворительные отметки.

4. Награждение выпускников
4.1. Награждение выпускников золотой и серебряной медаля
ми «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За осо
бые успехи в изучении отдельных предметов» осуществляется в
соответствии с Положением, утверждаемым Министерством об
разования Российской Федерации.
4.2. Выпускники, отнесенные по состоянию здоровья к спе
циальной группе, или освобожденные по состоянию здоровья от
занятий по физической культуре, трудовому обучению и инфор
матике, прошедшие государственную (итоговую) аттестацию и
имеющие соответствующие отметки, награждаются медалями на
общих основаниях.

62
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

4.3. Выпускникам ХI(ХII) классов, награжденным золотыми
или серебряными медалями, выдаются аттестаты о среднем (пол
ном) общем образовании на бланках соответственно с золотым
или серебряным тиснением, а награжденным похвальной грамо
той — на бланках обычного образца.
4.4. Выпускникам IX класса, имеющим годовые, экзаменаци
онные и итоговые отметки «5», выдается аттестат об основном
общем образовании особого образца.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ И
ИНСТРУКТИВНО МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ В 2003 ГОДУ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 18 апреля 2003 г. № 13–51–80/13
Министерство образования Российской Федерации доводит
до сведения руководителей государственных органов управле
ния образованием субъектов Российской Федерации, муници
пальных органов управления образованием, директоров обще
образовательных учреждений и учителей, что при проведении
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и
ХI(ХII) классов следует использовать следующие документы:
— Закон Российской Федерации «Об образовании»;
— Положение о государственной (итоговой) аттестации вы
пускников IX и ХI(ХII) классов общеобразовательных учрежде
ний Российской Федерации, утвержденное приказом Минобра
зования России от 03.12.99 № 1075 (зарегистрирован Минюс
том России 17.02.2000 № 2114);
— приказ Минобразования России от 16.03.01 № 1022 «О
внесении дополнений в Положение о государственной (итого
вой) аттестации выпускников IX и ХI(ХII) классов общеобразо
вательных учреждений Российской Федерации» (зарегистриро
ван Минюстом России 11.04.01 № 2658);
— приказ Минобразования России от 25.06.02 № 2398 «О
признании утратившим силу п. 2.7. Положения о государствен

63
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI(ХII) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (за
регистрирован Минюстом России 16.07.02 № 3580);
—приказ Минобразования России от 21.01.03 № 135 «О вне
сении изменений и дополнений в Положение о государствен
ной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI(ХII) классов
общеобразовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом
России 03.02.03 № 4170);
—письмо Министерства образования Российской Федера
ции от 04.02.03 № 03–51–17ин/13–03 об использовании в ра
боте текста Положения о государственной (итоговой) аттеста
ции с изменениями и дополнениями в соответствии с выше
названными приказами Минобразования России;
—рекомендации по проведению в 2002 г. государственной
(итоговой) аттестации в общеобразовательных учреждениях Рос
сийской Федерации от 26.03.02 № 13–51–23/13 в части, не про
тиворечащей Положению о государственной (итоговой) аттеста
ции выпускников IX и ХI(ХII) классов общеобразовательных уч
реждений Российской Федерации с изменениями и дополнени
ями в соответствии с вышеназванными приказами Минобразо
вания России;
—Положение о золотой и серебряной медалях «За особые
успехи в учении», о похвальной грамоте «За особые успехи в
изучении отдельных предметов» и о похвальном листе «За от
личные успехи в учении», утвержденное приказом Минобразо
вания России от 03.12.99 № 1076 (зарегистрирован Минюстом
России 17.02 № 2113);
—письмо Департамента от 30.10.02 № 13–51–126/13 «О про
ведении письменных экзаменов по алгебре в 9 классах, по ма
тематике, алгебре и началам анализа в 11 классах общеобразо
вательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учеб
ном году»;
—письмо Департамента от 28.10.02 № 13–51–125/13 «О про
ведении письменного экзамена по литературе в XI классах об
щеобразовательных учреждений Российской Федерации в
2002/03 учебном году»;

64
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

—письмо Департамента от 20.03.03 № 13–51–51/13 «О про
ведении письменного экзамена по русскому языку и литературе
в форме изложения с творческим заданием в XI классах обще
образовательных учреждениях Российской Федерации в 2002/03
учебном году»;
—письмо Минобразования России от 08.04.03 № 03–51–
67ин/13–03 «Об экзамене по русскому языку и литературе в
ХI(ХII) классах общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в 2002/03 учебном году».
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ


О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В IX КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/03 УЧЕБНОМ ГОДУ

Письмо Департамента общего образования
Минобразования Российской Федерации
от 18 февраля 2003 г. № 13–51–31/13
В соответствии с «Положением о государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразователь
ных учреждений Российской Федерации» выбор юкстов для пись
менного экзамена по русскому языку в IX классах осуществляется
государственными органами управления образованием субъектов
Российской Федерации из сборника текстов письменных экзаме
национных работ, подготовленного Минобразованием России.
В 2002/03 учебном году, как и в предыдущие годы, для этой
цели используется «Сборник текстов для проведения письменного
экзамена по русскому языку за курс основной школы» (авторы
составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова, издательство «Дро
фа»). В 2001 году сборник был переработан и дополнен, пригод
ными изданиями являются 5 е, 6 е и 7 е (2001–2003 гг.).
Из сборника выбираются тексты для проведения письменного
экзамена по русскому языку в IX классах общеобразовательных
учреждений, включая классы компенсирующего обучения, для ко
торых даны образцы текстов во второй части сборника. Традици
онно для проведения экзамена направляется два текста, из кото

65
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

рых экзаменующий учитель осуществляет свой выбор, принимая
во внимание уровень подготовки класса. В классах с углубленным
изучением русского языка экзамен проводится по материалам,
подготовленным Минобразованием России и рассылаемым в ус
тановленном порядке.
Руководители органов управления образованием субъектов
Российской Федерации несут личную ответственность за органи
зацию выбора текстов из сборника, сохранение секретности ин
формации о выбранных текстах, своевременную передачу матери
алов в школы.
Для экзамена должно быть подготовлено необходимое коли
чество текстов, обеспечивающее возможность проведения государ
ственной аттестации в условиях разных часовых поясов, в разные
даты, в дневных и вечерних школах. Кроме того, следует предус
мотреть резервные варианты для пропустивших по болезни основ
ной экзамен и для пересдачи экзамена.
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ


О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/03 УЧЕБНОМ ГОДУ

Письмо Департамента общего образования Минобразования России
от 28 октября 2002 г. № 13–51–125/13
В 2001/02 учебном году Министерством образования Россий
ской Федерации в целях совершенствования организационной
формы проведения государственной (итоговой) аттестации вы
пускников XI классов был проведен письменный экзамен по
литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппирован
ных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и вклю
чал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой
экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения
каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие опе
ративную связь, были информированы в день экзамена по реги
ональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по
литературе.

66
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Минобразование России направило в регионы письмо с
просьбой предоставить подробную информацию по итогам про
ведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управ
ления образованием субъектов Российской Федерации, свидетель
ствует о том, что новая форма организации итогового контроля
по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала пре
дотвращению утечки информации о содержании письменных
экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для
подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускни
ков психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.
С учетом предложений, поступивших из регионов по даль
нейшему совершенствованию формы и содержания итоговой ат
тестации, Минобразование России устанавливает следующий
порядок проведения государственной (итоговой) аттестации вы
пускников XI классов общеобразовательных учреждений по ли
тературе в 2002/03 учебном году.
Новая форма организации итогового контроля по литературе
распространяется на выпускников школ с русским (родным) язы
ком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с
родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников
вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадаю
щие со сроками дневных общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения государственной
(итоговой) аттестации выпускников XI классов по литературе
будет представлен в двух документах: «Перечень тем сочинений
для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/03 учебном году» и «Комплекты
тем сочинений для проведения письменного экзамена по литера
туре за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году».
Экзаменационные материалы соответствуют обязательным ми
нимумам содержания основного общего и среднего (полного)
общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98
№ 1236 и от 30.06.99 № 56).
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году» включает 500 тем. В указанном перечне

67
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по ли
тературе первой половины XIX века, темы по литературе вто
рой половины XIX века, темы по литературе XX века, а также
дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком
обучения.
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экза
мену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учеб
ном году» в третьей декаде марта 2003 года будет направлен элек
тронной почтой в органы управления образованием субъектов
Российской Федерации, а также помещен в «Учительской газе
те», в газетах «Первое сентября» и «Литература», в журнале «Вес
тник образования», размещен на сайте Минобразования России в
Интернете (www.informika.ru)*. He позднее второй декады апреля
каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения
«Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзаме
ну по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учеб
ном году» в количестве не менее одного экземпляра на образова
тельное учреждение.
«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экза
мена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учеб
ном году» включают 70 комплектов. Каждый комплект будет со
стоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппирован
ных в соответствии со следующей структурой экзаменационного
пакета:
1. Анализ эпизода из художественного произведения русской
литературы XIX–XX века (эпизоды указаны) или анализ стихот
ворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или
высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и
произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и
произведение указаны).
5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной
* Также данные материалы будут опубликованы в журнале «Вестник образования
России».

68
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век; про
изведение художественной литературы выбирает учащийся).
При комплектовании тем учитывается специфика литератур
ного образования в школах с родным (нерусским) языком обуче
ния: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие
специальную пометку (*), которая указывает на право выпускни
ка школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту
тему на другую тему, включенную в комплект с пометкой «для
школ с родным (нерусским) языком обучения».
Количество тем сочинений в «Комплектах тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/03 учебном году» будет примерно на 15%
меньше числа тем, которые войдут в «Перечень тем сочинений
для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/03 учебном году».
«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экза
мена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учеб
ном году» во второй декаде мая 2003 года будут помещены в
«Учительской газете», в газетах «Первое сентября» и «Литерату
ра», в журнале «Вестник образования», размещены на сайте
Минобразования России в Интернете (www.informika.ru)*. В день
экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или ана
логичного устройства) определяется номер комплекта и соответ
ствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране
не менее 5 минут и объявляются по радио.
Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экза
менационными материалами (один комплект тем сочинений) в
традиционном порядке на случай невозможности проведения
экзамена в новой организационной форме по техническим при
чинам. Экзаменационные материалы будут взяты из «Комплек
тов тем сочинений для проведения письменного экзамена по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном
году» и направлены в марте апреле по линии спецсвязи в органы
управления образованием субъектов Российской Федерации в
установленном ранее порядке в соответствии с письмом
«О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экза
менационными материалами».


69
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Традиционный порядок проведения итоговой аттестации со
храняется для следующих категорий учащихся: выпускников об
щеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной
связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, вы
пускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки,
не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.
Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из
опубликованного «Перечня тем сочинений для подготовки к

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign