LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

• проведение не более 4 уроков в день;
• продолжительность уроков — не более 35 мин;
• организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 мин;
• использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии;
• организация дневного сна, 3 х разового питания и прогулок
для детей, посещающих группу продленного дня;
• обучение без домашних заданий и балльного оценивания
знаний обучающихся;
• дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса
адаптации детей к требованиям общеобразовательного учрежде
ния в 1 х классах применяется «ступенчатый» метод постепенно
го наращивания учебной нагрузки:
• в сентябре, октябре — 3 урока по 35 мин каждый;
• со второй четверти — 4 урока по 35 мин каждый.
2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучаю
щихся на уроках по основным предметам не должна превышать
80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки,
зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и
гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике
(приложения 2 и 3).
2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных
учреждениях создаются условия для удовлетворения биологи
ческой потребности обучающихся в движении. Эта потребность
может быть реализована посредством ежедневной двигательной
активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем
двигательной активности слагается из участия обучающихся в
комплексе мероприятий для каждого учреждения (приложе
ние 4): проведении гимнастики до учебных занятий, физкульт
минуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного
часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных
спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоя
тельных занятий физкультурой.

31
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для
обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы дви
гательно активного характера (хореография, ритмика, современ
ные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным
спортивным играм и др.).
2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч, без про
ведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучени
ем отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение прово
дится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколь
ко смен, обучение 1 х, 5 х, выпускных и классов компенсирую
щего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обу
чающихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах составляет не бо
лее 40 мин. Коррекционно развивающие занятия включаются в
объем максимально допустимой недельной нагрузки, установлен
ной для обучающихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уро
ков в день должно быть не более 5 в начальных классах и не
более 6 — в 5–11 х классах.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального
уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в ком
пенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день
в середине недели (среда).
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адапта
ции к требованиям общеобразовательного учреждения обучающие
ся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необхо
димой медико психологической помощью (психолог, педиатр, ло
гопед), специально подготовленными педагогами, техническими и
наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обу
чения и развития детей.
2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учрежде
ниях формирование классов комплектов определяется конкрет
ными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей.

32
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Оптимальным является раздельное обучение учащихся I ступе
ни разного возраста. Допускается объединение обучающихся
I ступени в класс комплект, при этом следует отдавать предпоч
тение формированию двух совмещенных классов комплектов.
Оптимальным является объединение в один комплект обучаю
щихся 1 х и 3 х классов (1 + 3), 2 х и 3 х классов (2 + 3), 2 х и
4 х классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучаю
щихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных
(особенно 4 х и 5 х) уроков на 5–10 мин (кроме урока физкуль
туры). При необходимости объединить в один комплект обуча
ющихся 1, 2, 3, 4 х классов следует применять скользящий гра
фик учебных занятий для детей разного возраста с целью созда
ния условий для проведения в каждом классе части уроков вне
совмещения (соблюдение этого требования особенно необходи
мо для первоклассников) (приложение 5). В учреждениях, где
со 2 го класса применяется программированное обучение с ис
пользованием звукотехнических средств, должна соблюдаться
предельно допустимая длительность работы детей с программ
ными материалами: на уроках письма во 2 м классе — не более
20 мин, в 3 м — не более 25 мин; на уроках математики во 2 м
классе — не более 15 мин, в 3 м — не более 20 мин. На уроках
чтения использование звукотехнических средств допустимо толь
ко в качестве звуковых наглядных пособий.
Независимо от ступени обучения наполняемость двухкласс
ных комплектов должна составлять не более 25, а при объедине
нии в один комплект трех четырех классов — не более 15 детей.
2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждени
ях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного примене
ния в учебном процессе устанавливается согласно табл. 4.
2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках
непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодис
плейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических
мероприятий должны соответствовать гигиеническим требовани
ям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональ
ным электронно вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для
глаз, которая выполняется на рабочем месте (приложение 5).

33
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Таблица 4
Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения

Длительность просмотра (мин)
Классы
кинофильмов телепередач
диафильмов,
диапозитивов
15
1–2 7–15 15–20

20
3–4 15–20 15–20

5–7 20–25 20–25 20–25

25–30
8–11 – 25–30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не дол
жно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и
III ступени — 4–6.

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по
характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид дея
тельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в
1–2 х классах — 20–25 мин, для обучающихся в 3–4 х классах —
30–35 мин.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном,
тканью для первоклассников не более 5 мин, для обучающихся во
2–3 х классах — 5–7 мин, для обучающихся в 4 х классах — 10 мин,
а при работе с деревом и проволокой — не более 4–5 мин.
Длительность практической работы на уроках труда для обу
чающихся в 5–7 х классах не должна превышать 65 % времени
занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудо
вым операциям для обучающихся в 5 х классах — не более 10 мин,
в 6 х — 12 мин, в 7 х — 16 мин.
2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обяза
тельных и факультативных занятий. Факультативные занятия
следует планировать на дни с наименьшим количеством обяза
тельных уроков.

34
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Между началом факультативных и последним уроком обязатель
ных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 мин.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Для обучающихся в 5–9 х классах сдвоенные уроки допускаются
для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда,
физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для
обучающихся в 5–9 х классах допускаются при условии их прове
дения следом за уроком физкультуры или динамической паузой
продолжительностью не менее 30 мин.
В 10–11 х классах допускается проведение сдвоенных уроков
по основным и профильным предметам.
2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать
в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные пред
меты с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физ
культуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предме
ты естественно математического и гуманитарного циклов.
2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и
недельной кривой умственной работоспособности обучающихся
(приложение 6).
2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет
не менее 10 мин, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30
мин: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уро
ков устраивать две перемены по 20 мин каждая. Перемены необхо
димо проводить при максимальном использовании свежего воздуха,
в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической пау
зы разрешается удлинять большую перемену до 45 мин, из которых
не менее 30 мин отводится на организацию двигательно активных
видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в
спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом воз
можности их выполнения в следующих пределах: в 1 м классе (со
второго полугодия) — до 1 ч, во 2 м — до 1,5 ч, в 3–4 м — до 2 ч,
в 5–6 м — до 2,5 ч, в 7–8 м — до 3 ч, в 9–11 м — до 4 ч.
2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии
с действующими требованиями Минздрава России по организа
ции и режиму работы групп продленного дня.

35
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

В группах продленного дня продолжительность прогулки для
обучающихся I ступени составляет не менее 2 ч, обучающихся
II ступени — не менее 1,5 ч.
Самоподготовку следует начинать с 16 ч. Продолжительность
самоподготовки определяется классом обучения соответственно
п. 2.9.20.
Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах
продленного дня является их двигательная активность на воздухе
до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные
игры, общественно полезный труд на участке общеобразователь
ного учреждения), а после самоподготовки — участие в меропри
ятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посе
щение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение кон
цертов самодеятельности, викторин и прочее).
2.10. Требования к организации
медицинского обслуживания обучающихся
2.10.1. Все общеобразовательные учреждения укомплектовы
ваются квалифицированными кадрами средних медицинских
работников, врачей педиатров.
2.10.2. Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях
обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответ
ствии с действующими требованиями, предъявляемыми федераль
ными органами исполнительной власти в области здравоохране
ния и образования.
2.10.3. Во всех видах общеобразовательных учреждений орга
низуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения
в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого
педагогической коррекции.
2.10.4. Все работники учреждения проходят обязательные про
филактические осмотры в установленном порядке.
2.10.5. Администрация и медицинские работники общеобразо
вательных учреждений с углубленным изучением отдельных пред
метов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хрониче
скими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обуче
ние в таких учреждениях является дополнительным фактором
риска для здоровья больного ребенка.

36
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию
2.11.1. В период эпидемиологического благополучия в учреж
дениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с ис
пользованием соды, мыла или синтетических моющих средств.
Уборку классов и других учебных и вспомогательных помеще
ний проводят после окончания уроков при открытых окнах или
фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку прово
дят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли
(подоконники, радиаторы и др.).
Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с
применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств,
разрешенных в установленном порядке (например, 0,5—1 % ный
раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция,
0,2 % ный раствор сульфохлорантина, 3 % ный раствор амфола
на, 1 % ный (по ДВ) раствор полисепта, 1 % ный (по ДВ) ра
створ перамина, 3 % ный (по ДВ) раствор перекиси водорода с
моющим средством).
Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год
(весной и осенью).
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и меди
цинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфици
рующих средств.
Санитарно техническое оборудование подлежит ежедневному
обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сиденья на унита
зах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с
мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистя
ще дезинфицирующими средствами, разрешенными в установ
ленном порядке (например, Блеск 2, Санита, Белка, ПЧД, Де
зеф, Дезус, Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на
этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном
из дезинфицирующих средств (приложение 7).
2.11.2. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее
детьми (завтрак, обед, полдник). После каждого приема пищи
столы моют горячей водой с мылом или содой.
Мытье посуды осуществляется механическим или ручным спо
собом. При ручном способе мытья посуды используется трех
гнездная ванна.

37
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Освобожденная от остатков пищи столовая посуда моется щет
кой в воде (50 °С) с добавлением моющих средств (1 ванна). После
этого посуда погружается в один из дезинфицирующих растворов
(0,2 % ный раствор хлорамина, гипохлорита натрия или каль
ция) — 2 ванна, ополаскивается горячей проточной водой при
температуре 65 °С (3 ванна) и просушивается в специальных
шкафах или решетках.
Стеклянная посуда после механической очистки моется с при
менением разрешенных моечных средств (1 ванна), ополаскива
ется горячей проточной водой (2 ванна) и просушивается на
специальных решетках.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с
применением моющих средств (1 ванна) споласкивают горячей
проточной водой (2 ванна) и обеззараживают физическим мето
дом в воздушных стерилизаторах в течение 2–3 мин. Чистые сто
ловые приборы хранят в металлических кассетах в вертикальном
положении ручками вверх.
2.11.3. Во время карантина очередность процессов обработки
посуды меняется. Сначала, после освобождения от остатков пищи,
посуду погружают в один из дезинфицирующих растворов, указан
ных в приложении 7, или кипятят в 2 % ном растворе соды 15 мин.
После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высу
шивают.
При использовании посудомоечной машины обработку посу
ды проводят по режиму, указанному в документации на машину.
2.11.4. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для проти
рания столов после использования кипятят в течение 15 мин в
воде с добавлением соды или замачивают в дезинфицирующем
растворе (0,5 % ном растворе хлорамина 50 мин), затем пропо
ласкивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
2.11.5. Остатки пищи обеззараживают кипячением в течение
15 мин или засыпают хлорной известью либо любым из следую
щих средств: известью белильной термостойкой 200 г/кг или НГК,
или ДОСГК 100 г/кг.
2.11.6. В помещении пищеблока (кухни, кладовые и пр.) долж
ны соблюдаться правила хранения продуктов и пищевых отходов
и проводиться борьба с мухами, тараканами и грызунами.

38
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

2.11.7. В медицинском кабинете, помимо обеззараживания по
мещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать
медицинские инструменты многоразового пользования способом
погружения в один из растворов, указанных в приложении 7, или
пользоваться физическими методами обеззараживания (кипяче
ние, сухой горячий воздух). Предметы ухода за больными дезин
фицируются способом протирания или погружения в раствор
дезинфицирующего средства (приложение 7).
2.11.8. В тех случаях, когда требуется стерильность, необходи
мо применять изделия разового пользования.
2.11.9. В период карантина ежедневному обеззараживанию
подлежат все помещения, где находились дети из класса с установ
ленным карантином.
При проведении дезинфекции особое внимание уделяют
обработке объектов, играющих решающую роль в передаче дан
ной инфекции.
При капельных инфекциях — частое проветривание классов
(на каждой перемене), тщательное удаление пыли в помещениях,
обеззараживание посуды; при кишечных инфекциях — обеззара
живание посуды, поверхностей обеденных столов, санитарно тех
нического оборудования, мытье рук с мылом после каждого по
сещения туалета и перед приемом пищи.
2.11.10. С целью выявления педикулеза медицинскому пер
соналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и
ежемесячно выборочно (четыре пять классов) проводить осмот
ры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды) проводят
в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые
гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипят
ком или протирают 70 градусным раствором спирта.
2.11.11. На территории участка проводят ежедневную уборку.
Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающи
мися крышками. Очистку мусоросборников производят при их
заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники
дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям,
мусорных ящиков проводят орошением 10 % ным раствором хлор

39
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ной извести (или извести белильной термостойкой), 5 % ным
раствором НГК или 7 % ным раствором ВГК при времени обезза
раживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов: 10 % ным
раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин,
20 % ным хлорно известковым молоком 2:1 на 60 мин, 5 % ным
раствором НГК 2:1 на 120 мин.
2.11.12. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения
их на фазе развития в отходах 1 раз в 5–10 дней места сбора
отходов обрабатывают одним из средств в соответствии с указа
ниями по борьбе с мухами. На территории учреждений не долж
но быть безнадзорных животных.
2.12. Требования к организации питания
2.12.1. Требования к режиму питания обучающихся. Для обу
чающихся должно быть организовано одноразовое горячее пита
ние (завтрак). По желанию родителей им может быть предостав
лен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечивают
ся по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и
обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником.
2.12.2. Организация и рацион питания обучающихся подлежат
обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора.
2.12.3. При организации питания следует руководствоваться
санитарно эпидемиологическими требованиями, предъявляемы
ми к организациям общественного питания, изготовлению и обо
ротоспособности в них продовольственного сырья и пищевых
продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся
продуктов, к организации рационального питания обучающихся
в общеобразовательных учреждениях.
2.12.4. О случаях появления в учреждении пищевых отравле

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign