LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ний и острых кишечных инфекций среди обучающихся и персо
нала в установленном порядке информируются территориальные
центры госсанэпиднадзора.
2.12.5. В питании обучающихся в общеобразовательных учреж
дениях запрещается использовать:
• фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепло
вой обработки (кипячения);

40
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

• творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработ
ки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек,
сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5–10 мин
до готовности);
• молоко и простоквашу «самоквас» в натуральном виде, а
также для приготовления творога;
• зеленый горошек без термической обработки;
• макароны с мясным фаршем (по флотски), блинчики с мя
сом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные
блюда (мясные и рыбные);
• напитки, морсы без термической обработки, квас;
• грибы;
• макароны с рубленым яйцом, яичницу глазунью;
• пирожные и торты кремовые;
• жаренные во фритюре пирожки, пончики;
• неизвестного состава порошки в качестве рыхлителей теста.
2.12.6. Требования к соблюдению правил личной гигиены сотруд
никами пищеблока. К работе на пищеблок допускаются здоровые
лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действу
ющими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс
по гигиенической подготовке со сдачей зачета.
Контроль за соблюдением сроков прохождения медосмотров
возлагается на медработника учреждения. На каждого работника
заводится личная медицинская книжка, в которую вносят результа
ты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекци
онных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.
Персонал пищеблока обязан соблюдать следующие правила
личной гигиены:
• приходить на работу в чистой одежде и обуви;
• оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в
гардеробной;
• коротко стричь ногти;
• перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, наде
вать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте,
после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желатель
но дезинфицирующим;

41
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

• при появлении признаков простудного заболевания или
кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сооб
щить администрации и обратиться в медицинское учреждение для
лечения;
• сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфек
циями в семье работника.
Сотрудникам в пищеблоках не разрешается:
• при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изде
лий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застеги
вать санодежду булавками;
• принимать пищу, курить на рабочем месте.
Прием пищи и курение разрешаются в специально отведен
ном помещении или месте.
Ежедневно перед началом смены медработник проводит у
всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на нали
чие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми забо
леваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадина
ми, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не
допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты ос
мотров заносятся в журналы установленной формы. В каждом
пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для
оказания первой помощи.




42
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Приложение 1
(обязательное)
Примерный перечень оборудования и инструментария
медицинского кабинета
Письменный стол 1–2 шт.
Стулья 4–6 шт.
Ширма 1 шт.
Кушетка 1 шт.
Шкаф канцелярский 1–2 шт.
Шкаф аптечный 1 шт.
Медицинский столик со стеклянной крышкой:
а) с набором прививочного инструментария 1 шт.
б) со средствами для оказания
неотложной помощи 1 шт.
Холодильник (для вакцин и медикаментов) 1 шт.
Умывальная раковина (умывальник) 1 шт.
Ведро с педальной крышкой 1 шт.
Весы медицинские 1 шт.
Ростомер 1 шт.
Спирометр 1 шт.
Динамометр ручной 1 шт.
Лампа настольная для офтальмологического
и оториноларингологического обследования 1 шт.
Таблица для определения остроты зрения,
помещенная в аппарат Ротта 1 шт.
Тонометр 1 шт.
Фонендоскоп 2 шт.
Бикс маленький 2 шт.
Бикс большой 2 шт.
Жгут резиновый 4–6 шт.
Шприцы одноразовые с иглами
2,0 10 шт.
5,0 10 шт.
10,0 5 шт.
Пинцет 1 шт.

43
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Термометр медицинский 20–25 шт.
Ножницы 2 шт.
Грелка резиновая 1–2 шт.
Пузырь для льда 1–2 шт.
Лоток почкообразный 5 шт.
Шпатель металлический 40 шт.
Шины (Крамера, Дитерихса, пластмассовые,
для верхних конечностей) 10 шт.
Носилки 1 шт.
Кварц тубусный 1 шт.
Очки в детской оправе (Дрр 56–58 мм)
с линзами в 1 дптр 1 шт.
Полихроматические таблицы для исследования
цветоощущения Е. Б. Рабкина 1 шт.
Плантограф деревянный
(может быть изготовлен в мастерской
для трудового обучения) 1 шт.
Коврик (1?1,5 м) 1 шт.


Приложение 2
(рекомендуемое)

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статиче
скую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и
на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для
снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1–2 — отвести
голову назад и плавно наклонить назад, 3–4 — голову наклонить
вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо,
2 — и. п., 3 — поворот головы налево, 4 — и. п. Повторить 6–8 раз.
Темп медленный.

44
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

3. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку
занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и. п.,
3–4 — то же правой рукой. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку
вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить
3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И. п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4 — локти
назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потря
сти расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 —
разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опу
стить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища
1. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повер
нуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время пово
ротов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз.
Темп средний.
2. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1–5 — круговые
движения тазом в одну сторону. 4–6 — то же в другую сторону.
7–8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить
4–6 раз. Темп средний.
3. И. п. — стойка ноги врозь. 1–2 — наклон вперед, правая
рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх.
3–4 — и. п., 5–8 — то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз.
Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для раз
ных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени
на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И. п . — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо,
2 — и. п., 3 — поворот головы налево, 4 — и. п., 5 — плавно

45
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

наклонить голову назад, 6 — и. п., 7 — голову наклонить вперед.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 —
разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опус
тить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища
И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть
таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов
плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4–6 раз. Темп
средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс,
2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку
на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх,
7–8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на
плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 —
правую руку на пояс, 13–14 — хлопки руками по бедрам. Повто
рить 4–6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2–3 раза — средний, 4–5 —
быстрый, 6 — медленный.

Приложение 3
(рекомендуемое)
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, мед
ленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза и считать до 3, открыть их и посмот
реть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не повора
чивая головы, за медленными движениями указательного пальца
вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет
1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами
в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные
мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
46
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ


Приложение 4
(рекомендуемое)
Примерный объем двигательной активности обучающихся
Классы Еже Общие Самосто
Культурно оздорови Уроки Внеклассные
дневный тельные мероприя мероприятия ятельные
формы
физ
объем для занятия
занятий в
тия культу
времени обучающихся физкуль
неделю
ры в
(ч) турой не
неделю спортсекции, менее
кружки
(мин)
физкультуры,
группы
ОФП (ч)
2 2 1,10 10–15
6–8 Е
I 5–6 5 15–20 1

2 2 1,30 6–8 15–20
II 5–6 5 15–20 1 Ж

2 2 1,30 6–8 15–20
Е
III 5–6 5 15–20 1

IV 2 5–6 5 15–20 1 2 1,30 6–8 15–20
М

2 2 1,30 8–9 20–25
Е
V 5–7 5 35–45 1

2 2 1,30 8–9 20–25
С
VI 5–7 5 35–45 1

2 2 2 8–9 20–25
VII 6–8 5 35–45 1 Я

2 2 2 8–9 20–25
Ч
VIII 6–8 5 35–45 1

2 2 2 8–9 25–30
IX 6–8 – 35–45 1 Н

2 2 2 10 25–30
О
X 6–8 – 15–20 –

XI 2 6–8 – 15–20 – 2 2 10 30–35




47
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ



Приложение 5
(рекомендуемое)
Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов
в малокомплектном общеобразовательном учреждении

Вариант 1 Вариант 2




1 полугодие




2 полугодие


— 1 класс
— 2 класс
— 3 класс




Примечание: продолжительность совмещенных уроков сокра
щается до 40 мин, последних уроков — до 35 мин.
В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полуго
дии 30 мин, во 2 м — 35 мин.
Второй перерыв (20 мин) используется для питания детей. Тре
тий (20 мин) — для игр на свежем воздухе.
Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится
2,5 часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон,
игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физ
культуры, труда, пения, рисования.

48
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ



Приложение 6
(рекомендуемое)
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что
биоритмологический оптимум умственной работоспособности у
детей школьного возраста приходится на интервал 10–12 ч. В эти
часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала
при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени ос
новные предметы должны проводиться на 2–3 х уроках, а для
обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и
в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине
недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пят
ница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели
строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился
на вторник и(или) среду. На эти дни в расписание уроков включа
ются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по
трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные
дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы
следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю
подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользовать
ся таблицей И. Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого
предмета ранжируется в баллах.
Предмет Количество
баллов
Математика, русский язык 11
(для национальных
общеобразовательных учреждений)

49
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Предмет Количество
баллов
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1

Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные
опроса обучающихся современных общеобразовательных учрежде
ний, которые к наиболее трудным предметам относят информа
тику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Ука
занные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign